Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАР ВОИН, ВАКХ, КАЛЛИМАХ, ДИОНИСИЙ [греч. Βρβαρος, Βκχος, Καλλμαχος, Διονσιος] († ок. 362), мученики (пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая). Пострадали во Фракии при имп. Юлиане Отступнике . В. В. служил в рим. войске под командованием военачальника В. и был тайным христианином. Когда во время похода против герм. племени франков войска сошлись для битвы, один из франков стал вызывать кого-либо из рим. армии на единоборство. Он отличался огромным ростом и силой, поэтому никто из римлян не осмеливался бороться с ним. Только В. В., призвав имя Господне, выступил против него и одолел. Он снискал большое уважение среди сослуживцев, император удостоил его саном комита. Когда войска Юлиана пребывали во Фракии и праздновалась победа над врагами, В. В. отказался принести жертвы идолам. Военачальник В., а затем и император не смогли убедить его. Тогда В. В. привязали к дереву и мечом рассекли ему живот, но явившийся ангел исцелил и освободил В. В. Увидев это чудо, В. и воины К. и Д. уверовали во Христа и были за это казнены, а В. В. привязали к железному колесу и вращали над костром, поливая кипящим маслом. Однако огонь не причинил вреда мученику, а только опалил мучителей. На ночь В. В. поместили в темницу, где ему явился Господь и укрепил его. Ограждаясь честным крестом, он оставался невредимым и после того, как его бичевали воловьими жилами, ввергали в раскаленную печь и в яму со змеями и ядовитыми насекомыми. Многие уверовали во Христа, глядя на эти чудеса. Наконец, император велел отсечь ему голову мечом. Благочестивый еп. Филикий (или Финикс) предал его тело погребению в г. Мефоне. Традиционно местом погребения В. В. считался Мефон Пелопоннесский, однако, по мнению И. Делеэ и др. исследователей, это г. Мефон в Фессалии; сведения о мощах В. следует отнести к мч. Варвару , бывш. разбойнику. Сохранились житие В. В. на греч. языке и его лат. перевод, сделанный Петром Наталибусом († 1370), из к-рых известно, что В. В. претерпел мученическую кончину 8 мая, а погребен 14 мая. Хотя его память упоминается в ряде визант. календарей ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 217), почитание было вытеснено культом одноименного мч. Варвара. Рус. перевод жития выполнен по лат. источникам свт. Димитрием Ростовским . В календаре РПЦ память В. В. приурочена к 6 мая, дню памяти мч. Варвара, бывш. разбойника. Ист.: BHG, N 219; ActaSS. Mai. T. 3. P. 285-286; ЖСв. Май. С. 218-221; Delehaye H. Les actes de S. Barbarus//AnBoll. 1910. T. 29. P. 276-301. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 166-169; Janin R. Barbarus (2)//DHGE. T. 6. Col. 591. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДИАН († 362), мч. Римский (пам. греч. и пам. зап. 9, 10 мая). Пострадал при имп. Юлиане Отступнике . Г. занимал высокий судебно-адм. пост викария в Риме. Он уверовал во Христа, став свидетелем того, как свящ. Ианнуарий мужественно переносил мучения, и принял христианство вместе с родственниками. Г. был схвачен, приведен на суд к префекту Апрониану и после долгих пыток обезглавлен. В Римском Мартирологе говорится, что Г. насмерть засекли свинцовыми прутьями. Его тело было похоронено христианами в катакомбах на Латинской дороге (Via Latina), где к тому времени уже находились мощи Епимаха , мч. Александрийского († 250). Поэтому память этих мучеников отмечается в один день. Захоронения святых дали название катакомбам. Лат. Житие Г. (BHL, N 3612, 3613) является частью «Деяний Римских мучеников». Житие имеет 2 редакции с различными окончаниями (в BHL, N 3613 говорится о перенесении мощей мч. Епимаха из Александрии в Рим, а в BHL, N 3612 Епимах не упом.). А. Дюфурк относит Житие Г. к времени Римского папы Гормизда (514-523). И. Делеэ датирует жития, вошедшие в «Деяния...», V-VI вв., не уточняя, к какому столетию относится Житие Г. По мнению Б. М. Тока, Житие Г. не могло быть написано позднее V в., т. к. автор точно воспроизводит исторические реалии той эпохи (должность викария в последний раз упом. в исторических источниках в 418). Греч. Житие Г., сохранившееся в единственной рукописи (BHG, N 2165), зависит от лат. оригинала. В поздних источниках, таких как, напр., краткие жития, включенные в кон. Х в. в Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 670) и в Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 444-445), обстоятельства кончины этих мучеников были забыты и говорится, что они оба пострадали в Риме. Ист.: BHL, N 3612, 3613; BHG, N 2165; ActaSS. Mai. T. 2. P. 549-555. