Известно, что А. В. происходил из рим. Африки: в Оксфордском и Брюссельском списках «Происхождения...» он назван Африканцем (Victor Afer), в кн. «О цезарях» (De Caes. XX 6) об имп. Септимии Севере, происходившем из Сев. Африки, говорится, что он «принадлежит к нашему племени» (gentis nostrae). После службы в Иллирии при префекте Анатолии А. В. в 361 г. был назначен имп. Юлианом Отступником на должность наместника (consularis) Второй Паннонии; кроме того, император почтил его медной статуей. Возможно, так Юлиан отблагодарил А. В. за его произведение «О цезарях», увидевшее свет ок. 360 г. Описывая правление имп. Константина Великого , А. В. посвящает его религ. политике всего одну фразу: «Condendae urbi formandisque religionibus ingentem animum avocavit» (С большим воодушевлением отдался основанию города [К-поля] и упорядочению религ. вопроса - De Caes. 41. 12). Выражение «religionis formandae» достаточно двусмысленно: А. В. мог подразумевать здесь не утверждение христ. веры, а упорядочение язычества: выше в своем сочинении А. В. сообщает, что Константин учредил в Африке должность жреца культа рода Флавиев (Idem. 40. 28). Вероятно, А. В. не считал себя христианином, и именно в этом следует искать причину столь внимательного отношения к нему Юлиана Отступника. Вместе с тем А. В. не был и ярым язычником: по всей видимости, отношение к религии определялось его политическими взглядами, к-рые, бесспорно, были консервативными; в частности, описывая правление имп. Диоклетиана , А. В. относит к числу его достижений сохранение «древних святынь», подчеркивая именно их древность («veterrimae religiones castissime curatae» - De Caes. XXXIX 31). Источниками для соч. «О цезарях, или Часть вторая сокращенной истории» служили труды Тацита, Светония, Мария Максима. Название «historia abbreviata» следует понимать не как «сокращенная», а скорее как «ограниченная [определенной эпохой]» история рим. императоров. Автор начинает повествование временем правления имп. Августа и завершает его 360 г. Произведение отличает оригинальный авторский стиль, к-рый можно охарактеризовать как «африканское красноречие». Из 42 глав последние 4 посвящены рим. императорам кон. III-1-й пол. IV в., начиная с правления Диоклетиана. А. В. выступает сторонником традиц. рим. ценностей, склонен к морализаторству и уделяет большое внимание нравственным оценкам исторических деятелей. Труд А. В. является ценным источником в особенности по истории поздней Римской империи: именно здесь сообщается о распространении Диоклетианом налогообложения на италийские земли (De Caes. XXXIX 31).

