Вторая часть содержит молитвословия различных обрядов, в частности: молитвы на освящение вещей, зданий и сооружений; молитвы на освящение овощей ( плодов) и винограда ( гроздия); молитвы разрешительные от клятвы; при начале всякого дела и вообще испрашивающие благословение Божие; святых семи отроков Эфесских о немощном и неспящем (страдающем бессоницей); над солью; последование в сыноположение (то есть при усыновлении); молитвы при благословении яств и пасхального артоса (артос – хлеб, испеченный в виде большой просфоры и специально освящаемый в конце первой Пасхальной литургии; в течение всей Светлой седмицы артос находится в церкви и выносится на ежедневные Крестные ходы вместе с иными почитаемыми предметами, в субботу Светлой седмицы после чтения особой молитвы – раздробляется и раздается верующим); последование об отроках неудобоучащихся; молитвословия об отгнании злых духов. Во второй части помещены также некоторые последования, относящиеся к общественному богослужению, в частности: чин умовения ног в Великий четверг; «Слова» Иоанна Златоуста на Великий четверг и на Святую Пасху; молитвы коленопреклонные на вечерне в день Пятидесятницы; молебные пения на разные случаи; изложение обрядов и молитвословий, какие бывают при принятии в православие; чины на освящение храма; а также Номоканон при Большом требнике. Кроме того, в Большом требнике имеются две дополнительные главы, составляющие его своеобразную третью часть: месяцеслов и сословие (указатель) имен по алфавиту. Как один из вариантов Большого требника можно рассматривать Требник Петра Могилы , митрополита Киевского и Галицкого (1632–1647), изданный в 1646 г. с целью дать украинскому духовенству не только новую официальную редакцию богослужебной книги, очищенную от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в церковную обрядность под влиянием католичества, но и цельное практическое руководство на все случаи совершения частного богослужения. Однако в свой Требник он включил некоторые чинопоследования и молитвословия с объяснительными замечаниями из Римского требника 1615 г., редактированного впервые еще при папе Павле V в 1603 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 сентября отцу Леониду объявят об окончании следствия. А 14 октября он будет расстрелян на территории Тобольского Кремля 19 сентября отцу Леониду объявят об окончании следствия. А 14 октября он будет расстрелян на территории Тобольского Кремля. Именно там в 1930-е годы проводились массовые расстрелы репрессированных. По данным Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, с 1937 по 1938 год в Тобольске расстреляно 2 500 человек. Особенно кровавой оказалась ночь на 14 октября 1937 года, когда было убито 217 человек. Сложно назвать точное место погребения невинноубиенных. Сегодня на территории Кремля воздвигнут мемориал памяти жертв политических репрессий. Где-то там, в «братских могилах», нашел последнее место своего земного упокоения и причисленный ныне к лику святых мученик Феодор Тобольский. В Тобольске существует еще одно место массового захоронения репрессированных. На территории Завального кладбища, где, кстати, похоронены все известные горожане: автор бессмертного «Конька-Горбунка» Петр Павлович Ершов, художник и краевед Михаил Степанович Знаменский, декабристы, отбывавшие ссылку в этих краях, – есть еще одна «братская» могила, расположенная к северу-западу от кладбищенского храма в честь Семи Отроков Эфесских. По одной из версий, здесь похоронены жертвы Гражданской войны: и красные, и белые, – а по другой – архиепископ Тобольский и Тюменский Артемий (Ильинский) со священниками кладбищенской церкви Василием Николаевичем Скосыревым, Алексеем Ивановичем Преображенским, Николаем Васильевичем Русановым и протодиаконом этого же храма Афанасием Родионовичем Чернышевым. Большевики «добивали» реакционное духовенство. Осенью 1937 года были расстреляны практически последние из тех, кто не отказался от священнического креста. Среди них и отец Леонид Насонов, упокоенный в обителях небесных на очень любимый русскими православными праздник Покрова Пресвятой Богородицы. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.б.Андрей 24 декабря 2019, 04:06 В последнее время опять поднялась волна пропаганды комунизма - большевизма и Сталина. Не попусти Господи повторения этих страшных времён!

