83 Митрополит Вениамин перечисляет города, образовавшиеся около больших монастырей: Загорск (так Сергиев Посад назывался в 1930–1991 гг.), в котором располагается Троице-Сергиева Лавра, Печоры со Свято-Успенским Псково-Печерским монастырей. Соловки, архипелаг в Белом море, где находится Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь, и город Верхотурье на Урале – стали духовными и просветительскими центрами России. 85 Почаевская икона Божией Матери – одна из наиболее почитаемых святынь; находится в Свято-Успенской Почаевской Лавре (Украина, Тернопольская область). Празднование в честь Почаевской иконы, совершаемое 23 июля/5 августа, установлено в память об избавлении Лавры от турецкой осады в 1675 г. 86 Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь располагается в Глуховском районе Сумской области (Украина). Названа пустынь, вероятно, по фамилии князей Глинских, благоустроителей обители. Основана на месте явления в начале XVI в. пчеловодам чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, которая получила название Пустынно-Глинской. Расцвет обители связан с деятельностью настоятеля Филарета (Данилевского) , который управлял пустынью в 1817–1841 гг. В 1922 г. Глинская пустынь была закрыта, храмы и колокольня взорваны; местонахождение Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы неизвестно. В монастырских постройках была размещена сельскохозяйственная артель, которая была позднее реорганизована в комбинат по изготовлению сельхозинвентаря. В 1942 г., после оккупации Сумской области фашистскими войсками, по ходатайству верующих пустынь стала действовать. В 1961 г. под давлением властей Глинская пустынь вновь была закрыта. В 1994 г. началось возрождение монастыря. В 1996 г. обитель стала ставропигиальной пустынью Украинской Православной Церкви. 87 Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь – православная обитель в Эстонии. Слово «пюхтица» в переводе с эстонского означает «святое место». Основан в 1891 г. на месте явления пастухам Пресвятой Богородицы и обретения Успенской иконы Божией Матери. Явление произошло в XVI в., изначально там была возведена часовня. Монастырь никогда не закрывался. В монастыре в настоящее время действуют храмы: Собор Успения Пресвятой Богородицы (1910), трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), храм прп. Сергия Радонежского (1895), храм свт. Николая и прп. Арсения Великого (1885), крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского (1990), домовая церковь свт. Алексия и вмц. Варвары (1986).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В письме самому Патриарху Фотию от 15 октября 1931 г. в ответ на призывы к миру с обновленцами митрополит Сергий резонно заметил, что «путь, избранный к водворению мира, едва ли можно признать целесообразным. Пренебрегать авторитетом местной церковной власти и систематически оказывать “защиту” лишь элементам самочинствующим значит не водворять мир в автокефальной церкви, а старательно его разрушать» . Непосредственным поводом для этих слов митрополита Сергия было покровительство Патриарха Фотия митрополиту Евлогию, но, несомненно, подразумевалась и многолетняя систематическая поддержка Фанаром обновленцев. «Факты этой “систематической защиты” всем известны, – комментировал слова митрополита Сергия митрополит Елевферий в письмах, разосланных им Предстоятелям Православных Поместных Церквей, в частности Патриарху Сербскому Варнаве, – покровительство Константинопольской Патриархии живоцерковникам и обновленцам в России вплоть до предложения блаженной памяти Патриарху ее Тихону в угоду им отказаться от власти и отдать ее этим самочинникам, закрепление откола от Русской Церкви епархий финляндской, эстонской, дарование Польской Церкви автокефалии и, наконец, пока последний по времени – присвоение, хотя и временное, Ее Западноевропейских приходов, который […] определяется свв. канонами как особо великий грех» . Подготовка к «Просиноду», тем временем, шла своим чередом. Патриарх Фотий по-прежнему надеялся увидеть на нем обновленцев, но находил поддержку в этом далеко не у всех. Так, Сербский Патриарх Варнава 14 февраля 1932 г. писал митрополиту Литовскому Елевферию: «По дошедшим до нас случайным сведениям, Вселенский Патриарх имеет намерение пригласить к участию в предстоящем Просиноде, независимо от представителей Тихоновской церкви, также и представителей так называемой “Живой церкви”… Но мы с нашими боголюбезными архипастырями считаем “живоцерковников” нарушителями св. канонов и отступниками от чистоты истинного православия» . В оценке обновленчества Святейший Варнава был абсолютно прав, и то, что сами обновленцы к тому времени уже давно не называли себя «живоцерковниками», сути дела нисколько не меняло.

