Язычника, который крестится, играл актер Порфирий. Талантливый актер, он был порядочным человеком. Вот он вскочил на край огромной чаши, изображая купель, крикнул: «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца, – и погрузился в воду. И Сына! И окунулся. И Святого Духа!» И погрузился в третий раз. И вот тут то произошло то, что долго заставило говорить об этом случае. Порфирий уверовал во Христа. И из купели появился не мокрый актер, а воин Христов, раб Божий. «Верую, — возгласил он на весь театр, — верую во единого Бога Отца Вседержителя! И во Единого Господа Иисуса Христа! И в Духа Святаго, от Отца восходящего!» И все поняли, что это уже не роль актера, а слова исповедника Божия. Представление закончилось. Порфирия бросили в темницу, заставляли выйти на сцену в завтрашнем представлении и вновь высмеивать христиан. Порфирий радостно говорил о вере в Бога. Тогда его стали мучить, но вера его возрастала. Святой мученик Порфирий причислен к лику святых. Семь отроков Эфесских Память их празднуется 4/17 августа, 22 октября/4 ноября Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам. В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий повелел эфесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь. Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы. — Почему вы не принесли жертву богам? — спросил разгневанный император. — У нас один Бог,- ответил ему юный Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем. Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил — на время, пока он снова не приедет в Эфес. Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поэтому апостол Павел сказал: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1 Кор. 4:16 ), то есть, подражая святым, мы подражаем не самим святым, а Тому, Кто на них изобразил Свой образ – Сладчайшему Иисусу Христу. И если будем подражать Христу, то будем подниматься все выше и дальше. Именно так святые и получаются. Господь да поможет всем нам! День памяти семи отроков Эфесских Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти семи отроков в Эфесе! Господь действительно делает те чудеса, которые Ему угодны. Одно из великих чудес, которые совершил Господь – это чудо с семью отроками в Эфесе. Это чудо важно для нас и сейчас, так как многие сомневаются в факте телесного воскресения, сомневаются, что мы воскреснем именно в этих самых телах, в которых живем. Подобные настроения были всегда, потому что человеку, увидевшему разлагающийся труп, очень тяжело поверить в то, что это тело воскреснет. Но такие наши выводы абсолютно не логичны, глядя на капельку семени мы тоже не можем себе представить происхождение из нее огромного человека. При виде разлагающегося трупа нам начинает казаться, что это тление уже навсегда. Наше тело, в котором мы сейчас находимся – это признак вечности, именно в нем мы будем жить вечно. Это сердцевина христианской проповеди. И вот как раз в этой проповеди стали сомневаться в V веке, и тогда Господь явил чудо с семью отроками в Эфесе. В 251 году император Декий начал великое гонение против христиан (восьмое из десяти гонений). Это были самые суровые гонения из всех, бывших прежде. Император требовал, чтобы все без исключения жители Римской империи принесли жертву идолам, и пытался под пытками заставить христиан принести жертвы языческим богам. Среди христиан начались аресты, были арестованы и семь друзей-христиан в городе Эфесе. Правитель той области отпустил их на три дня, чтобы они обдумали свой отказ поклоняться идолам, мотивируя это тем, что далеко убежать они все равно не смогут. Эти семь юношей пошли в пещеру, которая находится и поныне в одном километре от города. Если будете отдыхать в Турции, обязательно посетите древней Эфес, который находится в семи километрах от знаменитого курорта Кушадасы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Сейчас, смотря на наследие Л. А. Мацулевича, можно с уверенностью сказать, что он с полным правом занял достойное место в этом ряду. Приложения I. Письмо Г. К. Вагнера Л. А. Мацулевичу от 12 мая 1959 г (ПФА РАН. Ф. 991. Оп.3. Д. 70. Л. 1, 1 об.) Глубокоуважаемый Леонид Антонович! Не будучи лично знаком с Вами, я позволю себе обратиться к Вам с вопросом, т. к. в своих небольших работах я во многом опираюсь на Ваши знания в области г византийского и древнерусского искусства. До сих пор я работал по изучению древнерусского зодчества, главным образом Рязанской земли. Сейчас же работаю у Николая Николаевича Воронина (в ИИМКе) и уклоняюсь в область древнерусской пластики. Первой моей работой была статья о резной (из дерева) иконе архангела Михаила (нач. XVI в.) из собрания Рязанского музея. Она скоро выйдет в 76 Кратких сообщений ИИМК (или в 77). Потом я написал статью о древних мотивах в домовой резьбе Ростова Ярославского. Сейчас меня все больше интересует владимиро-суздальская скульптура и прежде всего – рельефы Георгиевского собора. Мною сдана в печать статья о рельефах с драконами. Сейчас я приступил к посильной реконструкции композиций на христианские темы, в частности на столе у меня статья о Семи спящих эфесских отроках. Я знаю, что в свое время