Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ V [Харитонидис; греч. ιονσιος Χαριτωνδης] (22.03.1820, Адрианополь, совр. Эдирне, Турция - 12.08.1891, Стамбул), патриарх К-польский (23 янв. 1887 - 12 авг. 1891). В 1839 г. окончил школу в Адрианополе, до 1847 г. работал учителем в Саранда-Эклисие (совр. Кыркларели, Турция) и затем до 1850 г.- в Дидимотихоне. В 1851 г. рукоположен во диакона, в 1855 г. стал вел. архидиаконом, в 1856 г.- вел. протосинкеллом К-польской Церкви, рукоположен во пресвитера. 26 июля 1858 г. избран митрополитом Крита, но из-за начавшегося на острове восстания был вынужден вернуться в К-поль. 16 нояб. 1868 г. переведен на кафедру Дидимотихона. После отречения К-польского патриарха Григория VI с июня по сент. 1871 г. Д.- Местоблюститель Патриаршего престола. 1 мая 1873 г. был переведен на Адрианопольскую кафедру, где активно сотрудничал с тур. властями и при их помощи противодействовал развитию Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). 6 февр. 1879 г. подвергся нападению со стороны болгар в Адрианополе, был спасен вмешательством рус. офицеров, в частности К. П. Вильчиковского. 14 нояб. 1880 г. Д. переведен на кафедру Никеи (совр. Изник, Сев.-Зап. Турция), 22 янв. 1886 г. снова назначен в Адрианополь. Избрание Д. на Патриарший престол в янв. 1887 г. сопровождалось народными выступлениями и беспорядками, т. к. значительная часть христ. общины Стамбула хотела возвращения на Патриарший престол Иоакима III. На заключительном этапе выборов Д., пользовавшийся поддержкой греч. националистической партии и премьер-министра Греции Х. Трикуписа, получил большинство голосов. При помощи Д. греч. националисты надеялись нейтрализовать рус. влияние на ход церковных дел на Балканах и улучшить отношения К-польского Патриархата с Высокой Портой. Избрание Д. было оценено как крупное поражение рус. дипломатии. Интронизация Д. состоялась 26 янв. Период Патриаршества Д. связан со 2-м этапом борьбы К-польской Церкви за прономии (правовые привилегии Церкви, в разное время дарованные ей и подтверждавшиеся тур.