http://pravenc.ru/text/63000.html

На сцену истории сначала протесняется вопрос о Божестве Духа Св., а затем в 70 – х годах IV-ro века вопрос о Лице Богочеловека и способ соединения в Нем двух природ, – вопрос, которому суждено было принести церкви более тяжкие испытания, чем все предшествующие споры, вместе взятые. Возникновение новых трудных задач невольно заставляет всех подвести итоги старым счетам, покончить давнишние рассуждения о Сыне Божием, чтобы с соединенными силами приступить к решению новых проблем. Замечательно, что за весь двадцатилетний период, протекший от смерти Констанция до воцарения Феодосия, мы не видим ни одного такого собора, который многочисленностью своих членов и страстностью заседаний напомниал бы собой эпоху Констанция. Соборная деятельность, конечно, не прекращается и теперь, но соборы уже носят иной, примирительный характер и не претендуют на то, чтобы сделать свои постановления обязательным законом в церкви и государстве. Ожесточенная горячность, характеризовавшая собой прежнюю эпоху, видимо начинает остывать, и развитие догматических партий, не стесняемое внешним давлением государственной политики, движется соответственно своим особенностям, направляясь к тому результату, который и должен был явиться неизбежным концом всей сложной богословской работы IV века по выяснению догмата о Троице. Уже правление императора Юлиана, несмотря на его противохристианский характер, оставило по себе благие последствия во внутренней жизни церкви. Меры, принятые Юлианом к восстановлению язычества и уничтожению христианства, заставили спорящие стороны на время отложить свою старую вражду и сблизиться, чтобы дружными усилиями дать отпор надвигающейся опасности. В криках негодования и проклятий на отступника от веры соединились прежние враги в одну сплоченную семью и живо почувствовали общность интересов: ревностный никеец, Аполлинарий лаодикийский, взялся за перо, чтобы в блестящем сочинении против греческой философии раскрыть религиозную несостоятельность язычества 1275 ; антиохийская чернь ответила бунтом на попытку его восстановить забытые торжества в честь Аполлона 1276 , и слепой старик арианин Марий халкидонский проклял царя в его личном присутствии 1277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Заметив, что окружавшие его люди плачут, умирающий сказал с упреком, что недостойно оплакивать государя, примирившегося с небом и звездами. Умер Юлиан в полночь 26 июня 363 года, тридцати двух лет от роду. Знаменитый ритор Либаний сравнивал смерть Юлиана со смертью Сократа. Армия избрала императором начальника дворцовой гвардии Иовиана, христианина, приверженца никейского исповедания. Стесненный персидским царем, Иовиан должен был заключить с ним мир на условии уступки Персии нескольких провинций на восточном берегу Тигра. Смерть Юлиана была с радостью встречена христианами. Христианские писатели называли покойного императора драконом, Навуходоносором, Иродом, чудовищем. Однако он был похоронен в церкви Святых Апостолов в пурпурном саркофаге. Юлиан оставил после себя ряд сочинений, которые позволяют ближе познакомиться с этой интересной личностью. Центром религиозного мировоззрения Юлиана является культ Солнца, создавшийся под непосредственным влиянием культа персидского светлого бога Митры и идей выродившегося к тому времени платонизма. Уже с самых юных лет Юлиан любил природу, особенно же небо. В своем рассуждении " О Царе-Солнце " , главном источнике религии Юлиана, он писал, что с юных лет был охвачен страстной любовью к лучам божественного светила; он не только днем желал устремлять на него свои взоры, но и в ясные ночи он оставлял все, чтобы идти восхищаться небесными красотами; погруженный в это созерцание, он не слышал тех, кто с ним говорил, и даже терял сознание. Довольно темно изложенная Юлианом его религиозная теория сводится к существованию трех миров в виде трех солнц. Первое солнце есть высшее Солнце, идея всего существующего, духовное, мыслимое () целое; это - мир абсолютной истины, царство первичных принципов и первопричин. Видимый нами мир и видимое солнце, мир чувственный, является лишь отражением первого мира, но отражением не непосредственным. Между этими двумя мирами, мыслимым и чувственным, лежит мир мыслящий () со своим солнцем. Получается, таким образом, троица (триада) солнц, мыслимого, или духовного, мыслящего и чувственного, или материального.

http://sedmitza.ru/lib/text/434241/

Система декорации этой кубикулы с близким к триконху планом и крупномасштабными сюжетными композициями, представленными в неск. ярусах как обрамленные панно, напоминает более поздние и сложные программы декорации храмов ( Bisconti, Nestori. 2000). Кубикула F (Самсона) в гипогее на Виа-Дино-Компаньи. 3-я четв. IV в. В неск. кубикулах катакомб на Виа-Латина композиции на христ. сюжеты соединяются с образами, имеющими менее определенный философско-религиозный смысл или даже связанными с языческой традицией. Так, в кубикуле Самсона (3-я четв. IV в.; Bisconti, Mazzei. 1999; Andaloro. 2006) тимпаны 3 аркосолиев заняты библейскими сценами («Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью», «Явление ангела Валааму», «Христос и самаритянка»), тогда как в простенках изображены люди, выглядывающие из приоткрытых врат, а остальные поверхности заняты буколическими и проч. мотивами, символизирующими рай. Более сложна и интересна декорация кубикулы I (2-я пол. IV в.; Ferrua. 1960; Idem. Catacombe sconosciute. 1990; Fink. 1978; Tronzo. 1986), имеющей 6-угольную форму, с 2 глубокими нишами на 2 концах. В нишах помещены явно сопоставленные друг с другом сцены, символизирующие философию и истинную мудрость. В одной нише представлен Иисус Христос, сидящий в торжественной позе, Он обращается к стоящим по сторонам верховным апостолам. Эта иконографическая схема имеет отвлеченный иератический характер; она восходит к изображениям императора среди приближенных и подчеркивает величие Иисуса Христа, Который выступает в роли учителя, владыки и судии. В противоположной нише представлен некий философ с др. учеными, одетыми в туники и паллии; один из них указывает палочкой на труп юноши. Первые исследователи гробницы на Виа-Дино-Компаньи интерпретировали эту сцену как изображение врача с учениками ( Ferrua. 1960). Однако, учитывая смысл остальных изображений в этом помещении (фигуры ученых мужей на стенах, бюсты философов и корзины со свитками в своде), ее следует скорее понимать как урок философии, а фигуру в центре - как изображение Сократа или Аристотеля, обсуждающего с учениками вопрос о душе человека. Расположение 2 сцен друг напротив друга позволяет видеть в философии прошлого предысторию или альтернативу «истинной мудрости», воплощением которой является образ Христа Учителя ( Bruyne. 1969/1970; Fink. 1978; Tronzo. 1986). Подобные идеи были характерны для религ. и культурной обстановки 2-й пол. IV в., когда возрождение язычества, начатое Юлианом Отступником, встретило поддержку рим. сената, не желавшего сдавать свои позиции перед лицом христианства, ставшего в это время реальной силой.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

