поиск:   разделы   рассылка Икону из Русского музея, переданную в VIP-xpaм , перевозят на родину – в Торопец Источник:  Gazeta.spb.ru Икона переедет в Торопецкий монастырь, откуда она была изъята после революции. Икона Торопецкой Божьей Матери из Русского музея после завершения ее экспонирования в подмосковном храме Александра Невского переедет в Торопец на один год, сказал журналистам министр культуры РФ Александр Авдеев. По его словам, это произойдет тогда, когда в Корсунско-Торопецком соборе " условия хранения для иконы будут не хуже, чем в музее " , передает РИА " Новости " . " По соответствующему контракту, который был заключен между Минкультуры, Русским музеем и РПЦ, икона переедет на родину, в Торопецкий монастырь, откуда она была изъята после революции. Но там она окажется только тогда, когда будут созданы идеальные условия хранения – и климатические, и охранные " , – сказал министр. Он отметил, что в этом вопросе Минкультуры занимает принципиальную позицию. При этом Авдеев не исключил, что икона может пробыть в Торопце дольше одного года, однако она по-прежнему останется в музейном фонде РФ. Напомним, что еще в 2009 году в СМИ появилось сообщение, что РПЦ просила Министерство культуры передать уникальную икону XII-XIV века в недавно построенный подмосковный храм в коттеджном поселке, и в начале декабря 2009 года Русский музей передал икону Торопецкой Божией Матери храму подмосковного элитного коттеджного поселка в условиях секретности. Позже директор Русского музея Владимир Гусев сообщил, что икона передана в подмосковный храм на условиях полугодового экспонирования, а министр культуры заявил, что икона вернется в музей. Вопреки обещаниям, икона в музей так и не вернулась. В марте Министерство культуры настояло на очередной отсрочке – до декабря. СПРАВКА: " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " – одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_89342.html

