Пещера Семи отроков в Ефесе (ХХ в.) Около 446 г. владелец участка земли, на котором находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло 194 года. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Память семи отроков празднуется 4 августа и 22 октября . . Использованные материалы   гора Коресс (ρος Κορησσς), совр. Панаир Даги от греч. πανηγρι - храмовый праздник в честь небесного покровителя данного населенного пункта, сопровождаемый шумными народными гуляниями, танцами, песнями, общим застольем и т.д.

http://drevo-info.ru/articles/3636.html

Как видим, в известных нам изображениях семи отроков эфесских в той или иной степени выделялись две темы: божественного покровительства и чудесного заступничества – с одной стороны, утверждения верующих в непременном грядущем воскресении во плоти – с другой, причем последняя тема получила преимущественное выражение именно в монументальной живописи. В каком же значении эта сцена была включена в программу росписей аркажского жертвенника? Нет необходимости доказывать, что появление образа семи отроков в храмовой росписи не было обусловлено, в отличие от изделий художественного ремесла, причинами апотропеического характера. Но сам факт широкого распространения этого сюжета в амулетах вполне мог сыграть определенную роль в его предпочтении другим изображениям для декора той части храма, где нередки «неожиданные» вкрапления, связанные с вкусами заказчика. Известно, что незадолго до росписи Благовещенской церкви в 1186 г. скончался, приняв перед смертью в этом же монастыре схиму, один из его ктиторов, архиепископ Илия (Иоанн). Вероятно, сразу после смерти его стали поминать в чине проскомидии при приношении просфоры за усопших в надежде на воскресение во плоти «в жизни будущего века» 542 . Не исключено, что его брат, архиепископ Гавриил, при котором велась роспись храма, пожелал в связи со смертью Илии особым образом отметить тему воскресения праведных, звучащую на проскомидии, и избрал для этого как наиболее красноречивый образ хорошо знакомый сюжет «Семи отроков», которых Господь пробудил для убеждения верующих в грядущем воскресении. О связи росписей западной стены аркажского жертвенника с темой поминовения усопших косвенно свидетельствуют и размещенные под композицией «Семь спящих отроков», справа от входа в наос, скромные изображения неизвестных мученика и мученицы (которые также могли быть помещены здесь по воле заказчика). Напомним, что аналогичное соединение сцены «Семь спящих отроков» с изображениями мучеников (правда, не двух, а целого ряда) имело место в программе декора нартекса Софии Охридской. Сходство мотивов декора в жертвеннике Аркажей и западном притворе Софии Охридской объясняется тем обстоятельством, что в обоих случаях росписи выражали идею надежды на воскресение усопших: в жертвеннике Аркажей, как уже отмечалось, в связи с определенной частью чина проскомидии и наложившимся на него поминовением ктитора, а в притворе Софии Охридской – в связи со свершаемой, согласно православной традиции, в этой части храма панихидой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Место погребения св. ап. Иоанна Богослова. Могила Иоанна Богослова приведена была в порядок уже в наше время – для посещения паломников и туристов. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста. Грот семи эфесских отроков Семь отроков Эфесских— христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Семь отроков жили в III веке, находились на военной службе и были христианами. Император Декий прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон, где молились, готовясь к мученическому подвигу. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествие, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios ), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Был найден ковчежец с надписью, Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-xramy-tur...

Церковь Николая Чудотворца в Рылееве — сравнительно редкий тип храма, связанный исключительно с усадебным строительством. Со второй половины XVII до середины XIX века село принадлежало семье Шиповых, один из членов которой, Яков Яковлевич Шипов, в 1817 году заказал сохранившуюся до наших дней Никольскую церковь с приделами Троицы и Тихвинской иконы Богоматери. Церковь в стиле позднего классицизма была построена на месте двух обветшавших деревянных храмов. В начале ХХ века приход церквей составлял 1002 человека из 17 селений. Досточтимые местные святыни — иконы святителя Николая и семи святых отроков Эфесских. Вот какую информацию можно найти в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской Епархии 1911 года» о реликвиях Никольской церкви: «Об иконе святых отроков и кресте с частицами святых мощей в церковной летописи сообщаются следующие сведения. Икона представляет собой половину большого металлического складня, найдена около 1790 года над сводами церкви вместе с другими вынесенными из церкви иконами по указанию болящей помещицы Бартеневой, которая, по внушению во сне, нарочито приезжала в село Рылеево, чтобы помолиться перед иконой семи святых отроков. С тех пор прихожане села Рылеева и окрестные жители других приходов, особенно женщины с больными младенцами, приходят в Рылеевскую церковь для молитв перед иконой святых отроков Эфесских. Небольшой (около 5 см.) крест со святыми мощами очень древний, был сначала фамильной домашней святыней урода Шиповых. После смерти помещицы Агрипины Яковлевны Шиповой в 1854 году крест был передан её родственниками с церковь села Рылеева. Крест помещается теперь в одном киоте с иконой святых отроков и, при служении молебнов с водоосвящением, погружается в освящаемую воду, которую богомольцы берут в свои дома для употребления больными.» В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Пресвятой Троицы; в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=24128