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 174-175; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 1900. T. 1. P. 194-195; Hotzelt W. Gordian und Epimachus//RQS. 1938. T. 46. S. 1-17; Poetzl W. Gordianus und Epimachus: Translatio und Kult//Studien u. Mitteilungen z. Geschichte des Benediktiner-Ordens und seine Zweige. Salzburg, 1968. Bd. 79. S. 359-368; Amore A. Gordiano ed Epimaco//BiblSS. Vol. 7. Col. 117-118; Tock B. -M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741. М. В. Г. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)

http://pravenc.ru/text/166195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ, ФЕОДУЛ И ТАТИАН (Тациан) [греч. Μακεδνιος, Θεδουλος και Τατιανς] (сер. IV в.), мученики (пам. греч. 12 сент.). Пострадали при имп. Юлиане Отступнике (361-363), пытавшемся возобновить языческий культ в империи после утверждения христианства имп. Константином I Великим и начавшем новые преследования христиан. Сведения о М., Ф. и Т. сохранились у 2 историков Церкви V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 15) и Созомена ( Sozom. Hist. eccl. V 11), к-рые передают рассказ о мучениях святых почти слово в слово, за одним исключением: Т. у Созомена назван Грацианом. В г. Мер (Фригия, М. Азия) правитель Амахий по распоряжению Юлиана Отступника открыл языческий храм, находившийся в запустении, и собирался начать там языческие церемонии. Три отважных христианина из местной общины, желая воспрепятствовать возрождению идолопоклонства, ночью проникли в капище и сокрушили статуи богов. Произведенное Амахием расследование этой вылазки не выявило тех, кто были к ней причастны. Тогда правитель взял в заложники невиновных людей из числа местных христиан, угрожая казнить их, после чего М., Ф. и Т. сами пришли к правителю и признались в содеянном. За отказ принести жертву идолам их по приказу Амахия подвергли пыткам. Затем мучеников положили на раскаленную решетку, однако мужество не покинуло М., Ф. и Т., и они говорили, что если палачи хотят как следует их поджарить, то нужно перевернуть тела на другой бок, потому что непрожаренное мясо невкусно. После жестоких мучений угодники Христовы предали свои души Господу. Похожие обстоятельства кончины приводятся в Мученичестве сщмч. архидиак. Лаврентия Римского († 258 (?); пам. 10 авг.; см. в ст. Лаврентий , мч. (пам. зап. 10 авг.)); святой также был положен на раскаленную решетку и предлагал палачам перевернуть его на другой бок, т. к. с одной стороны тело его уже испеклось. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память М., Ф. и Т. есть под 12 и под 13 сент., сказание о мучениках помещено под 13 сент. (SynCP. Col. 38, 40, 42). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ошибочно сказано, что М., Ф. и Т. были усечены мечом ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 130). Ист.: MartRom. Comment. P. 392-393. Лит.: Janin R. Macedonio, Theodoulo, Taziano//BiblSS. 1963. Vol. 8. Col. 445-446; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 285; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий (Симонопетрский). М., 2011. Т. 1: Сент.-Окт. С. 180-181. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ, 38 [Греч. Μρτυρες τρικοντα κτ] (IV в.) (пам. греч. 31 марта; пам. визант. 