23 апреля в честь Георгия поселяне имеют обыкновение служить обедни и молебны угоднику, на которых испрашивают у святого благословения своим нивам и обилия плодов земных. В Малороссии в день Георгия совершаются крестные ходы для освящения посевов, и простой народ верит, что Георгий сам ходит в это время по полям и родит жито 311 . В северо-западной Руси есть обычай в день Георгия утром ходить по полям с водою и съестными припасами и обтыкать межу косточками, сбережёнными от пасхального стола. При обходах поётся песня в честь Георгия. Юрий, вставай рано, Отмыкай землю, Выпущай росу На цеплое лето, На буйное жито, На ядренистое, На колосистое, Людям на здоровье и т. д. 312 По воззрениям белорусов, Егорий весною и утром отмыкает сырую землю: Святый Юрья Божий пасол Да Бога пашов, А узяв ключи золотые, Атамкнув землю сырусенькую, Пущав росу цаплюсенькую На белую Русь и на увесь свет 313 . В пословицах также Георгий представляется покровителем плодов. «Сей рассаду до Егорья, будет щей довольно. Коли на Егорьев день лист с полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку. Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овёс». Но более (повторяем) известен Георгий? как покровитель животных. Поселяне стараются иметь в дому образ Георгия в уверенности, что он охраняет скот от зверей и чумы 314 . В день Юрия хозяева в первый раз выгоняют освящённою вербою скотину в поле, причём многие служат Георгию молебны и окропляют скот или освящённою водою, или Юрьевою росою; иные из хозяев в этот день налагают на себя пост. В некоторых местах зажигают огни как символ очищения от порчи. После таких обрядов выгнанный на Юрьеву росу скот принимается уже под защиту св. Георгия 315 . Среди народа ходит немало сказаний, в которых св. Георгий является покровителем зверей и животных. Георгий назначает зверям и животным пищу, лечит их, когда они больны. Раз шли путём-дорогою два человека. Дело было под вечер, а путь – чрез лес. Один, боясь волков, предложил ночевать, другой же решился идти в лес. Идёт он много ли, мало ли, только приходит к огню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оптина пустынь. Великая Пятница. Вынос Плащаницы. По прошествии некоторого времени Виктор Константинович (отец Георгия) увидел сына во сне: «Он, стоя высоко на ступеньках храма и держа в руках свиток, сказал: “Пятница – день значительный”. Такой светлый был сон, всё было ясно кругом». В Великую пятницу , когда «Владыка твари предстоит Пилату, и кресту предается Зиждитель всех: яко агнец приводим Своею волею: гвоздьми пригвождается, и в ребра прободается… За распинающих моляше Своего Отца, глаголя: Отче, остави им грех сей: не ведят бо беззаконнии, что неправедно содевают» , – в этот день, значительный для всех христиан, перешел к нетленной жизни, приняв страдания, мученик Георгий. Когда сообщили из Оптиной о случившемся, Виктор Константинович решился сказать Анне Илларионовне о кончине сына только на следующий день. Решено было хоронить Георгия в Тольятти, и Виктор Константинович вместе с крестной матерью Георгия Татьяной Ивановной 30 апреля выехал за сыном. «В метель, в дождь, по незнакомой дороге ночью, – вспоминает Виктор Константинович о том, как он вез домой скорбный груз. – Когда доехали до Рязани, я проверил масло в двигателе и ужаснулся: масла было на донышке, ехали чудом». Из монастыря выехали 2 мая в 10 часов утра, а 3 мая в 6-м часу вечера уже были у подъезда дома в Тольятти. Не занося Георгия в дом, перенесли гроб в машину, которую подогнал одноклассник Георгия Александр, и поехали на кладбище. Перед выездом из Оптиной отец Трифон, помогавший Виктору Константиновичу, дал ему письмо к отцу Герману, служившему в Казанской церкви Тольятти, с просьбой совершить погребение. Отец Герман приехал на кладбище, покойного отпели и около 6 часов вечера предали земле. Хоронили Георгия на пятый день, но никаких признаков тления не было: как будто только что уснул он, – и лишь очень повзрослевшим показался он родителям в последний раз. Один худенький, невысокого роста, другой средненький, а третий – здоровый, и он спросил: «Вы теперь будете нам мстить?» «Вскоре после того, как убили сыночка моего, – рассказывает Анна Илларионовна, – приснились мне его мучители. Снилось мне, что я на печке, а по сторонам [незнакомые] ребята. Я и сейчас бы их опознала. Один худенький, невысокого роста, другой средненький, а третий – здоровый, высокий, краснолицый, и он спросил: “Вы теперь будете нам мстить?”

