П.В. Долгоруков Графы и дворяне Головины Знаменитая в русских летописях фамилия Головиных прияла начало от выехавшего в Москву из Крыма, при Великом Князе Василие Дмитриевиче, в 1391 году. Грека, бывшего владетелем городов Судака, Манкупы и Балаклавы, князя Степана, Васильева сына, по прозвищу Ховра (или Хомра или Комра). Дети его уже князьями не писались, а ныне из потомков его, кроме фамилии Головиных, никого не имеется. КОЛЕНО I: Князь Стефан Васильевич Ховра КОЛЕНО II: Григорий Степанович Ховрин КОЛЕНО III: Владимир Григорьевич Ховрин КОЛЕНО IV: Иван Владимирович Хазюк † 1475 Иванъ Владимирович Голова, женат на княжне Анне Даниловне Холмской Иван Владимирович Третьяк-Ховрин Иван Владимирович Четвертак-Ховрин Дмитрий Владимирович Овца-Ховрин, казначей † 1510 Евдокия Владимировна, за князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым КОЛЕНО V: Пётр Иванович Головин, казначей † 1525; женат на княжне Марие Васильевне Одоевской Иван Иванович Скряба-Головин † 9 июля 1487 Иван Дмитриевич Ховрин Алексей Дмитриевич Ховрин Фёдор Дмитриевич Ховрин КОЛЕНО VI: Михаил Петрович больший Головин, казначей † 1566; женат на Анастасие Тарасьевне Суковой Иван-Фома Петрович Головин, окольничий и казначей † 1562 Василий Петрович Головин † 1565 Пётр Петрович Головин, окольничий † 4 февраля 1565, женат на Анне Ивановне Поджогиной Михаил Петрович меньший Головин, окольничий † 4 февраля 1565 Алексей Петрович, Головине † 1539 Анастасия Петровна, за князем Александром Борисовичем Горбатым-Шуйским КОЛЕНО VII: Иван Михайлович Иван Иванович Зелёный Пётр Иванович, казначей † 1584 Михаил Иванович, уехал в Литву Владмир Васильевич Фёдор Васильевич, окольничий † 16 апреля 1625 Иван больший Васильевич Иван меньший Васильевич Иван больший Петрович, окольничий † 9 сентября 1612; женат на Анне Алексеевне Адашевой Василий Петрович, боярин, во иноках Вассиан † 12 января 1612; женат на Ульяне Богдановне Сабуровой Иван Петрович Телега Никита Петрович Владимир Петрович Пётр больший Петрович, † 1628 Пётр меньший Петрович, боярин, во схимниках Павел † 14 декабря 1627

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается. Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин, член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало, известные писатели – Василий Владимирович Дворцов, Алексей Алексеевич Шорохов, Андрей Юрьевич Хвалин, маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий, видные общественные деятели лидер движения " Народный собор " Олег Юрьевич Кассин, председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев, глава международного движения " За Русь Православную " Павел Андреевич Безукладичный, главный редактор журнала " Славянка " Сергей Владимирович Тимченко, обозреватель радио " Радонеж " , публицист Виктор Александрович Саулкин, священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев, общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко, заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков, политолог Александр Андреевич Горбатов, директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин, директор издательства " Благословение " Юрий Григорьевич Самусенко, журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова. Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин, общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов, Алексей Анатольевич Деревянко, Юрий Михайлович Дуняшенко, кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин, Александр Владимирович Скаков, Александр Федорович Чернавский, Николай Алексеевич Чистов, Виктор Федорович Шевченко и другие. Они представляли несколько регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет " Русского Собрания " , в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.

