«В лто 6747 Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новгород, поя в Полотьск у Брячьслава дчерь, и внчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новгород другую» . Слова «ту кашю чини» означают первый свадебный пир, который был устроен в Торопце после венчания. С этим событием связано несколько популярных городских легенд. По местному весьма распространенному преданию, молодых благословили иконой Божией Матери «Корсунская». Эта икона имеет несколько наименований и весьма запутанную историю. Самое древнее наименование – «Эфесская». На Русь она попала благодаря Евфросинии Полоцкой. Согласно житию святой, выносная икона Божией Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в Константинополь и далее отправлена в Полоцк . По дороге, согласно «Сказанию о Корсунской иконе», икона более года находилась в Корсуне (Херсонес Таврический), откуда получила новое наименование. Далее, согласно «Сказанию», невеста Александра Невского, полоцкая княжна, привезла ее в Торопец в качестве приданого. «Поздние списки рукописи Сказания известны в пересказе местных краеведов» . С тех пор икона постоянно находилась в Торопце и получила еще одно наименование – «Торопецкая» . По другой версии, икона попала в Торопец в 1563 или 1579 году вместе с полоцким духовенством, бежавшим от войск Стефана Батория. Эту версию поддерживает ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина . Корсунская икона стала главной святыней Торопца. В честь нее освящен городской собор Как бы ни было, древняя икона стала главной святыней Торопца. Корсунской иконе посвящен городской собор. «После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда» . В 2009 году икону «временно передали» в церковь Александра Невского в Княжьем Озере (Истринский район Московской области). Если ехать из Москвы в Торопец по Новорижскому шоссе – храм хорошо виден с дороги.

http://pravoslavie.ru/159345.html

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

«Икона в «Княжьем Озере» находится с согласия Русского музея и министерства культуры. Другого варианта и быть не может. Киот, в котором она сейчас временно хранится, наверное, один из лучших в мире. В этом киоте икона стала «выздоравливать». Ей там лучше живется. Поэтому в данном конкретном случае, когда условия хранения иконы даже лучше, чем музейные, мы можем себе позволить подержать ее там подольше. Но от этого ее музейный статус не изменится», — сказал Авдеев. Он отметил, что образ находится в фонде Русского музея, а из музейного фонда не позволяет ничего изымать российское законодательство. Министр напомнил, что в законе о передаче РПЦ религиозного имущества говорится, что нельзя передавать «экспонаты из музейного фонда, из библиотечного фонда и из архивного фонда». Икона Торопецкой Божьей матери, именуемая также «Эфесской», «Полоцкой» и «Корсунской», до 1920-х годов хранилась в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, а в 1930 году отослали в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передаче ей иконы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/toropeckaya-ikona-bozh...

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru      И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества. Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится... Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда. Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств? Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

http://pravoslavie.ru/122277.html

С 1996 года по 2000 год, до передачи иоанно-Введенского монастыря епархии, при храме в приходском доме жили монахини. Таким образом храм Семи отроков стал еще и колыбелью женского Иоанно-Введенского монастыря. В 2003 году на пожертвования прихожан были приобретены колокола, и храм обрел свой голос. Первый колокольный звон храма горожане услышали в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября. Сегодня желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола не только в Пасхальную седмицу, но и в обычные дни по предварительному согласованию. В храме действует большая Воскресная школа, есть молодежная группа и взрослая Воскресная школа. В выходные дни работает библиотека. В храме регулярно совершается Таинство Крещения. Но вот венчаний, по понятным причинам, немного. Духовенство храма Семи отроков – очень образованное. Все 5 священников закончили духовную академию, являются преподавателями Тобольской православной духовной семинарии. Двое имеют кандидатские степени. Есть в храме и особо чтимые святыни. Икона Божией Матери Почаевская написана сестрами Иоанно-Введенского женского монастыря в XIX веке. Прославилась в 2004 году, когда при фотографировании иконы заметили, что на стекле киота, где находилась икона, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. С этого времени в храме увеличился поток паломников со всей России, желающих увидеть это знамение. Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Написана специально для храма в XIX веке монахами русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, в Греции. Икона святителя Николая Чудотворца, XIX века. Доподлинно известно, что по молитвам к святому перед этой иконой совершается много чудес. Но все же главное предназначение кладбищенского храма – молитва за усопших. Рядом с храмом находятся могилы известных всему миру людей – Петра Николаевича Ершова, декабристов, отца Д.И. Менделеева. Отпевали их в тех храмах, к которым они были приписаны, но поминать приходили именно в храм Семи отроков. Здесь, на кладбище, похоронены и многие поколения тоболяков. Много здесь расстрелянных, репрессированных. Неудивительно потому, что в храм Семи отроков идут за духовным утешением потерявшие родных и близких.

