Кессель Г. М., 2014=Кессель Г. М. Рукописное наследие прп. Исаака Сирина : обзор сирийских рукописей//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 44–65. Патаридзе Т., 2014=Патаридзе Т. История зарождения переводов трудов прп. Исаака Сирина и их распространения в Лавре св. Саввы//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 66–79. Пирар М., 2014=Пирар М. Критическое издание греческого перевода «Подвижнических Слов» преподобного Исаака Сирина //Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 80–88. Кьяла С., 2014=Кьяла С. Арабский перевод творений св. Исаака Сирина : канал трансляции сирийской христианской литературы//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 89–99. Ханерас С., 2014=Ханерас С. Некоторые примеры искажения смысла в латинских и новоевропейских переводах творений св. Исаака Сирина //Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 100–124. Приложение II к материалам конференции ОЦАД, 2014=Приложение II. Таблицы соответствий//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 413–420. Туркин С. С., 2014=Туркин С. С. Третий и пятый тома творений преподобного Исаака Сирина // Церковь и время. – 2 (67). – 2014. С. 86–102. Муравьев А. В., 2014=Муравьев А. В. Lapsus traductoris: подходы к неточностям перевода с арамейского на греческий (корпус мар Исхака Ниневийского)//Иудаика и арамеистика. Сборник научных статей на основе материалов Третьей ежегодной конференции по иудаике и востоковедению. – Вып. 3. – СПб.: АНОО «Петербургский институт иудаики», 2014. С. 162–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Недаром все Новозаветные Свящ. книги написаны на греческом языке, кажется, еще не превзойденном ни одним из языков человечества в своем богатстве, гибкости и разнообразии оттенков мыслей и чувств для выражения отображающейся в них действительности. Посему, Божественное Откровение непогрешимо по смыслу и неизменно по букве. Отсюда, если в Слове Божием многократно со всею ясностью свидетельствуется, что Бог Отец по любви к погибающему миру на спасение его послал на смерть Своего Единородного Сына, Который, лично будучи безгрешен, посему, не подлежавши смерти, но вкусивший ее, вследствие принятия на Себя грехов мира, явился в ней жертвою в Духе Святого Правосудия Божия и Искупителем, то утверждать, что слова – любовь Божия, правда Божия, – выражающие указанные действия Божия Искупления, не относятся к последним, а, представляя собою одни образы, сравнения, а не самый предмет, относятся к чему-то другому, есть прямое насилие над Божественным Откровением, искажение Его, ересь. Свв. Отцы не говорили об Искуплении мира Кровью Христовою? Не буду приводить здесь свидетельств свв. Отцов, начиная с мужей апостольских и кончая Симеоном Новым Богословом в обилии представленных мною Вашему Высокопреосвященству в одном из обширных писем моих к Вам по этому важнейшему вопросу; но иером. Тарасию, прежде чем утверждать такую небывалую несообразность, достаточно было бы вспомнить о Божественной Литургии, в своем содержании ведущей свое начало от свв. Апостолов и засвидетельствованной чинотворцами Ее свв. Василием Великим , Иоанном Златоустом и Григорием Двоесловом . Они ли не были созерцатели величайшей искупительной Тайны? Служим часто Божественную литургию, читаем тайносовершительные молитвы и не понимаем, что читаем? Не есть ли тут отсутствие не только малейшей доли подвижнического духовного созерцания, но и обычного внимания к читаемому? Не отводит ли лукавый духовный взор и мысль от постижения совершаемого и читаемого? Приобщаться свв. Тела и Крови во оставление грехов и в жизнь вечную, приобщаться по существу Голгофской жертвы, а потом говорить, что мы приобщаемся только символа смирения и терпения, которым Христос победил в Себе человеческое греховное чувство самолюбия, приобщаемся для того, чтобы вдохновиться этим примером для подражания в борьбе с самолюбием, и утверждать, что так понимали дело Искупления Церковь и свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2 мая – свщмучч. Евгения, архиепископа Карфагенского, Виндемиаля, епископа Капского (ныне Гафса) и Лонгина, епископа Помарии , убиенных и заточенных арианами при короле Гунерихе в 484 году. Их страдания и имя св. Евгения упоминаются в печатаемых ныне житиях под 8 декабря. 4 мая – св. Моники, матери блаженного Августина . В некоторых русских святцах имя св. Моники помещается вместе с именем блаж. Августина под 15 июня. 6 мая – в Африке свв. мучч. Илиодора и Венуста с 75 верными . Пострадали во время Декиева гонения. Упоминаются в Иеронимовом мартирологе. 