http://religare.ru/2_103078_1_21.html

Дмитриев Михаил Владимирович (МГУ им. М. В. Ломоносова). Универсализм в памятниках русской исторической мысли XV - начала XVI вв.: имперский? церковно-христианский? иной? Акопян Ованес Львович (Гарвардский университет). От «трех Римов» Софьи Палеолог к «трем Римам» Максима Г река, или Еще раз о рецепции гуманизма на Руси Белякова Елена Владимировна (ИРИ РАН). Византийское наследие и проблема дегуманизации православия в «Третьем Риме» Филюшкин Александр Ильич (СПбГУ). Что Русь XV-XVI вв. усвоила из античных исторических образцов и политических идей? 12:15-14:15 Москва в водовороте идей и метафор (продолжение) Модераторы: Марк Аркадьевич Юсим, Павел Владимирович Лукин Носов Артем Владимирович (МГУ им. М. В. Ломоносова, Архив РАН). Служба свт. Григорию Паламе и его сочинения на Руси в XV-XVI вв. Ульянов Олег Германович (ВШК, Москва). Византийские интеллектуалы и их влияние на рецепцию Translatio Imperii при дворе государя Ивана III Щеглов Андрей Джолинардович (ИВИ РАН). Концепция «Уппсала - третий Иерусалим» и рассуждения о величии и исторической миссии Швеции в «Хронике Готского королевства» (XV в.) 15:15-16:45 Женщины, власть и политические союзы Модераторы: Татьяна Викторовна Кущ, Сусанна Карленовна Цатурова Близнюк Светлана Владимировна (МГУ им. М.В. Ломоносова). Королева Кипра Елена Палеолог и ее контакты с венецианским гуманистом Леонардо Джустиниани Лукин Павел Владимирович (ИРИ РАН). Женские образы и присоединение Новгорода к Москве Назаров Владислав Дмитриевич (ИВИ РАН). Две Марии и одна Софья: о политической роли великих княгинь в России во второй трети XV века 17:00-18:30 Женщины, власть и политические союзы (продолжение) Модераторы: Татьяна Викторовна Кущ, Сусанна Карленовна Цатурова Полехов Сергей Владимирович (РАНХиГС, Москва). Два московско-литовских династических брака: Софья Витовтовна и Елена Ивановна Цатурова Сусанна Карленовна (ИВИ РАН). Анна Бургундская герцогиня Бедфорд и союз корон Франции и Англии Белоруссова Татьяна Евгеньевна (Уральский федеральный университет). Матримониальные связи византийских деспотов Мореи в первой половине XV в. в контексте греколатинских взаимоотношений на Пелопоннесе

http://ruskline.ru/anonsy/2022/10/12/v_m...

Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается. Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин , член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало , известные писатели - Василий Владимирович Дворцов , Алексей Алексеевич Шорохов , Андрей Юрьевич Хвалин , маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий , видные общественные деятели лидер движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин , председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев , глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный , главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко , обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин , священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев , общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко , заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков , политолог Александр Андреевич Горбатов , директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин , директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко , журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова . Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин , общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов , Алексей Анатольевич Деревянко , Юрий Михайлович Дуняшенко , кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин , Александр Владимирович Скаков , Александр Федорович Чернавский , Николай Алексеевич Чистов , Виктор Федорович Шевченко и другие. Они представляли несколько регионов России: Москва , Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/07/uc...

