Как видно из излагавшегося выше, кривой путь прошла и часть Зап. Европейской епархии, ушедшая с митр. Евлогием в раскол и теперь оказавшаяся, в нарушение канонов, в юрисдикции константинопольского патриарха, признающего «патриарха» Алексия. Только от Сев. Американской митрополии и Зап. Европейского экзархата зависит прекратить разделение Русской Церкви: вернуться в Зарубежную Церковь . Тогда повсеместно восстановится тот общий порядок, который установлен был в 1935 г. в Сремских Карловцах совещанием иерархов, под председательством патриарха Варнавы: Архиерейские Соборы, периодически собираемые, Архиерейский Синод, их исполнительный орган, митрополиты округов, пользующиеся широкой автономией, епархиальные архиереи, духовенство и приходы. Под выработанным тогда Положением значились подписи и митрополитов Евлогия и Феофила. Русским людям – духовным и мирянам – не может не быть понятной важность для Церкви за рубежом ее ЕДИНСТВА. Не может, в частности, не быть им понятным великое значение этого и в политическом отношении. Чей голос, если не голос объединенной свободной Зарубежной Русской Церкви, может звучать авторитетно в обращении ее, как к подъяремному русскому народу, так и к иностранным кругам, правительственным и общественным? Полагаем, что огромное большинство православных русских людей согласится с этим. Но тогда требуются с их стороны и действия. Нужно активное сопротивление силам раскола. Ибо есть силы, которым раскол нужен, есть силы, которые стараются не допустить прекращения его. Главным, основным, беспощадным, ни пред чем не останавливающимся врагом Зарубежной Церкви является богоборческая сов. власть, вызывающая, углубляющая и расширяющая расколы. Пыталась она непосредственно уничтожить Зарубежную Церковь . Так было в 1922 г. Сильный удар, чужими руками, нанесен был ею же в 1946 г. в Кливленде. Но помехой является Зарубежная Церковь и иным силам. Она стоит на пути тех, кто пытается устроить «протестантизм восточного обряда», признаки внедрения которого приходится часто наблюдать в Сев. Америке. Она стоит на пути тех, кто, по примеру парижских «богословов», стараются подтачивать догматические основы нашей веры, как и тех, кто стремятся включаться в «Экуменическое движение» и ищут поддержку со стороны Имки. Разве не показательно то, что одним из деятельнейших борцов против Зарубежной Церкви является ни кто иной, как еп. Иоанн (Шаховской) , состоящий членом Центрального Комитета Мирового Совета Церквей, недавно еще летавший в Швейцарию на заседание такового? 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Т. о., переговоры зашли в тупик и не дали результатов. С др. стороны, монофелитсткая политика К. П. существенно осложнила взаимоотношения Византии с Папским престолом. В кон. 641 или нач. 642 г. в Риме состоялся Собор под председательством папы Иоанна IV, который осудил «Эктесис». С этого момента Римская и К-польская Церкви находились в состоянии раскола. С 24 нояб. 642 г., после смерти Иоанна, Папский престол занимал Теодор I, выходец из Иерусалима. Он продолжил политику Иоанна, отверг синодику патриарха Павла и признал единомыслие с патриархом Пирром, которого призывал вновь занять К-польскую кафедру, поскольку возведение Павла на Патриарший престол было незаконным и прошло не по церковным правилам, а по воле мятежной толпы ( Mansi. Т. 10. Col. 702–705). Новый виток церковных споров начался в 645 г., когда в Карфагене в присутствиии экзарха Григория (скорее всего сын Никиты, двоюродного брата имп. Ираклия, т. е. двоюродный дядя К. П.) состоялся диспут между бывшим К-польским патриархом Пирром, сосланным в Африку в 641 г., и прп. Максимом Исповедником. Прп. Максим одержал полную победу, и Пирр публично отрекся от монофелитства, что вызвало большой общественный резонанс. Максим и Пирр вскоре прибыли в Рим, где папа Теодор торжественно принял Пирра в церковное общение. Эти события были большим политическим ударом для правительства К. П. и одновременно вызвали подъем борьбы с монофелитством на Западе. В 646 г. в неск. областях Сев. Африки состоялись Соборы, которые осудили монофелитство и присоединились к позиции Папского престола. Правосл. движение в Карфагене переросло в восстание, которое возглавил экзарх Григорий, отказавшийся подчиняться К. П. и объявивший себя императором (Acta S. Maximi//PG. 90. Col. 112; Theoph. Chron. P. 343). Североафриканская Церковь в это же время направила послания к К. П. и патриарху Павлу К-польскому с требованием отречься от ереси ( Mansi. Т. 10. Col. 925–931). Григорий перенес свою резиденцию из Карфагена в г. Суфетулу, где готовился к войне против К. П., заключив союз с маврами. В 647 г. мятеж был приостановлен, после того как арабы во главе с Абдаллахом ибн Саадом, продвигавшиеся из Египта по территории Ливии на запад, напали на карфагенскую провинцию. В битве на равнине Бакуба византийцы были разбиты, а экзарх Африки Григорий убит. Разграбив Суфетулу и получив выкуп с др. городов, арабы вернулись в Ливию. Тем не менее население Сев. Африки еще более 10 лет отказывалось признавать К. П. императором, отвергало монофелитство и избирало правителей Карфагена самостоятельно.

