протоиерей Михаил Браверман Содержание Пролог: Пресвятая и Христос Бог Деисис Благовещение и начало Евангелия Эммануил – с нами Бог! Благовещение и таинство Причащения Причастники Божественного естества Зачатие Пресвятой Богородицы Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии Храм для живого Бога От прообраза к первообразу. Дева Мария и Ветхий Завет Купина Неопалимая и имя Живого Бога Безымянное имя Песни Богородицы О Слове Божием и духовном родстве Образ и Первообраз Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена Покров и Акафист Роман Сладкопевец и Кондак Иоанн Дамаскин и Троеручица Казанская икона и семь эфесских отроков Единосущным Отцу и нам Догматика и догматики Крест и Крестобогородичны Весть о Воскресении Успение как Совоскресение Эпилог: София – Премудрость Божия     «Вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой – то тайне для христиан. Можно сказать, из снятых жизней ни об одной не известно так мало» Михаил Скабалланович , профессор богословия, исповедник Пролог: Пресвятая и Христос Бог Евангелие совсем мало говорит о Богородице и Приснодеве Марии, ибо в Центре Его – Сам Господь Иисус Христос , Его Личность и Его учение. Но и то немногое, что открывает нам Евангелие о Пресвятой Марии, имеет прямое отношение к нашему спасению и дает нам основание обращаться к Ней в молитвах. Слово «Евангелие» означает «благая весть» – радостная весть о том, что в мир приходит Мессия – Христос. И самой первой это было возвещено Деве Марии в день Благовещения Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...» [ Лк. 1:28 ]. И Ей, «не знающей мужа», обещано, что Она станет матерью воплощенного Сына Божиего. И ответ Девы Марии Архангелу: «Вот, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [ Лк. 1:38 ], – приводит Бога в мир. Это Дева Мария встречала мудрых волхвов, пришедших поклониться Богомладенцу, и это Ей на сороковой день по Рождестве Христовом было открыто Симеоном Богоприимцем, что оружие Креста пронзит и Ее душу. И Свое первое чудо – претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской – Господь сотворил в ответ на просьбу, на ходатайство, Своей Пречистой Матери. И тогда, свидетельствует очевидец этих событий, апостол Иоанн Богослов, «поверили в Господа Его ученики».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прилог к преподобной матери Евфросинии. Стихотворение, непросредственно примыкающее к Молитве плачевной..., обращено к святой Евфросинии (ум. 1173), покровительнице города Полоцка, со страстной мольбой воззвать к Богу-Отцу, Христу и Богородице и помочь скорейшему возвращению в «землю Белороссийскую» чудотворной иконы Богородицы. Существует мнение, что речь идет о той же самой иконе, что и в Молитве плачевной ..., – об образе Богоматери Одигитрии из полоцкого Софийского собора (см. комментарий к Молитве плачевной ...), но что Симеон Полоцкий отождествил будто бы ее с другой иконой – Богоматерь Эфесская, византийского происхождения, привезенной в Полоцк по просьбе Евфросинии в середине XII века и затем таинственно пропавшей. Если в сознании поэта и «произошла контаминация двух образов» (И.А. Шалина. Богоматерь имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996, с. 211), то вряд ли потому, что следы древнейшей полоцкой святыни затерялись в веках. Связывая икону Полоцкой Богоматери Одигитрии с именем Евфросинии, Симеон сознательно стремился удревнить ее и повысить в статусе святости. Равно возможно и другое предположение: обращаясь с просьбой к Евфросинии вернуть в полоцкую землю чудотворную икону, поэт имел в виду не образ Полоцкой Богоматери Одигитрии (ей он посвятил Молитву плачевную ...), а другую реликвию – древнюю икону Богоматери Ефесской, о которой ему было известно из Жития Евфросинии. В автографе Молитва плачевная. .. и Прилог ... следуют друг за другом, на неразрывность текстов указывает здесь помета для писца «пиши и сие», помещенная на боковом поле на уровне строки с названием «Прилог...» (в рукописи РГАДА, ф. 381, 1800, л. 33–33 об. первоначальный вариант на белорусском языке представляет собой единый текст, без разделения на две части и соответственно заглавие «Прилог...» здесь отсутствует; опубликовано: Былинин, с. 62–64). Поэт сознательно пошел на нарушение алфавитного порядка, воспринимая Молитву плачевную ... и Прилог... как две вариации на очень конкретную ситуацию, связанную с судьбой почитаемой святыни (или святынь). Опубликовано: Былинин, с. 77–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

