С трудом удалось, наконец, прибыть к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. На все это потребовалось много времени. Приближалось опасное для плавания время, потому что уже прошел пост – праздник очищения (Kippur), который бывает в месяце Тишри (т.е. в конце сентября). Посему Павел советовал не пускаться далее. Но гавань была неудобна для зимовки, и потому хотели достигнуть Финикийской гавани, расположенной на южном берегу острова. Но проплыть 30–40 миль, отделявших последнюю пристань, было невозможно, потому что дул северный ветер, который гнал корабль к берегам Африки. Впрочем, скоро подул южный ветер, и корабельщики, доверившись ему, отправились на запад, держась берегов. От Крита до Мальты (14–44). «Но немного спустя, -продолжает историк, – поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон. Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру: и мы носились, отдавшись волнам. И, набежав на некоторый островок, называемой Клавдой, мы едва могли удержать лодку, (которая плыла за кораблем). Стали серьезно опасаться кораблекрушения и изыскивали средства к спасению. Чтобы укрепить корабль, его «обвязали», вероятно, веревками и, чтобы усилившийся ветер не выбросил его на мель, спустили паруса и вообще все, представлявшее сопротивление ветру. Особенно боялись попасть на Великую Мель, находившуюся на запад от Египта и представлявшую большую опасность для кораблей. На следующий день буря усилилась, и потому сбросили с корабля груз, а на третий день и все тяжелые вещи, бывшие на корабле. Небо было так темно, что в течение нескольких дней и ночей не видно было ни солнца, ни луны, ни звезд; нельзя было даже определить, в каком направлении несло корабль, и уже после некоторого времени узнали, что корабль несло прямо на запад – к Великой Мели. Не оставалось никакой надежды на спасение: под влиянием страха забыли и о пище. Матросы, привыкшие к опасностям на море, и воины, привыкшие к бедствиям войны, доверились судьбе, за невозможностью сделать что-либо для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Деян 26:1–5; 12–20 21 мая, св. царю Константину. Деяния святых Апостолов, зачало 50А В те дни, когда решено было отплыть нам в Италию, то передали и Павла и некоторых других узников сотнику, по имени Юлию, из когорты Августовой. Сев на Адрамитский корабль, которому предстояло плыть вдоль берегов Асии, мы отчалили. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. И на другой день мы пристали в Сидоне; и Юлий, человеколюбиво обращаясь с Павлом, позволил ему пойти к друзьям и воспользоваться их усердием. И отправившись оттуда, мы плыли под прикрытием Кипра, потому что ветры были противные; и переплыв море, омывающее берега Киликии и Памфилии, мы пристали в Мирах Ликийских. И там сотник, найдя Александрийский корабль, плывущий в Италию, посадил нас на него. Немало дней, медленно плывя, мы едва дошли до Книда. Так как ветер не позволял нам идти дальше, мы пошли под прикрытие Крита со стороны Салмоны, и с трудом, плывя вдоль Крита, пришли мы в некое место, называемое Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Но, так как протекло немало времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел убеждал их, говоря им: “Мужи, я вижу, что плавание это будет с бедой и большим ущербом не только для груза и для корабля, но и для нашей жизни”. Но сотник больше доверял кормчему и начальнику корабля, нежели тому, что говорил Павел. А так как пристань не подходила для зимовки, то большинство было за то, чтобы сняться оттуда и, если бы было возможно добраться, перезимовать в Финике, пристани Критской, защищенной с юго-запада и с северо-запада. И когда подул легкий южный ветер, они, подумав, что получили желаемое, подняли якорь и поплыли вдоль Крита, держась берега. Но вскоре обрушился на Крит ветер, поднимающий смерчи, называемый Эвракилон. И так как корабль захватило, и он не мог противиться, мы отдались ветру, и нас носило. Пронесшись мимо некоего островка, называемого Клавда, мы едва оказались в силах справиться с лодкой. Подняв ее, они пользовались канатами, обвязывая корабль.