Но все это уже через полвека не могло удовлетворить обитель, находящуюся в центре города: приток горожан на праздники старый собор уже не вмещал. И вот – главное событие истории монастыря в XIX веке – в 1887-1894 гг. построен новый собор, абсолютно в том же стиле, с сохранением всех старых форм и на старом месте, но больший по размерам (правда, относительно местоположения предполагается, что он мог быть сдвинут в сторону Ивановской площади и таким образом монастырь этой постройкой расширил свою территорию). Старый собор имел площадь 30х19 м, а новый уже 36х26 м, высота же центрального шатра составила 45 м. Собор был монументальным снаружи и роскошным внутри. Своды его опирались на 4 мощных колонны, что является редкостью для шатровых храмов, обычно бесстолпных. Мозаичный пол напоминал о византийских традициях и придавал интерьеру очень праздничный вид. В соборе было 5 престолов. У главного храма наверху имелись боковые приделы: свт. Иннокентия и свт. Германа. На нижнем этаже размещался Скорбященский храм с приделом Семи отроков Эфесских. Стоило сооружение всего огромного храма (из 2 млн. кирпичей) почти 100000 рублей. Но сама обитель ежегодно выделяла на строительство лишь по 2 тыс. руб. (итого 14 тыс. за 7 лет стройки – всего около 14 % стоимости собора). Остальные же 86 % суммы – частные пожертвования, главный источник любого монастырского строительства. Самые крупные вклады: 7 тыс. – от купца М. И. Попова и 6 тыс. – от мещанина В. И. Шорина. Сбор всех этих средств организовал, пожалуй, самый выдающийся администратор среди всех настоятелей монастыря – игумен Экзакустодиан. На частные пожертвования приобретена также вся утварь и сооружены жилые корпуса и стены. В 1832-33 гг. построена (в 1858 г. перестроена) ограда. Интересно, что она сооружена из кирпичей не купленных, а взятых от разобранных приделов собора. Строительство в бедном монастыре шло очень экономно. В 1844 г. сломаны все деревянные строения, а вот замена их каменными проходила, опять-таки, более медленно, чем у других обителей: лишь через 15 лет, в 1859 г., построен 1-этажный корпус по ул.

http://sobory.ru/article/?object=06086

В этой перспективе должно быть оценено все значение того обстоятельства, что народы Средиземноморья, принимая христианство, получали в руки Библию . Вполне последовательно, что чуткость к сокровенной жизни человеческого «нутра» перенимается византийским христианством, резко отграничивая стиль его мистики от традиций языческого платонизма и неоплатонизма. «В то время, как христианство разработало подробнейшую и сложнейшую физиологию молитвы, – отмечает А.Ф. Лосев , – платонизм на тысячах страниц, посвященных экстазу, не пророняет об этом ни слова… Платоник воспринимает свое божество всем телом и всею душою, не различая физиологических моментов восхождения; исихасты же воспринимают своего бога дыханием и сердцем; они «сводят ум“в грудь и сердце» 170 . Эта черта связана именно с ветхозаветным влиянием: дыхание, которое замирает от сильного чувства 171 и может славословить Бога 172 , и тем паче сердце, которое дрожит от ужаса и веселья, а иногда делается как мягкий, плавкий воск 173 , сердце, упоминаемое на протяжении книг Ветхого Завета 851 раз, – это важнейшие символы библейского представления о человеке. Среди этих символов должна быть названа еще и «утроба»; прежде всего, конечно, это в муках рожающая материнская утроба (rehem), которая представляет собой в библейской семантике синоним всяческой милости и жалости («благоутробия», εσπλαγχνα, как у Библии научились выражаться византийцы и затем крещенные византийцами славяне): символика «теплой» и «чревной» материнской любви, столь же характерная для греко-славянской православной культуры, сколь чуждая античности, идет от Ветхого Завета, хотя очень существенно трансформирована в образе девственного материнства Богородицы. Материнская утроба – в числе других своих значений – также выразительный символ сокровенности, в связи с чем стоит заметить, что в византийских легендах и апокрифах часто выплывает мотив потаенного укрома, тихой безопасности в святом мраке чрева матери-земли (семь спящих отроков Эфесских в пещере; Елисавета, мать Иоанна Предтечи, уходящая от преследователей вовнутрь скалы; то же со святой Феклой; слухи о подземном женском монастыре в Иерусалиме). Но помимо всего этого, утроба вообще – образ мягкой, чувствительной, болезненной незащищенности перед ударом. «Книга притчей Соломоновых» говорит об ударах, которые проникают в «потаенности недр» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Наутро царь велел привести к нему узников и спросил: – Что это за сон вы нам наворожили? Они не знали, что сказать, и только уверяли царя, что всегда верой и правдой ему служили. Константин смилостивился и заговорил с ними другим тоном, ласково и дружелюбно. А воеводы, глядя на царя, вдруг увидали рядом с ним святителя Николая, который подбадривал их. – Боже Николая! – закричали они.