Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР Путешествие еп. Нестора из Ростова в Киев к митр. Киевскому Константину. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 117) Путешествие еп. Нестора из Ростова в Киев к митр. Киевскому Константину. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 117) († после 1158), еп. Ростовский (ранее 1147-1156/57; нач. 1160 - до 1184?). Поставление Н. на кафедру не отмечено в летописании. Скорее всего оно имело место до избрания в 1147 г. нареченным митрополитом Климента (Клима Смолятича) , полномочия к-рого Н., как и неск. др. рус. епископов (свт. Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский, Косма Полоцкий), а также Ростово-Суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий не признавали. Поэтому следует полагать, что хиротонию Н. возглавлял митр. Киевский свт. Михаил I (II) , уехавший в К-поль в 1145 г., вероятно по причине конфликта с киевским кн. Всеволодом Ольговичем (А. В. Назаренко ). Ростовская епархия была возобновлена после продолжительного перерыва. Архиерейство последнего перед Н. Ростовского владыки, свт. Исаии , относится к 80-м гг. XI в., а в самом конце указанного столетия территория Сев.-Вост. Руси, по всей видимости, вошла в состав Переяславской епархии (бывшей в то время титулярной митрополией). Восстановление Ростовской кафедры вряд ли произошло в период княжения Всеволода Ольговича (1139-1146) - его отношения с Юрием Долгоруким, в частности по вопросу о княжении в Новгороде, были напряженными. Более вероятно, что поставление Н. в Ростов произошло в конце княжения Ярополка Владимировича (1132-1139), когда Юрий Долгорукий оказывал старшему брату помощь в борьбе с его противниками. Не имеется сведений о том, что Н., как и еп. Полоцкий Косма (поставленный свт. Михаилом в 1143), участвовал в Соборе русского духовенства 1147 г. в Киеве, поставившем на митрополию Климента Смолятича, кандидата киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича .

http://pravenc.ru/text/2565130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г. Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г. находился в с. Кидекша Опольского стана (в 4 верстах к востоку от г. Суздаля) Суздальского у. (впосл. Владимирской губ.). Обитель была устроена на территории укрепленной резиденции князей суздальских (XII-XIV вв.). Замок основан князем Ростово-Суздальской земли, позже вел. кн. Киевским Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на правом нагорном берегу р. Нерль, близ впадения в нее р. Каменка. Согласно легенде, на этом месте находилось «становище» св. князей Бориса и Глеба на пути из Ростова и Мурома в Киев. Время основания К. м. неизвестно; наиболее ранний документ, в котором упоминается игумен обители, датируется 1444 г. (АСЭИ. 1958. Т. 2. С. 485). Поэтому не исключено, что К. м. мог быть основан во 2-й пол. XIV в., при суздальском кн. Борисе Константиновиче († 1394), при участии иноков нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря . Вероятно, почти с самого основания К. м. был приписан к Вознесенской обители. В льготной грамоте мон-рю митр. Московского и всея Руси свт. Макария от 22 сент. 1550 г. об этом сказано: «А придан тот монастырь прежде бывшими государи великие князья и с митрополиты всеа Руси тому Печерскому монастырю в Нижнем Новгороде изстари» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 1914. Л. 39). Сведений о насельниках К. м. практически не сохранилось. В грамоте кон. 40-х гг. XV в. упоминается игум. Герман. Документ сер. XVI в. фиксирует наличие в К. м. игумена, попов и диакона. Во фрагментах описей К. м. кон. XVII - нач. XVIII в. данные о монашествующих не сохранились. По различным косвенным источникам известно, что в 1-й пол. XVII-XVIII в. монастырем управляли строители. О порядке их назначения имеются пояснения: «В том монастыре против древняго установления надлежит быть настоятелю-строителю. И оные настоятели присылаются из вышеявленного Печерского монастыря, а бывают посменно». В офицерской описи 1764 г. перечислены строитель, 2 монаха («оные монахи присматривают над монастырскою пашнею, хлебом и скотом»), служители из крестьян (2 конюха и скотник - Там же. Ф. 280. Оп. 3. 58. Л. 11, 11 об.) и нет ни одного священнослужителя. Постройки

