Тогда Свою плоть Христос сделал нетленной призрачно, ибо " что не усвоено, то и не исцелено " , или призрачно воплотился?.. А свщ.Писание лжёт, говоря о порабощении творения тлению, как и наше тело, являющееся частью физического мира? Так если бы творение несло собою Бога, то было бы в единении с Ним, причастно Его свойствам, в частности -- вечности, нетлению. Но эмпирический опыт нам таких фактов не предоставляет. Свт.Григорий Палама говорит также о том, что Христос убрал тление из среды (не только тела!). Зачем уготовлять нетление и обновление твари, говорить в Апокалипсисе " Се, творю всё новое " , если это " всё " не подлежит обновлению и нетлению?.. Так же приведённая здесь цитата свт.Григория Паламы, говорит о том, что творение может быть в состоянии нетдения, значит такое состояние соответствует логосу творения, достоинству. А по вашему Бог сотворил чась творения вне возможности осуществлять своё достоинство. Бог нен благ?.. Иван Звездочетов 01 июня 2017г. 14:33 Спасаясь, человек спасает все падшее творение ( всю природу ). В этом заключается суть христианского спасения и суть соборности. Не будь их в христианстве, многие святые уже давно бы воскресли. Из-за взаимосвязей, казалось бы, несвязанных между собой живых тел воскресение отдельного взятого тела становится чрезвычайно трудным для исполнения делом. Алексей Владимирович Гоманьков 03 июня 2017г. 00:59 Спасаясь, человек спасает все падшее творение ( всю природу ). От чего он её спасает, дорогой Иван? От огня, в котором " земля и все дела на ней сгорят " (2 Петр., III, 10)? Иван Звездочетов 03 июня 2017г. 13:44 " И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали " ( Откр. 21.1 ). Но прежде человеку нужно избавиться от подлости. Эти слова в первую очередь касаются Вас, Алексей Владимирович. ( Вы знаете, к чему я это написал. ) Общаться с Вами я больше не буду. Алексей Владимирович Гоманьков 06 июня 2017г. 17:14 Общаться с Вами я больше не буду. Спасибо, дорогой Иван. Алексей Владимирович Гоманьков

http://bogoslov.ru/article/5350478

и изданным в книге:Повести о начале Москвы/Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. М.; Л., 1964. С. 173–175. Исправления внесены по списку ГИМ, Синодальное собр., 607, начало XVIII в. Стр. 104. Вся убо христианская... а четвертому не быти. – Эта фраза почти дословно повторяет слова старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (см. выше), обращенные к дьяку Мисюрю Мунехину (см. наст. изд., т. 9, с. 298). ...от Рома и Ромила. – Согласно преданию Рим был основан Ромулом, но легенда утверждает, что в самом начале строительства города принимал участие, правда вскоре погибший, и его брат Рем. ...сдати и ров копающе... по пролитии кровей многих. – Весь отрывок заимствован из главы «Царство Левкиа Таркиниа» Хронографа 1512 г. Глава является извлечением из славянского перевода «Хроники Константина Манассии». Значение слова «ентинарии» становится понятным, если обратиться к греческому тексту «Хроники Константина Манассии». Слово «ентинарии» есть не что иное, как выражение, по-видимому неправильно понятое еще славянским переводчиком «Хроники» и в переводе означающее «В Тиррении» (в Этрурии) (см. Салмина М.А. «Ентинарий» в «Повести о зачале Москвы»/I ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 362–363). ...князя Владимира Всеволодича Мономаха... – Его княжение в Киеве падает на 1113–1125 гг. ...князь Юрий Владимирович Мономащ... – Князь Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1090–1157), сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Князь ростово-суздальской земли с 1125 г. С 1155 г. – великий князь Киевский. Весь дальнейший рассказ о встрече Юрия по пути следования им в 1158 г. (дата явно вымышленная) во Владимир с боярином Кучкой, казни последнего из-за неуважительного его отношения к князю, основании Юрием града Москвы на месте сел убитого им боярина Кучки и т. п. является легендой. В летописях же Москва первый раз упоминается под 1147 г. здесь состоялось свидание Юрия Долгорукого со Святославом Ольговичем. ...князь Всеволод Юрьевич... – См. ниже, примеч. к стр. 495. ...князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго посади в Володимер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что мешало этому в Московский период? Из данного затруднения пробует вывести нас гипотеза Шахматова-Приселкова: митроп. Илларион, сойдя с трона, посхимился с именем Никона в Печерском монастыре и был его выдающимся деятелем. Он был Никоном – составителем летописи и дипломатом и миссионером строителем монастыря в Тмутараканской области (откуда он, по гаданию некоторых, и происходил), и преемником по игуменству пр. Феодосия. Сильная сторона гипотезы в объяснении странного исчезновения со сцены истории выдающейся личности Иллариона (когда он умер? где похоронен? почему не канонизован?). Слабая сторона в растягивании его жизни чуть не до 90 лет, в умалении пред Феодосием, которого он (основоположник пещеры вместе с Антонием) постригал и в умалении его литературного сияния, которое не укрылось бы и под схимой. Сто лет спустя мы снова встречаемся на Руси с фактом независимого от греков поставления русского митрополита. Это поставление в Киеве собором шести русских епископов, при протесте меньшинства, в 1147 г. митрополитом инока Зарубского монастыря Климента по желанию вел. кн. Изяслава Мстиславича. Нельзя не видеть в этом акте проявления неумиравшей у русских национальной мечты о церковной автокефалии. Политическая обстановка благоприятствовала только вскрытию этой мечты. В ту пору Киев был ареной ожесточенной, часто недобросовестной, вероломной борьбы двух княжеских линий – Мономаховичей и Ольговичей. Доблестный митр. Михаил-грек все силы напрягал, чтобы остановить бурные междоусобия и примирить враждующие стороны, чего ему и удавалось иногда достигать. Еще в 1134 г., будучи случайно в Новгороде, митр. Михаил протестовал против войны Мстиславичей с своим дядей Юрием Долгоруким, но был посажен за это в заключение, из которого вышел после поражения непослушавших его князей. В 1136 г., под Киевом готовы были сойтись войска Ольговичей и Мономаховичей, но Ярополк Владимирович Киевский благоразумно уступил Ольговичам, видимо под влиянием митрополита Михаила, о котором летопись говорить, что «честный митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

XVIII) Василий I Владимирович (князь Серпуховско-Перемышльский), седьмой сын Владимира Андревича Храброго-Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны, родился 9 июля 1394 г.; в 1410 г., по завещанию отца, получил во владение гор. Перемышль и вместе с братом своим, князем Андреем меньшим, половину г. Углича с селами, со всеми станами и пошлинами 18 . Вскоре после 1410 года, как выше сказано, Углич перешел к князю Константину Димитриевичу, а в 1419 г. к Великому Князю Василию II и только 27 февраля 1425 г. перешел снова к Владимировичам; по смерти же брата Андрея II (с 5 ноября 1426 г.) Василий I Владимирович один владел Угличем; женат был на княжне Иулиании Михайловне (она, по завещанию княгини Елены Ольгердовны, в 1437 году получила из ее владений несколько сел; жива была еще 24 декабря 1447 года), умер в 1427 году от мору «прыщом» и погребен у Михаила Архангела (в Москве) на площади; потомства не оставил 19 . XIX) Иулиания Михайловна, жена Угличского удельного князя Василия I Владимировича, по смерти мужа с 1427 года владела Угличем с принадлежащими волостями (в силу завещания князя Владимира II Андреевича Храброго Донского, удельного князя Угличского, по которому жена умершего сына остается с детьми на уделе мужа до своей смерти). После 1427 года Углич был захвачен князем Юрием II Димитриевичем Шемякою. С 15 сентября 1447 года ей снова достался Углич, когда Великий Князь Василий III Васильевич Темный послан был князем Димитрием Шемякою из Углича в Вологду. В начале февраля 1448 года Углич снова был взят Великим Князем. XX) Юрий Георгий II Димитриевич Шемяка, третий сын Димитрия Иоанновича Донского, Великого Князя Московского и святой княгини Евдокии Димитриевны Суздальской, родился 26 ноября 1874 года; с 1889 года князь Звенигородский и Галичский; в 1400 г. вступил в брак с княжною Анастасиею Юрьевною Смоленскою († 11 июля 1422 г. в Звенигороде и погребена в Московском Вознесенском монастыре); имел трех сыновей: Василия Косого (родился или в 1409 или в 1412 г.; в 1484 году 6 июня занял велико-княжеский стол, но чрез месяц ушел в Новгород; 21 мая 1486 г. ослеплен, † в 1446 г. 20 и погребен в Московском Архангельском соборе), Димитрия Шемяку и святого Димитрия Красного (родился около 1420 г., женат не был, † в 1441 г. 24 сентября и 14 октября погребен в Московском Архангельском соборе); 1427 г. захватил г. Углич и владел им по 1432 г. 21 ; с 25 апреля 1433 г, –Великий Князь Московский; потом