http://bogoslov.ru/article/4892553

В письме самому Патриарху Фотию от 15 октября 1931 г. в ответ на призывы к миру с обновленцами митрополит Сергий резонно заметил, что «путь, избранный к водворению мира, едва ли можно признать целесообразным. Пренебрегать авторитетом местной церковной власти и систематически оказывать " защиту " лишь элементам самочинствующим значит не водворять мир в автокефальной церкви, а старательно его разрушать» . Непосредственным поводом для этих слов митрополита Сергия было покровительство Патриарха Фотия митрополиту Евлогию, но, несомненно, подразумевалась и многолетняя систематическая поддержка Фанаром обновленцев. «Факты этой " систематической защиты " всем известны, - комментировал слова митрополита Сергия митрополит Елевферий в письмах, разосланных им Предстоятелям Православных Поместных Церквей, в частности Патриарху Сербскому Варнаве, - покровительство Константинопольской Патриархии живоцерковникам и обновленцам в России вплоть до предложения блаженной памяти Патриарху ее Тихону в угоду им отказаться от власти и отдать ее этим самочинникам, закрепление откола от Русской Церкви епархий финляндской, эстонской, дарование Польской Церкви автокефалии и, наконец, пока последний по времени - присвоение, хотя и временное, Ее Западноевропейских приходов, который [...] определяется свв. канонами как особо великий грех» . Подготовка к «Просиноду», тем временем, шла своим чередом. Патриарх Фотий по-прежнему надеялся увидеть на нем обновленцев, но находил поддержку в этом далеко не у всех. Так, Сербский Патриарх Варнава 14 февраля 1932 г. писал митрополиту Литовскому Елевферию: «По дошедшим до нас случайным сведениям, Вселенский Патриарх имеет намерение пригласить к участию в предстоящем Просиноде, независимо от представителей Тихоновской церкви, также и представителей так называемой " Живой церкви " ... Но мы с нашими боголюбезными архипастырями считаем " живоцерковников " нарушителями св. канонов и отступниками от чистоты истинного православия» . В оценке обновленчества Святейший Варнава был абсолютно прав, и то, что сами обновленцы к тому времени уже давно не называли себя «живоцерковниками», сути дела нисколько не меняло.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Димитрия Солунского и свв. благоверных князей Бориса и Глеба (мотивы уподобления)//Искусство христ. мира. М., 2002. Вып. 6. С. 115-122. Э. С. Смирнова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Йыхви Эстонской ССР. В 1953 году окончил экстерном курс академии со степенью кандидата богословия. С 15 июля 1957 – настоятель Успенского собора г. Тарту и благочинный округа. 17 августа 1958 возведен в сан протоиерея. С 30 марта 1959 благочинный Тарту-Вильяндиского благочиния. 3 марта 1961 пострижен в монашество, а 23 августа того же года возведен в сан архимандрита. С 3 сентября 1961 епископ Таллинский и Эстонский. До 12 января 1962 временно управлял также Рижской епархией. 23 мая 1964 возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. 23 декабря 1964 – 1 сентября 1986 управляющий делами Московской Патриархии. С 25 февраля 1968 митрополит. 17 июня 1971 награжден правом ношения второй панагии. С 19 июля 1986 – митрополит Ленинградский и Новгородский. 7 мая 1965 – 16 октября 1986 – председатель Учебного Комитета. В 1961–1986 член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей, в 1964–1987 Президент Конференции Европейских Церквей. 1984 доктор богословия Ленинградской ДА («Очерки по истории православия в Эстонии», изд.: Православие в Эстонии. М. 1999). 