http://pravoslavie.ru/124603.html

Экзонартекс кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. 1849 г. Экзонартекс кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. 1849 г. Сообщающиеся парекклисионы прп. Иоанна-ктитора и свт. Спиридона Тримифунтского с общей крышей были пристроены с сев. стороны кафоликона на месте ранее существовавшей галереи и расписаны в 1761 г. В парекклисионе прп. Иоанна-ктитора сохранилось только 2 изображения - преподобных Павла Препростого и Сампсона; программа росписей парекклисиона свт. Спиридона традиционная, из редко встречающихся сюжетов следует отметить 7 чудес этого святого (низведение дождя, наказание жадного хлеботорговца, превращение змеи в золото, освобождение из темницы друга святителя, раскаяние блудницы, чудо с кирпичом на Вселенском I Соборе, вопрошание умершей дочери о спрятанных украшениях). Эти фрески созданы той же артелью, что и росписи нартекса ц. вмч. Георгия в Нигрите и ц. прор. Илии в Верьи близ Димитрици, а также иконы Христа Вседержителя, Божией Матери «Одигитрии» и Рождества св. Иоанна Предтечи (1776) из иконостаса парекклисиона Продромуди, переданные в Церковный музей г. Серес. Страти также обратила внимание на сходство фресок этих парекклисионов с росписями кафоликона Григория преподобного монастыря на Афоне, выполненными в 1779 г. художниками Гавриилом и Григорием. Макринарикион кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи расписан в 1630 г. на деньги цеха ткачей г. Серры. Более ранние фрески, кон. XV - нач. XVI в., сохранились на сев. стене в верхней зоне: это композиции «Побиение камнями ап. Анании», 3 Вавилонских отрока в печи огненной, «Мучения вмч. Димитрия Солунского и мч. Нестора», фрагменты сцены, изображающей вмч. Димитрия, поражающего болг. царя Калояна, или борьбу мч. Нестора с Лием, «Торжество Православия», изображения 7 отроков Эфесских, пророков Соломона, Давида и Исаии, фрагменты «Тайной вечери» и 2 сцен, к-рые невозможно идентифицировать. Страти сравнивает эти фрески с росписями трапезной Ксенофонта преподобного монастыря на Афоне (1496/97), веррийских церквей Пресв. Богородицы «Горгоэпикоос» (посл. четв. XV в.), Пресв. Богородицы «Палеофоритиссы» (посл. четв. XV в.), Сретения Господня (или Панагуда, посл. четв. XV в.), свт. Николая Чудотворца «тис Гурнас» (нач. XVI в.), Пресв. Богородицы «Кириотиссы» (1490), касторийских храмов свт. Николая Чудотворца, построенного мон. Евпраксией (1485/86), свт. Николая Чудотворца, основанного архонтиссой Феологиной (1484/85), и ц. вмч. Георгия на оз. Микри-Преспа (кон. XV в.).

http://pravenc.ru/text/577916.html

На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев, председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , вице-губернатор Тюменской области С.М. Сарычев, первый заместитель губернатора Тюменской области Н.А. Шевчик, председатель Тюменской областной Думы С.Е. Корепанов, глава администрации г. Тобольска В.В. Мазур, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, бывший губернатор Тюменской области Ю.К. Шафранник, академик РАН Ю.С. Осипов, уроженец г. Тобольска, бывший президент РАН. Также среди молившихся за богослужением были участники миссионерской экспедиции «Славянский ход — 2014» — воспитанники православных гимназий и воскресных школ. Многочисленные паломники молились в соборе и на территории Тобольского кремля. Пели хор Тобольской духовной семинарии (регент — протоиерей Игорь Хмелев), хор регентской школы при Тобольской духовной семинарии (регент — В.Е. Рыжих), хор мужских классов Тобольской православной гимназии (регент — диакон Максим Ильиных) и хор женских классов Тобольской православной гимназии (регент — А.Ю. Хмелева). Богослужение транслировалось по региональным телеканалам ГТРК «Регион-Тюмень» и «Тюменское время». На заупокойной ектении в связи с Днем памяти и скорби были вознесены молитвенные прошения «о усопших воинах, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны». Проповедь перед причастием произнес протоиерей Михаил Денисов, клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви  совершил молитву  о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес  напутственное слово , после чего епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор преподал верующим первое архипастырское благословение. Митрополит Тобольский Димитрий от лица духовенства, монашествующих и мирян приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству резную икону святителя Иоанна Тобольского с житием.

http://patriarchia.ru/db/text/3679197.ht...

