Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Язычество и христианство в половине IV века. Юлиан Отступник, Характеристика его царствования Ф. И. Успенский. История Византийской империи В период от Никейского собора до вступления на престол племянника Константина Юлиана в 361 г. христианская Церковь имела все средства вполне окрепнуть и утвердиться в империи. Взаимное положение язычества и христианства в самой середине IV в. хорошо выясняется из сочинения христианского писателя Фирмика1, которое было назначено для императоров Констанция и Константа и имело целью поощрить их к конечному искоренению языческого богослужения. В высшей степени также характерно для оценки политического положения язычества то обстоятельство, что римский календарь на 354 г. не упоминает ни языческих праздников, ни жертв, ни религиозных церемоний. Словом, не может подлежать сомнению, что языческая религия шла к постепенному забвению. И, тем не менее, нашелся государственный деятель— правда, это был римский император,— который задумал вернуть историю назад, возвратив римский мир снова к языческому культу Предпринятая на себя Юлианом задача была неосуществима, в культурно-историческом смысле даже вредна, но при всем том изумительная его настойчивость, нравственная дисциплина, высокая образованность, обаятельные качества его души и, наконец, самая авантюра его религиозной реформы, так трагически закончившаяся, надолго обеспечивают за Юлианом симпатию исследователей. Мысль о возможности возвращения к языческому культу не должна представляться совершенно безумной. Напротив, она имела для себя некоторые основания в нравственных и религиозных воззрениях значительных слоев общества2. При сыновьях Константина принимаются меры к закрытию языческих храмов, но эти меры не везде достигают цели. В 341 г. Констанций издает закон против языческих жертвоприношений, но законом 342 г. повелевается сохранить те храмы вне Рима, с которыми связаны публичные игры3. Хотя префект Рима запретил жертвы в самом городе, но это запрещение не исполнялось. В Риме законы Константина возбудили против себя ненависть, особенно в высших кругах. На этой приверженности римского сената к старой религии основывались надежды на успех Магненция, когда он объявил себя императором. Первое, что сделал Констанций после победы над Магненцием,— это было запрещение жертв. В 353 г. он же издал эдикт4, которым повелевалось закрыть храмы и запрещалось посещать места культа под страхом смертной казни и конфискации имущества.

http://sedmitza.ru/lib/text/442739/

Еще одно сказание на лат. языке о М. и Юлиане Отступнике (BHL, N 5938d) было составлено анонимным автором на основе рассказов Созомена, Сократа и Феодорита. В «Золотой легенде» Иакова из Варацце (XIII в.) рассказ о видении Василию Великому, из которого святитель узнал о смерти Юлиана Отступника от руки М., включен в главу о св. Иулиане , еп. г. Ценоманы. Основной сюжет построен на греческих источниках, однако М. предстает как мученик, пострадавший при имп. Юлиане, а не во времена правления имп. Деция ( Iacopo da Varazze. Legenda aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. Vol. 1. P. 216-217). В Хронике Мартина Опавского († 1278) приводится сказание о смерти Юлиана Отступника на основе лат. перевода Жития свт. Василия Великого и добавляется, что перед смертью император воскликнул: «Ты победил, галилеянин!» ( Martini Oppaviensis. Chronicon Pontificum et Imperatorum//MGH. SS. T. 22. P. 452). Впосл. эта легенда не раз повторялась в средневек. исторических документах: Николо делла Порта († 1410), повествуя о наказании, к-рое постигло Юлиана Отступника за то, что он приказал сжечь останки св. Иоанна Крестителя, пересказывает отрывок из Хроники Мартина Опавского о смерти императора от руки М. по повелению Пресв. Богородицы ( Nicolaus de Porta. Historia translationis reliquiarum Beati Joannis Baptistae ad civitatem Jannuae//RHC, Occ. Vol. 5. Pars. 3. 3. P. 242). Позднее легенда о кончине Юлиана Отступника в изложении Псевдо-Амфилохия находила отражение в поэзии европ. стран до Ренессанса и Нового времени ( Binon. 1937. P. 56). Почитание М. в Египте, Эфиопии и Армении В Египте культ М. получил особое распространение после арабских завоеваний , как считает Л. Макколл, в связи с тем, что мученик благодаря сюжету с имп. Юлианом стал восприниматься как защитник христиан от иноверцев. В частности, об этом свидетельствует участившееся использование имени Меркурий среди верующих. В араб. традиции М. получил прозвище Абу Сайфайн (Отец [с] 2 мечами: один меч указывает на смерть самого мученика, 2-й - на убийство имп.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

