Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Состояние Торопецкой иконы ухудшается, утверждает эксперт Русского музея 22.11.2011 Торопецкая икона Божией Матери , переданная ранее на временное хранение из Русского музея в храм подмосковного поселка Княжье Озеро, начала подвергаться разрушению, заявила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства музея и автор монографического исследования по этой иконе Ирина Шалина. " В микроклимате наших фондов еще ни на одной иконе у нас не поднялась " грядка " , а там, в Княжьем Озере, на Торопецкой иконе " грядки " уже наблюдаются! " - заявила эксперт в интервью, которое публикует журнал " Огонек " . Она пояснила, что " грядки " - это такое состояние сохранности авторского слоя, при котором красочный слой поднимается и образуются жесткие или менее жесткие " гребни " . " Да, к сожалению, по Торопецкой иконе пошли мелкие " грядки " . Именно потому еще полгода назад на нашем реставрационном совете мы приняли протокол о том, что этот памятник нужно обязательно привезти обратно в музей. Было ясно, что икона нуждается во внимании реставраторов, а ей вместо этого продлили пребывание в Княжьем Озере еще на полгода " , - посетовала И.Шалина. Она напомнила, что в церкви Александра Невского поселка Княжье Озеро, куда икону увезли на временное экспонирование в 2009 году, ее поместили " в замечательную климатическую кассету, дорогостоящую капсулу " . Однако, продолжила И.Шалина, икона должна дышать. " В капсуле же она не дышит, там она в своеобразном склепе. Как только мы этот склеп откроем, последствия могут быть ужасными, а он же в какой-то момент будет открыт " , - отметила она. Ранее губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что Торопецкую икону поместят в одноименный монастырь после окончания в нем реставрационных работ. Одни ученые датируют " Богоматерь Одигитрию " , которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский иконописец.

http://drevo-info.ru/news/11836.html

ВОХРЕНИЕ — в иконописи постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил). ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских Соборов: I Никейский (325 г.) — принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи; II Константинопольский (381 г.) — выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства и др.; III Эфесский (431 г.) — осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) — осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу; V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) — осуждение различных ересей; VII (II Никейский, 787 г.) — осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и Креста. После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились. ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (Богоматерь Всех Скорбящих Радость) — наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо изображения Богоматери — самостоятельно или перед Христом — включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Согласно церковному преданию, обретена в 1643году. Память 24 октября (6 ноября). Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость (с грошиками)   ВХОД В ИЕРУСАЛИМ — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф. 21.1-2; Мк. 11.1-10; Лк. 19.29-38; Ин. 12.12-15). Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Другое название праздника — неделя Ваий (т. е. пальмовых ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба; отсюда — Вербное воскресенье. Установлен с III века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона «Вход в Иерусалим» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Вход в Иерусалим. Миниатюра сборника бесед на двунадесятые праздники

