258 г.) начинает свой трактат " Об одеянии девственниц " словами: " Дисциплина - страж надежды, устойчивость веры, водитель по пути спасения! " 24. Только епископальная церковь, в которой вдохновленных личным пылом " харизматиков " сменили люди, рукоположенные в свой сан сообразно требованиям церковного права, могла достигнуть официального первенствования в империи Константина, Феодосия и Юстиниана: чтобы сосуществовать с римско-византийским институционализмом (который был идеалом, неосуществимым лишь по условиям разрухи, и для варварского Запада), церковь сама должна была стать институцией. Через свой сан и его внеличную святость священник обособляется от мирян. Когда-то все христиане считали себя " уделом божьим " среди язычников: теперь слово " удел " (по-гречески " клир " ) применяется к сословию священнослужителей. Член этого сословия имеет не зависящую от его личных свойств власть молиться за живых и мертвых, освобождать мирян от их грехов, исцелять, судить, карать и благословлять. Правда, разделение христианского мира па клир и мирян по восточную сторону греко-латинской языковой границы было лишено той резкости, которую оно постепенно приобретало на Западе с его римскими традициями институционализма. В византийской сфере влияние священника было ограничено с двух сторон: рядом с ним стоял кесарь, присваивавший себе не только светскую, но и духовную власть, и монах, противопоставлявший сверхличному авторитету священника авторитет личной святости. (О фигуре восточно-христианского аскета нам еще придется говорить ниже.) На Востоке священник был прежде всего совершителем таинств - как бы наследником элевсинских мистагогов. Христианское миропонимание, сливаясь с римской традицией, приобретает черты юридической четкости, а сливаясь с греческой традицией - черты мистериальной обрядовости; по в обоих случаях дело идет к его формализации, которая неуклонно нарастает. Люди, в наибольшей степени сохранившие в себе импульс новозаветной мистики со всей присущей ей психологической феноменологией порыва и личностного выбора, искали путей преодоления этой формализации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

5 Святитель Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 6 Святитель Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 9 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн Д. Элевсинские мистерии. — Сс. 140–144. 11 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5-м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды ( teleta…) или оргии ( Crg…ai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн Д. Указ. соч. — Сс. 223–225. 12 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 14 См.: О душе и воскресении (PG 46,89 B, 100 A, 105 D, 152 A); Большое Огласительное Слово 8,9; 8,12; 26,8 (PG 45,36–37; 69), и др. 15 Учение святителя Григория Нисского следует отличать от осужденного Константинопольским Собором 543 г. учения Оригена об “апокатастасисе”: в системе святителя Григория, в частности, отрицалось переселение душ, их предсуществование телам, и предполагалось участие тела во всеобщем воскресении. См. Лурье В. Послесловие//Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. — С. 157.

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

611 Антоний (Иаков Григорьевич Соколов; 1850–1911) – выпускник МДА (1879); с 1885 г. был ректором Подольской ДС; в 1889 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговского; в 1891 г. – епископ Старорусский, в 1892 г. – Кирилловский и в 1893 г. – Черниговский и Нежинский. – Ред. 612 Никитское училище виноградарства и виноделия при Никитском ботаническом саде (д. Никита близ Ялты) было основано в 1828 г. по инициативе новороссийского генерал-губернатора князя М. С. Воронцова. В 1868 г. преобразовано в училище садоводства и виноделия с 8-летним курсом обучения. Из виноградных сортов Никитского сада в кон. XIX – нач. XX в. производились лучшие русские вина (см.: Россия: Полное географическое описание нашего Отечества/Под Ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского. Т. XIV. СПб.. 1910. С. 762–763). – Ред. 613 Указом Святейшего Синода от 13 декабря 1890 г. епископ Балтский Димитрий был неожиданно назначен на самостоятельную Подольскую кафедру. – Ред. 614 Олимпия – местность, прославленная древними Олимпийскими играми, расположена в области Пизатиде, недалеко от моря, напротив острова Занте. Здесь был знаменитый храм Зевса Олимпийского, сооруженный элейцами в память их победы (около 450 г. до Р. X.) над пизатами. Здесь был и дорический храм Геры, в котором найдена статуя «Гермес» Праксителя. – Изд. 615 Марафонское поле расположено у древнегреческого города Марафона, близ бухты того же названия. Здесь афиняне под начальством Мильтиада, Фемистокла и Аристида в 490 г. до Р. X. наголову разбили стотысячное персидское войско царя Дария; участники Марафонской битвы долгое время считались образцами храбрости. – Изд. 616 Елевзин (Элевсин) – важнейшее после Афин населенное место древней Аттики, на северном берегу залива того же имени; ныне – деревня Левсина; здесь в храме Деметры происходили знаменитые так называемые Элевсинские мистерии, или таинства. – Изд. 618 Лаврион – город в самой южной части Аттики, расположен в горах Лаврион; славится большими свинцовыми заводами, добывающими до 10 тыс. тонн свинца ежегодно. – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

82)  Игнатий Богоносец. Магнезийцам. 9.1; Послание Варнавы. 15.8; Иустин. Первая апология. 67. О том, что практика соблюдения субботнего покоя просуществовала в некоторых церквах до второй половины IV в. свидетельствуют Апостольские постановления (5.20), а также 29е правило Лаодикийского собора (363?), специально запрещающее ее. 83)  Напр., Послание к Диогнету. 4. 84)  Игнатий Антиохийский, Еф.5:2; Трал 7.2; Флп.4. Дидахе 14. 85)  Предметом споров было церковное использование следующих книг: Иак. 2Пет. Ин.2:3, Иуды. Откр. Пастыря Ерма и Евангелия от евреев. 86)  Иустин. Первая апология. 67. Ср. Тертуллиан. Апология. 29: “Мы собираемся вместе ради того, чтобы читать книги Божьи”. 87)  Ириней Лионский. Против ересей. 4.24: gentes quidem primo catechizabat apostolus… discedere ab idolorum superstitione, et unum deum colere . 88)  1Кор.15:32. ср. Ис.22:13. 89)   Venari lavari ludere ridere hoc est vivere . R. Cagnat. Carthage. Timgad, Tébesse. C. 70. 90)  Иустин. Первая апология. 4–29; Афинагор. Апология. 4–30. 91)  Плиний Младший. Письма. 10.96. Ср. трагикомический случай в Деян.19:23–40. 92)  Тертуллиан. Апология. 29. 93)  Евсевий Кесарийский. Церковная история. 7.11. 94)   Минуций Феликс . Октавий. 10. 12; Климент Александрийский. Строматы. 7.3.5, 7.3.14–15; Ориген. Против Цельса. 8.17–20. 95)  См. Аристотель, фраг. 45(15) 1483а 19. Ср. Эсхил. Агамемнон. Строки 160–180, 250. 96)  “Воспоминания” Псевдо-Климента начинаются с того, что автор задается вопросом о реальности личного бессмертия и, не найдя определенного ответа у философов, обращается в христианство. Этот документ был составлен в IV в. по материалам более раннего источника, принадлежавшего христианской секте эбионитов II в. Ср. Элий Аристид (II век н. э.). Элевсинские мистерии. 259. 97)  Ср. Платон. Государство. 365а, З66ав. 98)  Иустин. Первая Апология. 62. 99)  Иустин. Первая Апология. 66; ср. Тертуллиан. Прещение против еретиков. 40: “В царстве сатаны Митра ставит печать на лбы своим солдатам и отправляет хлебное приношение” ( Mithra signat illic in frontibus milites suos, celebrat et panis oblationem ); Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 12.119; Ориген. Против Цельса. 6.22; Августин. Трактат о Евангелии от Иоанна. 7.6.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

8 О том, каково было количество рабов, можно судить по некоторым статистическим данным: в Александрии с населением в миллион человек только 300.000 было свободными; в Риме по крайней мере половину населения составляли рабы. 9 У греков рабы обозначались через термин soma (тело) или ktema (имущество), или, наконец, даже через zoon (животное). В официальных молениях после молитв о polis , гражданах — мужчинах и женщинах, следовала молитва об иностранцах, живущих в polis " e и, наконец, о стадах и рабах (см. A.J.Festugiere. Le monde greco–romain au temps de notre Seigneur. Paris , 1935, I , p .37–38). 10 В Афинах, по–видимому, рабы допускались к участию в Элевсинских мистериях. См. A . J . Festugiere , op . cit ., p .38. 11 Раб в Церкви становится вольноотпущенником Христа, а свободный — рабом Христа (1Кор.7,22). 