В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике. В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен 400 состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются) 401 . На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским. На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе». Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье. Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы. Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Весной 387 г. двор был смирен политической нуждой. Наступал бывший узурпатор, ныне император Максим. Опять к нему послом в Галлию для переговоров вынуждены были послать не кого другого, как только Амвросия. Но теперь и эта уступчивость не помогла. Максим пришел в Италию. Двор Валентиниана II вместе со своим императором бежал морским путем к Востоку, в Фессалонику. Феодосий Великий принял их здесь под свое покровительство и подкрепил своими силами, вступив в общую войну с Максимом. Максим был разбит на Саве и Драве, отступил в Аквилею. Но там был окружен, взят в плен и казнен в 388 г. Валентиниан II вновь был утвержден в звании императора всего Запада. При фактическом первенстве силы Феодосия Великого невозможна была далее арианствующая политика на Западе. Кстати, умерла и мать Валентиниана II, Юстина. Валентиниан II всецело подчинился православной опеке Феодосия и Амвросия. Феодосий даже и резиденцию свою временно перенес на Запад, где и прожил около трех лет, подкрепляя Амвросия в деле чистки Запада от остатков арианства. Но роль светской императорской власти сложнее и компромисснее, чем боевая ортодоксальность Амвросия. И император и святитель вступали между собой в открытые конфликты. Население восточного города Каллиники на Евфрате при одобрении со стороны своего епископа разгромило иудейскую синагогу. Там же монахи в столкновении с гностиками-валентинианами сожгли их храм. Феодосий I осудил эти погромы и приказал епископу восстановить синагогу на свои средства. Амвросий бурно восстал против такой политической «справедливости» и настоял на отмене самим императором его распоряжений. Феодосий уступил Амвросию, но все же жаловался на монахов. Амвросий ему возражал: «А что было еще 30 лет тому назад при Юлиане Отступнике?» Амвросий был неумолим в ревности ο примате церковных интересов. Β самой временной столице-ставке, Фессалонике, жители разгромили готов-наемников и убили их командира Бутериха. Феодосий учинял жестокую децимацию жителей. Амвросий счел это неоправданной жестокостью и убиением невинных. Когда после этого Феодосий как победитель над новым претендентом Евгением явился к Амвросию в Милане в храм, Амвросий не пустил «победителя» даже переступить порог собора и потребовал сначала принести публичное покаяние, т.е. в течение назначенного срока становиться без царских одежд в церкви позади, и лишь после этого воссоединил императора с церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/435101/