7 июня 1990 избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизован 10 июня. Алексий (Замараев Анатолий Александрович); (1855 – 18 апреля 1927). Окончил Вологодскую Духовную семинарию (1878) и Московскую Духовную академию (1883) – магистрант практического отделения. С 22 ноября 1883 – учитель Пошехонского Духовного училища Ярославской епархии. В 1885 рукоположен во священника; с 1 мая 1885 – законоучитель Екатеринославских мужской и женской гимназий, с 1 июля 1886 – законоучитель Вологодской мужской гимназии и реального училища. С 20 апреля 1898 – священник церкви артиллерийских частей и учреждений Московского военного округа; с 5–24 марта 1901 – священник 6-го гренадерского Таврического полка и благочинный 2-й гренадерской дивизии; с 12 ноября 1903 – настоятель Александро-Невской церкви Санкт-Петербургского Морского госпиталя; с 12–24 марта 1903 – настоятель церкви свв. Захария и Елизаветы при Кавалергардском полку в Санкт-Петербурге; с 29 октября 1903 – священник церкви Воронежского дисциплинарного батальона и благочинный 1-й бригады Кавалерийского запаса; с 6 мая 1905 – протоиерей; с 14 июля 1905 – протоиерей Адмиралтейского собора г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Парийский Лев Николаевич; (20 февраля 1892 – 23 ноября 1972). Окончил С.-Петербургские ДС (1911) и ДА (1915), к. б. С 28 августа 1915 – преподаватель греческого языка Калужского ДУ, с 28 октября 1915 – преподаватель словесности и истории русской литературы Калужской ДС, с 14 сентября 1916 – преподаватель словесности и истории русской литературы Минской ДС. Преподаватель Свящ. Писания Ветхого Завета в Петроградском Богословско-пастырском училище, преподаватель 32 школы Петрограда. 1 января 1921–1922 – помощник секретаря митрополита Вениамина. Ассистент по кафедре русского языка 1-го Петроградского политехникума. Арестован в мае 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и приговорен к 5 годам заключения. Условно-досрочно освобожден осенью 1923 года. В дальнейшем – псаломщик и регент церковных хоров различных храмов Ленинграда, в т. ч. Феодоровского собора. С февраля 1934 – регент хора русско-эстонской Исидоровской церкви, затем – псаломщик церкви свв. Симеона и Анны. В 1938 – мае 1944 – регент хора Князь-Владимирского собора, 11 августа 1941 – май 1944 – его казначей, 14 марта – 25 сентября 1942 – председатель приходского совета собора. В мае 1944 – 1949 – секретарь митрополита, затем Патриарха Алексия, регент в его Крестовой церкви, бухгалтер Патриархии. Секретарь Хозяйственного управления, затем до 1 апреля 1952 – секретарь Учебного комитета при Св. Синоде и редакции «Журнала Московской Патриархии». С 15 августа 1950 по август 1967 – инспектор Ленинградской ДА. С августа 1950 – доцент, а с 21 января 1951 – магистр (по совокупности трудов по изъяснению богословия православной церкви) и профессор Академии. Преподавал патрологию в Ленинградской ДА и практическое руководство для пастырей в Ленинградской ДС. Составитель «Богослужебных указаний», издававшихся Московской Патриархией. Член Международного общества патрологов со времени его основания (1956). Участник межхристианских конференций в защиту мира. (1958, 1959:1960). В 1961 участвовал в работе 1-го Всехристианекого мирного конгресса. Принимал участие в работе конференции Европейских Церквей. С августа 1967 – на пенсии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь – один из древнейших на Руси. В конце XIV в. на холме, у потока Каменец, подвизались отшельники, одним из которых был прп. Марк. В 1392 г. местным крестьянином Иваном Дементьевым при рубке леса были обнаружены Богом зданные пещеры. Во второй половине XV в. сюда пришел священник Иоанн Шестник с супругой Марией и сыновьями. Он, выкопав в горе пещерный храм, стал основателем монастыря. Первой постриженицей обители была его супруга Мария, в монашестве Васса. После её кончины принял постриг и сам о. Иоанн с именем Ионы. Датой основания монастыря принято считать 1473 г., когда была освящена пещерная Успенская церковь . А свв. Марк и Иона считаются первыми преподобными, и память их празднуется 29 марта/11 апреля. В 1521 г. для монастыря была написана икона Успения Божией Матери, которая со временем прославилась многими чудесами. Наибольшего расцвета обитель достигла в XVI в. в период управления святого игумена, преподобномученика Корнилия. При нём значительно возросло число братии, были расширены пещеры, построены храмы и другие строения, а сам монастырь обнесён каменной оградой. За время своего существования Псково-Печерскому монастырю пришлось пережить нашествия поляков, шведов, литовцев, Отечественную