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Второе изображение - выходная миниатюра в лист в Псалтири Гамильтона (Berolin. Mus. Kupf. 78 A 9 (Hamilton 119), ок. 1300). В центре композиции, под киворием с треугольным навершием,- большого формата квадратная икона Божией Матери с 3-частной ручкой, вставленной в пирамидальную подставку. На иконе представлена поясная фигура Богоматери, слегка склонившей голову к Младенцу Христу, сидящему на Ее левой руке. Правая рука Богоматери в жесте моления обращена к Христу; правой рукой Он благословляет, в левой - держит свиток. Мафорий Богоматери коричневый, одежды Христа золотые. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов; в центре нижнего поля к средней части ручки прикреплена небольшая икона, являющаяся уменьшенным, сокращенным (без архангелов) списком большой иконы, предназначенным для целования. Наверху иконы - свернутая красная завеса, концы к-рой спускаются с обеих сторон; вторая, ажурная, завеса закреплена на кивории. Слева от иконы находятся фигуры 2 юношей, препоясанных коричневыми ремнями, и ребенок; справа - 3 жен. фигуры. На переднем плане - коленопреклоненные донаторы: слева - бородатый мужчина, справа - женщина. Все предстоящие и поклоняющиеся иконе в красных одеяниях, они простирают к ней руки в жесте моления. Донаторы отделены от предстоящих фигур 2-го плана невысокой ажурной преградой-завесой, сходной с завесой в верхней части кивория. По мнению исследователей, на миниатюре представлена либо чудотворная к-польская святыня с членами служащего ей братства, либо, что более вероятно, один из чтимых списков «О.». Местночтимые иконы Богоматери с Младенцем, возможно восходящие к иконографии к-польской «О.» и почитавшиеся подобно чудотворному оригиналу, но с местными особенностями, упоминаются в источниках XI-XII вв.: «Одигитрия» в Фессалонике ( Eustathios of Thessaloniki. The Capture of Thessaloniki/Trad. J. R. Melville Jones. Canberra, 1988. P. 142. 3-21; Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 135-136), «Богоматерь Навпактисса» в сельской округе близ Фив ( Nesbitt, Wiita. 1975; Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 136), «Богоматерь Эфесская» прп. Ефросинии Полоцкой ( Шалина. 1996). Поскольку эти иконы (кроме последней) не сохранились, нельзя сказать, являлись ли они списками к-польской святыни.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

На Л. действуют 109 приходских храмов (72 - в Митилинской митрополии, 37 - в Мифимнской), 411 парекклисионов (351 - в Митилинской митрополии, 60 - в Мифимнской), 1087 экзокклисионов (872 - в Митилинской митрополии, 215 - в Мифимнской), 7 мон-рей (4 - в Митилинской митрополии: ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), Успения Пресв. Богородицы, или Дамандри, и сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины; 3 - в Мифимнской: Лимонос, Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы и Периволи). Святыни мощи сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины в одноименном мон-ре, рельефная икона арх. Михаила в мон-ре св. Таксиархов в Мандамадосе, сделанная из земли, смешанной с кровью убитых пиратами монахов, икона Божией Матери «Святой Сион» в Айясосе (по преданию, привезена мон. Агафоном Эфесским из Иерусалима в эпоху иконоборчества, храм построен в 1170). Памятники архитектуры Археологи обнаружили на Л. более 50 базилик V-VI вв. Самые большие по размеру: 3-нефные базилики: в Скала-Эресу (св. Анастасии (1-я пол. V в.), в ней похоронен прп. Андрей Критский), в местности Халинадос, к юго-востоку от Айия-Параскеви (2-я пол. VI в.), в Аргале, в 6 км к югу от Митилини (нач. V в.), близ с. Ипсилометопо (Псилометопо) (2-я пол. VI в.), в 2 км к югу от Лутра (V в.), в Клио (2-я пол. VI в.) и рядом с мостом через р. Цикния близ Айия-Параскеви. Некоторые раннехрист. церкви возведены на месте известных античных памятников: напр., базилика в местности Меса близ Калони - на фундаменте храма IV в. до Р. Х., а базилика в местности Афендели близ Эресоса (V-VI вв.) - там, где находилась школа философа Феофраста. Храмов визант. периода на Л. сохранилось немного: ц. первомч. Стефана близ Мандамадоса (XIII в.), ц. Пресв. Богородицы Труллоти (противоречивые датировки X или XIV/XV в.), собор мон-ря св. Таксиархов близ Като-Тритоса (XV в.). Митиленские (Митилинские) епископы Евагрий (упом. в 359), Фалл (между 361 и 366), Иоанн (упом. в 431), Флорентий (упом. в 451), Евной (упом. в 459), Захария (упом. в 527-536), Палладий (упом. в 554), Григорий (упом. в 681), Сисиний (упом. в 691/2). Митилинские архиепископы