Если, с одной стороны, гражданское правительство при первых же христианских императорах начало прислушиваться к голосу Церкви, стремясь сократить свободу разводов и установить определенные законные причины развода, то, в свою очередь, и Церковь , восставая вообще против своеволия в разводе, вынуждена была пойти на взаимную уступку, допустить отступление от прежних, строгих своих правил о разводе. Плодом этих взаимных уступок между Церковью и государством явился при Константине Великом (в 331 году) первый закон, ограничивающий свободу разводов, но допускающий, однако, расторжение брака не только по вине прелюбодеяния, но и по другим определенным причинам. При последующих императорах закон Константина Великого о брачном разводе не раз видоизменялся, то наклоняясь к большей свободе разводов (например, при Юлиане Отступнике), то снова сокращая ее; но наиболее точную и полную формулировку получили постановления о законных причинах к разводу при императоре Юстиниане, законодательство которого о брачном разводе легло в основание бракоразводного права восточной Православной Церкви, принято было в греческий церковный Номоканон, вошло, наконец, и в нашу Кормчую (гл.44 и 48). В Юстиниановых законах (117 новелла) основанием к разводу признается не одно прелюбодеяние, но и другие причины: или квалифицированные как прелюбодеяние (напр., нахождение (мытье) женщины в бане с посторонними мужчинами, пребывание её в течение ночи вне дома, конкубинат мужчины, держание им любовницы в одном доме с женою и т.п.); или приравниваемые смерти (напр., физическая неспособность к браку, плен, уголовное наказание-политическая смерть). Каково бы ни было дальнейшее развитие и каким бы значительным изменениям ни подвергалось в последующее время Юстинианово законодательство о брачном разводе, несомненным фактом в истории бракоразводного права восточной Церкви остается то обстоятельство, что расторжение брака допускается не только по прелюбодеянию, но и по тем или иным определенно установленным причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Еще одну подлость допустил Андрей Вячеславович, заявив, что мы только и делаем, что почитаем мучеников, отказавшихся от воинской службы. Он мило забывает детали — при каких обстоятельствах воины отказались от воинской службы, тот же Георгий Победоносец или Севастийские мученики. Только, когда их служба в армии вступала в прямое противоречие с христианским долгом. Между тем, Севастийские мученики доблестно сражались с персами до того, как Лициний обратился к язычеству. Георгий Победоносец доблестно подвизался на востоке против тех же персов. То же самое относится и к воинам-мученикам, пострадавшим при Юлиане Отступнике. Они откладывали меч вовсе не ради абстрактного пацифизма, а потому что за право ношения меча с них требовали приносить языческие жертвы. Что же касается приводимых Кураевым правил Василия Великого, то, прежде всего, я не понимаю, какое отношение интернет-сплетник Кураев имеет к великому святителю Василию Великому?! Но если обсуждать это по существу, то надо заметить, что правила святителя Василия Великого, которые приводит Кураев, большей частью касаются разбойников. А что касается правила посвященного воинской службе, то сам святитель Василий Великий останавливается в недоумении. А именно: «Но, может быть, добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн». Это пастырский совет и, понятно, с чем связанный. С тем, что пролитие крови есть кровь. На практике, как свидетельствуют толкователи, опять-таки это пастырский совет, необязательный к исполнению, своего рода корректива, говорящая о том, что воин должен максимально заботиться о спасении своей души и понимать, что он имеет дело с вещами страшными и должен воздерживаться от ненужного пролития крови. В этом только есть смысл этого пастырского совета святителя Василия Великого. Если говорить о правилах, относящихся к разбойникам, которые цитирует Кураев, то опять-таки они не к месту. Если б это было так, то тогда бы совершенно не действовали слова святого Апостола Павла в Послании к Римлянам.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/10/on...

Заставил покаяться императора Феодосия Великого за фессалоконийскую резню, где погибли около семи тысяч жителей. Вообще, проявлял стойкость и принципиальность в отношениях с властью. Творения Амвросия Медиоланского посвящены догматическим, экзегетическим и нравственно-аскетическим вопросам. Ввел на Западе аллегорический метод экзегезы. Аверинцев так характеризовал Амвросия Медиоланского: « энергично боролся как против язычества (спор об алтаре Победы в сенате) и арианства, так и против складывавшейся со времен Константина и проявившейся, например, у Евсевия Кесарийского идеологии сакральной «христианской» государственности как подобия Царства Бога на земле. Амвросий сформулировал принцип: «император может быть внутри Церкви, но не над Церковью», — и осуществил его на практике, отлучив на некоторое время от церковного общения императора Феодосия I за устроенное им избиение жителей Фессалоники. Утверждение независимости Церкви от светской власти не мешало Амвросию деятельно сотрудничать с последней в целях спасения римского порядка перед лицом глубокого кризиса ».   Иларий Пиктавийский «Афанасий Запада», один из величайших богословов Церкви, к стыду всех очень мало известный в России (переведено лишь несколько фрагментов). Родился в семье влиятельных язычников в Галлии. Ввел активные духовные поиски: шатался от стоицизма до гедонизма, перепробовал много религиозных сект и учений, пока наконец не натыкается на иудаизм. Чтение Евангелия от Иоанна решает дело: будущий святитель принимает крещение. Почти сразу после этого его выбирают епископом родного города. В это время император Констанций решает насадить арианство на Западе. Церковь Галлии поддается на политическое давление. В этой ситуации Иларий возглавляет антиарианскую оппозицию. За это его ссылают на Восток, в М. Азию, что оказалось огромной ошибкой власти: там святитель знакомится с восточным богословием и становится одним из самых ярких участников антиарианской полемики. При Юлиане Отступнике возвращается на родину, где побеждает арианство. В Милане ему это не удается, в следствие чего он удаляется от полемики и полностью посвящает себя богословию.