– Об Юлиане Отступнике? – Да, о том, кто врагам своим галилеянам и себе – увы! – казался отступником, но не дерзнул им быть, ибо в новые мехи влил старое вино: эллины так же, как христиане, могли бы назвать его отступником... Джованни рассказал ей, что видел однажды во Флоренции мистерию Лоренцо Медичи Великолепного, которая изображала мученическую смерть Сан-Джованни и Паоло, двух юношей, казненных за веру Христову Юлианом Отступником. Он даже помнил несколько стихов из этой мистерии, особенно поразивших его, – между прочим предсмертный крик Юлиана, пронзенного мечом св. Меркурия: Ты победил, Галилеянин! O Cristo Galileo, tu hai pur vinto! – Слушай, Джованни, – продолжала Кассандра, – в странной и плачевной судьбе этого человека есть великая тайна. Оба они, говорю я, и кесарь Юлиан, и мудрец Плетон, были одинаково не правы, потому что обладали только половиной истины, которая, без другой половины, есть ложь: оба забыли пророчество Титана, что тогда лишь боги воскреснут, когда Светлые соединятся с Темными, небо вверху – с небом внизу, и то, что было Двумя, будет Едино. Этого не поняли они и тщетно отдали душу свою за богов Олимпийских... Она остановилась, как будто не решалась договорить, и потом прибавила тихо: – Если бы ты знал, Джованни, если бы могла я сказать тебе все до конца!.. Но нет, теперь еще рано. Пока скажу одно: есть бог среди богов олимпийских, который ближе всех других к подземным братьям своим, бог светлый и темный, как утренние сумерки, беспощадный, как смерть, сошедший на землю и давший смертным забвение смерти – новый огонь от огня Прометеева – в собственной крови своей, в опьяняющем соке виноградных лоз. И кто из людей, брат мой, кто поймет и скажет миру, как мудрость венчанного гроздьями подобна мудрости Венчанного Терниями, – Того, Кто сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза», и так же, как бог Дионис, опьяняет мир Своею кровью? Понял ли ты, о чем я говорю, Джованни? Если не понял, молчи, не спрашивай, ибо здесь тайна, о которой еще нельзя говорить...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Похороны нечестивого отступника сопоставляются с похоронами благочестивого царя Констанция, который, хотя и не был образцовым христианином, все же, по сравнению с Юлианом, заслуживает тех почестей, которые ему воздавали посмертно: (Констанций) сопровождается всенародными восхвалениями, шествиями и нашими священными обрядами... Если же верить молве.., то, когда тело Констанция несли через Тавр.., некоторые слышали в вышине голос как бы поющих и сопровождающих - как думаю, голос ангельских сил, награда ему за благочестие и надгробное воздаяние... Таковы похороны нашего царя! А у этого [ 13 ] и поход был бесславен.., и возвращение еще бесславнее. В чем же было это бесславие? Его сопровождали шуты непристойной театральной музыкой, играли и плясали, обличая его отступничество, поражение и смерть. Какого зла не претерпел он, чего не услышал от людей дерзких.., пока не принял его город Тарс, не знаю, как и за что осужденный на такой срам? Здесь у него и гробница бесчестная, и гроб нечистый, и храм презренный, отвратительный для благочестивых взоров. [ 14 ] В довершение портрета Юлиана Григорий говорит о своем личном знакомстве с императором-отступником и рисует его внешность. Как мы знаем, пути Григория и Юлиана пересеклись в Афинах, где будущий император в течение некоторого времени посещал лекции в Академии. Григорий говорит, что уже тогда внешность и поведение Юлиана произвели на него неприятное впечатление и уже тогда он предсказал плохое будущее этому человеку, который, став императором, отличался особым буйством: Не похвально ли в образе жизни этого философа то, насколько он был безгневен и превыше страстей.., так что, производя суд, [ 15 ] криками и шумом наполнял дворец, будто он сам претерпевал насилие и ушерб, а не других защищал от этого?.. А кто не знает, что многих граждан, даже и крестьян, приходивших к нему за тем, о чем люди обычно просят царей, он при всех бил кулаками, топтал ногами и поступал с ними так жестоко, что не пострадать еще хуже было для них радостью?..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