12 Греческий текст допускает возможность другого перевода: оставай ся лучше рабом, — но мне кажется этот перевод маловероятным. 13 См . Acta S.Pionll et Soc. n.9. 14 Учение двенадцати апостолов, 4,10; Послание Варнавы, 19,7; Послание Климента, 55,2. 15 Blasphemia — греч. поругание, поношение, порицание. 16 Ипполит Римский, Апостольское Предание, 16,5 ( blasphemla — поругание, поношение). 17 Конкубинат — сожительство мужчины и женщины без заключения брака, условно признаваемое в Римской империи в случаях невозможности заключения законного брака (например, между сенатором и вольноотпущенницей). 18 Ibid. 19 Апостольские постановления — каноническая и литургическая компиляция, составленная в конце IV века и включающая в себя раннехристианские тексты II и III веков. 20 Апостольские постановления, 8,32. (Русск. пер., с.290) 21 Нот . in Phitem. PG 62,704. 22 Обол — греч. мера веса, самая мелкая монета (1/6 драхмы). 23 In Ecclesias. horn. IV . 24 In baptismo , 27. PG 36,396–397. 25 40–е правило Василия Великого из его Послания к Амфилохию, епископу Иконийскому. 26 Valent . Nov . Xll ; Cod . Theod . lib . Vll , tit .20.1.12; Cod . Just . lib . 1, tit .3.1.27. 27 4–ое правило Халкидонского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Большое место в «Церковной истории» отводится чудесам и подвигам христианских мучеников и праведников – добродетельных церковных деятелей (антиохийский патриарх Григорий). В этом произведении, отличающемся умелой композицией, выразительными портретными характеристиками, автор использует различные документы (окружные послания императоров и патриархов, акты церковных соборов, письма религиозных и политических деятелей), рассказы современников и собственные наблюдения. Император Маврикий высоко оценил деятельность Евагрия: писатель получил звание почетного префекта. Евдокия (Евдоксия, последняя треть IVnepbaя половина V в.?) – дочь афинского профессора риторики Леонтия, супруга императора Феодосия II (408450), поэтесса и переводчица, автор стихотворных переложений Октоиха, книг пророков Захария и Даниила, трех книг поэмы о мученике Киприане, из которых сохранилась только первая. Сократ Схоластик называет также среди ее произведений энкомии в честь победы Феодосия над персами и в честь Антиохии Согласно «Мириобиблиону» патриарха Фотия, в первой книге поэмы о Киприане рассказывалось о подвигах великомученицы Юстины. Киприан, поддавшись уговорам влюбленного в нее Аглаида, хотел сломить целомудрие девушки с помощью магии, но это ему не удалось: демоны были отогнаны святым крестным знамением. После этого знака свыше Киприан сжег все колдовские книги и вскоре принял крещение. Во второй поэме под названием «Исповедь Киприана» обличаются «обман и лживость» языческих божеств. В ней сообщается о детстве святого, его занятиях магией, цель которых – «постичь богов и духов природы». После изучения магических премудростей Киприан стал прислуживать на Элевсинских мистериях в честь Деметры и Персефоны и на Панафинеях в честь Афины Городской (Паллады). В возрасте 15 лет юноша отправился в странствия через Аргос и Спарту во Фригию и в Скифию, где он изучал повадки животных и обучался гаданию по их внутренностям. В Египте двадцатилетний Киприан постиг действие подземных сил и духов; в Вавилоне он приобщился к «искусству халдеев», преисполненный «нечестьем» и предавшийся «демонам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основе Элевсинского культа лежит миф о похищении дочери Деметры – Персефоны – Аидом, который является богом царства мёртвых и таким образом ипостазирует собой смерть. Персефона же есть символ зерна, обречённого на пребывание во мраке и отчуждении, но обретающего жизнь благодаря связи с животворным началом земли, представленной в образе Деметры (ср. с почитанием богини-матери в мегалитическом культе). Эта аграрная символика уподобляла человеческую судьбу участи злака, обретающего новую жизнь после «смерти», связанной с погребением в земле. Более того, именно благодаря этому уподоблению преодолевался страх перед физической смертью и открывалась перспектива блаженной участи в загробном мире в единстве с божественным источником всякого блага 633 . Не менее показателен в данном отношении мифологический сюжет, положенный в основание