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

И это есть всеобщее определение Христа. Второе определение его – по свойствам. Поскольку имя это пресвятое, Христос, свойственно самому единственному Христу Спасителю нашему, помазаннику Божьему и Богу, о нем же говорится: «Помазал тебя Боже, Бог твой, елеем радости сильнее товарищей твоих». И еще (писал Матфей): «старейшины собрались сообща на Господа и на Христа его». И еще: «Дух Господен на мне, его же ради помазал меня». Подобным образом здесь следует говорить и об антихристе, о нем тоже двоякое может быть рассуждение. Первое, всеобщее, поскольку всякого противника Христова можно назвать антихристом. Об этом было сказано в ответе на первый вопрос, и о таковых антихристах у нас нет намерения здесь говорить. Второе рассуждение о свойственном и истинном антихристе; о нем же здесь хотим сказать, Богу помогая и слово утверждая. Истинный антихрист есть изначальный супостат и враг Христов, гонитель великий, который придет при кончине мира. Все же прочие вышеупомянутые по отношению к нему суть предшественники антихриста, его предтечи. И о нем Павел святой апостол говорит во втором послании к солунянам: 2 «И откроется человек беззакония, сын погибели, противник, и превознесет себя выше всякого Бога или святыни, и сядет он в церкви божией как бог, выдавая себя за бога». И об этом антихристе следует знать и верить, что он еще не пришел в мир, но придет при кончине мира перед вторым пришествием и страшным днем праведного суда Господня. Вопрос третий Почему же Иоанн святой говорит, что антихрист грядет и ныне в мире уже есть? Что же и Павел великий вещает, что тайна беззакония уже совершается? Ответ Тайна беззакония уже совершается, и антихрист в мире уже есть, но не в своем собственном лице, а в своих предтечах. Пришествие антихриста начинается тотчас с вознесения Христа на небо, но не в лице самого антихриста, а в его предтечах, то есть в еретиках, отступниках и церкви Божией гонителях и мучителях, а именно в Симоне–волхве, назвавшем себя Христом, в Нероне – первом гонителе церкви Божией, в Юлиане Отступнике и прочих бесчисленных. Но собственно антихрист не пришел тогда в мир, нет его и ныне в мире, однако дух его ясно видим, и тайна беззакония совершается в его предтечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Известно, что храм Успения Пресвятой Богородицы в Карее отстроен при Константине Великом, а разрушен при Юлиане Отступнике. Это четвертый век. А вновь возведен при императоре Никифоре Фоке уже в десятом веке. Несомненен и факт свержения идола с самой высокой горы еще в первом веке.  На этом месте стоит храм Преображения Господня. Служат в нем раз в год, ибо он труднодосягаем. Это Фаворская гора Афона. Иногда, в ясный день, вершина ее предстает как драгоценный камень в оправе  гранитных гор. Сияет в солнечную погоду и скрывается туманом в ненастье. А иногда бывает такое чудо - храм  плывет выше туч, отделясь от земли, и стоит как будто на воздухе,  как невесомый. Зрелище восторгающее душу к горним пределам.        Афон – это навсегда. Не видел его – тянешься к нему. Увидел – никогда не забудешь. Двенадцатилетним отроком тайно прибежал сюда один из самых почитаемых в Греции духовников будущий старец Порфирий (Байрактарис), пробыл тут семь лет в скиту Кавсокаливит, а потом … шестьдесят девять лет пробыл вдали от Афона, служил священником в больнице Афин, уходил в уединение, организовал женский монастырь Преображения Господня, в котором был наставником,  и за несколько месяцев до кончины, предчувствуя ее, вернулся на Афон. Это было совсем недавно (1991 г.). Старца  Порфирия мы вспомнили, чтобы  примером его жизни показать неодолимую тягу к Святой Горе. И еще вспомнить наставления старца: «Кто молится лишь о себе, совершает  большую ошибку». Сказано это в первую очередь об афонской молитве.   ЧАСТЬ  ГОСУДАРСТВА,  НО  ОСОБАЯ       Афон -  сердце и душа Православия.  Вместе с тем это часть греческого государства.  Часть совершенно особая.  Статус Святой  Горы закреплен в Конституции Греции в статьях  109 – 112. Сделаем выписки, показывающие эту особость:      «Афонский полуостров… является в соответствии  со своим древним привилигированным положением  самоуправляющейся частью Греческого государства, суверенитет которого над ним остается неприкосновенным.  …  Все монашествующие на ней приобретают греческое гражданство без каких-либо формальностей, как только они принимаются в число монахов или послушников. Святая Гора в соответствии  со своим установленным порядком управляется двадцатью ее Священными монастырями, между которыми поделен весь Афонский полуостров, и ее земля не  подлежит отчуждению. Управление осуществляется представителями Священных монастырей, составляющими Священный Кинот. Категорически запрещается какое-то бы ни было изменение системы управления или количества монастырей Святой Горы, их иерархического строя и их взаимоотношений с зависящими от них учреждениями. На ее территории запрещается пребывание иноверцев или раскольников». По  Конституции государство берет на себя «исключительное право поддержания общественного  порядка и безопасности»  на Святой Горе.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