Новости Торопецкая икона Богородицы вернется в Русский музей из подмосковного поселка не раньше конца сентября 13.09.2010 13:36 Санкт-Петербург, 13 сентября. Торопецкая икона Божией Матери, переданная Русским музеем в храм Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке Княжье Озеро, сможет вернуться в Петербург не раньше конца сентября, сообщили " Интерфаксу " в пресс-службе хранилища в понедельник. Точная дата возвращения святыни в музей не назначена. " Договор на хранение заканчивается в районе 21-22 сентября " , - сказал собеседник агентства, отметив, что в настоящее время переговоров о перевозе иконы не ведется. Как сообщал ранее " Интерфаксу " главный хранитель Русского музея Иван Карлов, в учреждении еще не решили, будет икона выставлена в экспозиции или отправлена в фонды. " Сначала однозначно в хранилище, а вот потом - этот вопрос сейчас обсуждается. Мы в процессе выработки решения, где нам разместить икону " , - говорил он. В свою очередь директор Русского музея Владимир Гусев сказал журналистам в феврале: " Мы относимся к передаче иконы как к своего рода выставке. Я настоял на том, чтобы мы выдали икону Церкви. Этим актом - передачей - мы продемонстрировали свою готовность к диалогу. Решать все надо сообща. Мне обещали, что в сентябре икона вернется в музей. Если ее не будет, тогда моя позиция уже будет другой " . Торопецкая икона, являющаяся экспонатом Русского музея, была доставлена в храм Александра Невского 3 декабря 2009 года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного (в течение полугода) экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. " Богоматерь Одигитрия " , которую называют " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " , - одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский художник. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К июлю 1916 г. изображения святого украшали храмы Тобольска и Тобольской епархии. Одна из икон была использована в чине канонизации, износилась из собора в день праздника во время литии. В многочисленных прошениях, направленных в ЕУ, говорилось о заказных иконах и об их освящении на мощах святого. Так, напр., настоятель ц. прор. Илии с. Седельникова Тарского у. Тобольской губ. свящ. Петр Ланитин просил дать частицу мощей И. для вложения в икону, заказанную у тобольского живописца Колмогорова. С ходатайством о выделении частицы гроба и одежд И. обратился также проф. Московского ун-та И. С. Плотников (ГАТОТ. Ф. 156. Оп. 29. Д. 2528. Л. 493, 503). Т. о., новопрославленного святого начали почитать не только в Сибири, но и в европ. части страны. В авг. 1917 г. в Тобольске образ И. был поднесен игуменией Иоанновского монастыря Марией (Дружининой) имп. мч. Николаю II. В мае 1918 г. дети подарили имп. мц. Александре Феодоровне икону И., освященную на мощах святителя в день ее именин; др. образ («в благословение от святителя Иоанна») государь получил от них в день рождения. Царственные страстотерпцы передавали близким 2-сторонние серебряные образки с изображением И. и Тобольской иконы Божией Матери. В Ипатьевском доме было 8 икон И.- больше, чем др. святых ( Фомин. 2003. С. 521-528). Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Семи отроков Эфесских, г. Тобольск) Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Семи отроков Эфесских, г. Тобольск) Черниговская коллегия. 1700–1702 гг. Сохранившиеся иконы И. 10-х гг. XX в. представляют 2 типа иконографии. Первый извод, опиравшийся на черниговскую парсуну, вероятно, появился на Украине и оттуда попал на восток. Однако широкого распространения в Сибири подобные иконы не получили (исключение - образ из Церковно-археологического кабинета Тобольской и Тюменской епархии). Другой, более устойчивый иконографический вариант создан на основе синодального образца и тобольских портретов - поясное или ростовое изображение благословляющего святителя в небольшом повороте влево, с жезлом в левой руке.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Княжье Озеро. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Пятиглавый храм в духе псевдорусских построек XIX b. с боковыми приделами и шатровой колокольней. Общее количество глав с крестами — девять. Диаметр центрального купола — 7,4 метра, высота креста — 5,2 метра. Общее количество приделов — восемь. Один из приделов — придел во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери, в котором с 3 декабря 2009 года временно находится Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери. wikipedia В 2002 году в Павлово-Слободском сельском поселении было начато строительство коттеджного поселка " Княжье Озеро " . Дирекция строительной компании, а так же жители поселка изъявили желание построить на его территории православный храм. 17 декабря 2002 года была зарегистрирована община храма Святого Благоверного князя Александра Невского. 12 сентября 2005 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, был совершен чин закладки храма. 15 сентября 2009 года купола и кресты были водружены на храм. Общее количество глав с крестами - 9. Диаметр центрального купола 7,4 м, а высота креста - 5,2 м. Осенью 2009 года в ответ на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Министерством культуры РФ и Государственным Русским музеем было принято решение о перемещении чудотворной иконы Божией Матери " Одигитрия " (Путеводительница) Эфесской-Корсунской-Полоцкой-Торопецкой из фондов ГРМ в храм Александра Невского. Утром 3 декабря 2009 года икона Божией Матери " Одигитрия " в специальном киоте была доставлена в храм. Храм состоит из 8 приделов. Один из приделов - во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери. Интерьер центрального храма и приделов объединяется многоярусным иконостасом. Резной деревянный позолоченный иконостас изготовлен сотрудниками " Творческой мастерской Изограф " , расположенной в Сергиевом Посаде. На Пасху 5 мая 2013 года в центральном приделе Александро-Невского храма прошло первое богослужение. Его украшает пятиярусный резной иконостас высотой 19,5 м. Прообразом иконостаса для храма послужил иконостас собора Успения Пресвятой Богородицы в Смоленском кремле. Из-под купола спускается центральный светильник - хорос в виде 12-гранника с изображением святых и двуглавых орлов, поддерживаемыми лентами-лучами, идущими от уст голубей к верхней части хороса. Полы в храме из натурального мрамора, с инкрустацией по периметру. Сверкающий разноцветной мозайкой мраморный пол изготовлен итальянскими мастерами.