Выступая в качестве образа воскресения во плоти и спасения праведных, сцена «Семь спящих отроков» в то же время, по всей вероятности, особо соотносилась по смыслу с размещенным здесь же, на стенах жертвенника церкви Благовещения, богородичным циклом: число «семь» рождает ассоциации с ветхозаветными прообразами Богородицы, которые широко использовались византийскими гимнографами. Так, Андрей Критский , сравнивая Богородицу с семисвечником, увиденным пророком Захарией, писал: «Благословенна Ты в женах, которую прозорливейший Захария провидел в златом светильнике, украшенном семью лампадами, то есть сияющем Семью дарами божественного духа» 543 . Это же число соответствует семи первым шагам Богоматери и семи столпам Соломонова Храма Премудрости, который в софиологической символике интерпретировался как воплощение Христа и связывался с образом Богородицы. Но обе части декора аркажского жертвенника, вероятно, были связаны и на более глубинном уровне: подобно рельефам в Юрьеве-Польском, их могла объединять тема спасения христиан, ставшего возможным через Воплощение Логоса. Совмещение же Богородичного цикла и сцены «Семь спящих отроков» именно в жертвеннике наводит на мысль об их принадлежности одной, литургической программе, которая определялась функцией этой части храма – служить местом приготовления Святых Даров, пресуществляемых в богослужении в Плоть Христову. Именно тема нетленной плоти – той, которую дала Богородица Христу, и той, которую обретут спасенные Его искупительной жертвой праведные по воскресении, – могла соединить столь далекие, на первый взгляд, сюжеты 544 . 522 Первая Новгородская летопись старшего и младшего изводов. Под ред. А.Н. Насонова. М – Л., 1950, с.222. 523 См.: Семь отроков эфесских//Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. M., 1914; Massignon L. Les Sept dormants d’Ephese (Ahl-al-Kahf) en Islam et en Chretiente//Revue des etudes islamiques. P., 1955–1960, fase. 1–6; Maubarc Y. Le culte liturgique et populaire des VII dormants martyres d’Ephse. Roma, 1961; Peeters P. Orient et Byzance. Le trefonds Oriental de l’hagiographie Byzantine. Bruxelles, 1950, p.l78; Пайкова A.B. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//Палестинский сборник. 30 (93). Л., 1990, с.19 и далее. В Эфесе существует огромный мартириум семи спящих отроков, воздвигнутый над легендарным гротом, вероятно, еще в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