http://sobory.ru/article/?object=00969

Некоторые церкви отличались необыкновенным богатством украшений и утвари, так что составляли предмет удивления для современников. Успенский владимирский собор, построенный Боголюбским, блистал весь золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Амвон и трое дверей церковных обиты были золотом и серебром. Иконы были обложены золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями. Многочисленные паникадила и подсвечники были серебряные и золотые. Служебные сосуды, рипиды, три ковчега для хранения святых даров были вылиты из чистого золота и украшены многоценными камнями. Подобным же образом описывает летописец и Рождество-Богородицкую церковь, созданную Боголюбским в Боголюбове: мало того, что в ней были золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, многоценные иконы, обделанные крупным жемчугом и другими дорогими камнями, двери, обитые золотом, она вся от верху до низу, по стенам и по столбам, окована была золотом. О позлащении куполов и глав на обеих этих церквах мы замечали. Смоленская церковь архистратига Михаила, построенная князем Давидом Ростиславичем, была такая, что подобной ей, по выражению летописи, не было в полунощной стране, и все, приходившие в эту церковь, дивились ее необычной красоте: иконы в церкви были украшены золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и вся она исполнена была богатством. Ростовский епископ Кирилл, по словам очевидца, украсил (1231) ростовскую соборную церковь такими многоценными иконами, что нельзя и описать: он устроил в ней два многоценных кивота, многоценную одежду на престол, сосуды, рипиды и множество другой утвари, сделал прекрасные церковные врата с полуденной стороны, которые назывались Золотыми, внес в церковь честные кресты и многие мощи святых в прекрасных раках. Жители окрестных мест нарочито стекались в Ростов, чтобы подивиться на эту чудную, благоукрашенную церковь . Замечательнейшие иконы, дошедшие до нас от того времени, кроме иконы Владимирской Богоматери, перенесенной Боголюбским из Вышгорода во Владимир, суть: 1) икона Божией Матери так называемая Эфесская: по преданию, она писана святым евангелистом Лукою и находилась в Эфесе, но по просьбе преподобной Евфросинии, княжны полоцкой, бывшей в родстве с греческим двором, прислана ей от императора Мануила за благословением патриарха Луки Хрисоверга.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Коль уж мы заговорили о Вселенских соборах, то нельзя не упомянуть о древнем Эфесе (современный городок Сельчук). Хотя, конечно же, мы все помним, что именно здесь жил апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью. Сегодня не составит труда отыскать гробницу апостола, домик Богородицы и руины собора эфесских епископов – первого в мире храма в честь Девы Марии, специально воздвигнутого в связи с проведением Третьего Вселенского собора. Тут же мы можем посетить и грот святых мучеников Семи эфесских отроков, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков. Трапезунд Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru      Перенесемся теперь на северо-восток Турции, где на побережье Черного моря можно отыскать довольно большой город Трабзон, бывший Трапезунд. На его территории в 1238-1263 годах был возведен еще один Софийский собор – выдающийся памятник поздневизантийской архитектуры, и крупнейший храм одной из древнейших митрополий Константинопольской Церкви. Султан Мехмед II, захвативший и столицу Византии, сразу после овладения Трапезундом в 1461 году, превратил его в мечеть. В 50-60-х гг. ХХ столетия специалисты Эдинбургского университета провели в соборе реставрационный работы, после чего он был превращен в музей, а в апреле 2013 года – снова в мечеть. Недоступная Панагия Сумела Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org      Чуть южнее Трабзона, находится один из наиболее труднодоступных монастырей мира – Панагия Сумела, основанный неким монахом Варнавой еще в IV-V веках. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, согласно преданию, написанная самим апостолом Лукой. В VI столетии, после набега арабов, восстановлением монастыря занимался святитель Софроний Иерусалимский. Все привилегии, которыми наделили эту обитель византийские правители, подтвердил и султан Селим I – внук Мехмеда Завоевателя, в результате чего наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Монашеская жизнь здесь прекратилась в 1922 году из-за греко-турецкого обмена населением. Современные турецкие власти крайне враждебно относились к паломничеству сюда православных христиан, которое стало возможным лишь в 2007 году, а в 2010-м в монастыре Панагия Сумела, впервые за практически сто лет, была отслужена литургия.

http://pravoslavie.ru/133863.html

Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой . Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского , частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/187879.html

На Л. действуют 109 приходских храмов (72 - в Митилинской митрополии, 37 - в Мифимнской), 411 парекклисионов (351 - в Митилинской митрополии, 60 - в Мифимнской), 1087 экзокклисионов (872 - в Митилинской митрополии, 215 - в Мифимнской), 7 мон-рей (4 - в Митилинской митрополии: ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), Успения Пресв. Богородицы, или Дамандри, и сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины; 3 - в Мифимнской: Лимонос, Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы и Периволи). Святыни мощи сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины в одноименном мон-ре, рельефная икона арх. Михаила в мон-ре св. Таксиархов в Мандамадосе, сделанная из земли, смешанной с кровью убитых пиратами монахов, икона Божией Матери «Святой Сион» в Айясосе (по преданию, привезена мон. Агафоном Эфесским из Иерусалима в эпоху иконоборчества, храм построен в 1170). Памятники архитектуры Археологи обнаружили на Л. более 50 базилик V-VI вв. Самые большие по размеру: 3-нефные базилики: в Скала-Эресу (св. Анастасии (1-я пол. V в.), в ней похоронен прп. Андрей Критский), в местности Халинадос, к юго-востоку от Айия-Параскеви (2-я пол. VI в.), в Аргале, в 6 км к югу от Митилини (нач. V в.), близ с. Ипсилометопо (Псилометопо) (2-я пол. VI в.), в 2 км к югу от Лутра (V в.), в Клио (2-я пол. VI в.) и рядом с мостом через р. Цикния близ Айия-Параскеви. Некоторые раннехрист. церкви возведены на месте известных античных памятников: напр., базилика в местности Меса близ Калони - на фундаменте храма IV в. до Р. Х., а базилика в местности Афендели близ Эресоса (V-VI вв.) - там, где находилась школа философа Феофраста. Храмов визант. периода на Л. сохранилось немного: ц. первомч. Стефана близ Мандамадоса (XIII в.), ц. Пресв. Богородицы Труллоти (противоречивые датировки X или XIV/XV в.), собор мон-ря св. Таксиархов близ Като-Тритоса (XV в.). Митиленские (Митилинские) епископы Евагрий (упом. в 359), Фалл (между 361 и 366), Иоанн (упом. в 431), Флорентий (упом. в 451), Евной (упом. в 459), Захария (упом. в 527-536), Палладий (упом. в 554), Григорий (упом. в 681), Сисиний (упом. в 691/2). Митилинские архиепископы

http://pravenc.ru/text/2463587.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010