«Как видно из деятельности св. Александра, он чудным сочетанием соединил в себе лучшие качества своих предков с отцовской и материнской стороны. Co стороны отца он является потомком того колена Владимира Мономаха, которого ярким представителем был св. Андрей Боголюбский. Отличительные семейные черты с этой стороны: мудрая расчетливость, последовательность, умение пользоваться обстоятельствами и стремление к неуклонному собиранию земли вокруг одного престола. Князь-хозяин, князь-строитель, с оттенком непреклонной суровости, – таков характер отца Александра, Ярослава и дедов его – родного Всеволода и двоюродного Андрея Боголюбского. Co стороны матери, родной внук св. Мстислава Храброго, – Александр унаследовал черты витязя киевского времени: беззаветное мужество, трогательное мягкосердечие, высокое доверие к людям, бесконечное сострадание ко всему страдающему, голубиную кротость при орлином полете, не знающее удержу стремление к славе родной земли. И сочетание этих редко в одном человеке уживающихся качеств составило явление чрезвычайное, необыкновенное, которое произвело сильнейшее благотворное впечатление на современников и оказало счастливое влияние на ход русской истории. В том яснее всего и видна направляющая Русь рука Божия, что в нужные времена Бог посылает своих избранников, точно созданных по обстоятельствам и требованию времени. Таков был и Александр – то грозный и победоносный вождь русских против северных недругов немцев, то смиряющий свою богатырскую душу и отмаливающий Русь от гнева ханского. И как ни высоки воинские подвиги во славу отечества, еще выше смирить и унизить себя для блага родины». Александр Невский женился в 1239 году на дочери Брячислава Полоцкого княжне Александре (Параскеве). Свадьба прошла в Торопце в храме Св. Георгия (рис.1). 1 Одна из легенд повествует о том, что отец Александра Невского, переяславский князь (позже великий князь киевский и владимирский) Ярослав Всеволодович, благословил брак Иконой Торопецкой Богоматери. Известна гипотеза, что Торопецкая икона (рис. 2) происходит из Полоцка, является списком с Эфесской иконы, приобретенной преподобной Евфросинией (Предиславой) Полоцкой (1104 (?) - 1167), дочерью витебского князя Святослава Всеславича, внучкой Всеслава Брячиславича, инокиней и просветительницей периода Полоцкого княжества.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/17/...

В византийской столице к тому времени уже находились две реликвии Богородицы: риза и пояс, хранившиеся в великолепных раках, позднее украшенных большими вотивными изображениями; одним из них мог быть и «образ», приписываемый св. Луке 251 . К тому же времени, возможно, относятся и легенды о платах, на которых Христос запечатлел Свой нерукотворный образ. Задание царя Авгаря создать живописный образ Христа оказалось невыполнимым для художника, однако один из этих платов, якобы доставленный в Эдессу еще при жизни Христа, был обретен в VI в. как драгоценнейшая реликвия. Такая же «аутентичность» псриодически приписывалась и другим изображениям, носившим название «ахиропойита» – «нерукотворные», к примеру иконе Христа из Камулиана, VI в. (она тоже восходила к чудотворному образу на ткани и, таким образом, имела как бы двойную «генеалогию») 252 . Авторство отдельных изображений, прославленных своей красотой, приписывалось ангелам (так, например, обстоит дело с известной мозаикой «Богоматерь Агелоктиста» в Кити на Кипре, выполненной, по преданию, ангелами). В других случаях сверхъестественное начало просто водило кистью мастера, исполнявшего тот или иной образ Христа. Божественное участие допускалось в любой области художественного творчества, сообщая небесную «санкцию» отдельным изображениям 253 . Что касается женской половины христианского общества, то лучше всего с этой ролью заступницы справлялась Богоматерь. Отождествление с перипетиями женской судьбы материнских