http://pravenc.ru/text/2463587.html

Главный барельеф работы не позже конца Х – го столетия или начала XI – го века 32 . 2) Средневековая копия того же типа, с ангелом, венчающим Богородицу 33 . Там же. 3) Большой барельеф в архиепископской капелле Петра Хрисогона в Равенне и подобный ему в церкви S. Maria in Porto, там же. Известная монета Константина Мономаха († 1055) представляет Богородицу в этом типе с надписью: Влахернитисса и, по – видимому, утверждает это имя за всеми изображениями подобного рода, как напр, мозаикою Киево – Софийского собора в асиде («Богородица Нерушимая Стена»), мозаикою Гелатского монастыря и др 34 . Говорим – по – видимому, потому что самый основный пункт существования в Византии типа Влахернской иконы Божией Матери оказывается неясным. В приводимой в выноске статье прямо смешана икона с главною святынею Влахернской церкви – ризами Богородицы, которыми и совершено напр. чудо 865 года воздвижения бури и потопления судов Олега при патриархе Фотии 35 . Когда русские летописи говорят о Влахернской Богородице, это еще нисколько не значит, что они должны разуметь чтимую и чудотворную икону, а не просто церковь , славную своею святынею. Древние Византийские историки нигде не говорят об иконе или образе Влахернской Богородицы, прославленной чудесами, и такой факт стоит в явном противоречии с принятым доселе мнением, что чтимая в Византии Влахернская икона появилась почти одновременно с иконою Одигитрии, и что, вообще, два принятые типа, и вместе с ними третий тип (о котором скажем ниже) Богородицы «Святого источника», также в позе Оранты, но с Младенцем на лоне, принадлежат еще древнему христианству 36 . Напротив того, осторожнее других идущий аббат Мартиньи в своем кратком очерке древнейших изображений Марии, высказывает следующее весьма основательное заключение. Отрицая тенденцию протестантских историков, которая не допускает этих изображений ранее Эфесского собора 431 года, он полагает, однако, что со времени осуждения ереси Нестория, церковь была вызвана на предпочтение икон Божией Матери с Младенцем перед изображениями ее одной: церковное поучение через посредство иконописи было во все времена в правилах церкви и особенно, прибавим мы, церкви греко – восточной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мониторинг СМИ Святых распорядились выносить Одну из старейших икон из Русского музея собираются пристроить на время в коттеджном поселке 26.11.2009 12:22 Министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери XII-XIV веков из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в коттеджном поселке " Княжье озеро " Истринского района Московской области. Связывает икону из Русского музея с элитной подмосковной недвижимостью лишь то, что президент строительной компании " Сапсан " , реализующей проект " Княжье озеро " , и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона, один и тот же человек. Распоряжение начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм в Государственном Русском музее получили вчера. Оно подписано директором департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкульта Рамазаном Колоевым; основанием для такого решения стало письмо патриарха министру культуры Александру Авдееву. Пресс-секретарь Минкульта Наталия Уварова подтвердила это решение, добавив: " О сроках нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие " . " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " — одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной. В настоящий момент сохранность " Богоматери Одигитрии " критическая, согласно заключению реставраторов, " грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена " : это значит, что образ в любой момент может осыпаться. В Русском музее из-за этого икону даже не показывают в экспозиции.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Клименту принадлежат каноны Пресвятой Богородице, великомученице Ирине, священномученикам Клименту Римскому и Мефодию Патарскому, мученикам Лонгину сотнику, Акиндину, Кодрату, Панхарию, святителям Николаю Мирликийскому, Проклу Константинопольскому и Евстафию Вифинскому, преподобным Мартиниану и Никите Медикийскому, каноны на смерть священника, на смерть монахини, молебный канон. В современных Минеях помещены составленные Климентом каноны пророку Божию Моисею, архистратигам Михаилу и Гавриилу, преподобному Иоанну Лествичнику, семи отрокам Эфесским, святым праотцам, канон Недели 4-й Великого поста, в основу содержания которого положена евангельская притча о богаче и Лазаре. Под пером святого Климента сложился гимнографический жанр канона, состоящего из 9-ти песен Святой Климент был исповедником иконопочитания во времена гонений иконоборцев на православных, поэтому почти во всяком его творении независимо от его основной темы упоминаются иконы, которые он обозначает кроме слова «икона» разными другими словами: типос, морфи, идос. Его каноны содержат больше реалий, исторических, географических, биографических, чем это обычно бывает в произведениях такого жанра. Под пером святого Климента сложился в основных чертах и обрел устойчивый вид