Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы все связаны узами родства...» Гора Почаевская - духовная крепость западных границ Святой Руси 02.04.2014 603 Время на чтение 5 минут Свято-Успенская Почаевская лавра в любое время года встречает паломников, как любящая Мать своих детей. Ведь монастырь создавался в честь Божией Матери и Её невидимое присутствие ощущается верующим сердцем. Но весна, как символ начала новой жизни - особое время для монастыря. Насельники и послушники не только молятся, но и трудятся каждый на месте своего послушания. Обрабатывают землю для посевной, ухаживают за садом, удобряют почву, обрезают деревья, трудятся на строительстве Преображенского собора. Сейчас монастырь возвращает часть своих территорий, отобранных советской властью. За средства монастыря выселено несколько домов и на их месте возвышается огромный 70-метровый трехярусный Преображенский собор, который построен за 3 года. В соборе есть приделы св. Марка Эфесского и Марка Афинского - поборников чистоты Православия и аскетического подвига. Монахи очень обезпокоены ситуацией вокруг Лавры. Несколько рабочих, которые трудятся в Лавре, в Скиту, в разговоре между собой обсуждали, кому какая техника достанется после «взятия» Лавры. Один возьмет себе трактор, другой - бензопилу... Эти люди уже давно работают в Лавре, ходят на службы. Для них Лавра - это место заработка и в то же время, часть русского мира... Необходимо отметить, что большинство работников и жителей Почаева и окрестных поселков и сел - верующие люди, которые встанут на защиту святыни. Следует отметить именно это меньшинство, которое носит камень за пазухой, ОККУПИРОВАЛО Киев - мать городов русских. Все русское в этих краях основной массой населения воспринимается враждебно, особенно после «оккупации» Крыма. И это несмотря на то, что братия монастыря во главе с настоятелем всячески пытаются сгладить противоречия. Проповеди многие годы - на украинс ком, указатели по монастырю и объявления - на украинском (некоторые дублированы переводом на русский и английский). Необходимо отметить, что на протяжении многих лет на Западной Украине велась оголтелая пропаганда против всего русского, особенно после распада СССР . Недалеко от Почаева, в г. Броды месяц назад был снесен памятник Михаилу Кутузову...

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/03/...

Из истории западного Богословия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Святитель Лев Великий I. Биографический очерк Святитель Лев Великий родился ок. 400 г. в Тоскании. О его детских и юношеских годах нам ничего не известно. С самого начала деятельность Льва была связана с церковной жизнью. При папе Зосиме (417–418) Лев в качестве аколуфа 2 ездил к африканским епископам с посланием папы 3 . В понтификат папы Целестина (422–432) Лев уже пользовался большим влиянием в Римской Церкви. Он участвовал в несторианских спорах и состоял в переписке со святителем Кириллом Александрийским. По его просьбе преподобный Иоанн Кассиан написал свой трактат О воплощении Господа (430). В начале 30-х гг. V века Лев был рукоположен в диаконы. В 432 г. он стал ближайшим советником папы Сикста III. В этот период он вместе с Проспером Аквитанским участвовал в полемике с пелагианами. Весной 440 г. по просьбе Равеннского императорского двора Лев отправился в Галлию для урегулирования конфликта между патрицием Аэцием и префектом претории Альбином. Его миссия увенчалась успехом, и оба военачальника объединили силы для отражения нашествия варваров. В отсутствие Льва скончался папа Сикст III, и римский клир и народ единогласно избрали Льва его преемником. Лев был посвящен во епископа Римского 29 сентября того же года. После этого он сразу приступил к решению многочисленных церковных вопросов: способствовал дальнейшему объединению Западных епископов вокруг архиепископа Римского, стремился к усилению своего влияния в отдаленных областях, таких как Галлия, Испания, Сев.-Зап. Африка, Иллирик, к урегулированию политического кризиса, связанного с нашествием варварских народов, боролся с ересями и остатками язычества. В 448 г. папа Лев принял деятельное участие в евтихианском споре, в котором без колебаний принял сторону епископа Флавиана Константинопольского. Он направил ему свое знаменитое послание, более известное как Томос папы Льва (tmoj Lontoj) и послал своих легатов на Эфесский “раз­бойничий” собор 449 года (latrocinium ephesinum), на котором папские легаты выразили неприятие его решений веским словом опровергается (contradicitur).