30, 31 марта). Память М. содержится в ряде древних визант. памятников под 31 марта: в Типиконе Великой ц., IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в., SynCP. Col. 576). Сказание о М. включено под 30 марта в синаксари семейства В (по классификации И. Делеэ ). Согласно данному тексту, это был воинский отряд, к-рый пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363) в Каппадокии. М. вдохновил подвиг 40 Севастийских мучеников : они предстали перед игемоном и исповедали себя христианами. Их подвергли пыткам, бросили в тюрьму, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 377-380). Митр. Софроний (Евстратиадис) обратил внимание на Минею XIV в. из Великой Лавры на Св. Горе (Ath. Laur. I 70), где под 16 марта содержится общая память мч. Савина Гермопольского, мч. Менандра и 38 мучеников, и предположил, что они являются одной дружиной святых. Согласно тексту из афонской Минеи, мученики пострадали в период гонений Диоклетиана в Гермополе, в Египте. Возможно, в Гермополе пострадали др. 38 мучеников, но более вероятно, что составитель Минеи ошибочно объединил сведения о мч. Савине со сведениями о мч. Менандре и 38 мучениках, память к-рых отмечается 31 марта. В греч. стишных синаксарях говорится, что М., скончавшиеся от усекновения мечом, были родственниками (чего нет в др. источниках); эти сведения впосл. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 170). Память М. содержится в Успенском списке ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 26-31. Л. 957c), однако она не указана в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 92-93; Т. 3. С. 107-108; SynCP. Col. 571-576; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 319, 332; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 318. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/2564432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (VIII в.), прмч. Влахернский (пам. греч. 16 мая). В визант. хрониках прп. Феофана Исповедника , Георгия Амартола и др., где находится первоисточник сведений о П., он упомянут как прославленный монах и столпник. Влахернским святой ошибочно назван в Мученичестве прмч. Стефана Нового (пам. 28 нояб.; BHG, N 1666 (изд.: Auz é py M.-F. La Vie d " Étienne Jeune par Étienne le diacre. Alderschot etc., 1997. P. 162. (BBOM; 3)). Согласно сведениям хронистов, по приказу иконоборческого имп. Константина V П. был схвачен на скале, где он подвизался, и подвергнут пыткам за отказ перейти в иконоборческую ересь. Его протащили связанным за ноги по главной улице К-поля, а затем еще живого бросили в общую могилу, где хоронили неопознанные останки и тела преступников ( Theoph. Chron. 442). Мученическую кончину П. можно датировать временем между 754 г. ( Иерийский Собор , созванный Константином V, где было утверждено иконоборчество) и 766/7 г. (тюремное заключение прмч. Стефана Нового, ко времени к-рого П. уже был казнен). В дальнейшей агиографической традиции П., вероятно, был отождествлен с мон. Андреем Каливитом (Ibid. 432). Мон. Андрей Каливит, также твердо державшийся иконопочитания, назвал Константина V Копронима новым Валентом и Юлианом, имея в виду воздвигнутые этим правителем гонения на православных, как и при вышеупомянутых Валенте (364-378) и Юлиане Отступнике (360-363), за что был забит насмерть. В визант. синаксарях, в т. ч. в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), сообщается, что П. был забит бичами, но это уточнение не соответствует информации хроник. Памяти мон. Андрея Каливита в синаксарях нет, поэтому высказывалось предположение, что эта фигура в свою очередь является контаминацией с еще одним преподобномучеником 1-го периода иконоборчества - Андреем Критским (в Криси; пам. 17 окт.) (PMBZ, N 398). В совр. агиографических справочниках вся приведенная информация о П., включая точную дату его кончины - 761 г., относится к мон. Андрею Каливиту. Ист.: Georg. Mon. Chron. 757; SynCP. Col. 689-690; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 96; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 388; PMBZ, N 6004; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 225. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580240.html