К. К. Романов намеревался публиковать статью на эту тему (а также о трех отроках в пещи), но в его архиве, кроме некоторой библиографии, ничего не сохранилось, а может быть, он дальше этого не пошел, не успел пойти. Я стараюсь собрать по возможности наиболее исчерпывающий материал по указанной теме, но, конечно, это выше моих сил. В пределах наших отечественных публикаций мне известны след, памятники: 1) греческая иконка в атласе Η. П. Лихачева 125); 2) Суздальский змеевик; 3) Амулет du-Cange, опубликованный еще в 1745 г. и переизданный М. Сперанским; 4) иконка и энколпион из собрания Уварова; 5) иконка из г. Кузьмодемьянска; 6) складень из Благовещенского собора моск. Кремля; 7) икона из г. Переяславля Залесского. По словам К. К. Романова (запись в его архиве), икона на такую же тему была в Русском музее. Я ее не знаю. Затем К. К. Романов упоминает Хлудовскую псалтирь, но, вероятно, он ошибся, т. к., насколько я знаю, в Хл. пс. есть изображения Трех отроков в пещи и Даниила во рву львином, но не Семи спящих отроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и во всякой сложной ситуации, верующие могут обратиться к Господу, Богоматери, любимым святым. Но есть святые, история которых заставляет вспоминать именно о них, когда ребенок не спит, например семь Эфесских отроков. Согласно преданию, в Эфесе в III веке жили семеро юношей из знатных семей. Они состояли на воинской службе у императора-язычника, но сами исповедовали христианство. После отказа принести жертву богам они скрывались за городом в пещере и готовились принять мученическую смерть. Но раньше, чем сами отправились на неправедный суд, они по приказу императора были заживо погребены в пещере. Когда вход в нее засыпали камнями, кто-то из подданных императора оставил таблички с именами мучеников и рассказом о том, что случилось. А дальше, как считается, произошло удивительное чудо: юные христиане не задохнулись и не умерли от голода и жажды, а уснули. И проснулись ненадолго лишь через 200 лет, когда Эфес уже был христианским городом, чтобы показать величие Божие. А затем снова уснули — уже до Второго Пришествия Христова. Изображение: pravoslavie.ru С одной стороны, эта красивая легенда стала прообразом воскресения мертвых в будущем веке. С другой, по молитвам семи Эфесским отрокам, уснувшим в пещере, Господь дает взрослым и детям утешительный и оздоровительный сон. Молитва семи Эфесским отрокам О, пречуднии святии седмичисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты Небесныя славы на ны, любовию память вашу чтущия, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо от них исцелите, скорбящия утешите, сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое Имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Кому молиться, чтобы ребенок хорошо учился

http://foma.ru/komu-molitsja-o-detjah.ht...

Коль уж мы заговорили о Вселенских соборах, то нельзя не упомянуть о древнем Эфесе (современный городок Сельчук). Хотя, конечно же, мы все помним, что именно здесь жил апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью. Сегодня не составит труда отыскать гробницу апостола, домик Богородицы и руины собора эфесских епископов – первого в мире храма в честь Девы Марии, специально воздвигнутого в связи с проведением Третьего Вселенского собора. Тут же мы можем посетить и грот святых мучеников Семи эфесских отроков, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков. Трапезунд Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru      Перенесемся теперь на северо-восток Турции, где на побережье Черного моря можно отыскать довольно большой город Трабзон, бывший Трапезунд. На его территории в 1238-1263 годах был возведен еще один Софийский собор – выдающийся памятник поздневизантийской архитектуры, и крупнейший храм одной из древнейших митрополий Константинопольской Церкви. Султан Мехмед II, захвативший и столицу Византии, сразу после овладения Трапезундом в 1461 году, превратил его в мечеть. В 50-60-х гг. ХХ столетия специалисты Эдинбургского университета провели в соборе реставрационный работы, после чего он был превращен в музей, а в апреле 2013 года – снова в мечеть. Недоступная Панагия Сумела Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org      Чуть южнее Трабзона, находится один из наиболее труднодоступных монастырей мира – Панагия Сумела, основанный неким монахом Варнавой еще в IV-V веках. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, согласно преданию, написанная самим апостолом Лукой. В VI столетии, после набега арабов, восстановлением монастыря занимался святитель Софроний Иерусалимский. Все привилегии, которыми наделили эту обитель византийские правители, подтвердил и султан Селим I – внук Мехмеда Завоевателя, в результате чего наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Монашеская жизнь здесь прекратилась в 1922 году из-за греко-турецкого обмена населением. Современные турецкие власти крайне враждебно относились к паломничеству сюда православных христиан, которое стало возможным лишь в 2007 году, а в 2010-м в монастыре Панагия Сумела, впервые за практически сто лет, была отслужена литургия.

