В 1925 г. в Л. насчитывалось 167 538 православных, действовали 137 приходов. К сер. 30-х гг. XX в. их число увеличилось до 152 (ок. 174,38 тыс. православных). Из 124 священнослужителей 79 были русскими, 45 - латышами. После убийства в ночь на 12 окт. 1934 г. архиеп. Иоанна усилилось давление гос-ва на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата. В февр. 1936 г. патриархом К-польским Вениамином I без канонического отпуска из РПЦ ЛПЦ была преобразована в Латвийскую митрополию К-польского Патриархата. Было образовано 2 новых вик-ства: Елгавское викариатство (1936) и Ерсикское (1938, с 1939 Мадонское викариатство ). После установления в Л. советской власти, 24 марта 1941 г., указом Московской Патриархии учрежден Экзархат Латвии и Эстонии , в состав которого вошли Латвийская и Эстонская епархии. 28 марта 1941 г. митр. Августин (Петерсон) в Богоявленском кафедральном соборе Москвы принес публичное покаяние в расколе и ушел на покой. После оккупации Л. германскими войсками митр. Августин попытался восстановить ЛПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, однако не был поддержан ни православным клиром, ни оккупационными властями. 15 июня 1942 г. экзарх Л. и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский) запретил Августина в священнослужении. 28 февр. 1943 г. во епископа Рижского был хиротонисан Иоанн (Гарклавс) . В годы немецкой оккупации Экзаршее управление организовало активную миссионерскую деятельность на территории Остланда и сев.-зап. районов России, в т. ч. работу Псковской миссии , основу которой составляло духовенство Л. После убийства митр. Сергия (29 апр. 1944) и эвакуации епископов осенью 1944 г. Экзархат прекратил свое фактическое существование. В лагерях и зонах оккупации США, Великобритании и Франции было зарегистрировано свыше 150 тыс. выходцев из Л. Большинство из них (55%) находилось в амер. зоне оккупации. 20 окт. 1946 г. митр. Августин и еп. Иоанн (с 31 авг. 1945 находился в лагерях для перемещенных лиц на территории Германии) подписали в Фелльбахе (близ Штутгарта) соглашение о создании ЛПЦ в эмиграции во главе с митр. Августином. Однако фактически в связи с нахождением митрополита в санатории на лечении главой ЛПЦ в эмиграции являлся еп. Иоанн. В нач. 1948 г. латв. духовенство обслуживало 18 постоянных лагерных приходов, а также отдельные группы православных, к-рые не имели возможности зарегистрировать приходы в своих лагерях (общее число прихожан 2,8 тыс. чел.). После отъезда в 1948-1949 гг. из Германии в США еп. Иоанна и большинства латв. священников ЛПЦ в эмиграции фактически прекратила свое существование. Официально это произошло 20 янв. 1955 г., когда митр. Августин передал духовное окормление паствы ЛПЦ в эмиграции архиеп. Берлинскому и Германскому (РПЦЗ) Александру (в миру Андрей Ловчий). Большинство латв. священников, переехавших в США, вошло в состав клира Северо-Американской митрополии (с 1970 Православная Церковь в Америке).

