Год постройки каменной Константино-Еленинской церкви на месте старой Димитриевской неизвестен. Обыкновенно её датируют " приблизительно 1690 годом " . Непонятно также, почему не было сохранено посвящение главного престола. Возможно, храм освящали в день, когда празднуется память равноапостольных царей, либо же эта дата была чем-то иным знаменательна для прихода. Приход Константино-Еленинской церкви считался в Вологде одним из самых бедных. Район был заселён главным образом ремесленниками и мелкими торговцами, богатых амбициозных благотворителей здесь не водилось. И вплоть до революции храм сохранял своё исконное убранство - просто потому, что не имел средств на поновления. С распространением в Вологде каменного строительства вологжане не отказались от привычных им пар " тёплая церковь-холодная церковь " . Но Цареконстантиновская, будучи двухэтажной, вмещает в себе и тёплый, и холодный храм. Холодная церковь находится в верхнем этаже, и в ней изначально освятили только один престол - во имя святых равноапостольных царей Константины и Елены. В нижнем ярусе престолов имелось два - во имя прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Где уж были изысканы причтом и прихожанами средства на постройку каменного храма (тем более столь совершенного по композиции, что выдаёт руководство " дорогого " зодчего), о том нет известий. Но на протяжении своего дальнейшего бытования Цареконстантиновский приход был малочислен и беден. К концу XVIII века число прихожан увеличилось до полутора сотен человек, мещан по большей части. Причт составляли всего один священник и один псаломщик. Обеспечивать повседневное существование храма и причта при таком составе прихожан ещё было возможно, но на " благоукрашения " средств уже не оставалось. И оно, быть может, к лучшему, поскольку благодаря бедности Константино-Еленинский храм долго сохранял нетронутым своё старинное убранство. Некоторые сравнительно постоянные источники дохода церковь, впрочем, имела. К ним принадлежали сенокосные угодья и огороды, отдававшиеся внаймы.

http://sobory.ru/article/?object=01085

Нет сомнения, что средневековый некрополь был приурочен к месту деревянного Введенского храма, который находился в 2–3 метрах к северу от нашего раскопа. В процессе исследования территории кладбища в верхних слоях были найдены створка редкой иконки-энколпия и несколько массивных литых крестов XIV–XVI вв. Описание средневековой металлопластики: 1. Створка иконки-энколпия. Медный сплав, литьё. Размеры 68 х 43 мм. Прямоугольной формы, с пятилопастным киотчатым завершением верхней части. На лицевой стороне – поясное изображение святителя Николая Чудотворца, вокруг помещены полулежащие фигурки семи отроков Эфесских. Рамка с надписью: НИКОЛА САВАТЪ ПРОВАТЪ ДИОНИСЪ Оборот с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие и вторая створка утрачены. 2. Створка креста-энколпиона округлоконечного. Средокрестие в виде квадрифолия. Медный сплав, литьё. Размеры 73 х 61 мм. На лицевой стороне – Распятие с Предстоящими, Спас Нерукотворный, архангелы Михаил и Гавриил, святитель Николай Чудотворец. Оборот гладкий, с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие отсутствует. 3. Створка креста-энколпиона округлоконечного. Средокрестие в виде квадрифолия. Медный сплав, литьё. Размеры 56 х 61 мм. На лицевой стороне – св. Фёдор Гераклийский, избранные святые. Оборот гладкий, с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие отсутствует, нижняя ветвь обломана. и скорее всего, составляли один крест-реликварий, который был сломан в древности. 4. Створка креста-энколпиона с крестовидными окончаниями ветвей. Медный сплав, литьё. Размеры 85 х 64 мм. На лицевой стороне – в средокрестии Распятие Христово, в крестчатых медальонах – Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, архангелы; оборот с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие утрачено. 5. Створка креста-энколпиона округлоконечного с выступающими дугами в средокрестии. Медный сплав, литьё. Размеры 76 х 50 мм. На лицевой стороне – Распятие, Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, архангелы; оборот с неглубоким ковчежцем. Оглавие утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=48217

