протоиерей Михаил Браверман Содержание Пролог: Пресвятая и Христос Бог Деисис Благовещение и начало Евангелия Эммануил – с нами Бог! Благовещение и таинство Причащения Причастники Божественного естества Зачатие Пресвятой Богородицы Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии Храм для живого Бога От прообраза к первообразу. Дева Мария и Ветхий Завет Купина Неопалимая и имя Живого Бога Безымянное имя Песни Богородицы О Слове Божием и духовном родстве Образ и Первообраз Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена Покров и Акафист Роман Сладкопевец и Кондак Иоанн Дамаскин и Троеручица Казанская икона и семь эфесских отроков Единосущным Отцу и нам Догматика и догматики Крест и Крестобогородичны Весть о Воскресении Успение как Совоскресение Эпилог: София – Премудрость Божия     «Вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой – то тайне для христиан. Можно сказать, из снятых жизней ни об одной не известно так мало» Михаил Скабалланович , профессор богословия, исповедник Пролог: Пресвятая и Христос Бог Евангелие совсем мало говорит о Богородице и Приснодеве Марии, ибо в Центре Его – Сам Господь Иисус Христос , Его Личность и Его учение. Но и то немногое, что открывает нам Евангелие о Пресвятой Марии, имеет прямое отношение к нашему спасению и дает нам основание обращаться к Ней в молитвах. Слово «Евангелие» означает «благая весть» – радостная весть о том, что в мир приходит Мессия – Христос. И самой первой это было возвещено Деве Марии в день Благовещения Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...» [ Лк. 1:28 ]. И Ей, «не знающей мужа», обещано, что Она станет матерью воплощенного Сына Божиего. И ответ Девы Марии Архангелу: «Вот, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [ Лк. 1:38 ], – приводит Бога в мир. Это Дева Мария встречала мудрых волхвов, пришедших поклониться Богомладенцу, и это Ей на сороковой день по Рождестве Христовом было открыто Симеоном Богоприимцем, что оружие Креста пронзит и Ее душу. И Свое первое чудо – претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской – Господь сотворил в ответ на просьбу, на ходатайство, Своей Пречистой Матери. И тогда, свидетельствует очевидец этих событий, апостол Иоанн Богослов, «поверили в Господа Его ученики».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это не все. «Желаю разрешиться и быть со Христом», — сказано в одном новозаветном тексте. Узник дожидается своего часа, чтобы с него сняли узы и вывели на волю: как некогда с ним уже было нечто подобное, когда из тьмы и тесноты материнской утробы он явился на свет и простор, так и теперь ему предстоит второй раз родиться — в «занебесный» мир. Это сразу вносит иной эмоциональный тон: значит, пещера — не только ненавистная темница, но и родимая утроба. Недаром в вифлеемской пещере родился Христос. Нелишне вспомнить, как часто выплывает в восточно–христианских легендах мотив потаенного укрома, тихой безопасности в святом мраке чрева матери–земли (семь отроков Эфесских, мирно уснувших в пещере; святая Елисавета, мать Иоанна Предтечи, уходящая от преследователей в недра скалы; то же со святой Феклой; слухи о подземном женском монастыре в Иерусалиме). Сидячая и согбенная поза, которая рекомендована православному аскету для «умного делания», едва ли случайно так напоминает позу младенца в чреве матери. Пещерой или подобием пещеры может быть сакральное пространство: в пещерах и подземельях совершался культ Митры, катакомбы были прибежищем раннехристианского культа, горные местности Сирии, Армении и Малой Азии знали пещерные монастыри (обычные также для традиции буддизма) и пещерные церкви, но и помимо этого церковные здания ближневосточного ареала имеют «пещерный» облик. Георгий Писида, византийский поэт VII в., характерным образом уподобляет церковный интерьер вифлеемской пещере. И здесь образ пещеры поворачивается еще одной стороной: это место реального присутствия божества. Вифлеемская пещера таит в себе клад — младенца Христа; другой пещере, склепу подле Иерусалима, дан другой клад — Гроб Господень. Пещера