11-го – св. Софрония, патриарха Иерусалимского, на поле есть ссылка на Лимонарь (гг. 69 и 70), а в Прологе: «Акты свв., март II, 65», здесь жизнь из различных собранная, она и дала главный материал для жития; сообщаемые в ней сведения Святитель изложил по своему плану 366 и дополнил новыми фактами из Луга Духовного (гл. 77), Никифора Каллиста (о Персидском царе Хозрое), жития Максима исповедника и истории воздвижения св. Креста Господня. 18-го – св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского, в Прологе ссылка на Акты свв. (март, т. II, с. 625) и Сурия (т. II, с. 307); в Актах свв. комментарий, где собраны сведения о св. Кирилле из древних Миней и историков; у Сурия – жизнь, собранная Гродецием также на основании исторических данных; Святитель пользовался и тем и другим источником, – из Актов он передал §§ 3, 9, 4, 5, 6, 29, 30 и 31-й, многое из сообщаемого здесь имеется и у Гродеция. 26-го – св. Василия нового, «списанное Григорием, учеником его, из него же зде и из великой минеи Четьи», в ВЧМ (март, л. 748-й) житие Григория и (л. 752-й) повесть о св. Феодоре и мытарствах; имеется житие Григория в латинском переводе и в Актах свв. (март, т. II, с. 668) но без повести о Феодоре. Полагаем, что Святитель житие св. Василия изложил, руководствуясь и славянским, и латинским текстом 367 , а повесть взял из ВЧМ. В апреле: 23-го – св. великомученика Георгия, «от Метафраста и Минеи Четьи сокращенно», в Прологе: «Сурий (II, 897 с.), Акты свв. (апрель III, 100 с.) и Четья (л. 539–595)»; кажется, везде одна и та же Метафрастова редакция жития; Святитель передает события очень близко к латинскому переводу (Акты свв., с. 117), пользуясь и примечаниями, но чудеса описывает по Прологу и ВЧМ, исправляя славянский текст по Актам свв. в тех случаях, которые имеются и там; в одном месте Святитель ссылается еще на «рукописный сборник». 24-го – преп. Фомы юродивого, «Евагрий IV, 34; Лимонарь, гл. 88-я», по этим источникам и составлено житие, причем в начале и конце приведены сведения из истории Евагрия, а в средине из Луга духовного по Жизни свв. отцев (X, гл. 88, с. 887-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Ядринское училище 6 апреля прислана была из Москвы икона Свв. Кирилла и Мефодия (стоимостью рублей в 6о), пожертвованная окончившими курс в этом училище в 1868 г. братьями Щетиниными. После участия за церковными службами, ученики собрались в училище и здесь был отслужен молебен, после которого заведующий училищем г. Беляев сказал речь, в которой он кратко изобразил жизнь Свв. братьев. По окончании речи, он обратился ко всем и сказал: „вознесем же теперь теплые молитвы к этим христианским проповедникам и попросим от них той-же мудрости, какой они одарены были свыше». Как бы в ответ на это был пропет тропарь Свв. Мефодию и Кириллу. Затем учитель русского языка А. Измайлов, упомянув о том, что жизнь чествуемых святых теперь всем присутствовавшим сделалась известною, в своей речи изобразил значение трудов св. просветителей наших. Между прочим, он говорил: „ведь было время, когда не только в селах или деревнях, но даже и в больших городах не было грамотных... а ныне, благодаря трудам Свв. Мефодия и Кирилла, наука стала дорога и для простого люда, теперь и простой народ не избегает ее, не избегает, но ищет. Теперь дети из простого люда, случается, оканчивают в высших учебных заведениях”. Закончилось торжество, как и в других училищах, пением пасхальных песней, „Боже Царя храни” и пр. Х. Торжество в Мамадышском городском трехклассном училище. После литургии 6 апреля в училище собрались все местные власти: о. протоиерей собора, городской голова, Уездный Исправник и многие другие. Отслужен был молебен, по окончании которого о. законоучитель, священник Ильинский прочел житие святых Мефодия и Кирилла и затем Инспектор школ А. Беляев сказал речь простую, но весьма содержательную и вполне приноровленную к большинству слушателей. Стараясь выяснить значение азбуки, изобретенной Свв. братьями, и всего дела их, г. Беляев говорил: „вера Христова