С 1989 г. митрополит Питирим являлся игуменом–наместником одной из древнейших русских обителей — ставропигиального Успенского Иосифо–Волоцкого мужского монастыря в Волоколамском районе Московской области. Годы его наместничества завершились обретением мощей преподобного Иосифа Волоцкого . В последние годы жизни митрополит Питирим продолжал заниматься издательской деятельностью, а также преподавал в ряде светских вузов Москвы: был профессором кафедры ЮНЕСКО Российской международной академии туризма, профессором Славянского делового института, почетным профессором Академии труда и социальных отношений, академиком Академии реставрации, в 2002–2003 гг. заведовал кафедрой теологии Московского государственного университета путей сообщения. Будучи викарием Московской епархии, митрополит Питирим выполнял многочисленные церковно–общественные поручения, последними из которых стали поездка в Иерусалим за святым огнем накануне Пасхи 2003 г. во главе делегации Русской Православной Церкви и пасхальная служба в Храме Христа Спасителя. В июне 2003 г. митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 г. — в день празднования Казанской иконе Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Примечания Несколькими годами позже Тамбовскую кафедру занимал известный епископ Феофан (Говоров), который тоже после нескольких лет управления епархией ушел в затвор, чтобы всю свою духовную энергию воплотить в книгу. Он жил в Вышенской пустыни, на границе Рязанской и Тамбовской областей, в отдельном домике, причем даже на улицу не выходил, — прогулки совершал на террасе, загороженной от посторонних глаз деревянной решеткой, и все свое время отдавал литературным трудам: переводил с греческого и латыни, множество произведений написал и сам. Я в свое время был знаком с известным танцовщиком Большого театра — Юрием Ждановым, партнером Лепешинской. Он говорил, что они, танцовщики, уезжая на спектакль, уже заготавливают наломанный зеленый чай, а когда возвращаются — заваривают и выпивают его не меньше литра — с молоком. Только после этого они в состоянии пойти в ванную, привести себя в порядок, а потом поесть. Он же говорил, что для того, чтобы держать себя в форме, нужно всю жизнь есть капусту.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более семидесяти богословских статей, издал ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской академии естественных наук, заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму «Золотое наследие Руси» Российской международной академии туризма. В 1989 году владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики, членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. Владыка добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. В 1989 году он стал настоятелем возвращенного Церкви монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням. Был духовным сыном преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского . Господь привел Владыку Питирима принять последнюю исповедь старца, постричь его в схиму и возглавить отпевание. Многие годы жизнь владыки Питирима была тесно связана с Московской духовной академией. Несмотря на загруженность издательской деятельностью, международными командировками, он два дня в неделю читал лекции в академии, будучи ее профессором. Эти занятия очень много значили для будущих священников. Его лекции часто воспринимались студентами как праздник. Владыка Питирим не оставлял своего служения Церкви буквально до последних дней, несмотря на тяжелую болезнь. Он говорил: «Онкология — это особый путь к Богу». В июне 2003 года митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля и возглавил хиротонию архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского 22 июня 2014 г. 14:45 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Иоанна Тобольского и старинному образу — списку чудотворной Абалакской иконы Божией Матери. По традиции, накануне 23 июня, дня памяти святителя Иоанна Тобольского, чудотворный образ был принесен крестным ходом из Абалакского Знаменского мужского монастыря через Иоанно-Введенский женский монастырь близ Тобольска в Тобольский кремль. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Омский и Таврический Владимир ; митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ; митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим ; епископ Евтихий (Курочкин) ; епископ Елецкий и Лебедянский Максим ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ; епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ; епископ Канский и Богучанский Филарет ; епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ; епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ; епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска протоиерей Михаил Денисов, ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов) , духовенство Тобольской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/3678065.ht...

На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , вице-губернатор Тюменской области С.М. Сарычев, первый заместитель губернатора Тюменской области Н.А. Шевчик, председатель Тюменской областной Думы С.Е. Корепанов, глава администрации г. Тобольска В.В. Мазур, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, бывший губернатор Тюменской области Ю.К. Шафранник, академик РАН Ю.С. Осипов, уроженец г. Тобольска, бывший президент РАН. Также среди молившихся за богослужением были участники миссионерской экспедиции «Славянский ход — 2014» — воспитанники православных гимназий и воскресных школ. Многочисленные паломники молились в соборе и на территории Тобольского кремля. Пели хор Тобольской духовной семинарии (регент — протоиерей Игорь Хмелев), хор регентской школы при Тобольской духовной семинарии (регент — В.Е. Рыжих), хор мужских классов Тобольской православной гимназии (регент — диакон Максим Ильиных) и хор женских классов Тобольской православной гимназии (регент — А.Ю. Хмелева). Богослужение транслировалось по региональным телеканалам ГТРК «Регион-Тюмень» и «Тюменское время». На заупокойной ектении в связи с Днем памяти и скорби были вознесены молитвенные прошения «о усопших воинах, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны». Проповедь перед причастием произнес протоиерей Михаил Денисов, клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово , после чего епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор преподал верующим первое архипастырское благословение. Митрополит Тобольский Димитрий от лица духовенства, монашествующих и мирян приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству резную икону святителя Иоанна Тобольского с житием.

http://patriarchia.ru/db/text/3678065.ht...