Письмо 260. Братству святого Петра, о материалистах Я писал вам и раньше, пишу и теперь: не слушайте тех, кто утверждает, что не нужно крестить детей, крестите, как раньше крестили, как крестили прадеды ваши. Апостол Петр крестил сотника Корнилия и его семью 439 . Апостол Павел пишет, что/крестил дом Стефанов/ 440 .А что значит «дом», если не всех домочадцев, старых и малых? Прочитайте, что сделал тюремщик, который охранял Павла и Силу в темнице, когда увидел чудо:/крестился/от апостолов/сам и все домашние его/ 441 . Крестился и Крисп/со всем домом своим/ 442 . На что нам еретические измышления, когда апостольская практика ясно свидетельствует, что детей крестить необходимо? Действительно, в раннехристианские времена некоторые откладывали крещение и намеренно долго оставались оглашенными,чтобы изгладить прошлые грехи. Во времена эпидемий, войн, стихийных бедствий крестились без промедления, чтобы не умереть некрещеными. Кесарий 443 , брат святителя Григория Богослова , долго откладывал крещение. Но однажды в Никее произошло страшное землетрясение, которое унесло множество человеческих жизней. На Кесария рухнул дом, и он был погребен под развалинами, но чудом остался жив. Святой Григорий сказал, что только милость Божия спасла его от гибели – от смерти некрещеным, и посоветовал ему немедленно креститься. Зачем искушать судьбу? Вот почему люди разумные считают крещение детей необходимым. Крещение изглаживает первородный грех . Для прощения наших грехов нового крещения не нужно, как утверждают некоторые еретики: иначе нам пришлось бы креститься каждый день; для этого необходимо покаяние. По слову Христа:/если не покаетесь, все погибнете!/ 444 Итак, детям – крещение, взрослым – покаяние. 443 Кесарий (Цезарь) Назианзин, святой († ок. 369; память 922 марта), брат святителя Григория Богослова († 389; память 25 января7 февраля, 30 января12 февраля). Был медиком при Константинопольском дворе. Мудрый, кроткий нравом, для многих изобретал средства от тяжких телесных недугов, многих избавлял от нищеты. При императоре Юлиане Отступнике (см. примечание 26) оставил свою должность, а по смерти его был назначен казнохранителем в Вифинии. Чудесным образом спасшийся во время землетрясения ушел от гражданских дел и посвятил себя Богу. Скончался вскоре после этого. Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

310, ум. 390 г.), по другим – один из семидесяти апостолов и первый епископ Вавилонский; но оба сии мнения не имееют доказательств. Эти обстоятельства отнимают историческое достоинство у письма Лентулова. Несмотря на то, оно имеет для нас ту важность, представляет мысли об Иисусе Христе того времени, когда письмо, кем бы то ни было, сочинено, и именно не позже XV века, и что оно во всем почти сходно с изображением Никифоровым, между тем и не заключает в себе ничего, противного аналогии нашей веры об Иисусе Христе. Сверх сего, тот же журнал находит в сем письме черты лица, подобные самому древнему изображению Спасителя, которое находится в римских катакомбах, в часовне святого Каллиста, и обнародовано в сборнике Bottari. Самое древнее изображение Христа, говорит г. Рауль Рошет, французский профессор археологии, происшедшее от христианской кисти, какое только сохранилось временем, есть, без сомнения, то, которое видно на своде кладбищенской часовни святого Каллиста и которое выдано в свет в сборнике Bottari. Спаситель человеков представлен здесь в бюсте с лицом овальным, несколько продолговатым, вида важного, приятного и задумчивого, с бородою короткою и редкою, с волосами, посреди чела разделенными на две стороны и падающими на плеча, совершенно таким же, каким Он изображен на пяти гробницах Ватиканского кладбища, коих стиль и отделка принадлежат, по всей вероятности, к веку Юлиана. Владимирский. «Богочеловек в церковной живописи». «Душеполезное чтение», 1868 Другой писатель о наружном виде Иисуса Христа говорит следующее: «По свидетельству церковных историков: Евсевия, Созомена, Кедрина, упоминаемая в Евангелии кровоточивая жена, исцеленная Господом нашим, в знак своей благодарности, воздвигла изваяние Спасителя в городе Панеаде (Кесария Филиппова); но это, может быть, очень сходное изображение было уничтожено изуверством язычников при Юлиане Отступнике. Во II веке у гностиков были изображения Спасителя. Одна женщина в Риме (секты Карпократа) воздавала поклонение Спасителю наряду с изображениями Пифагора и апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 марта приводится общее сказание о мученичестве М. и К., названном левитом, а также о мн. девах, женах и священнослужителях, пострадавших