Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛИКАН (IV в.), мч. Александрийский (пам. зап. 25 июля). Пострадал при имп. Юлиане Отступнике . В тексте его мученичества, в большинстве рукописей объединенном с историей мученичества Иоанна и Павла, Г. называется любимым военачальником имп. Константина Великого, дочь к-рого, Константина, была обещана ему в невесты. Посланный на войну с варварами, он одержал победу над ними, после того как по совету Иоанна и Павла дал обет христ. Богу. Удостоенный триумфа и избранный консулом, Г. предпочел отказаться от должности и от невесты и стал ухаживать за бедными и больными в приюте в г. Остия. Слава о нем быстро распространилась по Византийской империи, и многие приходили в Остию, чтобы посмотреть на патриция и бывш. консула, к-рый служит в приюте, моет ноги бедным, ухаживает за больными и совершает др. дела милосердия. Изгнанный из Остии в царствование Юлиана Отступника, Г. уехал в Александрию, где судья Равсиан после безуспешных попыток склонить его к участию в языческом культе приказал его обезглавить. Согласно новейшим исследованиям, агиографический рассказ о Г. содержит достоверные и легендарные сведения. Имя Г. отсутствует в Мартирологе блж. Иеронима и в др. ранних источниках IV-VII вв., несмотря на то что личность бывш. успешного военачальника не могла не привлечь внимание. Сомнение вызывает и жестокое отношение имп. Юлиана к представителю аристократии, к-рый пользовался признанием при имп. дворе. Однако в 332 г. действительно имели место боевые действия варваров против визант. войск, возглавляемых военачальником имп. Константина, к-рый одержал победу. Имя Овиний Галликан упоминается в паре с именем Симмах в консульских списках 330 г., в то время как др. список консулов, данный Кассиодором, наряду с Симмахом называет др. имя. Можно предположить, что новый консул был избран после отказа Г. от должности. Д. Папеброх в комментариях к изданию мученичества Г. отмечает, что отсутствие упоминания о Г. в восточнохрист. источниках могло быть следствием идентификации Г. с др. копт. святым. Текст мученичества Г. не типичен для восточнохрист. традиции, т. к. отсутствует подробное описание мучений.

http://pravenc.ru/text/161570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ (255 (?) - 362), сщмч. (пам. 5 июня, пам. греч. 9 окт.), еп. Тирский. Пострадал при имп. Юлиане Отступнике. Сведения о Д. сохранились в неск. неопубликованных греч. кратких житиях (BHG, N 2114-2116), в Хронографии Феофана Исповедника (под 317), а также в Синаксаре К-польской Церкви. Согласно этим источникам, в к-рых отсутствуют сведения о молодости Д., он занимал епископскую кафедру г. Тир (совр. Ливан). Во время гонений имп. Диоклетиана святой был вынужден оставить кафедру и скрываться в г. Одесс (совр. Варна) до воцарения имп. Константина I Великого, прекратившего преследования христиан. Когда положение Церкви упрочилось, Д. вернулся в Тир, но после воцарения Юлиана Отступника, возобновившего гонения, был вынужден снова бежать в Одесс. Однако приспешники императора обнаружили его и, несмотря на преклонный возраст, подвергли жестоким истязаниям. На 107-м году жизни Д. принял мученический венец. Источники говорят о Д. как об ученом муже (Феофан называет его «полигистором»; см.: Theoph. Chron. P. 24), он в совершенстве знал Свящ. Писание и владел греч. и лат. языками. Ему принадлежали многочисленные несохранившиеся сочинения на обоих языках, одно из которых было посвящено истории К-польских епископов. В источниках по истории Церкви нет никаких сведений о епископе Тира по имени Дорофей на рубеже III и IV вв., а только в сер. V в. (имя епископа сохр. в письме визант. имп. Льву I (457)). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского содержится упоминание о 2 Дорофеях - современниках Д., еп. Тирского. 1-й, пресвитер из Антиохии в Патриаршество свт. Кирилла I, славился знанием Свящ. Писания, был сведущ в светских науках и владел евр. языком. Скопец от рождения, он по этой причине был приближен к императору и стал смотрителем пурпуровой красильни в Тире ( Euseb. Hist. eccl. VII 32). 2-й Дорофей, о к-ром не говорится, что он носил священнический сан, также был сначала приближен ко двору имп. Диоклетиана, однако затем вместе с др. придворными-христианами был казнен за исповедание Христа (Ibid. VIII 1, 6). Большинство совр. исследователей считают, что эти люди не имеют никакого отношения к Д., еп. Тирскому. Нек-рые ученые склонны отрицать и само историческое существование святого (Р. Обер, П. Бертокки).тав

