Schol. Hist. eccl. VII 7; Ioan. Nic. Chron. 79. 1; Hist. Patr. Alex. 11//PO. T. 1. Fasc. 4. P. 427). Версия о том, что он был сыном брата архиеп. Феофила, не выдерживает критики ( Лященко. 1913. С. 3. Примеч. 3). Об отце К. ничего не известно, мать - родом из Мемфиса, одного из оплотов егип. язычества. Ее родители были христианами; они умерли молодыми, оставив 2 детей: юного Феофила и маленькую дочь. Феофил, вероятно, во время гонения при имп. Юлиане Отступнике (361-363) переселился из Мемфиса в Александрию и определил там сестру на воспитание в жен. мон-рь до замужества ( Ioan. Nic. Chron. 79. 1-11). В несколько противоречивом рассказе еп. Палладия Еленопольского ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 6) обычно видят свидетельство того, что Феофил, уже будучи архиепископом, привлекал сестру к неблаговидным делам, но вполне возможно, что эти обвинения напрасны ( Évieux. 1991. P. 12). Из зачитанного на Вселенском IV Соборе (Халкидонском) прошения племянника К. Афанасия следует, что у К. было неск. родных сестер (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 216, 218; ДВС. Т. 2. С. 259-262; см.: Hardy. 1982. P. 116). Став архиепископом Александрии (384), Феофил взял на себя заботы по воспитанию и образованию племянника. К. прошел обычный для выходца из состоятельной семьи в Александрии курс светской школы. Его позднейшие сочинения свидетельствуют о высоком уровне полученного образования. В трактате «Против Юлиана Отступника» К. демонстрирует большую эрудицию (см.: Морескини. 2011. С. 753). Ему были известны античные классики: Гомер, Гесиод, Еврипид; он цитирует досократиков , Платона , Аристотеля , Нумения Апамейского, Плотина , Порфирия и др. языческих писателей и философов, древних и современных ему. Эта эрудиция была следствием не только чтения христ. апологетической лит-ры, но и непосредственного знакомства с первоисточниками. Напр., он приводит цитаты из Герметического корпуса афинской редакции (см. Герметизм; Шабуров. 1989). Вероятно, К. посещал уроки философа и математика Ипатии, главы неоплатоников в Александрии, среди учеников к-рой были не только язычники, но и христиане.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

  I. Проповедь на Рождество Больше всего дискуссий вызывает проповедь на Рождество, которая начинается словами « Advenit ecce dies qua sacramentum » . Постараемся хронологически проследить появление различных мнений ученых относительно времени создания и авторства этого памятника. Первооткрывателем проповеди был в 1911 году А. Вилмар. Он обнаружил проповедь в рукописи VIII века, находящейся в муниципальной библиотеке Орлеана. Она получила название codex Florianensis (F). В рукописи данная проповедь была надписана именем Оптата. Но из-за начала Первой мировой войны А. Вилмар не успел издать проповедь. В 1917 году известный патролог Жермен Морен (1861-1946) напечатал по рукописи IX века ( codex Guelferbytanus N° 4096 (G)) вместе с различными неизданными проповедями Августина и произведениями других авторов и проповедь « Sermo in natali infantum » . В этой рукописи не стояло никакого имени автора, и Ж. Морен первоначально посчитал, что она появилась в монашеской среде африканского происхождения. Впоследствии в своей статье он отверг предполагаемое авторство карфагенского епископа Кводвультдеуса (+454) и склонился к вероятности авторства еп. Оптата. Однако не все ученые согласились с этим мнением, и С. Вейман, в рецензии на труд Ж. Морена, оспаривает авторство св. Оптата, указывая на стилистическое различие этой проповеди и главного труда Милевитского епископа В 1922 году A. Вилмар переиздал проповедь на Рождество уже по двум рукописям — F и G. В рукописи F проповедь надписывалась именем Оптата, именно её издатель считал более ценной. Таким образом, по его мнению, в связи с этим данная проповедь принадлежит св. Оптату Милевитскому. В проповеди в основном говорится о действиях Ирода и о дарах волхвов. Написание этой проповеди А. Вилмар относил ко времени гонений при императоре Юлиане Отступнике в 362-363 годы Исследовав обе рукописи, исследователь утверждал, что проповедь первоначально была посвящена празднику Рождества и впоследствии b V-VI bekax адаптирована к празднику в честь Вифлеемских младенцев с изменением первоначального названия. Из этого ученый сделал вывод, что эта самая первая проповедь на Рождество, из дошедших до нашего времени Среди аргументов, доказывающих авторство Оптата, A. Вилмар приводит следующие:

http://bogoslov.ru/article/768242

Из Родоса, где на несколько времени остановился корабль, Григорий вскоре прибыл в Афины и здесь около шести лет посещал афинские училища, особенно слушал уроки лучших учителей того времени – Имерия и Проэресия; красноречие последнего он называл новым громом в Аттике. Но Афинам Григорий остался благодарен не столько за науки, сколько за утверждение дружества с Василием. «Афины, обитель наук, – говорит он, – как для кого, а для меня подлинно золотые и доставили мне много доброго. Они совершеннее ознакомили меня с сим мужем, который один и жизнью и словом всех был выше. Ища познаний, обрел я счастье, испытав на себе то же, что Саул; Саул, ища отцовых ослов, нашел царство, так что придаточное к делу вышло важнее самого дела (см. 1Цар.9–10 ). Нечто подобное было и со мною» 13 . Неразлучно проводя время с этим другом и разделяя с ним все печали и радости, Григорий, по собственным его словам, жил здесь, как и всегда, в Божием страхе и не только не увлекался за теми, которые в порывах отважной стремительности предавались излишествам, но сам привлекал друзей к духовному совершенству 14 . Опыт быстрого и верного различения добрых товарищей от худых, но притворных представляет суждение его о Юлиане Отступнике 15 , который в это время также брал уроки философии и красноречия у афинских софистов. «По мне не предвещали, – говорит Григорий, – ничего доброго шея нетвердая, плечи движущиеся и выравнивающиеся, глаза беглые, наглые и свирепые, ноги, не стоящие твердо, но сгибающиеся, нос, выражающий дерзость и презрительность, черты лица смешные и то же выражающие, смех громкий и неумеренный, наклонение и откидывание назад головы без всякой причины, речь медленная и прерывистая, вопросы беспорядочные и несвязные, ответы ничем не лучшие, не твердые и не подчиненные правилам. И я тогда же, как увидел его, сказал бывшим со мной: „Какое зло воспитывает Римская империя!“» 16 Предрекши это, Григорий желал быть ложным прорицателем, но, к сожалению, увидел впоследствии оправдание своего предсказания 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Иулиан пошёл на кладбище, где подбросил письмо вверх. Но когда увидел страшных и отвратных демонов, испугался и перекрестился, так что бесы исчезли. Он пошёл и рассказал о случившемся колдуну, который снова обещал вызвать бесов. Но и в этот раз произошло то же самое: завидев чёрных и страшных демонов, Иулиан вновь перекре­стился и испугал их. Тогда колдун сказал ему: «Разве я не говорил тебе не креститься? Демоны разбегаются и не могут для тебя ничего сделать. Пойди зарежь какого­-нибудь ребёнка и принеси мне его сердце». Иулиан исполнил приказ. Тогда колдун вновь призвал бесов. Иулиан от страха опять перекрестился, но на этот раз бесы не испугались и не исчезли, потому что руки юноши были осквернены убийством. Исполнив волю диавола, Иулиан сочетался с ним и на два года стал царём. А после попал в ад, где вечно теперь страдает. Подобает и нам быть чистыми от греха, и тогда, когда будем совершать крестное знамение, диавол будет бежать от нас. Если же будем осквернены грехами, не сможем прогнать лукавого. В оформлении использованы снимки, сделанные на Святой Горе Афон. 1 Мф. 17, 20. 2 Мк. 16, 18. 3 Речь идёт о византийском императоре Юлиане Отступнике. 4 Языческое. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-kreste-i-krestnom-zn...