в Аскалоне и Газе (SynCP. Col. 565-568). Сведения о святых в целом соответствуют рассказу о них из «Церковной истории» Феодорита Кирского и отличаются лишь последовательностью изложения и нек-рыми деталями. Синаксарное сказание начинается с описания мученичества и исповедничества М. При этом разрушение М. языческого храма относится ко времени имп. Константина I Великого, тогда как Феодорит датирует его правлением имп. Констанция. После того как епископ мужественно перенес жестокие пытки и издевательства со стороны язычников, те вразумились, освободили его от наказания, просили прощения и впредь почитали как учителя, считая чудом его стойкость в вере. М. скончался в глубокой старости. Далее повествуется о К., местом страдания к-рого названа Финикия без к.-л. уточнений. В конце говорится о пострадавших в Аскалоне и Газе. Всех мучеников и исповедников из этого сказания объединяет только то, что они пострадали при имп. Юлиане Отступнике от разъяренной толпы язычников при попустительстве или одобрении властей. В некоторых византийских Синаксарях XII-XIV вв. (напр.: Paris. gr. 1568; Bodl. Auct. T. 3. 16; Paris. Coislin. 223 - SynCP. Col. 567-568), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 150-152) сказания о М. и К. приведены под 29 марта; в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) и нек-рых визант. Синаксарях XII-XIII вв.- под 30 марта (напр., Mess. 103; Paris. gr. 1624 - SynCP. Col. 571-572; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 61-62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260). Память М. и К., а также пострадавших в Аскалоне и Газе с двустишием и сказанием о них из греч. стишных Синаксарей вошла под 28 марта в слав. стишные Прологи XIV-XV вв. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 83-85); в ВМЧ и в Четьи-Минеи свт. Димитрия , митр. Ростовского,- под 29 марта ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 52-53; Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 167-168 об.). Почитание на Западе

http://pravenc.ru/text/2562256.html

В том вошли биографические материалы о многих новомучениках, пострадавших от советской власти. Можно отметить статьи о расстрелянном на Бутовском полигоне священномученике Феодоре Алексинском; замученном красноармейцами Феодоре Антипине; расстрелянном во Ржеве священномученике Феодоре Баккалинском; расстрелянном в урочище Матрешкин Буерак священнике Феодоре Богоявленском; священномучениках Феодоре Гусеве; Феодоре Дорофееве; Феодоре Колерове; Феодоре Лебедеве; Феодоре Маляровском; Феодоре Недосекине; Феодоре Поройкове; Феодоре Распопове; Феодоре Ремизове; Феодоре Смирнове; Феодоре Чичканове; Феодоре Яковлеве; Феодосии Беленьком; Феодосии Александрове; Феодосии Бобкове; Феодосии Соболеве; Феодосии Ганицком; Феодоте Шатохине; Феоктисте Смельницком; Феоктисте Хоперскове. К числу священномучеников относятся также принявшие монашеский постриг Феодор (Абросимов); Феодор (Богоявленский); Феодор (Никитин); епископ Могилевский Феодосий (Ващинский); епископ Соликамский Феофан (Ильменский). Немалый интерес вызовут у читателя биографии рожденного в Иерусалиме Феодора, «умученного в Болгарах»; первых русских мучеников Феодора и Иоанна, варягов, убитых в Киеве; преподобных Феодора и Павла, основателях и игуменах Борисоглебского на Устье мужского монастыря; святого Феоктиста, архиепископа новгородского; преподобных Феодора и Христофора, насельниках Кларджетской пустыни; новомученика Феодора Нового, преподобного Феодора Освященного, ученика преподобного Пахомия Великого; тверского епископа Феодора Доброго; архиепископа Тверского и Кашинского Феоктиста, священномученика; архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита; просветителя лопарей с тем же именем; священномученика Феодорита, пострадавшего при Юлиане Отступнике; епископа Феодорита Киррского, экзегета и богослова; игумена Троицкой Кривоезерской пустыни Феодосия (Крюкова); архиепископа Новгородского и Псковского Феодосия; митрополита Киевского Феопемпта; третьего Предстоятеля Православной Церкви в Америке Феодосия (Фрэнка Лазора); митрополита всея Японии Феодосия (Синдзи Нагасимы).