мук Богородицы (Теотокос) шло в одном ряду с ее особым. почитанием, которое было впервые разработано на Эфесском соборе в 431 г. 256 . Женский идеал святости, вероятно, подкупал тех, в ком прежде видели и осуждали исключительно дочерей праматери Евы. Именно ему была обязана своим обращением преп. Мария Египетская, покаявшаяся, согласно традиционной версии, у иконы Божьей Матери в Иерусалиме. Другая икона Богородицы, хранимая в одном из храмов Созополя (юг Малой Азии) славилась чудесными исцелениями и привлекала к себе женщин, страдавших от бесплодия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Новости Торопецкая икона из Русского музея пробудет в подмосковном храме еще полгода 24.09.2010 13:55 Санкт-Петербург, 21 сентября. Русский музей продлил на полгода договор временного хранения Торопецкой иконы Божьей Матери, которая была передана в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро в декабре прошлого года, сообщили " Интерфаксу " во вторник в пресс-службе хранилища. " Договор продлен до 22 марта 2011 года " , - сказал собеседник агентства, отметив, что в пресс-службе не обладают информацией о причинах продления срока хранения иконы в храме. Как сообщалось, икона, являющаяся экспонатом Русского музея, была доставлена в храм Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке 3 декабря прошлого года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. " Мы относимся к передаче иконы как к своего рода выставке. Я настоял на том, чтобы мы выдали икону церкви. Этим актом - передачей - мы продемонстрировали свою готовность к диалогу " , - говорил директор Русского музея Владимир Гусев журналистам в феврале. Икона " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, - одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский художник. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ [греч. Κριλλος Αλεξανδρεας] (375-380, Феодосий (совр. Эль-Махалла-эль-Кубра, Египет) - 27.06.444, Александрия), свт. (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим ), 9 июня), архиеп. Александрийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Традиционно жизнь К. подразделяется исследователями на ранние годы (до 412) и время епископского служения, которое в свою очередь делится на 2 периода: до и после начала несторианского спора (412-428; 429-444). Богатый событиями и значительно лучше документированный 2-й период епископства включает начало спора (429-431), Вселенский III Собор (июнь - окт. 431), примирение с Антиохией и окончательное осуждение Нестория (431-435), спор по поводу епископов Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (435-440) и последние годы жизни К. (440-444). Источники Обширная переписка К. относится преимущественно ко 2-му периоду епископства; значительная ее часть вошла в акты III Вселенского (Эфесского) Собора. О своей жизни К. сообщает в письмах совсем немного. Акты Эфесского Собора являются главным источником сведений об участии К. в несторианском споре. Помимо писем они включают мн. полемические сочинения К., в т. ч. «Защитительную речь к императору Феодосию», где он объясняет свои действия на Соборе. Кроме греч. и лат. актов Эфесского Собора имеются копт. акты, отличающиеся в ряде подробностей; их достоверность оценивается по-разному ( Kraatz. 1904; рус. пер.: Лященко. 1914-1915; Коптские акты III Вселенского (Эфесского) Собора/Пер.: М. Л. Матюшкина//Лит. традиции христ. Египта. М., 2008. С. 76-87). В актах Вселенского V Собора содержатся документы, относящиеся к спору о Диодоре, еп. Тарсийском, и Феодоре, еп. Мопсуестийском, в т. ч. ряд писем и фрагментов полемических трактатов К. В прочих творениях К. встречаются лишь косвенные сведения о его жизни. Свт. Кирилл Александрийский. Икона. XV в. (мон-рь Пантократора, Афон) Свт. Кирилл Александрийский. Икона. XV в. (мон-рь Пантократора, Афон)

http://pravenc.ru/text/1840255.html

