Эти уроки всегда должны быть у нас в памяти. Желаю вам помощи и покровительства Пресвятой Богородицы, Ее молитвы неусыпающей о нас, всегда приходите в наш собор, который посвящен Ей и является Ее домом " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Собору подарена икона Божией Матери " Неопалимая Купина " . Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Православной Церкви принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены ее родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим. О процессии доложили первосвященникам, однако направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: " облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан " . Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились. По просьбе Фомы, которого не было на погребении, апостолы открыли гроб на третий день. В нем не оказалось тела Девы Марии, а была только Ее одежда, перенесенная впоследствии во Влахернский храм. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из ряда апокрифов - " Сказания об Успении Богородицы " Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), сирийского апокрифа " Исход Марии Девы " Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V - начало VI века), " Письма Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу " , " Слова Иоанна, архиепископа Солунского " (VII век) и других. Праздники в честь Девы Марии - более позднего происхождения, чем в честь Иисуса Христа, апостолов, мучеников. Для их появления необходимо было богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЭФЕССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Корсунская икона Божией Матери Редакция текста от: 13.12.2015 16:15:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8451.html

4 ноября (в этот день в 1612 году народное ополчение выбило поляков из Китай –города), когда особо прославляется Богородица и Ее Казанский образ, Церковь вспоминает семерых эфесских отроков: Максимилиана, Мартиниана, Иамвлеха, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна. Именно в Эфесе проходил III Вселенский собор, в 431 году осудивший ересь несторианства. Здесь, согласно преданию, поселились Иоанн Богослов и Дева Мария, после того как Спаситель с Креста вверил заботу о Своей Пречистой Матери любимому ученику. И здесь, уже будучи старцем, Иоанн написал Евангелие Христа, последнее по хронологии. Сейчас Эфес – это территория Турции, здесь сохранились руины древнего храма, где проходил Вселенский собор, и здесь же туристам показывают раскопанный католическими монахами в XIX веке очень древний дом – «дом Иоанна и Девы Марии». Об этих местах русский паломник игумен Даниил написал в начале XII века: «Там поблизости есть пещера, где лежат тела семи отроков, что спали триста шестьдесят лет 53 : при Декии – царе уснули, а при Феодосии – царе явились. В той же пещере триста святых отцов лежат: тут и святой Александр лежит, и гроб Магдалины Марии, и голова ее; и святой апостол Тимофей, ученик святого апостола Павла, в древнем гробе лежит. И есть там в старой церкви икона святой Богородицы, с помощью которой святые переспорили Нестория – еретика. И есть гам баня Диоскоридова, где работал Иоанн Богослов с Прохором у Романы» 54 . 1 Даже среди множества чудес, которыми изобилуют жития древних святых, история семи эфесских юношей, живших в середине третьего века в Римской империи, совершенно уникальна. Семеро друзей были христианами и состояли на военной службе. Когда началось очередное гонение на Церковь , они, чтобы подготовить себя к предстоящему подвигу мученичества, уединились в пещере. Узнав об этом, император Декий приказал просто завалить вход в пещеру камнями. Прошло почти два века – сто семьдесят лет. За это время Римская империя из языческой преобразилась в христианскую. Однажды, при императоре Феодосии Великом (это он созвал III Вселенский собор), вход в пещеру был случайно открыт – и оказалось, что семь юношей не умерли, а спали, и теперь пробудились от векового сна. И как когда – то, во время земной жизни Христа Спасителя, воскрешенный Им Лазарь стал живым свидетельством будущего воскрешения из мертвых, так и семь отроков вошли в город «во уверение воскресения всех человеков», как говорит церковное песнопение 55 . Через несколько дней отроки уснули уже вечным сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оценить состояние и условия хранения Торопецкой иконы Божьей Матери – такова цель визита в Подмосковье специальной комиссии Русского музея, где ранее хранился образ. Напомним, по решению Министерства культуры он был передан на временное хранение в недавно построенный храм Александра Невского. Останется ли икона там, вернется в Петербург или займет свое историческое место в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец – пока не известно. В любом случае, состояние памятника древнерусского искусства требует постоянного контроля. Рассказывают «Новости культуры». Икона Корсунская, Эфесская, чудотворный образ Богоматери Торопецкой. Пожалуй, ни об одной другой древнерусской иконе средства массовой информации так много не говорили в течение последних двух лет. В начале декабря 2009 после многочисленных согласований икона была доставлена в Подмосковье и размещена в одном из приделов храма в специальном киоте-витрине. Там установлены три прибора для контроля климата. Два из них принадлежат принимающей стороне и один – Русскому музею. Датчики отслеживают два режима. Рекомендуемая влажность составляет 50%, температура воздуха – 20 градусов. Показания считываются ежемесячно в присутствии специалистов отдела древнерусского искусства. Вскрытие киота может происходить исключительно при участии музейных сотрудников. Это значит, что каждый месяц в Княжьем озере появляется представительная делегация из Петербурга. «Конечно, было бы замечательно наблюдать ее ежедневно, но раз в месяц достаточно профилактического осмотра, который закрепляет данные о том, как она экспонируется, соблюдаются ли условия договора и в каком реставрационном состоянии памятник находится», – говорит начальник службы безопасности Русского музея Ирина Кузнецова. На языке реставраторов, часто использующих медицинские аналогии, образ XIV века считается «хроником» – то есть пациентом, постоянно возвращающимся в болезненное состояние. Именно сохранность иконы вызывала особые споры в ходе обсуждения возможности ее перемещения в Подмосковье. В марте,  несмотря на возражения дирекции музея, Министерство культуры продлило срок нахождения иконы в Подмосковье до конца 2011 года. Позиция чиновников поразительным образом совпадает с мнением принимающей стороны в лице мецената Сергея Шмакова. Решающий аргумент: памятник, скрывавшийся в фондах, наконец открыт для прихожан.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84329.html 17 марта 2011 Торопецкая икона должна вернуться в Русский музей в конце марта Источник:  http://www.interfax-religion.ru/?act=news Интерфакс-Религия В Конце марта истекает срок договора о временном пребывании иконы в подмосковном храме в честь Александра Невского. Русский музей рассчитывает на соблюдение договора о временном хранении Торопецкой иконы Божьей Матери в подмосковном поселке Княжье Озеро и возвращение экспоната в хранилище в конце марта. Как сообщили " Интерфаксу " в пресс-службе музея в среду, никаких особых распоряжений о продлении договора или о перевозе иконы в другое место для экспонирования пока не было дано. " Мы очень рассчитываем, что она вернется в срок " , – сказал собеседник агентства. Ранее министр культуры РФ Александр Авдеев в интервью " Российской газете " заявил, что не исключает возможной передачи Торопецкой иконы в одноименный монастырь на временное хранение. " Существует Торопецкий монастырь, который также дает нам прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Сейчас мы рассматриваем возможность ее экспонирования в Торопецком монастыре " , – сказал А.Авдеев. При этом в Русском музее " Интерфаксу " сообщали, что в администрацию хранилища не поступало официальных документов от министерства культуры РФ о возможном временном экспонировании Торопецкой иконы Божьей Матери в одноименном монастыре. Икона была доставлена в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро 3 декабря 2009 года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. Согласно договору, святыня должна была вернуться в музей в сентябре 2009 года. Однако по просьбе храма Русский музей продлил на полгода договор временного хранения Торопецкой иконы. " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой – одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие – началом XIV века и считают, что ее написал псковский иконописец. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_84329_1_21.html