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Во время гонений при Юлиане Отступнике обитель была разрушена, но затем преподобные Симеон и Феодор вернулись и восстановили ее. Прп. Евфросиния построила для себя небольшую келью рядом с мон-рем. Основатели М.-С. подвизались долгие годы и скончались в мон-ре; их честные главы являются реликвиями обители. Икономос также считал, что иконоборчество стало важным рубежом в истории мон-ря: согласно «Ктиторикону...», в 840 г. еретики сожгли М.-С. О жизни мон-ря в X-XII вв. свидетельств не сохранилось, кроме высокохудожественных византийских рукописей, украшенных миниатюрами. Они указывают на процветание мон-ря, существование местного скриптория и его связь с ведущими религ. центрами Византийской империи. После захвата К-поля (1204) крестоносцы завоевали Пелопоннес и основали Ахейское княжество. По преданию, франки явились в М.-С. и хотели забрать икону, но, когда их предводитель протянул к ней руки, невидимая сила парализовала половину его тела. Благотворителем М.-С. стал имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). По его инициативе мон-рь получил статус патриаршего и ставропигиального. В 1285 г. было построено большое монастырское здание. Хрисовул Иоанна VI Кантакузина (1341-1355), впервые опубликованный Икономосом, подтверждал привилегии, дарованные М.-С. предшествующими византийскими императорами, и его владения. В 1354 г. патриаршим сигиллием игуменом М.-С. был назначен митр. Ст. Патр Макарий, кафедра к-рого находилась в тяжелом материальном положении. Возможно, православному иерарху пришлось искать новую резиденцию из-за присутствия в Ст. Патрах лат. архиепископа. В 1400 г. (в исследовательской лит-ре также встречаются даты 1440 и 1460) процветающий мон-рь был разрушен пожаром. Видимо, этим воспользовались латиняне, которые в 1447 г. снова пытались забрать икону. Но в источниках упоминается, что тогда этому воспрепятствовало внезапно случившееся землетрясение. О действовавшей в М.-С. школе известно благодаря тому, что ее учениками были Иерусалимские патриархи Досифей II Нотара (1669-1707) и Хрисанф (1707-1731). Сигиллий 1639 г. К-польского патриарха Парфения (1639-1644) обновил привилегии М.-С., из этого документа известно, что тогда в мон-ре подвизалось 150 монахов. В 1640 г. М.-С. пострадал от пожара так серьезно, что «не осталось камня на камне». В следующем году игум. Симеон Крокида начал восстанавливать мон-рь. В связи с утратой хрисовулов и др. документов, фиксировавших выплаты М.-С. тур. властям (примерно 6 тыс. аспр ежегодно), султан Мехмед IV в 1674 г. издал берат, освобождавший М.-С. от др. налогов. В этом документе упоминаются монастырские подворья в Калаврите, Востице, Ст. Патрах и Гастуни.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010