уступил Москву Великому Князю Василию Васильевичу и 1 апреля 1434 года снова взял ее; † 5 июня 1434 г. 22 , заняв великокняжский стол в Москве, и погребен в Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Константинополе Сергей Павлович провел первые 12 лет своей жизни, затем семья переехала в Москву, где он окончил в 1908 году 5–ю Московскую гимназию вместе со своими родственниками и друзьями Н. С. Трубецким и Д. Ф. Самариным — братом будущей жены Сергея Павловича. Вместе с друзьями в 1908 году Сергей Павлович поступает на философское отделение историко–филологического факультета Московского университета. В эти годы Сергей Павлович много думает об особенностях и призвании своей Родины. Размышление о глубокой связи русской культуры с культурой Византии приводит «его мысль к Церкви Вселенской, явившей и вечно являющей себя в веках как единое целое». В духовной жизни С. П. Мансурова совершается переворот. Хранение церковного предания по доверию к вере отцов теперь оживает как личное, становится всепоглощающим. С детства склонный к светской жизни, он теперь все больше отходит от нее и сближается с церковными кругами. В центре внимания становится «личный подвиг». По окончании университета ему было предложено остаться на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, но он этим предложением не воспользовался. Большое впечатление на него произвела работа отца Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины», вернувшая, по воспоминаниям современников, в лоно Матери–Церкви многих русских интеллигентов. Разразилась война. Сергей Павлович с осени 1915 года работает в санитарном отряде на Кавказе, где знакомится и сближается с Юрием Александровичем Олсуфьевым, в доме которого в Сергиевом Посаде он затем с лета 1917 года живет вместе с женой Марией Федоровной (урожденной Самариной). До этого, в ноябре 1916 года, он во время отпуска едет в Оптину Пустынь, где встречается со старцем Анатолием. В Сергиевом Посаде Сергей Павлович вместе с отцом Павлом Флоренским и Юрием Олсуфьевым работает в Комиссии по охране Троице–Сергиевой Лавры. Начинаются аресты и болезни. Первый арест в январе 1920 года закончился освобождением в мае того же года. Во время заключения Сергей Павлович заболел сыпным тифом. Зимой 1922 года обнаружились первые признаки туберкулеза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах преподобный Антония. Память преподобный Нифонта 21 апреля, в день его кончины. 202 8) Жизнь и деятельность святого, благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни Сын знаменитого Юрия Долгорукого Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха , и родной племянник сына его св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 году в городе Суздале. Когда в 1149 году отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. Между тем тогдашний великий князь киевский, Ярослав Мстиславич, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский, и здесь, собрав на помощь поляков и венгров, решился идти на Юрия. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопнипу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава – Вячеслав. 203 Скоро прибыл сюда и сам Юрий – и получив помощь от свата своего Владимирка Галицкого, 204 готовился напасть на Ярослава. Между тем Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого, что еще пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились во своя си. 205 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, по-видимому, охотно был принят и Юрием, и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров, и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся, и снова пошел против Ярослава. 206 Войско Юрия двинулось к Луцку. Андрей и Ростислав с половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 207 Вдруг ночью половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