8 мая – в Милане страдание св. муч. Виктора , по рождению мавра. Есть древнее житие его. О нем говорили похвальное слово св. Амвросий и св. Григорий Турский . 16 мая – в Узалии (ныне Эль-Алия в Тунисии) страдания свв. мучч. Феликса и Геннадия . Их имена упоминаются в повествовании «О чудесах св. Стефана», составленных Еводием. Отмечены также в древне-римском мартирологе. В тот же день – память св. Поссидия, епископа Каламы в Нумидии , составителя жития блаж. Августина. Имя его отмечает Римский мартиролог. 17 мая – страдания св. Реституты, девы, пострадавшей в Африке при императоре Валериане. Родом она была из Иппо Диаритус (ныне Бизерта). Император Константин Великий перенес ее св. мощи в Неаполь. О ней говорится как в древнем Карфагенском, так и в древнем Неаполитанском календарях. Виктор, епископ Витский, отмечает существование в Карфагене базилики, посвященной Реституте. 21 мая – в Мавритании страдания свв. диакона Тимофея, Полия и Евтихия . Имя св. Тимофея есть в наших святцах под 19 декабря. Имен же свв. мучч. Полия и Евтихия нет. В таком виде и в этом месте эти святые имена даны в мартирологе Иеронима. 22 мая – в Африке свв. мучч. Кастус и Емилий. О них говорит св. Киприан в своем трактате «О падших», как о примере для христиан. Их имена есть во всех древних мартирологах. Их праздник в древней Карфагенской Церкви почитался наравне с праздником свв. Перпетуи и Фелицитаты. В тот же день Карфагенская Церковь праздновала память св. мучц. Иулии , память которой мы празднуем 16 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Завала. Фрески храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Завала. Фрески храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Завала. Епископ Афанасий Евтич Епископ Афанасий Евтич и настоятель монастыря Завала иеромонах Василий Копитич Завала. Вид на Попово поле Завала. Разрушенный монастырский корпус Завала. Разрушенный монастырский корпус Завала. Св. Престол в пещерном храме Монастырь апостолов Петра и Павла Женский монастырь апостолов Петра и Павла расположен на Петропавловом поле в 4 км к юго-западу от Требинья. Благодаря находящейся неподалеку пещере апостола Павла, в монастырь приезжает большое число паломников и иностранных туристов. Предание, передающееся из поколения в поколение, связано с пребыванием в этих местах апостолов Павла и Тита во время их миссионерского путешествия в Далмацию. Монастырь неоднократно разрушался. Восстановление храма произошло только в 1906 г. Монашеское общежитие было восстановлено здесь в августе 1998 г. Тогда для нужд сестер был построен новый корпус с монастырским параклисом в честь Собора Пресвятой Богородицы. Помимо жилого корпуса монастырский комплекс включает две церкви. Храм апостола Петра в нынешнем виде обновлен в 1906 г. при смч. митрополите Петре Зимоньиче. Второй храм – апостола Павла – недействующий. В настоящее время разрабатывается проект его восстановления. В обители подвизаются 10 сестер во главе с игуменьей Павлой. Во внебогослужебное время сестры работают в пошивочной, вязальной, иконописной и других мастерских, занимаются сбором лекарственных трав, произрастающих в окрестных горах и долинах, и преподают в ближайшей школе веронауку. Среди сестер монастыря уроженки различных стран Европы и Америки. Монастырь свв. апп. Петра и Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Церковь св. ап. Петра Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Церковь св. ап. Петра Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Древний храм св. ап. Павла Монастырь свв. апп. Петра и Павла. Мать Магдалена Монастырское кладбище Монастырское кладбище

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

—83— жали себя непоколебимо мужественно и отказались решительно воскурить фимиам умершим богам – их всех трёх казнили. Замечательно, что в Делийском доме сохранилась фреска, изображающая их мученичество и Леблан с Алларом считают её самым древним из дошедших до нас изображений этого рода. Но правление Юлиана было очень коротким. Уже в следующем (363) году власть перешла к Иовиану, лично знавшему и высоко ценившему Иоанна и Павла. По его почину, над могилой последних мучеников катакомбного типа, воздвигли базилику, которая сразу же стала „титульной” и очень излюбленной паломниками, graffiti которых до сих пор сохранились на лестницах и стенах. Соответствия между актами и целийским домом настолько чисты и разительны, что нам кажется хорошо обоснованной точка зрения о. Германа, который безусловно отождествляет