Люди ели то, от чего отвращались самые неразборчивые в пище животные; растерзывали животы умерших. Тогда случилось, по словам Флавия, деяние «неслыханное ни у Греков, ни у варваров, о котором страшно и говорить, и слуху о котором трудно верить»: одна женщина, знатного и богатого рода, умертвила и сварила своего сына и ела его мясо 8 . Проявилась в Иерусалиме и междуусобная война 9 . Между тем, римские легионы все более и более теснили город. Постепенно овладевая сначала внешними частями города, а потом и внутренними (город был окружен тройною стеной), они, наконец, овладели всем городом. При этом римские солдаты резали всех, кого только встречали, не разбирая ни возраста, ни пола. Иных они предварительно мучили, а потом убивали. Множество иудеев было распято на крестах и сожжено; а другие, запершись в домах, погибли в пламени пожара, охватившего город. Кровь текла в таком обилии, что во многих местах от нее потухало пламя горевших домов 10 . Беспощадная резня происходила и вне Иерусалима, во всей Иудее; беглецов настигали и убивали конные воины. Не избегли гибели даже многие из тех иудеев, которые бежали в окрестные страны 11 . Иерусалим был сожжен, опустошен, разорен до основания. Храм был сожжен, не смотря на повеление Тита сохранить его в целости, и священники перебиты.  Римляне внесли знамена во святилище и поставили их против Восточных врат: принесли пред знаменами торжественные жертвы и громкими кликами провозгласили Тита самодержцем 12 . Так стала мерзость запустения в священном граде и в святыне этого града и всего иудейского народа, в храме Иерусалимском. В этом храме теперь принесена была жертва языческим богам руками язычников; отселе жертвы и молитвы истинному Богу в нем прекратились навсегда. Хотя в этот раз храм был только опустошен и сильно поврежден, но не разрушен окончательно,  но скоро и стены его превратились в развалины, а при Юлиане Отступнике землетрясением выворочены были и самые основания храма 13 . Чтобы понять, как велик и ужасен был разгром Иудеи и Иерусалима, достаточно припомнить свидетельство Флавия, что во время войны иудеев отведено в плен 97.000, а погибло их от голода, болезней, междуусобицы, от казней, огня и неприятельского оружия в одном только Иерусалиме во время осады и по взятии города 1.100.000 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Малала, как видно, быть широко образован и многосторонне знаком с исторической литературой: он любит цитировать источники, которыми пользуется при своем повествовании, мудрейших хронографов: Африкана, Иринея, Домнина, Несториана и т. д. В своих суждениях Малала отличается значительной терпимостью; он позволяет себе делать добрые отзывы о языческих императорах, и даже о Юлиане не говорит худого слова, характеризуя его в следующих сдержанных выражениях: «Он был известен красноречием. Но прозван отступником за то, что, оставив учение своих предков христиан, сделался эллином. Был же другом и современником Ливания, знаменитого софиста аитиохийского» 3 . Можем думать поэтому, что Малала едва ли был духовным лицом, и что во всяком случае христианство не подавило в нем любви к классической литературе и древности; это тем более замечательно, что в некоторых местах своей хроники (напр. при описании антиохийского землетрясения в кн. XVIII) Малала высказывает мысли и чувствования, вполне свойственные верующему христианину. Как антиохиянин, любящий свою родину, Малала с особенной охотой и подробностью рассказывает о событиях, совершившихся в его отечественном городе или имевших к нему отношение. Заметим еще две особенности нашего автора. Малала любит рисовать портреты исторических деятелей, обозначая вместе физические и праведные черты, которыми отличалась известная личность. Вот напр. портрет имп. Юстиниана 1-го: «Юстиниан был с виду приземист, с крепкой грудью, с красивым носом, бел, кудряв, круглолиц, благообразен, лысоват, свеж лицом, с проседью на голове и бороде, великодушен, предан христианству» 4 . Эта особенность Малалы послужила причиной его важного значения для иконографии как греческой, так и русской 5 . Другая особенность Малалы, стоящая в связи с первой, состоит в том, что она всегда тщательно отмечает, какой партии в цирке держался тот или другой визант. император. В славянском переводе Малала появился очень рано, именно при болгарском князе Симеоне до 927 г 6 . Древний славянский переводчик, как видно, имел под руками гораздо более полный список Малалы, чем каким пользовались боннские издатели XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