На этом участие в войне для Великого князя закончилось. Вечером того же дня вместе с братом Борисом он покинул Порт-Артур, отправившись на лечение «полученного нервного расстройства» заграницу, поскольку «чувствовал себя совершенно непригодным для дальнейшей службы». Государь отметил своего родственника Золотой саблей с надписью «За храбрость», и когда Кирилл Владимирович осенью 1904 года вернулся в Россию, ему было предоставлено место в штабе Адмиралтейства. 25 октября 1905 года Кирилл Владимирович вступил в брак, что привело к серьезному и затяжному семейному конфликту с Царской семьей. Избранницей Великого князя стала Виктория Мелита урожденная принцесса Великобританская, Ирландская и Саксен-Кобург-Готская. Причина конфликта заключалась в следующем: своей будущей супругой, приходившейся ему двоюродной сестрой, Великий князь увлекся еще в 1900 г., когда она была замужем за родным братом Императрицы Александры Федоровны. Роман этот привел в 1901 г. к разводу Виктории Мелиты с супругом, и как не предостерегал Император Николай II своего родственника против этого увлечения скандального как с точки зрения этических норм, так и противного церковным установлениям, исключающим брак между ближайшими родственниками, брак все-таки состоялся. Царствующая чета этот брак не признала, Кирилл Владимирович был уволен со службы, лишен всех наград и должен был в 48 часов покинуть Россию. Кроме того, Государь лишил Великого князя «и могущее произойти от него потомство» прав на престолонаследие. Лишь спустя полтора года Император смягчился. Снизойдя до просьб родственников, он признал этот скандальный брак, восстановив Кирилла Владимировича вместе с супругой, принявшей в 1907 г. православие, в качестве членов Императорского Дома. Но речь в этом царском решении шла не о восстановлении в правах на Престол, а лишь о праве именовать супругу Великого князя Великой княгиней Викторией Федоровной, а и их дочь Марию «Княжною крови Императорской». Восстановившись на службе, Кирилл Владимирович в 19091912 гг. служил на крейсере «Олег», став в последний год его командиром. В 1910-м Великий князь получил чин капитана 1-го ранга и в том же году поступил в Николаевскую Морскую академию, слушателем которой состоял в течение двух лет. С началом Первой мировой войны он был назначен в военно-морское управление адмирала А.И. Русина при штабе Верховного главнокомандующего Русской армией Великого князя Николая Николаевича. Как отмечают современные историки, «в первый год войны он был вынужден постоянно находиться при Ставке, чрезвычайно этим тяготясь». Получив в феврале 1915-го чин контр-адмирала и причисление к Свите, Кирилл Владимирович возглавил Гвардейский флотский экипаж, одновременно исполняя должность начальника морских батальонов, занимавшихся саперными работами на реках и озерах.

http://ruskline.ru/history/2016/11/01/ra...

Миронег. Михаил, епископ Поросьскый. Михаил, епископ Юрьевский. Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский. Муром. Н. Неофит, епископ Черниговский. Нестор, летописец. Никита, св. мученик. Никита, епископ Белогородский. Пикифор, митрополит. Николай, архимандрит. Николай Святоша, князь. Никола. см. Ждан. Николай Чудотворец. Новгород. О. Олег Святославич, князь Черниговский. П. Павел, апостол. Переяславль. Петр, епископ Переяславский. Петр, игумен. Передслава Владимировна, княгиня. Печенеги. Пинск. Плакида, Евстафий, св. мученик. Плесков. Полоцк. Поромона двор. Прохор, игумен Печерский. Путьша. Р. Рим. Рогнеда. Роман (Глеб), св. князь. Русская земля (страна). Русь. С. Савва, игумен Преображенского монастыря. Савва епископ Дафнитский. Сарра, жена Авраама. Святополк Владимирович, князь. Святополк Изяславич, вел. князь Киевский. Святослав Владимировииу князь Древлянский. Святослав Игоревич, князь. Святослав Ярославич князь Черниговский, потом вел. кн. Киевский. Святоша, князь. Сильвестр игумен монастыря св. Михаила. Симеон епископ Смоленский. Симеон епископ Туровский. Словени. Смоленск. Смядина, река. Содом. Соломон царь. Солунь. Софии св. церковь . Софроний, игумен монастыря св. Михаила. Станислав Владимирович, князь Смоленский. Стефан Первомученик. Судислав Владимирович, князь, сын Владимира Св. Т. Татары. Талец, убийца князя Глеба. Тьма, река. Тмутаракань. Торчин (Турчин), повар князя Глеба. Туров. У. Угры. Угорская гора. X. Халдеи. Халдейская пещь. Ховал. Ц. Царьград. Ч. Червену город. Чернигов. Чехи. Ю. Юлиану кесарь. Я. Ярополк Святославич, князь Киевский. Ярослав Владимирович, князь. Ярослав Георгиевич, сын Георгие Ярославича, князя Пинского. Ф. Феодосий Печерский . Феоктист, епископ Черниговский. Феофил, игумен монастыря св. Димитрия. Феофил, епископ Черниговский. 1 А. А. Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия. Спб. 1892, стр. 3, примеч.; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб. 1908, стр. 55–56. Ср. Хр. М. Лопарев. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба (в Памятн. древн. письмен. XCVIII. 1894), стр. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