http://pravoslavie.ru/133863.html

МАРК – ВСЕЛЕНСКОМУ (ПАТРИАРХУ) Святейший мой Владыко и Вселенский Патриарх, желаю о Бозе здравствовать твоей великой святыне в радостном телесном и видимом здравии в Господе всегда; и сам я, по милости Божией, достаточно здравствую. О том, что случилось у вас, мы услышали, и не мало опечалились; тем не менее, мы благодарим и весьма славим человеколюбивого Бога, укрепившего тебя в настоящем исповедничестве, и еще и еще молимся, дабы Он явил тебя еще более крепким в ежедневных искушениях и непоколебимым, дабы мы все, ревнители Православной Веры, имели тебя якорем и убежищем и прибежищем. И, если бедствие пройдет, – ты будешь блаженнейшим во всем и достойным похвалы; если же допустит Бог по судам известным Ему, что зло усилится, то ты будешь еще более доблестным и мудрым по причине страдания; как раскаленное железо, водою охлажденное, так (и ты) ежедневными бедствиями закаленный. Ибо ничто до такой степени не побеждает гонителя, как ревность страждущего. Да не явимся более робкими, чем те знаменитые Седмь Отроков, я говорю о Маккавеях, которые, когда вопрос шел только о свином мясе, перенесши всевозможные страдания, восприяли венец подвига; но скажем и мы с ними: «Что это? – Если не умрем теперь: то разве вообще не умрем? Разве не воздадим должного природе? Лучше обратим в дар, что надобно уступить по необходимости: перехитрим смерть; всем общее обратим в свою собственность, и ценою смерти купим жизнь. Ни один из нас да не будет любителем жизни и робок. Да отчается тиран в отношении других; и первый да будет путем для других, а последний – печатью подвига» 1 . И если бы не было гонения, ни мученики не просияли бы, ни исповедники не восприняли бы венцов победы от Христа и своими подвигами не укрепили бы и не возвеселили бы Кафолическую и Православную Церковь . «Подобает бо и ереси... быти, – согласно божественному Апостолу, – да искусни явлени бывают» ( 1Кор.11,19 ). Уразумеем это, и таким образом будем бороться, совершенно и сами будем совершать их подвиг, и унаследуем их славу и «в радость Господа внидем» ( Мф.25,21 ), не устрашаясь ничего, ничего не постыждаясь: ни внешних врагов, ни между нами (находящихся) псевдо-христиан, ни врагов Духа. И будем исповедывать до последнего издыхания с великим дерзновением благой залог святых Отцев: исповедание, известное нам с детства, которое мы впервые произносили и с которым, в конце, отойдем отсюда, унося, если не иное что, так – Православие! Читать далее Источник: Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния/Архимандрит Амвросий (Погодин). - [Репринт. изд.]. - М. : Изд. полигр. фирма " Сирин " : Посад, 1994. - 434 с. - (Православие и католицизм)./Марк – Вселенскому Патриарху. 351-352 с. ISBN 5-86809-102-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

541 Толстая Т.В. Формирование художественного убранства интерьера Успенского собора Московского Кремля в конце XV – начале XVI века//Автореф. канд. дис. M., 1992, с.21. В Успенском соборе «Семь отроков», конца XV в., размещены в Петроверигском приделе, на западной перегородке; «Три отрока в пещи» – на северной стене жертвенника. 542 Известно, что в аркажском Благовещенском монастыре после смерти архиепископа Иоанна был установлен «на Созонтов день обед по архиепискупе Иване и... оца их Микулу и матери их Марью и Хрестину поминати их род племя», о чем свидетельствует приписка, сделанная задолго до 1439 г., то есть до открытия мощей св. Иоанна, в месяцеслове Устава этого монастыря на 6 сентября, л.70; см.: Горский A.B., Heeocmpyee К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. M., 1869, с.248 [Устав Студийский XII века. Син. 380 (330)]. О поминовении в чине проскомидии в первую очередь усопших ктиторов монастыря или церкви см.: Петровский A.B. Древний акт приношения вещества для таинства евхаристии и последование проскомидии//Христианское Чтение. T.217, март, с.428. В Типиконе Константинопольского монастыря Пантократора 1136 