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВАСИЙ (Генчо; 1838, Габрово - 4.04.1919, Сливен), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви. Окончил 5-летнее Габровское уч-ще. В 1854 г. вместе с братом мон. Феофаном пришел в Хиландарский мон-рь на Афоне и стал послушником. В марте 1858 г. принял монашеский постриг. В 1859 г. рукоположен во диакона и направлен на обучение в духовное уч-ще в Карее, столице Афона. В 1863 г. рукоположен во иерея, служил в соборном храме Хиландара. В июне 1866 г. направлен представителем Хиландара на приход в г. Станимак (совр. Асеновград). С 1867 по 1873 г. игумен Араповского мон-ря , открыл при обители уч-ще. 28 янв. 1873 г. хиротонисан во епископа Левкийского, викария Пловдивской епархии. Во время Апрельского восстания 1876 г. организовывал помощь для пострадавших при подавлении восстания, собирал сведения о жестокостях турок по отношению к болг. христ. населению. После смерти митр. Пловдивского Панарета с 1883 по 1886 г. управлял Пловдивской епархией. В 1886 г. экзарх Иосиф I поручил Г. управление сев. территориями Одринской епархии. В 1891-1893 гг. временно управлял новообразованной Стара-Загорской епархией в качестве помощника митр. Сливенского Серафима (Груева) . 26 янв. 1897 г. избран, 2 марта канонически утвержден Сливенским митрополитом. На строительство Софийской ДС пожертвовал 10 тыс. золотых левов. В 1884 г. избран пожизненным членом С.-Петербургского слав. благотворительного об-ва. Награжден мн. рус. и болг. орденами. Лит.: Йорданов В. Дарители на българската просвета. София, 1911. С. 133-138; Цанков Ст. Българската православна църква от Освобождението до настояще време. София, 1938-1939. С. 54-55; Маркова З. Българската Екзархия, 1870-1879. София, 1989. С. 217-219. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/164663.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ на Зап. Волыни, существовала в 1922-1944 гг.: в 1922-1940 гг. Волынская и Кременецкая епархия (в 1924-1939 в Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ), в 1939-1940 в экзархате зап. областей Украины и Белоруссии РПЦ), в 1940-1941 гг. упразднена, в 1941-1943 гг. Волынская, Житомирская и Кременецкая митрополия Автономной УПЦ, в апр. 1943 - февр. 1944 г. Кременецкая и Дубенская епархия Автономной УПЦ, в февр.-мае 1944 г. в Украинском экзархате РПЦ. Епархия возникла на зап. территориях бывш. Волынской губ., вошедших во 2-й пол. 1919 г. в состав Польши (закреплены Рижским мирным договором 18 марта 1921), на основе полусамостоятельного Кременецкого викариатства Волынско-Житомирской епархии. К. е. располагалась в границах Волынского воеводства Польши (современные Волынская, Ровненская области, сев. часть Тернопольской обл. Украины). Епархия существовала до 23 мая 1944 г., когда была восстановлена самостоятельная Волынская и Луцкая кафедра. С 23 мая 1944 по 14 февр. 1945 г. Кременецкая кафедра функционировала как Кременецкое викариатство Волынской епархии. 1918-1934 гг. С нояб. 1918 г., после капитуляции Германии в первой мировой войне, на Зап. Волынь начало возвращаться местное население, эвакуированное в 1914-1915 гг. на восток Волыни, в Подолье и на Киевщину. В 1920 г. на Волыни в пределах Польского гос-ва оказались 1 061 842, т. е. 2/3 проживавших в Польше, православных. Не позднее весны 1919 г. в Кременец вернулся из занятого большевиками Киева викарий Волынско-Житомирской епархии Кременецкий еп. Дионисий (Валединский) , ставший единственным действующим епископом на Зап. Волыни. На базе Кременецкого вик-ства, имевшего в 1919-1920 гг. полусамостоятельный статус, сформировалась К. е. Решение о создании Волынско-Кременецкой епархии в границах Волынского воеводства Польши принял Собор епископов