Ночью Юрий прислал сказать Изяславу: «Брат! Ты на меня приходил, землю мою повоевал и старшинство снял с меня; а теперь, брат и сын, ради Русской земли и христиан, не станем проливать христианской крови, но дай мне посадить в Переяславле сына своего, а ты сиди себе, царствуя в Киеве; если же не хочешь так сделать, то Бог нас рассудит». Изяслав отверг мирные предложения дяди. Еще два дня продолжались нерешительные действия, но на рассвете 23 августа 1149 года враги наконец сошлись, и Изяслав потерпел жестокое поражение; первыми побежали поршане (жители поросских городов), за ними Изяслав Черниговский, а потом и киевляне; переяславцы перешли на сторону Юрия, крича: «Юрий нам князь свой, его было нам искать издалека». На другое утро Юрий вошел в Переяславль и, пробыв здесь три дня, отправился к Киеву. Киевляне упросили Изяслава и Ростислава оставить их город, и Юрий въехал в Киев. Множество народа вышло к нему навстречу «с радостью великою». Юрий сел на стол отца своего, хваля и славя Бога, по словам летописца. Затем он наградил союзника своего, Святослава, и раздал волости своим сыновьям. Изяслав, потеряв Киев, стал вести переговоры о помощи с поляками, венграми и чехами и, кроме того, стал звать дядю своего, Вячеслава Владимировича, жившего в Пересопнице; он был старше Юрия и поэтому имел больше прав на Киев. Вячеслав предложил Юрию либо примириться с племянником, либо защитить его на случай нападения Изяслава, грозившего опустошить волость дяди, если он не исполнит его желания. Юрий собрал свое войско, выступил из Киева с половцами и пришел в Пересопницу. Прислал к нему свои полки и новый его союзник, Владимирко Галицкий. Союзники Изяслава стали убеждать Юрия и Вячеслава примириться под условием уступить Изяславу Владимир и Луцк и возвратить новгородцам все их дани, отнятые у них Юрием. Вячеслав и Юрий предложили иноземцам уйти в свои земли, после чего они уже сами будут ведаться с Изяславом. Союзники исполнили их просьбу, и начались переговоры. Дело остановилось за тем, что Юрий не хотел возвратить новгородцам их дани.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

е. по греч. образцу вместо привычных деревянных бань), так что летописец не без удивления замечает: «сего же не бысть преже на Руси». Эти постройки не сохранились, но их остатки изучены археологами. Храм арх. Михаила был большим 5-нефным зданием, украшенным мозаиками и фресками. Роскошную декорацию имело «баньное строение», содержавшее инкрустации из цветного мрамора, фрагменты мозаик, мраморные колонны (см.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 32 и сл.). Иногда в лит-ре Е. приписывается строительство каменного Богородицкого собора в Суздале на основании известия Лаврентьевской летописи под 1222 г., что «та бо церкы создана… Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом». В тождестве поименованного здесь «блаженого епископа Ефрема» с Е. не может быть сомнений, но этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика (слово 4) о постройке суздальского собора сыном Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким. Есть в источниках и более определенные следы деятельности Е. по церковному устроению Ростово-Суздальского края: известно, что он даровал Киево-Печерскому монастырю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия, к-рое снабдил земельными владениями («селами»). Деятельность архиерея в Переяславле выходила за рамки собственно церковной, вторгаясь в область гражданской администрации, что свидетельствует о весьма тесном сотрудничестве Е. с княжеской властью в делах управления. Переяславский стол занимал тогда младший сын киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093) юный Ростислав. Похоже, это сотрудничество проявлялось и во внешней политике: не названным по имени Русским митрополитом, который в янв. и нояб. 1086 г. участвовал в заседаниях постоянного Патриаршего Синода в К-поле (RegPatr, N 942), мог быть только Е., т. к. Черниговский митр. Неофит умер в 1085 г., а Киевский митр. Иоанн II находился в это время на Руси. Нельзя исключить, что в К-поль Е. привели собственные дела, но в то же время вряд ли случаен визит рус.

http://pravenc.ru/text/Ефрема ...