Как евреев не унижает их политическая зависимость, так и греков и римлян не возвышает их политическое могущество. Юлиан говорит, что Александр Македонский и Юлий Цезарь были великими полководцами; не завидую, отвечает св. Кирилл, потому что они были безбожниками и идолопоклонниками. И опять у нас речь не о полководцах и атлетах, а о божественной и истинной религии. 511 Не возвышают греков и другие культурные преимущества. Если некоторые у них отличаются красноречием, то это еще не значит, что они правильно думают о Боге, честны, справедливы, святы… Зачем удивляться тем, которые говорят атеистическим языком, а сердце имеют развращенное и лишены истинного познания о Боге? Разве Бог хочет от нас блестящих слов, и Ему приятны пустые речи? Не взирает ли он скорее на человека честного и хорошо живущего? 512 Если ваша живопись выше нашей, то это еще не значит, что мы уклонились от истины. Пусть будут у вас и скульптура и живопись, а мы, принявши венец истины, одержим победу, достигнув познания о Творце всего и Боге. 513 Другие дары богов, указанные Юлианом, св. Кирилл осмеивает как мифы. Таковы – голова, найденная на капитолийском холме, щит, упавший с неба. Пророчества оракулов он не отрицает, но только объясняет их, как и другие апологеты, действием демонов; с пришествием Христа демоны низвергнуты были в ад, – вот чем объясняется непонятный для Юлиана факт, что естественные оракулы умолкли. Эскулапа св. Кирилл считает историческою, но простым человеком; его происхождению, виновником которого Юлиан считает самого Зевса, св. Кирилл дает иное объяснение, предполагая, что мать родила его от какого-нибудь жреца. Если оценивать божеские дары людям с истинной точки зрения, то никак нельзя сказать, что евреи не получили от Бога ничего великого; совершенно напротив, – евреи оказываются обладателями того, что составляет высшее благо и высшую мудрость. Подтверждение этого Юлиан может услышать от самих своих богов. Пифия на вопрос, какие народы превосходят других мудростью, сказала: «Одни лишь халдеи постигли премудрость, а также евреи, что Бога царя самобытного чтили».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

12 Канон — церковное песнопение. 13 …золотой гривной…— Имеется в виду шейный обруч, ожерелье, как знак отличия, награда. 14 …в 24-й день месяца июля, за 9 дней до календ августовских. — В древнеримском календаре первый день каждого месяца назывался календами, 5-е или 7-е число (день первой четверти луны) — нонами, 13-е или 15-е число (день полнолуния) — идами. От этих трех моментов отсчитывались назад (исходная дата включалась в счет дней). Поэтому в счете по календам 24 июля соответствовало девятому дню перед августовскими календами. Календарный счет с упоминанием календ ведется в древнерусских текстах крайне редко и параллельно с упоминанием дат и дней недели согласно юлианскому календарю, принятому на Руси вместе с христианством. 15 …Пришла весть от Предславы… — Предслава — дочь Владимира Святославича от Рогнеды, родная сестра Ярослава Мудрого. 16 …бросили… в пустынном месте меж двух колод. — Место не совсем ясное. Возможно, имеется в виду колода — ствол упавшего дерева, либо колода — гроб, выдолбленный из двух половин цельного ствола дерева. 17 …повергни Святополка в ужас и трепет. — Согласно Библии (книга Бытия, гл. IV, 12), наказывая Каина за братоубийство, Бог сказал: «Стеня и трясыйся будеши на земли». 18 …И побежал в пустынное место между Чехией и Польшей… — Согласно существующей гипотезе выражение «между чехами и ляхами» является древней поговоркой, означавшей «где-то далеко». 19 …Ламех, знавший о судьбе Каина, в семьдесят раз тяжелее наказан был. — Ламех — один из потомков Каина, также совершивший убийство. В Библии (книга Бытия, гл. IV) сказано: «Яко седмицею отметится от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею». 20 …вот Юлиан-кесарь… — Флавий Клавдий Юлиан, римский император (361-363), прозванный Юлианом. Отступником за свои гонения на христиан и восстановление в Римской империи язычества как официальной религии. В христианской литературе это имя стало символом гонителя христианства. 21 …положили… в ладью… — Согласно древнерусским похоронным обычаям покойника либо везли на санях, либо несли в ладье.

http://predanie.ru/book/72284-skazanie-i...