Польской Церкви, прошедший в Варшаве 24-30 янв. 1922 г. По решению Собора действовавший при еп. Дионисии в 1919-1922 гг. Волынский епархиальный совет был преобразован в Волынскую консисторию. Т. о., к 1922 г. Волынская и Житомирская епархия, существовавшая в Российской империи (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ) и к 1914 г. насчитывавшая 1200 приходов, оказалась разделена на 2 епархии - на территории Польши (К. е.) и в Украинской ССР (Волынско-Житомирская). К. е. включала 665 приходов, ее территория состояла из бывших Кременецкого, Дубенского, Ровенского, Луцкого, Владимир-Волынского, Ковельского уездов, большей части Острожского у. (с 1925 Здолбуновский повят). Территория Волынско-Житомирской епархии включала Житомирский, Новоград-Волынский, Овручский, Изяславский и Староконстантиновский уезды, часть Острожского у.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ (Тризловски Павел Василков (Зографский); 1818, с. Галичник близ г. Дебар - 7.02.1876, К-поль), митрополит Болгарского Экзархата. Род. в семье богатого скотовода. Начальное образование получил в Бигорском мужском монастыре во имя Иоанна Предтечи , впосл. учился в Охриде, Призрене и Фессалонике (1837-1838), Афинской ДС (1839-1842). Во время обучения в Афинах принял монашество с именем Парфений в афонском монастыре Зограф . В 1842-1847 гг. учился в Кишинёвской ДС, в 1848-1850 гг.- в МДА, которую окончил со степенью кандидата богословия. В 1851 г. назначен проповедником в храме при российском посольстве в К-поле. По инициативе П. 23 нояб. 1851 г. открылось богословское училище при мон-ре Зограф, в к-ром он преподавал до 1852 г. При поддержке российского посольства П. открыл книжный магазин в К-поле. В 1853-1855 гг. преподавал в богословском уч-ще на о-ве Халки. После стал настоятелем болг. храма во имя первомч. Стефана и управляющим болг. уч-щем в К-поле. 20 окт. 1859 г. избран, 29 окт. хиротонисан во епископа с титулом «Полинский» (Полянский) и направлен в г. Кукуш (ныне Килкис, Греция), на кафедру бывш. Дойранской епархии Фессалоникийской митрополии. 12 июля 1859 г. болг. жители Кукуша, недовольные позицией К-польской Патриархии относительно решения болг. церковного вопроса, согласились признать юрисдикцию Ватикана на условиях сохранения правосл. богослужения и назначения иерархом предложенного ими кандидата. Для ослабления католич. влияния и поддержки болгар П. ввел болг. язык в богослужение и открыл неск. новых болг. школ. Его действия вызвали протест Фессалоникийского митр. Неофита (1858-1874), к-рый потребовал от К-польской Патриархии отстранить П. от кафедры. Благодаря российскому посланнику А. Б. Лобанову-Ростовскому этот конфликт был улажен. В 1862-1863 гг. П. входил в состав смешанной болгаро-патриаршей комиссии по урегулированию болг. церковного вопроса с болг. стороны и выражал «умеренную» позицию, предлагая предоставить болгарам частичную церковную автономию при их подчинении К-польскому патриарху. Летом 1865 г. под давлением Фессалоникийского митр. Неофита П. перенес кафедру в г. Полин (ныне Дойран, Сев. Македония). В сент. 1867 г. он был переведен на Нишавскую кафедру с центром в г. Пирот (ныне в Сербии). В 1868 г. П. отказался подчиняться К-польской Патриархии и перешел к независимой болг. иерархии. В нач. 1869 г. он посетил Пловдив, в к-ром в тот период не было иерарха, хиротонисал неск. священников и 11 мая совершил богослужение в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1870 г. он приветствовал учреждение Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь (с 1870)), но не стал участвовать в работе его институций. 17 окт. 1874 г. ушел на покой. До смерти жил в К-поле в здании, принадлежащем Болгарскому Экзархату.