войну 1812 г., две разрушительные войны в XX в. Но древние традиции и молитвенные подвиги не были нарушены, и жизнь в монастыре не прекращалась ни на один день. Благодаря тому, что в 1920 г. территория Печор отошла к буржуазной Эстонии и оставалась эстонской до 1940 г., обитель была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Это единственный на территории России монастырь, который никогда не был закрыт. Не оскудевала обитель и духоносными старцами и молитвенниками, к которым приезжало множество верующих. На главный престольный праздник Успения Божией Матери сюда и сейчас стекаются тысячи богомольцев. Празднование совершается три дня и заканчивается умилительным чином погребения Божией Матери. Богослужения проходят на улице, так как ни один храм не может вместить всех молящихся. До сего дня обитель любима и посещаема многими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Теперь нас приглашают, но мы уже не можем и не считаем удобным принять это приглашение, чтобы потом не оказаться пред каким-нибудь неожиданным для нас совершившимся фактом и не нести ответственности за решение, разделять которое по совести мы не будем. Да и по существу своему вопрос о соединении церквей требует величайшей осмотрительности. Действительную ценность здесь имеет лишь то соединение, которое покоится на полном единстве упования. Мы со своей стороны не можем отказаться от веры, что только наша Православная, уцелевшая на Востоке Церковь есть Церковь Христова. Соединение с нашей Церковью какого-либо иного общества мы можем мыслить лишь под образом спасения утопающих. Было бы странно, если бы утопающий, прежде чем принять помощь с корабля, начал ставить какие-нибудь свои условия. (...) Если для соединения с англиканами и теперь уже потребовались с нашей стороны уступки, притом экстренные (без достаточной подготовки к ним общеправославного сознания), то есть основания опасаться, что плодом всех сношений и переговоров с англиканами будет не подлинное единство англикан с Церковью, а лишь внешний, так сказать, дипломатический союз, прикрывающий внутреннее расхождение» 595 . Хотя отказ Русской Церкви от унии с англиканами соответствовал и интересам советской власти, ответ митрополита Сергия архимандриту Василию выражал совершенно ясное церковное сознание в данном вопросе. Что же касалось приглашения на «Просинод», Заместитель Местоблюстителя обещал уведомить Димопуло о своем решении позднее. В письме самому Патриарху Фотию от 15 октября 1931 г. в ответ на призывы к миру с обновленцами митрополит Сергий резонно заметил, что «путь, избранный к водворению мира, едва ли можно признать целесообразным. Пренебрегать авторитетом местной церковной власти и систематически оказывать «защиту» лишь элементам самочинствующим значит не водворять мир в автокефальной церкви, а старательно его разрушать» 596 . Непосредственным поводом для этих слов митрополита Сергия было покровительство Константинопольского Патриарха митрополиту Евлогию, но, несомненно, подразумевалась и многолетняя систематическая поддержка Фанаром раскольников-обновленцев. «Факты этой «систематической защиты» всем известны, – комментировал слова митрополита Сергия митрополит Елевферий в письмах, разосланных им Предстоятелям Православных Поместных Церквей, в частности Патриарху Сербскому Варнаве, – покровительство Константинопольской Патриархии живоцерковникам и обновленцам в России вплоть до предложения блаженной памяти Патриарху ее Тихону в угоду им отказаться от власти и отдать ее этим самочинникам, закрепление откола от Русской Церкви епархий финляндской, эстонской, дарование Польской Церкви автокефалии и, наконец, пока последний по времени – присвоение, хотя и временное, Ее Западноевропейских приходов, который... определяется свв. канонами как особо великий грех» 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Соболев Петропавловская (Сиб.), обн. Основана в 1922 г. (?) (местопребывание – в г. Петропавловск, ныне – Казахстан). С 06(19)11.1932 «Архиепископу... именоваться «Карагандинский и Акмолинский» с пребыванием в Петропавловске» (определение обновленческого Синода от указанного числа). Упразднена в 1937 г. 07(20)11.1922 16(29)10.1936 18(31)08.1937 Печерская (Нижегородск.) Основана в 1920 г. Именование – по г. Печерск 3540 (Нижегородская губерния). Нижегородское викариатство. Упразднена в 1926 г. 