http://pravoslavie.ru/70282.html

В XV-XVII вв. основная часть территории К. и П. е. входила в Суздальскую епархию , в XVIII в.- во Владимирскую епархию (см. Владимирская и Суздальская епархия ), с 1796 г.- в Костромскую, с 1947 г.- в Ивановскую епархию. На территории К. и П. е. находится ряд старинных городов: Кинешма (впервые упом. в 1504), Лух (упом. в 1428/29), Юрьевец (впервые упом. в кон. XIV в.). На территории К. и П. е. разворачивались мн. события Смутного времени , в частности, восстание в Юрьевце против Лжедмитрия II (1608) во главе с Федором Красным, подавленное в 1609 г. отрядами А. Ю. Лисовского, когда были сожжены Кинешма и Юрьевец. 26 мая (в этот день в 1609 г. Лисовский захватил Кинешму) до нач. XX в. был днем поминовения погибших защитников Кинешмы, обычай поминовения возродился в 90-х гг. XX в. В сер. XVII в., в ходе богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси), территория К. и П. е. стала одним из центров зарождения старообрядчества . В 1652 г. ок. 2 месяцев настоятелем Входоиерусалимского собора в Юрьевце служил один из главных учителей старообрядчества - протопоп Аввакум Петров . До нач. XX в. в Кинешемском и Юрьевецком уездах бытовали все основные толки «старой веры». В XVIII - нач. XX в. главным очагом духовного просвещения в юго-вост. уездах Костромской губ. являлось открытое в 1791 г. в стенах Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Луховское ДУ. В 1847 г. уч-ще перевели в Кинешму и оно стало называться Кинешемским. Выпускником Кинешемского ДУ был советский военачальник маршал А. М. Василевский (1895-1977). Уч-ще было закрыто в 1918 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились соборы в Кинешме и Юрьевце. Успенский собор в Кинешме состоит из летнего Успенского храма (1745), зимнего Троицкого храма (1838) и 4-ярусной колокольни (1798). Входоиерусалимский собор в Юрьевце состоит из летнего Входоиерусалимского храма (1733), зимнего Успенского храма (1833) и 5-ярусной колокольни (1840), в 1-м ярусе которой находилась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (предполагаемого основателя Юрьевца).

http://pravenc.ru/text/1684650.html

Невеля и участвовал на съезде князей, русских и польских в Тернове, в 1262 г.; помотал Волшелгу, князю литовскому, против Миндовга, в 1264 г.; овдовел, в 1265 г.; воевал с Ляхами и разбил их, у Червева, в 1268 г.: ум. во Владимире-Волынском, в 1269 г. Тело его погребено там же в Богородицком храме, кафедральном тогдашней владимиро-волынской «епископии». – Был женат, с 1226 г. на Доораве-Елене Юрьевне (Георгиевне), княжне суздальской 702), от брака с которой оставил сына: Владимира-Ивана, князя волынского 531) и дочь Ольгу ), за Андреем Всеволодовичем, князем черниговским 309). 515. Василько (Василий) Святославич 515. Василько (Василий) Святославич, князь полоцкий, по г. Соловьеву, старший из трёх сыновей Святослава-Юрия (Георгия) Всеславича, князя полоцкого ), от брака с неизвестной, праправнук св. Владимира 54) и Рогнеды 164). – О времени и месте его рождения сведений нет; летописно посажен Полочапами на стол полоцкий, вместо изгнанного ими князя Святополка Мстиславича ), в 1131 г.; выехал на встречу св. Всеволоду Мстиславичу, князю новгородскому 36), сыну Мстислава I Владимировича, великого князя киевского 143), гонителя князей полоцких, шедшему мимо Полоцка, и, забыв великодушно злобу его отца, целовал к нему крест, «яко не поминати, что ся деяло преже сего», в 1138 г.; выдал свою дочь, неизвестную по имени, за Святослава Всеволодовича, князя северского ), в 1143 г. – Время его смерти н место погребения тела не указываются. – Примечание. По г. Соловьеву, князь этот, именуемый у Карамзина Васильком (Василием) Рогволодовичем 512), от брака с неизвестной, оставить, кроме дочери, трех сыновей: Всеслава 592), Брячислава 414) и Володшу (Владимира 569), князей полоцких, – к которым, у Карамзина, прибавлен еще Изяслав, князь полоцкий же 915). – Слич. 512. 