http://pravenc.ru/text/2579091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРГЕНТИНСКАЯ И ЮЖНОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 29 июня 1946 г. Аргентинское вик-ство Алеутской и Североамериканской епархии было преобразовано в Аргентинскую епархию в составе Алеутского и Североамериканского экзархата (с 1947 экзархат Сев. и Юж. Америки), с 1964 г. епархия называется А. и Ю. е. 31 янв. 1990 г. А. и Ю. е. объединяет приходы в государствах Центральной (кроме Мексики) и Южной Америки. Архиерейский Собор РПЦ упразднил зарубежные экзархаты РПЦ, при этом приходы РПЦ в Мексике из ведения Аргентинских епископов были переданы викарным архиереям, управляющим приходами Московского Патриархата в США. Кафедральный город А. и Ю. е.- Буэнос-Айрес, кафедральный собор - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Правящий архиерей - с 11 мар. 2020 г. еп. Леонид (Солдатов) . Епархия разделена на благочиния - Центральное, Бразильское, Северо-Западное, Центрально-Американское. К 2020 г. в А. и Ю. е. насчитывалось 33 прихода, служили 20 священников и 1 диакон, монастырей нет. История После образования Аргентинской епархии ее правящий архиерей еп. Феодор (Текучёв) , проживавший в США, получил визу на въезд в Аргентину и 7 апр. 1947 г. приехал в Буэнос-Айрес; первоначально он совершал богослужения в храме вмч. Георгия Победоносца (Антиохийский Патриархат), поскольку настоятель рус. храма во имя Св. Троицы прот. Константин Изразцов , создавший в 1926 г. раскольническую «Русскую православную общину» и объявивший себя «самоуправляемым главою православной Церкви в Аргентине», отказался признать еп. Феодора. Через неск. дней после приезда еп. Феодора при храме вмч. Георгия прошло собрание рус. общины, к-рое постановило найти помещение и средства для первого храма А. и Ю. е. В июне 1947 г. был куплен дом и перестроен под храм, освященный еп. Феодором 10 июля 1947 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы; в тот же день прошло организационное собрание, избравшее церковноприходской совет. Вскоре начал действовать епархиальный совет, в состав к-рого вошли еп. Феодор (председатель), первый настоятель Благовещенского храма свящ. Евфимий Мамин, П. П. Шостаковский и В. Ф. Римский-Корсаков.

http://pravenc.ru/text/75858.html

Макарий (Ильинский Михаил Иванович), Экзарх Сев. и Южной Америки, митр. Нью-Йоркский Родился 27 октября 1866 года в селе Городня Тверской губернии. В 1887 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В 1891 г. рукоположен во иерея. В 1901 г. окончил СПБ духовную академию, со степенью кандидата богословия. В 1911 году был направлен в Америку в качестве инспектора русской православной семинарии в Миннеаполисе, а затем в Тенефляе. В 1916 г. возведен в сан протоиерея и назначен ректором той же семинарии. В 1934–1935 гг. в период, когда Североамериканская епархия была уже в расколе с Матерью Церковью, по принятии монашества, хиротонисан во епископа Бостонского. Был епископом Бруклинским. После смерти митрополита Платона (20 апр.1934 г.) примкнул к Феофиловской группировке. 26 янв.1946 г. был принят в общение с Русской Православной Церковью. 15 мая 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием награжден саном архиепископа. 31 окт.1947 г. назначен исполняющим обязанности Экзарха Московской Патриархии Православной Русской Церкви в США, а с 12 дек. того же года – Экзархом. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. С 8 июля по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Участвовал также в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Об Англиканской церковной иерархии; в) Экуменическое движение и Православная Церковь ; г) О церковном календаре. 31 июля 1952 года возведен в сан митрополита и оставлен управлять православным русским экзархатом в Америке до середины 1953 года. Скончался 12 ноября 1953 года. Литература: «ЖМП» 1948, I, cmp.II, 12. -«- 1948, 5, стр.6. -»- 1952, 9, стр.3. -«- 1953, 12, стр.13–15. -»- 1954, I, стр.18. -«- 1955, 3, стр.75. -»- 1955, 4, стр.16. -«- 1957, 6, стр.70. -»- 1960, 2, стр.33. «Журнал Засед. Св. Синода» 19 от 31.X.1947 г. 5 от 31.VII.1952 г. Nach dem Tod seiner Frau empfing er, etwa 1933, die Mönchsweihe. Am 13.10.1935 wurde er zum В von Boston geweiht. Am 3.10.1938 wurde er Rektor des St. Vladimir’s Seminary, an dessen Eröffnung er aktiv beteiligt war. Er starb in New York. Literatur: Orthodox America 1794–1976, S. 132. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 10, 53, 69, 95, 203f. , 415f. IKZ 1954, 14. Kirche im Osten 5(1962)28. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26-29 нояб. 1946 г. в Кливленде состоялся VII Всеамериканский Собор, к-рый подтвердил «нерушимую веру и лояльность» митр. Феофилу. На заседании 28 нояб. после острой полемики между сторонниками и противниками нормализации отношений с Московской Патриархией большинством голосов (187 против 61) было принято решение «просить его святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условии сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время». Требование членов Собора о полной автономии М. о. во многом основывалось на опасениях вмешательства в местную церковную жизнь со стороны советских властей, что в условиях обострения отношений между СССР и США (холодная война) могло негативно сказаться на положении правосл. амер. граждан. В отдельном постановлении Кливлендского Собора заявлялось, что в случае несогласия РПЦ на предоставление автономного статуса Американской Церкви она не перейдет в юрисдикцию РПЦ, «покуда Московский Патриархат не сочтет возможным принять выдвинутые условия и даровать нам то, что мы требуем». Одновременно Кливлендский Собор постановил прекратить адм. подчинение Американской митрополии Архиерейскому Синоду РПЦЗ, поскольку «священноначалие патриаршее несовместимо с священноначалием Заграничного Синода Русской Православной Церкви». Участвовавшие во Всеамериканском Соборе архиереи РПЦЗ во главе с архиеп. Виталием (Максименко) отказались признавать соборное решение о выходе из юрисдикции Архиерейского Синода. Ввиду этого 19 дек. 1946 г. Собор епископов М. о. во главе с митр. Феофилом признал выбывшими из состава митрополии архиепископов Виталия, Тихона, Иоасафа и епископа Иеронима, к-рые вскоре возглавили восстановленные в Сев. Америке епархии РПЦЗ. В янв. 1947 г. митр. Феофил и патриарх Алексий I обменялись телеграммами. На сообщение главы М. о. о решениях Кливлендского Собора патриарх ответил, что приветствует их и не имеет принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Патриарх известил митр. Феофила о том, что для переговоров с ним в США будет направлен в качестве патриаршего представителя Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков) . Патриарх просил митр. Феофила сослужить митр. Григорию, что косвенно означало снятие с епископата М. о. церковных прещений. Однако дальнейшие контакты между Московской Патриархией и Американской митрополией не получили развития, митр. Феофил и патриарх Алексий I стали выражать сомнения в успехе объединительного процесса. Негативно на взаимоотношения сторон повлияло инициирование в апр. 1947 г. митр. Феофилом судебного процесса о праве собственности на кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке, обновленческий клир к-рого в окт. 1945 г. перешел под омофор патриаршего экзарха митр. Вениамина. Община Московского Патриархата была вынуждена временно оставить собор, окончательно признанный принадлежащим РПЦ только в 1960 г., после неск. судебных процессов.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

31 мая 1955 г. советское посольство в Пекине направило в МИД КНР ноту по вопросу о реорганизации структуры Православной Церкви в Китае. Правительство Китая извещалось о ликвидации духовной миссии и Восточноазиатского Экзархата РПЦ. Из имущества миссии в собственности СССР оставались бывшая главная резиденция миссии - участок Бэйгуань в Пекине (позднее власти СССР и КНР договорились, что советскому посольству будет передана лишь сев. часть территории миссии, в т. ч. с церковными зданиями). Все остальное церковное имущество - храмы, приходские и монастырские здания, земельные участки со строениями - безвозмездно передавалось Правительству КНР. Всего кит. власти получали имущественные права на 73 храма, часовни, молитвенных дома и монашеские обители. Вопросы дальнейшего существования и обустройства правосл. приходов на территории Китая передавались на усмотрение властей КНР. Когда в правосл. епархиях в Китае стало известно о скорых изменениях в церковной жизни, это вызвало смятение среди клира и паствы. «Всех смущает то обстоятельство, что готовится к передаче миллиардное недвижимое имущество Церкви, а православные люди, которым это имущество не принадлежит, чувствуют свои сиротство и оставленность»,- писал архиеп. Виктор патриарху в мае 1955 г. Многими верующими передача храмов, часовен, молитвенных домов и мон-рей кит. гос-ву воспринималась как насилие над совестью верующих и поругание святынь. Рус. духовенство было извещено о том, что все желающие выехать в СССР должны обращаться в советские консульства для получения въездных виз. В Московской Патриархии было принято решение о перемещении на архиерейские кафедры на территории СССР как Пекинского архиеп. Виктора, так и Харбинского еп. Никандра, при этом вопрос о поставлении на Харбинскую кафедру кит. архиерея не обсуждался. Не было принято и решение о ликвидации Харбинской епархии. Неопределенность положения вызывала беспокойство у еп. Никандра, который в мае 1955 г. обращался к митр. Николаю (Ярушевичу) с вопросом: «Если моя епархия закрывается, прошу подтверждения сего указом, и указаний, кому я имею передать управление и имущество. Если она остается действующей, и только под влиянием постепенно свертывается, то и в этом отношении мне необходимо знать, как и что делать и как поступать со святынями, утварью и всем церковным имуществом. А нужно сказать, что имущество большое и ценное».