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Многие говорят: «Вы должны нам это объяснить, иначе не требуйте, чтобы мы в это поверили». Но я отвечаю вам, что объяснить вам этого не могу, потому что: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ). Я не могу все понимать, что касается веяния ветра. Если бы меня просили это объяснить, я бы не смог. Тут может дуть сильный северный ветер, а сто километров отсюда – сильный южный ветер, и если я пойду на несколько сот метров в сторону, там встречу опять ветер совсем в другом направлении. Как бы я мог вам объяснить, почему это происходит? Я не сумел бы. Дорогие друзья, вы бы мне могли сказать, что нет никакого ветра, как нет людей, рожденных от Духа. Я же чувствую, что Дух Божий действует в моем сердце так же, как чувствую дуновение в лицо ветра. Я не могу этого объяснить. Много, чего я не могу объяснить, но я верю этому. Я не могу объяснить сотворение мира. Я могу видеть мир, но не могу знать, как Господь его сотворил из ничего. И все-таки каждый должен допустить, что была творческая сила. Многое я не могу объяснить, во что я верю. Я слышал один раз от одного путешественника, как он говорил, что религия Иисуса Христа есть дело откровения, но не исследования: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего», – говорит апостол Павел ( Гал.1:15–16 ). Как-то общество молодых людей отправилось на прогулку за город. По дороге они согласились, что они ничему не будут верить, чего они не понимают. Один старик, слышавший их разговор, сказал им, когда они кончили: «Я слышал, что вы ничему не хотите верить, чего вы не поймете?» «Да, конечно», – сказали они. «Ну, так вот, – сказал он, – а я сегодня видел, ехав в поезде, как на полях паслись гуси, овцы, свиньи, коровы, и все они ели траву. Не можете ли вы мне сказать, каким путем одна и та же трава превращается в перья, щетину, волос и шерсть? Как вы думаете, каким путем совершается это превращение?» «Да, – сказали они, – тут мы не можем иначе, мы должны верить, хотя мы этого и не понимаем». «Так, – сказал старик, – я тоже не могу иначе, я должен и хочу верить в Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Наконец, корабль пришел в Миры Ликий-ские. Там центурион нашел другой корабль, шедший из Александрии Египетской в Италию. На него и пересели узники и охрана. Время было осеннее, плавание по морю уже считалось опасным. Затрудняющие движение ветры непрестанно усиливались. После долгого и затруднительного плавания корабль пристал к Книду, где даже не было гавани. Отсюда вместо того, чтобы идти прямо между Пелопонессом и островом Критом, корабельщики должны были спуститься на юг и плыть по южному берегу острова. С большим трудом удалось им подойти к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Приближалось опасное для плавания время. Обратившись к центуриону, Павел советовал ему и корабельщикам: Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни (Деян. 27, 10). Корабельщики не согласились с ним; они говорили, что гавань Хорошие Пристани не приспособлена к зимовке, что следует дойти до другой Критской пристани – Финика, расположенной на южном берегу того же острова. Юлий решил довериться корабельщикам и не послушал совета Павла. Однако, еще несколько дней они не могли выйти в море из-за противного ветра. Когда же подул южный ветер, корабль, идя вдоль берега, направился к Финику. Внезапно попутный ветер превратился в бурю, корабль унесло в открытое море, так что корабельщики стали серьезно опасаться кораблекрушения. Чтобы укрепить корабль, его «обвязали» веревками и, чтобы усилившийся ветер не выбросил его на мель, спустили паруса и вообще всё, представлявшее сопротивление ветру. Особенно боялись попасть на Великую Мель, находившуюся на запад от Египта и представлявшую большую опасность для кораблей. На следующий день буря усилилась и потому сбросили с корабля груз, а на третий день и все тяжелые вещи, бывшие на корабле. Небо было так темно, что в течение нескольких дней и ночей не видно было ни солнца, ни луны, ни звезд; нельзя было даже определить, в каком направлении несло корабль. Не оставалось никакой надежды на спасение: под влиянием страха забыли и о пище.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