516. Василько Юрьевич (Василий Георгиевич) 516. Василько Юрьевич (Василий Георгиевич), князь поросений (на Поросье), средний из трёх сыновей Юрия (Георгия) I Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского и, троекратно, великого князя киевского 191), от второго брака с царевной греческой, именуемой в некоторых сказаниях, Ольгой, в иночестве Евфросинией 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

236. Александр Даниилович, кн. московский, второй из пяти сыновей св. Даниила Александровича, князя московского 66), от брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Марией 120). – О времени и месте его рождения – сведений нет; «недовольный – как утверждает Карамзин – жестокостью» Юрия (Георгия) Даниловича, князя московского 193), сто старшего брата, он удалился в Тверь, в 1306 т. и ум. – вероятно, там же – осенью 1308 г, – Ничего больше о нем неизвестно. – Примечание. Любопытно, что летописи: Новгородская Четвертая и Софийская Первая относят смерть этого князя к 1305 г. 237. Александр Даниилович 237. Александр Даниилович, прозванием Взметен , князь суздальско-нижегородский, единственный сын Даниила Борисовича, князя суздальско-нижегородского 648), от брака с Марией, в иночестве Мариной ). – Именуется летописно однажды, по случаю женитьбы его на Василиссе Васильевне 419), дочери Василия Дмитриевича, великого князя московского 45), вдове Александра Ивановича Брюхатого, князя суздальского 245), в 1418 г. 238. Александр Дмитриевич 238. Александр Дмитриевич, князь друцкий, пропущеный родословными, потомок Мономахов в XI колене, один (неизвестно который по старшинству) из четырех сыновей Дмитрия Семеновича, князя друцкого 692), праправнука Александра Всеволодовича, князя бельзского и владимиро-волынского 232). – Летописи именуют его только однажды, в числе князей, союзников Витовта, великого князя литовского, убитых Татарами Тимур-Кутлука, в сражении на реке Ворскле. 12 августа 1399 г. 239. Александр Дмитриевич 239. Александр Дмитриевич, кн. московский, средний из трех сыновей Дмитрия Александровича, вел. кн. Владимирского 69), от брака с неизвестной, – Летопись именует его однажды, потому случаю, что он, быв послан отцом в Орду, ум, там, в 1292 г. Никаких других сведений о нем нет. 240. Александр Дмитриевич 240 . Александр Дмитриевич, князь ростовский, единственный сын Дмитрия Борисовича, князя ростовского 668), от брака с неизвестной. – Именуется только в летописи Воскресенской, отмечающей рождение его, от Дмитрия Борисовича, под 6894=1286 г, (П. С. Р. Л. т. VII, с. 179). – О времени и месте смерти его – сведений нет. Родословные: так называемой, «Бархатной книги» (ч. I, с. 175), Строева (Ключ к Ист. гос. росс. росп. X. степ. 14. Изд. 1844) и кн. Долгорукого (Росс, родосл, книга ч. I. с. 206. Изд. 1856) – утверждают, что он оставил одного сына, Юрия (Георгия), князя ростовского ) Примечание. Князь этот, тем не менее, сомнителен. Летописи: Троицкая (П. С. Р. Л. т. I. с. 227), Новгородская Четвертая (П, С. Р. Л. т. IV. с. 44) и Софийская Первая (П. С. Р. Л. т. V. с. 201), говорят, под одним и тем же 6794=1286 г., о рождении сына Александра не у Дмитрия Борисовича, князя ростовского, а у его брата, Константина Борисовича, князя угличского ), Того же держится и г. Соловьев (Ист. Росс. etc. т. III. с. 272. Изд. 1870), а Карамзин думает иначе (Ист. Гос. Росс. т. IV. прим. 182. изд. 1842). 241. Александр Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