открытый им целийский дом с домом свв. Иоанна и Павла. До сих пор против этого отождествления не было сделано никаких возражений. Их готовится сделать монсеньор Вильперт, который в настоящее время заканчивает большую работу о после-катакомбной живописи и мозаиках христианских и в одном из экскурсов к этому грандиозному изданию, технически много превосходящему издание де-Росси, будет доказывать, что целийский дом не принадлежал свв. Иоанну и Павлу, и что тела их были перенесены туда позже Паммакием, по имени которого был назван титул. Если окажется прав Вильперт, тогда всю историю свв. Иоанна и Павла придётся отнести к другому исчезнувшему дому на Целие, – но от этого значительность открытого дома останется почти не уменьшенной, ибо все фрески остаются на месте, свидетельствуя что дом этот был христианский, а тесная связанность его с историей свв. Иоанна и Павла не подлежит никакому сомнению. Впрочем, Вильперту придётся побеждать много трудностей для доказательства своего мнения и „отводить” целые совокупности определённых и с разных сторон идущих свидетельств. Во всех актах, молитвословиях свв. Иоанну и Петру, и в известиях паломников настойчиво говорится, что и умерли свв. Иоанн и Павел и па-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда, по словам св. Церкви, «небесныя врата возвысились, Ангелы воспели»; встретив Царицу Небесную, «Херувимы стали созади с веселием и Серафимы с радостно прославили Ее». Лице Богоматери, «освященное добротою Божества, сияло славою Божественнаго девства» и от Ея тела разливалось дивное благоухание. С благоговением и страхом лобызая пречистое тело Богоматери, свв. апостолы освящались от прикосновения к нему и, ощущая в сердцах своих действие благодати Божьей, исполнялись духовной радости. Приступив к погребению пречистого тела Богородицы, свв. апостолы, при пении священных гимнов, на раменах своих понесли одр, к месту погребения. Обширный светозарный облачный круг, на подобие венца, появился в воздухе над присутствующими и сопровождал шествие. Посланные от начальников иудейских, пылавших завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, устремились на сопровождавших тело Богоматери, чтобы расстроить величественную процессию, но светоносное облако, как бы стеной, окружило шествие, и нападавшее были частью ослеплены, частью рассеяны силой Божьей. Встретив торжественное шествие, один иудейский священник Афоний воспылал злобой и яростно бросился к одру Богоматери с намерением повергнуть его на землю, но едва он прикоснулся к нему своими руками, «внезапно небесным судом отсечены были дерзкие руки у бесчеловечнаго» и верхние части их повисли у гроба. Пресвятая Богородица, дабы никого не огорчать при Своем отшествии из мира, подала, по молитве свв. апостолов, исцеление и ослепленным врагам, и дерзновенному Афоний (который впоследствии крестился). Положив прелестное тело Богородицы в пещеру, свв. апостолы закрыли вход ее большим камнем. Три дня свв. апостолы и прочие верующие не отходили от гроба Богоматери. На третий день, после погребения Богоматери, не бывший при кончине ее апостол Фома, пришедши ко гробу Ее, с воплем и слезами повергся пред гробовой пещерой, тяжко скорбя, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. В сердечной жалости о нем свв. апостолы открыли, пещеру, чтобы доставить ему утешение – поклониться останкам Пречистой Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Декабре: 2-го – св. пророка Аввакума, «от Пролога», сказание его дополнено рассказом о путешествии святого в Вавилон из книги преп. Даниила (гл. XIV, стихи 33–39) св.м. Миропии, «от Пролога и Мартиролога», из последнего взято имя князя «Нумериан» (Мартиролог Римский, с. 291-я). В Январе: 5-го – преп. Сигклитикии, сравнительно с Прологом есть новые факты (рождена в Македонии, воспитана в Александрии, подробности кончины), которые взяты, кажется, из Актов свв. (январь, т. I, л. 242), на них ссылка в Прологе 311 ; 8-го – преп. Домникии, сказание Пролога дополнено из службы святой. В Феврале: 3-го – св. Симеона Богоприимца, дополнено из истории Никифора Каллиста (I, ч. 12), Барония (выдержка из слова Тимофея Иерусалимского) 312 и Полуустава Московского или Киевского, на поле они указаны; 21-го – преп. Тимофея, иже в Символех, дополнено по Актам свв. (февраль, III, 267), откуда внесены сведения о монастыре при Символах и о подвизавшихся там свв. Отцах; 27-го – преп.