г., например, предусматривается обычай, установившийся после смерти основателя монастыря и его детей: в ежедневной литургии возносить дополнительную просфору в их честь, а для каждой субботы вводилось правило использования большего числа просфор, так как поминалось двадцать четыре человека. (см.: Cormack R. Writing in Gold. Byzantine Society and its Icon. L., 1985, p.204). Несмотря на το, что чинопоследование проскомидии и количество просфор, приносимых к приготовлению Святых Даров, в XII в. еще не было четко определенным, есть основания полагать, что в Аркажах предусматривалась особая просфора – за усопших, приносившаяся последней: в Уставе этого монастыря (см.: Горский A.B., Heeocmpyee К.И. Описание славянских рукописей) на л.228 об. содержится следующая запись: «Память творити умершая братия и нашего смерения и проскуры убо повсегда якоже рекохом да бывают шесть убо малых едина же братии больш яже и возношение наричется за ны...». Об особой просфоре за умерших, возносимой на проскомидии

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Об этом мы читаем в его письме к помянутому иеромонаху Феофану: “Итак, пересекши море на Галлиполь и проходя мимо Лимноса, я был там арестован и задержан по приказу Императора. Но слово Божие и сила Истины не могут быть связаны, но еще сильнее текут и процветают, и многие из братий, ободрившись моим изгнанием, поражают порицаниями беззаконников и насильников Православной Веры и отеческих порядков и изгоняют их отовсюду как сор, ни сослужить им не допускают, ни вообще поминать, как христианъ” 636 . Св. Марк знал, что на крови Мучеников строится Церковь , и был готов отдать свою жизнь ради укрепления Истины. В одном из своих посланий он писал: “Если бы не было гонения, ни мученики не просияли бы, ни исповедники не восприяли бы венец победы от Христа и своими подвигами не укрепили бы и не возвеселили бы Православную Церковь ” 637 . Так он писал, а своей жизнью подписывал это! Как мы уже сказали, Святитель пробыл в заточении 2 года, от августа 1440 г. до августа (или октября) 1442 г. Он был освобожден по распоряжению Императора в день памяти свв. Седми Ефесских Отроков, которых он благодарит в своем стихотворении по этому случаю. Память их празднуется 4-го августа и 22-го октября, так что в соответствии с этим надо определять и дату освобождения св. Марка из заточения. Эпиграмма эта святителя Марка впервые была напечатана Попадопулос-Керамевсом в “ Ανκδοτα Ελληνικ”, Константинополь 1884 г. стр. 102–3, а затем монсиньером Луи Пти в “Revne de l´Orient chrétien”, Париж 1923 г. стр. 414–5. Эпиграмма эта гласит: “Пещера имела вас собранными в смерти, – Как это возможно различить на иконе, – Живых же в Бозе, Который от сна к жизни Снова (вас) воскресил. Дивное чудо! И ныне, веруя, что вы – живы в Бозе, Я, – вашего прекрасного Отечества предстоятель, – Призывая (вас) в бедах, Обретал вас готовыми оказать чудесную помощь. И вот, в праздник вашего отшествия, Мне приключилось освободиться из темницы; И на этой доске я пишу благодарность”. Св. Марк решил отправиться на Афон, как пишет Иоанн Евгеник в своем синаксаре, но поскольку никак не удавалось ему пристать к Афону, то он с трудом вернулся в Константинополь, где и прожил свои последние два года жизни, ибо Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последняго его издыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