http://pravenc.ru/text/2454849.html

Место пребывания М. И. во время персид. нашествия точно неизвестно. Нек-рые его письма лета 632 г., направленные на Восток, свидетельствуют о том, что он избежал угрозы вторжения варваров (вероятно, речь идет о персид. нашествии в Палестину (614) и Египет (619), а также о набегах арабов; см.: Maximus Conf. Ep. 8, 28, 30). К 632 г. М. И. находился в Сев. Африке, к-рая была местом, где обосновались беженцы, спасаясь от персид. нашествия. Здесь М. И. пребывал в тесном общении с аввой Софронием (Opusc. 12//PG. 91. Col. 142; если М. И. был до этого в Александрии, то, вероятно, он проделал путь в Сев. Африку через ряд островов в Средиземном море, включая Кипр (Ep. 20; Opusc. 1, 7, 10, 19-20) и Крит (Ep. 21; ср.: Opusc. 3//PG. 91. Col. 49)). Затем, согласно сир. псогосу, М. И. снова оказался в Палестине ок. 634 г. (Vita syr. 7-10) в качестве ближайшего сотрудника и советника свт. Софрония Иерусалимского, где принял участие в спорах по поводу унии с монофизитами в Египте (см. ст. Монофизитство ) в июне 633 г. ( Jankowiak. 2009. P. 84-96; Booth. 2013. P. 205-208). Осужденный за учение Кипрским Собором 636 г. ( Jankowiak. 2009. P. 146-149), М. И. провел неск. лет в относительной изоляции на Востоке (возможно, в Палестине), прежде чем вновь вернулся в Сев. Африку (Vita syr. 11-18). На основании свидетельств из сочинений М. И. можно сделать вывод, что он уже был здесь в нояб. 641 г. ( Maximus Conf. Ep. 12) и тесно общался с префектом Георгием (Ep. 1, 11-12, 18, 44-45, B). После того как Георгия отозвали в К-поль по настоянию Мартины, вдовы имп. Ираклия, в 641 г. (дело, в к-ром М. И. принимал участие на стороне Георгия - Ep. 1), М. И. стал ближайшим другом и советником нового префекта Карфагена, патрикия и экзарха Григория (Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 288; Relatio Motionis// Allen, Neil. 1999. P. 17). После победы на публичном диспуте в Карфагене в июле 645 г. над бывш. патриархом К-польским Пирром (Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 288) М. И. вскоре отправился в Рим (Vita syr. 19; ср.: Disp.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Отсутствие единства среди лангобардских правителей И. усугублялось тем, что их земли на севере и юге Апеннинского п-ова были разделены полосой визант. владений, к-рая связывала Римский дукат и Равеннский Экзархат. Большинство лангобардских герцогов Сев. Италии зависели от короля и были тесно связаны с придворными кругами. Фактически самостоятельным было герц-ство Фриуль, основанное военачальником Гизульфом, к-рому кор. Альбоин поручил оборону сев.-вост. границы И. Полностью независимыми были герцоги Сполетия, 1-й из к-рых, Фароальд, в эпоху «правления герцогов» возглавил лангобардов Центр. Италии и в 575 или 576 г. установил контроль над Сполетием и Нурсией (ныне Норча). Герцоги Сполетия постоянно воевали с византийцами, поэтому граница их владений оставалась нестабильной. Самым удаленным от центра королевства было Беневентское герц-ство. Герц. Арихис I (591-641) вел активную завоевательную политику, пытался овладеть Неаполем, установил контроль над Капуей, Салерном и др. важными городами. В дальнейшем в Беневентском герц-стве был обычай наследственной передачи власти. В нач. 80-х гг. VI в. византийцы, воспользовавшись отсутствием центральной власти у лангобардов в период «правления герцогов», создали Равеннский Экзархат ( Бородин. 