Другая икона, выставленная в ц. Санта-Франческа-Романа, была написана для ц. Санта-Мария-Антиква. По стилю она близка к фреске с «прекрасным ангелом» из той же церкви, т. е. относится к 1-м десятилетиям VII в. Первая икона исполнена в темперной технике, 2-я, как и ранние иконы из монастыря вмц. Екатерины на Синае,- в технике энкаустики. В отличие от синайских обе рим. иконы имеют очень большие размеры, даже притом, что были сильно обрезаны (икона из ц. Санта-Мария-ад-Мартирес - 100×47,5 см, вероятно, первоначальные размеры - 240×85 см; икона из ц. Санта-Франческа-Романа - 132×98 см; лики Богоматери и Младенца, перенесенные на новую основу,- соответственно 53×41 см и 30×13 см). Манера письма обеих икон, насколько о ней можно судить при довольно плохой сохранности, плавная, нежная, с большим количеством полутонов и оттенков, характер образов, созерцательный и мягкий, позволяет предполагать, что скорее всего иконы были выполнены греч. мастерами, приехавшими в Рим из К-поля; очень большие размеры икон делают гипотезу о создании их в К-поле менее правдоподобной. Возможно, в VII в. была создана икона Богоматери Одигитрии «Спасение римского народа» (Salus Populi Romani), хранящаяся в рим. ц. Санта-Мария-Маджоре (под поздними записями). Путь в Вифлеем. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо. Ок. сер. VII в. Путь в Вифлеем. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо. Ок. сер. VII в. Следующий слой фресок Санта-Мария-Антиква относится ко времени ок. сер. VII в.: в нижней части т. н. стены палимпсеста - образы отцов Церкви святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (справа) и Льва Великого и Григория Назианзина (слева) со свитками с написанными на них решениями Латеранского антимонофелитского Собора 649 г.; в пресбитерии - изображения Соломонии и братьев Маккавеев, святых Варвары и Анны, св. Димитрия, 3 отроков эфесских и Деисуса с 4-й фигурой (донатором?), фреска с 3 святыми и др. Эти образы выполнены в 2 манерах: одни (фигуры отцов Церкви, св. Димитрия и проч.) выглядят уплощенными, графичная, иногда несколько жесткая моделировка преобладает над светотеневой и колористической; другие (изображения Маккавеев, Варвары и Анны) мягкостью тональных переходов и воссозданием ощущения окутывающей фигуры воздушной среды напоминают образы Богоматери и «прекрасного ангела» из предыдущего слоя, только для них характерны более вытянутые пропорции, большая беглость письма при меньшей его нюансированности, они уступают более ранней фреске и в монументальности.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Страстная Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Страстная находится с.Отченашовка Виницкой области Украина. Была написана в начале 20 века на Афоне,по заказу благодетелей храма в котором и находится. Файл 11263.jpg:   Размер: 1505x2037, 3.07 MPix, 1729 Kb. Дата: 2010-07-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (575) , (56) . Описание: Страстная.Москва. Первая треть XVIII века.Дерево, левкас, темпера.Размер - 144,5 х 78 см. Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов, представленных вверху на фоне. Образы ангелов, несущих в покровенных руках орудия Страстей, дали название иконографическому типу «Богоматери Страстной». Истоки этого иконографического извода можно найти в византийском искусстве XII в. Однако окончательно он сформировался в XV в. в ик[...] Файл 13945.jpg:   Размер: 581x1046, 0.61 MPix, 148 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (195) , (6) . Описание: Икона Богородицы «Страшная Предстательница» (Страшное Предстательство) или " Страстная " - одна из главных святынь монастыря Кутлумуш на Афоне. Находится она в одноименной часовне монастыря, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. Праздник и[...] Файл 15121.jpg:   Размер: 360x480, 0.17 MPix, 91 Kb. Дата: 2011-12-12, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (213) , (14) . Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXb. Hebьяhck..JPG Файл 18426.jpg:   Размер: 2025x2393, 4.85 MPix, 1925 Kb.

