Хорошо бежать вместе с гонимым Христом. Если Он задержится в Египте, призови Его из Египта, где ему воздают доброе поклонение. Проходи непорочно через все возрасты и силы Христа, как Христов ученик. Очистись, обрежься, сними лежащее на тебе от рождения покрывало. После этого учи в храме, изгони торговцев святынями; будь побиваем камнями, если нужно тебе и через это пройти: ты укроешься от бросающих в тебя камни — я хорошо знаю это — и пройдешь посреди них, как Бог; ведь Слово не побивается камнями. Если приведут тебя к Ироду, не отвечай ему больше: он устыдится твоего молчания скорее, чем длинных речей других. Если бичуют тебя, стремись получить и остальное: вкуси желчь за вкушение, выпей уксус, взыщи оплеваний, прими пощечины и удары; увенчайся тернием — суровостью жизни по Богу; облекись в багряницу, прими трость и поклонение насмехающихся над истиной; наконец, охотно распнись, умри и похорони себя со Христом, чтобы с Ним воскреснуть, прославиться и воцариться, видя Бога, насколько возможно, и видимый Богом, в Троице поклоняемым и прославляемым… Праздник воды и Духа О празднике как таинстве речь идет и в Слове 39–м, которое посвящено празднованию Крещения Господня и является непосредственным продолжением рождественского Слова. Григорий говорит здесь о смысле термина " " таинство " " (греч. mystherion, от myo — покрывать, скрывать), который со времен ранней античности означал инициацию, посвящение. В древнегреческой религии существовали различные мистерии, которые сопровождали всю жизнь человека от рождения до смерти: они получали название как по имени богов, которым были посвящены ( " мистерии Митры " " ), так и по названию места, где их совершали ( " элевсинские мистерии " " ). В позднем неоплатонизме таинства–мистерии воспринимались как отдельные этапы теургии — постепенного введения человека в личное соприкосновение с миром богов–демонов. Юлиан Отступник в начале 60–х годов IV в. пытался возродить мистерии на государственном уровне и сам принял несколько посвящений; в 70–х годах император Валент хотел запретить элевсинские мистерии, однако ему пришлось отказаться от своего намерения, так как язычество в империи было еще сильно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

134 Эти знаменитые мистерии проводились в Элевсине, городе, расположенном в 22 км от Афин и связанном с Афинами т.н. «священной дорогой», по которой двигалась процессия «Больших мистерий». Элевсинские мистерии отмечались в честь Деметры и были направлены на поддержание плодородия. Собственно мистериальные обряды происходили в Элевсине, в Священном храме (телестерионе). При этих ритуальных действах (дроменах) могли присутствовать только посвященные (мисты). И Адриан был посвящен в элевсинские таинства. 135 Адриан вообще был сторонником идей филэллинства. Кроме посвящения в Элевсинские мистерии он велел украсить Афины роскошными постройками, в том числе был закончен Олимпейон, начатый еще при Писистратидах. Новый импульс получили Олимпийские игры. Однако мы не имеем данных о посвящении Адриана в какие-либо еще таинства в Греции. 136 Согласно Юстину Философу, Адриан, по прочтении этой апологии, издал указ на имя проконсула Каппадокии Минуция Фундана, запрещающий кого бы то ни было казнить без доноса и законного расследования. 137 По Евсевию, которому следует Иероним, Аристид представил апологию Адриану (ок. 124 г.). Это подтверждает один армянский фрагмент этой апологии. С другой стороны, по сирийскому тексту апология был адресована Антонину Πию, преемнику Адриана. Возможно, после смерти Адриана апология была представлена Аристидом новому императору. 