гимнографический жанр канона, состоящего из 9-ти песен, с «феотокион» (тропарем, посвященным Божией Матери) в конце каждой песни. Правда, в канонах Климента, в отличие от окончательно выработанной формы этого жанра, 2-я песнь не опускается, что позже стало особенностью великопостных канонов. Помимо канонов святой Климент стал творцом песнопений, включенных в Постную Триодь: трипеснцев и стихир-подобных на будние дни Великого поста, а также стихир в Неделю о блудном сыне. Преподобная Кассия Песнописица В IX столетии церковная поэзия обогатилась творениями учеников и последователей Климента: Иосифа Песнописца, преподобноисповедника Феофана Начертанного и еще нескольких выдающихся гимнографов. Среди них самой яркой звездой сияет преподобная Кассия, которая по-другому в источниках именуется Кассианой и Икасией.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Некоторые церкви отличались необыкновенным богатством украшений и утвари, так что составляли предмет удивления для современников. Успенский владимирский собор, построенный Боголюбским, блистал весь золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Амвон и трое дверей церковных обиты были золотом и серебром. Иконы были обложены золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями. Многочисленные паникадила и подсвечники были серебряные и золотые. Служебные сосуды, рипиды, три ковчега для хранения святых даров были вылиты из чистого золота и украшены многоценными камнями. Подобным же образом описывает летописец и Рождество-Богородицкую церковь, созданную Боголюбским в Боголюбове: мало того, что в ней были золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, многоценные иконы, обделанные крупным жемчугом и другими дорогими камнями, двери, обитые золотом, она вся от верху до низу, по стенам и по столбам, окована была золотом. О позлащении куполов и глав на обеих этих церквах мы замечали. Смоленская церковь архистратига Михаила, построенная князем Давидом Ростиславичем, была такая, что подобной ей, по выражению летописи, не было в полунощной стране, и все, приходившие в эту церковь, дивились ее необычной красоте: иконы в церкви были украшены золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и вся она исполнена была богатством. Ростовский епископ Кирилл, по словам очевидца, украсил (1231) ростовскую соборную церковь такими многоценными иконами, что нельзя и описать: он устроил в ней два многоценных кивота, многоценную одежду на престол, сосуды, рипиды и множество другой утвари, сделал прекрасные церковные врата с полуденной стороны, которые назывались Золотыми, внес в церковь честные кресты и многие мощи святых в прекрасных раках. Жители окрестных мест нарочито стекались в Ростов, чтобы подивиться на эту чудную, благоукрашенную церковь . Замечательнейшие иконы, дошедшие до нас от того времени, кроме иконы Владимирской Богоматери, перенесенной Боголюбским из Вышгорода во Владимир, суть: 1) икона Божией Матери так называемая Эфесская: по преданию, она писана святым евангелистом Лукою и находилась в Эфесе, но по просьбе преподобной Евфросинии, княжны полоцкой, бывшей в родстве с греческим двором, прислана ей от императора Мануила за благословением патриарха Луки Хрисоверга.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Патриарший экзарх всея Беларуси освятил обновленный храм благоверного князя Александра Невского в Минске 6 декабря 2021 г. 18:37 6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин  совершил освящение обновленного Александро-Невского храма в Минске и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили:  архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ,  епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , настоятель прихода храма благоверного великого князя Александра Невского протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма апостолов Петра и Павла г. Волковыска архимандрит Василий (Коржич), секретарь  Гродненской епархии  протоиерей Николай Лабынько, председатель Наградной комиссии  Белорусского экзархата  иерей Дионисий Ковалев, духовенство храма и приглашенные священнослужители. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Сергея Смольского. Перед началом богослужения в храм была доставлена копия Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Во время Литургии были вознесены молитвы о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Петровский. По заамвонной молитве было совершено славление благоверному великому князю Александру Невскому. Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. В завершение потрудившиеся при обновлении храма священнослужители и прихожане были отмечены наградами и грамотами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наградами Белорусской Православной Церкви и грамотами Патриаршего экзарха. С приветственным словом к митрополиту Вениамину обратился настоятель храма протоиерей Николай Коржич. Он поздравил Патриаршего экзарха с праздником и поблагодарил его за освящение обновленного храма и за совместное богослужение. На молитвенную память владыке Вениамину была подарена икона Божией Матери «Эфесская».