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Лекции ординарного профессора Александра Михайловича Иванцова-Платонова Содержание Религиозное состояние древнего мира и особенное положение в нем еврейского народа до христианства. Состояние древнего язычества и иудейства перед появлением христианства Начало христианства. Иисус Христос – Божественный Основатель христианской Церкви Распространение христианской Церкви в век апостольский Проповедь апостола Павла Проповедь христианства в конце I, во II и III веках Главнейшие христианские церкви Иерусалимская церковь Кесарийская церковь Антиохийская церковь Эфесская церковь Внутренний состав христианского общества Взаимные отношения между христианами из иудеев, и христианами из язычников Сходство и различие между христианами и иудеями в догматическом учении Сходство и различие между христианами и иудеями в нравственном учении Божественное Откровение как источник общий для Ветхого и Нового Заветов Отношение христианства к иудейским обрядам Отношение христианства к обрядам Строй и склад религиозной жизни у христиан язычников Начало волнений в христианском обществе Упреки против ап. Павла со стороны христиан из иудеев Посещение ап. Павлом Иерусалима Апостольский собор Волнение в христианском обществе после Апостольского собора. Деятельность ап. Павла Столкновение между апостолами Петром и Павлом Разделение в христианском обществе. Смерть ап. Иакова Восстание Иудеев и его следствия Сближение между партиями Возникновение мелких сект из иудейства Вопрос о времени празднования Пасхи Вопрос о праздновании субботы Взгляды ученых Тюбингенской школы на древнейшую историю христианской церкви и их критика Основные положения Тюбингенской школы Апостол Павел по воззрениям Тюбингенской школы Два вида христианства Критика этих воззрений Догматика ап. Павла Объяснение названия: апостолы образованных и необразованных О мнимых партия ап. Петра и Павла Третье положение Тюбингенской школы Действительные отношения между апостолами Случай с ап. Петром и Павлом в Антиохии Партии в Коринфе Принцип исторического развития христианства по представлению Тюбингенской школы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I (?-594), свт. (пам. 20 апр.), патриарх Антиохийский (570-593). Происходил из Палестины, о его рождении, детстве и юности ничего не известно. Г. был сначала монахом, затем игуменом неск. обителей: мон-ря Византийцев (греч. τν Βυζαντων) в Иерусалиме, Фаранской лавры в Палестине недалеко от Синайской горы и мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Достаточно рано Г. стал принимать активное участие в визант. политической жизни, проявив себя талантливым дипломатом. Он был послан имп. Юстином II (565-578) в мон-рь вмц. Екатерины для урегулирования отношений с араб. кочевыми племенами, угрожавшими мон-рю. Церковный историк и друг Г. Евагрий Схоластик отметил, что результаты этой миссии впечатлили как императора, так и персид. шаха Хосрова I, к-рый подарил Г. золотые кресты и церковную утварь. В 570 г. Г. занял Патриаршую кафедру Антиохии, сменив низложенного Юстином II Анастасия I. Иоанн Мосх в «Луге духовном» рассказывает, что за 6 лет до Патриаршества, в бытность игуменом Фаранской лавры, Г. очень хотел посетить отшельника по имени Сергий, к-рый в это время пребывал в пустыне у Мёртвого м. Сергий тепло принял Г. и омыл ему ноги. В течение дня они беседовали о спасении души, и лишь на следующий день пустынник отпустил Г. Позже Сергий рассказал ученику, что видел перед собой патриарха в полном облачении и с Евангелием в руках. Патриаршество Г. было омрачено военными столкновениями с арабами и клеветой монофизитов на патриарха. В 579 г. против него было выдвинуто обвинение в идолопоклонстве (обвинение поддержал правитель пров. Осроена и Месопотамия Анатолий, сам обвиненный в совершении жертвоприношений). По сообщению церковного историка Иоанна Эфесского, жители Антиохии усмотрели связь происшедшего землетрясения со слухами об идолопоклонстве патриарха и потребовали изгнания Г., к-рый был вынужден скрываться, пока его дело рассматривалось в столице. Спустя нек-рое время комит фемы Анатолик Астерий, у к-рого был личный конфликт с Г., снова стал настраивать народ против патриарха. Когда Астерия сменил Иоанн, по характеристике Евагрия Схоластика человек слабый и бесхарактерный, Г. публично обвинили в подстрекательстве к беспорядкам и в сожительстве с собственной сестрой. В ответ патриарх потребовал, чтобы его дело рассмотрел сначала имп. суд, а затем К-польский Собор. С этой целью Г. в сопровождении Евагрия отправился в К-поль.