Напряженность, с какою Констанций вел борьбу против язычества, сеяла в душах язычников семена гнева и рано или поздно необходимо должна была смениться реакциею. И это случилось, нужно заметить, скорее, чем можно было предполагать. Смерть Констанция прервала его работу, и счастье, столь улыбавшееся христианам, померкло. Религиозная жизнь греко-римской империи повернула в сторону прошлого, вступила на путь возрождения тех форм религиозного культа, которые христиане-императоры считали своим долгом во имя торжества истины стеснять постепенными ограничениями. Этот поворот, могучий по размаху, свершил Юлиан, который решил раздуть потухавшие жизненные искры язычества и которого благодарная история заклеймила именем «отступника». Языческий культ снова воскрес, стали совершаться торжественные церемонии, начали приносить жертвы, запертые храмы раскрылись и наполнились массами молящихся; жрецы обратно получили от государства те права и имущества, которыми они некогда пользовались и которые были отняты властною рукой ревнителей христианской истины 1867 . К счастью для успехов христианства, Юлиан ярко мелькнул и быстро погас, как «метеор огнистый полуночи». Он увлекся мечтою, внешними мерами возродить и оживить то, что уже во внутренней своей сущности было гнило. Юлиан, конечно, видел это, а потому все свои усилия направил к тому, чтобы противопоставить христианству нравственную силу язычества, воссозданного по принципам христианского порядка. Так, он предписывал жрецам заниматься проповедью, требовал от них чистоты жизни, приказывал строить госпитали, монастыри и т. п. 1868 Но этот искусственный перенос наиболее характерного в христианстве на язычество – мало помог делу: язычество оказалось бессильным проникнуться высокими христианскими идеалами. Ломка же, какой подвергнуто было язычество, сама по себе уже разлагала старую религию. Неудивительно, что реставрация язычества, предпринятая Юлианом, оказалась как бы предсмертной судорогой, только приблизила конец язычества. Умер Юлиан, и умерло все, что он сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь показала, насколько Юлиан был готов к выполнению начерченной им же себе задачи построения «просвещённого государства» и соответствовал высокой роли благодетеля Римской империи. Став императором, Юлиан всё же первое время опасался заявить о возврате языческих культов. Наконец, прибыв в Константинополь 11 декабря 361 г., он открыто заявил о своей принадлежности к язычеству, после чего стал именоваться Юлианом Отступником . Далее, пишет Феофан Византиец, «сделавшись самодержцем, Юлиан без стыда начал жить по-эллински, святое крещение смыл с себя кровью жертв и делал всё для служения демонам»  294 . Наивно полагать, будто Отступник, вкусивший прелести мистерий и получивший посвящения в самые тайные культы, без улыбки взирал на отеческие культы. Но, как человек «просвещённый», он отдавал себе отчёт в том, что положенное «избранникам богов и судьбы» не может быть преподано рядовому гражданину. Казалось бы, склонность Юлиана к политеизму не предполагала введения какого-то нового персонифицированного культа. Но, как ни странно, в сочинении Отступника «Против христиан», письмах и философских отрывках, дошедших до нашего времени, он признавал существование «верховного разума» и «вечного отца, царя всего мира и всех людей», из которого рядом эманаций проистекает всё обновление мира 295 . Кажется удивительным, но при всей нелюбви Отступника к иудеям он искренне пытался включить иудаизм в свою философскую систему 296 . Но тонкость заключается в том, что к этому времени иудаизм делает решительный отход от древнееврейских благочестивых обычаев и формирует собственную интерпретацию Ветхого Завета, включая кабалистические учения, принадлежавшие кругу избранных . Несложно предположить, учитывая характер Юлиана и его страсть принадлежать к некоторым тайным группам особо посвящённых, что такого рода учения очень льстили его самолюбию, давали выход безудержному стремлению познать мистические тайны и встать в тесный круг лиц, где простым смертным нет места. В целом, зная предысторию его духовного развития и круг учителей, трудно отделаться от мысли, что к тому времени Юлиан предался сатанистским культам. У современников складывалось небезосновательное ощущение, что на языческий алтарь укладывались не только жертвенные животные. Проходя с войском мимо города Карры во время похода на Персию, он велел закрыть на замок языческий храм, оставаясь там наедине со своими ближними духовными учителями. После ухода горожане открыли храм и обнаружили повешенную женщину с распоротым животом – Юлиан гадал о результатах похода на её печени. А в Антиохии после смерти Отступника были обнаружены многочисленные человеческие головы и мёртвые тела – также результат мистических опытов Юлиана 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010