Его сын, Лев, питомец Фотия, славился своими энциклопедическими познаниями в области философских, богословских и естественных наук и отличался таким пристрастием к древним классикам, что его уравнивали с Юлианом Отступником. Константин Порфирогенет, сын и преемник Льва, и сам был ученым и ревностно содействовал духовному просвещению. Его страсть к науке заходила так далеко, что без ученой библиотеки он не считал возможным обходиться даже в военных походах. Алексей I Комнин и вся его семья (жена Ирина и дочь Анна) известны также замечательною любовью к просвещению и покровительством ученым. В царствование Комнинов встречаем в Византии даже такое учреждение, которое можно назвать Академией наук; эта коллегия или академия состояла из 12 ученых, ближайшим своим назначением имевших содействие успехам науки в империи и чтение высших научных курсов. В спорных ученых вопросах, не исключая и богословских, представители этой коллегии подавали обыкновенно первый голос. Всё это содействовало развитию просвещения в Византии и поднятию интереса к науке, выдвинуло на сцену ряд ученых людей, заявивших о себе литературною деятельностью, и даже создало особые направления в богословии и науке. лись патриархами. В самом обществе элементы гражданские и церковные были тесно связаны между собою и это необходимо отражалось на научном просвещении, где высшим связующим звеном и являлось богословие. Императоры писали проповеди, но и философы, (как Михаил Пселл или Итал) были eo ipso богословами. Константин Порфирогенет с одинаковым рвением изучает Илиаду с Одиссеей и деяния Апостольские и сказания священной христианской письменности. – Другая черта византийской образованности – это отсутствие оригинальности. Византия жила наследством, завещанным ей от древнего Рима и Греции и блестящего века процветания богословия – века Афанасия, Каппадокийцев и Златоуста. Сумма идей не расширялась в таком, чисто консервативном обществе, как византийское. Дух человеческий как бы изнемогал под давлением массы книг, погибал в океане библиотек; всё попечения полагали только в том, чтобы оставшееся от древности сохранить в целости в нескольких сотнях книг, и наполняли книжный рынок компиляциями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Император устроил в их честь торжественные языческие жертвоприношения, но братья уклонились от присутствия и участия в них. Узнав, что персидские послы исповедуют Христову веру, Юлиан в злобе забыл о дипломатических отношениях и государственных интересах и после допросов и пыток осудил послов-христиан на казнь. Этим он вызвал новую войну с Персией, во время которой был побежден и убит. Братья повели себя искренне и честно; отказавшись участвовать в языческих жертвоприношениях, они заявили: «Мы пришли сюда не для того, чтобы отречься от веры во Христа, а чтобы укрепить мирные отношения между двумя нашими государствами!». Юлиан лукаво подхватил их слова, но сознательно заметил, что «желанный мир нельзя устроить иначе как путем религиозного согласия и взаимной дружбы». «О какой же дружбе может быть речь, — сказал он, — если вы не желаете праздновать вместе с нами в честь великих богов, дабы укрепить мир между нами… Если же вы не единомысленны с нами в почитании богов наших, то вы пришли не для укрепления, а на расстраивание мира!». В ответ на подобное тенденциозное смешение политического мира с религиозной верой братья разграничили эти области человеческих взаимоотношений, подчеркнув, что мирный договор, ради которого они посланы, касается только политических, военных и торговых отношений между государствами и не затрагивает религиозных убеждений их представителей. Исповедав твердо свою веру во Христа, они под конец сказали, что ни в Персии, ни здесь никто не смог бы отторгнуть их от веры во Христа Спасителя и склонить к признанию язычества. Доблестное исповедничество братьев-мучеников перед Юлианом Отступником должно служить примером для любого искренне верующего православного христианина в отношении к современным искусителям — экуменистам, которые под маской «миротворчества» хотят соединить православных христиан с инославными и даже с иноверцами, хотя бы в общей «молитве за мир». Но подобная «молитва» с инославными и иноверцами не угодна Богу, она есть «молитва во грех», о которой упоминается в Псалме 108, 7.