такое великое, трудное и премудрое дело, что научить ей на словах мог только Сам Господь Иисус Христос. А для человека такое дело непосильно. Год за годом память у человека слабеет. Легко появится сомнение: да так ли я верую? Кого спросить? Соседа? А как он верует вовсе по-другому? Вот тут-то и является учителем книга, а для неё нужна азбука. Ясно поэтому, что Свв. Кирилл и Мефодий научили нас вере Христовой и научили азбукой, азбука сохранила нам истинное слово Божие. Она же хранит и умное слово человеческое... Наши души были голодны; нас, Славян, томила жажда. И голод и жажду утолили Святые Первоучители. Не важно, кто раньше утолил жажду: серб ли, болгарин ли, или русский? Свв. братья дали книгу и как бы говорили: вот вам источник; черпайте из него кому угодно, для своего счастья и славы Божией. Как же после этого и мы не почтим, как сейчас пели: „священную двоицу просветителей наших»?! Торжество заключилось пением народного гимна. По окончании этого были розданы ученикам краткие жизнеописания чествуемых святых, приобретённые на средства Городского Головы А. Я. Тырышкина, Мирового Судьи И. В. Крутецкого и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В тот же день – память св. муч. Агвлия . Его именует Древний Карфагенский и Иеронимов мартиролог. Ему была посвящена одна из главных базилик Карфагена Его память праздновалась также 25 января. 16 октября – в Африке 270 мучеников, пострадавших от ариан . Упоминаются Римским мартирологом Сирийским синаксарием VI века. В тот же день – свв. мучч. Мартиниана в Сатуриана с двумя их братьями и св . прпмуч. Максимы-девы , пострадавших при короле Гензерихе за Православие. Свв. мученики были замучены до смерти, святая же Максима была чудесно освобождена и основала девичий монастырь в г Табарка (в Тунисе). Существует древнее назидательное житие сих свв. мучениц. 24 октября – свв. Феликса, епископа Африканского , Авдакта и Януария, пресвитеров, Фортуната и Септимия, чтецов, пострадавших в гонение Диоклетиана. Называются Иеронимовым мартирологом. 26 октября – в Африке, свв. мучч. Рогатиана, пресвитера, и Фелициссима , пострадавших в гонение Валериана и Галлиена. Их называет в своем послании «К исповедникам» св. Киприан. 27 октября – в Неаполе пострадал от ариан св. Гавдиоз, епископ Абитинский из Африки. Называется древним Неаполитанским календарем. 30 октября – 220 мучеников, пострадавших в Ваге (ныне Веджа в Тунисии). Древним календарем Карфагенским их память отмечается 29 октября, а мартиролог Иеронимов относит к 30 октября. Пострадали, невидимому, при Диоклетиане. В тот же день – память св. муч. Маркелла, пострадавшего в Танжере. Существует древнее подробное и очень назидательное изложение его страдания. Память его очень чтилась в древности в Африке и в Испании. 2 ноября – в Африке страдания свв. мучч. Публия, Виктора, Гермеса и Папия . Упоминаются Иеронимовым мартирологом. Папий называется также Пуплием. 6 ноября – в Африке в Тиниссе (около Бизерты) страдание св. муч. Феликса. О нем говорил в день его памяти блаж- Августин. Упоминается также Иеронимовым мартирологом. 13 ноября – в Равенне страдания свв. мучч. Валента-Салютора и Виктора , родом из Африки. Карфагенский древний календарь помещает их память под 13 ноября. Иеронимов мартиролог – под 11-м. Пострадали при

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

«Паннонское житие» сохранило еще одно упоминание о духовной связи св. Мефодия с Востоком, а именно – в повествовании о кончине св. Мефодия: «Когда же все люди собрались в церковь , больной благословил царя, князя, духовенство и весь народ» (Житие св. Мефодия, гл. 17). Таким образом, в свои последние минуты жизни св. Мефодий не забыл проститься со всеми близкими ему людьми, но о папе он не упомянул ни одним словом. При погребении св. Мефодия богослужение было совершено на трех языках – латинском, славянском и греческом. Богослужение на двух первых языках вполне понятно, поскольку латынь на Западе была общеупотребительной, а славянский язык был введен в богослужение самим