2001. С. 119-130). В И. впервые в визант. истории был образован единый орган военного и гражданского управления во главе с экзархом, который был личным представителем визант. императора и обладал фактически неограниченными полномочиями. Экзарху подчинялись военные контингенты и гражданское чиновничество, он даже имел право утверждать кандидатов на все епископские кафедры в И. Титул «экзарх» впервые встречается в письме папы Римского Пелагия II от 584 г. (PL. 72. Col. 703). Важнейшие мероприятия по формированию Экзархата провел патрикий Смарагд, ставший экзархом в 584/5 г. Резиденция экзарха разместилась в Равенне - центре визант. анклава в Сев.-Вост. Италии. Экзарх и его управленческий аппарат располагались во дворце Теодориха Великого, с 552/3 г. в городе была возобновлена чеканка монеты. Вероятно, при создании Равеннского Экзархата К-поль отказался от налоговых поступлений из И.; все сборы в казну (по крайней мере значительная их часть) были оставлены в распоряжении экзарха. С появлением должности экзарха прежняя высшая должность, префект претория, потеряла значение, к сер. VII в. упоминания о ней исчезают из источников. На местах управляли военные, во главе к-рых стояли дуксы и магистры войска. Территория Экзархата была разделена на неск. изолированных районов, постепенно они приобрели фактические права автономии. В VII в. сложились дукаты: Римский, Неаполитанский, Венецианский, Пентаполь (с центром в Аримине), возможно, также Феррария (ныне Феррара) и Перузий; пров. Истрия управлялась магистром войска.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

языке церковнослав. шрифтом. К кон. XVIII в. здесь было примерно 9 тыс. новокрещеных. Впосл. на работу миссии влияли 2 фактора: образование Грузинского Экзархата РПЦ и растянувшееся с кон. XVIII в. до 1864 г. завоевание Кавказа. Первый экзарх Грузии Феофилакт (Русанов ; 1817-1821) начал с русификации правосл. христиан Грузии и новокрещеных. Осетинская комиссия, закрытая после упразднения Моздокского вик-ства в 1799 г., была восстановлена в 1815 г. под тем же названием по инициативе архим. Досифея (Пицхелаурова), проекты к-рого поддержал Синод и утвердил император. После назначения экзархом архиеп. Феофилакта деятельность этой комиссии активизировалась, ежегодно Синод перечислял ей 12 тыс. р. В конце его правления насчитывалось ок. 47 тыс. новокрещеных. За 4 года архиеп. Феофилакт построил 30 храмов, при этом он стремился замещать духовные должности рус. священниками, чтобы способствовать русификации этого региона. Его преемник Иона (Василевский; 1821-1832) не пользовался методами принуждения при обращении в Православие, и к 30-м гг. XIX в. число новокрещеных выросло до 61 тыс. В связи с восстанием горских народов и объявлением «священной войны» ( джихада ) для миссии наступило сложное время. В 1860 г. в С.-Петербурге было основано Об-во восстановления Православия на Кавказе, в 1862 г. Осетинская духовная комиссия была распущена. Новое об-во ставило следующие цели: распространение христианства на Кавказе, основание школ, строительство храмов и восстановление древних церквей и монастырей, улучшение материального положения приходского духовенства, издание книг на языках народов Кавказа. Заселение русскими Сев. Кавказа, в т. ч. и Д., стало более интенсивным с образованием Кавказской губ. (1775) и Кавказского наместничества (1785). В это время на Сев. Кавказе было 5 городов - Кизляр, Моздок, Ставрополь, Георгиевск и Екатеринодар и 15 др. населенных пунктов, где проживало 22 156 чел. муж. пола. Рост числа рус. переселенцев на территории Д. шел в основном за счет отставных военных, гражданских чиновников и казаков, к-рым безвозмездно или на льготных условиях предоставлялись значительные земельные наделы.