25 392 Хлеб ангельский вкушал человек; насытились они пищей. 26 Поднял Господь ветер южный, и навел силою Своею ветер юго-западный; 27 И обильно, как дождь, послал им пищу мясную, будто песок морской, птиц пернатых. 28 И падали они среди стана их, вокруг шатров их. 29 И люди ели и пресытились, Он исполнил желание их; 30 Получили они желанное; но была еще пища в устах у них, 31 Когда разразился гнев Божий над ними, и убил многих из них, и Господь низверг знатных Израиля. 32 Но они продолжали грешить и не уверовали в чудеса Его; 33 Исчезали в суете дни их, и быстро проходили годы их. 34 Когда убивал Он их, тогда искали Его, обращались к Богу и уже с утра взывали к Нему. 35 И вспоминали, что Бог – Податель помощи, Всевышний – Избавитель их. 36 И говорили о любви к Нему устами своими, языком своим лгали Ему. 37 393 Сердце же их не было правдиво пред Ним, и не были они верны завету Его. 38 Но Он милостивый, очищал их от грехов и не губил их, много раз отвращал от них ярость Свою, умеряя пламя гнева Своего. 39 И помнил Он, что они только плоть, что душа из них выйдет и не вернется. 40 Сколько раз оскорбляли Его в пустыне, вызывали гнев Его в земле безводной! 41 То обращались они к Богу, то испытывали Его, Святого Израилева оскорбляли; 42 И позабыли деяния рук Его, свершенные в день, когда избавил Он их от руки угнетателя; 43 Как явил Он в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Танеос; 44 394 Обратил Он в кровь реки Египтян и источники их, лишив их питья. 45 Послал на Египтян песьих мух, и жалили они их, послал жаб, и вредили они им. 46 И предал ядовитой росе плоды их, и нивы их – саранче. 47 Побил градом виноград их, и смоковницы их морозом; 48 Истребил градом скот их, а имущество их – огнем. 49 Обрушил на них гнев ярый Свой, ярость, гнев и скорбь, ниспослав на землю ангелов грозных. 50 Проложил путь гневу Своему и не пощадил душ их, и навел мор на стада их; 51 И поразил первенцев всего живого в земле Египетской, начатки трудов людских в селениях Хамовых. 52 И поднял, словно овец, народ Свой, и повел его, словно стадо, в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4:16 Поднимись (ветер) с севера и принесись с юга, – и польются ароматы его! Ветры приглашаются, чтобы разнести повсюду чудные ароматы сада Суламифи. Мессианские пророчества не должны были остаться в запертом саду Иудеи. Сад оставался заперт, но ветры разносили его ароматы. Ветры исторических потрясений от севера : ассирийское и вавилонское пленение, покорение Александром Македонским и войны с Сирией; от юга – тесные сношения с Аравией и Египтом, с эллинистической Александрией. Рассеяние повсюду иудеев разлило ароматы мессианских пророчеств по всему тогдашнему миру. Вот два свидетельства об этом римских историков: Тацит: «Многие верили древним свидетельствам жрецов, что в это самое время Восток приобретает новые силы, и что имеющие придти из Иудеи сделаются властелинами мира». Светоний: «По всему Востоку распространено древнее и твердое мнение, будто судьбою определено, что в тогдашнее время из Иудеи должны выдти те, которые приобретут себе владычество над миром». В Аравии, Эфиопии, Персии ждали царя Иудейского. Гряди, юже и повей – от Александрии. От юга потекли ароматы Септуагинты. На языке эллинистического мира повсюду повеяли ароматы мессианских пророчеств. Иначе этот текст можно уразуметь, обращая внимание на то, что северному ветру сказано ξεγρθητι, то есть «воспряни, поднимись, унесись». Севере прогоняется. А южному ветру сказано: ρχου, то есть «принесись». Юже призывается. Тогда указанным словам можно придать такое значение. Прогоняется опасность с севера, кончается страшный вавилонский плен. Призывается благотворный южный ветер – истинное богопочитание и благочестие наполняет ароматами цветник Израилев. Глава 5 5:1 Да снидет брат мой в вертоград свой и да яст плод овощий своих. Внидох в вертоград мой, сестро моя невесто: обимах смирну мою со ароматами моими, ядох хлеб мой с медом моим, пих вино мое с млеком моим. Ядите, ближнии, и пийте и упийтеся, братия. 