св. Мефодием, и было естественно почтить его память богослужением на этом языке. Совершение же богослужения на греческом языке может быть объяснено лишь тем обстоятельством, что св. Мефодий был в постоянном союзе с Греческой Церковью. То, что Западная Церковь считала свв. братьев выходцами с Востока, можно видеть и при анализе некоторых памятников искусства. Упомянем про изображение, сохранившееся до наших дней в древнем римском храме св. Климента. Над входными дверями на стене имеются изображения свв. Кирилла и Мефодия, на которых оба они изображены епископами, с епископскими посохами наподобие посохов греческих, загнутых с обеих сторон, и в облачении Восточной Церкви. Это изображение датируется временем до XIV в. и свидетельствует о том, что в тогда на Западе еще не обособляли свв. Кирилла и Мефодия от Восточной Церкви и изображали их такими, какими их запомнили по преданию. Еще одно доказательство было обнаружено в той же церкви св. Климента в Риме. В 1858 году здесь были открыты стены и колонны древней базилики. На них были видны фрески, изображающие все основные эпизоды жизни свв. Кирилла и Мефодия. На них свв. братья также изображены в облачении Восточной Церкви 14 . Одна из фресок, датируемых IX–XI вв., представляет св. Мефодия, крестящего славянина. Св. Мефодий изображен с нимбом, в архиепископском омофоре, возлагающим руки на молодого славянина, который стоит в реке по пояс. Это изображение подтверждает, с одной стороны, что свв. Кирилл и Мефодий совершали крещение через погружение, т. е. по греческому обряду, а с другой – показывает, что тогда это признавала и не видела в этом ничего странного также и Западная Церковь , поскольку она считала свв. братьев членами Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Напутствуемые одобрением и благословением, свв. братья отправились и прибыли в Моравию, где с апостольским усердием немедленно же приступили к своему великому делу. Ходили они здесь по городам и даже селам с христианской проповедью на славянском языке, обучали детей христианской вере, обучали и взрослых более глубокому познанию христианских истин и подготовляли из них последующих славянских пастырей Церкви и клириков, переводили Священные и богослужебные книги на славянский язык, учреждали всюду на нем богослужение, к коему в обилии стекался народ, обращали язычников в христианство, истребляли остававшиеся от язычества суеверия в народе и боролись с фанатизмом приверженцев языческой старины. «И рады быша словене, слышаще величия Божия своим языком», говорит житие. Три с половиной года, или (по житию) 40 месяцев, продолжалась проповедь свв. братьев в Моравии (863–866 гг.), но не понравилась католическому, немецкому и итальянскому, духовенству, раскинувшему свои сети по славянским землям, и оно начало их всячески притеснять. Желая приобрести себе сотрудников из славян, свв. братья отправились к Венецианскому архиепископу, в иерархическом ведении коего находилась тогда Моравия, с просьбой рукоположить подготовленных ими славян во священники и клирики для службы в Моравии. По пути в Венецию они посетили Паннонию, также славянскую страну, где с честью были приняты князем Коцелом и пробыли у него некоторое время. Но в Венеции на архиепископском соборе они были приняты с явной враждой и не только не добились желаемого посвящения славян, но были осуждены за свой апостольский труд. Осуждение сопровождалось соответственными доносами в Рим, куда и свв. братья направились по требованию папы Николая (в 867 г.). Но за смертью Николая, они прибыли в Рим уже при его преемнике Адриане (в начале 868 г.). Вопреки доносам Моравского и Венецианского духовенства, в Риме встретили и приняли свв. братьев с честью: их встретили за городом с крестным ходом ради несенных ими мощей св. Климента Римского . К их просветительному делу папа и его кардиналы отнеслись с почтением: переведенные ими Священные и богослужебные книги положены были на престоле в церкви и торжественно освящены. Св. Мефодий рукоположен был во священника, а вместе с ним рукоположены