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 25.12.1923(07.01.1924) 01.1925 02.1926 09(22)12.1926 Печерская (Нижегородск.), обн. Основана и упразднена в 1922 г. 06(19)06.1922 09.1922 Печерская (Эстонск.) Основана в 1924 г. Именование – по г. Печеры (Эстония; с 1940 г. – Псковская область). Таллиннское викариатство. Существовала по 1941 г. 12(25)04.1924 17(30)12.1932 02(15)04.1933 07.1940 30.11(13.12)1940 17(30)07.1941 (25.07(07.08)1943 Пинежская Основана 14.02.1913 (вместо упраздненной викарной Кемской кафедры). Именование – по г. Пинеж 3549 (Архангельская губерния). Архангельское викариатство. Упразднена в 1925 г. 14.02.1913 13.11.1913 19.03.1917 21.07(03.08)1920 Василий Дохтуров Пинская Основана в 1345 г. на месте исчезнувшей древней Туровской. Местопребывание – в г. Пинск (ныне – Брестская область, Беларусь). Находилась в юрисдикции Галицкой митрополии в 1345–1347,1352–1356 (по др. 1352–1391,1371–1376) гг.; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360 и др.). По разделении Всероссийской митрополии – в юрисдикции митрополитов Киевских. В 1596 г. отпала в унию, в 1620 г. воссоединена, в 1633 г. снова отпала в унию. С 13.04.1793 территория епархии вошла в состав новоучрежденной тогда Минской епархии, архиереи которой титуловались Минскими и Туровскими. В 1839 г., в связи с воссоединением западно-русских униатов, епархия возобновлена как Минское викариатство. Упразднена 04.02.1840. Возобновлена в 1920 г. Минское викариатство. Самостоятельная в 1941–1942 гг. и с 23.06.1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДОНЕСЕНИЕ командующего войсками Ленинградского фронта Верховному главнокомандующему 19 марта 1943 г. 1 . 19.3 ударная группа 55 А в составе 56 осбр, 123, 291 и 131 сд с 222 тбр, 31 тпп с частями арт. усиления после арт. подготовки перешла в наступление в общем направлении на Ульяновка, имея ближайшей задачей овладеть жел.дор. ст. Саблино и перерезать жел. дор. и шоссейное сообщение противника от Ульяновка на Мга. Прорвав оборонительную полосу противника на фронте 6,5 км и сломив сопротивление переднего края обороны, ударная группировка армии к исходу дня вышла: 56 осбр, обеспечивая правый фланг ударной группировки действиями на Корделево, Черная Речка, вела бой 150–200 м вост. Корделево, 500 м юж. выс. 41,9, имея левый фланг в роще юж. отм. 41,3. Противник оказывал упорное сопротивление продвижению бригады огнем с направления Поддолово, Федоровское 262 пп 250 пд и с юга 658 эстонск. бат. В течение дня бригада продвинулась на 3–4 км. 123 сд с 222 тбр, нанося удар вдоль Московского шоссе, сломила сопротивление противника на участке отм. 41,3, свх. Красный Бор, церковь в юго-зап. части Красный Бор и овладела лесным участком от отм. 41,8, отм. 43,3 и юго-зап. частью Красный Бор, (иск) Лесн., имея перед собой подразделения 435 пп 215 пд и 658 эст. батальона. Дивизия в течение дня продвинулась на 2,5 км на своем правом фланге и центре. 291 сд с 31 тпп, нанося удар вдоль жел.дор. на ст. Саблино, прорвав оборону противника по опушкам рощ южнее Красный Бор и отразив до четырех контратак пехоты противника с танками, к исходу дня овладела лесным участком 700–800 м восточнее отм. 43,7 и рощей 600 м южн. ст. Поповка, встречая упорное огневое сопротивление противника с отсечной позиции по жел.дор. и от Смол. Дивизия в течение дня продвинулась на 1200 м на правом фланге и 500 м на левом фланге. Перед фронтом дивизии установлены подразделения 102 пп 24 пд противника. 131 сд, нанося удар в направлении Воробьевы Дачи, в течение дня, встречая упорное сопротивление противника на всем фронте дивизии от Смол. до Чернышево вкл., успеха не имела. Перед фронтом дивизии установлены подразделения 44 пп 11 пд (показаниями пленных) и 31 пп 24 пд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010