В день смерти папы Феодосия он вспомнил этот народ, особенно потому, что незадолго умер и блаженный Юлиан, который их обучал, и успокоилась душой царица Феодора. Он приказал, чтобы там был блаженный Лонгин как муж усердный и могущий совершенно обратить и утвердить их в христианстве. Тотчас после кончины папы Лонгин был поставлен епископом туда и стал готовиться к отъезду. Когда положены были его пожитки на отходящий корабль, нашлись люди, о которых написано – «зубы их, как копья и стрелы, а язык их, как острый меч», которые пошли и сказали императору: «Да будет тебе известно, что Лонгин стал епископом и что он враг нашего дворца, положены его пожитки на корабль отходящий. Если он отправится, то, так как он муж гневливый, он отправится и прибудет к этому народу и тотчас возбудит их к войне и полону земли ромейской. Итак, прикажи тотчас взять его». Когда узнал это император, распалился гневом и приказал схватить, снять его пожитки с корабля, так что ему было невозможно выехать. С того времени прошло 3 года, что его стерегли. Наконец, зная, что его стерегут и не дают уехать, он изменил свою внешность, надел на голову волосяной парик, 12 так как он был совсем лысым. Тогда, взяв двух отроков с собой, бежал, и освободил его Бог . Он отправился, прибыл и был принят в той земле торжественно, с большой радостью. Снова он всех обучал, просвещал и учил. Он учредил там церковь , установил клир, научил порядку служения и всем правилам христианским. Когда он бежал и император узнал об этом, то страшно разгневался, приказал захватить все морские пути и стеречь все дороги, написать во все области, но все явилось напрасным. Лонгин побудил царя этого народа направить посла к императору ромеев с подарками и подношениями. Он был принят, почтен при нас (в нашем присутствии) и других, он похвалил Лонгина, говоря: «Хотя мы и были христианами по имени, что такое христианство действительно (мы не знали), пока не прибыл к нам Лонгин и не обучил нас». Он много и хорошо говорил о нем, но император был недоволен и молчал. Глава 9. О том, что от Феодосия, архипресвитера, и Феодора. архидиакона клира церкви православной Александрии, к Лонгину было написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из новгородского Свято-Духова мон-ря с поясным образом святителя в центре, окруженным 4 круглыми медальонами с полуфигурами избранных святых, очевидно соименных заказчику иконы и/или его семье (по мнению В. А. Булкина, икона датируется 1-й пол. XIII в., Э. С. Смирнова называет сер. XIII в., ГРМ); согласно несохранившейся, но известной по публикациям надписи, она была принесена в мон-рь ок. 1500 г. «из Диких пол(ей)». Прославление Н. как одного из важнейших св. заступников было выражено в искусстве не только в произведениях иконописи и монументальной живописи для княжеских и кафедральных центров, но и на предметах мелкой пластики. В X-XII вв. были распространены кресты-энколпионы с высоким рельефом, украшенные изображениями святых (в т. ч. Н.); их находят в разных местах Киевской Руси и в соседних регионах. В надписании к образу Н. есть греч. слово «αγιος» и слав. форма имени - Никола вместо Николай; его образ сочетается с образами святителей и воинов, что не было характерно для визант. церковной и культурной традиции ( Корзухина, Пескова. 2003. С. 15). Подобные кресты сохраняли значение святынь и в кон. XIV-XVI в., они передавались по наследству, украшались, напр., металлическими ковчегами с лицевыми композициями и образами, как меднолитой домонг. крест в серебряном ковчеге московской работы кон. XIV - нач. XV в. (ГММК) (см.: Моршакова. 2013. Кат. 12. С. 88-95). Уже в домонг. пластике, в т. ч. на резных каменных иконах, используются сюжеты и композиции, прославляющие заступничество Н.: его поясное изображение соединяется с образами 7 отроков Эфесских (напр., на 2-сторонней иконе XI-XII вв., ГИМ) или помещается в верхней части на лицевой стороне креста-энколпиона над главой распятого Спасителя (напр., на створке энколпиона киевской работы, вероятно, XII в., ГММК; см.: Моршакова. 2013. Кат. 6. С. 65), соединяется с образами др. святых на обороте - напр. с прор. Илией, питаемым вороном (каменная иконка XII в., ГТГ). В XIII-XVII вв. в иконографии Н. продолжают использовать 2 основных для визант. искусства извода: поясной, с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием в левой, и ростовой. С XIII в. известны изображения святителя в рост с широко разведенными в стороны руками. Этот вариант скорее всего был также заимствован из Византии и через искусство Балкан (Сербии или Болгарии) проник на Русь; известен по немногим произведениям мелкой пластики и живописи Русского Севера. Сохранились кресты-энколпионы с фигурой Н., выполненной в технике выемчатой эмали (с городища Болгар, Республика Татарстан, XIII в., ГИМ), иконы (житийный образ святителя из ц. во имя Н. из погоста Озерёво (ныне деревня в Ленинградской обл.), 1-я пол. XIV в., ГРМ,- под разведенными в стороны руками святителя помещены меньшего размера ростовые фигуры святых Космы и Дамиана).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