374. Анна Федоровна, жена Фёдора Михайловича, удельного князя Мникулинского ), дочь Федора Андреевича Кошки, боярина московского ), предка царя Михаила Федоровича 141) – Летопись именует её однажды, отмечая, что она венчапа с князем Федором, в Твери, в 1391 г. – По родословным же видно, что у ней был от этого брака сын Александр, князь микулинский 262) – Никакихдругих сведений о ней нет. – Тело её погребено в Архангельском соборе, села Микулина-Городища, на р. Шоше, Старицкого уезда Тверской губернии. 375. Афанасии Васильевич 375. Афанасии Васильевич, удельный князь вяземский, старший из трех сыновей Василия Андреевича, удельного князя вяземского 431), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIII в. и оставил сына Андрея, удельного князя вяземского 295). 376. Афанасий Васильевич 376. Афанасий Васильевич, удельный князь шелешванский племени князей белозерских второй из пяти сыновей Василия Романовича, удельного князя сугорского 489). от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV в. и оставил сына Ивана, родоначальника князей Шелешпанских (по названию шелешпанской волости), не бывшего уже удельным. 377. Афанасий Данилович 377. Афанасий Данилович, князь новгородский, сын св. Даниила Александровича, князя московского 66), от брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Марией 120), внук св. Александра Невского 12). – О времени и месте его рождения сведений нет; с братом Юрием (Георгием) Даниловичем, тогда князем московским 193), приехал в Новгород, в 1314 г.; оставленный тут братом, потребованным в Орду, пошёл с Новгородцами к Торжку и там разбит св. Михаилом Ярославичем, великим князем тверским 139), по заключении которым мира с Новгородцами, лишен свободы и, как заложник, на точном основании мирных условий, отправлен в Тверь, в 1315 г.; отпущен из Твери в 1317 г.; послав братом Юрием (Георгием), тогда уже великим князем Владимирским, на княжение н Новгород, в 1319 г.; ум. в Норгороде, иноком, в 1322 г. – Тело его погребено там же, в монастыре Спасско-Нередицком, не оставившем по себе никакх. следов, так, что самое место его находится теперь вне городской черты – О семье князя Афанасия Даниловича ничего неизвестно. Но не его ли вдова та княгиня Анна, которая, по свидетельству летописи, поставила в Новгороде, на Торгу, церковь Богородица, в 1326 т. 349)? И княгиня эта – не одно ли и тоже лицо с «княгиней Анной, теткой» Симеона Гордого, великого князя московского 176), упоминаемой в его завещании 1353 г.? 350) 378. Афанасий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

«Не вас, дети мои, требует царь, но меня, отвечал христианский князь; если уклонюсь я от готовой смерти, моя отчина будет опустошена, и тысячи христиан то истреблены будут, то попадутся в плен; умереть всем надобно, лучше же умереть за других». Преподав наставления детям, разделяв им отчину свою, написав грамоту, Михаил отправился в Орду и нашел Узбека при устье Дона, на море «Сурожском» или Азовском. По обычаю представил он подарки всем князьям Орды, женам ханским, самому хану и полтора месяца жил без тревог; казалось, все было покойно; от хана дан пристав, чтобы никто не оскорблял князя. Кавгадый, прежде того, раздражая гордого Узбека, говорил: «Михаил горд, никогда не явится сюда»; а в то же время, боясь появления его в Орде, хотел схватить и задержать его на дороге. Теперь он с Юрием употреблял другие меры, как успешнее погубить Михаила; клеветой и лестию завлекал сильных вельмож на свою сторону и против Михаила. Наконец, Узбек сказал вельможам: «вы мне говорили на князя Михаила; рассудите его с Московским князем и скажите, кто прав, кто виноват». Дело поставлено так, что если бы Узбек и хотел знать правду, он не узнал бы ее. Можно понять, каков был состав судей, когда Еавгадый был первым судьею, он, который был и обвинителем Михаила и сам же был виновным в истреблении людей, совершенном помимо воли хана. Начался суд: два раза приводили Михаила в собрание Ордынских вельмож, ему читали грамоты обвинительные: «ты был горд, непокорен хану; ты бесчестил ханского посла Кавгадыя, бился с ним и побил Татар; ты брал себе дани ханские; ты хотел бежать к папе; ты отравил княгиню Юрия». Михаил отвечал: «сколько сокровищ выдавал я хану и его князьям, на то есть у вас роспись; сражался я с князем Юрием, а посла царского спас от смерти и отпустил с честию; княгини Юрьевой, Бог свидетель, и на уме не было отравлять». Судьи хотели только обвинять, а не принимать оправдания князя. Для представления хану записали они только то, что хотели. Невинного князя связали, приставили к нему сторожей, разграбили платье его; прогнали от него слуг его, бояр, духовника игумена Александра, которым всем досталось вытерпеть много и побоев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несколько лет спустя муромскому князю пришлось поддержать союзника в его походе на Киев. Князь Андрей отблагодарил союзников еще одним походом на Великий Булгар в 1172 году. После убийства