А через три месяца мы отплыли на перезимовавшем на острове Александрийском корабле, носившем имя Диоскуров. И пристав в Сиракузах, пробыли три дня, откуда, идя вдоль берега, достигли Ригия. И так как через день поднялся южный ветер, мы прибыли на второй день в Путеолы, где нашли братьев; они нас упросили остаться у них семь дней. И так мы пошли в Рим. И оттуда братья, услышав о нас, пошли к нам навстречу до Аппиева Форума и Трех Таверн. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. Когда же вошли мы в Рим, Павлу позволено было жить особо со стерегущим его воином. Было же через три дня, что он созвал тех, которые были первыми среди Иудеев, и когда они сошлись, он начал говорить им: “Я, мужи братья, не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, был, как узник, из Иерусалима предан в руки Римлян, которые, допросив меня, хотели отпустить, потому что нет за мной никакой вины, заслуживающей смерти. Но так как Иудеи возражали, я вынужден был потребовать суда Кесаря, не с тем, чтобы обвинять в чем-либо народ мой. По этой-то причине я и призвал вас, чтобы увидеть вас и поговорить с вами; ибо за надежду Израиля обложен я этой цепью”. Они же сказали ему: “Мы никаких писем о тебе не получили из Иудеи, и никто из братьев, придя, не возвестил или не сказал чего-либо о тебе плохого. Но мы считаем уместным услышать от тебя, как ты мыслишь; ибо об этом направлении нам известно, что оно всюду вызывает споры”. И назначив ему день, они пришли к нему на дом в большем числе, и он с утра до вечера говорил им, свидетельствуя о Царстве Божием, и убеждая их об Иисусе из Закона Моисеева и из Пророков. И одни убеждались тем, что говорилось, а другие не верили. Будучи же несогласны между собой, они стали уходить после того, как Павел сказал им одно слово: “Хорошо изрек Дух Святой чрез Исаию пророка отцам вашим, говоря: “Пойди к народу этому и скажи: “Слухом будете слышать и не уразумеете, и глазами глядеть будете и не увидите; ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Вот почему, желая напитать народ иудейский, Он произвел не какое–нибудь новое творение, возбудив южный и ливийский ветер. Эти ветры дуют в теплых странах, где Творец повелел в изобилии водиться перепелам, и (взяв их) отсюда, как бы из готовых сокровищ, исполнил свою волю. Мы думаем, что пророком отнюдь не гиперболически сказано, что « и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых ». Творения Божии беспредельны и нам неведомы. Итак, птиц было такое множество, что их нужно было ловить не силками, не сетями, или другими приспособлениями, а легко и удобно было брать руками, как это совершенно ясно видно из дальнейшего: « и нападали они среди стана их, вокруг шатров их. И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им » (ст. 28, 29). Итак, представь себе, как такое бесчисленное множество народа, и притом столь алчного, было питаемо не один день, а тридцать дней, и ты будешь в состоянии уразуметь рассказ Моисея в книге Чисел (Числ. 11:19 сл.). « И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, и они не лишены были желаемого своего. Но еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля низложил » (ст. 29–31). Не напрасно, следовательно, отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и исполняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его, как мы сказали, в бессилии. Исполняя, Он наказывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами. Итак, Он удовлетворил страстное желание иудеев иметь пищу; но когда они еще ели, навел гнев Свой, убил упитанных из них, т. е. тучных, и поразил избранных, избранных не по добродетелям, а по нечестию, потому что есть избранные и в нечестьи. « При всем этом они еще грешили и не верили чудесам Его. И проходили дни их в суете и лета их поспешно » (ст. 32–33). 