4 ноября (в этот день в 1612 году народное ополчение выбило поляков из Китай –города), когда особо прославляется Богородица и Ее Казанский образ, Церковь вспоминает семерых эфесских отроков: Максимилиана, Мартиниана, Иамвлеха, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна. Именно в Эфесе проходил III Вселенский собор, в 431 году осудивший ересь несторианства. Здесь, согласно преданию, поселились Иоанн Богослов и Дева Мария, после того как Спаситель с Креста вверил заботу о Своей Пречистой Матери любимому ученику. И здесь, уже будучи старцем, Иоанн написал Евангелие Христа, последнее по хронологии. Сейчас Эфес – это территория Турции, здесь сохранились руины древнего храма, где проходил Вселенский собор, и здесь же туристам показывают раскопанный католическими монахами в XIX веке очень древний дом – «дом Иоанна и Девы Марии». Об этих местах русский паломник игумен Даниил написал в начале XII века: «Там поблизости есть пещера, где лежат тела семи отроков, что спали триста шестьдесят лет 53 : при Декии – царе уснули, а при Феодосии – царе явились. В той же пещере триста святых отцов лежат: тут и святой Александр лежит, и гроб Магдалины Марии, и голова ее; и святой апостол Тимофей, ученик святого апостола Павла, в древнем гробе лежит. И есть там в старой церкви икона святой Богородицы, с помощью которой святые переспорили Нестория – еретика. И есть гам баня Диоскоридова, где работал Иоанн Богослов с Прохором у Романы» 54 . 1 Даже среди множества чудес, которыми изобилуют жития древних святых, история семи эфесских юношей, живших в середине третьего века в Римской империи, совершенно уникальна. Семеро друзей были христианами и состояли на военной службе. Когда началось очередное гонение на Церковь , они, чтобы подготовить себя к предстоящему подвигу мученичества, уединились в пещере. Узнав об этом, император Декий приказал просто завалить вход в пещеру камнями. Прошло почти два века – сто семьдесят лет. За это время Римская империя из языческой преобразилась в христианскую. Однажды, при императоре Феодосии Великом (это он созвал III Вселенский собор), вход в пещеру был случайно открыт – и оказалось, что семь юношей не умерли, а спали, и теперь пробудились от векового сна. И как когда – то, во время земной жизни Христа Спасителя, воскрешенный Им Лазарь стал живым свидетельством будущего воскрешения из мертвых, так и семь отроков вошли в город «во уверение воскресения всех человеков», как говорит церковное песнопение 55 . Через несколько дней отроки уснули уже вечным сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») В жертвеннике новгородской церкви Благовещения на Мячине (росписи 1189 г.) 522 рядом с обширным богородичным циклом, размещенным на стенах апсиды, на западной перемычке над арочным проходом в наос сохранилась редкая для храмовых росписей композиция «Семь спящих отроков эфесских». В ней представлены расположенные полукругом, «веером», головами от центра к внешнему краю композиции, фигуры семи лежащих или сидящих юношей в разнообразных свободных позах, в коротких туниках, с нимбами. Вся сцена имеет своеобразное обрамление в виде широкой арки с зазубренными краями, имитирующей пещеру, где уснули отроки. Рядом с уснувшими изображены плетеные сумки, а в нижней части композиции, по центру – еще несколько дорожных предметов, по-видимому, оставленных юношами у входа в пещеру, – брошенный плащ, посох и еще одна сумка. Возникает вопрос: какое значение отводилось этой сцене в росписях жертвенника и в связи с чем она могла появиться в Аркажах? Легенда о семи юношах-христианах из Эфеса, укрывшихся в пещере на горе Охлон от гонений императора Леция (249–251), чудесно уснувших в ней «смертным сном» и пробудившихся спустя двести лет при императоре Феодосии Младшем (408–450), в эпоху торжества христианства, известна c V в. 523 . В ней наглядно раскрывается идея грядущего воскресения во плоти: «Бог воскресил нас, чтобы показать, что воскресение возможно», – говорит один из персонажей легенды 524 . Именно эта идея, а также смыкающаяся с ней тема спасения верных от всех бед всемогуществом и милосердием Господа, обеспечили легенде необычайно широкое распространение. Самые ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в византийском искусстве принадлежат греческим псалтирям IX в.: Хлудовской, gr.129 (f.29) и монастыря Пантократора, gr.61 (f.36v) 525 . В обеих рукописях маргинальные миниатюры с семью спящими отроками поясняют текст псалма 32 (18–19): «Се Очи Господни на боящихся Его, уповающих на милость Его, избавити от смерти души их, и препитати я в глад». В таком же значении – иллюстрации-комментария к этому псалму – изображение семи отроков фигурирует в Феодоровской псалтири 1056 г. (Британский музей, add. 19352, f.36v) 526 и выполненной между 1092–1118 гг. псалтири Барберини (Vatican, gr.372, f.54) 527 . Миниатюра c семью отроками содержится также в Менологии Василия II (Vatican, gr. 1613, f. 133) конца X –