– Спаси нас, как спас невинных в Мирах! – Кто это Николай и кого он спас? – спросил царь. Воеводы рассказали ему о святителе Николае Мирликийском, и Константин тотчас освободил их со словами: – Не я дарю вам жизнь, а великий угодник Божий Николай, которого вы звали на помощь. Поезжайте к нему и благодарите, а от меня передайте, что я сделал, как он сказал, и прошу на меня не гневаться.– И вручил им Евангелие в золотом окладе, золотую кадильницу и два светильника для церкви в Мирах. Святитель Николай всегда сразу приходил на помощь тем, кто его звал. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в шторм. Казалось, он вот-вот развалится под напором огромных волн. Моряки вспомнили, что слышали об архиепископе Николае-чудотворце, и стали молиться, призывая его на помощь. Святой тут же явился. – Вы звали меня – я пришел вам помочь. Не бойтесь,– сказал он, взял руль и повел корабль. Буря улеглась, море успокоилось, а потом подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань. Моряки поспешили на берег – им не терпелось увидеть своего спасителя и поблагодарить его. В это время святитель Николай как раз шел в церковь, и они узнали его и бросились к его ногам. Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай-чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет. Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов. Семь Отроков Эфесских Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам.

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

При двухштатном причте в Першинском приходе считается 5500 душ обоего пола прихожан. Все прихожане православные, главным их занятием и единственным служит земледелие. В 1765 г. из Служней слободы в дер. Першину была перевезена деревянная Покровская церковь, а из Катайского острога в 1765 г. и деревянная к ней колокольня. В 1767 г. церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1792 г. к Першинскому Покровскому храму был пристроен придел, освященный в 1793 г. С увеличением числа прихожан в Першинском приходе в начале XIX ст. явилась необходимость расширить существовавший храм, а вместе и мысль взамен старого деревянного храма построить каменный. В 1816 г., по благословению преосвящ. Иустина, епископа Пермского, заложен был каменный двухэтажный, трехпрестольный храм. Нижний храм был освящен в 1820 г. в честь Рождества Христова; придел вверху – во имя св. пророка Илии освящен был в 1832 г., а главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1835 г. В 1844 г. вокруг храма обведена каменная ограда с мраморными столбами и железными решетками. Из предметов, обращающих на себя внимание, в Першинском храме можно указать на икону семи отроков эфесских. Икона эта пользуется большим уважением как со стороны першинских прихожан, так и окрестных жителей. В летнее время много православных посещают Першинский храм «с целью поклониться перед иконою св. мучеников и испросить заступления и благодатной помощи больным детям». Про Першинском Покровском храме есть приписная церковь во имя св. и чудотв. Николая. Церковь эта находится в дер. Савиновой (Дубасовой тож); воздвигнута она по инициативе крестьянина этой деревни Андрея Коновалова, пожертвовавшего на построение церкви 1000 руб. В 1899 г. церковь освящена. Кроме сего, в приходе существует пять часовен. В дер. Песках деревянная часовня во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, часовня эта очень древняя – основание ее положено Далматовским монастырем до открытия самостоятельного Першинского прихода. В дер. Морозовой деревянная часовня во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в дер. Савиной – деревянная часовня во имя вмч. Артемия, в дер. Бисеровой – деревянная во имя св. Николая чудотв. и на поле в 2-х верстах от села, устроенная в 1894 г. в память события 17 октября 1888 г.