Торопецкую икону передадут одноименному монастырю после его реставрации — губернатор Петербурга Полтавченко 3 ноября, 2011. Новостная служба Торопецкую икону Божьей Матери, переданную ранее на временное хранение из Русского музея в храм подмосковного поселка Княжье Озеро, поместят в одноименный монастырь после окончания в нем реставрационных работ, сообщил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. 3 ноября. ПРАВМИР. Торопецкую икону Божьей Матери, переданную ранее на временное хранение из Русского музея в храм подмосковного поселка Княжье Озеро, поместят в одноименный монастырь после окончания в нем реставрационных работ, сообщил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, сообщает «Интерфакс» . «Ее поместят там, откуда в свое время изъяли, в Торопецкий монастырь, после окончания его реставрации», — написал Г.Полтавченко в «Твиттере», отвечая на вопрос одного из своих подписчиков. Ранее сообщалось, Торопецкая икона не вернется в Русский музей. «Это приказ Минкультуры, мы сами здесь ничего не понимаем. Нам, ничего не объясняя, просто сообщили, что икона переходит в Торопецкий монастырь», — сообщили «Интерфаксу» накануне в пресс-службе музея. Икона была доставлена в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка 3 декабря 2009 года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. Согласно договору, святыня должны была вернуться в музей в сентябре 2010 года, однако, по просьбе храма, Русский музей продлил на полгода договор временного хранения святыни. Однако икона не вернулась в музей и в начале 2011 года. Руководство хранилища настаивало на возвращении святыни. Одни ученые датируют «Богоматерь Одигитрию», которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие — началом XIV века и считают, что ее написал псковский иконописец. Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. Согласно некоторым преданиям, Богородица не раз оказывала помощь защитникам Торопца через Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ, верят многие, спасал город во время войны с Наполеоном, от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

http://pravmir.ru/toropeckuyu-ikonu-pere...