http://pravenc.ru/text/180251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ [греч. Ελευθριος κουβικουλριος] († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.). Согласно Мученичеству, Е. К. был родом из г. Византия (впосл. К-поль), служил постельничим (кувикуларием) при рим. имп. Максимиане, занимая видное положение среди придворных евнухов. Обратившись к христ. вере, Е. К. удалился в имение в местности Тарсия на берегу р. Сангарий (ныне Сакарья) в Вифинии. Там он тайно построил подземную церковь и принял крещение. Вернувшись ко двору, он объяснил свое долгое отсутствие болезнью, к-рая требовала чистого воздуха. Максимиан, узнав от одного из слуг Е. К. истинную причину его отъезда, захотел побывать в имении евнуха. Там он увидел церковь и убедился в обращении Е. К. ко Христу. После отказа Е. К. принести жертвы языческим богам император приказал обезглавить его. От останков мученика, похороненного на месте казни, происходило множество чудес. Мученичество Е. К. было составлено в жанре энкомия (похвального слова) для произнесения перед местными жителями и монахами обители, основанной при церкви на месте казни мученика. Как свидетельствует автор, он писал Мученичество спустя много лет после кончины Е. К. и опирался только на народное предание. По всей видимости, текст был составлен в период распространения монашества в М. Азии, т. е. не позднее нач. V в. По мнению болландиста Петра Босха, Е. К. жил при рим. имп. Галерии (305-311) (ActaSS. Aug. T. 1. P. 320). В примечаниях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца говорится, что Е. К. служил при имп. Юлиане Отступнике (360-363). Со времени имп. Аркадия (395-408) в К-поле известна ц. во имя св. Елевферия, построенная патрикием Василием недалеко от Ксиролофа ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Болландист Конрад Яннинг считает, что церковь была посвящена именно Е. К. как уроженцу К-поля и туда были перенесены его мощи из Вифинии (ActaSS. Iun. T. 1. P. 395). Однако Р. Жанен , опираясь на сведения Синаксаря К-польской ц. и Типикона Великой ц., утверждает, что храм был построен во имя сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского . Возможно также, что в IX-X вв., с распространением в Византии почитания этого святого, церковь, изначально построенная во имя Е. К., была переосвящена. Блж. Иоанн Мосх ( 619) в «Луге духовном» упоминает некоего Елевферия и рассказывает о событии, происшедшем в посвященной ему церкви в К-поле при св. Геннадии I , патриархе К-польском (ок. 400-471): нечестивый клирик этой церкви, по имени Харисий, получил по молитве патриарха мч. Елевферию достойное наказание от Бога ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 145). Георгий Амартол (сер. IX в.) ( Georgius Hamartolus. Chron.//PG. 110. Col. 756-757) и Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 23) также передают рассказ об этом чуде.