Каменкой, к западу от города, на дороге во Владимир. В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. По повелению кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в городе построили каменную ц. «святого Спаса», в княжеской резиденции Кидекше - белокаменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (см. ст. Борисоглебская церковь в Кидекше ). Возможно, при кн. Юрии Долгоруком был заново сложен из туфа Успенский собор, перестраивавшийся в сент. 1194 г. При восстановлении собора еп. Иоанн «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова , сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» ( Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398). Свт. Иоанн, по-видимому, был инициатором основания суздальского во имя святых Космы и Дамиана мон-ря на Яруновой горе, упоминаемого в летописи в нач. XIII в. К северу от города, на дороге в Ростов и Ярославль, находился Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне жен. мон-рь , основанный в 1207 г. (ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 119; Пг., 1921. Т. 24. С. 86; Т. 33. С. 60). До 1237 г. в городе появились мон-ри суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В. е. в XIII в. Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти кн. Всеволода Большое Гнездо (13 апр. 1212) начался распад Суздальского княжества, приведший к разделению Ростовской епархии. По-видимому, во время усобицы между сидевшим в Ростове св. кн. Константином Всеволодовичем и его братом св. кн. Георгием (Юрием) , занявшим владимирский стол, Ростовский еп.

http://pravenc.ru/text/154964.html

С кон. 30-х гг. XII в. Н. стремится согласовать свои действия с новгородской внешней политикой. В 1140 г. Н. был послан новгородцами к Киевскому кн. Всеволоду Ольговичу, к-рый просил принять его сына в Новгород на княжение. Поскольку новгородцы настаивали на том, что хотят князя только из Мономашичей, Всеволод вернул новгородцев, задержал их вместе с епископом (к-рый, следов., разделял их позицию) на неск. месяцев, а затем, видя их упорство, вынужден был согласиться с княжением в Новгороде кн. Святополка Мстиславича. В 1141 г. Н. и остальные новгородцы были отпущены со Святополком из Киева; узнав об их приближении, новгородцы арестовали присланного суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на княжение в Новгород Ростислава и посадили его в епископском дворе новгородского Детинца. В 1145 г. свт. Михаил отправился в Византию (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 312), где, по всей видимости, скончался или сложил с себя сан митрополита, т. к. больше о его пребывании на Руси ничего не известно. Перед отъездом митрополит затворил в Киеве для богослужения кафедральный собор, что заставляет предполагать некий конфликт между митрополитом и княжеской властью (см.: Назаренко. 2013. С. 89-91, 94-96, 177). В июле 1147 г. Собором русских епископов в Киеве митрополитом Киевским без санкции К-поля, по инициативе Киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича был поставлен Климент (Клим Смолятич) . Н. (который, по мнению ряда исследователей, М. Д. Присёлкова и др., не принимал участия в Соборе), имевший репутацию знатока канонического права, не признал решение Собора и возглавил церковную оппозицию Клименту. Вероятно, спустя нек-рое время он перешел в прямое подчинение к патриарху. Косвенным свидетельством этого является получение им, по всей видимости впервые в истории Новгородской кафедры, титула архиепископа, который зафиксирован на антиминсе 1 сент. 1148 г. из Николо-Дворищенского собора в Новгороде ( Рыбаков. 1964), содержащем также свидетельство его сослужения с Ростово-Суздальским еп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Княжеские знаки в виде двузубцев и трезубцев различных очертаний в X–XIII вв. помещались на самые разные предметы: монеты, печати, деревянные замки для мешков, в которые собиралась пушнина, оружие и т.д. Они известны в науке как «знаки Рюриковичей». Исследователи единодушны в признании их общей принадлежности княжескому роду Рюриковичей и использования как знаков княжеской власти и собственности. Тем не менее, персональная атрибуция большинства знаков не прояснена или остается дискуссионной. Сами предметы, надписи на них и археологический контекст находок редко дают возможность установить принадлежность различных разновидностей знаков отдельным князьям. Академик В.Л. Янин, создатель свода древнерусских печатей и общих основ их классификации и атрибуции, полагал, что княжеские знаки прямоугольных очертаний, принадлежат старшим Мономашичам – св. князю Мстиславу Владимировичу Великому и его потомкам. Тем не менее, Янин воздержался от персональной атрибуции отдельных знаков этой группы. Накопление новых материалов, надписей и сфрагистических находок с княжескими знаками, подтолкнуло к новым разработкам, направленным на формирование «генеалогического древа знаков Рюриковичей». В числе княжеских знаков, принадлежность которых может быть установлена на основании новых находок, – тамга в виде двузубца с концами, отогнутыми в разные стороны, и отрогом, повернутым внутрь, почти точно повторяющий форму двузубца на суздальской печати (отличие в килевидной ножке знака). Основываясь на надписи: «ПТРЪСТИСЛАЛЬ» и изображении св. Георгия на оборотной стороне печати, С.М. Михеев атрибутировал эту тамгу как знак князя Ростислава Юрьевича, сына князя Юрия Владимировича Долгорукого. Михеев отметил, что аналогичная тамга или знаки близких очертаний присутствуют на ряде печатей, несущих на лицевой стороне изображение св. Георгия, и связал их с самим князем Юрием Владимировичем. С.З. Чернов, опубликовавший недавно печать из Могутова с изображением аналогичной тамги и св. Георгия, полагает, что это определение, как и ранее предложенная атрибуция этого знака Святополку Мстиславичу, не может быть верифицирована.

