Новости В патриархии положительно восприняли новость о временной передаче иконы из Русского музея храму в Подмосковье 26.11.2009 16:51 Москва, 26 ноября. В Московской патриархии выразили радость в связи с известием о временной передаче Торопецкой иконы Божией Матери из Государственного Русского музея в один из храмов Подмосковья. «Насколько известно, эта икона находится в запасниках Русского музея, так же как находятся тысячи других икон, которые никогда не выставляются даже для музейного обозрения, а не только для поклонения верующих. И любая возможность употребления иконы по главному ее назначению - это, конечно, положительный факт», - заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в четверг глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский. В то же время он сказал, что в патриархии ничего не известно о решении временно передать икону Богородицы «Торопецкая». Однако Церковь, как подчеркнул священник, «больше всех заинтересована в том, чтобы иконы сохранялись, и никогда не будет требовать для поклонения икону, которая находится в плохом состоянии или если не гарантирована ее сохранность при транспортировке и хранении в храме». Наряду с этим собеседник агентства заявил, что когда речь заходит о том, чтобы представлять отечественную культуру и искусство на Западе «и когда, возможно, за это платят деньги, то никаких препятствий нет - и реставраторы хорошо работают и перевозят иконы через океан, чтобы выставлять их, например, в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, как это было не раз». Как сообщала газета «Коммерсант», министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче Торопецкой иконы Божией Матери из Русского музея в церковь Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро» Истринского района Подмосковья. «О сроках нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие», - заявила изданию пресс-секретарь Минкульта Наталья Уварова. «Богоматерь Одигитрия», которую называют иногда «Эфесской», «Полоцкой», «Корсунской» или «Торопецкой» - одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал псковский мастер. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери ). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона. Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН)

http://pravenc.ru/text/187870.html

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы. Следы истории Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле. Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества ( VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

В зале, заполненном до отказа, царила полная тишина, так что и дыхания, по воспоминаниям современников, не было слышно. — До каких пор, — продолжал епископ, — поклоняющиеся Одной Троице, мы будем кусать и пожирать друг друга, неужто же мы истребим друг друга, так что внешние враги обратят нас в небытие? Голос святого дрогнул, когда он окончил свою речь словами: «Бог, могущий все, да исправит Церковь Свою, которую Он искупил Собственной Кровью». Слова эти, сказанные на Страстной седмице, прозвучали с особенной силой. Икона Божией Матери " Никопея " . Византия, Х - XII века. Собор Св. Марка в Венеции. Византийский император, одобривший выступление епископа, распорядился, чтобы и дальше все дискуссии со стороны греков возглавлял только преподобный Марк. Фактически он стал председателем всей греческой делегации, хотя его позицию разделяли не все. А затем началась нескончаемая череда соборных слушаний. За затянувшимися дискуссиями епископы и богословы обеих Церквей стали понимать, что все происходящее на Соборе — всего лишь декорация, за которой скрывается большая политическая игра. Императору во что бы то ни стало нужен был союз, Папе — повиновение всех восточных Церквей. Реальные противоречия в важнейших вопросах веры католики обсуждать не хотели. Преподобный Марк быстро это осознал, но сдаваться и не думал. Он штудировал латинские богословские книги, отмечал в них противоречия с постановлениями Вселенских Соборов или закравшиеся опечатки, искажающие христианское учение. С этим он затем выступал на слушаниях, последовательно разбирал принятые Римом догматы, противоречащие Преданию Церкви, призывал Папу принять это во внимание и внести необходимые коррективы. — Зачем нужно презирать слова святых отцов и мыслить и говорить другое чем то, что написано в общем Предании? — вопрошал на одном из своих выступлений преподобный Марк. — Неужели мы будем полагать, что их вера была недостаточной и мы должны ввести нашу веру как более совершенную? Но все старания святого были тщетны: Папа и кардиналы от прямых ответов уходили, а симпатизировавших речам православного епископа католических монахов от слушаний и вовсе устранили. Собор зашел в тупик. Союз с Папой Римским

http://foma.ru/kak-svyatyie-borolis-za-t...