К этому надо добавить, что ни у кого из нас нет стольких учеников, как у Антона Владимировича. Его научное руководство ценят и его ищут. И его дело ученики его продолжают не только по Истории Церкви, но и по Ветхому Завету, и не в одной Европе, но и в Америке. Маленькая, но характерная подробность. Перегруженность нашей программы заставляет нас ценить случайно освобождающиеся часы почему-либо отсутствующих преподавателей. Но прежде, чем о их освобождении успеют узнать другие, они, по большей части, уже бывают заняты Антоном Владимировичем: даже в его восемьдесят лет! Но Антон Владимирович не только живое звено, связующее высшую духовную школу русского рассеяния с рассадниками духовного просвещения дореволюционной России. Помимо его воли и вопреки его собственным ожиданиям, русская революционная буря вынесла его в самые первые ряды строителей новой России. Как Министр Исповеданий Временного Правительства, он открывал от имени государства в торжественном заседании в Храме Христа Спасителя в Москве Поместный Собор Русской Церкви. Можно по-разному судить о деле Московского Собора 1917/18 годов. Но каноническая жизнь Русской Церкви и на родине и за рубежом текла эти последние десятилетия, пускай с перебоями и отступлениями, но по тем путям, которые были проложены Собором. Деятельным членом Собора оставался Антон Владимирович и в 1918 г., когда он, по освобождении из заключения, жил на нелегальном положении в Москве. Этой деятельности скоро пришел конец, как он пришел, еще раньше, и его политической деятельности в России. Но и та и другая продолжались в эмиграции. Напомню, что Антон Владимирович был Председателем Русского Национального Комитета сначала в Финляндии, потом в Париже. Его активное участие в Епархиальных Собраниях и в Епархиальном Совете Русского Экзархата Вселенского Престола в Западной Европе тоже должно быть отмечено. Тем самым заграничное служение Антона Владимировича оказывается служением не только русской богословской науке, но и Русской Церкви в широком смысле слова и русскому народу. Антон Владимирович неустанно следит за тем, что происходит в России. Он чувствует Россию так, как ее почти никто теперь не чувствует. И новые эмигранты легко находят с ним общий язык. Странно сказать, в свои восемьдесят лет и после тридцати семи лет эмиграции, он остается живою связью русского зарубежья не только с духовным просвещением старой России, но и с Россией вообще: с Россией минувших лет и с теперешней подъяремной Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Научная работа Антона Владимировича была временно оборвана революцией. Назначенный Товарищем Обер-Прокурора Святейшего Синода, он ушел из Публичной Библиотеки. Последовали дальнейшие трагические этапы: Обер-Прокурор, Министр Исповеданий Временного Правительства последних составов, Октябрьская революция, Петропавловская крепость, почти чудесное спасение от гибели, бегство заграницу... Но заграницею и возвращение к научно-богословской работе. Она развернулась в нашем Институте. Для Антона Владимировича он был прямым продолжением старой русской духовной школы, которая его вскормила, и которой он отдавал свои силы. Не лишено знаменательности, что наименование нашего Богословского Института Свято-Сергиевской Духовной Академией произошло по инициативе Антона Владимировича, и название это Антон Владимирович употребляет чаще, чем его употребляют другие. Временно прерванная революцией и возобновившаяся в Париже, учено-богословская работа Антона Владимировича уходит своими корнями в его русские духовно-академические годы. Это не новое дело, а то же самое, и Антон Владимирович в своем лице являет живую связь старой и новой русской духовной школы. Не будет преувеличением, если я скажу, что в новой школе Антон Владимирович, по слову ап. Павла ( I Kop. XV, 10 ), потрудился больше нас всех. Не составляет исключения и о. Сергий Булгаков , которого безвременная смерть давно уже вырвала из наших радов. До открытия нашего Института Антон Владимирович работал над его основанием. С первых же лет его деятельности он к своему основному предмету, Истории Церкви, прибавил, за отсутствием соответствующего преподавателя, и много лекций по Ветхому Завету. А в грозные дни начала второй мировой войны, когда иностранные жертвователи, обеспечивавшие содержание Института, склонялись к мысли о неизбежности его ликвидации, – упадок духа вне и внутри Института был побежден твердой волей Антона Владимировича, которая восторжествовала и над внешними трудностями и отстояла Институт. Это его незабываемая заслуга. Институт пробился через годы военной скудости и дожил до нового расцвета по окончании войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