http://pravenc.ru/text/178431.html

   В 1935 г. большой друг Православной и Национальной России Святейший Патриарх Сербский Варнавасделал попытку возстановить единство Русской Зарубежной Церкви. С этой целью он пригласил в Югославию Митрополита Евлогия и Митрополита Феофила, который заменил скончавшегося в 1934 г. Митрополита Платона, на совместное совещание с иерархами Русской Зарубежной Церкви. Единство было возстановлено. Но окружение Митрополита Евлогия, когда он вернулся в Париж, заставило его вновь порвать с Русской Зарубежной Церковью. Американская же Епархия, возведенная в ранг Митрополии, возсоединилась с Русской Зарубежной Церковью и оставалась с ней в полном единении целых 11 лет — до 1946 г. Митрополит Феофил открыто выражал по этому поводу свою радость, заявив газетным корреспондентам: «Наша церковная жизнь налажена: под нее теперь подведен прочный канонический фундамент».    При окончании второй мipoboй войны Митрополит Евлогий проявил себя, как ярый «советский патриот», взял советский паспорт и подчинился советскому патриарху Алексию. Но заместивший его после смерти Митрополит Владимир вновь подчинился Константинопольскому Патриарху, который учредил из подведомственных ему русских приходов свой Экзархат.    Представители этого Экзархата не раз, однако, высказывались в печати, что они признают «законным» избранного по указке безбожников «московского патриарха» и не подчиняются ему «только по политическим причинам».    Равным образом, и в Америке взрыв «советского патриотизма» повлек за собой постановление Кливландского собора 1946 г., согласно которому Сев. Американская Митрополия отделилась от Русской Зарубежной Церкви и подчинилась советскому патриарху Алексию. Но в результат последовавшего затем охлаждения американо-советских отношений это подчинение не было оформлено до конца, сношения с московской патриархией прерваны, и Американская Митрополия заняла странное противоканоническое положение, не признавая над собой никакой Высшей Церковной Власти. Многие представители ее все же и до сего времени продолжают твердить о «духовном признании» советского патриарха, и кое-где в церквах ее еще недавно поминалось его имя и стояли красные советские флаги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Иосиф Дзвончик. Фотография. 60-е гг. XX в. Иосиф Онисимович (8.01.1888, с. Лосе, ныне Малопольское воеводство, Польша - 6.03.1966, г. Элизабет, шт. Нью-Джерси, США), митрофорный прот. Американского Экзархата МП. Род. в крестьянской семье в Галиции. В 1888 г. семья Д. выехала в США. Иосиф воспитывался при храме св. Иоанна Предтечи в г. Мейфилд (шт. Пенсильвания), был алтарником-пономарем, затем певчим; ходил в городскую школу. После получения общего среднего образования был направлен архиеп. Алеутским и Североамериканским Тихоном (Белавиным) на учебу в Волынскую ДС (Россия). В 1906 г. переведен в ДС в г. Миннеаполис (шт. Миннесота). В 1911 г. окончил ДС и вступил в брак с Еленой Репич, дочерью псаломщика ц. св. Иоанна Предтечи в г. Филипсберге (шт. Пенсильвания). 19 июля 1911 г. Д. был рукоположен еп. Аляскинским Александром (Немоловским) во диакона в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка, на следующий день - во иерея архиеп. Платоном (Рождественским) в храме Свято-Тихоновского мон-ря. Пастырское служение Д. начал на приходе в г. Бруксайд (шт. Алабама). Более 40 лет служил на разных приходах РПЦ в Сев. Америке. С целью оказывать действенную юридическую помощь приходам Д. поступил на курсы по адвокатуре в юридический колледж в г. Янгстаун (шт. Огайо) и по социальным наукам - в Уэстерн-Резерв-колледж в г. Кливленд. При мн. храмах Д. создавал воскресные школы, преподавал в них Закон Божий и рус. язык. В 1926 г. участвовал в создании «Федерации русских клубов молодых людей». В 1932 г. Д. стал членом Митрополичьего совета, с 1934 по 1947 г. секретарь этого совета. В 1945 г. Д. сопровождал еп. Алеутского и Аляскинского Алексия (Пантелеева) в поездке в Москву на Поместный Собор РПЦ, где встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским). Проведение в жизнь решений VII Кливлендского Собора 1946 г. Русской Православной Греко-Кафолической Церкви, обратившегося к Святейшему Патриарху Московскому Алексию с просьбой о принятии ее в лоно РПЦ, было поручено Митрополичьему совету (см. ст. Всеамериканский Собор ). Митр. Феофил (Пашковский) не подчинился решению Собора и продолжал самочинно управлять амер. приходами. Д. решительно выступил против подобных действий митрополита, призывая к выполнению всех решений Собора. В 1947 г. в США для обсуждения совместно с митр. Феофилом условий воссоединения с РПЦ амер. приходов прибыл митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . Д. стал активным помощником митрополита, оповещал духовенство о происходящих событиях и отстаивал, обращаясь к сторонникам митр. Феофила, необходимость переговоров с посланником Предстоятеля РПЦ.