5. Пророк удивляется неверию и жестокосердию иудеев, — что они оставались бесчувственными не только к получаемым благам, но и к наказаниям, и грешили опять, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Далее Он предлагает и примеры кровных и семейных отношений, самых родственных и близких, которые разделяются острейшим мечом принятой по проповеди веры, из которых две пары связаны по кровному родству, а третья – родством по брачному союзу (свойством). Иначе о том же. Два отношения у трех пар, и с другой стороны, три пары лиц у двух отношений. Ведь двойное имеется отношение у (предметов и лиц) соотнесенных 504 , и от отца к сыну, и от сына к отцу, и у других так же. Тройственны же здесь пары предложенных лиц: отец и сын, мать и дочь, свекровь и невестка, а «против трех» и «против двух» 505 сказано для обозначения их расторжения и отчуждения] 506 . (12, 53) Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Этого нельзя связать со сказанным прежде, но следует читать это с другого начала и толковать исторически, как указывающее на разделение верующих и неверующих, что будут разделены даже самые близкие родственные отношения. Ищи же в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «ибо Я пришел разделить человека с отцом его» и т. д. 507 , вполне соответствующее настоящему изречению. А в духовном смысле отцом может быть ум, а его сыном – порочный помысел, против которого он восстает, отвергая его, как пагубный. Матерью же может быть сердце, а дочерью ее – порочное пожелание, против которого и оно восстает и отвергает его. Свекровью же может быть синагога иудеев, а ее невесткой – Церковь христиан, как ставшая невестой Христу, Который по человечеству был Сыном указанной синагоги, ведь из нее Он произрос. (12, 54–56) Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Лицо земли и неба – это поверхность того и другого. То есть, Он говорит: «Возвещая предсказания, вы умеете различать поверхность земли и неба и от наблюдения за ней предсказывать будущее. А времени сего, – времени Моего пришествия, очевидно, – как вы не различаете из рассмотрения законных и пророческих книг, где находятся его знамения и признаки, из которых оно легко распознается внимательными?» Но эта речь обращена к книжникам, пусть она и сказана просто к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Здесь сотник нашел один александрийский купеческий корабль, отправляющийся в Италию, на который и пересадил узников. Плавание было неблагоприятно. Противные ветры непрестанно усиливались. Корабль подвигался медленно, с большой опасностью и затруднениями. Когда пристали к одному месту, называемому «Хорошие пристани», Павел советовал здесь перезимовать, говоря: «Мужи! Я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни». Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, чем словам Павла. И так как эта пристань неспособна была к перезимованию, то решились доплыть для зимовки до критской пристани Финика, наиболее обезопасенной от ветров. Поэтому, когда подул южный ветер, неопасный для плавания, то отправились и поплыли поблизости Крита. Но немного спустя поднялся ураган и начал носить корабль по волнам моря. Все обычные в этих случаях средства сохранить корабль на поверхности воды и переждать бурю были употреблены, но безуспешно: многие дни не видно было ни солнца ни звезд по причине сильной бури и, наконец, исчезла всякая надежда на спасение. Несчастные не вкушали пищи от страха и отчаяния, каждую минуту ожидая смерти. Один Павел не знал страха и ободрял спутников, убеждая, что они спасутся. «Мужи! – говорил он им, – Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы этих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо ангел Бога, Которому я служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря: и вот, Бог даровал тебе всех, плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенным на какой-нибудь остров». Но не во многих на корабле слова Павла поселили доверие к себе и ободрение, и менее всего в матросах. Поэтому они, когда после четырнадцати дней бурного плавания оказались признаки, что корабль приближается к какому-то берегу, хотели было при помощи лодки бежать с корабля, чтобы, если корабль будет разбит о берег, не погибнуть вместе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изъяснение псалма 125-го. «Песнь степеней». Кир, воцарившись, повелел всем Иудеям возвращаться в отечество, но многие по злонравию, и потому что во всем противились Божиим законам, не пожелали возвратиться. А все, которые заботились о благочестии предков и вожделевали служения закону, с охотою пускались в обратный путь. Сии то, видя собственное свое освобождение, изъявляют радость в настоящем псалме и молятся о том, чтобы и единоплеменники их получили также свободу. Пс.125:1 .   Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. «Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени». Речение: " яко» означает здесь усиление речи. Пророк говорит: ощутили мы великую радость, когда Бог положил конец наказанию, и даровал пленным свободу. Пс.125:2 .   тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» «Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия». Преисполнившись радости, немедленно подвигли мы язык к песнопению. Слово: «веселия» Акила перевел: хвалы, а Симмах: благословения. «Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними». А сие сделало нас у всех славными; потому что удивляются сему великому Божию делу – освобождению нашему от горькаго этого рабства. И мы взываем: Пс.125:3 .   Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. «Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся». Странно было бы лишенным Божественнаго ведения удивляться явленному на нас человеколюбию, а нам сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию. Пс.125:4 .   Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. «Возврати Господи пленение наше: яко потоки югом». Желают, чтобы и другие единоплеменники наслаждались благами, каких сподобились сами они, и умоляют общаго Владыку, и им даровать свободу, чтобы множество возвращающихся уподоблялось потоку. " Югом» же называя Иерусалим, Пророк дает сие название по местоположению. Так именуют его Иезекииль и Аввакум. Но пророческое слово указывает и на другое нечто. Южный ветер, будучи влажен, наполняет воздух облаками, приносит сильные дожди, и заставляя обыкновенно таять снег, наполняет потоки водами. Так повели, говорит Пророк, и нашим единоплеменникам, разсеянным повсюду, собраться, и подобно потоку устремиться в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Лк.11:31 .  Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Лк.11:32 .  Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Равным образом и «царица южная... осудит» род сей, ибо она приходила с конца земли слушать премудрости Соломона. Под «царицей южной» разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре. Объяснюсь. Север, когда служит символом местопребывания противника, Писанием не одобряется, потому что он холодит и наводит омертвение и оцепенение; а юг (как противоположный северу) одобряется, потому что южный ветер приносит теплоту, оживление, отогревает и оцепеневшие части. Поэтому и в Песни песней невеста, прогоняя север, говорит: «Поднимись... с севера и принесись с юга» ( Песн. 4, 16 ), и пророк опять говорит: «И пришедшего от севера удалю от вас», то есть сатану ( Иоил. 2, 20 ). Итак, душа, царствующая на юге, то есть в благодатной стране духовной жизни, и окрепшая чрез упражнение в деятельности, приходит слушать премудрость, то есть восходит к созерцанию. Ибо премудрость Соломона, мирного царя, есть созерцание Господа и Бога нашего, которого никто не достигнет иначе, если чрез упражнение в деятельности не сделается царем и владыкой в добродетельной жизни. Лк.11:33 .  Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Поскольку завистливые иудеи, смотря на чудеса, по злобе ума превратно толковали их, то Господь и говорит следующее: люди, получившие «светильник» от Бога, то есть дар ума, которым мы смотрим, как бы светом нам данным, сокрыли рассудительность и, омрачив себя завистью, не видят чудес и благодеяний, хотя мы для того получили ум, чтобы поставлять на подсвечник, чтобы и другие «видели свет». По моему мнению, Он говорит так: фарисей! ты имеешь знание – это светильник. Тебе следовало воспользоваться сим знанием к тому, чтобы самому признать чудеса и другим объявить и объяснить, что они суть дела Сына Божия, а не веельзевула. Таким образом и «входящие», то есть вновь вводимые и начинающие, увидели бы свет. Ибо кто мудр, тот уже вошел; а кто еще учится, тот лишь входит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Песн.4:12 . Сад запертый – сестра моя невеста, сад запертый, источник запечатанный. Песн.4:13 . Прогулки твои – в саду гранатовом, где дерева с плодами в скорлупе, киперы с нардом, Песн.4:14 . Нард и шафран, сахарный тростник и корица со всеми деревами Ливана, смирна и алой со всеми первыми благовониями, Песн.4:15 . Влага для садов колодезь с водою живою и текущею с Ливана. 