http://pravenc.ru/text/168606.html

В 573 г. Хосров разбил византийцев у стен Нисибина, а затем взял крепость Дару. Появившиеся к северу от Дуная авары вместе со славянами угрожали придунайским провинциям империи. В 577 г., когда авары официально находились в мире с империей, славяне огромной массой переправились через Дунай, наводнили Фракию, разграбили и разорили Македонию и Фессалию. Лангобарды, к-рых Юстиниан поселил в Норике, в 568 г. вторглись в Италию и за неск. лет покорили большую часть Сев. Италии и Тоскану. Под властью Византии остались лишь Равенна с прилегающей к ней областью, Рим, Юж. Италия и Сицилия. Лангобардское вторжение привело к постепенному отдалению Италии от Византии. Не выдержав тяжести выпавшей на его долю задачи, Юстин II сошел с ума. Имп. Тиверий I Константин. Солид Имп. Тиверий I Константин. Солид При Тиверии В. и. придерживалась оборонительной тактики в Италии, откупаясь выплатой увеличенной дани от нападений авар, и главные усилия сосредоточила против Ирана. Война за Армению шла с переменным успехом, и византийцы смогли нанести персам неск. поражений. Утрата империей территорий на Западе (в 572 вестготы захватили Кордову, а 50 лет спустя к ним окончательно отошла вся Юж. Испания) заставила К-поль сосредоточиться на вост. политике. В 591 г. имп. Маврикию (выходцу из знатной каппадокийской семьи) удалось добиться успеха в 20-летней войне с Ираном. В благодарность за помощь в борьбе за шахский престол Хосров II Парвиз передал имп. Маврикию Иверию и значительную территорию Персид. Армении (до оз. Ван). Несмотря на высокую дань, к-рую Византия платила аварам, они продолжали совершать разорительные набеги на Балканский п-ов и вместе со славянами проникали далеко на юг (584 и 586 - нападения аваров и славян на Фессалонику, 80-е гг. VI в.- расселение славян на Балканах). Перелом наступил в 591 г., когда имп. Маврикий после заключения мира с Ираном смог направить на защиту европ. провинций более крупные силы. Борьба шла с переменным успехом, но перевес оказался на стороне Византии, к-рой к нач. VII в. удалось восстановить дунайскую границу. Занятый войнами с персами, аварами и славянами, имп. Маврикий не мог выделить многочисленные войска для защиты Италии. Он пытался разбить лангобардов при помощи франков, к-рым были выплачены крупные суммы. Совместное нападение византийцев и франков, хотя и не принесшее решающего успеха, способствовало тому, что дальнейшие завоевания лангобардов были приостановлены. Из визант. владений в Италии имп. Маврикий образовал адм. единицу нового типа - экзархат с центром в Равенне (впервые упом. в 584), глава к-рого являлся военным правителем с широкими полномочиями, в т. ч. в сфере гражданского управления. Позднее в Африке был образован Карфагенский экзархат (первое упоминание - 591). Экзархаты явились прообразом будущих фем.