http://pravenc.ru/text/171895.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григорий (Вахнин), еп. Орловский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Вахнин Георгий Петрович; 23.04.1865, с. Бабки (Б. Бабка?) Волчанского у. Харьковской губ.- после 1919), еп. Орловский и Севский. Из семьи священника. Окончил Харьковскую ДС (1885) и МДА (1891). Служил в канцелярии харьковского губернатора, однако не находил удовлетворения в работе чиновника. Решил посвятить себя педагогической деятельности и в 1900 г. стал зав. торговыми классами Харьковского купеческого об-ва. В поисках утешения и душевного покоя 13 авг. 1901 г. в Успенской Святогорской муж. пуст. (ныне Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавра) в Харьковской губ. постригся в монашество с именем Григорий. Служил преподавателем, инспектором (с 1902) Александровской ДС в Ардоне (совр. Сев. Осетия). В 1903 г. переведен инспектором в Новгородскую ДС. В 1905 г. назначен ректором Александровской (Ардонской) ДС с возведением в сан архимандрита. В том же году возглавил Тифлисскую ДС. Во время ректорства Г. было достроено новое здание семинарии. В связи с ходатайством экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) о необходимости иметь особого викария для проживавшего в пределах епархии рус. населения 6 апр. 1907 г. наречен епископом Бакинским, 3-м викарием Карталинской и Кахетинской епархии. Хиротонисан 9 мая 1907 г. в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре. Епископское служение происходило в тяжелый период обострения политической борьбы на Кавказе. После убийства 28 мая 1908 г. архиеп. Никона Г. до дек. 1909 г. временно управлял епархией, проявляя мужество и силу воли. 31 дек. 1910 г. был назначен епископом Орловским и Севским. Прибыл в Орёл в февр. 1911 г. Совершал поездки по отдаленным местам епархии, участвовал в организации народных домов, посещал лит. и муз. вечера в школах. Оказывал помощь вдовам и сиротам священнослужителей. В годы первой мировой войны занимался сбором пожертвований, устройством лазаретов, размещением беженцев, дом архиерея стал для них приютом. Напряженная работа подорвала силы Г. 28 янв. 1917 г. он был уволен по болезни на покой в Успенскую Святогорскую пуст.

http://pravenc.ru/text/166648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 25 дек. 2014 г., отделена от Новогрудской епархии; епископом Лидским и Сморгонским тогда же избран архим. Порфирий (Преднюк) . Территория Л. и С. е. включает сев.-вост. часть Гродненской обл. Белоруссии: г. Лида, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский р-ны. Кафедральный город - Лида. Кафедральные соборы: во имя арх. Михаила в Лиде и в честь Преображения Господня в Сморгони. Правящий архиерей - еп. Порфирий (Преднюк; с 5 апр. 2015). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский. В епархии насчитывается 47 храмов, в клире состоят 43 священнослужителя (42 иерея, 1 диакон). На территории епархии действует ставропигиальный (по отношению к Минскому митрополиту) Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (в дер. Богуши Сморгонского р-на). При ЕУ работают отделы: по делам молодежи, миссионерский, религ. образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по благотворительности и социальному служению. Епархия охватывает территорию, которая исторически относилась к Лидскому и Ошмянскому поветам, существовавшим с 1566 г. в составе Литовского великого княжества , затем Речи Посполитой и Российской империи. После длительного господства в регионе униатской Церкви в 30-х гг. XIX в. произошло воссоединение белорус. униатов с Православием. В частности, к правосл. Церкви присоединились действовавшие в крае мон-ри василиан : Голдовский, Сутковский и Борунский; из них только последний продолжил существование как православная обитель. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. была усилена миссионерская деятельность православного духовенства среди католиков. В 1840 г. построен Преображенский храм в Сморгони на месте старого, в 1863 г. в Лиде освящен Михаило-Архангельский собор. К началу первой мировой войны в Лиде действовали 3 храма: Михайловский, кладбищенский Георгиевский и гарнизонный Свято-Троицкий. Благочинный Лидского городского округа прот. Иосиф Коялович (брат профессора СПбДА М. О. Кояловича ) в 1915 г. спросил благословение Виленского и Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) остаться в Лиде и не эвакуироваться в Россию.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор вмч. Феодора Тирона в Риме. VI в. [греч. Ιερ Μητρπολη Ιταλας κα Μελτης], епархия Константинопольской Православной Церкви . В 1991 г. из состава Австрийской митрополии была выделена Италийская митрополия (с 2005 И. и М. м.), включающая Италию и Сан-Марино. В Юж. Италии со времени великой греч. колонизации (VIII-VI вв. до Р. Х.) проживало значительное число греков. Повторная греч. колонизация Италии произошла после завоеваний имп. Юстиниана I в сер. VI в. Южноитальянские области Калабрия, Апулия и Сицилия входили в юрисдикцию К-польского Патриархата с VIII в. (ок. 733) до норманнского завоевания во 2-й пол. XI в., греч. население до сих пор сохраняется в деревнях горного массива Аспромонте. Тур. завоевание Балканского п-ова вызвало массовую эмиграцию греков в Неаполитанское и Сицилийское королевства (в Неаполь, Барлетту, Бриндизи, Мессину и Катанию), в Тоскану (в Ливорно и в Пизу), в Венецию, Геную, Анкону, на Корсику и в принадлежавшие империи Габсбургов Триест и Фиуме. Первая православная греч. община была образована в Венеции в 1498 г. В 1537-1797 гг. в Венеции находилась кафедра митрополита Филадельфийского, окормлявшего греческую диаспору. Новая волна греческой эмиграции в Италию последовала после второй мировой войны, гл. обр., это были греки из Сев. Эпира, с о-вов Додеканес, из Ливии, Египта и Эфиопии; они образовали православные общины в Риме, Милане, Генуе, Бари и др. В 1922-1963 гг. Италия имела статус экзархата в составе Фиатирской и Великобританской митрополии, а в 1963-1991 гг.- экзархата Австрийской митрополии. Кафедра находится в Венеции, зимняя резиденция - в Риме. Митрополит носит титул экзарха Юж. Европы. Первым митрополитом Италийской митрополии был избран Спиридон (Папагеоргиу) (нояб. 1991 - июль 1996, в 1996-1999 архиепископ Американский). В момент создания митрополии на ее территории насчитывалось 8 общин (в Венеции, Неаполе, Триесте, Барлетте, Бриндизи, Генуе, Милане и Риме). За время архипастырской деятельности митр. Спиридона в состав митрополии были включены разрозненные правосл. общины, возникли новые приходы в Удине, Падуе, Ферраре, Турине, Пизе, Ливорно, Парме, Перудже, Л " Акуиле, Катании, Мессине, Куарту-Сант-Элене, Кальяри и румыноязычный приход в Риме, был создан Союз греч. правосл. студентов Италии, начато возрождение греч. монашества - открыт мон-рь прп. Иоанна Жнеца близ Бивонджи в Калабрии.