http://sedmitza.ru/text/10271813.html

Изяслав Мстиславич, узнав о союзе Святослава с Юрием, подговорил Ростислава Ярославича Рязанского напасть на Ростовскую землю, чтобы отвлечь Юрия. Последний дошел уже до Козельска, когда получил весть, что Рязанский князь воюет его область, он возвратился к себе, а к Святославу послал своего сына Ивана, а потом еще белозерскую дружину. Другие сыновья Юрия, Ростислав и Андрей, успешно действовали против Ростислава Рязанского и заставили его бежать к половцам. Иван Юрьевич не долго пробыл со Святославом: вскоре он заболел и умер, к крайнему огорчению Северского князя. Юрий после этого так утешал своего союзника: «не тужи о моем сыне; если этого Бог взял, то другого к тебе пришлю»; вместе с тем, он прислал Святославу богатые дары – ткани и меха, одарил также и жену его, и дружину. Весной 1147 года Юрий Владимирович снова выступил в поход, взял Торжок и земли по Мсте, а Святослав пошел на Смоленскую землю, после чего получил от Юрия приглашение приехать к нему в Москву (это первое упоминание о Москве в летописи). Князья несколько дней пировали на Москве. Юрий обещал Святославу прислать к нему другого сына, и действительно, прислал Глеба. Однако в следующем году положение дела изменилось: Изяславу Мстиславичу удалось примириться со всеми своими врагами, кроме Юрия; на его сторону перешел даже сын Юрия, будто бы обиженный отцом. В числе обвинений, предъявленных Изяславом Юрию, было то, что он обижает Новгород, дани у новгородцев поотнимал, по дорогам проезду им нет. «Хочу пойти, – говорил Изяслав, – управиться с ним либо миром, либо бранью». Князья решили идти на Юрия, как только лед станет на реках. Изяслав и Черниговские князья должны были сойтись на Волге. До начатия военных действий Изяслав и брат его, Ростислав, сделали попытку покончить дело миром и отправили к Юрию послов, но Юрий, вместо ответа, задержал у себя этих послов. Между тем братья выступили в поход, Ростислав прямо из Смоленска, а Изяслав из Новгорода, куда он отправился за новгородцами. Соединившись у Волги и не получая ответа от Юрия, они стали жечь города и села в его волости и дошли таким образом до Ярославля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К сер. XIII в. Городенское княжество было разделено на ряд владений, из них Волковысское, Свислочское и Слонимское княжества с 40-х гг. XIII в. были подчинены Литовскому вел. кн. Миндовгу, к-рый вел борьбу с Галицким вел. кн. Даниилом Романовичем за обладание Понеманьем, в первую очередь Новогородком (совр. Новогрудок), Городно и ятвяжскими землями. В 1252 и 1258 гг. Романовичи захватывали Городно, но не смогли его удержать. После неудачных походов 1260, 1275 и 1278 гг. галицко-волынским князьям пришлось отказаться от попыток завладеть крепостью. С сер. XIII в. среди сев.-зап. владений вел. кн. Даниила Галицкого известен г. Турийск (совр. дер. Турейск Щучинского р-на), ранее входивший в состав Городенского княжества. В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. кн. Войшелка , разорившего его окрестности (Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. мест). Др. центром, за к-рый шла борьба между галицко-волынскими и литов. князьями, был Волковыск. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер. или 2-й пол. X в. Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. Рось. На рубеже XI и XII вв. в 0,5 км от него возникли поселения на городище Муравельник и на Замчище. В сер. XII в. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. трети XII в. в Волковыске на Замчище началось возведение 3-нефного 6-столпного храма, по особенностям плана и строительному материалу близкого к Нижней церкви в Городно. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента ( Каргер. 