13 авг. 1500 святыня явилась в Минске на р. Свислочи напротив древнего замка удельных минских князей. Горожане нашли образ по необычайному сиянию, исходившему от него, и поместили его в замковый собор в честь Рождества Богородицы. Множество паломников приходила сюда для поклонения святыне. Минская икона почиталась наравне с Виленской, Смоленской и Корсунской-Эфесской. Празднование Минской иконе Божией Матери установлено 13/26 авг. Миро (греч.: благовонное масло), вещество, освящаемое патриархом или митрополитом, используемое в таинстве миропомазания, при освящении престолов и антиминсов православных храмов, при венчании Царя на царство. В Православной христианской церкви приготовление св. мира составляет предмет особой важности, так как через помазание св. миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с Православною церковью благодать Духа Святого. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось (до 1853) только 26, но в том же году прибавлено еще пять; таким образом, для приготовления мира использовались на 20 пуд. масла 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского), которое служит лишь для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались, но в состав мира не входит; от 2 пуд. до 30 золотников следующих веществ: стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны: росной, простой, белый и черный, – сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилик (пахучий василек), корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный, – бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое. В древние же времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохраняется предание, что стопа св. праведной Анны принесена сюда из Палестины, из лавры св. Саввы Освящённого , бежавшей оттуда братией, после Хоздроевых опустошений. На полчаса ходу от главного Свято-Аннинского скита, находится скит, называемый просто – малая Анна; там более 20 отшельнических келлий. Еще далее, на полчаса ходу, находится единственное на всем Афоне, по дикости и чрезвычайной строгости, место, называемое Каруля. По неудобности пути туда редкие заходят. Церковь там во имя св. великомученика Георгия. С Карули можно пройти в скит св. Василия Великого и в пустынную келлию св. пророка Илии; но там нет ничего особенного, кроме местных обитателей сиромах – отшельников. От скита св. Анны полчаса ходу до Нового скита. Новый скит рождества пресвятой богородицы (находится в пределах и ведении монастыря св. Павла) Соборный храм посвящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь есть часть животворящего древа Креста Господня и части мощей следующих святых: священномученика Харалампия, св. Феодора Стратилата, св. Михаила Синадского, св. бессребреника Космы; кровь св. великомученика Димитрия Солунского и части св. мучеников: Евфимия, Игнатия и Акакия; часть св. Апостола Андрея, св. муч. Прокопия; частицы св. Пантелеимона, св. Дамаскина, св. праведной Анны, матери Богородицы, св. великомученика Евстафия, св. архидиакона Стефана, св. Апостола Филиппа, св. Параскевы, Стефана Исповедника, Давида Солунского, Феодора Тирона, новомученика Георгия Эфесского и 40 мученик. Калив при ските – 26. Скит основан в 1730 году, старанием иеромонаха Исаии и монахов Даниила и Акакия. 16. Монастырь святого Павла (Киновия) Соборный храм посвящен Сретению Господню. В числе святынь и достопамятностей монастыря особенно замечательны: 1. Икона Божией Матери, принадлежавшая Феофилу иконоборцу, или его супруге Феодоре. Эту икону иконоборец в неистовстве своем бросил в огонь, но она не сгорела. 2. Два креста из животворящего древа Креста Господня . 3. Напрестольный большой деревянный крест, принадлежащий будто бы Константину Великому . Крест этот обложен с обеих сторон малыми иконами, писанными на пергаменте, по золотому полю, числом более 50-ти. Каждая из них вставлена в выдолбленное в кресте углубление, и закрывается сверху стеклом. Живопись похожа на Византийскую. При многих из них сохранились, частью вполне, частью в отрывках, латинские надписи готическими буквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru      И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества. Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится... Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда. Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств? Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