На первый вопрос ответить и просто, и сложно. Юлиан рано остался сиротой после трагической гибели своего отца Юлия Констанция – брата Константина Великого, последовавшей после смерти великого императора в 337 году в результате резни, учиненной солдатами. Его воспитывали при дворе Констанция II, который был причастен к гибели его отца и казнил его брата. Как отмечает святитель Григорий Богослов, «но (какое посрамление!) он [Констанций] впал в грех неведения, весьма недостойный его благочестия; сам не зная, воспитал христианам врага Христова». Да, Констанций пытался дать ему христианское воспитание, но через кого? Через надменного интригана и ересиарха арианина Евсевия Никомидийского, прославившегося своими гнусными происками против святителя Евстафия Антиохийского и особенно против Афанасия Великого. У арианских епископов, окружавших Констанция, Юлиан мог видеть всё: чванство, жадность, интриганство, злобу, разврат – не видел только веры, надежды и любви. Сравним это с началом ХХ века, когда безрелигиозная обстановка духовных школ (и не только их) многих толкала в революцию. И Юлиана потянуло в сторону эллинского языческого мира. Он зачитывается тайно посылаемыми ему речами Либания (всё равно как наши семинаристы – трудами Маркса), встречается с философом Максимом Эфесским – последователем неоплатонизма, и не просто неоплатонизма, а магического теургизма, учившего о том, что философ может стать равным богам. В этом – что-то общее с душной атмосферой Серебряного века с его мистическими исканиями, теургией а-ля Мережковский, Гиппиус и др. Впрочем, незадолго до расстрела отец Павел Флоренский заявлял: «Я не ученый, я – маг». И всё же в выборе Юлиана есть некая тайна беззакония. Ведь он в 50-е годы ΙV века учился в Афинской академии на одной скамье со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Они знали только две дороги: одну – в храм Божий, другую – в академию. А Юлиан выбрал третью – в темные расселины пещер Элевсина, где его приобщали к магической премудрости и к страшным жертвам (возможно, что и человеческим). Почему-то великим отцам-каппадокийцам античная культура не помешала в их христианской жизни и спасении. А для Юлиана она стала погибельным жерновом.