1968. С. 427-428). В ходе археологических раскопок на Шведской горе в Волковыске в слое XII в. обнаружены части хороса, небольшие иконы, застежки от книг, писалы-стили, значительное количество предметов с надписями, что свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Ярополк, Юрий и Андрей Владимировичи пошли на Чернигов, простояли около него несколько дней и возвратились к себе в ноябре. Зимой Всеволод, в союзе с Изяславом и Святополком Мстиславичами, при помощи половцев опустошил Переяславскую землю, а затем Ярополк с Юрием простояли 50 дней у Киева. Борьба кончилась заключением мира со Всеволодом Ольговичем, по которому Ярополк отдал брату своему, Андрею Владимировичу, Переяславль, а Юрий получил обратно свою северную волость, удержав, однако, за собой на юге Городец Остерский. В 1136 г. продолжались еще враждебные действия Всеволода Ольговича, которому помогали половцы, против Мономаховичей, закончившиеся 12-го января тем, что Ярополк уступил Ольговичам их отчину. В 1137 г. Юрий возвратился в Ростов. Когда после смерти Ярополка († 1139 г.) Всеволод Ольгович в 1140 году захватил Киев, то Юрий приехал в Смоленск к племяннику своему, Ростиславу Мстиславичу, чтобы подговорить его к борьбе с Всеволодом. Звал он и новгородцев, у которых с 1139 г. князем был его сын Ростислав Юрьевич. Новгородцы отказали в помощи, а Ростислав вынужден был уехать из Новгорода. Оскорбленный этим, Юрий взял у новгородцев Торжок. Между тем в Новгороде шла борьба партий, и изгнанные новгородские бояре находили убежище у Юрия. Благодаря такому образу действий он приобрел в Новгороде много сторонников, которые и стали звать его на княжение. Юрий сам не поехал, а послал опять своего сына Ростислава (1141 г.), который, однако, не долго продержался в Новгороде; новгородцы приняли присланного Всеволодом Ольговичем Святополка Мстиславича. Всеволод и на юге причинил неприятности Юрию: отнял у него Городец Остерский и другие города, захватил коней, рогатый скот, овец и всякое добро, какое только было у него там. В 1146 г. Всеволод Ольгович умер; Киев перешел к младшему брату его, Игорю, но вскоре отнят у последнего Изяславом Мстиславичем. Защитником Игоря выступил его брат, князь Святослав Ольгович Северский, пославший сказать Юрию: «Брата моего Всеволода Бог взял, а Игоря Изяслав взял; пойди в Русскую землю в Киев, помилосердуй, сыщи мне брата, а я здесь с помощью Божьею буду тебе помогать».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мстислав, призванный отцом в Киев, «посади» В. М. «в Новегороде на столе», а в 1125 г. его «посадиша на столе... новгородци» (НПЛ. С. 20-21); поездка В. М. в Киев к отцу в следующем, 1126, году могла быть связана с утверждением этого нового договора с Новгородом (хотя можно думать и об урегулировании киевского столонаследия. Гипотеза, высказанная Яниным, будто в отсутствие В. М. в Новгороде в 1126 г. произошел переворот в пользу его сына Иоанна, с устранением последствий к-рого и связано новое посажение В. М., не подтверждается текстологически.). Уникальное сообщение Тверской летописи «и посадиша его (В. М.- А. Н.) новогородци на столе 28 февраля (1127 г.- А. Н.)» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 194) и фраза НПЛ «посадиша на столе Всеволода новгородци» скорее всего являются вариантами неудачного редактирования сводчиками одного и того же текста своего протографа и вряд ли могут быть отнесены в качестве 2 различных известий к 2 различным лицам (В. М. и его сыну Иоанну). Политическая судьба В. М. определялась также планами коренной династической реформы, задуманной Владимиром Мономахом и проводившейся в жизнь Мстиславом и его братом Ярополком Владимировичем (киевский князь в 1132-1139). Целью реформы было закрепление киевского и новгородского столов за потомством Мстислава Владимировича. Именно этими планами был обусловлен перевод В. М. в 1132 г. (после смерти 14 апр. его отца) Ярополком в Переяславль Русский, ближе к Киеву, что делало В. М., по династическим понятиям того времени, наследником киевского стола. Реформа оказалась неосуществимой из-за решительного сопротивления младших Мономашичей - ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и волынского кн. Андрея Владимировича. Просидев в Переяславле всего полдня, В. М. был вытеснен оттуда Юрием и вынужден вернуться в Новгород, где его неохотно и не сразу приняли. В дальнейшем политика В. М. была обусловлена сложным положением Мстиславичей в целом, после того как в Переяславле не смог удержаться также младший брат В.