http://sobory.ru/article/?object=23581

С мирской точки зрения, архиеп. Аверкий проиграл сражение в своей земной жизни. Битва сатаны с любым проявлением праведности закончится временным воцарением зла. В жизни небесной Владыка Аверкий, без сомнения, признан победителем! Он прожил жизнь в Боге, готовясь к вечной жизни с праведниками и святыми. За год до кончины он написал вдохновенные слова, призывая следовать этим путем: «Да будут праведность и благочестие единственными светочами для нас в духовной тьме этого лукавого мира и вдохновляющими примерами для подражания в этой столь быстротечной жизни. Тогда еще здесь, на земле, мы сподобимся воспринять Христа, если не на руки свои, как праведный Симеон, то таинственным образом вглубь душ и сердец наших и при исходе нашем из жизни сей сможем от души воззвать, подобно ему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение, Твое!» На смертном одре архиеп. Аверкий не ведал отчаяния, он не изуверился в Истине и Любви. Они всегда жили в его сердце, и он знал, что Истина и Любовь сокрушат антихриста после его воцарения на «краткое время» ( Откр. 12:12 ). Владыка Аверкий писал: «Слуги антихриста будут прельщать, «аще возможно, и избранныя " ». Но не стоит предаваться унынию и печали. Напротив, как говорил Господь, «восклонитеся и воздвигните главы ваша, ибо приближается избавление ваше». Несколько месяцев спустя о. Серафим получил Богоданное подтверждение тому, что архиеп. Аверкий пребывает на Небе со Христом и Его святыми. Во сне ему привиделся архипастырь в ослепительно белом одеянии, он совершал небесное богослужение в честь Воскресения России. На утро в церкви о. Серафим скромно рассказал о. Герману о чудесном сне. Отец Герман понял, что это и впрямь было истинное видение архиеп. Аверкия. – К чему бы это? – недоумевал о. Серафим. – Да ты разве забыл, что за день сегодня? – напомнил о. Герман. – Святого равноапостольного Аверкия, первые небесные именины Владыки. А также сегодня поминовение семи отроков эфесских (их жизнь – прообраз всеобщего воскресения) и празднование иконы Казанской Божией Матери, некогда спасшей Россию. Твой сон не простой – он со значением.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Состоялся I Съезд социальных работников Ахтубинской епархии 20 июня 2019 г. 14:19 12 июня 2019 года в кафедральном соборе в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Ахтубинске (Астраханская обл.) состоялся I Съезд социальных работников Ахтубинской епархии . Организаторами выступили епархиальный отдел по социальному служению и городское сестричество в честь святителя Луки Крымского. В работе приняли участие 50 человек: представители двух сестричеств милосердия, настоятели приходов, помощники настоятелей по социальной работе, сотрудники епархиальных отделов. Съезд начался с Божественной литургии в храме семи отроков Эфесских в Духовно-просветительном центре равноап. кн. Владимира. По завершении богослужения с приветственным словом к собравшимся обратился епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний . Архиерей отметил значение работы сестричеств в благочиниях епархии, рассказал о традициях милосердия и благотворительности в России. В продолжение состоялся просмотр фильма о сестричестве в честь святителя Луки, подготовленный сотрудниками АТВ-Центра. Старшая сестра Людмила Денисова рассказала о предпосылках создания сестричества в городе Ахтубинске, формах социального служения. Особый интерес у присутствующих вызвал рассказ о традиционных благотворительных акциях, которые организуют и проводят сестры милосердия. Л. Денисова также поделилась опытом создания Гуманитарного центра. Руководитель епархиального социального отдела протоиерей Вячеслав Шемякин рассказал о формах и методах социального служения на приходах. Священник обозначил задачи и направления работы, указал основные целевые группы. Далее состоялся живой обмен опытом: задавались вопросы, звучали ответы, рекомендации. Для гостей города — представительниц сестричества из Черного Яра — было организовано посещение часовен архистратига Божия Михаила, святителя Луки и храма архистратига Божия Михаила. В завершение съезда владыка Антоний поблагодарил всех за труды и пожелал сестрам милосердия и всем присутствующим помощи Божией и конструктивной работы. Ахтубинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Память А. отмечена в Типиконе Великой ц. (X в.- см. Mateos Typicon. Vol. 1. P. 74), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском уставе (в т. ч., в самой древней рукописи XII в.