Дионисийских мистерий. Дионис, рождённый от Зевса и смертной женщины, обретает божественное бессмертие благодаря прямому вмешательству самого царя богов и людей, благодаря помещению Диониса в самую плоть божества. По альтернативной версии мифа в его орфической интерпретации Дионис был возрождён, то есть пережил опыт личного воскресения, преодоления смерти после растерзания титанами. И опять это происходит благодаря непосредственному вмешательству верховного бога. Таким образом, мистерии служили ритуальным средством, методом, устанавливавшим личную связь между победившим смерть богом и конкретным человеком. Здесь следует видеть корни омофагии, в которой сырое мясо быка как образа божества знаменовало собой плоть не подвергшегося тлению бога, через приобщение которой обреталась надежда на преодоление смерти. Соответственным образом и вино, дарующее состояние изменённого сознания и вызывающее эмоциональное возбуждение, воспринималось как напиток таинственный, даруемый Дионисом своим адептам для достижения единства с ним. Именно по этой причине древняя христианская Церковь столь настойчиво боролась со всяким упоминанием имени Диониса в винодельческой практике (см. Правило 62-е Святого Вселенского Шестого Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ведь в таинствах (sacraments) и обрядах Церкви и обретается тот двойственный характер символа, о котором шла речь в предыдущей главе: единство или перекрест представления и бытия, формы и содержания, символ как отсылка к реальности за его пределами и символ как актуальное дарование выражаемой им реальности. Именно такой взгляд мы берем за отправной пункт нашего исследования. В таинствах Церковь пред-ставляет нам не что иное, как наши ежедневные действия, практики, составляющие нашу повседневность: преломление хлеба и общение чаши, омовение тела и т.д. Таинства – это не какие-то потусторонние явления. Они не скрывают от нас некие возвышенные, но недоступные послания; они – не тайные посвящения в новые элевсинские мистерии. Церковь являет нам в качестве тайны самые обычные, тривиальные вещи – пищу, купание, связь любви между двумя людьми. В их повторяющемся совершении (кайрос) эти повседневные дела выводятся из гибельного течения времени (хронос), возносятся над миром необходимости, т.е. природы, и предстают вратами в иной чин бытия, входом в эсхатологию всегда грядущую и всегда уже наличную. Тихий свет святой славы проливается на мирскую жизнь, и тленное становится вечным. Мы постепенно понимаем, что необычайное и таинственное воплощается в обыкновенном и знакомом. Действительно, это простота не могла бы наступить, если бы не Воплощение; по сути, всякое таинство и всякий обряд намекает на событие Воплощения. Всякий ладан, воскуряемый при богослужении, и всякое золото сосудов и облачений – это ладан и злато, принесенные волхвами самому беззащитному из всех людей (младенцу) в самой убогой обстановке, какая только может быть (стойле). Сегодня в богослужебных обрядах те же дары приносятся в Вифлеем нашей повседневности. И как волхвы, путешествующие с дарами через пустыню, видят в яслях много больше, чем только младенца, так и мы распознаем в обычном необычайное, узнаем тень, или скорее сияние, которое эсхатонотбрасывает на мимолетность: Бог, бывший прежде лишь окружностью, теперь видится как центр; а центр бесконечно мал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Знает Цельс и о том, что христиане «главной церкви» не верят в переселение душ – «плохо поняв теорию переселения душ, они создали учение о воскресении» (Против Цельса. VII, 32). Итак, языческие «посвященные» не знают никакой эзотерической космогонии или антропологии христиан. Ориген имел полное право написать в ответ «посвященному» Цельсу: «Цельс называет наше учение тайным и запрещенным. Чему верят христиане, то мир знает едва ли не лучше и не точнее того, чему учат мудрецы. Кому неизвестно наше учение о рождении Иисуса от Девы, о том, что Он умер на кресте, воскрес из мертвых и некогда снова придет сотворить суд? Не говорят ли неверные о тайне воскресения мертвых? и не ежедневно ли они смеются над тем, чего не понимают? Кто, следовательно, обвиняет нас в том, как будто мы держим тайные скрываемые учения, тот говорит нелепейшее из всего того, что