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Понимая неизбежность вооруженной борьбы с Констанцием, Юлиан решил воспользоваться тем обстоятельством, что азиатская армия была скована боевыми действиями на Востоке и он легко мог занять дунайские и балканские провинции. Прежде чем выступить в поход на Иллирик, он решил привести подчиненные ему войска к присяге на верность лично ему. «Солдаты, – как пишет Марцеллин, – приблизив мечи к своим шеям, клялись по формуле со страшными заклятиями переносить за него всякие беды до последнего издыхания, если того потребует необходимость; после солдат офицеры и все ближайшие к государю чины клялись ему в верности с подобными религиозными обрядами» . Лишь префект претория Небридий отказался принести присягу, и Юлиан отпустил его к себе на родину в Этрурию. Тем временем Констанций, находясь в Антиохии, а потом в Эдессе, вел подготовку к войне на два фронта: с персами, собиравшимися с приходом весеннего тепла вновь вторгнуться в пределы Римской империи, и с узурпатором Юлианом. Он принял решение вначале попытаться договориться с персами о перемирии и только потом обрушиться на Юлиана, но, узнав о стремительном и беспрепятственном продвижении армии Юлиана на Балканы, Констанций вынужден был немедленно двинуть подчиненные ему войска навстречу тирану. В походе он, ранее отличавшийся железным здоровьем, внезапно заболел. Продолжая путь на запад и остановившись в Тарсе, Констанций страдал от лихорадки, которая стремительно усиливалась. «Жар был так велик, что нельзя было дотронуться до его тела, пылавшего, как жаровня. Лекарства не действовали; чувствуя себя при последнем издыхании, он оплакивал свой конец и, будучи еще в полном сознании, назначил, как говорят, Юлиана преемником своей власти. Затем он замолчал, начался предсмертный хрип, душа, готовая покинуть тело, долго боролась со смертью, и он умер 5 октября» 361 года. Весть о кончине Констанция застала Юлиана в Наисе, родном городе его дяди святого Константина. Смерть Констанция избавила империю от гражданской войны. Во главе армии Юлиан вступил в Константинополь. Народ встречал его кто с искренним, а кто с притворным ликованием. 11 декабря 361 года сенат приветствовал Юлиана как августа и императора. Вступив в Константинополь и овладев верховной властью в империи, Юлиан принял участие в погребении своего дяди и предшественника Констанция в церкви 12 апостолов, облаченный в траурные одежды, которые он повелел надеть и всем жителям столицы. И это был, очевидно, последний раз, когда он присутствовал за богослужением в христианском храме.

http://pravoslavie.ru/47064.html

По этому образцу было создано училище в Кессарии Палестинской, где у Оригена учился Григорий Чудотворец . В «Благодарственной речи Оригену » он пишет: «Посредством естественных наук он объяснял и исследовал каждый предмет в отдельности... до тех пор, пока... не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому высокому и богодухновенному знанию учит возлюбленная для всех физиология. Что же сказать о священных науках – всеми любимой и бесспорной геометрии и высоко парящей астрономии?.. Он требовал, чтобы мы занимались философией, собирая по мере сил все имеющиеся произведения древних философов и поэтов, не исключая и не отвергая ничего... для нас не было ничего запретного, ибо мы могли изучать всякое слово, и варварское, и эллинское, и относящееся к таинствам (христианской веры) и (из области) политики, и о божественном, и о человеческом – с полным дерзновением могли изучать и исследовать все» 4 . Пафос этой речи отражает перемену в отношении христиан к наследию античной культуры: в первые века существования христианства, наряду с отрицанием политеизма, происходило и отрицание языческой культуры в целом. Со времен Климента Александрийского и Оригена усиливается тенденция, получившая название «апологии культуры», которая произошла в Афинах, и которую будут последовательно развивать «великие каппадокийцы». Григорий Богослов был сыном епископа города Назианза. Он учился в Кессарии Каппадокийской, Кессарии Палестинской и в Александрии, после чего устремился в Афины. Там Василий и Григорий обучаются одновременно с венценосным неоплатоником Флавием Клавдием Юлианом II, получившим у христиан прозвище Отступника. В жизнеописаниях Василия редко говорится о том, что из Кессарии он направился в Константинополь (Византий). В надгробном слове Василию Григорий Богослов пишет: «...