- ГИМ. Греч. 330. Л. 88, где указано читать «житие преподобного отца нашего Аверкия»). Мессинский Типикон (1131), представляющий собой италийскую редакцию Студийского устава , указывает на совершение вседневной службы «преподобному отцу нашему Аверкию», гимнография к-рой в целом совпадает с текстами в печатных Минеях (Arranz. Typicon. P. 42). В Евергетидском уставе (1-я пол. XII в.) обозначена вторая память 7 отроков Эфесских, впосл. вошедшая в Иерусалимский устав и оттуда перешедшая в совр. Типиконы греч. и рус. Церквей (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 298-299). Службу А. содержат рукописные Минеи студийского типа (XII в.: РНБ. Греч. 551. Л. 99-101об.; Греч. 227. T. 1. Л. 93-94). Гродидье де Матону известны по многочисленным спискам X-XI вв. кондаки А. и 7 отрокам Эфесским на этот день. В греч. Кондакаре нач. XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 40) выписаны 2 кондака с икосами (4-го плагального гласа, подобен «Яко начатки»), один из к-рых совпадает с кондаком греч. печатной Минеи, др.- рус. Стихира на вечерне на «Слава» А.- приписывается в греч. и слав. печатных Минеях Иоанну монаху, а канон (2-го гласа) с акростихом «Аверкиеву воспою великую славу», вписанный в тропари и богородичны,-Иосифу. Согласно Мессинскому и Евергетидскому уставам, одному из ранних (XII в. Sinait. gr,1096 ) списков Иерусалимского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), А. полагается вседневная служба. В первопечатном Типиконе (1610) обозначена служба 2 святым А. и 7 отрокам без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), выписан кондак. В совр. рус. практике простая служба часто соединяется с празднованием иконы Казанской Божией Матери. Свт. Аверкий, еп. Иерапольский А. изображается как святитель в епископском одеянии, с омофором, с кодексом в руках, в виде седовласого старца с бородой. Его изображения известны в рукописях, иконах и монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/62706.html

18 Ср. «Poetik und Hermeneutik III. Die nicht mehr schonen Kttnstë Grenzphanomene des Asthetischen». Munchen, 1968. S. 169–186. 20 Символика «теплой» и «чревной» материнской любви, столь же характерная для грекославянской православной культуры, сколь чуждая античности, идет от Ветхого Завета, хотя весьма существенно трансформируется в образе девственного материнства Богородицы. 21 В византийских и славянских легендах часто выплывает мотив потаенного укрома, тихой безопасности в святом мраке чрева матери-земли (семь отроков Эфесских в пещере, св. Елисавета, мать Иоанна Предтечи, уходящая от преследователей вовнутрь скалы; то же со св. Феклой; слухи о подземном женском монастыре в Иерусалиме). Сидячая и согбенная поза, которая рекомендована исихасту для «умного делания», едва ли случайно так напоминает позу младенца в чреве матери. 22 Русский перевод не может передать «аристократических» обертонов сравнительной степени kreisson. 24 Логический предел культуры потому и есть ее предел, что он не может быть достигнут и даже не должен быть достигнут. Мало того, чем меньше дистанция между этим пределом и бытовой нормой, тем меньше надежд на культурное строительство в греческом духе. Эта дистанция была минимальной для каких-нибудь викингов, которые старались вести себя буквально так, как герои их сказаний; но викинги не построили Афин. 25 Ср. лосевскую характеристику даже такого строгого и «благочестивого» грека, как Платон (Очерки античного символизма и мифологии. С. 250–256). 27 Из гимна III, озаглавленного в рукописях: «Что есть монах, и в чем делание его, и на какую высоту созерцания взошел сей муж». 28 Е. Benz. Der dreifache Aspekt des Obermenschen//«Eranos-Jahr-buch 1959». Zurich, I960. S. 109–192. 29 М. Philonenko. Joseph et Aseneth. Introduction, texte critique, traduction et notes. Leiden, 1968. P. 108–109, 128. 30 Гипотеза о семитическом подлиннике слишком недоказательна (М. Philonenko. Joseph et Aseneth. P. 27–28). 