http://pravenc.ru/text/372674.html

К. принял деятельное участие в работе Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге, созванного в 1906 г. с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ Церкви. Заседания 2-го отдела Присутствия «Об устроении церковных дел на Кавказе», на к-рых рассматривались вопросы гос. или национального деления как основания для введения церковной автокефалии, а также вопросы, непосредственно связанные с восстановлением автокефалии ГПЦ, начались 2 июня 1906 г. в Александро-Невской лавре. С грузинской стороны в них приняли участие епископы Горийский Евфимий (Элиашвили), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), К. Также проект восстановления автокефалии ГПЦ поддерживали профессора Н. Я. Марр , А. А. Цагарели , А. С. Хаханашвили , Н. А. Заозерский. К. прочитал 4 доклада: «Грузинский церковный вопрос: Историко-каноническое обоснование», «Что вынуждает грузин добиваться восстановления автокефалии своей Церкви?», «Какой Иверии дарована автокефалия в XI в.?», «Национальный принцип в Церкви». Он критиковал деятельность рус. самодержцев на Кавказе и наиболее полно выразил аргументацию сторонников автокефалии. В протокол 2-го заседания 2-го отдела Присутствия была внесена информация о том, что К. и его сторонники планировали восстановить ГПЦ не только на ее канонических территориях, но и на всем христ. Кавказе, куда помимо Грузии входили также Сев. Осетия, Армения, Дагестан и Бакинская губ. К. и его сторонники объявили эти сведения фальсифицированными, и К. опроверг их в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1907. 7. С. 244; см. также: Гамахария. 2006. С. 156-159, 499). Он написал, что речь шла о восстановлении ГПЦ в границах, «которые были перед присоединением Грузии к России, когда во главе стоял Мцхетский католикос». По «Проекту реорганизации Грузинской Церкви», утвержденному собранием груз. духовенства и опубликованному в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1906. 3. С. 11-21), это были территории «в границах современной Тифлисской и Кутаисской губерний, Закатальского, Сухумского, Батумского и Карсского округов».

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Появление таких образований связано с развитием адм. деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с тем новым адм. делением, к-рое сложилось в IV в. Речь идет о диоцезах, на к-рые были разделены 4 префектуры Римской империи, образованные при св. Константине Великом : Галлия, Италия, Иллирик и Восток, самая обширная. При этом две столицы империи - Рим и Константинополь (Нов. Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию. Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей в Карфагене), Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Асия (с центром в Эфесе), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова и Армянское нагорье; и Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась и новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя по неск. провинций. Экзархами (лат.- викариями ) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские наместники диоцезов. На Западе, в лат. половине империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул сохранился в католич. Церкви и поныне, обозначая главу национальной Церкви. Отцы Карф. Собора в 48(39)-м прав. определили: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (т. е. собственно примасом.- В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило, хотя и приобрел впосл. иное значение, как об этом говорит в приведенных выше словах Вальсамон. Экзархаты, или великие области, оказались неустойчивыми образованиями.