можно сказать нелепого» (Против Цельса. I,7). И в самом деле, языческих критиков христианства возмущают «тайные культы» христиан (какие именно – речь пойдет ниже), но не вышедшие случайно наружу «тайные доктрины» Церкви. Еще один отрывок антихристианского памфлета укоряет христиан вполне по делу. «В качестве кого христиане пришли к своему учению – в качестве эллинов или варваров (третьего ведь нет)? Что у них за программа и образ жизни (об их проповеди я не говорю – она ясна для всех)? Ведь мы видим, что они и по-эллински не мыслят, и варварского учения не придерживаются» 1646 . Обвинение справедливое. Христиане и в самом деле не придерживались ни учений эллинов (в том числе Пифагора и элевсинских мистерий), ни учений варваров (в том числе халдеев, персов и индусов). Порфирий, числимый теософами среди «Посвященных», не находил оправданий для обращения Оригена в христианство. «Ориген – эллин, воспитанный на эллинской науке, – споткнулся об это варварское безрассудство, разменял на мелочи и себя, и свои способности к науке. Жил он по-христиански, нарушая законы. О мире материальном и о Боге думал как эллин, но эллинскую философию внес в басни, ей чуждые» 1647 . Порфирий отчасти прав. Действительно Ориген, уклоняясь от исполнения языческих обрядов, нарушал законы. И действительно Ориген, подобно некоторым другим греческим философам, как бы стыдился своей собственной телесности и «по-эллински» гнушался материей – что и в самом деле не вполне согласуется с новозаветным освящением мира и тела («Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» – 1 Кор. 6,19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Литургия 1070 – это, на церковном языке 1071 , порядок проведения совместного богослужения в целом и совершение евхаристии в частности; также это книга или сборник молитв, которые используются в таком богослужении. Латинская церковь называет совместное богослужение мессой, а литургические книги – sacramentarium, rituale, missale, также libri mysteriorum или просто libelli. Иудейское богослужение состояло, скорее, из действий, чем из слов, но включало в себя также определенные молитвы и псалмы (например, Пс. 112 – 117 ) и Amen собрания (см. 1Кор. 14:16 ). Греческие и римские язычники также имели определенные молитвы и формулировки освящения, связанные с жертвоприношениями, но не записывали их, а передавали устно из поколения в поколение. В индийской литературе, напротив, есть литургические книги, и даже Коран содержит предписанные молитвенные формулировки. Новый Завет не дает нам ни литургии, ни описания ритуала, а только основные элементы того и другого. Молитва Господня и слова учреждения обряда крещения и вечери Господней – живые семена, из которых выросли лучшие молитвы, формулы крещения и евхаристии церкви, устные или письменные. Из исповеди Петра и формулы крещения в Западной церкви постепенно вырос Апостольский символ веры , который, помимо доктринального, имеет и литургическое значение, как публичная исповедь крестящихся и верующих. В Восточной церкви использовался Никейский символ веры . Из песни ангельского воинства вырос гимн Gloria in Excelsis. Апокалипсис – это целиком одно возвышенное литургическое видение. К литургическим текстам относятся и псалмы, которые христианская церковь получила в законное наследство и которые являются богатейшим материалом для совместного назидания на все времена. В доникейскую эпоху мы не находим еще следов литургических книг. Конечно, в каждой церкви постепенно сформировался определенный порядок поклонения, а в апостольских церквях он имел более или менее апостольское происхождение, но со временем был расширен и изменен и до IV века передавался только в виде устного предания. Совершение таинств, особенно евхаристии, относилось к Disciplina arcani и было скрыто, как самый священный обряд церкви, от глаз иудеев, язычников и даже катехуменов из страха перед возможностью его осквернения и по причине неправильного понимания слов Господа о метании жемчуга перед свиньями, а также по примеру самофракийских и элевсинских мистерий 1072 . После падения язычества в Римской империи Disciplina arcani постепенно исчезла и отправление таинств стало публичным, открытым для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010