м. Прокопия Декаполита, дополнено из историков сведениями об иконоборческой ереси и географическими; 29-го – преп. Кассиана Римлянина , в Прологе: «Velatur u Bollando in iulii 23. Vide de illo Baron. V t. et Vitae ss.pp. f. 557» но в Святителевом Прологе после 29-го февраля вклеен листок, на котором написано: «Житие преп. Кассиана Римлянина» с пометкой «се творение Иосифа Конеевского уставника Печерского», отсюда и взяты те добавления, которыми рассказ Святителя отличается от Проложного сказания. В Марте: 15-го – св.м. Никандра, дополнено по Актам свв. (март, II, 232) или по Римскому Мартирологу, на него ссылка в Прологе; 21-го – преп. Иакова исповедника, в тексте сказания упоминается месяцеслов, из которого и сделано дополнение к Прологу; 24-го – преп. Артемона, епископа Селевкии Писидийския, в Прологе: «Акты свв. (март III,474)», на основании их (§ 2) сделано примечание к житию; 28-го – преп. Илариона нового, в Прологе: «Акты свв. (март III, 731) сей же Иларион мая 4-го», сказание Пролога дополнено из службы (8-я песня канона), которая есть и в Актах; 31-го – св. Ионы митроп. Киевского (так в первом изд.) и всея Руси, «от Пролога и великия Минеи Четьи», из Миней заимствованы чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свв. мученики пострадали в Халкидоне в 362 г. II. Св. Церковь, установляя дни для благочестивого воспоминания свв. мучеников, имела целью показать нам пример их твердости в вере и их любви. а)  Свв. мученики, ныне прославляемые, подают нам собою пример твердости в вере. Иисус Христос сказал: се есть живот вечный: да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послал еси, Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Поэтому все первые христиане веровали в единого Бога, всемогущего Творца неба и земли, и поэтому гнушались идолами. Эта вера не была в них какая-нибудь только мозговая, мертвая мысль об Иисусе Христе, но живая, сердечная уверенность в Его Божественности, – такая уверенность, что ничто не в силах было истребить в них ее, или заставить оставить ее. Их вера и приверженность ко Христу были неизменны. Когда их спрашивали: «Христиане ли вы?» – они смело отвечали: «Мы христиане!». Когда от них требовали, чтоб они приносили жертву идолам, они говорили: «Не можем! Един Создатель неба и земли. Ему единому подобает слава, честь и поклонение!». Им обещали разные почести и дары, если отрекутся от Христа, но они вспоминали слова Господа: кая польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою (Мф. 16, 26), и не прельщались никакими обещаниями. Им грозили разными муками и смертью, если не оставят веры; они тотчас вспоминали слова Господа: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся паче Бога, могущаго и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28), вспоминали и не боялись никаких мук, никакой смерти. Так умерли тысячи юношей и девиц, отцов и матерей, вдовцов и вдовиц, – тысячи всякого звания, пола и возраста. Итак, свв. мученики истинно подают нам великий пример твердости в вере. б)  Во-вторых, свв. мученики подают нам пример любви. Именно из любви к Богу и своему Спасителю и из любви к ближним шли они на мучения и смерть. Если б они не имели любви к Богу, к своему Спасителю и к своим ближним, то не могли бы сделать и шага к мученичеству. Что побуждало апостола Павла подвергаться непрестанной опасности смерти при проповеди Евангелия? Только любовь к ближним и к Богу, Который так сильно желает спасения всех. Он знал, что благовествование Христово есть сила Божия во спасение всякому верующему (Рим. 1, 16); и поэтому, явлением истины представляюще себе ко всякой совести человечестей (2 Кор. 4, 2), всем был вся, да всяко некия спасет (1 Кор. 9, 22). То же чувствование одушевляло и всех свв. мучеников, потому что наибольшей частью мученичеству подвергаемы были распространители христианской веры: епископы и священники. Если б они не были привязаны любовью к Спасителю и к своим ближним, то им стоило только оставить свои места или свое дело по месту, – и их не постигло бы никакое гонение, никакая насильственная смерть: даже многих из них хвалили бы и любили. Но они с величайшим презрением смотрели на все земные выгоды, какие им обещали за отречение от Христа, и старались быть полезными для людей распространением учения своего Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Димитрием на том или ином основании. Особенно важными и интересными являются жития последней группы. Они говорят о критическом отношении Святителя к Прологу и свидетельствуют, что эта книга не всегда для него была непререкаемым авторитетом. К житиям, заимствованным из Пролога, но дополненным относятся: В Сентябре: 18-го – преп. Евмения, епископа