http://pravenc.ru/text/166715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565). Единственным источником сведений о жизни И. Е. является Житие, составленное Иоанном Эфесским и вошедшее в его сб. «Жития восточных святых». Многие обстоятельства жизни И. Е., описанные в Житии, подробности его поездок по М. Азии и особенно его взаимоотношения с визант. властями вызывают сомнение в достоверности. И. Е. был родом из Палестины; в молодости поступил в мон-рь Петра Ивера близ Газы (мон-рь Феодора; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 10). После изгнания оттуда монахов-монофизитов в нач. 20-х гг. VI в. И. Е. вместе с остальными бежал в Египет. Монахи поселились в местности Энатон, название к-рой Иоанн Эфесский интерпретирует как «девять миль», видимо подразумевая, что новый мон-рь находился в 9 милях от Александрии. Монахи сохраняли связь с монофизитским Александрийским патриархом Феодосием, к-рый, познакомившись с И. Е., возвел его в сан епископа Гефестополя. Когда в 537 г. патриарх Феодосий был вызван из Александрии в К-поль, а затем отправлен в ссылку за отказ признать Халкидонский Собор, И. Е. последовал за ним и разделил вместе с Феодосием тяготы жизни во фракийской крепости Деркос. Спустя несколько лет Феодосию было разрешено поселиться в К-поле, и И. Е. вернулся вместе с ним. В столице И. Е. получил резиденцию в квартале Анфимия. Епископ находился под офиц. покровительством имп. Феодоры. И. Е. был ревностным сторонником монофизитства, не одобрял политики патриарха Феодосия, воздерживавшегося от рукоположений, и в своей резиденции рукополагал монофизитских пресвитеров и диаконов. Это вызвало опасение нек-рых представителей монофизитской общины К-поля, к-рые, страшась преследований со стороны имп. Юстиниана, пожаловались Феодосию. Опальный патриарх отказался вмешиваться, заявив, что И. Е. живет отдельно от него и он к этому непричастен. Кроме того, И.

http://pravenc.ru/text/471175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПОТИЗМ [От лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам. Термин «непотизм» обычно употребляется применительно к системе, к-рая существовала в XV-XVII вв. в Римской курии, хотя тенденция к использованию епископами родственных связей проявилась еще в эпоху формирования церковной иерархии. Самый ранний пример относится к кон. II в.: Поликрат, еп. Эфесский, утверждал, что 7 его родственников были епископами ( Euseb. Hist. eccl. V 24. 6). Обычай передавать должность епископа по наследству, в т. ч. родственникам, с осуждением упоминал Ориген ( Orig. In Num. XXII 4). Значение семейственности возросло в IV-V вв.; благодаря привилегированному положению духовенства и укреплению позиций иерархии церковное служение приобрело особый престиж. Епископские кафедры все чаще занимали представители высших слоев общества. Так, во 2-й пол. IV в. важнейшие епископские кафедры в Каппадокии занимали представители неск. влиятельных семейств, к ним, в частности, принадлежали свт. Василий Великий , еп. Кесарийский, и свт. Григорий Богослов . В некоторых местах сложились своеобразные епископские династии. Для противодействия подобным явлениям принимались канонические правила, запрещавшие епископам назначать преемников (напр.: Антиох. 23; Вас. Вел. 89; Hilarus, papa. Ep. 15-17), особенно из числа родственников (Ап. 76; Трул. 33; ср.: Hieron. In Tit. 2003. P. 13-14). В Риме назначение преемника папой Феликсом IV (526-530) вызвало сопротивление духовенства и знати; папа Бонифаций II (530-532) пытался повторить действия предшественника, но созванный им Собор отказался поддержать понтифика (см.: Duchesne L. La succession du pape Félix IV//MArHist. 1883. T. 3. P. 239-266). Уже в IV-V вв. неоднократно издавались канонические постановления против растраты епископами церковного имущества для обогащения родственников (напр., Ап.