388 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306–337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337–361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи. 389 Флавий Клавдий Юлиан Отступник (360–363 гг.) сам происходил из рода Константина – он был сыном Юлия Констанция, племянником Константина I. К моменту его воцарения из рода Константина кроме самого Юлиана в живых, насколько нам известно, осталась лишь дочь Констанция II – Констанция, родившаяся уже после смерти Констанция II в 361 г. Сведений о преследовании ее и ее матери, третьей жены Констанция II, Фаустины, мы не имеем. Фаустина с Констанцией жили в Константинополе (Amm. Marc. XXVI, 7, 10), и уехала Констанция оттуда, только когда вышла замуж за императора Грациана (Amm. Marc. XXIX, 6, 7). По-видимому, этот пассаж о преследовании Юлианом верного христианской вере рода Константина Великого связан с распространенной в христианской литературной традиции, прежде всего восточной, легенды о языческих гонениях при Юлиане (см., например, Theodor. III или мартирий (рассказ о мученичестве) Иуды Кириака, епископа Иерусалимского, созданный в конце IV – начале V вв., согласно которому Юлиан пытает и казнит Кириака, его мать Анну и своего «начальника песнопений», который объявил себя христианином). Посещение Юлианом Нисибиса следует связывать с его походом против персов в 363 г. 390 Флавий Иовиан (27.06.363–17.02.364), будучи начальником личной охраны Юлиана, после смерти последнего был возведен на трон. Иовиан заключил с персидским царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Армении и Месопотамии, в состав которой входил Нисибис. 391 Юлий I (337–352 гг.), папа Римский. Играл ведущую роль в борьбе против арианства во второй четверти IV в. Он оказал содействие в 339 г. Маркеллу Анкирскому и Афанасию Александрийскому после того, как они были низложены арианами. В 340 г. он собрал в Риме собор, куда съехались около 50 епископов, в основном Западной церкви, который признал эти низложения незаконными. Юлий единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., на который, однако, восточные епископы не приехали. Собор поддержал решение Римского собора и утвердил за Римским епископом (Юлием) право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. В 346 г. по решению императора Констанция II Афанасию было возвращено епископское достоинство, и Юлий I отправил жителям Александрии послание, хваля их за верность истинному пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанну Воину. Житие/Сост.: иером. Карион (Истомин). М., 1695. Л. 45-52). Сохранилось неск. ранних житийных икон И. В. с подробными циклами, включающими более 10 сцен: икона с 18 клеймами (5 утрачены) из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (1-я треть XVIII в., КГОИАМЗ); икона с 16 клеймами из Никольской ц. Устюженского у. (кон. XVII в.?, УКМ); икона с 12 клеймами (нач. XVIII в., ЦМиАР). Судя по иконам из КГОИАМЗ и ЦМиАР, программы подобных произведений в целом соответствовали Житию, составленному Карионом Истоминым. Так, в них включены изображения И. В., посылаемого имп. Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний И. В. и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона ЦМиАР) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из КГОИАМЗ входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей И. В. (в частности, явление вдове, к-рой святой сообщил свое имя и указал место погребения). На иконе из ЦМиАР показано только преставление И. В., большое внимание уделено эпизодам с участием императора, к-рые не имеют лит. параллелей (И. В. изображен стоящим перед имп. Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям И. В. в походе (в 3 клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, вероятно, отражают пожелания заказчика, к-рый почитал И. В. прежде всего как св. воина (при этом в составе цикла иконы из ЦМиАР есть 2 клейма, посвященные делам милосердия святого - утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами кон. XIX в. для храмовой иконы московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка (Москва православная. 2000. С. 597), и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н. П. Лихачёва с 14 сценами, 2 из к-рых в среднике, 1-я пол. XIX в., ГРМ; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны.