http://pravenc.ru/text/1237713.html

В июне 1950 г. командирован в Берлин для ознакомления с церковной жизнью Германской епархии. По результатам поездки Б. и прот. В. Д. Шпиллер подготовили Патриарху Алексию I доклад, в к-ром ставились вопросы о необходимости активизации церковной жизни в Зап. Германии и о переустройстве епархии. 26 сент. 1950 г. Б. был назначен епископом Берлинским и Германским. Его предшественник на этой кафедре архиеп. Сергий (Королёв) вернул в лоно РПЦ мн. рус. эмигрантов. Этот процесс продолжался и при Б. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины Русской православной Церкви за границей в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич ; впосл. архиепископ). Б. принимал меры по восстановлению и ремонту правосл. храмов в ГДР и Зап. Берлине, в т. ч. Воскресенского кафедрального собора, кладбищенского храма святых равноап. Константина и Елены в Тегеле, епархиальных домов в Потсдаме и Берлине. В архиерейском доме в Берлине с апр. 1951 г. действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского. По инициативе Б. 1 янв. 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный ж. «Голос Православия» (тираж 500 экз.), редакционную коллегию к-рого возглавил епископ. При архиерейском доме была организована демонстрация советских патриотических кинофильмов. Правосл. Германская епархия во главе с Б. была зарегистрирована в ГДР как единственная представительница Русской Церкви. В окт. 1951 г. Б. был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. С июля по окт. 1954 г. Б. управлял Ярославской епархией. В окт. того же года назначен Патриаршим экзархом Сев. и Юж. Америки, архиепископом Алеутским и Североамериканским, одновременно ему поручили управление Краснодарской епархией. 27 дек. награжден правом ношения креста на клобуке, к-рый получил в дар от патриарха Алексия I. 31 дек. 1954 г. архиепископ прибыл в США с целью совершить поездку по епархии, посетил множество приходов в различных городах страны, 27 февр.