138 В апологии Аристид делит людей на 4 класса – христиан, иудеев, греков и варваров – и показывает, что только христиане имеют истинное понятие о Боге. Известны еще два произведения, приписываемые Аристиду: это «Слово на воззвание разбойника и на ответ Распятого» и «Отрывок из письма Аристида философа ко всем философам». 139 Василид родился в Сирии в 125/130 г., переселился из Антиохии в Александрию, а в конце жизни уехал в Персию. Источниками своей системы он признавал, с одной сторо-ны, тайное учение апостола Петра, а с другой – мудрость варваров. Абсолютное начало, по его теории, не имеет ничего общего с чем бы то ни было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Еврипид (ок. 480–406 до P. X.) — древнегреческий драматург; его трагедия «Вакханки» сохранилась, но о трагедии «Андромеда» нам только известно. Скорее всего, не дошедшая до нас «Экономика» древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384–322 до P. X.). Сократ (ок. 470–399 до P. X.) — древнегреческий философ. Он не оставил каких- либо сочинений, но его ученик Платон — автор диалогов, в большинстве из которых Сократ — главное действующее лицо. Стесихор (род. ок. 600 до P. X.) — древнегреческий поэт. Его настоящее имя — Тисий. Есть легенда о том, что, написав порочащую Елену поэму, он ослеп и прозрел лишь после того, как создал опровержение на эту поэму. Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до P. X.) — древнегреческий философ; написал не дошедшее до нас сочинение «О природе», от которого сохранились лишь фрагменты. В мифологиях многих народов существует представление об умирающем и воскресающем боге (смерть или уход бога — увядание природы, его воскресение или возвращение — пробуждение природы). В большинстве мифологий мира главное женское божество — богиня-мать, которая обычно соотносится с землей; она участвует в творении мира, в создании всего, что в нем существует. Речь идет об Элевсинских мистериях, древнегреческих религиозных таинствах, основанных на предании о том, как повелитель царства мертвых Аид похитил дочь богини Деметры Персефону. В Элевсинских мистериях использовалась символика странствия по царству мертвых и последующего воскресения. Подобные мысли Сократ высказывает в диалоге Платона «Федон». Минос — в греческой мифологии критский царь; после смерти он и его брат Радамант стали судьями в царстве мертвых. Тартар — в греческой мифологии мрачная бездна в глубине земли, нижняя часть преисподней. См.: Гомер . Одиссея. Песнь одиннадцатая, 205–220. Перевод В. Жуковского. Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2550  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться:

http://azbyka.ru/fiction/poka-my-lic-ne-...

Мы обнаружили ложь Гете. Не Распятый жесток, а жестоки Венера, Вакх и Эрот. Распятый – любовь, боги – себялюбие, эгоизм. Но Распятый требует отречения. Он Сам принес Себя в жертву и от своих поклонников требует постоянной жертвы 487 . Олимпийцы сами ни от чего не отрекаются, но зато и от людей требуют только сожжения быков и овец и разрешают им жить согласно —260— своим страстям. Вот за что Гете восстает на Распятого! Он – вечное возражение, вечное осуждение его философии, его отношения к жизни. Вот почему рана на ребре Иисуса, рана, из которой, по словам блаж. Августина, родилась церковь , вот почему «эта злосчастная рана портит всю картину», вот почему «мы принимаем за непростительную наглость всякую попытку выставлять на вид то орудие мучения и Того пригвожденного к нему страдальца, от которых и само солнце отвратило лицо свое при виде представшего ему зрелища мирской злобы» 488 . Та злосчастная рана, от которой Гете, уподобляясь солнцу, отвращал глаза, всегда была и есть первая святыня христиан. Фома Кемпийский говорит об этой ране: «О великая и драгоценная рана моего Господа, нежно любимая больше всех ран, глубоко пронзенная и широко открытая, чтобы всякий верующий мог войти, чудная в своем истечении, обильная благословением, последняя по времени, первая по значению!» 489 . IX. В 12-й римской элегии и в «Коринфской невесте» Гете осторожно приподнимает покров греческих мистерий. Знаменательно, что именно эти стихотворения мы имеем в образцовых переводах Тургенева и Ал. Толстого. Вот как описывает Гете обряд элевсинских мистерий: Так, ты слыхала не раз о тайных пирах Элевзиса: Скоро в отчизну с собой их победитель занес. Греки ввели тот обряд – и греки, все греки взывали Даже в римских стенах: «к ночи спешите святой!» Прочь убегал оглашенный; сгорал ученик ожиданьем., Юношу белый хитон, знак чистоты, покрывал. Робко в таинственный круг он входил: стояли рядами Образы дивные; сам – словно бродил он во сне. Змеи вились по земле; несли цветущия девы Ларчик закрытый. На нем пышный качался венок

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы обнаружили ложь Гете. Не Распятый жесток, а жестоки Венера, Вакх и Эроть. Распятый – любовь, боги себялюбие, эгоизм. Но Распятый требует отречения. Он Сам принес Себя в жертву и от своих поклонников требует постоянной жертвы 1 . Олимпийцы сами мы от чего не отрекаются, но зато ч от людей требуют только сожжения быков и овец и разрешают им жить согласно своим страстям. Вот за что Гете возстаеть на Распятого! Он – вечное возражение, вечное осуждение его философии, его отношения к жизни. Вот почему рана на ребре рана, из которой, по словам блаж. Августина, родилась церковь , вот почему «эта злосчастная рана портит всю картину», вот почему «мы принимаем за непростительную наглость всякую попытку выставлять на вид то орудие мучения и Того пригвожденного к нему страдальца, от которых и само солнце отвратило лицо свое при виде представшего ему зрелища мирской злобы» 2 . Та злосчастная рана, от которой Гете, уподобляясь солнцу, отвращал глаза, всегда была и есть первая святыня христиан. ома Кемпийский говорит об этой ране: «О великая и драгоценная рана моего Господа, нежно любимая больше всех ран, глубоко пронзенная и широко открытая, чтобы всякий верующий мог войти, чудная в своем истечении, обильная благословением, последняя по времени, первая по значению!» 3 . § IX. В 12-й римской элегии и в «Коринской невесте» Гете осторожно приподнимает покров греческих мистерий. Знаменательно, что именно эти стихотворения мы имеем в образцовых переводах Тургенева и Ал. Толстого. Вот как описывает Гете обряд элевсинских мистерий: Так, ты слыхала не раз о тайных пирах Элевзиса:           Скоро в отчизну с собой их победитель занес. Греки ввели тот обряд – и греки, все греки взывали           Даже в римских стенах: «к ночи спешите святой!» Прочь убегал оглашенный; сгорал ученик ожиданьем.,           Юношу белый хитон, знак чистоты, покрывал. Робко в таинственный круг он входил: стояли рядами           Образы дивные; сам – словно бродил он во сне. Змеи вились по земле; несли цветущия девы

http://azbyka.ru/otechnik/6/gete-i-hrist...