257. Александр Петрович, царевич, сын царя (впоследствии император) Петра I Алексеевича 158), от первого брака с Евдокией Федоровной Лопухиной, в иночестве Еленой 80). – Род, в подмосковном селе Преображенском, 23 октября, и крещен в московском Чудове монастыре 1 ноября 1691 г.; ум. в Москве 14 мая 1692 т. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. 258. Александр Святославич 258. Александр Святославич, прозванием Дяшек , князь смоленский, третий из шести сыновей Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он лишился отца в 1386 г.: оставил сына Михаила, прозванием Зьяло, не бывшого уже удельным; и считается родоначальником угасших князей Дашковых. 258. Александр Семенович 258. Александр Семенович, удельный князь чернятинский, племени князей тверских, младший из трех сыновей Семена Ивановича, князя чернятинского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XV в., быть может, видел окончательное присоединение Твери к Москве, в 1482 г., и оставил сыновей, Андрея и Ивана, князей Чернятинских, уже не удельных. 259. Александр Юрьевич (Георгиевич) 259. Александр Юрьевич (Георгиевич), прозванием Нетша единственный сын Юрия (Георгия) Константиновича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, но своей бабке, со стороны отца, Евдокии Александровне 707), родной правнук св. Александра Невского 12). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, жил в первой половине XIV в.. князем не писался и оставил сыновей, прозванием Нетшиных: Ивана, родоначальника старшей ветви угасших дворян Петшиных ; Дмитрия, родоначальника дворян Дмитриевых-Мамоновых, Внуковых , и угасших Даниловых ; Семена, родоначальника младшей ветви угасших дворян Петшяных . 260. Александр Юрьевич (Георгиевич) 260. Александр Юрьевич (Георгиевич), из племени князей Святополков, происходящих несомненно от св. равноапостольного князя Владимира 54), младший сын князя Юрия (Георгия) Михайловича Свя-тополка ). – В начале XV в. поселился в местечке Четвертне, на р. Стыри, в нынешней волынской губернии, основал тут православный монастырь и сделался родоначальником князей Святополков-Четвертинских или, как писались они прежде князей Святополков на Четвертне-Четвертинских (ksiazeta Swiatopelk na Czetwertni Czetwertynski). 261. Александр Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ Красный († конец дек. 1237, окрестности г. Пронска (ныне рабочий пос. в Рязанской обл.) (?)), кн. Рязанский. Из рязанских Рюриковичей. Предположительно младший сын рязанского кн. Игоря Глебовича († 1195), родной брат рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича , дядя Рязанского св. блгв. вел. кн. Олега Ингваревича . В большинстве справочников и исследований О. И. отождествляется с блгв. вел. кн. Рязанским Олегом Ингваревичем. Так, напр., решали проблему его идентификации Д. С. Лихачёв и вслед за ним И. А. Лобакова ( Лихачёв. 1949. С. 257; Лобакова. 1997. С. 476). Нек-рые исследователи вопреки наблюдениям А. Е. Преснякова ( Пресняков. 1918. С. 225-226) отрицали сам факт смерти О. И. в 1237 г., т. к. Олег Ингваревич умер в 1258 г. (см., напр.: Кусков В. В. История древнерус. лит-ры. М., 19986. С. 141). Биография Основные сведения о деятельности О. И. есть в древнерус. летописях и поздних хронографах XVI-XVII вв., в «Повести о разорении Рязани Батыем», древнейший список которой сохранился в составе рукописного сборника 2-й трети XVI в., происходящего из б-ки Иосифова Волоколамского монастыря (РГБ ОР. Ф. 113. 