5:1 Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А что отвержением пророк действительно назвал быстрое движение гнева, — послушай дальнейшие слова: « и огонь возгорелся в Иакове и гнев поднялся над Израилем ». Так как Бог разгневался, то на возбудивших гнев вышел для наказания огонь. Какая же тому причина? « Ибо не веровали Богу и не уповали на спасение Его » (ст. 22). Действительно, Бог гневается, когда в Него не веруют; потому что всякий неверующий в Бога не допускает и суда, и хулит Его закон; а если хулит божественный закон, то тем более — человеческий; отсюда беспорядки в нашей жизни. В самом деле, чего не посмеют сказать неверующие в Бога и не уповающие на даруемое от Него спасение? Потому пророк и обвиняет их не только в том, что они не веруют в Отца, но вместе и в том, что они не веровали и в Сына. Потому он и говорит: « не уповали на спасение Его », разумея Христа, которого называли спасением многие пророки, а яснее других Симеон, принявши Его на руки. « Он заповедал облакам свыше и открыл двери неба » (ст. 23). Пророк говорит здесь об облаках, находящихся выше тех, которые носятся в вышине, почему и назвал их дверями небесными, как находящиеся пред небом, потому что есть облака и близкие к земле, которые бывают даже ниже гор. « И послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек. Пищу послал им до пресыщения » (ст. 24, 25). Дабы они не подумали, что Бог разгневался вследствие бессилия исполнить просьбу, именно — просьбу хулителей, не просивших как подобало просить у Бога, Он навел на них палящий огонь, так что и место, в виду сгоревшего на нем множества народа, прозвано «Горением», а затем дал уже просимое. Пророк называет манну хлебом небесным и хлебом ангельским, так как он приготовлялся не человеческими руками, а приносился с неба, где обитает лик ангелов. Какое брашно до сытости послал им Бог, это ясно видно из дальнейших слов: « поднял южный ветер с неба и навел силою Своею юго–западный ветер, и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых » (ст. 26, 27). У Бога блага готовы, но хранятся Им однако до надлежащего времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Бывает, что и со стороны чувства направляется борьба против мысли. Ибо чувство, руководимое в вере чудесами и видимыми знамениями, не убеждается доводами мысли, не хочет следовать и языческим доказательствам, которые внимающих им побуждают не веровать, что Бог сделался человеком или что Дева – родила. Так безумны умозаключения язычников, боготворящих природу. Между тем чувство посредством видимых чудес приводит к богопознанию лучше всякого доказательства. Итак, не всякий мир и согласие – добро, но бывает, что вражда и разделение кажутся некоторым божественным делом. Поэтому никто да не пребывает в дружбе с лукавыми, но хотя бы отец и мать оказались противниками Закона Христова, и с ними, как врагами истины, должно враждовать. Лк.12:54 .   Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; Лк.12:55 .   и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лк.12:56 .   Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Лк.12:57 .   Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Поскольку Господь вел речь о проповеди и наименовал ее огнем и мечом, то очень вероятно, что слушатели, не понимая значения слов Его, смутились. Поэтому Он говорит; как перемены в воздухе вы распознаете по некоторым признакам, так и Мое пришествие вам должно было признать из того, что Я говорю и что делаю. Мои слова, подобно как и дела, показывают во Мне противника вашего. Ибо вы – мытари и похитители, а Я не имею, «где... голову... приклонить» ( Лк. 9, 58 ). Поэтому как по туче вы предвозвещаете дождь и по южному ветру – жаркий день, так следовало вам распознать и время Моего пришествия и догадаться, что Я пришел не мир дать, но дождь и смущение. Ибо Я и Сам есмь облако, и иду с запада, то есть человеческой природы, которая прежде унизилась и была в густом мраке от греха. Пришел Я и огонь низвести, и сделал жаркий день. Ибо Я есмь юг – теплый ветер и противоположен холодности севера. Поэтому и явился Я из Вифлеема, который лежит к югу. Лк.12:58 .   Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, Сказав это, Господь преподает им учение и о достохвальном мире. Указав похвальное разделение, показывает и мир беспорочный. Именно говорит: когда соперник повлечет тебя в судилище, то еще на дороге всячески постарайся разделаться с ним. Или иначе: «постарайся освободиться» разумеется в таком смысле, что хотя бы ты и ничего не имел, но возьми взаймы под проценты и «постарайся освободиться», чтобы тебе разделаться с ним. чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Лк.12:59 .   Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