http://sobory.ru/article/?object=13556

Появление «Богоматери Эфесской» в Торопце автор «Сказания» относит к XIII в., связывая со свадьбой кн. Александра Невского и дочери полоцкого кн. Брячислава, якобы получившей в 1239 г. икону как родительское благословение, что не подтверждается источниками. Название «Корсунская» (впервые появляется в надписи на напрестольном кресте, вложенном в 1634 (или 1641) г. в Георгиевский собор Торопца «к чудотворному образу Пресвятой Богородицы Корсунской…», см.: Знаменский. 1873. С. 90) объясняется преданием о том, что святыня по дороге из К-поля в Полоцк «жителями города Корсунь из благоговения удержана была в оном до года» (Там же). Очевидно, новый эпитет иконы определялся не только широким распространением в России той эпохи «корсунской легенды», но и самим видом произведения, находившегося под слоями записей и потемневшей олифы и более всего напоминавшего произведения византийско-греческого мира. Легендарность и позднее происхождение этого известия не вызывают сомнений: вряд ли автор Жития прп. Евфросинии проигнорировал бы столь важное событие. Вместе с тем «Сказание…» довольно точно описывает иконографию иконы «Одигитрия» и ее процессионный, выносной, характер. Упоминается также изображение на ее оборотной стороне образа свт. Николая Чудотворца, «помощью которого и заступлением Богородицы одерживались военные победы». Эти особенности памятника соответствуют облику иконы XIV в., которая была вывезена в ГРМ из Торопца. Корсунская икона Божией Матери «Одигитрия» в Корсунском Богородицком соборе г. Торопца Псковской губ. Гравюра. Кон. XIX в. Корсунская икона Божией Матери «Одигитрия» в Корсунском Богородицком соборе г. Торопца Псковской губ. Гравюра. Кон. XIX в. Позднее происхождение названия иконы «Корсунская», с заступничеством и покровительством которой с 1-й пол. XVII в. неразрывно связана военная и городская история Торопца, подтверждает и традиция освящения храмов, среди к-рых в древности не встречалось ни одного Богородичного. В 1676 г. царь Алексей Михайлович на месте обветшавшего деревянного собора вмч.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Торопецкую икону не планируется передавать в монастырь, как объявлялось при её изъятии из Русского музея 09.10.2017 Торопецкую икону Божией Матери , перевезенную из Русского музея в 2009 году в храм Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке Княжье Озеро, не планируют передавать в монастырь Торопца . " Икона по-прежнему находится в отдельном пределе храма Александра Невского, помещена в специальную камеру. У нас нет сведений о том, что ее планируют передать Торопецкому монастырю " , - сообщили " Интерфаксу " в понедельник во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, в ведении которого находится икона. Собеседник агентства рассказал, что приблизительно раз в месяц специалисты центра вынимают икону из камеры и осматривают. " Икона двусторонняя, поэтому ее приходится вынимать полностью. В настоящее время она находится в стабильном состоянии. Но как человеку-амфибии необходимо иногда дышать воздухом, чтобы не остаться навечно в воде, так и иконе нужна такая возможность. Но ни о каких перемещениях иконы речь не идет " , - отметил он. В центре добавили, что с 2009 года не было необходимости реставрировать икону. " Все ограничивается осмотрами. Периодически мы приглашаем специалистов Третьяковской галереи и Музея Рублева " , - сказал сотрудник центра. В 2009 году икона была доставлена в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро. Предполагалось, что здесь она пробудет один год на временном хранении, затем срок был продлен, а в 2011 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что икону поместят в одноименный монастырь после окончания в нем реставрационных работ. Здесь она находилась до 1936 года. " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, была одной из самых старых икон в собрании Русского музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский мастер.