526. Л. 229-258 об.). Вероятно, О. И. был в числе князей («своеи братии»), о к-рых говорится в источниках в связи с победой рязанского кн. Ингваря Игоревича в 1219 г. над русско-половецким войском князей Глеба и Константина Владимировичей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444; Т. 7. С. 126; Т. 15. Вып. 1. Стб. 329; Т. 24. С. 87; Т. 25. С. 116; Т. 30. С. 85; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 305). Во второй раз о действиях О. И. косвенно свидетельствуют летописные источники в известиях 1237 г., когда поздней осенью в Рязани местные князья во главе с кн. Юрием Игоревичем, а также правители Мурома и Пронска проводили совет, на к-ром решался вопрос о дальнейших действиях после захвата монголами рязанской пограничной крепости Нузла. Было принято решение не пускать монг. послов в города, а выехать к ним на переговоры «на Воронажь». Выслушав требование о десятине «во всем», князья заявили 3 монг. дипломатам, что «олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть». С «Воронажа» рус. князья отпустили их во Владимир ко двору Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , у к-рого правители Рязанской земли «просяче помочи» (ПСРЛ. Т. 3. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/2578289.html

– Действительно, о ней много написано, но, тем не менее, не будем забывать, что она жила почти 1000 лет назад, и поэтому многие события и ее государственные подвиги во многом заслонили женщину. А ведь она, прежде всего, была именно женщиной, которая управляла боевыми бригадами грубых рыцарей. Это были витязи в тигровых шкурах, с мечами и очень серьезными намерениями. Скажу вам, что Тамар нужно сравнить со святой Жанной д’Дарк, их разделяет всего 200 лет, но по силе, мужеству и святости они схожи. Невероятно себе представить, что Тамар – хрупкая, нежная, красивая и очень религиозная женщина – смогла так преуспеть, объединить Грузию и создать на ее территории христианское государство. Для Кавказа это еще сильнее, чем для Европы. Она разрушила уклад «домостроя» и, может быть, внесла своего рода струю «эмансипации». Вспомним, как она терпела издевательства своего первого супруга Георгия-Юрия (порочного красавца и брутального пьяницы, сына Андрея Боголюбского). Она молилась за него, советовалась с Патриархом, но в результате ее двухлетнего терпения она, проливая слезы, отправила его в изгнание, одарив его несметными сокровищами. В моей книге я описываю Георгия и уделяю ему достаточно много страниц, а милость его жены, ответ ее на его жестокость не имеет границ. Есть глава «Конец Юрия» посвященная его гибели. При всей своей телесной хрупкости Тамар обладала «стальным» характером. Она была как бы обречена на это царство, поставлена Богом для укрепления христианского мира в период после ослабления Византии. Ведь в 1195 году она одерживает победу над иранским султаном Ардебильским, а в 1203 году – над султаном Алеппским (сирийским), что приносит ей великую славу. Но, несмотря на все эти победы, она оставалась царицей прощающей врагов своих. Когда войско повстанцев было уничтожено: « Она не высказала ни одной претензии Чиаберу, чьи войска были разбиты несколько раз. Она послала патриарха Феодора во главе посольства Гугути для мирных переговоров. Во имя Всевышнего и самых священных принципов чести, верности своему слову, родоначальников царства, династии и себя самой, она попросила повстанцев покаяться, разоружиться и прийти для церемонии благодарения и примирения ».

http://pravmir.ru/tsaritsa-tamar-hristia...