есть поэтому «пещера сокровищ», по–сирийски " «мэ " арат газзэ». Это сочетание слов — заглавие одного апокрифа VI в., где повествуется о драгоценных и священных предметах, вынесенных Адамом из Рая и лежащих в пещере вместе с телом Адама. Горний свет не только сияет вне пещеры, он сходит в глубину ее мрака, он всегда здесь, как тихое, неуловимое мерцание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Переводные сир. жития довольно многочисленны. Уже в V-VI вв. на сир. язык были переведены греч. Житие прп. Антония Великого и первые апофтегмы (см. ст. «Apophthegmata Ратгит» Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) ). Переводы с греческого могут оказать большую помощь текстологам-эллинистам в тех случаях, когда оригинальные тексты подвергались стилистической обработке и унификации, тогда как сир. тексты сохранили дометафрастические версии (в частности, Жития сщмч. Киприана и мц. Иустины, мц. Софии и ее дочерей, мц. Феодотии Никейской, вмц. Марины, прп. Марии Египетской и др.; примерный список см. в изданиях: Ortiz de Urbina. PS. § 173. P. 239-240; Baumstark. Geschichte. S. 93-95). Переводы на сир. язык сб. «Apophthegmata Patrum», «Лавсаика» Палладия Еленопольского и «Истории монахов» были собраны воедино в VII в. несторианским мон. Ананишо (степень его причастности к переводу оценивается исследователями неоднозначно). После VIII в. в монофизитской или мелькитской среде были созданы версии Житий прп. Симеона, Христа ради юродивого, свт. Иоанна Милостивого и др. (список см. в изд.: Ortiz de Urbina. PS. § 176). Большой ценностью обладает сир. Житие свт. Григория Чудотворца, греч. оригинал к-рого утрачен. Сир. составляющую имеет ряд крупных агиографических досье, в т. ч. равноапостольных Константина и Елены и об обретении Честного Креста, 7 Эфесских отроков , прп. Иоанна Кущника , мч. Арефы , прп. Алексия, человека Божия , и др. Западносир. (яковитская) традиция включает ряд житий борцов с халкидонитским Православием: Бар Саумы, Иоанна бар Курсуса , еп. Телльского, Иоанна бар Афтоньи , Иакова Барадея (Бурдеаны), Ахудэммеха, еп. Тагритского, Севира , патриарха Антиохийского, Филоксена (Аксенойо), еп. Маббугского, и др. Многие из них попали в сб. «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского , где описаны гонения, перенесенные антихалкидонитами от имперского руководства в VI в. Особенный интерес представляет история досье прп. Симеона Столпника († 459), который в яковитской агиографии был превращен в поборника монофизитства. Нек-рые западносир. жития (досье преподобных Архелида , Иларии , «человека Божия» и др.) представляют интерес для истории аскетизма.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Возможно, именно ему принадлежала идея резного каменного украшения собора. В сюжетах обнаруживается прекрасное знание святоотеческой литературы, сочинений древнерусских религиозных писателей. Имеются сведения и о том, что к возведению храма причастен мастер из Волжской Булгарин, хотя храм выстроен в строгом соответствии с традициями владимиро-суздальского зодчества Установлено, что над созданием белокаменной резьбы Георгиевского собора работали две артели мастеров: одна, из 12 человек, вырезала фигуры-горельефы, а вторая, 18-24 человека, выполнила растительный орнамент. Изящная и причудливая резная роспись по белому камню, которая украшает внешние стены собора, поражает всех. Позже были попытки повторить её. Так, первый московский Успенский собор, построенный в Кремле в 1326 году, пытался подражать собору в Юрьев-Польском. Но не нашлось мастеров, способных хотя бы частично воспроизвести белокаменный «ковровый» узор, который покрывал Георгиевский храм сверху донизу. На серебристо-желтых стенах среди причудливых изображений зверей, птиц, растений есть и львы с «процветшими» хвостами, гуси со сплетенными шеями. Изящная резьба оплетает узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали - колонки, капители, аркатурный пояс, порталы. Фигуры людей, зверей и мифических чудовищ перемежаются с растительным орнаментом. Главными композициями, украшавшими