Он замечает, что сами адепты смеются при совершении странных мистериальных обрядов. А эти обряды, по словам его, одинаково грубы во всех мистериях. Та же Венера φλο μηδα, что в таинствах Цибелы; и в элевсинских тот же фалл, что в мистериях Сабазия на Востоке, и в мистериях Диониса те же genitalia erecta, та же гнусность, разврат и кровосмешение богов; и в таинствах Прозерпины тоже, что в фригийских и корибантских. Описав символы Дионисова культа, Климент спрашивает: «неужели все эти пирамиды, пироги, зерна соли и дракон – таинство? Неужели такие мнимо таинственные символы, как ориганон 735 , светильник, шарик, и χτες γυναχεος, имя которого стыдно и произнести при женщине – предметы священные? О, какое жалкое и развращенное неразумие и бесстыдство 736 ! «Если такие торжества», – писал Августин о мистериях и им подобных обрядах, «язычники называют освящением, то я не знаю, что назвать осквернением. Если это святыня, то я не знаю, что может быть святотатством: здесь отрицание всякого стыда и целомудрия 737 . Евсевий также раскрывает мысль о совершенном бесстыдстве мистерий 738 , а Феодорит Кирский считает достаточные указать на χτες γυναιχεος, бывший священным символом в тесмофориях, и на фаллогогии, чтобы сказать, что все значение мистерий – в возбуждении чувственной страсти 739 . Грубость этих внешних мистериальных форм, действительно выдающаяся, особенно поразительной должна была казаться в сопоставлении с христианством. В этом отношении превосходную картину такой противоположности рисует Григорий Богослов . «Здесь», между прочим говорит он, «не рождение и сокрытие Дия, критского властелина, не клики и военные рукоплескания и пляски куретов, заглушающие голос плачущего бога, чтобы не услышал отец чадоненавистник, потому что опасно было плакать младенцу, который проглощен бы был, как камень. Здесь не искажения фригиян, не свирели и корибанты, не те неистовства, какие совершались в честь Реи, матери богов. У нас не дева какая–нибудь похищается, не Деметра странствует, вводит к себе каких–нибудь келеев, триптолемов и драконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Что же сказать о христианах по названию или по происхождению, принявших при крещении внутрь себя Христа и забывающих о Нем. Они – жертвы либерально-гуманитарной среды, воспитания и образования, создающих новых кумиров: науки и техники, прогресса и эволюции, механического саморазвития и самостановления материи. Правда, материя разоблачена, «прогресс» сильно дискредитирован, а понятие эволюции не вызывает прежнего восторга, как у наших отцов и дедов. Если религиозное чувство еще не совсем атрофировано у современных идолопоклонников, то они ищут утешения в суррогатах религии: оккультизме, теософии, антропософии, спиритизме, йогизме, индуизме и буддизме. Успех этих псевдорелигий в Европе и Америке объясняется духовной нищетой после 500-летнего гуманистического засилья. Адепты полузнания и полуистины, окрашенной в азиатские цвета, берутся толковать христианство с точки зрения их специфического «эзотеризма» и отнимают у колеблющихся последние остатки веры. Время и эпоха создали особых специалистов по отниманию веры. Теоантропософские борзописцы обоего пола и всех возрастов избрали своею мишенью «церковное христианство», обнаруживая свое полное духовное невежество в этом вопросе. За церковным «внешним», экзотерическим, они не видят церковного «внутреннего», эзотерического, по своей духовной слепоте. За церковным реальным они не видят церковного идеального; за догматами, богослужением, обрядами, таинствами (таинствами!) они не замечают мистерии, тайны, сокровенного. Привыкнув к церковному «молоку», как младенцы, по выражению ап. Павла, они ни разу не притронулись к «твердой пище» и ищут ее вне церкви. А церковь имеет и то, и другое. Логос-Христос не обрекает своих верующих на вечное детство, на «молочное» питание, а предлагает и твердый стол, вплоть до Своего тела и Своей крови. Борзописцы от оккультизма уподобляются тем профанам, которых не допускали на древние мистерии, элевсинские, орфико-дионисийские и египетские, с тою лишь разницей, что современные профаны сами себе закрывают путь к христианским мистериям своим невежеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