И Антон Владимирович не скрывает и не замалчивает ни одного греха защищаемой им «симфонии». Но для него остается непреложной, самоочевидной истиной эта отнесенность Церкви к государству, понимание государства как естественной главной точки приложения сил и деятельности Церкви. Через всю книгу красной нитью проходит признание «органически неизбежного», а потому и правильного слияния Церкви с государством, приятия ею «имперской идеологии» вплоть до «биологически непогрешимого – государственного – инстинкта самоутверждения...». И потому, сам того не замечая, Антон Владимирович пишет не историю Русской Церкви, а историю ее отношений – в лице церковной власти – с государством, ее влияния на государство и влияния государства на нее. Ибо ведь можно утверждать, не отвергая всей бесконечной важности государственного фактора в жизни Церкви, что для истории Русской Церкви, для ее исторического и духовного становления, вырастания в то, чем она стала и пребывает для нас, ее членов, – можно утверждать, что преп. Сергий и его дело, его влияние, его заветы, весь его образ неизмеримо важнее, чем многие из тех митрополитов, по именам которых Антон Владимирович датирует весь свой рассказ. Пусть читатель не думает, что это придирка, легковесный упрек. Я вообще не касался бы этой темы, если бы, по моему глубокому убеждению, она не была центральной, важнейшей темой для современной православной мысли. Ибо в конечном итоге она сводится к вопросу: что есть Церковь и каково ее место и ее дело в истории, в сложной, трагической, противоречивой судьбе мира и человека? В своей книге «Воссоздание святой Руси» Антон Владимирович обвинил целую группу своих бывших учеников в «антиисторизме», в желании отделить Церковь от мира, от ответственности за него, от борьбы за его просветление. Именно так понял он мою критику византийской «теократии» – источника и образца теократии русской. Но обвинение это неверное. Как бы завороженный этим своим церковно-государственным идеалом, Антон Владимирович не видит, что критикую я его как раз во имя исторического делания Церкви, во имя исполнения ею своей миссии, то есть критикую как раз за антиисторизм...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Не бьет ли Антон Владимирович мимо цели? Не видит ли он противника в единомышленнике и союзнике? Но подумавши, я готов признать, что он прав. Я не мог и не могу преодолеть своего пессимизма. Я продолжаю думать, что государство тоталитарно в своем существе, и потому противоположно Христу, и всякая работа над государством, лежащая на нас, как долг, в то же время неизбежно обречена на неудачу. Антон Владимирович этого пессимизма не разделяет. И, вероятно, он прав. Его правота есть та же верность Халкидонскому догмату. Я готов искать в Халкидонском догмате ключ к тайне Церкви и к тайне Богодухновениости Священного Писания . Антон Владимирович его находит ко всему православному деланию в мире. Если цель домостроительства Божия есть обожение твари, если мы чаем воскресения мертвых в славе «тела духовного» ( I Kop. XV, 44 ), – на нас лежит долг идти к этой предуказанной цели и путем собственной работы, собственного усилия. На этом пути, как и во всяком человеческом делании, неизбежны ошибки, срывы, падения. Никто не станет утверждать – и сам Антон Владимирович меньше, чем кто-либо, – что в его политическом служении не было таких ошибок. Но речь идет именно о служении. И цель этого служения, предуказанная Халкидонским догматом, сообщает его жизни то замечательное единство мысли и дела, в котором богословие и политика раскрываются, как два аспекта одного и того же жизненного подвига. Антоном Владимировичем написано очень много. Список изданного им весьма длинный. Но это, по большей части, статьи или небольшие брошюры. Только сейчас начнутся печатанием его двухтомные «Очерки по Истории Русской Церкви», настоящий подарок русской исторической и богословской литературе. Вообще же научный труд Антона Владимировича выражается в его преподавании. Уровень его преподавания всегда был и остается чрезвычайно высоким. Я разумею не только необычайную увлекательность его лекций, но прежде всего их научные достоинства. И та же верность Халкидону, который утверждает право человеческого начала, обязывает Антона Владимировича к тщательности критического анализа, который иногда смущает робкие души, и даже не одни только робкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010