фасады собора, были «Преображение», «Троица» и «Семь отроков эфесских» на западном фасаде, «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином» на северном «Вознесение», «Богоматерь Оранта» и «Вознесение Александра Македонского» на южном фасаде. В пролетах арматурного пояса помещалась галерея фигур святых, что напоминает готические храмы Европы. На северном фасаде изображены святые воины-покровители князей владимирской династии (среди них нет покровителя князя Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо, видимо, родственники не простили, что Константин в битве на реке Липице выступил против своих братьев.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Василий Ермолин заново сложил своды храма, но добиться прежней горделивой торжественности собора ему не удалось. В своем нынешнем виде Георгиевский собор кажется массивным и грузным, как бы врастающим в землю. Существующая сейчас огромная луковичная глава и широкий тяжелый барабан давят на и без того приземистый кубический объем храма. Несмотря на кажущуюся массивность, храм очень невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года - времен Юрия Долгорукого. Внутри храм очень просторен. Этот простор достигнут за счет того, что столбы, на которые опираются своды собора, широко расставлены и придвинуты к стенам. С пространством храма сливается помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница строителя храма - князя Святослава Всеволодовича, пережившего татарское нашествие и умершего в 1352 г. Но, конечно, интерьер собора не идет ни в какое сравнение с убранством его фасадов. На серебристо-желтых белокаменных стенах можно бесконечно любоваться причудливым хаосом каменной резьбы и скульптур. Многолетние исследования специалистов - искусствоведов и реставраторов - сегодня позволили практически полностью раскрыть первоначальный замысел строителей собора и восстановить первоначальную систему резьбы Георгиевского собора. Главными композициями, украшавшими фасады собора, были " Преображение " , " Троица " и " Семь отроков эфесских " - на западном фасаде, " Распятие " , " Три отрока в пещи огненной " и " Даниил во рву львином " - на северном, " Вознесение " , " Богоматерь Оранта " и " Вознесение Александра Македонского " - на южном фасаде. В пролетах аркатурного пояса находилась целая вереница фигур святых - этот прием напоминает готические соборы Европы. На северном фасаде изображены святые воины-покровители князей владимирской династии (характерно, что среди них нет патрона князя Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо - родичи не простили, что Константин в битве на реке Липице выступал против своих братьев). Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого - основателя Юрьева. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите - эмблема владимирской княжеской династии: вздыбленный барс.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона сотворение мира с избранными святыми. ( " И почи Бог в день седьмый " ). Строгановская Школа Конец XVI - начало XVII века. Дерево, темпера. Размер - 35,7 х 30,2 см. Икона врезана в новую доску. На полях живопись XIX века. Файл 20486.jpg:   Размер: 630x759, 0.48 MPix, 120 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (461) , (13) . Описание: Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов. 19 век. Палех. Дерево, левкас, темпера. 52х41,1 см. Композиция из четырех регистров. В центре верхнего изображено Отечество в Силах, по сторонам от которого - шесть дней Творения. Во втором сверху регистре -1, II и III Вселенские соборы, в третьем - IV, V и VI Вселенские соборы. В центре нижнего регистра - VII Вселенский собор, по сторонам от него - по шесть апостолов. Композиции Соборов, кроме последнего, Седьмого, с[...] Файл 20489.jpg:   Размер: 1024x1291, 1.32 MPix, 352 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (396) , (11) . Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего м[...] Файл 20491.jpg:   Размер: 867x1024, 0.89 MPix, 280 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в [...]