http://pravicon.com/icon-310-photo

И если подделывающий царскую монету достоин великаго наказания, то изменяющий общую печать Христианского Исповедания какой ответ думает дать, будучи повинным отнюдь не в меньшем преступлении? . 3. Итак, обдумай это. Некогда мы полностью говорили тожде, и между нами не было раскола, и тогда мы, обе стороны, были в согласии с Отцами; ныне, когда не говорим одно, как можем быть вместе? Мы (православные) и теперь говорим то же самое, что и тогда, и согласуемся как в отношении самих себя [  ], так и Отцев, и наших и ваших [  ], если пожелаете признать то, что — истинно. А вы, введши новшества, этим необходимо обнаруживаете, что находитесь в разногласии прежде всего в отношении самих себя [  ], затем в отношении общих Отцев и, наконец, по отношению к нам. И почему бы нам не возвратиться к тому доброму согласию, которое явит нас единоисповедными и в отношении самих себя и друг друга и Отцев, и раскол упразднит, и соберет расстоящаяся и всякое доброе соделает? О, ради Самой Троицы, ради общей надежды, на которую и мы и вы полагаетесь, не допустите, чтобы мы ушли без плода и без успеха! «По Христе молим, яко Богу молящу нами» (2 Кор.5,20): не постыдите посланников, не сведите на нет труды, не обесчестите молитв, сделав их бесплодными; не исполните желание врагов, не допустите общему врагу и супостату смеяться над нами, как прежде; и не сотворите Бога и Духа Его Святаго оскорбиться. Взволнована каждая душа и каждый слух, ожидая вашего решения. Если пожелаете снизойти к миру и изъять то, что вносит соблазн, то (вот уже) возвысилось христианское дело; пало дело нечестивых; устрашились ненавидящие нас и предъуведали свою собственную гибель. Если же (да не будет!) произойдет противное сему, и злой нрав разделения предвозобладает над тем, что нам — на пользу…, — то я больше не в силах говорить далее и сокрушен страданием! Бог же, Единый все могущий, да восстановит Свою Церковь, Которую Своею Кровию искупил, и воля Его, как на небе, так да совершится и на земле, ибо Тому подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь» Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17. PP.336–41 Публикуется: Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963//Издательство «ПОСАД» Эпиграмма на день семи отроков Эфесских, когда его освободили. Пещера имела вас собранными в смерти, — Как это возможно различить на иконе, — Живых же в Бозе, Который от сна к жизни Снова (вас) воскресил. Дивное чудо! И ныне, веруя, что вы — живы в Бозе, Я, — вашего прекрасного Отечества предстоятель, — Призывая (вас) в бедах, Обретал вас готовыми оказать чудесную помощь. И вот, в праздник вашего отшествия, Мне приключилось освободиться из темницы; И на этой доске я пишу блогодарность».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Календарь Материалы 22 марта 2010 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Димитрий Целенгидис Богословски совершенно невозможно уразуметь, как Православная Церковь и римо-католицизм могут быть «двумя легкими» Христа, то есть некими равнозначными членами Его тела. В этом случае следует считать, что все прочие члены тела Христова или остаются не обоснованными экклезиологически, или покрываются экклезиологически другими, помимо этих двух, Церквями. Что-либо подобное, однако, направило бы нас напрямую к удочерению протестантской экклезиологической «теории ветвей». [Интернет-журнал/Культура] Подготовил Алексей Сагань «Мы должны не только популяризировать чтение, но и предлагать читателю литературу соответствующего качества. Необходимо наладить выпуск качественной художественной литературы. Такая литература сегодня востребована во всех социальных слоях нашего общества. И она должна создаваться при активной совместной работе Русской Православной Церкви и ведущих светских издательств», – говорил митрополит Калужский и Боровский Климент, открывая круглый стол «Просвещение через книгу». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Роман Балакшин Житие святых семи отроков Эфесских для детей. Автор текста Роман Балакшин, художники Анна Кудинова, Дарья Шабалина. [Встреча с Православием/Православная библиотека] В каждом из нас идет борьба между низшим и высшим человеком. Когда в нас воцаряется низкое, мерзкое, греховное, страшное, тогда низший человек в нас первый, а высший — последний. Исповедует человек свои грехи, покается, причастится Христа Живаго — тогда низший человек в нем низвергается с первого на последнее место, а высший возносится с последнего на первое. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия, и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Публикации]

http://pravoslavie.ru/archive/100322

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010