http://patriarchia.ru/db/text/5870013.ht...

В связи с установлением в 1984 г. по инициативе митр. Минского Филарета празднования Собору Белорусских святых возник соответствующий иконографический извод, созданный Б. Кошелевым и Т. Мадировой. На одной из икон кон. XX в. представлены Белорусские святые на фоне белокаменного храма - минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа, в верхнем ряду слева, рядом с кн. блгв. Ростиславом, изображена Е. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359; Яpaшэbiч. 2006. Ил. 43). На аналойной иконе кон. XX - нач. XXI в. письма витебского мастера Е. Триханкиной образ святой включен в левую группу, на правой руке она держит модель одноглавого белокаменного храма, в левой - крест; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы ее полуфигура с моделью церкви в руке помещена в 3-м ряду 3-й справа. Образ Е. разрабатывается не только в церковном искусстве, но и в творчестве совр. белорус. и рус. художников. На полотне М. А. Савицкого «Погребение прп. Евфросинии Полоцкой» (1992) на фоне пейзажа изображена похоронная процессия, 3 священника несут на плечах одр. Известны картины «Прп. Евфросиния Полоцкая» А. Марочкина (1986), П. Свентоховского (1991), Н. Счастной (1997 - Счастная Н. Искры моей жизни. Минск, 2001. С. 97. Ил.), С. А. Лагуновича-Черепко и А. Липского (1993) ( Мельников. 1997. С. 92, 94, 96, 102), свящ. Сергия Симакова (1989), к-рый является также автором образа «Призвание прп. Евфросинии Полоцкой» - коленопреклоненная Е. в молитвенном обращении к ангелу, осеняющему жен. фигуры в монашеской одежде, в центре - одноглавый храм на фоне зимнего пейзажа, вверху - Эфесская икона Божией Матери. Памятник прп. Евфросинии в Полоцке. Скульптор В. Голубев. 2000 г. Памятник прп. Евфросинии в Полоцке. Скульптор В. Голубев. 2000 г. Худож.-график А. М. Кашкуревич создал цикл рисунков, посвященных Житию Е. (прощание Е. с отцом, встреча с сестрой Городиславой и др.); на его литографии «Прп. Евфросиния Полоцкая - просветительница» (1987) молодая женщина в монашеском одеянии, стоящая на фоне Преображенской ц., в руках держит раскрытую книгу, на кисти висят четки, на груди - большой 6-конечный крест (Там же. С. 22-26, 31, 45; абласны мacmaцki музей iмя П. В. Macлehikaba. Mihck, 2003. Ил. 150). В. Васюк и Л. Гомонов являются авторами плакатов с образом Е. (1990, 1991), Я. Кулик - триптиха с фигурами Е., зодчего Иоанна и ювелира Лазаря Богши (1996), Ю. В. Пискун - гобелена «Полоцкие колокола» (1990; см.: Мельников. 1997. С. 95, 97, 100).

http://pravenc.ru/text/187879.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010