http://pravicon.com/icon-735-photo

В 1998-1999 годах изготовлена полная звонница колоколов на средства Московской Епархии по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (временная деревянная колокольня находилась рядом с храмом). В 1999-2008 годах производились работы по воссозданию утраченной колокольни, а также строительство здания воскресной школы и дома причта. Разработка проекта осуществлялась ГУП ‘’МосжилНИИпроект’’ под руководством академика Чутчикова П.И. В 2000 году состоялось возведение новой железной ограды вокруг храма. В 2001 году была произведена замена старых окон на новые пластиковые. 19 декабря 2000 года к престольному празднику храму была подарена частица мощей Николая Чудотворца. Одной из чтимых святынь бужаниновского прихода в наши дни является образ «Семи Эфесских отроков», который сберегла в советское время в своем доме одна из прихожанок. Надпись на иконе гласит следующее: «Икона сия поставлена жителями села Бужаниново в память градобития, как вразумления от Господа, бывшего 4 дня августа 1846 года». Память легендарных христианских мучеников, замурованных в пещере императором Декием и проспавших в ней несколько веков, выпадает на 4 августа (17 августа по новому стилю). В 2004 году в связи с подходящими к завершению работами по строительству колокольни и дома причта начинается облагораживание территории. Площадка по периметру храма и подъезд к нему выложены высококачественной плиткой, площадка перед воротами храма заасфальтирована. В 2005 году проведено отопление храма, установлена вентиляционная система. В 2004-2009 годах в храме велись работы по выполнению иконостасов в Никольском и Богоявленском приделах специалистами-резчиками мастерской Николо-Шартомского монастыря г. Иваново. В 2006 году замена плитки полов на новую керамогранитную во всем храме, наложение «теплых» полов. В 2007 году установлена система подсветки храма с помощью 14 специально направленных уличных прожекторов. Это дает возможность увидеть наш храм на расстоянии в темное время суток. В 2008 году изготовлены и установлены входные деревянные двери.

http://sobory.ru/article/?object=00038

Правитель стал взывать к М. М., чтобы она умолила Господа Бога о воскрешении его жены, и та ожила. Когда они вернулись в Массилию, там благодаря М. М. христианство приняли уже все жители города. Равноапостольная жена решила возвратиться на родину и 4 года прислуживала Пресв. Богородице до Ее Успения. Затем вместе с ап. Иоанном Богословом она отправилась в Эфес, поселилась в его доме и во всем помогала ему. Когда М. М. скончалась, ап. Иоанн Богослов похоронил ее на ближайшей горе Хилетон или Хилеон (Χειλετν, Χειλων), где находилась пещера 7 Эфесских отроков. Визант. имп. Лев VI Мудрый после явления ему М. М. перенес в к-польский мон-рь св. Лазаря ее мощи, а также мощи прав. Лазаря. Серебряный, искусно украшенный ковчег с мощами М. М. был помещен в левой части храма, у стены алтаря. Житие завершается сообщением, что из К-поля длань М. М. была перенесена на Афон в мон-рь Симонопетра. Мощи М. М. на православном Востоке Документально пребывание левой руки М. М. в Симонопетре прослеживается с 1644 г. Она нетленна и сохраняет температуру человеческого тела. От святыни происходили чудеса, и М. М. стала считаться второй после прп. Симона Мироточивого небесной покровительницей мон-ря. В 1747 г. длань была похищена из мон-ря Симонопетра берберийскими пиратами и доставлена ими на Кефалинию, позднее она попала на территорию совр. Ливии. Спустя почти 20 лет игум. Иоасаф Митилинский выкупил мощи в Триполи за 520 флоринов. В 1888 г. игум. Неофит и насельники мон-ря Симонопетра привезли в Россию для поклонения частицу Честного Креста, мощи М. М., прав. Анны и вмч. Пантелеимона. До 1892 г. посольство мон-ря объехало крупнейшие города европ. части Российской империи. На собранные деньги монахи смогли оплатить долги и восстановить обитель после пожара. В 1911 г. после молебна перед мощами М. М. погибли гусеницы, уничтожавшие посевы в Галатисте (п-ов Халкидики), а в 1912 г.- исчезла саранча, истреблявшая посевы в Эпаноми под Фессалоникой. В 1945 и 1947 гг. мощи святой спасли монастырский лес от бушевавших тогда пожаров.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