1386 Возле изображения Эдикулы, саркофага, «мавзолея» или пещеры, в виде которых изображали гробницу, на полях рукописи или на иконе принято было подписывать: о[α]γιοσ ταφοσ, то есть «Святой Гроб», напр., в Константинопольском лекционарии и на иконе «Жены-мироносицы» из монастыря Ставроникита (Weitzmann К. The Constantinopolitan Lectionary, Morgan 639//Idem. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London, 1980, ill. 296; Chatzidakis M. Recherches sur le Peintre Theophane le Cretos//DOP 23/24 (1969–1970), ill. 77). 1387 Анализом сюжетов специально занимались, однако первоначально сцены Анастасиса рассматривались суммарно с Гробом Господним как сюжет Вознесения, что иконографически не оправдано. См.: Порфиридов Н. Г. Древнерусская мелкая каменная пластика и ее сюжеты//СА. 1972, с. 164. В своде Т. В. Николаевой учтено 48 иконок, включающих сюжет Гроб Господень и/или Жены-мироносицы. В последующие годы их число увеличилось: Пуцко удалось обнаружить экземпляр в Иркутском музее (опубликованная фотография неудовлетворительна: Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода//ППС. Вып. 98. СПб, 1998, табл. 1:4), еще два найдены при археологических раскопках в древнем Плесе и на посаде в Москве (маленький фрагмент: Векслер А. Г. Находка каменной иконки на Старом Гостином дворе в Москве//РА. М., 2001. 1, с. 115–116; кроме того, в Москве же был обнаружен образок новгородского типа со сценой «Сошествия во ад», Николой и Стефаном: Векслер А. Г., Медынцева А. А. Новая находка каменного образка при раскопках на Великом Посаде Москвы//КСИА. Вып. 211. М., 2001, с. 108–113). Таким образом, их теперь более 50, то есть сюжет представлен примерно на 12% всех известных каменных образков Руси (в своде Николаевой 380 номеров и 3 ненумерованные описания, но за прошедшие годы число находок увеличилось на 10–20 экз. Если пользоваться сводкой Пуцко, из которого убрана часть иконок как «неновгородских», цифра окажется сопоставимой, ок. 10%). Это очень много, так как ни один другой сюжет, включая Распятие (36–37 экз.), не достигает этого порога. Сопоставимы только «Семь отроков Эфесских», но и их вдвое меньше (21), далее следует «Сошествие во ад» (14), «Благовещение» (10). Прочие сюжеты не выходят из десятки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но разум будет различать природу огня. Так, например, праведникам огонь будет дан в удел, как свет, а грешникам, как горение для ощущения более страшной муки, как и сказано Давидом: «глас Господа, пресекающего пламень огня» ( Пс.28.7 ). Как это могло бы случиться, если не будут подлинно существовать тела, которыми будет обладать тот огонь; тела, конечно, несветящиеся и мрачные и этим только отличающиеся от тел святых. Я думаю, что не только верою и вероятными доводами, но и всей необходимостью смысл воскресения доказан тем, кто не желает верить очевидности и опыту, но желают убеждаться и доводами разума. Если же они выдвинут какой-либо довод и от Писания, дабы доказать, что я пренебрегаю многочисленными и ясными словами Спасителя, пусть станет великий Павел, говорящий, что опроверждением всего таинства спасения и вероотступничеством является неверие в воскресение: «Если, – говорит он, – мертвые не восстают, то не восстал и Христос, если же Христос не восстал, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера наша» ( 1Кор.15:13–14 ). Пусть предстанут и семь отроков Ефесских, которые, как показывает исследование о них, восстали много лет спустя после смерти. И кто же не знает, что еще раньше этого, восхищение Илии в огне и преложение Еноха на небо являются символом воскресения. Все они пребывают до дня воскресения со своими нетленными телами. Так это свыше и от начала предначертано. И с тех пор, как смерть проникла в наше естество, определение, повеление о воскресении соприсутствует всему протяжению времени. И это, полагаю я, согласно с разумом. В этом вижу я и все преимущества: 1) чтобы мы, не имея надежды на будущую жизнь и отклонившись от красоты и добродетели, не позволили себе впасть в наслаждение; 2) чтобы мы наперед не отказывались от тягот, данных в удел этой жизни; 3) но, зная, что нас иная некая и лучшая ожидает участь и, что настоящее состояние жизни имеет смысл состязания в бегстве из этого мира, мы взираем на прекрасное будущее. Будем же, как нужно переносить настоящие тяготы, чтобы там воспринять венцы, обогатиться нескудеющим богатством и непременно вселиться в небесные скинии, поскольку, как сказано, нам дано время для вышеизложенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010