и многие, приведенные и подготовленные к сему, славяне. Новорукоположенными священниками совершено было во многих церквах богослужение на славянском языке. На бывшем у папы соборе епископов дано свв. братьям полное право совершать и впредь богослужение в славянских странах на славянском языке. Не менее года пробыли свв. братья в Риме, составляя предмет любознательности, а потом и глубокого благоговения для разумных обитателей вечного города. Здесь св. Константин и скончался (14 февраля 869 года), приняв перед смертью схиму с именем Кирилла и убедив св. Мефодия продолжать апостольское дело среди славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

30. Св. священномуч. Григория Великия Армении (Вас.) Свв. мучч. жен Рипсимии и Гаианы и дружины их (Вас.). Октябрь 1. Св. ап. Анании (близко к Вас.). Пр. Михаила, игумена Зовийского (Вас.). Пр. Романа (Вас.). Св. муч. Домнина (Вас.). Покров Пресв. Богородицы ( Слово на Покров. Оно в Печ.). 2. Свв. мучч. Киприана и Иустины (Вас.). Пр. Феофила исповедника (Вас ). 3. Св. священномуч. Дионисия ареопагита (Вас.). Св. священномуч. Дионисия александрийского . 4. Св. Иерофея (Вас.). Мучч. Адавкта и Калисфены (Вас.). Св. муч. Дометия персянина (Вас.). Пр. Аммона египтянина (Вас.). Муч. Петра капетолийского (Вас.). Пр. н. Павла простого (Вас). Св. Дионисия, архиеп. александрийского (Вас., а Печ. 5 окт.). Мучч. Гаия, Фавста, Евсевия и дружины (Вас. кроме конца). Во многих экземплярах не все сии памяти, но все в 1146 и Соф. 5. Св. муч. Мамелхфи (Вас.). Св. муч. Харитины (Вас.). Во 2 ред. Св. Дионисия алекс. (Вас. и 1 ред. 4). 6. Св. ап. Фомы ( особое сказ. далеко от Вас.). Пр. о. н. Никиты ( особое сказ. Вас. много изменено и дополнено). 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха (Вас.). Св. муч. Пелагии (Вас.). 8. Св. Пелагии блудницы (Вас.). Св. муч. Пелагии другие при Нумериане (Вас.). 9. Св. ап. Иакова Алфеева (Вас.). Свв. мучч. Иувентина и Максима (Вас.). Св. Поплии (Вас.). Св. Дорофея, еп. тирского (Вас., в Печ. 5 июня). Св. Флорентия и Диоклитиана. Пр. Авраама и Лота. Свв. мучч. Анны, Елисавы и дружины их. Свв. мучч. Стратоника и Селевкия подружия его, яже рожество имеяста от Антиохия. Пр. о. н. Петра в чудесех дивного, лежащего в монастыре св. муч. Фоки. Св. муч. Никодима (239 Пикомида). Св. Петрониллы, дщери св. ап. Петра. Во 2 ред. об Аврааме слово. 10. Свв. мучч. Евлампия и Евлампии (Вас.). Пр. о. Вассиана (Вар.). Пр. о. н. Иакова постника (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Феотекна ( особое сказ., оно и в печ. Слав. прологе). 11. Св. ап. Филиппа (Вас.). Пр. Зинаиды и Филониллы (Вас. +). Память 7 вселенского собора (Вас. 12). Архиеп. константин. Арсакия, Нектария, Аттика и Сисиния. Во 2 ред, пр. Феофана, творца канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

8 Пр. Малахия и другие (см. 8 фев., 15 июн., 14 авг., 22 сент., 17 и 19 окт., 19 нояб., 1, 2, 3, и 16 дек.) называются малыми пророками – по краткости написанных ими книг. 9 В службе 4 января упоминаются не вошедшие в приведенный нами список свв. 70 апостолов: Матвфий (9 авг.), Кифа и Кесарь (30 мар. и 8 дек.); свв. апостолы: Симеон, Тимофей, Тит, Онисим, Епафрас, Архипп и Кодрат, – в служба не упоминаются. Таким образом, в ней до 70 не достает четырех имен. Но если принять во внимание, что имя Аристарх встречается дважды в одном и том же песнопении (см. 2-я стих. на «Господи воззвах»), чем как-бы указываются имена двух лиц, и если считать в службе имена: Апелла, Аполла и Родиона, особо встречающиеся (сн. выше, список свв. апп.), то общее число имен свв. апостолов, прославляемых в службе, получится 70, – По изъяснению некоторых толковников. полное число сих свв. апостолов было 72 и во многих древних списках и переводах евангелия Луки стоит 72. Это число, по мнению одних, соответствует взятому шестикратно числу 12 израильских колен, по мнению других 72 племенам языческих народов (подробн. о списках свв. апостолов см. в Мес. Вост., т. 2, 6–11 стр.). В Четьих Минеях св. Димитрия Ростовского для составления числа 72 к вышеприведенному списку свв. апостолов присоединяются: Дионисий Ареопагит (3 окт.) и Симеон, прозываемый Нигер ( Деян.13:1 ). 