http://pravenc.ru/text/2565054.html

монах Каллист Властос Часть II. Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу Глава IV Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу После отделения Латинской Церкви от Православной Восточной Церкви Императоры Константинопольские и Папы Римские часто задумывали объединить разделённые Церкви, но ни разу это единение не было осуществлено. Ибо как императоры, так и папы думали не об истине веры. Императоры думали о единении с целью обеспечить себе защиту от врагов политическими средствами Пап, а Папы – о том, чтобы подчинить Православную Восточную Церковь Латинской Церкви. Поэтому начиная с XII века много раз предпринимались различные попытки объединить Церкви. Часто папские энциклики призывали Восточные Церкви к единению. Но все эти попытки заканчивались провалом (точно так же оказывались бесплодными и папские призывы к единению, раздававшиеся в поздние века; последний такой призыв прозвучал из уст нынешнего Папы Льва XIII в 1894 году, когда я уже писал этот труд). Ибо Православные Восточные Церкви не могут признать какое-либо другое основание или какую-либо другую главу Церкви, кроме Христа, Единородного Сына Божия, Который есть поистине Глава Церкви. Далее мы расскажем о самой значительной в истории Византии попытке единения Церквей. Никогда с большим рвением не стремились к осуществлению этой цели, как при Михаиле Палеологе, Императоре Константинопольском, и Григории I, Епископе Римском. Но чтобы читатели легче поняли причины искажения веры у латиномыслящего Императора Константинопольского Михаила Палеолога, мы дадим обзор состояния политических дел на тот момент. В 1184 году Андроник Комнин, ослепив законного наследника Византийского престола Алексия Комнина и затем убив его, захватил власть. Его правление всё состояло из мерзких злодеяний и потому оказалось кратковременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Наиболее полное собрание документов III Вселенского Собора на греч. языке известно под названием «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana - в ркп. Vatic. gr. 830, сер. XV в.). Собрание Сегье (Collectio Segueriana в пергаменной ркп. Paris. Coisl. 32, XI в.), по составу аналогичное Ватиканскому, и Афинское собрание (Collectio Atheniensis, в ркп. Athen. Societatis archaeologiae Christianae 9, XIII в.) содержат ряд документов, отсутствующих в др. собраниях или сохранившихся только в лат. переводе. Что касается перевода деяний на лат. язык, то, вероятно, наиболее точно воспроизводит первоначальный греч. текст Турское собрание (Collectio Turonensis; важнейшие рукописи: Paris. 1572, IX в., и Vatic. 4978, XIV в.), возникшее во время спора о «Трех Главах», т. е. до сер. VI в. Близко к нему по времени создания Палатинское собрание (Collectio Palatina, ркп. Vatic. Palat. 234, IX в.), вероятным составителем к-рого считают Иоанна Максентия, активного борца против несторианства в 1-й четв. VI в. и участника теопасхитского спора «Един от Святыя Троицы пострадал» (см. ст. Теопасхизм); это собрание открывается работами Мария Меркатора, очевидца событий начального этапа несторианского спора, сделавшего перевод значительного числа писем и проповедей Нестория на латынь. Веронское собрание (Collectio Veronensis, ркп. Veronensis LVII, IX в.), значительно более короткое, чем Турское, имело целью показать, что свт. Кирилл, как в споре с Несторием, так и в отношениях с Иоанном, еп. Антиохийским, действовал в полном согласии с Римским престолом, и включает неск. писем папы св. Келестина, к-рых нет в др. собраниях. И наконец, собрание из Монте-Кассино (Collectio Casinensis; 2 пергаменные рукописи XIII в.- Casinensis 2 и Vatic. 1319), существующее в 2 частях, было составлено диаконом Римской Церкви Рустиком, племянником папы Вигилия, активным защитником «Трех Глав», к-рый после возвращения из ссылки по смерти имп. св. Юстиниана I (565) воспользовался б-кой мон-ря акимитов в К-поле. 1-я часть этого собрания является исправленным по греч. оригиналу текстом Collectio Turonensis. 2-я часть содержит «Синодик против трагедии Иринея» (Synodicon adversus tragediam Irenaei), при составлении к-рого Рустик пользовался 4 различными источниками: подборкой документов (в т. ч. и соборных), объединенных и откомментированных другом Нестория комитом Иринеем (Рустик сохранил наиболее важные замечания Иринея); сборником писем сщмч. Исидора Пелусиота; документами, сохраненными последователями Диоскора, архиеп. Александрийского; 2 письмами свт. Кирилла к Сукцессу.