33 Конечно, под «лубочной книгой» мы имеем в виду не книгу с лубочными картинками (такие книги появляются на Руси примерно с середины XVII века), но некоторый тип литературного текста, начинающий свою историю гораздо раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Паломники из России поклонились святыням Византии 10 марта 2010 г. 19:32 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Паломнический центр Московского Патриархата приступил к реализации программы по разработке паломнических маршрутов на территории Турции. Данное направление деятельности Паломнического центра было одобрено и поддержано Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем . Пребывание русских паломников на территории Константинопольского Патриархата началось с осмотра храма во имя мученицы Ирины — места проведения II Вселенского Собора. Также паломники посетили собор во имя Святой Софии Премудрости Божией и дворец Топкапы, в котором хранятся десница и часть главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, меч пророка и царя Давида, жезл пророка Моисея, частицы мощей святителя Иоанна Златоуста и апостола Петра, головной убор праотца Иосифа. В субботу 3-й седмицы Великого поста игумен Серафим (Кравченко), входящий в состав паломнической группы, совершил Божественную литургию в храме во имя святых равноапостольных Константина и Елены, который находится на территории резиденции Генерального консула Российской Федерации в Стамбуле. В тот же день паломники посетили храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а вечером молились в кафедральном соборе Константинопольского Патриархата, где поклонились Столпу Бичевания Христа, а также мощам святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, мученицы Евфимии, императрицы Феофании и мученицы Соломонии. В Крестопоклонную неделю российские паломники молились за утреней и Божественной литургией в кафедральном соборе во имя великомученика Георгия Победоносца. По окончании богослужения паломники посетили храм Божией Матери во Влахернах и бывший монастырь Хора. 8 марта паломническая группа посетила Эфес, где игумен Серафим (Кравченко) отслужил молебен на руинах храма Пресвятой Богородицы, в котором проходил III Вселенский Собор. Во второй половине дня паломники осмотрели пещеру Семи Эфесских отроков и место погребения апостола Иоанна Богослова, где также было совершено молебное пение. В последующие дни паломническая группа побывала в местах, связанных с именем Николая, архиепископа Мир Ликийских. В частности, паломники посетили археологический музей в Анталии, где в одном из залов хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца. В храме во имя святителя Николая в Мирах Ликийских (ныне г. Демре) был совершен молебен. Паломнический центр Московского Патриархата /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1111107.ht...

австр. экспедиция приступила к раскопкам в античной части города, в 1902 г. открыли (Р. Хеберди) первую визант. церковь, затем огромную (т. н. двойную, длина 265 м) базилику Богородицы - первый кафедральный собор Эфеса (изучение продолжалось до 80-х гг. XX в.) и примыкавший к ней епископальный комплекс рубежа V-VI вв., привлекавшие пилигримов до позднего средневековья. В 20-х гг. Й. Кайль обследовал пещеры Семи отроков Эфесских с церковью V в. и храм на месте погребения ап. Иоанна (в 2 км от античного Эфеса, под руинами собора нового города VII-XII вв.- большого крестообразного здания, достигшего в эпоху имп. Юстиниана длины 110 м). Работы в Эфесе не прекращаются по сей день; в 1996-1998 гг. в гроте св. ап. Павла были зафиксированы 300 паломнических надписей и фреска с редчайшей иконографией на сюжет «Деяний ап. Павла и св. Феклы», единственное пока реальное свидетельство пребывания ап. Павла в Эфесе. Тип др. почитаемого памятника, «гробница ап. Луки», после работ 1997-2000 гг. был интерпретирован как ротонда II в., перестроенная в церковь в ранневизант. эпоху (см.: Frühchristliches und Byzantinisches Ephesos/[Ed. R. Pillinger et al.] W., 1999; и публикации в австр. ежегоднике Mitteilungen zur christl. Archaeologie. W., 2000. Bd. 6; 2001. Bd. 7). Второе направление в археологии паломничества - изучение типов евлогий, методов их производства в Византии, форм бытования, путей и географии их распространения в ареале от Англии до Памира. Эта тема была широко представлена на XII Конгрессе христ. археологии в Бонне в 1991 г. и симпозиуме 2000 г. в Дамбартон-Окс ( Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; Blessings of Pilgrimage. Urbana; Chicago, 1990; Akten des XII. Intern. Kongr. für christliche Archäologie. 1991, Bonn. Münster, 1995. Tl. 1; Pilgrimage in the Byzantine Empire, 7th-15th Cent.: DO Symp. 2000//DOP. 2000. Vol. 54. P. 283-284). Евлогиями служили изделия из различных материалов (стекло, металл, дерево и др.), но наиболее массовый вид паломнических евлогий делался из глины, на к-рую штампом наносили изображения.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010