http://pravenc.ru/text/189727.html

Наша любовь к Богу должна быть крепкая 25 августа (7 сентября) (Страсть святых мученик, тридесяти седми, иже в Филиппополи пострадавших) Наша любовь к Богу должна быть крепкая, выше всякой другой любви; т.е. мы должны любить Бога более всего. Так как Бог есть высочайшее благо, и Он беспредельно совершеннее всех тварей, и вместе Он есть несравненный наш Благодетель, Податель всех благ, то поэтому наша любовь к Богу должна быть выше всякой другой любви, и всякая другая любовь должна подчиняться сей любви к Богу (Поуч. Евсевия о вере, кн. 3, стр. 193). О такой любви Апостол говорит: Кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшего ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 8, 35–39 ). Слыша сие, братие, вы, конечно, спросите: неужели можно иметь такую любовь к Богу? Отвечаем: можно, и это мы покажем вам самым делом. При императоре Юлиане-отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане, для совершения Богослужения, стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех, собиравшихся туда, умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о повелении царском. Между тем, рано утром, увидал он одну женщину, которая, с ребенком на руках, быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат упомянутого начальника. Последний велел взять ее и привести к себе. Когда она была приведена, он сказал: «Убогая жена, куда так рано спешишь?» Она отвечала: «В поле, где христиане собираются». Начальник сказал: «Да разве ты не слыхала, что туда придет посланный от царя и всех, кого найдет там, – убьет?» «Слышала, – отвечала женщина, – потому и спешу, чтобы за Христа умереть там» «Да зачем же, если так, младенца несешь за собою?» «Затем и несу, – отвечала она, – чтобы и он мучения сподобился». Слышав это, начальник, отпустив своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан не могу». И рассказал о своей встрече с женщиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Новые враги христианства Несмотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике . Юлиан был сын брата Константина Великого . Он, хотя и был сначала воспитан в христианстве, но, когда стал императором, начал поклоняться идолам и объявил себя язычником и сильно притеснял христиан. Открыв гонение на христиан, Юлиан разрешил иудеям восстановить иерусалимский храм и дал на это средства. Но Господь защитил святую веру. По свидетельству не только христианских, но и языческих писателей, землетрясение и вырывавшиеся из-под земли клубы огня заставили прекратить затеянное Юлианом восстановление Иерусалимского храма. Даже те камни, которые сохранились в глубине земли от прежнего храма, были выброшены, так что в полном смысле не осталось здесь камня на камне. Так вот, язычник Аммиан Марцеллин, современник императора Юлиана и обожатель его, пишет: «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (кн. 23 гл. 1). Современник и соученик Юлиана, св. Григорий Богослов , в слове против Юлиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест и одежды зрителей запечатлены были крестами. Многие из посторонних зрителей, как пишут о том историки, сбегались смотреть на это зрелище борьбы с таинственною огненною стихиею. Враг христианства должен был сам сознаться в своем бессилии, но не раскаялся в своей злобе. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Юлиана. Умирая, он с горестью воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин» ! (так называл он Господа Иисуса Христа). По смерти Юлиана Отступника, все последующие императоры римской империи заботились об утверждении христианства во всей империи. Но с седьмого века начинаются новые страдания христиан на востоке. В 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, отдал иудеям на расправу девяносто тысяч христиан, патриарха Захарию со многими другими христианами увел в плен, сжег храм Воскресения, похитил драгоценности храма и унес в Персию Крест Христов . Через 14 лет, в 628 г, греческий император Ираклий победил персов, возвратил всех пленных христиан, во главе с патриархом Захарией, и св. Крест был с честью возвращен в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, добровольно предал себя на мучения 11 апреля. ПРАВМИР. Священномученик Марк, епископ в городе Арефусии в Сирии в IV веке, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Движимый ревностью о Боге, Марк Арефусийский прославился борьбой с идолопоклонством и по указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) собственными руками разрушил языческое капище, построив на его месте христианскую церковь. Когда власть перешла к Юлиану Отступнику, тот начал политику насильственного восстановления язычества и стал преследовать христиан. Язычники требовали, чтобы епископ на свои средства восстановил разрушенные храмы, но он не только сам отказался исполнить это требование, но запретил и христианам своей паствы платить за себя. Юлиан, забыв о признательности к Марку, который некогда спас ему жизнь во время убиения его родителей, выказал язычникам благосклонность в этом деле и позволил им разыскивать епископа по всей провинции. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святый старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Потерпев поражение, язычники в конце концов отпустили его, а некоторые из них, впечатленные стойкостью и речами епископа, обратились в христианство. Святой Марк мирно скончался в 364 году, получив награду исповедников Христовых. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Продолжается празднование светоносного праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня . В связи с этим хотелось бы привести перевод посвященного этому празднику стихотворения замечательного новогреческого поэта Константина Кавафиса (1863–1933). Всю жизнь он прожил в Александрии, стихи начал писать в 40 лет. Часто темы его стихотворений находятся на перекрестке античности и христианства. Он себя ощущал как древним эллином, так и православным византийцем, и эти чувства гармонично уживались в великом поэте. Слава пришла к нему поздно, уже на закате жизни. Сейчас он всемирно известен. Его творчество повлияло на ряд великих поэтов ХХ века, в частности на поэзию Иосифа Бродского. Крестовоздвижение      Б о льшую часть стихотворений Константин Кавафис писал белым стихом. Итак, перед нами – «Большая процессия клириков и мирян в Антиохии». Время действия – 363 год, 14 сентября по старому стилю, Воздвижение. Собрание священников, народа Божия – народа, где занятья все представлены, проходит площади, проулки, улицы Антиохии – города преславного. И во главе блистательного шествия прекрасный, в белоснежных ризах, юноша омытыми руками держит Крест! Надежду нашу, крепость нашу, Крест Святой! Язычники, что были столь надменными, теперь униженные в страхе разбегаются. Уходят прочь, уходят прочь от шествия! Вдали от нас, вдали да пребывают, пока от лжи своей не отрекутся! Вдаль плывет священный Крест! И в каждое селенье, живут где благочестно христиане, несет веселье, радость Крест Святой. Благочестивые выходят из домов и поклоняются, исполнясь ликованья, вселенскому Спасению – Кресту. Но ежегодный христианский праздник сегодня совершается светлее. Ведь наконец свободно государство. И Юлиан, богоотступник мерзкий, Не воцарится больше никогда! Помолимся о благочестивом Иовиане. (Пер. диакона Владимира Василика) Окончание стихотворения требует некоторых пояснений. В этом году летом исполнилось 1650 лет со дня смерти нечестивого императора Юлиана Отступника, погибшего в 363 году в войне с персами. Его сменил православный император Иовиан, скоро, к сожалению, умерший. Юлиан Отступник – личность, которую любят героизировать атеисты и теософы типа Мережковского и который по заслугам признан Церковью Отступником и предтечей антихриста. Вот как говорит о его кончине святитель Григорий Богослов в Первом слове против царя Юлиана: «Низложен – не Сион, царь Амморрейский, не Ог, царь Васанский, (небольшие владетели, делавшие зло небольшой части Вселенной – Израилю) – но змий (Иез. 29: 3), отступник, великий ум (Ис. 10: 12), Ассирианин, общий всем враг и противник, и на земле делавший много неистовств и угроз, и в высоту (Пс. 72: 8) говоривший и замышлявший много неправды!» И тогда возникает несколько вопросов. Первый: как Юлиан дошел до отступничества? Второй: чем опасно было его гонение?

