Церковь Николая Чудотворца в Рылееве — сравнительно редкий тип храма, связанный исключительно с усадебным строительством. Со второй половины XVII до середины XIX века село принадлежало семье Шиповых, один из членов которой, Яков Яковлевич Шипов, в 1817 году заказал сохранившуюся до наших дней Никольскую церковь с приделами Троицы и Тихвинской иконы Богоматери. Церковь в стиле позднего классицизма была построена на месте двух обветшавших деревянных храмов. В начале ХХ века приход церквей составлял 1002 человека из 17 селений. Досточтимые местные святыни — иконы святителя Николая и семи святых отроков Эфесских. Вот какую информацию можно найти в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской Епархии 1911 года» о реликвиях Никольской церкви: «Об иконе святых отроков и кресте с частицами святых мощей в церковной летописи сообщаются следующие сведения. Икона представляет собой половину большого металлического складня, найдена около 1790 года над сводами церкви вместе с другими вынесенными из церкви иконами по указанию болящей помещицы Бартеневой, которая, по внушению во сне, нарочито приезжала в село Рылеево, чтобы помолиться перед иконой семи святых отроков. С тех пор прихожане села Рылеева и окрестные жители других приходов, особенно женщины с больными младенцами, приходят в Рылеевскую церковь для молитв перед иконой святых отроков Эфесских. Небольшой (около 5 см.) крест со святыми мощами очень древний, был сначала фамильной домашней святыней урода Шиповых. После смерти помещицы Агрипины Яковлевны Шиповой в 1854 году крест был передан её родственниками с церковь села Рылеева. Крест помещается теперь в одном киоте с иконой святых отроков и, при служении молебнов с водоосвящением, погружается в освящаемую воду, которую богомольцы берут в свои дома для употребления больными.» В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Пресвятой Троицы; в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=24128

Другая икона, выставленная в ц. Санта-Франческа-Романа, была написана для ц. Санта-Мария-Антиква. По стилю она близка к фреске с «прекрасным ангелом» из той же церкви, т. е. относится к 1-м десятилетиям VII в. Первая икона исполнена в темперной технике, 2-я, как и ранние иконы из монастыря вмц. Екатерины на Синае,- в технике энкаустики. В отличие от синайских обе рим. иконы имеют очень большие размеры, даже притом, что были сильно обрезаны (икона из ц. Санта-Мария-ад-Мартирес - 100×47,5 см, вероятно, первоначальные размеры - 240×85 см; икона из ц. Санта-Франческа-Романа - 132×98 см; лики Богоматери и Младенца, перенесенные на новую основу,- соответственно 53×41 см и 30×13 см). Манера письма обеих икон, насколько о ней можно судить при довольно плохой сохранности, плавная, нежная, с большим количеством полутонов и оттенков, характер образов, созерцательный и мягкий, позволяет предполагать, что скорее всего иконы были выполнены греч. мастерами, приехавшими в Рим из К-поля; очень большие размеры икон делают гипотезу о создании их в К-поле менее правдоподобной. Возможно, в VII в. была создана икона Богоматери Одигитрии «Спасение римского народа» (Salus Populi Romani), хранящаяся в рим. ц. Санта-Мария-Маджоре (под поздними записями). Путь в Вифлеем. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо. Ок. сер. VII в. Путь в Вифлеем. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо. Ок. сер. VII в. Следующий слой фресок Санта-Мария-Антиква относится ко времени ок. сер. VII в.: в нижней части т. н. стены палимпсеста - образы отцов Церкви святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (справа) и Льва Великого и Григория Назианзина (слева) со свитками с написанными на них решениями Латеранского антимонофелитского Собора 649 г.; в пресбитерии - изображения Соломонии и братьев Маккавеев, святых Варвары и Анны, св. Димитрия, 3 отроков эфесских и Деисуса с 4-й фигурой (донатором?), фреска с 3 святыми и др. Эти образы выполнены в 2 манерах: одни (фигуры отцов Церкви, св. Димитрия и проч.) выглядят уплощенными, графичная, иногда несколько жесткая моделировка преобладает над светотеневой и колористической; другие (изображения Маккавеев, Варвары и Анны) мягкостью тональных переходов и воссозданием ощущения окутывающей фигуры воздушной среды напоминают образы Богоматери и «прекрасного ангела» из предыдущего слоя, только для них характерны более вытянутые пропорции, большая беглость письма при меньшей его нюансированности, они уступают более ранней фреске и в монументальности.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона сотворение мира с избранными святыми. ( " И почи Бог в день седьмый " ). Строгановская Школа Конец XVI - начало XVII века. Дерево, темпера. Размер - 35,7 х 30,2 см. Икона врезана в новую доску. На полях живопись XIX века. Файл 20486.jpg:   Размер: 630x759, 0.48 MPix, 120 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (461) , (13) . Описание: Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов. 19 век. Палех. Дерево, левкас, темпера. 52х41,1 см. Композиция из четырех регистров. В центре верхнего изображено Отечество в Силах, по сторонам от которого - шесть дней Творения. Во втором сверху регистре -1, II и III Вселенские соборы, в третьем - IV, V и VI Вселенские соборы. В центре нижнего регистра - VII Вселенский собор, по сторонам от него - по шесть апостолов. Композиции Соборов, кроме последнего, Седьмого, с[...] Файл 20489.jpg:   Размер: 1024x1291, 1.32 MPix, 352 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (396) , (11) . Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего м[...] Файл 20491.jpg:   Размер: 867x1024, 0.89 MPix, 280 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в [...]