благоверного князя Андрея Боголюбского муромские князья сохранили верность союзникам – владимирским князьям – братьям Андрея – Михаилу и Всеволоду Большое Гнездо. В союзе с владимирскими князьями муромским пришлось воевать и со своей рязанской родней – последовательными противниками Всеволода Большое Гнездо. В этом союзе были заинтересованы обе стороны, поскольку и Муромское и Владимирское княжество враждовали и с Великим Булгаром и с Рязанским княжеством. В частности, у муромского князя Давида Юрьевича рязанцы отобрали город Пронск. Муромский князь Давид Юрьевич, которого истории ассоциируют со святым князем Петром (путаница крещальных и иноческих имен обычное дело для муромских летописей), скрепил союз с владимирским князем Всеволодом Юрьевичем браком между детьми – сын князя Всеволода Святослав женился на дочери князя Давида Евдокии. Под 1228 годом Лаврентьевская летопись сообщает, что князь муромский Юрий Давыдович «вшед в землю Мордовьскую, пургасову волость пожгоша, жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя, в тверди». Князь Юрий Давидович сохранил традиционный союз с владимирским князем Юрием Всеволодовичем, но в силу ослабления Владимирского княжества вынужден был считаться и со своей рязанской родней. После основания в 1221 году владимирским князем Юрием Всеводовичем Нижнего Новгорода времена набегов булгар для Мурома миновали. Но на муромскую землю, как и на всю Русь, уже надвигалась новая беда. В 1239 году, во время Батыева нашествия, войско монголо-татар сожгло Муром. Муром не скоро оправился от последствий ордынского разорения. Согласно предположениям некоторых историков, жители покинули Муром и поселились на месте современного села Борисоглеб. Даже муромского князя Василия, скончавшегося в 1345 году, похоронили в борисоглебской церкви на реке Ушне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Между тем шла война у Новгорода с соседом Юрием ростовским: в 1147 году Святополк со всею областию Новгородскою выступил против дяди, но возвратился от Торжка за распутьем. В следующем году архиепископ Нифонт отправился в Суздаль к Юрию за миром; Юрий принял его с любовию, освободил по его просьбе всех новоторжцев и гостей и отпустил их с честию в Новгород, но мира не дал. В том же году, как мы видели, Изяслав вывел из Новгорода брата Святополка, злобы его ради, и прислал на его место сына Ярослава. По некоторым, очень вероятным, известиям, Изяслав вывел Святополка за то, что тот позволил новгородцам без его ведома сноситься с Юрием о мире; быть может, это желание новгородцев помириться с Юрием было в связи с избранием Судилы, приятеля ростовского князя. Мы видели подробности приезда Изяславова в Новгород и похода его с новгородцами на Ростовскую землю. Должно быть, пребывание ласкового Мстиславича надолго оставило в Новгороде приятную память, потому что во время борьбы его с дядею Юрием на юге, несмотря на неоднократное торжество последнего, новгородцы продолжали держать Ярослава Изяславича и враждовать в ущерб себе с ростовским князем: так, в 1149 году небольшой отряд новгородцев пошел за данью в Двинскую область; Юрий, узнавши, что новгородцев немного, послал перехватить их известного Ивана Берладника, находившегося тогда, как видно, в его службе, но Ивану не удалось перехватать новгородцев: они отбились, причем много лежало с обеих сторон, впрочем, суздальцев гораздо больше, по замечанию новгородского летописца. Но, держа Изяславича во время неудач отца его, новгородцы вдруг выгнали его в 1154 году; о причинах летописец молчит; видно только одно, что Ярослав нарушил наряд, т. е. был причиною борьбы сторон, для примирения которых новгородцы призывают из Смоленска Ростислава Мстиславича – знак, что они не хотели разрывать с Мстиславичами и киевским князем: не мог Ростислав без согласия старшего брата занять Новгород. Но и Ростислав не установил наряда; позванный в Киев по смерти Изяславовой, он оставил в Новгороде сына Давыда при самых неблагоприятных обстоятельствах, при сильном неудовольствии на последние его распоряжения; новгородцы, говорит летописец, рассердились на Ростислава за то, что он не установил у них порядка, но еще больше наделал смуты, и показали по нем путь сыну его, взявши к себе в князья Мстислава, сына Юриева; утверждение самого Юрия на столе киевском утвердило и сына его на столе новгородском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010