http://pravoslavie.ru/64553.html

ДЕЛО ЛЮДМИЛЫ - ДЕЛО ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ 03.07.2016 17:44:05 Протоиерей Валентин Асмус   Изображения работы Сидура, в повреждении которых обвиняют  Л.А. Есипенко, несомненно подпадают под понятие богохульства и кощунства. Они оскорбляют религиозные чувства христиан и разжигают религиозную рознь. Чтобы ни имели в виду лица, допустившие экспонирование этих работ в Манеже, объективно они совершили акт кощунства и провокации. Непонятно, как в России может быть заведено уголовное дело на того, кто защищал Христа от поругания. Но еще менее понятно, как могли предъявить Л.А.Есипенко гражданский иск об оплате реставрации богохульных изображений. Христианка по совести не может финансировать восстановление кощунственных картин, как в древности, при Юлиане Отступнике христиане предпочитали смерть восстановлению разрушенных ими капищ. Религиозным преступлением было бы для христианина также оплатить реставрацию символической, ничтожной суммой или попросить об оплате ее иноверцев или атеистов. Здесь имеет место коллизия между долгом гражданского повиновения и долгом послушания Богу: “справедливо ли перед Богом слушать вас больше, нежели Бога?” (Деян. 4,19). Христианин оказывается вынужденным проявить гражданское неповиновение в отношении судебного постановления, пусть даже Суд считает свое постановление правильным истолкованием и исполнением закона. При этом христианин может, дабы избежать гражданского неповиновения, попробовать прибегнуть к иным средствам законного разрешения конфликта. Например, можно призвать истца отозвать гражданский иск. Если за повреждение богохульных изображений христианин приговорен к штрафу, не связанному с реставрацией богомерзких работ, он может выплатить штраф в казну Государства или Города. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 03.07.2016 - 18:08 Почему от имени Церкви нет до : Почему от имени Церкви нет до сих пор ясной точки зрения на вопросы о кощунстве наших святынь? Нет церковных юристов, защищающих православных людей от незаконных инсинуаций атеистического государства. 06.07.2016 - 08:48 Спаси, Господи, рабу Твою :

http://radonezh.ru/analytics/delo-lyudmi...

Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 2 Православная миссия среди иудеев Святитель Епифаний Кипрский Миссия Православной Церкви среди иудеев приносила свои плоды. Многие из иудеев, обратившись ко Христу, просияли такими подвигами во имя Его, что были прославлены в лике святых. Вот только несколько наиболее ярких примеров. Священномученик Кириак Иерусалимский († 363) был тем иудеем, который показал святой Елене место, где был закопан Крест Господень. При виде чудес во время обретения Креста, он уверовал и крестился, а позднее стал Иерусалимским патриархом. Пострадал при императоре Юлиане Отступнике. Святой Иосиф Тивериадский (IV в.) принадлежал к верхушке иудейского религиозного сословия. Он был личным представителем иудейского патриарха Гиллеля и заведовал сбором средств с иудеев. Однажды он подсмотрел, что тяжело заболевший патриарх тайно принял крещение. После его смерти Иосиф нашел в казнохранилище патриарха записанные по-еврейски Евангелия от Матфея и от Иоанна. Решение обратиться ко Христу Иосифу далось непросто и после многих колебаний. Окончательно в этом решении Иосиф утвердился после того, как на опыте он проверил чудотворность имени Иисуса и с его помощью изгнал злого духа из городского бесноватого. Однажды иудеи застали Иосифа за чтением Евангелия, и это стало для него началом многих страданий. Дважды Иосифа пытались убить. Наконец ему удалось попасть на прием к святому императору Константину Великому и креститься. Он получил от императора титул комита и разрешение строить христианские храмы в еврейских городах (храмы были построены в Тивериаде и Диокесарии). Позднее из-за противостояния иудеев Иосиф был вынужден уехать в Скифополь, где тайно проповедовал евреям. Святитель Епифаний Кипрский († 403), родившийся и воспитанный в иудейской семье, обратился в христианство в шестнадцатилетнем возрасте, позднее стал епископом. Он был знаменитым борцом против ересей, и в своем опровержении упоминает, в том числе, и древние иудейские ереси – саддукеев и фарисеев.

http://pravoslavie.ru/28793.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Надо молиться, и Бог даст, что власть улучшится»,  — так говорил монах, умерший в исправительной колонии 6 мин., 06.06.2021 Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священного сана и, следовательно, по его мнению, не связан так с Церковью, как священнослужители, спросил, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь — буду служить ей», — однозначно ответил тот. Вскоре отца Тавриона приговорят к первой ссылке. После нее пройдет еще несколько лет, и отец Таврион будет вновь арестован и отправлен в лагерь. И оттуда он уже не вернется... Преподобномученик Таврион родился 5 августа 1871 года в деревне Леньшино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении был наречен Матфеем. Как сам он указал в анкете, образование имел, проучившись две зимы в сельской школе. Вскоре после того как ему исполнилось тридцать семь лет, Матфей Григорьевич принял решение поступить в монастырь. Его выбор остановился на одном из северных островных монастырей, который привлек его как место подвига многих крестьян, приходивших сюда, — одни по данному ими обету, другие по влечению сердечному. По представлению крестьян, их жизнь в селах и деревнях мало чем отличалась от монастырской, разве что молитвенная жизнь в обители была организована церковным уставом. И 26 августа 1908 года Матфей поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Через четыре года, 26 июня 1912 года, он был зачислен в него послушником. После государственного переворота 1917 года и распада Российской империи Валаамский монастырь с большей частью монахов оказался на территории вновь образованного государства — Финляндии, а монахи и послушники, подвизавшиеся на момент катастрофы на подворьях в других городах, теперь были отделены от него государственной границей. Часть валаамских насельников подвизались в то время на Валаамском подворье в Москве, и среди них послушник Матфей. 23 декабря 1920 года исполнилось его заветное желание — он был пострижен в монашество. Имя ему при постриге дано Таврион, в честь мученика Тавриона, пострадавшего при императоре Юлиане Отступнике.

http://foma.ru/poka-sushhestvuet-cerkov-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010