На месте развалин Иерусалима Адриан основал языческий город – Элия-Капитолина (в честь императора и Капитолийской триады – Юпитер, Юнона, Минерва). Евреям вплоть до правления Константина Великого (см. примечание 55) было запрещено входить в Иерусалим. Адриан, продолжая бывшие до него гонения на христиан, обуздал между тем ярость их преследователей требованием судебного разбирательства для определения вины обвиняемых. 92 Юлиан Отступник (331–363), Римский император, правивший с 361 года, племянник Константина Великого (см. примечание 55). Воспитанный почитателем эллинской культуры, под влиянием ритора-язычника Ливания и неоплатоника Максима, Юлиан тайно ненавидел христианство. Поэтому его вступление на престол вызвало у язычников ликование: язычество вновь стало государственной религией. С особым торжеством новый император совершал многочисленные жертвоприношения, зачастую самолично. Понимая, что кровавыми гонениями изжить христианство невозможно, он надеялся уничтожить его посредством тонкой политики: то, что казалось обществу терпимостью к различным христианским партиям и сектам, в действительности являлось следствием расчета, что в результате внутренней борьбы христианство само придет к падению. Юлиан запретил христианским ученым преподавать философию и поэзию в школах; чтобы посмеяться над пророчеством Спасителя об Иерусалимском Храме (о том, что от него не останется и камня на камне (см.: Мф. 24, 1–2 ; Мк. 13, 1–2 ; Лк. 21, 5–6 )), приказал иудеям восстановить его, дав при этом и средства. Однако трижды являвшийся из-под земли огонь истреблял начатые постройки, так что иудеи в ужасе отказались от предпринятого дела. Естественно, что все привилегии государственной религии принадлежали при Юлиане уже не христианству, а язычеству. На знаменах империи вместо Креста помещались изображения языческих богов, воинские церемонии снова приобретали языческий характер. Политика Юлиана в отношении религии постепенно повела к стеснению всех христиан, что стало все более ощущаться во всех житейских делах: на службе предпочитались язычники, споры и суды решались в их пользу: у христиан отбирались храмы, ими возведенные или восстановленные, со всем имуществом при них, и передавались язычникам; в Антиохии он приказал окропить жертвенной кровью все продаваемые на рынках припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Наш товарищ Прок[опий] Мих[айлович] Попов.   Л. 122 Начинаю описывать свои похождения. Экзамены начались 17 августа, а результаты их стали известны только 4 сентября. Сначала были два экспромта по философии и нравст[венному] богословию, темы такие: “Если назначение познавательной способности человека есть познание истины и действительности, то как согласить с этим назначением существование в нас фантазии, создающей образы призрачного, а не действительного мира?”. Вопроса, собственно говоря, никто верно не решил, п. ч. не обратили внимания на специальную деятельность фантазии и не отличили ее от воображения в тесном смысле, но баллы вышли до[вольно] хорошие п. ч. профессор хороший человек, да притом он и не следил строго за верностью постановки дела, а смотрел преимущественно на литерат[урную] обработку. По нравств[енному] богословию была такая тема: “Справедливо ли мнение, что можно изменить направление жизни со стороны человека, лишь стоит ему захотеть этого?”. Здесь профессор имел в виду индетерминизм, о чем ни в одной семинарии не читали, да и человек он не совсем хороший, так что было порядочно двоек. В середине экзаменов было сочинение по догматике:   Л. 122 об. “Для чего нам нужно обращаться к ходатайству святых, когда мы имеем Единого Всесильного Ходатая, силою Которого только и они могут подавать нам помощь?”. Эти сочинения профессор расхвалил. Вообще же должен сказать, что здесь мало обращают внимание на правильное или неправильное решение вопроса. Можно писать обо всем вообще и ни о чем в частности, лишь бы было написано гладко и стройно. По церковной истории билеты были только до разделения церквей. Спрашивали просто, достаточно иметь самые общие сведенья и говорить, не стесняясь; и ответ будет готов. На хронологию обращают мало внимания: важно знать действующих лиц и характеристику их. Мне досталось отвечать об Юлиане Отступнике, и я ответил очень хорошо по известной тебе По языкам знаний особенных не требуют, по латыни, наприм[ер], достаточно склонений и спряжений. По

http://bogoslov.ru/article/6174747

Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340 г.), Констанс (до 350 г.), управлявшие Западом, и Констанций, управлявший сначала (с 337 г.) Востоком, а по смерти Констанса и Западом (до 361 г.). Они изменили политику своего отца по отношению к язычникам; строгие и насильственные меры против язычников, по их понятию, могли скорее всего уничтожить идолопоклонство и дать полное торжество христианству. Особенно нетерпимостью отличался Констанций. Вместе с Констансом он в 341 году издал закон, которым под угрозой смерти запрещались языческие жертвоприношения и всякого рода суеверные гадания; тот же закон был повторяем еще несколько раз (в 346, 350, 353 и 356 гг.). Вместе с этим Констанций разрушал языческие храмы или отдавал их христианам, которые обращали их в церкви; только немногие храмы, бывшие памятниками истории или искусства, оставались нетронутыми. Вообще, в правление Констанция принадлежность к язычеству считалась государственным преступлением, как в прежние времена принадлежность к христианству. Следствием крутых мер Констанция было то, что толпы язычников обращались в христианство поневоле и без сердечного убеждения в истинности его. Язычники, состоявшие на государственной службе, прежде других спешили принимать христианство, чтобы удержать за собою занимаемые должности. Язычество уничтожалось быстро по городам, и только в важнейших их них, например Александрии, Афинах и Риме, оно имело еще значительную силу. Древние патрицианские фамилии Рима и ученые Александрии и Афин сильно отстаивали язычество; первые защищали религию своих предков, которые поставили империю на высшую степень славы и могущества, вторые – философию, науку и литературу, которые процветали в языческом мире. Сам Констанций при всем своем желании уничтожить язычество не отваживался разрушать языческие храмы в Риме и даже не отнял государственного жалования у жрецов. § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике Насильственные меры Констанция повели к тому, что язычники, принявшие христианство поневоле и не принявшие его, сделались ожесточенными фанатиками и тем упорнее держались своей старой религии, чем настойчивее их преследовали. Затаенным желанием их было – взять перевес над христианами, какой они имели до времени Константина Великого . С восшествием на престол преемника Констанция, Юлиана (361–363), желания их исполнились на некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое место, как место храма Иеговы, не могло быть забыто после разрушения ветхозаветного святилища. Известность этого места заставила императора Адриана (117–138 гг.) через 50 лет построить здесь из развалин храма Ирода языческий храм Юпитера. Внутри этого храма Адриан распорядился поставить свою статую. В начале IV в. при императоре Константине Иерусалим стал христианским священным городом, и языческий храм Юпитера был разрушен. Но в 363 году при императоре Юлиане Отступнике евреям было разрешено начать восстановление храма Соломона на его древнем месте. Указ Юлиана, разрешавший евреям сооружение храма, был дан рабби Гиллелю, но после того, как был открыт древний фундамент и на нем положены первые камни, сильное землетрясение сбро­сило их с места, а строители в страхе разбежались 3 . В юго-западной части территории, занимаемой некогда иерусалимским храмом, находится Стена Плача. Плач евреев у подножия разрушенного храма Соломона начался еще с древних времен. Как сооб­щал в 333 году бордосский паломник, недалеко от разрушенного храма находился “пробитый камень, к ко­торому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются ” 4 . О разрешении иудеям посещать место бывшего храма в день разрушения его Титом упоминает и блаженный Иеро­ним 5 . По его словам, когда Иерусалим уже был обращен в Элию Капи­то­лину, евреи со всех концов мира собирались на свое древнее пепелище и ценой золота добивались позволения “плакать на разва­линах храма”. Этот обычай сохранялся в течение многих веков; во времена крестоносцев христианские авторы часто упоминали о “мес­те плача евреев при западной стене”; об этом обычае в 1163 году сооб­щал Вениамин Тудельский 6 . Один из русских паломников так описывал во 2-й половине Х I Х   в. свое посещение Стены Плача: «Любопытно видеть здесь ве­чером в пятницу толпы детей Израиля, закутанных в белые саваны и прильнувших лбами к этой святыне. Они собираются сюда молиться, читать “Плач Иеремии” и в буквальном смысле орошать слезами драгоценные для них камни» 7 . Аль-Акса — “мечеть удаленнейшая”

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010