Алчбою познаний ведется Василий в Византию (город, первенствующий на Востоке); потому что она славилась совершеннейшими софистами и философами, от которых, при естественной остроте и даровитости, в короткое время собрал он все отличнейшее; а из Византии – в Афины» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Сектантам разрешается также проведение массовых публичных «богослужений и религиозных обрядов и церемоний», которые «осуществляются в порядке, установленном при проведении митингов, уличных шествий и демонстраций». Иностранные религиозные организации, в соответствии со статьей 11, могут осуществлять свою деятельность на территории России наравне с отечественными! Статья 15 разрешает сектантам «свободно экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения». В статье 16 им предоставляется возможность осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, включая создание образовательных учреждений! Как известно, благотворительность является одним из наиболее эффективных путей вербовки новых членов сект, особенно среди обездоленных слоев населения. Знаменитая попытка реставрации язычества как государственной религии римским императором Юлианом I (Отступником) во многом и небезуспешно опиралась именно на это средство воздействия на люмпенизированные массы. Не менее вредна и предоставляемая сектантам, особенно иностранным, свобода насаждать чуждые социо-культурные образцы и ценности, взращивать в своих «образовательных учреждениях» русских космополитов. В этой же статье сектанты наделяются правом «использовать и учреждать собственные средства массовой информации». Нетрудно представить, какими «религиозными» передачами будет заполнен российский эфир! Статья 17 о духовных образовательных учреждениях создает законодательные предпосылки для «профессиональной подготовки» «служителей и религиозного персонала» сект, которым на общих основаниях предоставляется отсрочка от призыва в армию и иные льготы, что противоречит логике защиты государственных интересов. Статья 18 о международных связях и контактах позволяет сектантам «приглашать иностранных граждан с целью занятия профессиональной деятельностью в данных организациях». В соответствии со статьей 19 о правах собственности религиозных организаций, сектанты, в том числе иностранные, могут обладать движимым и недвижимым имуществом, включая земельные участки.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Большая часть войска, по совершенному неведению, вдалась в тот обман, но проведавшие о нем предварительно притворились больными и избежали столь опасной ловли. Иные же по страсти к деньгам пренебрегли о своем спасении или, боясь царя, изменяли благочестию. После этой гибельной раздачи денег несколько воинов из числа получивших золото пировали за одним столом. Кто-то из них, принимая чашу с вином, прежде чем выпить, положил на ней спасительное знамение креста, но другой пировавший укорил его и сказал, что это противно недавнему его поступку. Что же сделал я противное? – спросил тот. А этот напомнил ему о кадильнице и ладане, о бывшем отречении и сказал, что подобные вещи противны исповеданию христианства. Услышав это, весьма многие из пировавших вскрикнули от ужаса и возрыдали, и, оставив пир, побежали через площадь и кричали, что они – христиане, что они обмануты хитростию царя. С подобными воплями скоро прибежали они ко дворцу и, громко жалуясь, на хитрость тирана, просили предать себя сожжению, чтобы, осквернившись огнем, очиститься посредством другого огня” (Феодорит. Церковная история. 3,16–17). Эти солдаты Юлианом сначала были приговорены к смерти, но, рассудив, что мученическая кончина лишь обрадует этих христиан, он приказал отправить их в ссылку. Вскоре, получив смертельную рану в походе против персов, Юлиан умер со словами: “Ты победил, Галилеянин!”. Но чтобы не был забыт опыт венценосного Отступника, спустя шестнадцать столетий Р. Штейнер стремится раз и навсегда закрепить в неоязыческом сознании, что “церковные исповедания являются почвой, наиболее благоприятной для проникновения зла в жизнь людей” 837 . И от этого зла всеведущая Иерархия защитит своих подданных. Она ведь желает людям добра и благоденствия, а, значит, избавления от лжи и бед. По убеждению же Е. Рерих “главная причина почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество,.. это – религия в какой бы то ни было форме и в какой бы то ни было национальности. Это жреческая каста, священнослужители и церкви… Запомните, сумма человеческого бедствия не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари этих лживых Богов” 838 .