Гортинского, изложено распространенно и дополнено описанием чудес 307 , взятых из службы святому и стишного Пролога; 21-го – св. апостола Кодрата, сказание Пролога тоже распространено, главным образом, на основании службы святому 308 2 ; – житие свв. священномучеников Ипатия и Андрея, изложение опять распространенное, добавлено, что архиеп. Ефесский посвятил святых «нуждею», может быть, для того, чтобы ярче было подчеркнуто их «смиренномудрие». В Октябре: 10-го – преп. Феофила исповедника, сделаны дополнения ради изъяснения и полнее изложен разговор святого с Ипатиком о почитании свв. икон; 11-го – преп. Феофана исповедника и творца канонов, сказание Пролога дополнено новыми сведениями о святом и о иконоборческой ереси из Г. Кедрина 309 и жития Феодора начертанного (26 декабря); о Феофане, как песнотворце говорит служба (8 и 6 песни канона); 17-го – пророка Осии, дополнено по пророческой книге; время жизни указано на основании толкований Cornelius а Lapide; 19-го – пророка Иоиля, время жизни указано по тому же источнику, дополнения внесены главным образом из 2-ой и 3-й глав книги пророка; 28-го – свв.мм. Терентия и Неонилы и семи чад их; из службы, на которую есть ссылка на поле, внесены имена детей (канон, песни 1 и 6) и число их; 31-го – свв. апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула, сказание Пролога дополнено сведениями о трех последних апостолах, взятыми из повествования о свв. 70 апостолах Дорофея Тирского 310 . В Ноябре: 4-го – св. Никандра, епископа Мирликийского и пресвитера Ермия , дополнено некоторыми подробностями страданий из службы святым (канон, песни 4, 7 и 9); 10-го – свв. апостолов Олимпа, Иродиона, Сосипатра, Ераста, Куарта и Тертия, последнее имя внесено на основании службы, в Прологе его нет, а сказание о св. Тертии заимствовано из ВЧМ (ноябрь, стб. 241); 20-го – преп. Григория Декаполита , «от Пролога и от канона Минеи (песни 3 и 8)», но кроме указанных, Святитель использовал еще и 4 и 6 песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Затем, обращаясь к святым, говорит: «А вы, свв. Апостолы Петре и Иоанне, храните, покровительствуйте ему во вся дни жития его». Мы обошли там всех. Что было и что видели там – сего язык человеческий сказать не может. Мы вышли оттуда и пришли к обители свв. Божественных Апостолов. Обитель свв. Апостолов дивная и неописуемой красоты. Стены красные, высокие от камней дорогих, и ворота также из дорогих камней. Над воротами Крест Господень, светло сияющий. Мы стали перед воротами и сотворили к свв. Апостолам молитву. Водившие меня свв. Апостолы Петр и Павел велели мне повторять за ними молитву, то оттуда из-за ворот слышен был голос – «Аминь». Ворота св. обители тотчас нам отворились. Предстоящий там внутри дивные свв. мужи и воинство Небесных Сил, увидев нас, все преисполнились радости великой, и один из предстоящих воскликнул голосом великим: «Приидите вси, возрадуемся и воскликнем Богу Спасителю нашему в пении, песнех и во хвалениих Богу Иаковлю. Принесем благодарственные хвалы величия, чудес, сил и благости Его». Св. первоверховный Апостол Петр с апостольскими ликами предначинал, и все пели песнь пресладкую, так что и дух мой ожил во мне. И так я пробыл время немалое и обошел там находящийся обители святых – как великий и весьма великий город красный, благоустроение которого дивное; величину, долготу и ширину измерять уму человеческому невозможно, а также невозможно высказать и сияние света там, находящегося на ней, разлияние воздуха, земли и всего находящегося на ней, доброты, славы и украшения всего на ней, сказать невозможно; все дивное и благоухающее жизни и безсмертия – есть полно. После всего этого мы еще много обошли св. обителей и видели там святых, проживающих, веселились они и радовались они радостью неизглаголанною. Обошедши все, мы пришли уже в третий раз ко храму Господа Бога и стали со старцем пред Господом Богом, а старец держал меня за левую руку. Все там находившиеся святые воскликнули: «Аминь». Затем изшел голос от предстоящих и окружающих Престол Господа Бога Вседержителя – белоризцев, имеющих на главах своих венцы великия, красоты исполнены неописуемой, которые запели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекохтеся, Аллилуиа», – и опять: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекохтеся, Аллилуиа». Пели все песнь великую, трегубую, а я, окаянный, стоя пред Господом и видя все это, находился в ужасе и радости великой, и едва оставалася во мне душа и жизнь моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010