М. М. вместе с Пресв. Богородицей первой пришла к гробнице воскресшего Спасителя. После вознесения Господня она отправилась в Эфес к ап. Иоанну Богослову, где «преподобнически преставилась» (Ibid. Col. 834) и была погребена при входе в пещеру 7 Эфесских отроков. В кон. IX - нач. X в. по повелению имп. Льва VI Мудрого мощи М. М. были перенесены в К-поль, в монастырь прав. Лазаря. Там, а также в квартале Куратора близ площади Тавра, согласно Синаксарю К-польской ц., ежегодно совершался ее синаксис. С этим Житием согласуются сведения др. Синаксарей (напр., Минология Василия II - PG. 117. Col. 553), Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 1161z) и «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 91-92). Вопреки указанию хроники Георгия Амартола и Синаксарей о перенесении мощей М. М. (SynCP. Col. 658; Georg. Mon. Chron. 1904. P. 1105) более поздние хронисты начали смешивать ее с одноименной сестрой прав. Лазаря, т. к. естественно было бы предположить, что имп. Лев VI поместил вместе мощи родственников ( Theoph. Contin. P. 365; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2 P. 160; Scyl. Hist. 20. 5), а паломники усугубили эту путаницу: в «Анониме Меркати» упоминаются мощи М. М., прав. Лазаря, его сестер Марфы и Марии (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443), анонимный русский паломник кон. XIV в. сообщает о мощах М. М., прав. Лазаря и Марфы, дьяк Александр в «Хождениях» в 90-х гг. XIV в.- о мощах прав. Лазаря, Марфы и Марии, диак. Зосима в описаниях паломничества в 1419 г.- только о мощах Лазаря и Марии ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th-15th Centuries. Wash., 1984. Р. 139, 165, 183). Из сообщения рус. игум. Даниила следует, что гробница М. М. в Эфесе продолжала почитаться спустя 2 столетия после перенесения ее мощей и что в Эфесе осталась честная глава святой (Житье и хоженье Данила , Русьскыя земли игумена: 1106-1108 гг.//ППС. 1885.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Мария Магдалина проповедует правителям Марселя. Роспись ц. Санта-Маддалена в Ренчо. 1370–1390 гг. Равноап. Мария Магдалина проповедует правителям Марселя. Роспись ц. Санта-Маддалена в Ренчо. 1370–1390 гг. В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла память М. М. отмечена неск. раз: под 16 или 17 хротица (22 или 23 июля) с изложением сказания о ней, согласно к-рому после Вознесения Христова она вела аскетический образ жизни при ап. Иоанне Богослове в Эфесе и была там погребена в пещере, где позже уснули 7 отроков (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 763-764, 769); под 2 ахекана (9 апр.) в соборе апостолов (в списке жен-апостолов: Ibid. Fasc. 3. P. 280; здесь отмечено, что М. М. много пострадала за Христа от Каиафы, а ее тело погребено на поле близ Назарета, носящем ее имя); под 9 ахекана (16 апр.) в соборе жен-мироносиц (Ibid. P. 306-307; наряду с основной версией о погребении М. М. близ Назарета указаны также «эфесская» и зап. версии). В 2 последних случаях упоминается и др. Мария, к-рую «некоторые тоже называют Магдалиной», но к-рая скончалась вдали от Иерусалима. В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиопской версии сказание о М. М. помещено под 2 абиба/хамле (22 июля); отмечается, что она обратила ко Христу мн. женщин и была поставлена диакониссой (Ibid. T. 7. Fasc. 3. P. 433-435; T. 17. Fasc. 3. P. 693-694). В средневек. сиро-яковитских Минологиях память М. М. помимо 22 и 23 июля встречается также под 7 февр. (Ibid. T. 10. Fasc. 1. P. 56, 71, 82, 111, 123). На груз. языке под 22 июля сохранилась метафрастическая (расширенная) версия Жития М. М. в коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3. Л. 674-649. XVI в.) и синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 272). Почитание на Западе В отличие от вост.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010