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

Жрецов Юлиан подчинил епископам, подобно тому как епископы стояли во главе христианских церквей, хотя искон­ному язычеству этот институт не известен. Назначая на долж­ность епископа некоего Феодора, он писал ему: «Я хочу поручить тебе... главное начальство по всем религиозным учреждениям в Азии, епископскую власть над жрецами в каждом городе и пра­во суда над ними» 254 . Давая наставление Феодору, Юлиан стре­мится внушить ему чувства и мысли, заимствованные у христи­ан и чуждые подлинному этосу «эллинизма»: «Первое качество, какое требуется в этом положении, это – мягкость, доброта и человеколюбие» 255 , правда, лишь – и это звучит уже совсем не по-христиански – «к достойным» 256 . С горечью он сетует в этом письме на религиозное равнодушие язычников: «Видя господ­ствующую у нас холодность по отношению к религии, я глубоко страдал при размышлении об этом. В то время как привержен­цы ложных учений оказываются так ревностными, что гото­вы пожертвовать за свою веру жизнью, выносить всякую нуж­ду и голод... мы же оказываем такую холодность к богам, что совсем забыли отеческие законы» 257 . Среди поставленных Юлианом жрецов были и подобные ему отступники. С одним из них, Пигасием, занимавшим ранее Троадскую кафедру, Юлиан познакомился еще при Констанции, когда он, находясь в пути, остановился в Троаде. В одном из своих писем он писал: «Епископ встретил меня и, когда я пожелал осмо­треть памятники города... предложил себя в проводники и повел меня повсюду... Там есть святилище Гектора, где стояла медная статуя в маленьком храме, при нем под открытым небом стояло изображение великого Ахилла... Заметив, что жертвенники еще хранят следы жертвоприношений и что статуя Гектора обильно полита благовониями, я обращаюсь к Пигасию с вопросом: “Что это? Разве троянцы приносят жертвы?» – “Что же дурного, – ответил он, – если они почитают хорошего человека и своего согражданина, как и мы кланяемся своим мученикам». – “Пой­дем, – сказал я, – к святилищу Афины троянской». Он очень охотно повел меня и открыл храм и, как бы рисуясь, с полным вниманием показал мне сохранившиеся статуи, причем не позво­лил себе ничего такого, что обычно делают в таких случаях эти нечестивцы: не делал знамения на нечестивом челе и не шептал про себя, как они. Ибо высшая степень богословствования у них заключается в этих двух вещах: шипеть против демонов и делать на челе крестное знамение... Я слышал.., что тайно он воздавал поклонение солнцу... По моему мнению, не его только, но и дру­гих, переходящих к нам, следует принимать с честью, дабы они охотней следовали нашим призывам» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ФХ представляет реальную опасность для исторической науки, поскольку сама претендует на роль источника для всех прочих секторов исторического знания, а вытеснение из этого коммуникативного пространства научной истории изолирует историков от главных информационных потоков социума. В настоящее время объединения, представляющие ФХ, и прежде всего группировка Фоменко, располагают более мощными финансовыми, производственными и информационными возможностями, чем любое учреждение историков-профессионалов. Предлагается создать информационный фон, негативный для продвижения ФХ.   Христианство и “новая хронология” В озаглавленной таким образом статье кандидат исторических наук доцент МГУ Г. А. Елисеев указал, что передержки, подтасовки и прямые ошибки в том, что касается Библейской истории — вещь не новая; с ней сталкивались еще в начале века критики предшественника “новой хронологии” Н. А. Морозова. Не ограничиваясь указанием на то, что Морозов просто обманывает читателей, они на один абзац бездоказательных утверждений приводили по две страницы доказательств. Поэтому, например, историку и богослову Н. П. Аксакову пришлось ограничиться лишь несколькими примерами, и придется ему в этом последовать. Фоменко и его сторонники упорно отождествляют Христа с массой других исторических персонажей: с Василием Великим, с иудейским царем Асой, с основателем Рима Ромулом и с Юлианом Отступником; наконец, земная жизнь Христа отождествляется с биографией римского папы Григория VII (Гильде­бранда), причем в последнем случае соотношения жизненных событий папы и Христа сведены в таблицу (в книге “Русь и Рим”), что вводит читателя в заблуждение, так как обычно предполагается, что в таблицах сходные явления сравниваются по общим параметрам. Но ничего похожего в этой таблице нет, кроме таких “общих” событий, как рождение, участие в жизни общества, наличие сподвижников. При отсутствии параллельности авторам приходится прибегать к искажениям исторических фактов. Чтобы сгладить различие в возрасте между Христом и Гильдебрандом, скончавшимся в 75 лет, авторы утверждают, что годом “рождения” последнего можно считать год его прибытия в Рим в 1049 г., и добавляют, что если сдвинуть Рождество Христово на 1053 года, то эта дата будет лишь немногим отличаться от 1049 г.