http://pravoslavie.ru/64553.html

Но, несмотря на самые суровые меры, Констанцию не удалось склонить к арианству других мужественных защитников православия. После его смерти ситуация изменилась в иную сторону — началось краткое правление последнего представителя династии св. Константина — Юлиана, известного в истории как Юлиан-отступник. Этот молодой император вырос в очень трудных условиях, условиях, порой кровавой распри среди родственников Констанция. Хотя Юлиан, в отличие от Константина и Констанция, был крещен в очень раннем возрасте, воспитан по-церковному и даже посвящен в степень чтеца, он с юности возымел огромную симпатию к язычеству. Это, конечно, печальный симптом, ибо таков был в ту пору не один Юлиан. Некоторые и, может быть, не столь уж малочисленные свидетели событий IV в. в той или иной степени оказались разочарованы их развитием, в частности, внутрицерковной распрей, которая наступила очень скоро вслед за тем, как св. Константин даровал Церкви так называемый «Константиновский мир», т. е. положил конец гонениям на Церковь со стороны язычников. И вот при Юлиане начинается языческая реакция. Этот император правил около полутора лет. Очень скоро он пал в битве с персами, опаснейшими врагами империи, но его правление оставило заметный след. Ему не удалось развернуть крупных гонений. Он, впрочем, и не ставил себе такой цели. Злорадствуя по поводу распрей среди христиан, Юлиан думал, что надо лишь не мешать естественному ходу вещей, и тогда христианская Церковь самоуничтожится в своих внутренних войнах. Христиане преследовались только в случае возбуждения ими каких-либо беспорядков — в случае разорения языческих капищ и т. д. Правда, на местах представители администрации позволяли себе гораздо более жестокие репрессии, чем планировал сам Юлиан. Впрочем, и сам Юлиан к концу своего недолгого правления, видя, что его меры борьбы с христианством не достигают успеха, стал делаться все более жестоким. Его царствование интересно тем, что оно со всей остротой поставило перед Церковью проблему отношения к языческой культуре или культуре вообще. Нельзя сказать, что эта проблема не возникала раньше. По ее поводу высказывались уже апологеты II и III веков. Какой же ответ они давали? За исключением немногих, например, сирийца Татиана, крайне негативистки относившегося к языческой культуре, большинство апологетов оценивало ее вполне положительно. Философия греческих язычников, говорили они, это такой же детоводитель ко Христу (выражение св. ап. Павла), как для евреев — ветхозаветный Закон. Такая положительная оценка сохранилась и у отцов IV в. Например, у св. Василия Великого есть специальное сочинение о пользе, какую может извлечь юношество из чтения языческих книг, причем пользу эту святитель, как это ни покажется нам странным, усматривает прежде всего в нравственных уроках, которые в них содержатся.

http://sedmitza.ru/lib/text/434172/

Однако апостолы смогли уловить Вселенную в сети любви Христовой Однако апостолы смогли уловить Вселенную в сети любви Христовой. Сатана последовательно умерщвлял христиан. Но на место каждого из них вставали сотни, тысячи новообращенных. Потому что люди чувствовали незлобие учеников Христовых, видели чудеса, которые Господь по вере мучеников творил, слышали, как Дух Святой вещал их устами непререкаемые истины, – все это обращало всё новых и новых христиан. Подлинных христиан невозможно запугать Результат каждый раз оказывался прямо противоположным тому, чего хотел сатана. Он помышлял мучениями запугать христиан, но мученики оказывались верными Христу даже до смерти. Тем самым они свидетельствовали о Царствии Небесном и привлекали к вере подчас даже своих палачей. Язычники и иудеи объединялись, восставая «на Господа и на Христа Его», ополчаясь на христиан: так было в первые века христианства, в период мученичества, затем при Юлиане Отступнике. Потом, когда закончилось время открытых гонений, настала пора бескровного мученичества – подвига преподобных. На родоначальника монашества Антония Великого нападали целые полчища бесов, избивали его почти до смерти. Однако чем больше супостаты вооружались против него, тем сильнее он молился, так что выковал в этой борьбе в итоге молитву такой силы, что она просто взламывала все козни бесов, расшвыривая их, пытавшихся затворить от человека вход в Царство Небесное. А став искусным в этой брани сам, преподобный Антоний обучил такой молитве и своих учеников. Более того, выработанная им методика невидимой брани оказалась востребованной и последующими поколениями монашествующих. Таким образом, враг опять был посрамлен. Будем же стойкими в исповедании богодарованной нам свободы После прекращения гонений извне враг поменял тактику, и начались внутренние разногласия, последовали волны ересей и расколов. Еще апостол Павел предупреждал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Разномыслия, кстати, порождает также и нынешняя ситуация. И разнообразие точек зрения куда важнее тотального диктата «линии партии». Об этом еще в середине позапрошлого века, предваряя соблазны века ХХ-го, писали от имени Козьмы Пруткова литераторы, создавшие этот вымышленный сатирический персонаж…

http://ruskline.ru/opp/2021/07/28/evange...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010