– «И ты сделался богатым и весьма славным среди морей». Слав. точнее: «и насытился еси и отягчал зело в сердцах морских». Имеется в виду ближайшим образом тяжелый груз корабля. Речь возвращается к покинутому еще в 9 ст. сравнению Тира с кораблем. Иез.27:26 .  Гребцы твои завели тебя в большие воды; восточный ветер раз­бил тебя среди морей. Описывается гибель корабля – Тира. Причиной ее были 1) безрассудная отвага, с которою кормчие завели корабль в большую глубину, т. е. смелая политика Тирского правительства и 2) «восточный ветер», самум или сирокко (LXX и Вульг. «южный», потому что в Палестину приносится с юга), обычно губивший множество кораблей в Средиземном море ( Пс 77.26 ; Деян 27.14 и др.), т. е. халдеи, ср. Иез.17.10 . Иез.27:27 .  Богат­с­т­во твое и товары твои, все склады твои, корабельщики твои и кормчие твои, заделывав­шие про­бо­ины твои и распоряжав­шиеся торговлею твоею, и все ратники твои, какие у тебя были, и все множе­с­т­во народа в тебе, в день паде­ния твоего упадет в сердце морей. Перечисление всего громадного и ценного содержимого корабля усиливает сожаление о гибели его. «Корабельщики», «кормчие» отсылают к ст. 8, «заделывавшие пробоины» (слав. «советницы» в смысле «инженеры») и «распоряжавшиеся торговлею твоею» («для производства торговли твоей» – ст. 9; слав. «смесницы от смесников твоих» – может быть, представители от соучастников торговли) – к ст. 9, «ратники» – к ст. 10 и 11. «Все множество народа» – может быть, исчисляемые с 12 ст. торговцы с Тиром. Иез.27:28 .  От вопля кормчих тво­их содрогнут­ся окрест­ности. «Окрестности». Хотя евр. миграги в других местах имеет такое значение, но здесь оно ослабляло бы силу мысли: падение Тира устрашит не окрестности лишь его; посему LXX: «страхом (убоятся)»; Вульг. classes. Иез.27:29 .  И с кораблей сво­их сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; С погибелью такого большого корабля (Тира) никто не может чувствовать себя безопасным на корабле: морская торговля меньших приморских городов ( «кораблей») ограничится сушей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо он был упоен из золотой чаши Вавилона и потому свое предлагал народу, исповедующему Господа. Здесь же Фараон порицается за то, что он был для дома израилева жезлом или посохом тростниковым, пустым или ломким и обещавшим помощь, вскоре подлежавшую сокрушению. А чтобы мы были в состоянии знать, что это за жезл тростниковый, на который не должен надеяться дом Израилев, это мы можем понять из противопоставления с посохом и жезлом Господним, о котором говорится к Господу: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Псал. 22:4). И Аарон имел этот жезл, поглотивший драконов египетских, и когда ударил им по плотинам Нила, то явились мошки во всем Египте (Исх. гл. 7 и 8). Моисей также простер, по LXX, этот жезл и поднял к небу, и Господь навел южный ветер, [продолжавшийся] весь тот день и всю ночь, а утром ветер поднял и навел саранчу на всю землю египетскую. Об этом, полагаю, жезле пишется и в книге Числ (гл. 17) , что он расцвел и принес орехи или миндали. Его имел и апостол, когда говорил: что хощете, с палицею ли прииду к вам (1 Кор. 4:21)? И совершавшие пасху имели в руках посохи, без поддерживания коими слабого тела человеческого они не могли есть плоть агнца. Эго жезл из корня Иессеева, на котором почивали семь пухов. Но не таков Фараон, и посох египетский и жезл тростниковый, обольщавший державшихся за него и уязвлявший плеча их, то есть силу. И кто только ни будет опираться на него, у того расслабнут чресла и он не будет в состоянии стоят и совершать пасху с препоясанными чреслами. Это относится к тем, коих сердца и утробы испытует Бог (Псал. 7). Ст. 8—16. Посему так говорит Господь Бог: вот Я наведу на тебя меч и истреблю у тебя человека и скот. И будет земля египетская пустынею (или погибелью) и степью, и узнают, что Я Господь, ибо он (или ты) говорил: моя река, и создал ее (или мои реки, и я создал их). Посему вот Я на тебя и на реки твои, и обращу землю египетскую в пустыни, опустошенную (или разоренную) мечом от башни Сиенской (или от Магдала и Сиены) до самого предела Ефиопии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010