Новгородскому еп. Аркадию , который в 1156 г. первым из местных иерархов был избран в Новгороде с участием горожан, пришлось более 2 лет ожидать своей хиротонии, которая состоялась в Киеве 10 авг. 1158 г. По всей видимости, промедление было вызвано как новизной процедуры избрания владыки, так и первоначальным желанием К. видеть на рус. кафедрах своих, а не местных кандидатов. В 1156/57 г. на Переяславскую кафедру (Переяславля Русского) был поставлен Василий (Василец). Черниговским епископом не позднее 1159 г. стал Антоний Гречин, также, вероятнее всего, поставленный К. Возможно, К. поставил и Туровского еп. Георгия - преемника упомянутого последний раз под 1146 г. Иоакима и предшественника хиротонисанного не позднее 1169 г. свт. Кирилла II Туровского . Свт. Константин, митр. Киевский, наставляет еп. Черниговского Антония о своей кончине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 152 об.) Свт. Константин, митр. Киевский, наставляет еп. Черниговского Антония о своей кончине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 152 об.) К. внушал князьям понятие о милости, печаловался о несчастных. В 1157 г. митрополит с духовенством молил княжившего в это время в Киеве Юрия Владимировича не выдавать кн. Ивана Берладника его врагу - галицкому кн. Ярославу. «Он же, послушав их, пусти опять Суждалю окована» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 488). М. Д. Присёлков полагал, что К. канонизировал св. кн. Игоря (Георгия) Ольговича , убитого киевлянами в 1147 г. и погребенного в 1150 г. в Чернигове, однако местное почитание святых в то время не требовало обязательного утверждения в митрополии. 15 мая 1157 г. кн. Юрий Долгорукий скончался в Киеве и был погребен, вероятно с участием К., в Спасской ц. в пригородной княжеской резиденции Берестово. Преемник Юрия кн. Изяслав Давидович в 1158 г. был изгнан из Киева сыновьями кн. Изяслава Мстиславича Ярославом и Мстиславом. В решении вопроса о будущем Киевской митрополии церковные нормы переплелись с семейными обстоятельствами княжеских родов. Изяславичи предложили киевский престол старшему в роде - своему дяде смоленскому св. кн. Ростиславу Мстиславичу . Он выдвинул условие, что Климент Смолятич не будет при нем митрополитом («не хочю Клима у митропольи видети, [зане не] взял благословения от святыя Софья и от Патриарха»). Напротив, Мстислав Изяславич, настаивая на кандидатуре Климента, не соглашался на первосвятительство К.: «Не будет Костянтин в митропольи, зане клял ми отца» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503; Т. 25. С. 66; основанное лишь на данном тексте мнение нек-рых исследователей, что К. анафематствовал Изяслава, аргументировано недостаточно). В марте 1159 г. князья приняли компромиссное решение просить в К-поле о поставлении нового предстоятеля Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

этого времени было выдвинуто предположение по поводу интерпретации шитой надписи («Сия полица положена бысть в церковь Святых великих новоявленных мученик Бориса и Глеба благоверным христолюбивым князем Егорьем Васильевичем») на палице (набедреннике), хранившейся в обители в XVII-XIX вв., как свидетельстве возможного вклада в мон-рь ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в 1148 г. ( Малыгин. 1990. С. 13-14). Такая интерпретация встретила возражения А. С. Преображенского, по мнению к-рого палица попала в Н. Б. м. лишь в нач. XVII в., а первоначально являлась вкладом сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича, в дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь ( Преображенский. 2010. С. 183-184, 187-188, 191-192, 194-195, 197-198). Однако подобная интерпретация сомнительна в связи с обозначением св. Бориса и Глеба в надписи «новоявленными». Самое позднее употребление этого термина по отношению к Борису и Глебу отмечено под 1327 г. в Софийской I (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400) и Псковской III (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 90) летописях. Во 2-й пол. XV в. термин «новоявленные» по отношению к первым русским святым вряд ли мог быть применен. К кон. XII в. в Н. Б. м. возведен каменный храм. XIII-XIV века стали периодом разорений и упадка обители. Для реконструкции ее средневек. истории важными стали извлечение из позднего Жития прп. Ефрема и публикация «Повести о разорении Торжка» И. У. Будовницем ( Будовниц. 1960). Он убедительно доказал, что «Повесть...» написана между 1319 и 1372 гг. и включена в позднее Житие прп. Ефрема, чтобы разъяснить, почему ко времени написания Жития не сохранилось существовавшего когда-то более древнего Жития, из-за отсутствия к-рого составителю нового Жития приходилось получать сведения «от тоя обители от настоятеля, и от древних старец и от искусных людей града Торжка» (Там же. С. 40). В «Повести...» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в XIV в.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010