http://pravmir.ru/son-razuma-porozhdaet-...

Ни в русской, ни в иностранной литературе полемика св. Кирилла с Юлианом Отступником не была предметом специального исследования. О ней есть только небольшие замечания в изданиях сочинений обоих авторов и в сочинениях, трактующих вообще о литературной полемике между христианами и язычниками в первые века по Рождеству Христову, как например, в исследовании Кельнера: Hellenismus und Christenthum. Литература, которой мы пользовались как пособием для данного сочинения, касается только тех его глав, которые являются собственно введением к сочинению; поэтому, делая далее обзор важнейших из нее произведений, мы не входим в их подробное рассмотрение и оценку. При выяснении общих идей полемистов и апологетов раннейших времен, мы пользовались кроме их собственных сочинений главным образом следующими исследованиями. Aubë Histore des persecutions de l " eglise; deuxieme serie – la polemique paienne a la fin du ll0e siecle. Paris 1878. В этом сочинении излагается история литературной полемики языческих писателей против христианства во 2 веке, именно Лукиана Самосатского, Ритора, Филострата, Фронтона и, особенно, Цельса, сочинение которого приводится в буквальном переводе из Оригена , причем автор обратил внимание на восстановление последовательности мыслей в сочинении Цельса. Сочинений христианских апологетов автор не касается, но в 1-й главе он дает общую характеристику состояния христианской богословской мысли во 2 веке и историю ересей этого века. Kellner: Hellenismus und Chritenthum. Koln. 1866. В этом сочинении так же, как и в предыдущем, излагается содержание литературной полемики язычников против христианства, но оно обнимает более продолжительный период: кроме Луиана, Цельса и Филострата Kellner говорит о полемических сочинениях Порфирия, Иерокла и императора Юлиана. Н. Лебедев: Сочинение Оригена против Цельса – Москва. 1878. Историко-литературное исследование полемико-апологетического сочинения Оригена ; во введении автор сделал очерк предшествующей апологетической литературы, особенно сочинений Иустина мученика и Климента Александрийского , как родоначальников того направления (александрийского) в христианском богословии, одним из главных представителей которого был Ориген .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава IV. Язычество и христианство в половине IV века. Юлиан Отступник. Характеристика его царствования В период от Никейского собора до вступления на престол племянника Константина Юлиана в 361 г. христианская Церковь имела все средства вполне окрепнуть и утвердиться в империи. Взаимное положение язычества и христианства в самой середине IV в. хорошо выясняется из сочинения христианского писателя Фирмика 41 , которое было назначено для императоров Констанция и Константа и имело целью поощрить их к конечному искоренению языческого богослужения. В высшей степени также характерно для оценки политического положения язычества то обстоятельство, что римский календарь на 354 г. не упоминает ни языческих праздников, ни жертв, ни религиозных церемоний. Словом, не может подлежать сомнению, что языческая религия шла к постепенному забвению. И, тем не менее, нашелся государственный деятель – правда, это был римский император, – который задумал вернуть историю назад, возвратив римский мир снова к языческому культу. Предпринятая на себя Юлианом задача была неосуществима, в культурно-историческом смысле даже вредна, но при всем том изумительная его настойчивость, нравственная дисциплина, высокая образованность, обаятельные качества его души и, наконец, самая авантюра его религиозной реформы, так трагически закончившаяся, надолго обеспечивают за Юлианом симпатию исследователей. Мысль о возможности возвращения к языческому культу не должна представляться совершенно безумной. Напротив, она имела для себя некоторые основания в нравственных и религиозных воззрениях значительных слоев общества 42 . При сыновьях Константина принимаются меры к закрытию языческих храмов, но эти меры не везде достигают цели. В 341 г. Констанций издает закон против языческих жертвоприношений, но законом 342 г. повелевается сохранить те храмы вне Рима, с которыми связаны публичные игры 43 . Хотя префект Рима запретил жертвы в самом городе, но это запрещение не исполнялось. В Риме законы Константина возбудили против себя ненависть, особенно в высших кругах. На этой приверженности римского сената к старой религии основывались надежды на успех Магненция, когда он объявил себя императором. Первое, что сделал Констанций после победы над Магненцием, – это было запрещение жертв. В 353 г. он же издал эдикт 44 , которым повелевалось закрыть храмы и запрещалось посещать места культа под страхом смертной казни и конфискации имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010