http://pravenc.ru/text/471095.html

В 355 г. бездетный Констанций вызвал Юлиана в Константинополь и, сделав его в 357 г. Цезарем, отправил в Галлию. Там тот храбро сражался против франков и алеманнов, став любимцем войска, которое в 361 г. провозгласило его Августом. Юлиан двинул свои войска на восток, выступив против Констанция. Но когда он дошел до Паннонии (территория нынешней Венгрии), пришло известие, что Констанций умер. Юлиан провозгласил себе единодержавным императором, одновременно сбросив маску христианина и объявив себя язычником. В связи с этим среди христиан он получил прозвище Отступник, так как отрекся от веры, в которой был рожден и крещен. Юлиан вновь узаконил языческий культ и всячески ему покровительствовал. При этом он не стал предпринимать новых кровавых гонений на христиан, хотя и старался всячески ослабить Церковь . Он поддерживал разногласия в церковной среде, стал увольнять со службы чиновников, которые заявляли о своей верности Христу, запретил, чтобы юношам-христианам преподавали риторику (искусство речи) и философию. Он приказал окроплять (обрызгивать) кровью принесенных в жертву языческим богам животных все продукты на базарах. Слово «Христос», он заменил словом «Галилеянин». В то же время он стремился к тому, чтобы языческий культ по своей красоте походил на христианский. В языческих храмах жрецы стали носить красивые золотые одежды и произносить проповеди, а обряды сопровождались пением хоров мальчиков. Он также пытался убедить языческих жрецов жить нравственно и подобно христианским епископам заботиться о бедных. Но все эти меры оказались бесплодны. Язычество не смогло ожить, а христианство уже не могло быть уничтожено. Сам Юлиан в 363 г. был убит на войне, в походе против персов. Согласно благочестивому сказанию, умирая от ран, он воскликнул: –Ты победил, Галилеянин! Любопытно, что погребен Юлиан был в Тарсе, на родине Апостола язычников Павла. Последующие императоры вернули христианству прежнее господствующее положение, а государственное значение языческого культа умерло вместе с Юлианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

крещение кровями идоложертвенными» 112 . Общий характер, царствования Юлианова Амартол обозначает так: «попущением Божиим получив царство, Юлиан делал все в угоду своим водителям демонам; вследствие чего чтители идолов, ободрившись, отворили идольские храмы и совершили скверные служения, а божеств. храмы ниспровергли, и страшно тиранили христиан» 113 . О гибели Юлиана во время персидского похода Амартол сообщает следующее: «невидно откуда, несется копье против Юлиана и пробив грудь вылетает между ребрами; от этого удара отступник и умер, а поразивший его остался неизвестен. И кто нанес отступнику этот праведный удар, никому не ведомо и поныне: во всяком случае – человек ли то был или ангел, – он был служителем божьего мановения. Говорят, что отступник, приняв удар, тотчас, наполнил руку кровью и бросил на воздух со словами: «ты победил Галилеянин! будь доволен назарянин! «И принесено было скверное тело отступника в Тарс и погребено и не принято землей и выброшено вон» 114 . Сопоставление Гр. Отрепьева с Юлианом довольно обстоятельно сделано в древней русской литературе. «Глаголаша о нем (о разстриге) мнози, яко по всему уподобитися ему нравом и делом скверному законопреступнику нечестивому мучителю царю Юлиану, иже с бесы волхвуя и вся проклятыя веры похваляя, а на православное христианство лютое мучительство простирая и хваляся на вся страны греческия, еже погасити в них Христово благочестие и святыню его истнити, но не попусти ему Христова сила конечно сего сотворити. Также и сей мерзоядный вепрь, оставив убо блогочестивыя веры свет, и поправ великий чин диаконский и сверг с себя светлое одеяние иноческое; и веру православную, юже утвердиша седмию св. вселенскими соборы богоносные отцы, сию поноси, глаголаше: «а что то за соборы, ино то соборы, мощно, рече, быти осмому и девятому собору. «…Ох, увы! люте тебе окаянному, яко и земля возгнушася на себе держати треклятого твоего еретического трупа, и аер ста неблагонравие плодити, облацы дождя не даша, не хотяще злоокаяннаго тела омыти и солнце не возсия на землю огревати, и паде мраз на всеплодие и отнят от нас тука пшенична и гроздия, дóндеже злосмрадное тело его на земли повержено бяше» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