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь Эфесских отроков: увидевшие мир иным Память 17 августа 16.08.2022 609 Время на чтение 3 минуты 17 августа Русская Православная Церковь вспоминает семерых Эфесских отроков. Чудо, связанное с ними, произошло во IIIbeke после Рождества Христова, а продолжилось через два столетия. Богословский смысл его прост и, в то же время, глобален: юноши из Эфеса преодолевают по воле Божией барьеры времени, утверждают нас в надежде на воскресение и жизнь вечную. Итак, в городе Эфесе, который некогда стоял на берегу Эгейского моря, а ныне покоится на дне болот, жили семеро друзей. Звали их Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Самым старшим был Максимилиан, младшим - Иамвлих. Юноши дружили с самого детства - кто знает, может, они в отроческих своих играх были так же похожи на современных греческих или турецких мальчиков? Хотя вряд ли они босоногими бегали по улицам малоазийского города - отец Максимилиана был градоначальником, остальные мальчики тоже происходили из аристократических семей. Скорее всего, все они получили хорошее образование и их родители желали им самого радужного будущего. Так или иначе, но история умалчивает подробности жизни Максимилиана и остальных, оставляя нам только скупую информацию о том, что Эфесские отроки были столь дружны, что вместе поступили на военную службу. А еще они были христианами. Когда юноши приняли Святое Крещение? Мы не знаем. Но то, что они стали истинными воинами Христовыми, доказывает их подвиг. Однажды в Эфес прибыл с визитом император Декий (иначе он известен как Деций Траян) - именно он первым из правителей Рима организовал систематическое преследование христиан. Император повелел всем горожанам принести жертву языческим богам, чтобы вычислить непокорных. Доносчики указали на семерых юношей, отказавшихся участвовать в этом обряде, исповедавших себя последователями Христа. За это они немедленно были лишены воинских поясов - знаков отличия эфесских военных. Однако больше никакого наказания Декий для отроков придумывать не стал - отпустил с мыслью, что они вскоре одумаются. Но надежды императора не оправдались.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Здесь они проводили время в молитве и готовились к мученичеству - у них не было иллюзий относительно своего будущего, ведь отрекаться от Христа никто из них и помыслить не мог. Самый младший из друзей, Иамвлих, одеваясь как нищий, время от времени выходил в город, чтобы купить еды. Однажды он услышал, что их ищет император, чтобы судить. Иамвлих рассказал остальным отрокам об этом, и тогда Максимилиан, самый старший, призвал своих братьев по вере добровольно явиться на казнь. Зачем? Недостойно воина прятаться от опасности, трусливо скрываясь. Может быть, именно так думали юноши под спасительной сенью пещеры. Однако их план нарушил Декий - он узнал, где скрываются отроки, и велел замуровать вход в пещеру, завалить его камнями и предать тем самым христиан на мучительную смерть от голода и жажды.     Двое сановников, присутствовавших при закладке пещеы, были тайными христианами. Они, желая сохранить память об отроках, положили в кладку ковчег с двумя оловянными дощечками - на них были указаны имена семи отроков, а также обстоятельства их страданий и смерти... Почти через двести лет вход в пещеру был разобран - там затеяли строительство. И Эфесские отроки оказались... живыми! Они по милости и воле Божией не погибли, а чудесным образом уснули. Проснувшись, юноши и не думали, что оказались в другом времени, где никто добрым словом не поминает императора Декия - гонения на христиан уже закончились. Не думали и потому послали Иамвлиха, одетого как нищего, в город - за пищей. Что и говорить - на него смотрели с большим удивлением, да и ему самому было не по себе, ведь он увидел мир иным... В конце концов, его задержали как владельца тайного клада - Иамвлих пытался расплатиться на рынке монетой, давным-давно вышедшей из обращения. И тут жители города узнали о чуде, которое сотворил Господь. Эфесский епископ вместе с народом, ведомые младшим из отроков, пришли к пещере. Они читали оловянные дощечки, оставленные в камнях добрыми сановниками, и убеждались в том, что возможно человекам восстать из мертвых. Так Господь открыл тайну ожидаемого воскресения и будущей жизни через Своих семь отроков.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

См. об этом: Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. V.2: Iconographie. P., 1946, p.65–66. B православной традиции память Семи отроков Эфесских отмечается 524 22 октября и 4(7) августа (см., например, Студийский устав Благовещенского монастыря в Новгороде, XII в.//ГИМ, син. 330 л.187), а по некоторым сведениям, и в другие дни (см., например: Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т.2, отд.1. M., 1876, с.204, 280). Мощи Семи отроков еще в XII в. покоились в гроте близ Эфеса, и русский паломник игумен Даниил в 1114 г. видел их там. См.: Жития святых, чтимых православной церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) , архиепископом Черниговским. СПб., 1885, с.29. Пайкова A.B. Легенды и сказания, с.19. 525 Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. M., 1977, табл.29; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image of Christ in the Ninth-century Byzantine Marginal Psalters//REB. 45. 1987, p.205–222, esp.208. 526 Der Nersesian S. L’illumination des psautiers grecs du Moyen Äge. Londres, add.19 352. P., 1970, f.62, pl.22; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image, p.208. 527 Walter Ch. «Latter-day» Saints in the Model for the London and Barberini Psalters//REB. 46. 1988, p.211–228. 531 См. воспроизведенный в рисунке амулет: Ducange. De imperatorum constantinopolitanorum numismatikus dissertatio. Rome, 1755, pl.3; Grabar A. Amulettes byzantines du Moyen Äge//он же. L’art paleochretien et 1’art byzantin. Requeil d’etudes 1967–1977. L., 1979, p.531–541. Об апотропеическом значении образа Сисиния и Архангела Михаила на амулетах с Семью отроками см.: Бланков Ж. О двоеверии и амулетах-змеевиках//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. M., 1973, с.203–210; Николаева Т.В. Икона-складень 1412 г., мастера Лукиана//СА. 1968, 1, с.89–102. Указатель многочисленных образков с изображениями Семи отроков и какого-либо святого в музейных собраниях см.: Рындина A.B. Суздальский змеевик//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. M., 1972, с.217, 234; Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. M., 1983, табл.23 (2, 3), 24 (2, 3, 4, 5, 6) и 14(1).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010