http://pravenc.ru/text/1684321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Пострижение в монашество кн. ИгоряОльговича свт. Евфимием, еп. Переяславским. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 177, верх) Пострижение в монашество кн. ИгоряОльговича свт. Евфимием, еп. Переяславским. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 177, верх) († после 1149), свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), еп. Переяславский. Поставлен митр. Михаилом I (II) в 1141 г. В ходе борьбы за киевский стол, с особой силой разгоревшейся после смерти в 1146 г. вел. кн. Киевского Всеволода Ольговича, Е. поддержал переяславского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . По смерти вел. кн. Всеволода запланированная им передача Киева родному брату св. Игорю (Георгию) , несмотря на крестоцеловальную присягу киевлян и Изяслава Мстиславича, тогда старшего из Мстиславичей, не состоялась. Восставшие киевляне в 1146 г. захватили кн. Игоря в плен и призвали на киевский стол Изяслава Мстиславича, к-рого благословил на великое княжение Е. 5 янв. 1147 г. Переяславский епископ совершил монашеский постриг кн. Игоря Ольговича, вскоре скончавшегося. В том же году Е. участвовал в Соборе рус. епископов, на к-ром без благословения К-польского патриарха был избран митр. Климент Смолятич . В 1149 г. Е. обратился к кн. Изяславу Мстиславичу с просьбой о примирении с дядей - кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким , с к-рым Изяслав вел борьбу за киевский стол, однако Изяслав не послушал Е. и потерпел поражение. Не исключено, что Е. был смещен с кафедры после оставления митрополичьего престола Климентом и поставления осенью 1155 г. митр. Константина I , прибывшего в Киев летом 1156 г. и начавшего пересмотр действий Климента и смещение епископов, причастных к хиротонии последнего. Следующий Переяславский епископ - Василий был поставлен в 1156/57 г.

http://pravenc.ru/text/187648.html

Скачать epub pdf 20. Андрей I Юрьевич (Георгиевич), великий князь владимирский и всей Руси, сопричтенный православной церковью к лику святых, а в народе известный под прозванием Боголюбский сын Юрия I (Георгия) Владимировича Долгорукого, великого князя суздальского и всей Руси, от первого брака с княжной половецкой, дочерью Аэпы. Родился, надо полагать, в Суздале около 1110 г. Во время войны князя Юрия с великим князем Изяславом II Мстиславичем киевским ходил на Рязань и выгнал оттуда князя Ростислава, союзника Изяславова, в 1147 г.; по занятии Юрием Киева посажен на удел в Вышгороде, под Киевом, в 1149 г.; в походе отца на Волынь чуть не погиб под Луцком 6 февраля; ненадолго примирил враждующих, храбро отстоял Переяслав и получил от отца, вторично овладевшего Киевом, Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопицу в 1150 г.; обострожась в Пересопице (ныне местечко Ровенского уезда Волынской губернии), бился с Изяславом под Киевом в 1151 г. и под Черниговом в 1152 г.; по окончательном вокняжении Юрия на столе киевском вторично посажен на удел в Вышгороде, но немедленно, с семьей и вышгородской иконой Богоматери (ныне Владимирская в московском Успенском соборе), ушел к Суздалю в 1155 г.; там на берегу р. Клязьмы заложил каменный город Боголюбов (ныне монастырь в 11 верстах от г. Владимира) в 1156 г.; по смерти Юрия в Киеве провозглашен князем земли суздальской в 1157 г.; заложил в г. Владимире каменный собор Успения в 1158 г.; подчинил себе Новгород в 1160 г.; заставил своих братьев удалиться из земли суздальской в Грецию в 1162 г.; лично ходил на болгар волжских и взял у них славный город Бряхимов в 1164 г.; недовольный действиями нового великого князя киевского Мстислава II Изяславича, послал против него сильную рать, которая, взяв Киев «на щит», т. е. приступом, 8 марта, утвердила за князем суздальским достоинство великого князя всей Руси в 1169 г.; еще сильнейшая рать, отправленная Андреем на новгородцев, друживших Мстиславу, наголову разбита под Новгородом 27 октября 1170 г., что не помешало Андрею снова подчинить себе Новгород в 1171 г.; после неудачного похода сына Андреева, Мстислава, на болгар камских в 1172 г., рать великокняжеская возвратилась ни с чем из-под Вышгорода киевского, куда не впустил ее князь Мстислав Ростиславич в 1173 г.; но Андрей не успел наказать врагов, быв изменнически убит своими приближенными в Боголюбове 29 июня 1174 г. Мощи его, перенесенные из главного храма владимирского Успенского собора в придел св. Андрея, с 1768 г. находятся открытыми в серебряной раке, сооруженной в 1820 г. Св. великий князь Андрей Боголюбский был женат на дочери боярина Кучко, по преданию, Иулитте Степановне (см. 183). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, существовавшего в губернском городе Владимире; была построена каменная Великим Князем Константином I, в 1218 году. ИОАКИМА и АННЫ, церковь в губернском городе Владимире, существовавшего на воротах кремля; она была заложена каменная 1 мая 1196 года Иоанном, Епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским. РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе, Суздале. Церковь огромная. Она первоначально построена каменная в 1148 году Великим Князем Юрием Долгоруким; когда еще он был удельным Князем, и освящена св. НИФОНТОМ, Епископом Новгородским, потом возобновлена в 1193 году Иоанном, Епископом Ростовским и Суздальским, и покрыта оловом; а в 1222, Великим Князем Юрием Всеволодовичем заложена новая каменная, существующая поныне, вместо прежней разрушавшейся, и в 1233 украшена стенным писанием, а пол вымощен различным мрамором. Чрез 4 года после того, в нашествие Батыя, храм этот был разграблен. – В правой стене собора почивают под спудом мощи св. епископов Суздальских, Феодора и Иоанна. – Здесь погребены: 1) сын В. К. Юрия Долгорукого, князь Святослав; 2) супруга В. К. Михалко Юрьевича, княгиня Феврония; 3) Князь Юрий Андреевич Суздальский, внук Ярослава Всеволодовича, и 4) супруга князя Глеба Георгиевича, сына Долгорукого. Также есть и другие гробницы XV и последующих веков, в них погребены тела Князей Горбатых-Суздальских, Шуйских (в том числе князь Иван Иванович Шуйский, известный воевода XVII в.). Скопиных-Шуйских, Бельских и Ногтевых и Суздальских Епископов: Нифонта, Симеона и Ферапонта. СПАСКАЯ церковь , в уездном городе Суздале, построена каменная в 1152 году В. К. Юрием Долгоруким, а совершенно кончена сыном его, В. К. Андреем Боголюбским. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ Собор, в уездном городе Муроме, построен около 1170 года князем Юрием Владимировичем Муромским, праправнуком В. К. Святослава II. – Здесь была прежде Муромская Чудотворная икона Божией Матери, принесенная сюда из Киева В. К. Константином I, и находящаяся ныне в Успенском Рязанском соборе. – В сем храме почивают мощи св. князя Петра (Давида) и супруги его Февронии (Евфросинии). Здесь же погребен храмоздатель, князь Юрий Владимирович. – При сем соборе в 25 день июня бывает ярмарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями. ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь , в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.). СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ГЕОРГИЕВСКИЙ, женский, во Владимире. Он основан в 1129 году Кн. Юрием Владимировичем Долгоруким, во время княжения его в Ростове и Суздале. Время уничтожения обители неизвестно. Здесь две церкви: 1) Великомученика Георгия (ныне приходская) построенная в 1129 г. и доселе существующая; 2) Трапезная, Введения Богородицы, построена в 1739 году. В Георгиевском храме погребены: дочь храмоздателя, княгиня Ольга (в иноч. Евфросиния), бывшая в замужестве за князем Ярославом Владимировичем Галицким, и сын их, князь Феодор. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. бывший в глубокой древности во Владимире, у Златых врат, и давно уже уничтоженный. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что в 1187 году она уже существовала. К В. К. Константину I принесены епископом Полоцким, в 1218 г., из Царя-Града, св. мощи: обе руки Логина сотника и часть мощей Марии Магдалины; святыня эта встречена Великим Князем торжественно и положена была в Вознесенском монастыре. СПАСКИЙ, муж. существовавший некогда в Губернском городе Владимире, у Златых врат. На этом месте теперь находятся две церкви (обращенные в приходские): 1) Преображения Господня, с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, заложенная в 1160 году св. князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и освященная 1163. При этой церкви, вероятно, в то же время была и обитель учреждена. 2) Николая Чудотворца, трапезная, также древнего построения. – В 1238 году, при взятии Владимира Батыем, монастырь сей, вместе с другими обителями и церквами, подвергся разорению, и игумен его Феодосий, искавший спасения в Успенском Златоверхом Соборе, предан, вместе со всеми, мучительной смерти. После чего, кажется, обитель эта уже не возникала. УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в древности в губернском городе Владимире, у Златых врат, и давно уже уничтоженный. О времени основания его никаких сведений нет. В 1238 году монастырь этот при взятии Владимира Батыем, совершенно разорен и игумен его, Даниил, погиб также в Успенском Златоверхом Соборе. – Здесь теперь находятся две приходские каменные церкви, бывшие прежде монастырскими: 1) Успения Богородицы, 2) теплая, Богоявления Господня. При Успенской церкви устроены в 1644 году два придела: Апостолов Петра и Павла и Нерукотворенного Спасова образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Месяца сентября в 1-й день в лето 6657 (т.