10 На 1-м часе: в псалмах 31 и 26 изображается Господь, как Пастырь, Просвятитель и Спаситель; в паремии 1-го часа пророчески возвещается о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа; Апостол и Евангелие повествуют о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и божественном величии. На 3-м часе: во псалмах 28 и 41 изображается власть и могущество Господа над водой и всеми стихиями мира; в паремии слышим пр. Исаию, который предвидеть духовное возрождение чрез крещение; в Апостоле говорится о различии крещения Иоаннова от крещения во имя Господа Иисуса, а в Евангелии о Предтече, утотовлявшем путь Господу. На 6-м часе: в псалмах 73 и 76 пророчески изображается божественное величие и всемогущество Господа; в паремии пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

князья. Приведенные к халифу, свв. братья мужественно исповедали Христа, за что их подвергли жестокому биению железными палками. Не мог Мурван и лестью склонить свв. князей к отречению от Христа и принятию магометанства. Озлобленный твердостью свв. исповедников Христовых, халиф приказал снова бить их, а потом бросить на 10 дней в темницу. После этого свв. мучеников, повесив вниз головами, подвергли жестокому избиению и наконец с привязанными им на шеи камнями бросили в быструю реку Рион, в 730 г. (по другим, в 741 г.). Тела свв. страдальцев, вынесенные течением реки к левому берегу, были взяты благочестивыми христианами и положены в одной сокровенной каменной пещере. Царь Баграт Великий (1072–1117 г.), однажды охотясь, случайно обрел нетленные мощи свв. братьев явлением света над пещерой, выстроил здесь церковь , именуемую доныне Моцамети (т.е., мученическая), и основал монастырь, в 5 вер. от г. Кутаиса (см. Имерет. еп.), где и поныне мощи свв. князей нетленно почивают в одном гробе, изливая обильные дары исцелений. Им есть особая бденная служба. 3 . Д. † Св. священномуч. ареопагита. Св. Дионисий известный высокими образованием, занимал должность члена верховного судилища (ареопага) в Афинах. Когда св. апостол Павел проповедовал Христа в афинском ареопаге, Дионисий уверовал во Христа ( Деян.17:34 ), крестился и был поставлен в афинского епископа. Скончался он на 90 г. своей святой жизни, во время гонения на христиан Домициана, в 96 г., будучи после мучений усечен мечом за веру во Христа 189 (сн. 4 янв.). Тропарь, гл. 4. См. 22 янв. Кондак, гл. 8. Небесная врата прошед духом, яко ученик, во третияго небесе достигшаго Апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тме неведения седящия; темже зовем: радуйся отче всемирный. Ап. ( Деян.17:16–44; 40 зач.; Ев. Мф.13:44–54; 55 зач.). Мучч. и Св. Рустик был пресвитером, а св. Елевферий – диаконом. По Х.М., оба они пострадали вместе со св. Дионисием, скончавшись мученически. Пр. Хозевита, епископа Кесарийского, VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Недля свв. жен Мироносиц и Иосифа праведнаго (3-я по Пасхе). В эту неделю церковные службы заимствуют содержание свое из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа свв. женам Мироносицам. Это всерадостное явление Господа было первое, по восстании Его из гроба, и потому прославляется Церковью в настоящее время, как несомненное доказательство Его воскресения. В числе Мироносиц в Евангелии упоминаются следующие: Мария Магдалина (см. 22 июля), Мария Клеопова или Иаковля ( Ин.19:25 ), Саломия ( Мк.15:40–41; 16:1–8 ), Иоанна ( Лк.8:3; 24:10 ), Марфа и Мария – сестры Лазаря ( Лк.10:38–42 , Ин.11:1–45 ), Сусанна (см. Лк.8:3 ). Кроме этих семи жен Мироносиц, «и иныя множайшия бяху, яже бяху служащия Христу и учеником Его от имений своих». Свв. жены Мироносицы и обстоятельства явления им воскресшего Господа прославляются в стихирах и тропарях канона в третью неделю по Пасхе и во все дни сей седмицы, и потому она называется неделей свв. жен Мироносиц. 