15:5. Хотя доказательства, основанные на вероятности, считались в древних судах наиболее значимыми, свидетельства очевидцев тоже ценились высоко. Древние эпифании (явления) богов или духов обычно удостоверялись на основе свидетельства очевидцев, но в данном случае таковые давно уже умерли. (Эпифании богов в позднейшие эпохи обычно были связаны со снами или чудесами. Обряд посвящения в Элевсинские мистерии завершался некоего рода экстатическим слиянием с божеством, но этот феномен опять же не имеет ничего общего с исторически достоверным, добровольным массовым свидетельством о явлении Иисуса, о котором говорит здесь Павел.) Многократные откровения, подобные этому, а также явления, упоминающиеся в 15:6, которые особо важны для всякой преследуемой секты, фактически не имеют параллелей. Поскольку по определению вос-кресение означает новое тело, а христиане не могли преследоваться за то, что они видели просто дух (большинство людей в древности верили в привидения и духов), то их утверждение уникально и не имеет себе равных. Глагол «являться» использовался в древности для описания как видений, так и реальных явлений (Бога или ангелов); но по всем иудейским определениям воскресения, особенно в палестинской традиции, к которой обращается здесь Павел, это может относиться к реальному «явлению». «Кифа» – арамейское имя, соответствующее греческому «Петр»; о «двенадцати» см. во введении к коммент. к Деян. 1:15–26 . 15:6. Павел по-прежнему призывает обратиться к очевидцам, которые еще живы, чтобы те, кто сомневается в его словах, смогли проверить приведенные им факты. Мы можем вполне уверенно отвергнутьпредположение о том, что это воскресение было простой галлюцинацией, поскольку такая массовая галлюцинация не находит параллелей в истории. (Если бы такое свидетельство приводилось в связи с какой-нибудь войной, о которой нам известно со слов единственного древнего автора, или с любым другим событием в истории, в наше время никто и не подумал бы его отрицать; то, что некоторые считают это свидетельство недостаточным доказательством воскресения как события исторического, указывает только на их предубежденность и сомнения в существовании и деятельном участии Бога в истории и оправдании Иисуса Богом.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

214 Перевод сделан по изданию: «Michael Psellus de operatione daemonum cur. Boissonade. Accedunt inedita opuscula Pselli». Norimbergae, 1838, p. 48–52. 215 Речь идет о литературных произведениях поздней античности. Левкиппа – героиня романа Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт»; Хариклия – героиня романа Гелиодора «Эфиопика». Филострат Лемносский (III в. н. э.) – автор сборника вымышленных писем, в основном любовного содержания. 216 Вероятно, это намек на элевсинские мистерии. Посвящение в этот древний культ проходило через две ступени, и ему предшествовал обряд очищений. 218 Элий Аристид (129–189) – оратор-аттикист, подражавший оратору Исократу (IV в. до н. э.). Григорий Назианзин , получивший прозвание «Богослова», – христианский писатель IV в. н. э., один из лучших стилистов своего времени. 222 Энтелехейя, или энергия – практическая, действенная реализация скрытой возможности (потенции). См.: Аристотель. Метафизика, кн. IX. 223 Перевод выполнен по изданию: Michaelis Pselli. Scripta minora, ed. Ed. Kurtz, у. 2, Milano, 1941. 229 Тимарх – оратор IV в. н. э., сторонник Демосфена. Эсхин, обвиненный Демосфеном и Тимархом в государственной измене, выступил в 345 г. до н. э. со встречным обвинением в речи «Против Тимарха». 230 Горгий, Гиппий, Пол – софисты V в. до н. э., осмеянные Платоном в диалогах «Горгий», «Гиппий Большой», «Протагор». 231 Перефразированы библейские слова: «Всякий дол да наполнится... и неровные пути сделаются гладкими» (Книга Исайи, 40:4). 232 См. Феокрит, I, 134: «Будет пусть все по-иному, пусть груши на соснах родятся (перевод М. Е. Грабарь-Пассек). 233 Иоанн Ксифилин (род. около 1010 г.) – друг юности Пселла, его товарищ по занятиям у знаменитого ритора Иоанна Мавропода. Один из самых образованных людей своего времени, Ксифилин возглавлял высшую юридическую школу в Константинополе до тех пор, пока, подобно Пселлу, не был вынужден удалиться в монастырь. В отличие от Пселла, Ксифилин после принятия монашества не вернулся к прежним занятиям и продолжал жить в монастыре вплоть до 1064 г., когда его избрали патриархом. Философские симпатии Ксифилина были на стороне Аристотеля, и настоящее письмо Пселла служит как бы отповедью византийского неоплатонизма аристотелизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010