16. Унесись ветер северный, и принесись южный, повей на сад мой, и да струятся благовония мои. Невеста просит отца о том, чтобы жених сошел в сад Пусть сойдет брат мой в сад свой, и пусть вкушает плоды его, что в скорлупе. Жених невесте: Глава 5 Песн.5:1 . Вошел я в сад мой, сестра моя невеста, собрал смирну мою с благовониями моими, ел хлеб мой с медом моим, пил вино мое и молоко мое. Жених ближним его: Ешьте ближние и пейте, и упивайтесь братия. 2. Я сплю, а сердце мое бодрствует. Невеста чует жениха стучащагося в дверь. Голос брата моего! Он стучится в дверь! Жених невесте: Отвори мне, сестра моя, ближняя моя, голубица моя, совершенная моя. Ибо голова моя смочена росою, и кудри мои каплями ночными. Невеста: Песн.5:3 . Я скинула с себя одежду мою: стану ли надевать ее? Я вымыла ноги мои: стану ли марать их? Песн.5:4 . Брат мой простер руку свою сквозь скважину; и внутренность моя встрепенулась от него. Песн.5:5 . Я встала, чтобы отворить брату моему. С рук моих капала смирна, с перстов моих смирна густая капала на ручки замка. 6. Отворила я брату моему. Но брат мой ушел. Душа моя унеслась за ним [[ ψυχ ξ λθεν ν λ γ υτο . Здесь выражение λ γος υτο означает личность жениха, а не слово его. Греки поныне говорят, вместо ты, το λ γουσου, вместо его – το λ γουτου.]]. Я искала его и не нашла его; звала его, и он не послушал меня. Песн.5:7 . Нашли меня стражи, обходящие город, били меня, изранили меня: сняли с меня покрывало мое стражи стен. Песн.5:8 . Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: если найдете брата моего, что скажете ему? Скажите, что я уязвлена любовию. Дочери Иерусалима и стражи осведомляются у невесты о женихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Притчей «с открытым концом» о неплодной смоковнице, от которой три года хозяин виноградника и садовник безуспешно ждали плодов и, наконец, посовещавшись, оставили ее расти еще на один год в надежде, что она принесет плоды, Господь показал, что Израилю дано время на покаяние и Бог ждет плодов веры от этого народа. При отсутствии плодов наступит время суда Божия ( Лк. 13: 7–9 ). Своего рода завершением этой притчи стала «притча в действии» на Страстной неделе – проклятие неплодной смоковницы ( Мф. 21: 18–21 ). Впрочем, притча имеет отношение не только к иудеям, но ко всем людям: «Евангельская смоковница есть человечество; Домовладыка – Бог и Отец; Виноградарь – Сын Божий, пришедший возделать и очистить виноград наш. О смоковнице, которую Домовладыка повелевает посещи, как бесплодную, говорит Он: остави ю и се лето. Если не исправили людей закон и Пророки и не принесли люди плодов покаяния, то пусть орошены будут Моим учением, Моими страданиями, тогда, может быть, сотворят плод благопокорности, аще ли же ни, во грядущее посечещи ю, в другом, нескончаемом веке отлучив от части праведных Твоих» 209 . Обращаясь ко всему народу, Господь призывает, пока еще есть возможность, ответственно подойти к делу своего спасения и сделать духовный выбор – самостоятельно, не ориентируясь на мнение фарисеев и не оправдывая им свое неверие: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» ( Лк. 12: 54–57 ). Обличение сребролюбия, «корня всех зол» (1 Тим. 6: 10) Еще один грех, в котором Господь обличил фарисеев, – сребролюбие. Притча Спасителя о неверном управителе и предостережение ученикам: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Лк. 16: 13 ) – вызвали насмешки фарисеев, которые, по замечанию евангелиста Луки, «были сребролюбивы» ( Лк. 16: 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Прогулки твои – в саду гранатовом, где дерева с плодами в скорлупе, киперы с нардом, Нард и шафран, сахарный тростник и корица со всеми деревами Ливана, смирна и алой со всеми первыми благовониями, Влага для садов – колодец