406 Кроме свв. Мироносиц, в церковных песнопениях настоящей недели прославляются Иосиф Аримафейский и Никодим, тайный ученик Спасителя 407 (см. 2 авг.). По объяснению Синаксаря, свв. жены Мироносицы были «первыя и неложныя свидетельницы воскресения, Иосиф же и Никодим – погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине неложным свидетелям погребения вместе с женами, видевшими воскресение, и уставовлено праздновать после перваго уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось, как говорит св. евангелист, через восемь дней». Призывая своих чад в нынешний день восхвалять «Иосифа чуднаго купно с Никодимом, и Мироносицами верными», св. Церковь в своих песнопениях этого дня преимущественно прославляет Господа нашего Иисуса Христа, внушая нам тем самым, что Он для нас всегда должен быть первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления. Так как свв. Мироносицы были свидетельницами не только воскресения Спасителя, но и Его страданий, смерти, и погребения, то и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Факт включения в чин освящения храма священнодействий перенесения и положения свв. мощей, судя по всему, отражает ситуацию, сложившуюся в Византии после VI 1-го Вселенского Собора (787 г.). Запрещение иконоборцами почитания мощей святых привело к обратной реакции – на Соборе был принят канон (7-е правило Собора), предписывавший епископам поместить свв. мощи в те храмы, которые были освящены без использования свв. мощей, и впоследствии освящать храмы только с положением в них свв. мощей (вопреки общепринятому мнению, обычай совершения Евхаристии на мощах свв. мучеников долго не был всеобщим, распространение он начал получать, вероятно, с IV в.; до сих пор в нехалкидонских восточных Церквах наличие под престолом свв. мощей обычно необязательно 13 ). Обряд помещения свв. мощей в давно освященные престолы был соединен с торжественным чином обновления храма. Этот чин совершался, вероятно, с IV в. ежегодно в каждом храме в день его освящения 14 . Он состоял из общего шествия из кафедрального храма к церкви, обновление которой праздновалось, обхождения вокруг церкви; шествие останавливалось перед ее закрытыми дверями. После попеременного возглашения священнослужителями и певцами стихов 23-го псалма двери отверзались и совершалась Литургия 15 , завершавшаяся чтением молитвы на обновление храма (ср. заамвонную молитву на обновление храма в Евхологии X в., Grottaferrata Γ.β.VII, ff. 130–131 16 ). Co временем в Православной Церкви дни освящения храмов стали праздноваться все реже, чин обновления храма утратил свое первоначальное значение и стал ассоциироваться только с чином освящения храма, к которому чин обновления был некогда присоединен для придания торжественности действию помещения мощей св. мучеников под св. престол. Константинопольская редакция чина освящения храма, перевод которой предлагается вниманию читателя, и после XI в. долго была распространенной в греческих и славянских Церквах. Ей пользуется Симеон Солунский в своем классическом толковании чина освящения храма (ок. 1400 г.) 17 . Сохранился целый ряд ее переводов на славянский язык. Древнейший из известных, находящийся в сербской рукописи 1286 года (РНБ, Гильф. 32), был опубликован Б. Йованович-Стипчевич в 1987 г. 18 Этот перевод отличается излишним буквализмом, что приводит к тому, что он не всегда правильно выражает мысль греческого текста. Сохранились и другие переводы этого же чина (в Требниках: XIV в., Белград, Нац. Библ., собр. Дечанского мон-ря кон. XIV–haч. XV в. ГИМ. Син. 900 19 ; 1422 г., Белград, Нац. Библ., собр. Дечанского мон-ря нач. XVI в., ГИМ, Син. 310; нач. XVII в., РНБ, Соф. 1071 и др.). Этот же чин, с некоторыми изменениями, был опубликован Ж. Гоаром 20 с комментариями на латинском языке, переработанный перевод которых архиеп. Вениамин (Румовский-Краснопевков) поместил в свой классический труд по литургике – «Новую скрижаль» 21 . Весьма близок к публикуемому старопечатный русский чин освящения храма (см., напр. Требник 1623 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010