http://sedmitza.ru/text/569538.html

Наконец одна из надписей на полях того же церковного устава даёт там намёк и на то, кто именно из князей Воротынских был основателем Троицкой обители; под 27 числом сентября замечено: «в сий день память творити на преставление по князи по Владимири по Ивановичи по Воротынском; корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни из казны рубль на братию; а дано по нем на ту память в дом Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская. Для обследования же обстоятельств, при которых вероятнее могла возникнуть описываемая нами обитель, бросим беглый взгляд на историю соседственных Троицкой обители городов: Перемышля и Воротынска (от основания их до начала XVI столетия). Оба эти города принадлежали к числу городов древней области Вятичей, которая в XII веке составляла особый удел в потомстве Святослава, сына Ярослава I. Воротынск по летописям упоминается в первый раз в 1115 году, по тому поводу, что в этом году Святослав Ольгович князь Черниговский поменялся несколькими городами с племянником своим Святославом Всеволодовичем; в числе этих городов значится и Воротынск. Перемышль, хотя и упоминается гораздо позже, но, по мнению Татищева 10 , он был построен в XII веке (около 1152 года) Великим князем Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и получил свое название в честь Перемышля – Галицкого, ибо сей князь, скорбя о лишении Киевского престола, (занятого тогда племянником его Изяславом), не только новопостроенные города своего восточного суздальского удела украшал именами далекой полуденной родины, но и самим рекам любил давать название южных. Однако впоследствии Перемышль, как основанный в земле Вятичей, составлявшей коренной удел потомков мученика веры Михаила, князя черниговского, перешёл в их владение; по крайней мере известно, что в XIV столетии он уже имел своих удельных князей из рода Св. Михаила 11 . С усилением Москвы и Перемышль подпал, наравне с другими городами, верховному её владычеству. Иоанн Данилович Калита, Великий князь Московский, отправляясь к Хану Узбеку «и не зная, что Всевышний готовит ему в Орде», душевной грамотой (1332 года) распределил принадлежащие ему города между своими детьми; в числе их видим и Перемышль, который был тогда назначен им сыну своему Андрею; стало быть он в то время уже принадлежал Московскому Княжению, хотя, вероятно, и продолжал иметь своих удельных князей. От князя Андрея он перешёл во владение сыну его Владимиру Андреевичу, доблестному сподвижнику Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского в день Мамаева побоища.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010