56). Но эти слова не дают еще права заключать о широкой распространенности идолослужения, а указывают только на некоторый упадок нравов, и притом, как частный факт. Кроме того, если бы содержание слова против преслед. монаш. и давало право на указанное заключение, оно не говорило бы, однако, ничего против установленной нами хронол. даты, так как нужно принять во внимание, как возможное, то обстоятельство, что указ императоров о прекращении идолослужения приводится в исполнение в продолжении двух лет, от 374 до 376, когда явилась апология Златоуста. Возражение падает. 2-е возражение против появления апологии Иоанна во время Валента основывается на том, что Златоуст называет царей благочестивыми (εσεβες), тогда как известно, что Валент был арианин и гонитель монашества, следов., заключают, она писана не во время Валента. На это нужно заметить, что благочестивыми царей называет Златоуст без особенного ударения на их личных нравственных качествах и чистоте их религиозных убеждений. В данном случае он просто противопоставляет христианское общество обществу языческому, царей языческих (ο βασιλες τν Περσν, ο ρχοντες σσυρων) царям христианским (ο δ μτεροι βασιλες, ο τναντα τοτων κα πιθυμοσι κα εχονται) и на основании этого старается еще более выяснить всю несообразность того печального факта, который он обличает. Его слова в данном случае и имеют такой же смысл, как и слова Григория Богослова , когда он называет арианина Констанция боголюбезнейшим и христолюбивейшим из царей, благочестивым (εσεβς), как царя всё же христианского в противоположность с Юлианом отступником, недостойным его благочестия (см. Григория Богослова творения т. I, слово первое обличительное на царя Юлиана, см. стр. 85, 97, 104–105). 3-е возражение относит появление апологии монашества ко времени пресвитерства Златоуста на том основании, что будто бы сам он называет себя так, когда возлагает на родителей ответственность за воспитание детей и приводит в пример Ап. Павла: δι τοτο κα μακριος Παλος παραινε συνεχς λγων, ο πατρες, κτρφετε τ τκνα ν παιδ κα νουθεσα κιρου.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Обряды проходил уже? Раскрещивания там? - Да. Он раскрестился. В том-то все и дело. Я с ним не виделся 20 лет. Я у него спросил: как же так – ты же был крещеный? Он говорит: да я уже раскрестился давно. Такая вот ситуация… - Если такая ситуация, то, конечно, молиться за него в храме нельзя и подавать записки за него нельзя. А кому молиться за него -  я бы советовал молиться равноапостольному князю Владимиру, который преодолел в себе свое собственное язычество. Он был наглый, гордый язычник до обращения к Христу, а потом стал равноапостольным князем Красно Солнышко. Таким в народной памяти он запечатлелся. И если вы будете усердно молиться князю Владимиру о вашем друге, чтобы он тоже сумел преодолеть свое собственное язычество -  может быть, Господь усмотрит в  вашем друге что-то лучшее, и он может оставить это состояние. Но это не так легко будет сделать. Он должен будет проходить специально чин присоединения, то есть возвращения в православную Церковь. Так легко из таких ситуаций людей не принимают, потому что язычники поклоняются идолам, неважно каким - индийским, славянским. Они на самом деле поклоняются бесам, которые скрываются за этими идолами, как говорится и в Ветхом Завете и в Новом Завете, что в идолах обитают бесы. Поэтому это серьезная проблема, и если такое произошло в жизни вашего друга - значит, были печальные предпосылки, может быть, нераскаянные грехи привели его к такому состоянию. - Проблема очень серьезная, на самом деле тоже не понаслышке знаю масштаб этой трагедии. Потому что молодые люди, насколько знаю, ездят на эти различные праздники, в которых и присутствуют все так называемые чины отречения, когда люди вольно или невольно отказываются от Христа, начинают снимать кресты и… - Да. Это чин отречения наоборот… - Как вот, что сегодня делать с этим? Что Церковь предлагает? Потому что на самом деле проблема очень  серьезная. - В христианском мире был такой император Юлиан Отступник. Вполне был православный молодой человек, его учителями были Великие Каппадокийцы. Не больше, не меньше. Там, по-моему, Григорий Богослов непосредственно участвовал в его образовании. Кончилось все очень плохо с этим Юлианом Отступником. Он смыл с себя христианское крещение. Был принесен в жертву бык над его головою, на решетке. А он стоял над другой решеткой, ниже, и кровь жертвенная -  бык был принесен в жертву Юпитеру -  она стекала по нему, как бы смывая христианское крещение. И он стал таким деятельным отступником от Христа, хотел даже армию сделать языческой. Но его реформа провалилась. Он потерпел сокрушительное поражение, потому что христианство тогда уже пустило корни в Римской империи. И в момент своей смерти он пережил страшнейшее разочарование, и кричал в смертной агонии: «Ты победил, Галилеянин!». То есть он признавал, что Христос одолел его. Потому что трудно бороться с Богом. Что-то ужасное.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