http://drevo-info.ru/news/22859.html

Объем и содержание темы «Иконография Богоматери» в исторической постановке. Библиография предмета Введение Библиография предмета I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов «Благовещение» и «Рождество Христово» Поклонение волхвов» в живописи римских катакомб «Поклонение волхвов» на римских и равеннских саркофагах и на солунском амвоне Изображения на группе мелких памятников Саркофаги церкви св. Енграции и киворий собора Сан Марко II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви Чин «дев» и чин «диаконисс» Изображения на стеклянных донышках сосудов из катакомб Развитие образов Богоматери и «священных дев» Изображения на медальонах, печатях, крестах и саркофагах III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества V. Появление моленной иконы. Иконные типы Богоматери V и VI столетий в живописи и скульптуре и художественно-промышленных изделиях Икона Богоматери из собрания преосв. Порфирия Образ Богоматери Оранты в Острианских катакомбах и родственные ему образы Мозаики ц. св. Аполлинария Нового и базилики Евфразия «Помянная» икона в катакомбах Коммодиллы Кодекс Рабулы Иконная идеализация в евангельских сюжетах. Кафедра Максимина Ампулы Монца. Икона и крест из Латеранского клада Коптские и греко-восточные ткани Оклады и диптихи из слоновой кости. Выводы VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке VII. Иконные типы Богоматери греко-восточного и византийского происхождения в западных и восточных памятниках VII и VIII столетий и образы Божией Матери на стенах церкви Св. Марии Антиквы в Риме VIII. Памятники греко-восточной и византийской иконографии Божией Матери на романском Западе в VII–IX веках. Образ Божией Матери «Оранты» в ораториях IX. Исторические данные о почитании Богоматери в древнейшей Византии. Древний византийский стиль. Мозаики храма великомученика Димитрия в Солуни. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Икона в «Княжьем Озере» находится с согласия Русского музея и министерства культуры. Другого варианта и быть не может. Киот, в котором она сейчас временно хранится, наверное, один из лучших в мире. В этом киоте икона стала «выздоравливать». Ей там лучше живется. Поэтому в данном конкретном случае, когда условия хранения иконы даже лучше, чем музейные, мы можем себе позволить подержать ее там подольше. Но от этого ее музейный статус не изменится», — сказал Авдеев. Он отметил, что образ находится в фонде Русского музея, а из музейного фонда не позволяет ничего изымать российское законодательство. Министр напомнил, что в законе о передаче РПЦ религиозного имущества говорится, что нельзя передавать «экспонаты из музейного фонда, из библиотечного фонда и из архивного фонда». Икона Торопецкой Божьей матери, именуемая также «Эфесской», «Полоцкой» и «Корсунской», до 1920-х годов хранилась в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, а в 1930 году отослали в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передаче ей иконы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/toropeckaya-ikona-bozh...

С 1996 года по 2000 год, до передачи иоанно-Введенского монастыря епархии, при храме в приходском доме жили монахини. Таким образом храм Семи отроков стал еще и колыбелью женского Иоанно-Введенского монастыря. В 2003 году на пожертвования прихожан были приобретены колокола, и храм обрел свой голос. Первый колокольный звон храма горожане услышали в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября. Сегодня желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола не только в Пасхальную седмицу, но и в обычные дни по предварительному согласованию. В храме действует большая Воскресная школа, есть молодежная группа и взрослая Воскресная школа. В выходные дни работает библиотека. В храме регулярно совершается Таинство Крещения. Но вот венчаний, по понятным причинам, немного. Духовенство храма Семи отроков – очень образованное. Все 5 священников закончили духовную академию, являются преподавателями Тобольской православной духовной семинарии. Двое имеют кандидатские степени. Есть в храме и особо чтимые святыни. Икона Божией Матери Почаевская написана сестрами Иоанно-Введенского женского монастыря в XIX веке. Прославилась в 2004 году, когда при фотографировании иконы заметили, что на стекле киота, где находилась икона, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. С этого времени в храме увеличился поток паломников со всей России, желающих увидеть это знамение. Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Написана специально для храма в XIX веке монахами русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, в Греции. Икона святителя Николая Чудотворца, XIX века. Доподлинно известно, что по молитвам к святому перед этой иконой совершается много чудес. Но все же главное предназначение кладбищенского храма – молитва за усопших. Рядом с храмом находятся могилы известных всему миру людей – Петра Николаевича Ершова, декабристов, отца Д.И. Менделеева. Отпевали их в тех храмах, к которым они были приписаны, но поминать приходили именно в храм Семи отроков. Здесь, на кладбище, похоронены и многие поколения тоболяков. Много здесь расстрелянных, репрессированных. Неудивительно потому, что в храм Семи отроков идут за духовным утешением потерявшие родных и близких.

http://sobory.ru/article/?object=00969

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010