е. 1149)». Архимандрит (ныне Епископ) Макарий полагает, что эта надпись выражает ту мысль, что князь Суздальский Георгий Владимирович Долгорукий, чрез своего владыку (Ростовского) Нестора, повелел Архиепископу Нифонту освятить придел в храме, построенном от брата его Мстислава, за 56 лет пред сим. Придел сей, если он действительно был при Николо-Дворищском соборе, мог быть устроен в честь своего ангела самим Мстиславом (Георгием) или же устроен вновь, в 1149 году, властолюбивым Юрием (Георгием) Долгоруковым (Археолог. опис. церк. древн. в Новгор., Архим. Макария. 1860. Москва, ч. 1, стр. 254). Г. Срезневский не соглашается с этим мнением. Он объясняет надпись так: «Говорить, что антиминс освящен для Новгородской церкви, можно по предположению, основываясь на том, что жертвенник освящен владыкою Новгородским и что найден в Новгороде. Но достаточно ли этих доводов, чтобы предположение принять за положительное данное? Допустив его, как действительность, надобно допустить и вообще, что владыка Новгородский освящал жертвенники в Новгороде «повелением» Ростовского владыки,следовательно признавал свою зависимость. Не из чего однако не видно, чтобы такая зависимость, когда бы то ни было, действительно была. Владыки Новгородские были в некоторой зависимости от Митрополитов всея Руси, и затем ни от каких других владык. Они святили церкви в своей епархии ни по чьему нибудь повелению, а сами по себе. Если же владыка Новгородский не мог быть обязан освящать жертвенников в Новгороде повелением владыки Ростовского или другого князя, то и этот жертвенник св. Георгия освящен Нифонтом не в Новгороде, а где нибудь в другом месте, вне епархии Новгородской, где он, хотя и оставаясь владыкою, не был владыкою самовластным, где самовластным владыкою был Нестор. Таким был Нестор в епархии Ростовской. Свидетельство летописи подтверждает это предположение. Нифон действительно освящал церкви в Суздале, и именно в то время, когда был освящён жертвенник святого Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пример этому записан в летописи под 1136 годом, когда церковь Никольская была освящена 5 декабря великим священием 644 . «В тоже (6644) лето оженися Святослав Ольговиц Новегороде и венцяся своими попы у святого Николы, а Нифонт его не венця, ни попом на сватбу ни церенцем дасть глаголя: недостоит ея пояти» 645 . Как велики были права Николаевской церкви, видно из надписи на одном из древних антиминсов, найденных в прошлом 1854 году на среднем столбике под напрестольною дскою: «жертвенник святого мученика Георгия священ от Нифонта архиепископа новгородского повелением епископа ростовского Нестора при благочестивем князи Георгии сыну Монахову месяца Сентября в 1 в лето 6657 индикта в 12 646 . Надпись сия выражает ту мысль, что князь суздальский Георгий Владимирович Долгорукий, чрез своего владыку (ростовского) Нестора, повелел архиепископу Нифонту освятить придел в храме, построенном от брата его Мстислава за 56 лет пред сим. Придел сей, если он действительно был при Николо-Дворищском соборе, мог быть устроен в честь своего Ангела самим Мстиславом (Георгием) или же устроен вновь в 1149 году властолюбивым Юрием (Георгием) Долгоруким. О других древних преимуществах Николаевского храма сведений не дошло до нас. Известно только то, что у Дворищской церкви встречали иногда владык новгородских, прибывших в Новгород 647 . А из письменного устава Соф. собора знаем 648 , что в первой половине XVII века Николо-Дворищский храм был собором, а 6 декабря и 9 мая служил в нем святитель и пред литургиею совершал водоосвящение. Сверх сего, 6 декабря, после освящения воды, наливались ею вощаники, которые вместе с заздравными запечатанными просфорами были отправляемы в Москву к государю постарине 649 Во время крестных ходов заходили в Никольский собор для совершения молебна, как было и при царе Иоанне IV 650 , а ныне совершается в собор крестный ход пред литургиею 9 мая. Собор, как образовавшийся из придворной церкви, издавна получал и ружное жалованье. В 1748 году протопопу денежного было 7 рублей и хлебного 13 четвертей, двум священникам денежного 6 рублей, хлебного 16 четвертей, двум дьяконам денежного 5 рублей, хлебного 14 четвертей, двум дьячкам денежного четыре рубля, хлебного 12 четвертей, двум пономарям денежного 1 рубль 50 коп., хлебного 8 четв., двум звонцам денежного 30 коп., хлебного 3 четв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010