с водою живою и текущею с Ливана. Унесись ветер северный, и принесись южный, повей на сад мой, и да струятся благовония мои. Невеста просит отца о том, чтобы жених сошел в сад Пусть сойдет брат мой в сад свой, и пусть вкушает плоды его, что в скорлупе. Жених невесте Глава 5 Вошел я в сад мой, сестра моя невеста, собрал смирну мою с благовониями моими, ел хлеб мой с медом моим, пил вино мое и молоко мое. Жених ближним его Ешьте ближние и пейте, и упивайтесь, братия. Я сплю, а сердце мое бодрствует. Невеста чует жениха, стучащегося во дверь Голос брата моего! Он стучится в дверь! Жених невесте Отвори мне, сестра моя, ближняя моя, голубица моя, совершенная моя. Ибо голова моя смочена росою, и кудри мои каплями ночными. Невеста Я скинула с себя одежду мою: стану ли надевать ее? Я вымыла ноги мои: стану ли марать их? Брат мой простер руку свою сквозь скважину; и внутренность моя встрепенулась от него. Я встала, чтобы отворить брату моему. С рук моих капала смирна, с перстов моих смирна густая капала на ручки замка. Отворила я брату моему. Но брат мой ушел. Душа моя унеслась за ним. Я искала его и не нашла его; звала его, и он не послушал меня. Нашли меня стражи, обходящие город, били меня, изранили меня: сняли с меня покрывало мое стражи стен. Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: если найдете брата моего, что скажете ему? Скажите, что я уязвлена любовию. Дочери Иерусалима и стражи осведомляются у невесты о женихе Чем отличается брат твой от брата, прекрасная между женами? Что брат твой пред братом, что так ты закляла нас? Невеста описывает брата, каков он Брат мой бел и румян, отличен от тьмы тем. Голова его – золото кефазское, кудри его – еловые ветви, черны, как ворон. Глаза его, как голуби у полных вод, вымытые в молоке, сидящие у полных вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прокимен и аллилуарий Вознесения Деяний святых апóстол чтéние В те дни, когдá решенó было плыть нам в Итáлию, то отдáли Пáвла и нéкоторых других узников сóтнику Áвгустова полкá, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корáбль и отпрáвились, намеревáясь плыть около Асийских мест. С нáми был Аристáрх, македонянин из Фессалóники. На другóй день пристáли к Сидóну. Юлий, поступáя с Пáвлом человеколюбиво, позвóлил ему сходить к друзьям и воспóльзоваться их усéрдием. Отпрáвившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветрóв, и, переплыв мóре прóтив Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сóтник нашёл Александрийский корáбль, плывущий в Итáлию, и посадил нас на него. Мéдленно плáвая мнóгие дни и едвá поравнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам вéтра, мы подплыли к Криту при Салмóне. Пробрáвшись же с трудóм мимо негó, прибыли к одному мéсту, назывáемому Хорóшие Пристани, близ котóрого был город Ласéя. Но как прошлó довóльно врéмени, и плáвание было ужé опáсно, потому что и пост ужé прошёл, то Пáвел совéтовал, говоря им: «Мужи! Я вижу, что плáвание будет с затруднéниями и с большим вредóм не тóлько для груза и корабля, но и для нáшей жизни». Но сóтник бóлее доверял кóрмчему и начáльнику корабля, нежели словáм Пáвла. А как пристань нé былá приспосóблена к зимóвке, то мнóгие давáли совéт отпрáвиться оттуда, чтóбы, éсли можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежáщей против юго-зáпадного и северо-зáпадного вéтра, и там перезимовáть. Подул южный вéтер, и они, подумав, что ужé получили желáемое, отпрáвились, и поплыли поблизости Крита. Но скóро поднялся против него ветер бурный, назывáемый эвракилон. Корáбль схватило так, что он не мог противиться вéтру, и мы носились, отдáвшись волнáм. И, набежáв на один островóк, назывáемый Клáвдой, мы едвá могли удержáть лóдку. Подняв её, стáли употреблять посóбия и обвязывать корáбль; боясь же, чтóбы не сесть на мель, спустили пáрус и таким óбразом носились. На другóй день, так как нас сильно било бурей, нáчали выбрáсывать груз, а на трéтий мы своими рукáми побросáли с корабля вéщи. Но как мнóгие дни не видно было ни сóлнца, ни звёзд и продолжáлась немáлая буря, то наконéц исчезáла всякая надéжда к нáшему спасéнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010