протоиерей Михаил Браверман Казанская икона и семь эфесских отроков Прославлять Богородицу и святых означает прежде всего прославлять Христа Спасителя. Любовь и святость Девы Марии послужили Воплощению Сына Божиего, а во святых просиял Своей благодатью Сам Христос. И каждая икона Богородицы или святых открывает нам Бога, обитающего с человеком. Па иконах Девы Марии Она чаще всего изображается с Богом, родившимся от Нее. Быть может, самая чтимая в России Богородичная икона – Казанская, названная так по месту обретения. Было это в середине XVI века; десятилетней Матроне, дочери стрельца, во сне было указание – искать образ на пепелище. Это событие описано очевидцем, иереем Ермолаем; позже, с монашеским именем Гермоген, он стал Московским Патриархом и был заморен голодом польскими интервентами в Смутное время. Вот что написал будущий святитель о чудесном обретении иконы: «Не яви убо образа своего Владычице ни святители града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источник неизчерпаемый приходящим с верою,чудный свой образ, некоего мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную, сего дщи юнна, десяти лет суща,именем Матрона» 51 . С Казанской иконой связано множество исторических событий: освоение российским государством новых земель, освобождение Москвы ополчением князя Дмитрия Пожарского, Полтавская битва и Бородино. В честь этого образа было построено множество храмов, среди них самые известные – Казанский собор на Красной площади и Казанский собор в Санкт – Петербурге. А совсем недавно, в 2011 году, в праздник Благовещения (7 апреля) Казанский образ был доставлен космическим кораблем «Юрий Гагарин» на МКС (международную космическую станцию). И не только память о славных страницах истории привела к прославлению этой иконы, но и особая ее красота! Взор Богомладенца обращен к нам, и Он нас благословляет! Лик же Девы Марии склонен к Сыну. Конечно, это соответствует молитвенной жизни Церкви: Господь смотрит на нашу жизнь, а за нас ходатайствует Его Пречистая Матерь – Дева Мария Богородица. К Ней обращаемся мы в молитве: «Заступница усердная, Мати Бога Вышнего! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим…» 52

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. об этом: Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. V.2: Iconographie. P., 1946, p.65–66. B православной традиции память Семи отроков Эфесских отмечается 524 22 октября и 4(7) августа (см., например, Студийский устав Благовещенского монастыря в Новгороде, XII в.//ГИМ, син. 330 л.187), а по некоторым сведениям, и в другие дни (см., например: Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т.2, отд.1. M., 1876, с.204, 280). Мощи Семи отроков еще в XII в. покоились в гроте близ Эфеса, и русский паломник игумен Даниил в 1114 г. видел их там. См.: Жития святых, чтимых православной церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) , архиепископом Черниговским. СПб., 1885, с.29. Пайкова A.B. Легенды и сказания, с.19. 525 Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. M., 1977, табл.29; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image of Christ in the Ninth-century Byzantine Marginal Psalters//REB. 45. 1987, p.205–222, esp.208. 526 Der Nersesian S. L’illumination des psautiers grecs du Moyen Äge. Londres, add.19 352. P., 1970, f.62, pl.22; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image, p.208. 527 Walter Ch. «Latter-day» Saints in the Model for the London and Barberini Psalters//REB. 46. 1988, p.211–228. 531 См. воспроизведенный в рисунке амулет: Ducange. De imperatorum constantinopolitanorum numismatikus dissertatio. Rome, 1755, pl.3; Grabar A. Amulettes byzantines du Moyen Äge//он же. L’art paleochretien et 1’art byzantin. Requeil d’etudes 1967–1977. L., 1979, p.531–541. Об апотропеическом значении образа Сисиния и Архангела Михаила на амулетах с Семью отроками см.: Бланков Ж. О двоеверии и амулетах-змеевиках//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. M., 1973, с.203–210; Николаева Т.В. Икона-складень 1412 г., мастера Лукиана//СА. 1968, 1, с.89–102. Указатель многочисленных образков с изображениями Семи отроков и какого-либо святого в музейных собраниях см.: Рындина A.B. Суздальский змеевик//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. M., 1972, с.217, 234; Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. M., 1983, табл.23 (2, 3), 24 (2, 3, 4, 5, 6) и 14(1).