http://sedmitza.ru/text/758843.html

Несториане Несториане – исторически христиане Малой Азии и Сирии, отказавшиеся принять осуждение Нестора и его учений Эфесским Собором (431 г.). В современности – Церковь Востока, которая на Западе именуется Ассирийской или Несторианской. Большинство ее членов – возможная численность 100 000 – живут в Ираке, Сирии и Иране. Около 3 000 – в Соединенных Штатах. Католикос-патриарх – Мар Ишая Шимун 21 (р. 1909 г.), изгнанный из Ирака в 1940 году, проживает в Сан-Франциско. Язык богослужения – сирийский. Есть разнообразные обряды. В причащении используются три анафоры – Аддая и Марии, Феодора Мопсуестийского и Нестора. Происхождение и первый период истории Осуждение Нестора и его учения Вселенским Собором в Эфесе вызвало серьезное недовольство церквей Малой Азии и Сирии. В конечном счете, эти церкви признали решение собора, за исключением довольно значительного меньшинства. Центром сопротивления стала известная богословская школа в Эдессе в восточной Сирии (ныне Урфа в Турции), которая строго придерживалась антиохийской традиции, представленной Нестором. Феодор Мопсуестийский – «Толкователь» – считался там главным авторитетом в вопросах веры. Еще в 457 году некоторые учителя были вынуждены покинуть школу и перебраться через границу в Персию. Школа в Эдессе была закрыта императорским указом в 489 году и небольшой, но активный несторианский остаток переселился в Персию. Христианская церковь в Персии к тому времени была сравнительно большим организмом, но сравнительно слабо связанным с западными церквями в пределах Римской империи, хотя и участвовал в 1 Вселенском Соборе (Никея, 325 г.). Полная независимость церкви в Персии была официально провозглашена поместными соборами в Селевкии (410 г.) и Маркабте (424 г.). Епископ Селевкии и Ктесифона (столицы Сасанидского царства) был признан верховным главой церкви в государстве – «великий митрополит и глава всех епископов». Основная причина такой декларации о независимости, по-видимому, была политической – ввиду натянутых и неприязненных отношений между Персией и Римской империей административные связи с зарубежными церквями могли вызвать подозрения правительства. Кроме того, был и национальный мотив – церковь в Персии говорила на сирийском языке и была очень слабо связана с греческой культурой. Между тем в теологическом отношении она опиралась на Эдесскую школу, которую часто называли «школой персов». Под давлением Барсаумы (Барсумы) – беженца из Эдессы и епископа Нисибиса (Нисибина) – Собор Персидской Церкви в Бет Лапате (или Джундишапуре) в 484 году признал Феодора Мопсуестийского защитником правильной веры. После внутренней борьбы, которая длилась несколько лет, верность Феодору была вновь подтверждена при Патриархе Бабае (497–502). С тех пор христианская церковь в Персии стала несторианской. Конечно, это название никогда не употребляется официально – это было уничижительное клеймо, придуманное противниками (вероятно, монофизитами). Официальным наименованием по-прежнему остается «Церковь Востока».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Объем и содержание темы «Иконография Богоматери» в исторической постановке. Библиография предмета Введение Библиография предмета I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов «Благовещение» и «Рождество Христово» Поклонение волхвов» в живописи римских катакомб «Поклонение волхвов» на римских и равеннских саркофагах и на солунском амвоне Изображения на группе мелких памятников Саркофаги церкви св. Енграции и киворий собора Сан Марко II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви Чин «дев» и чин «диаконисс» Изображения на стеклянных донышках сосудов из катакомб Развитие образов Богоматери и «священных дев» Изображения на медальонах, печатях, крестах и саркофагах III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества V. Появление моленной иконы. Иконные типы Богоматери V и VI столетий в живописи и скульптуре и художественно-промышленных изделиях Икона Богоматери из собрания преосв. Порфирия Образ Богоматери Оранты в Острианских катакомбах и родственные ему образы Мозаики ц. св. Аполлинария Нового и базилики Евфразия «Помянная» икона в катакомбах Коммодиллы Кодекс Рабулы Иконная идеализация в евангельских сюжетах. Кафедра Максимина Ампулы Монца. Икона и крест из Латеранского клада Коптские и греко-восточные ткани Оклады и диптихи из слоновой кости. Выводы VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке VII. Иконные типы Богоматери греко-восточного и византийского происхождения в западных и восточных памятниках VII и VIII столетий и образы Божией Матери на стенах церкви Св. Марии Антиквы в Риме VIII. Памятники греко-восточной и византийской иконографии Божией Матери на романском Западе в VII–IX веках. Образ Божией Матери «Оранты» в ораториях IX. Исторические данные о почитании Богоматери в древнейшей Византии. Древний византийский стиль. Мозаики храма великомученика Димитрия в Солуни. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010