http://pravicon.com/icon-735-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Торопецкая И.А. Шалина БОГОМАТЕРЬ ЭФЕССКАЯ-ПОЛОЦКАЯ-КОРСУНСКАЯ-ТОРОПЕЦКАЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА И АРХЕТИП ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ Хранящаяся ныне в Государственном Русском музее икона «Богоматерь Одигитрия», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», несмотря на два столетия упорного труда исследователей, остается и по сей день одним из самых загадочных и непонятных произведений древнерусской живописи. Даже среди знаменитых чудотворных икон, окутанных особой тайной и всегда служивших источником бесчисленных легенд и преданий, образ «Богоматери Торопецкой» заметно выделяется своей неповторимой судьбой и противоречивостью относящихся к нему сви­детельств. Уникальной особенностью образа, отразившей его долгую и непростую жизнь, является великое множество названий, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Известная под именами: «Одигитрия», «Эфесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царь­градская», «Торопецкая», и датируемая в пределах двух и более столетий — от XII-ro до XIV-ro, приписываемая то русскому, то византийскому мастеру, она стала объектом многочисленных научных споров и дискуссий. Основную цель настоящего исследования мы видим в решении трех главных проблем. Прежде всего, необходимо проанализировать все относящиеся к истории иконы источники, поскольку в полном объеме они никогда исследователями не привлекались и не подвергались критическому изуче­нию. Важно также выяснить, какие названия отражают реальную жизнь памятника, а какие порождены легендарными преданиями, все ли названия относятся к интересующему нас образу или же некоторые из них являются результатом поздней контаминации с другими чудотворными святынями; наконец, как соотносится со всеми этими именами сохранившееся до наших дней произведение. В тесной связи с указанной проблемой стоит вопрос о возможности определения древнего иконографического прототипа иконы «Богоматерь Одигитрия» из Торопца. Решение этой задачи, в свою очередь, могло бы снять противоречия, которыми изобилует не только история памятника и все относящиеся к нему источники, но и история изучения его сохранившейся живописи. Другими словами, необходимо вновь обратиться к проблеме датировки и атрибуции этого чудом уцелевшего в перипетиях истории и дошедшего до наших дней замечательного произведения русской средневековой живописи.