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Вот тебе и раз! «Бармалей» Шмаков оказался человеком: он, поди, и киот за десять миллионов заказал не для себя, а для почти плачущего от счастья священника из Тверской области. Закончится подмосковная «выставка» - передаст дальше... А что же сотрудники Русского музея? С самого начала они упирали на то, что национальное достояние станет игрушкой зажравшегося частника, а сами все это время знали правду?! Сообщали в СМИ то, на что точно клюнут... Мы это и сделали. Начиная расследование, я была уверена, что выведу на чистую воду «нового русского», связанного с властью и решившего удовлетворить свои эстетические потребности. «Сейчас - «Одигитрия», а после и врубелевского «Демона» кто-то захочет вместо биллборда повесить в своем поселке...» Все оказалось немного сложнее. И слава богу. P. S. Ожидается, что 5 декабря образ «Богородицы Одигитрии» будет в храме Александра Невского в «Княжьем озере». По неофициальной информации, туда приедет Патриарх Кирилл. После этого храм будет открыт для паломников. ИЗ ДОСЬЕ «КП» «Богородица Одигитрия», она же «Богоматерь Эфесская», «Полоцкая», «Корсунская» или «Торопецкая». По легенде, написана апостолом Лукой, автором Евангелия от Луки. Хранилась в византийском Эфесе (отсюда - «Эфесская»), затем икону попросила себе княжна Евфросиния Полоцкая. Образ несли на территорию Белоруссии, в Полоцк, крестным ходом, и по пути Богоматерь явила чудо: остановила эпидемию холеры в городке Корсунь (отсюда названия «Корсунская» и «Полоцкая»). В 1239 году князь Александр Невский женился на княжне Полоцкой и перевез икону в город Торопец нынешней Тверской области, где позже царь Алексей Михайлович специально для этого образа выстроил Корсунско-Богородицкий собор. Богоматерь пребывала на Тверской земле без малого 700 лет, до 1920 года, когда была изъята в музей. По версии сотрудников музея, нынешняя икона - копия той «Одигитрии», сделанная в XIV веке в Пскове. «Богоматерь Торопецкая» стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как фрески Джотто, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Скопированный в середине XII в. с прославленной в древности, но неизвестной нам по другим источникам иконы «Богоматери Эфесской», образ представлял собой изображение «Богоматери Одигитрии» и, по-видимому, был двусторонней выносной иконой. На наш взгляд, характер ее почитания продолжал константинопольскую традицию поклонения одной из главных святынь Византийской империи, самым тесным образом связанной с общественной церковной жиз­нью столицы, литургической практикой императорских монастырей и религиозными ритуалами династии Комнинов. Общественный характер полоцких процессий, которые должны были сопровождаться литиями, напоминал традицию перенесения константинопольской «Одигитрии» на площадь перед храмом и ее ношения по городу. Важное упоминание Жития о том, что не епископ, а именно преподобная Евфросиния, как игуменья монастыря, служившего усыпальницей духовных владык (а может быть, и князей), установила обычай носить «Богоматерь Эфесскую» по церквам Полоцка, дает нам право рассматривать эту церемонию не только как общегородскую, но спе­циально посвященную прославлению и памяти рода правящей здесь княже­ской династии. Все это убеждает в том, что духовная жизнь княжеского По­лоцка была во многом ориентирована на христианские идеалы, церковные традиции и художественные вкусы константинопольского двора. Дальнейшая история реликвии крайне запутанна и противоречива, но для объективного решения спорных вопросов бытования сохранившейся иконы, мы вынуждены рассмотреть хотя бы основные ее моменты. О судьбе Богородичного монастыря после смерти Евфросинии Полоцкой и вплоть до XVII в. ничего не известно (61). Можно лишь с уверенностью утверждать, что к XVI в. он перестал существовать, поскольку название его не встречается ни в одном из многочисленных документов того времени. Видимо, он был разрушен еще в древности, а икона «Богоматери Эфесской» перенесена в храм Спасо-Евфросиниева монастыря. Это обстоятельство по­родило неверное, но весьма распространенное мнение об изначальной ее принадлежности этому храму (62).

http://pravicon.com/info-606

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010