поиск:   разделы   рассылка Торопецкая икона должна вернуться в Русский музей в конце марта В Конце марта истекает срок договора о временном пребывании иконы в подмосковном храме в честь Александра Невского. Русский музей рассчитывает на соблюдение договора о временном хранении Торопецкой иконы Божьей Матери в подмосковном поселке Княжье Озеро и возвращение экспоната в хранилище в конце марта. Как сообщили " Интерфаксу " в пресс-службе музея в среду, никаких особых распоряжений о продлении договора или о перевозе иконы в другое место для экспонирования пока не было дано. " Мы очень рассчитываем, что она вернется в срок " , – сказал собеседник агентства. Ранее министр культуры РФ Александр Авдеев в интервью " Российской газете " заявил, что не исключает возможной передачи Торопецкой иконы в одноименный монастырь на временное хранение. " Существует Торопецкий монастырь, который также дает нам прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Сейчас мы рассматриваем возможность ее экспонирования в Торопецком монастыре " , – сказал А.Авдеев. При этом в Русском музее " Интерфаксу " сообщали, что в администрацию хранилища не поступало официальных документов от министерства культуры РФ о возможном временном экспонировании Торопецкой иконы Божьей Матери в одноименном монастыре. Икона была доставлена в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро 3 декабря 2009 года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. Согласно договору, святыня должна была вернуться в музей в сентябре 2009 года. Однако по просьбе храма Русский музей продлил на полгода договор временного хранения Торопецкой иконы. " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой – одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие – началом XIV века и считают, что ее написал псковский иконописец. По материалам:  Интерфакс-Религия Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_84329.html

- Взгляните, — предлагает иконописец Екатерина Ильинская, любезно согласившаяся рассказать о выставке, — Чашкин, он мастер. Он занимается стенописью, но даже его иконописные решения очень конкретны в своем византийском письме, в крупных формах. Посмотрите на «Спаса Нерукотворного», на образ Богородицы. Какой удивительно емкий рисунок, глубокие интересные лики, особенно у Спаса, какое духовное выражение!   Образы новомученников и мерные иконы Любая выставка — это дыхание эпохи, отражение озабоченности современников, свидетельство острого интереса, внимания, любопытства к тем или иным аспектам жизни. Из разговора с иконописцем Екатериной Ильинской стало ясно, что частный интерес к иконописи возрождается. Все чаще иконописцы получают заказы на семейные и мерные иконы. Все больше интерес к традиции, которая имеет древние корни. Еще на Руси на рождение ребенка заказывалась «мерная икона», то есть написанная на доске в меру роста младенца. На таких иконах изображался святой, в честь которого младенец был крещен. Одна из таких икон работы мастерской Екатерины Ильинской представлена на выставке. Это двусюжетная икона, сложная по написанным образам, изумительная и тонкая по манере исполнения. На ней изображены Георгий Победоносец, в честь которого крещен был младенец, Кипрская икона Божьей Матери, праздновавшаяся в день рождения ребенка, а также святые покровители родителей — Андрей Эфесский и Ника Коринфская. «Мерные иконы — это всегда редкие образы, — говорит Екатерина. Их под кальку не сделаешь. А иконы с избранными святыми писать вдвойне сложнее. Это самые трудные образы для иконографии, потому что здесь приходится подбирать всех святых, искать их жития, описания того, как их изображали, и все это взвесить, построить, расположить по духовному рангу, не нарушая при этом принципов художественной композиции. Читая жизнеописание, мы понимаем, как надо изображать святого. Мучеников пишут в красных плащах, праведных отцов в монашеской одежде. Одежда святого говорит о том подвиге, который он совершили, и одежда его уже не земная, но неземная, как и лик, прославленный в Царствии Небесном. Очень важно знать жития, а у многих святых таковых нет. Это касается, например, новомучеников, иконы которых в нашей мастерской пишутся для храма Новомученников в Бутове. Никакой информации, кроме «родился, крестился, попал в лагерь, расстрел». Вот только что закончена икона новомученика Сергия Голощапова, написан образ святого Арефия Насонова, игуменьи Арсении Добронравовой. Еще святой новомученик Матфей Алоин, расстрелянный на Бутовском Полигоне. Эту икону у меня заказывали родственники Матфея Алоина, они же освящали образ в храме Новомученников и там же крестили правнука этого святого именем Матфей.