http://pravicon.com/info-606

Мониторинг СМИ «Икона — живой организм» Почему ученые считают опасным эксперимент с иконой Торопецкой Богоматери, переехавшей из музея в церковь 22.11.2011 16:09 В декабре заканчивается срок экспозиции иконы Торопецкой Богоматери в подмосковном храме, куда она была временно передана из Русского музея Санкт-Петербурга. Но вернется реликвия не в музей: после реставрации ее ждут в соборе города Торопец. Как оценивать итоги эксперимента? Напомним: по решению Министерства культуры РФ Торопецкая икона была оставлена в храме подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро до декабря 2011 года. Уже тогда, как заявил директор Русского музея Владимир Гусев, в Минкульте не исключали того, что далее экспонат будет доставлен в Корсунско-Богородицкий собор в город Торопец Тверской области. Мол, в Торопце для иконы также приобрели климатическую капсулу и она может там временно «пожить», не теряя музейного статуса. Наконец, новый губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко расставил точки над i относительно будущего иконы: «Ее поместят туда, откуда в свое время изъяли,— сообщил он в своем «Твиттере»,— в Торопецкий монастырь,— после окончания реставрации». Музейщики, однако, не уверены в том, что выбран правильный адрес. О том, насколько Торопец в Тверской области можно считать «родным домом» этой иконы, отчего у нее еще столько других «имен» — Эфесская, Полоцкая, Корсунская — и вообще, что выявили промежуточные итоги эксперимента по возвращению иконы в храмы, «Огоньку» рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина. — Итак, Торопецкая икона «переедет» в Торопец. Ради нее в реставрацию местного монастыря и Корсунского собора вкладывается 40 млн рублей. Почему музейные работники протестуют против восстановления справедливости: ведь икона-то вернется домой? — Мы еще полтора года назад понимали, что дело идет к тому, что икону отдадут в Торопец, хотя его нельзя называть родным домом этой иконы. Мы не готовы ее просто так отдать, мы продолжаем бороться с бездумным разбазариванием памятников культуры. Я вошла в комитет, организованный в Москве при ИКОМе (Международный совет музеев — эта организация консультирует ЮНЕСКО и объединяет музейных специалистов, которые занимаются хранением природного и культурного наследия.— «О»). Можно сказать, вся жизнь сейчас на эту борьбу уходит. Мы сожалеем о том, что именно на Торопецкой иконе отрабатывают механизм передачи РЦП памятников церковного культа. Мне всегда казалось, что долг любого цивилизованного государства установить планку древности иконы, до которой ее нельзя отдавать в употребление ни в коем случае. Ведь Торопецкая икона — памятник, по одним оценкам, XII, по другим — XIV века.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Специалисты не отмечают изменений в состоянии переданной в подмосковный храм Торопецкой иконы 18.01.2010 15:47 Санкт-Петербург, 18 января. Специалисты Русского музея продолжают следить за состоянием Торопецкой иконы Богородицы, переданной в декабре подмосковному храму Александра Невского. Состояние иконы прежнее. " За ее сохранностью следят и наши сотрудники. Но не всегда, лишь наездами. Видимо, икона находится в том же виде, в каком ее передавали " , - рассказали " Интерфаксу " в пресс-службе музея. По словам собеседника агентства, срок, на который икона передана из музея в храм, пока остается прежним - полгода. Однако, как отметил он, " от религиозных организаций исходит информация о передаче иконы в Торопец " . Тем временем в пресс-службе музея заявили, что никаких официальных разрешений на перевоз святыни в Корсунско-Богородицкий собор в Торопце Тверской области после экспонирования в подмосковном храме нет. Ранее директор Русского музея Владимир Гусев заявлял, что в случае малейшего изменения сохранности Торопецкая икона будет досрочно возвращена в музей. Икона, являющаяся экспонатом Русского музея, была доставлена в храм Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке " Княжье озеро " 3 декабря прошлого года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " - одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский мастер. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Страстная Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Страстная находится с.Отченашовка Виницкой области Украина. Была написана в начале 20 века на Афоне,по заказу благодетелей храма в котором и находится. Файл 11263.jpg:   Размер: 1505x2037, 3.07 MPix, 1729 Kb. Дата: 2010-07-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (575) , (56) . Описание: Страстная.Москва. Первая треть XVIII века.Дерево, левкас, темпера.Размер - 144,5 х 78 см. Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов, представленных вверху на фоне. Образы ангелов, несущих в покровенных руках орудия Страстей, дали название иконографическому типу «Богоматери Страстной». Истоки этого иконографического извода можно найти в византийском искусстве XII в. Однако окончательно он сформировался в XV в. в ик[...] Файл 13945.jpg:   Размер: 581x1046, 0.61 MPix, 148 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (195) , (6) . Описание: Икона Богородицы «Страшная Предстательница» (Страшное Предстательство) или " Страстная " - одна из главных святынь монастыря Кутлумуш на Афоне. Находится она в одноименной часовне монастыря, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. Праздник и[...] Файл 15121.jpg:   Размер: 360x480, 0.17 MPix, 91 Kb. Дата: 2011-12-12, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (213) , (14) . Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXb. Hebьяhck..JPG Файл 18426.jpg:   Размер: 2025x2393, 4.85 MPix, 1925 Kb.