С 1989 г. митрополит Питирим являлся игуменом–наместником одной из древнейших русских обителей — ставропигиального Успенского Иосифо–Волоцкого мужского монастыря в Волоколамском районе Московской области. Годы его наместничества завершились обретением мощей преподобного Иосифа Волоцкого. В последние годы жизни митрополит Питирим продолжал заниматься издательской деятельностью, а также преподавал в ряде светских вузов Москвы: был профессором кафедры ЮНЕСКО Российской международной академии туризма, профессором Славянского делового института, почетным профессором Академии труда и социальных отношений, академиком Академии реставрации, в 2002–2003 гг. заведовал кафедрой теологии Московского государственного университета путей сообщения. Будучи викарием Московской епархии, митрополит Питирим выполнял многочисленные церковно–общественные поручения, последними из которых стали поездка в Иерусалим за святым огнем накануне Пасхи 2003 г. во главе делегации Русской Православной Церкви и пасхальная служба в Храме Христа Спасителя.  В июне 2003 г. митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 г. — в день празднования Казанской иконе Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских.   notes Примечания 1 Несколькими годами позже Тамбовскую кафедру занимал известный епископ Феофан (Говоров), который тоже после нескольких лет управления епархией ушел в затвор, чтобы всю свою духовную энергию воплотить в книгу. Он жил в Вышенской пустыни, на границе Рязанской и Тамбовской областей, в отдельном домике, причем даже на улицу не выходил, — прогулки совершал на террасе, загороженной от посторонних глаз деревянной решеткой, и все свое время отдавал литературным трудам: переводил с греческого и латыни, множество произведений написал и сам. 2 Я в свое время был знаком с известным танцовщиком Большого театра — Юрием Ждановым, партнером Лепешинской. Он говорил, что они, танцовщики, уезжая на спектакль, уже заготавливают наломанный зеленый чай, а когда возвращаются — заваривают и выпивают его не меньше литра — с молоком. Только после этого они в состоянии пойти в ванную, привести себя в порядок, а потом поесть. Он же говорил, что для того, чтобы держать себя в форме, нужно всю жизнь есть капусту. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Около развалин Эфеса находится так называемая пещера Семи спящих отроков Эфесских, которые были замурованы по приказу императора за отказ принести жертву идолам; через 200 лет пещера была открыта, и оказалось, что отроки не умерли, а лишь спали в ней. Еще один христианский след около Эфеса — Дом Девы Марии, в котором она, по преданию, жила вместе с апостолом Иоанном во времена гонений. В настоящее время это — католическая церковь, во дворе которой находится святой источник. Памятник святому Минуем курортные города Бодрум и Мармарис, оставив в стороне горячие целебные источники Памуккале и древний Иераполис, где в 87 году принял мученическую смерть святой апостол Филипп с семью сыновьями. Выезжаем к западной части Средиземного моря. Эта область в античные времена называлась Ликией. В нескольких километрах от побережья расположился современный город Кале, обозначенный в экскурсионных буклетах более древним названием Демре, но нам этот город известен как Мира. В 60 году Миру Ликийскую по пути в Рим посетил апостол Павел, и здесь была основана первая христианская община, а позднее — епархия. Самым известным мирликийским епископом стал святитель Николай. Здесь он служил, отсюда отправился в ссылку по приказу Диоклетиана в 310 году, сюда же вернулся после воцарения Константина, совершал чудеса и умер. В XI веке мощи были перевезены из Миры в итальянский город Бари, но саркофаг, в котором они находились, остался здесь, в храме Святого Николая. Святителя Николая почитают даже турки, они установили ему памятник в городе. К сожалению, все близлежащие к храму улицы — это сплошные сувенирные павильоны, где круглый год продаются рождественские сувениры: надувные санта-клаусы, красные чулки, пластмассовые олени с бубенчиками и т. д. Людям, совсем далеким от церкви, экскурсоводы говорят, что они попали на родину Санты (в Лапландии, мол, он живет, а родился здесь). Такая навязчивая коммерциализация святого, конечно, оставляет неприятный осадок. Статуя во дворе храма, выстроенного на месте древней церкви, где служил святитель Николай. Внутри храма находится саркофаг, в котором хранились мощи святого, в XI веке их перенесли в итальянский город Бари