2 . Много священников и епископов, как мы уже отмечали, вышло из монастырей, где они пользовались преимуществами удаленности от мира, беспрепятственных размышлений, общения с искренними единомышленниками и богатого духовного опыта; с другой стороны, они легко впадали в монашескую узость мысли и редко достигали понимания общественной культуры, глубокого знания о мире и людях, необходимого для плодотворного труда, особенно в крупных городах. 3 . На Западе существовали небольшие епархиальные семинарии под руководством епископов, которые воспитывали собственных священников в теории и на практике, когда те проходили через второстепенные должности чтецов, иподиаконов и диаконов. Августин подал положительный пример подобного рода, у него в Гиппоне был monasterium clericorum, из которого вышло много хороших пресвитеров и епископов, работавших в разных епархиях Северной Африки. Подобные «клерикальные монастыри» или епископские семинарии постепенно начали возникать в странах Южной Европы и до сих пор весьма распространены в Римской католической церкви. 4 . Некоторые из наиболее образованных и способных отцов церкви IV века получили образование в языческих школах, в лучах заходящего солнца классической культуры, а потом изучали богословие либо в аскетическом уединении, либо под руководством какого-нибудь выдающегося учителя церкви, либо частным образом, самостоятельно читая Писание и более раннюю церковную литературу. Так, Василий Великий и Григорий Назианзин посещали высшую школу в Афинах одновременно с не взошедшим еще на престол Юлианом Отступником; Златоуст посещал лекции знаменитого оратора Либания в Антиохии; Августин учился в Карфагене, Риме и Милане; а Иероним получил начатки классического образования у грамматика Доната в Риме. Великие и бесценные услуги, оказанные этими отцами церкви делу развития и защиты церковного учения, их красноречивые проповеди и особенно их вклад в перевод и разъяснение Священного Писания – лучшее свидетельство высокой ценности классического образования. И у церкви всегда будут веские основания признавать это. §49. Священство и миряне. Избрание священников

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Пост Пост – средство к благодатному озарению (4, с.238). Оставь в пост есть мясо, грешно, не прогневляй Бога (25, с.469). Сорокадневный пост установлен в подражание Христу. Пост вместе с телесным должен быть и душевный. Пост телесный без душевного не приносит пользу. Пост истинный есть воздержание от зла. Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви (8, с.753–754). Основное – воздержание от страстей Телесные подвиги поста и бдения – средства для приобретения других добродетелей. Основное – это воздержание от различных страстей, обуре­вающих человека (6, с.134). Надо идти средним путем Надо избегать крайностей в посте и идти средним путем, с одной стороны, не слишком послабляя себе в посте, а с другой, – не налагая на себя излиш­него воздержания (Там же). Чрезмерные подвиги – самочинне Чрезмерная ревность к несению различных подвигов, – подвиги выше своей меры, предпринимаемые по собственному почину, а затем оставляемые на некоторое время, есть не что иное, как вражьи козни (Там же). В день праздника Воздвижения Креста Господня установлен пост (как в среду и пятницу, рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание стра­даний Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (4, с.180). В древности причащались вечером, а в св.Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи (Там же, с.226). Пост угоден Богу В субботу первой седмицы св.Четыредесятницы Церковь совершает память св.великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийской Церкви Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим (Там же, с.233). Хотя пост и не является основной добродетелью, все же он служит вернейшим условием к отрезвлению ума и сердца человека, очищает от скверны плотской и греховной. Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор (1104–1121), – и без поста омыти скверны». «Оружие чистоты» – пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой (7, с.458).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010