http://pravicon.com/icon-310-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефесские отроки, свв. Описания иконы Ефесские отроки, свв. - житие Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6101.jpg:   Размер: 748x1212, 0.91 MPix, 146 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (188) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6102.jpg:   Размер: 768x1200, 0.92 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (3) . Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXb. Hebьяhck..JPG Файл 18476.jpg:   Размер: 2025x2393, 4.85 MPix, 1925 Kb. Дата: 2012-06-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (149) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1810

В этом убеждает нас та историческая ситуация, которая сложилась в Полоцке в 60-70-е годы этого столетия. К 1563 г. здесь ожидали войска Ивана Грозного, наводившего ужас на местных жите­лей, уже знавших о кровавых расправах в других покоренных городах. Мо­нахини Спасо-Евфросиниева монастыря в страхе бежали из города, успев захватить с собой лишь самые главные святыни и драгоценную утварь (83). Не было ли среди них и «Богоматери Эфесской»? Во время осады Полоцка Иван Грозный останавливался вблизи Евфросиниевского монастыря, а после взятия города жил в его кельях (84). Московская власть держалась здесь до 1579 г., когда город был захвачен армией Стефана Батория. Польский король разрешил местным жителям и московитам покинуть город и забрать с собой все, что те могли унести в руках. Он передал иезуитам православные полоцкие монастыри, в том числе и Спасский, где вскоре был учрежден иезуит­ский коллегиум (85). О полном запустении и разорении храмов Евфросиниевского монастыря свидетельствуют документы того времени. Заметим также, что в составе русского гарнизона, стоявшего в Полоцке с 1563-го по 1579 г. несли сменную службу «торопецкие и луцкие дети боярские, стрельцы и казаки» (86). Не исключено, что именно с их помощью монахиням Спасской обители удалось бежать из города и переправить в Торопец чудотворную икону. В последующие сто лет о возвращении в Полоцк православной свя­тыни не могло быть и речи, поскольку там господствовали иезуиты, а позд­нее и униаты. И «Эфесская» икона навсегда осталась в Торопце. В истории Торопца икона не упоминается вплоть до середины XVI сто­летия, а первые известия приходятся как раз на годы польско-литовской вой­ны. По преданию, торопчане, ожидая посещения города царем Иваном IV и боясь потерять святыню, сделали с нее точный «в меру и подобие» список. На новую икону надели серебряный оклад и украшения, снятые с чудотворной «Богоматери Одигитрии» и поставили копию в иконостасе на прежнем месте. Древняя же икона без всяких украшений была «отнесена за престол» (87).

http://pravicon.com/info-606

О браке святого князя Александра Невского с полоцкой княжной действительно сообщают древнерусские лето­писи под 1239 г. (75), но ни в одном из источников нет упоминаний о пере­несении в Торопец чудотворного образа. Вместе с тем, существует предпо­ложение о том, что специально к свадьбе Александра и Параскевы (Александры) была написана другая богородичная икона. Ее заказал в 1239 (!) г. отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всево­лодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской» (76). Ничего не говорится о перене­сении из Полоцка «Богоматери Корсунской» и в «Степенной книге царского родословия», составленной в 1560-1563 гг. московским митрополитом Афанасием, — несмотря на то, что о браке Александра Невского там упоми­нается дважды (77). Не обошла вниманием «Степенная книга» и сам образ «Богоматери Эфесской». Там подробно рассказывается о перенесении ее из Византии в Полоцк, но также ничего не сообщается о пребывании ее в XVI столетии в Торопце. Не упоминается икона и в писцовых книгах Торопца 1540 г., где описаны семнадцать храмов города, и среди них нет ни одно­го, посвященного образу «Богоматери Одигитрии» (78). При сравнении рукописного текста с летописями и «Степенной книгой» (79), становится очевидным факт обращения его автора к этим источникам. Иногда они дословно цитируются, но всегда при этом дополняются новыми, неизвестными им сведениями об иконе. Поэтому рассказ о перенесении «Богоматери Эфесской» в Торопец в 1239 г. следует признать поздней интерполяцией текста «Степенной книги» XVI в., внесенной автором «Сказания» в свою рукопись (80). Столь раннее появление иконы в Торопце не подтверждает и история этого города, полностью уничтоженного в XVI в.: сначала в 1337 г. пожаром и наводнением (81), а затем в 1362 г. войсками литовского князя Ольгерда (82), — бедствиями, не оставляющими надежд на сохранение его древностей. Скорее всего, «Богоматерь Эфесская» оказалась в Торопце уже во второй половине XVI столетия.

http://pravicon.com/info-606

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010