http://pravenc.ru/text/153151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРГЕНТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Алеутской и Североамериканской епархии , образовано решением Свящ. Синода РПЦ в кон. окт. 1943 г. 22 июня 1941 г. настоятель первого в Аргентине правосл. Свято-Троицкого храма прот. Константин Изразцов , возглавлявший созданную им в 1926 г. раскольническую «Русскую православную общину», обратился к пастве со словами одобрения действий нем. войск, вторгшихся на территорию СССР, и отслужил молебен о даровании победы нем. оружию. Это антипатриотическое выступление вынудило мн. прихожан покинуть храм. Часть их уклонилась в сектантство, др. обратилась к экзарху Сев. и Юж. Америки митр. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой о создании в Аргентине приходов в юрисдикции Московской Патриархии. По ходатайству митр. Вениамина Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) и Свящ. Синод приняли решение об учреждении в Алеутской и Североамериканской епархии А. в. «для управления православными приходами в Южной Америке» и назначили викарным епископом Аргентинским игум. Феодора (Текучёва) , одного из ближайших сподвижников митр. Вениамина. 12 дек. 1943 г. в США митр. Вениамином (Федченковым), еп. Американско-Канадским Дионисием (Миливоевичем) (Сербская Православная Церковь) и еп. Чикагским Герасимом (К-польский Патриархат) Феодор (Текучёв) был хиротонисан во епископа Аргентинского, однако продолжал жить в США, поскольку аргентинские власти не дали согласия на его въезд в страну. Рус. прихожане, покинувшие Свято-Троицкий храм, в 1942-1946 гг. объединились в храме во имя вмч. Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийский Патриархат), настоятель к-рого архим. Игнатий (Абуррус), выпускник рус. ДА, с любовью принял рус. эмигрантов, совершал для них богослужения на церковнослав. языке. В ответ на просьбу рус. правосл. прихожан в Аргентине Свящ. Синод РПЦ 29 июня 1946 г. постановил преобразовать А. в. в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию в составе Алеутского и Североамериканского экзархата. 7 апр. следующего года еп. Феодор прибыл в Буэнос-Айрес. Лит.: В Священном Синоде при Патриархе Московском и всея Руси//ЖМП. 1943. 3. С. 12; Васько А. Г. Русская Православная Церковь в Аргентине//Там же. 1966. 1. С. 20-22; К 50-летию служения в священном сане еп. Феодора (Текучева)//Там же. 1981. 7. С. 9. А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель

http://pravenc.ru/text/75860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Γερμανας], епархия К-польского Патриархата. Учреждена 5 февр. 1963 г. Патриаршим и Синодальным томосом с кафедрой в Бонне. Первоначально эта епархия именовалась митрополией Германии, Дании и Голландии, а с авг. 1969 г.- Г. м. и Экзархатом Центр. Европы, в наст. время охватывает территорию Германии. 29 окт. 1974 г. Г. м. была признана как юридическое лицо землей Сев. Рейн-Вестфалия, а в 1975-1981 гг.- др. землями. В нач. 1978 г. было завершено строительство кафедрального собора во имя Св. Троицы в Бонне. Митрополиту Германскому (с 1980 - Августин (Лабардакис)) помогают 3 викарных епископа. В наст. время правосл. приходы действуют в следующих землях: Сев. Рейне-Вестфалии - 19, Н. Саксонии - 2, Бремене - 1, Гамбурге - 1, Шлезвиг-Гольштейне - 1, Берлине - 1, Саксонии - 2, Баварии - 8, Баден-Вюртемберге - 13, Рейнланд-Пфальце - 1, Гессене - 6. В юрисдикцию Г. м. входит 8 румын. приходов. В Мюнхенском ун-те Людвига-Максимилиана и в Мюнстерском ун-те открыты правосл. богословские отд-ния; действуют школа визант. музыки в Тюбингене, орг-ции правосл. молодежи в приходах. Издается ж. «Православное присутствие» (Ορθδοξη Παρουσα). Ист.: Παπαδπουλος Σ. Γ. Γερμανα (Η Ορθοδοξα)//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 373-374; πτυχα. 2005. Σ. 1021-1060; www.orthodoxie.net (Электр. ресурс). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере) (1990 -2008). Епархии и экзархаты ЕДИНЕЦКАЯ И БРИЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждена решением Свящ. Синода РПЦ 6 окт. 1998 г. на территории сев. районов Молдавии ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии

http://pravenc.ru/rubrics/121890.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010