http://pravmir.ru/kappadokiya-xristiansk...

Церковь Илии Пророка (Мокра-Гора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Илии Пророка в Мокра-Гора — храм Жичской епархии Сербской Православной Церкви в Златиборском округе близ города Ужице. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь святого Пророка Илии в Мокра Горе построена в 1945 году местными мастерами под руководством Любомира Коядиновича из сруба. Иконы для храма были пожертвованы местными жителями. Один из колоколов для звонницы был принесен из церкви в Кршанье, а другой подарен Лукой Чукавацем из Мокра Горы. В строительстве принимал активное участие священник будущей церкви Ратко Благоевич. В период с 2013 по 2014 год интерьер храма полностью отремонтирован, изготовлен новый иконостас. Существует народное предание, которое рассказывает, что еще в 1876 году местные жители пытались построить здесь церковь после пожара в приходской церкви в и перенесли сюда икону Божией Матери из сгоревшей церкви, но она вернулась в сама, поэтому храм все же решили строить на старом месте. Церковь Илии Пророка в Мокра-Горе была построена сразу после окончания Второй мировой войны, по просьбе прихожан, потому что единственный на всю округу приходской храм находился в нескольких часах ходьбы от поселка. 26 апреля 1945 года в Мокра-Горе был заложен фундамент будущего храма, а 2 августа того же года построенный храм был освящен. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Mokra Gora, Сербия Проезд: Церковь Илии Пророка в Мокра-Горе находится в Златиборском округе возле города Ужице, в 200 км к юго-западу от Белграда, рядом с уникальной туристической достопримечательностью Сербии – Шарганской восьмеркой (Шарганская осьмица). Добраться до Мокра-Гора можно на автобусе или автомобиле из Белграда и Ужице или на поезде Белград – Ужице до станции Мокра-Гора. Телефон: +381 64 6408113 Паломнику [ править править код ] Шарганская восьмерка — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населёнными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси. Здесь находится национальный парк «Шарган — Мокра-Гора» и известный туристический комплекс Дрвенград. Другие достопримечательность этого округа – церковь святого Иоанна Предтечи с термальным источником Беле воде и русская часовня Семи отроков Эфесских , храм святого Саввы Сербского в Дрвенграде . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Илии_П...

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010