http://pravenc.ru/text/63554.html

д. к. Председателем был назначен архиеп. Алавердский и Телавской Досифей (Пицхелаури), центром стал Тифлис. Комиссия находилась в непосредственном подчинении Синода, ареал ее деятельности был расширен (помимо Сев. Кавказа включены груз. регионы Абхазия, Саингило, Сванети, Самцхе-Джавахети), на ее работу было выделено 14 750 р. серебром, с ежегодным увеличением суммы (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 412). Помимо председателя в состав О. д. к. входили архимандрит, игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 иерея, диакон, 8 церковнослужителей. Канцелярские дела вели коллежский секретарь (10-го класса), губ. секретарь (12-го класса, занимался переводами), 2 переписчика. В штате О. д. к. состояли также 30 всадников из церковных крестьян, выполнявших функцию проводников. Они были освобождены от всех налогов. За безопасность миссионеров отвечали 100 штатных казаков, эта служба приравнивалась к воинской повинности. Миссионерские центры О. д. к. находились в Телави (Кахети) и Ананури (Картли) (История груз. иерархии. 1853. С. 79-80). В сент. 1817 г. в результате реформ экзарха архиеп. Феофилакта (Русанова) О. д. к. вошла в подчинение Грузино-Имеретинской синодальной конторе . 28 дек. 1818 г. О. д. к. были выданы правила для миссионеров: для обращения горцев им надлежало «употреблять больше духовные, нежели мирские, побуждения»; они не должны были участвовать в разбирательстве мирских дел и крестить без удостоверения искренности крещаемых (Там же. С. 80-81). Новокрещеным горцам было разрешено выбирать место жительства, им помогали материально. В 1819 г. членам О. д. к. стали выплачивать жалованье (общая сумма составила 13 250 р. в год), были выделены средства для бесплатного распространения икон, крестов и др., общий расход гос-ва на О. д. к. в этом году составил 28 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 495. Д. 514. Л. 4). В 1825 г. на строительство церквей в горных районах правительство выделило 49 тыс. р. Кроме того, на работу О. д. к. 1250 р. ежегодно выделял Грузинский Экзархат. Особое внимание уделялось духовному образованию молодежи.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Во 2-й пол. XVI в., во время Патриаршества Евдемона I (Чхетидзе), из-за усиления османской агрессии против Абхазского княжества, натиска горских племен Сев. Кавказа и феодальной междоусобицы в Г. из Бичвинты (совр. Пицунда) была переведена резиденция Абхазского Католикоса; кафедральной стала ц. вмч. Георгия. В этот период в Г. была перенесена одна из главных святынь Католикосата - Бичвинтская икона Божией Матери (см. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери ), написанная в 1568 г. по заказу Евдемона I, о чем сообщается в надписи на иконе. Рус. послы Андрей Иевлев и Афанасий Толочанов, дважды посетившие мон-рь в сер. XVII в., сообщали об 11 зданиях, о каменных вост. воротах, о здании академии, используемом в то время под трапезную, о деревянных резных дверях Георгиевской ц. (не сохр). Послы указали также на существование широкой сети водоснабжения и фонтана на монастырской площади. Еп. Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе) восстановил дороги, ведущие к мон-рю, в 1669 г. возвел мост через р. Чешуру по дороге, соединявшей Г. с монастырскими угодьями. Надпись на одной из икон (1731) сообщает, что имеретинский царь Александр определил местом погребения для себя и своей супруги Мариам юж. придел главного храма. Их сын, митр. Гелатский Иосиф, возвел в 1730 г. каменный престол у сев.-зап. подкупольного столпа главного храма. Заботились об устройстве мон-ря и имеретинские цари Соломон I и Соломон II. Последний на рубеже XVIII-XIX вв. возобновил богослужения в Никольской ц. В нояб. 1821 г. Гелатская кафедра вошла в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Св. царь Давид IV Строитель. Роспись сев. стены собора Рождества Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVI в. Св. царь Давид IV Строитель. Роспись сев. стены собора Рождества Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVI в. Научный интерес к Г. проявился еще в XVIII в. И. А. Гюльденштедт, направленный в 1772 г. С.-Петербургской АН на Кавказ, описал постройки в Г. в «Путешествии». В кон. 30-х гг. XIX в. мон-рь посетил француз Дюбуа де Монперё, оставивший описание памятников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений, он отметил плохое состояние мон-ря. В 1847-1848 гг. фресковые росписи и надписи Г. изучал М. И. Броссе. В 60-х гг. Д. И. Гримм сделал обмеры нек-рых памятников и опубликовал их. В связи с организацией V археологического съезда в Тифлисе (1881) Комитет по проведению съезда поручил Г. Е. Церетели «изготовить снимки и описание надписей на стенах и камнях и приписки к рукописям Гелатского монастыря». Раскопки, произведенные ученым, обнаружили своды и капители колонн, а также погребения с античными монетами. В 80-х гг. Н. П. Кондаков и Д. З. Бакрадзе произвели опись памятников Г.

http://pravenc.ru/text/161963.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010