http://pravoslavie.ru/122277.html

Я припал на колени пред иконой, поцеловал ее, сердечно поблагодарил свою гостью и ее односельчанок за их трепетное отношение к церковным святыням. Исходя из того, что в мире нет ничего случайного, я считаю, что Сам Господь споспешествовал чудесному обретению этой святыни и руками крестьянки из села Крещатик вверил ее мне, дабы изуверы не кощунствовали над нею. Эта святая икона была всегда со мной, в моих архипастырских поездках по всему миру. По молитвам Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова, мне посчастливилось побывать в тех местах, где ступала его нога. В 1993 году, во время моего визита к Вселенскому Патриарху Варфоломею, мне была предоставлена возможность посетить город Эфес, расположенный на расстоянии 400 км от Константинополя. В его окрестностях, в горах, находится дом, где после Распятия Своего Сына жила Божия Матерь, опекаемая Святым Апостолом, Евангелистом Иоанном Богословом. В этом святом месте Божия Матерь возносила Свои молитвы за весь мир и за весь род людской сущего и грядущих веков. После пребывания в доме Божией Матери я посетил в центре города Эфес святое место, где дивным образом был погребен Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов. Там в стародавние времена возвышался величественный храм, возведенный Святым равноапостольным императором Константином. К большому сожалению, к настоящему времени от храма сохранились лишь мраморные колонны и баптистерий, в котором Иоанн Богослов крестил и воцерквлял людей, уверовавших в Господа нашего Иисуса Христа. Припав к святому месту, где был погребен Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов, я бесконечно благодарил Бога за то, что Он даровал мне неизреченную радость, о которой я даже не мог и мечтать в те времена, когда избирал себе духовника в Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре. А в Эфесе, в духовном общении со Святым Апостолом, Евангелистом Иоанном Богословом, я просил его молитв о моих родителях, о рабе Божием Дионисии и обо всех, почивших в Бозе. Прощаясь с Эфесом, я от всей души просил Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова не оставлять меня на трудном земном пути, подобно тому, как он в свое время не оставлял своим апостольским попечением семь Эфесских Церквей, о чем говорится в его Откровении.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

Упоминания об образах К. иногда встречаются в описях мон-рей и церквей Вологодской епархии. Согласно описи имущества «старого» Покровского и Глушицкого Сосновецкого монастырей 1775 г., «штилистовый» образ прп. Кирилла Белозерского и К. находился на одном из столбов собора преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты/Авт.-сост.: М. С. Черкасова и др. Вологда, 2011. С. 226). Известно, что в 1742 г. исполнение пядничной иконы прп. Кирилла Белозерского и К. было заказано М. Ф. Каргопольцеву - старшему мастеру иконописной службы Кириллова Белозерского монастыря в 30-40-х гг. XVIII в. ( Лелекова О. В. Материалы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. 1989. С. 176). Иконы К. хранятся в храмах Вологодской епархии, напр. в посвященном ему приделе ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (кон. XIX - нач. XX в., см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 25). Однако в позднее время мастера не всегда учитывали специфические особенности иконографии К. Со 2-й пол. XVII в. получили распространение парные изображения К. с к.-л. вологодским или северным преподобным. Вместе со своим современником, прп. Александром Свирским, К. написан на иконе ок. 1696 г. из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ; между фигурами - текст «Похвала Пресв. Богородице»); вместе с прп. Кириллом Белозерским - на прориси с иконы XVII в. (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 14). На иконе «Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» 2-й четв. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ; см.: Возрожденные шедевры. 1998. С. 51. Кат. 111) образ К. сохраняет характерные иконографические особенности (бос, мантия короткая, куколь на плечах, волосы без проседи), его руки сомкнуты на груди. Святые представлены на фоне пейзажа с панорамой Кириллова Белозерского мон-ря, вверху в картуше - образ Воскресения Христова, напоминающий о посвящении главного престола Новоезерской обители. Икона прп. Нила Столобенского и К. (кон. XVIII в., ВГИАХМЗ) дополнена образом Божией Матери «Троеручица» и изображением 7 спящих Эфесских отроков.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010