http://pravoslavie.ru/373.html

Фронтальность позы Богоматери, усиленная на иконе расположением ее изображения на центральной оси иконного поля, способствует монументальности и значительности образа, и вместе с тем, придает ему архаизирующий характер. При этом сохраняется характерная для большинства древних икон «Богоматери Одигитрии» иератическая дистанция между матерью и младен­цем, подчеркнутая независимой позой и взрослым обликом Хри­ста-Эммануила. Нет и намека на сентиментальность или меланхоличность выражения, на теплоту взаимоотношений матери и сына. Образ юного, но лишенного младенческих черт Христа скорее напоминает позу и иератизм сидящего на престоле Спаса Вседержителя, для иконографии которого столь характерен откинутый и лежащий на левом колене край гиматия (114). Та же деталь обычно удерживалась апсидными образами тронной Богоматери, держащей на руках Христа Эммануила (115). Независимость поз Христа и Бого­матери и их слитые ассистом одежды, способствуют одновременному вос­приятию образов, и вместе с тем, их равнозначному положению. Богоматерь не остается на заднем плане, а фигура Христа не выдвинута вперед, — они представлены как бы в одной значимой плоскости, лежащей поверх непро­ницаемого золотого фона. Темные насыщенные краски одеяний, утяжелен­ные широкими мазками золотого ассиста, создают плотную, сдерживающую движение, почти застывшую композицию. Ясная иконографическая схема иконы предполагает совершенно определенное догматическое содержание образа. Достоинство Богородицы, монументальность и независимость ее позы, жест правой руки, не столько указывающий на Христа и предстательствующий перед ним, но скорее получающий его благословение, а также соединение в облике Христа нетленной плоти юного Эманнуила и божест­венности творца-Вседержителя могут служить емкой изобразительной фор­мулой догматических постановлений Эфесского собора. Лаконичность и ясность образа невольно напоминают характеристику древней иконы, кото­рой «святые отцы переспорили Нестория еретика». Икона, действительно, кажется архаичной, воспроизводящей какие-то древние образцы.

http://pravicon.com/info-606

Ее не случайно могли связывать с именем евангелиста Луки, поскольку Богородица, по преданию, отраженному в деяниях III Вселенского собора, в последние годы своей жизни посетила дом Иоанна Богослова в Эфесе (23). Место кончины и гробница апостола Иоанна сделались со временем одной из самых известных святынь христианского паломничества (24). Здесь же был выстроен огромный собор в честь Пресвятой Девы Марии, о котором также говорится в деяниях Вселенского собора 431 г.: в истории церкви это наиболее раннее свидетельство о становлении церковного культа Бого­родицы (25). Видимо, не без умысла именно эфесский храм Богородицы был избран местом проведения созванного в 431 г. Вселенского собора, осудившего несторианство. Константинопольский епископ Несторий, разделяв­ший во Христе две природы, в 428 г. публично заявил, что Пречистую Деву Марию следует называть не Богородицей (THEOTOKOS), а Христородицей, так как «у Бога не может быть матери» (26). В постановлениях Эфесского собора, провозгласившего анафему еретику, Святая Дева исповедывалась Богородицей, потому, что «Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собою Храм, от нее воспринятый». «Согласительное исповедание» декларировало «два естества — Бога и Человека, — соединен­ных во Христе нераздельно и неслиянно» (27). Следствием III Вселенского собора, более известного как «Собор Пресвятой Богородицы» и триумфом богородичного догмата в Эфесе стали возведенные храмы в ее честь (28) и, вероятно, иконы с изображением Богородицы и младенца Христа, самой своей иконографией отражавших истинность его постановлений. Подобный образ Богоматери должен был появиться и в прославленной эфесской церкви. Причем приня­тые в ней догматические решения, как увидим ниже, могли самым непосред­ственным образом повлиять на его иконографию. Игумен Даниил, посетив­ший Эфес в начале XII в., в его древней церкви видел икону Богородицы, которая на Соборе 431 г. выступала как доказательство истинности учения о двух нераздельных и неслиянных природах Христа и благодаря которой, по его словам, святые отцы «переспорили» еретика Нестория: «И ту есть в ветсей церкви икона святыя Богородица, ею же святии препреша Несториа еретика» (29).

http://pravicon.com/info-606

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010