http://pravenc.ru/text/1841143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ Мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на о-ве Патмос Мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на о-ве Патмос [греч. Ιερ Μον τς Ζωοδχου Πηγς], жен., действующий, особножительный, принадлежит Патмосскому Экзархату К-польского Патриархата, находится на о-ве Патмос в сев.-вост. части Хоры, к северо-западу от холма, на к-ром расположен ап. Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе . Основан иером. Парфением (Панкостасом) († 1629), впосл. игум. монастыря ап. Иоанна Богослова; его гробница находится в нартексе соборного храма (кафоликона). В 1615 г. К-польским патриархом Тимофеем II обители был дарован статус ставропигиального мон-ря. «Ж. И.» м. окружен стенами; корпуса, построенные в форме буквы П, включают 40 келий, игуменскую резиденцию, пекарни. В центре монастырского комплекса находится кафоликон, воздвигнутый в 1607 г. Фрески, выполненные в духе критской школы, отреставрированы. В 1802 г. к кафоликону был пристроен придел во имя ап. Иоанна Богослова. В мон-ре имеется также ц. арх. Михаила. Сооруженные в кафоликоне и приделе деревянные резные иконостасы содержат иконы XVI-XVIII вв. В иконостасе кафоликона выделяется икона критской школы «Сретение» (XVII в.). В монастырской библиотеке хранятся пергаменное Евангелие XIV в. и 4 патриарших сигиллия. В нартексе находится чтимое изображение Божией Матери Елеусы - фреска, выполненная в 1763 г. иеродиаконом Афанасием. В 1956 г. произошло чудо: во время службы монахини услышали шум в нартексе и, придя туда, увидели, что изображение Елеусы исчезло со стены. Спустя нек-рое время оно появилось снова, причем у образа Божией Матери открылся третий глаз. Через неск. дней в мон-рь пришло письмо из США от одной тяжелобольной женщины, совершившей паломничество в «Ж. И.» м. По возвращении домой ей явилась Пресв. Богородица (в тот день и час, когда исчезло изображение со стены) и она получила полное выздоровление. Монахини толкуют появление третьего глаза на иконе как знак особого попечения Божией Матери. От образа Елеусы стали происходить исцеления от разных болезней и бесплодия. В «Ж. И.» м. хранятся иконы критской школы «Христос во гробе» (1480-1500) Николая Дзафуриса, «Три святителя» Иеремии Паллады (1-я пол. XVII в.), «Прп. Христодул» (1610-1629) и др. Престольные праздники: празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы), память ап. Иоанна Богослова (26 сент.). В наст. время в монастыре проживают 6 монахинь; игумения Каллиника, духовник иером. Симеон из мон-ря ап. Иоанна Богослова (Δπτυχα. 2008. Σ. 836). Лит.: Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 19972. Σ. 338-339; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 493-494; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 19992. Σ. 162. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182267.html

30 дек. М. вернулся в Киев, где его торжественно встретило городское духовенство (ранее он неск. раз посещал город с короткими визитами). 24-25 янв. 1928 г. экзарх провел в Киеве епископское совещание, на котором было принято решение об организации Высшего церковного управления Украины и епархиальных управлений, определены границы епархий, утвержден порядок присоединения к Церкви отпавших от нее в обновленчество и др. расколы. В апр. М. отбыл в Москву для участия в заседании Временного Синода РПЦ. В июле того же года состоялось новое совещание епископов под председательством экзарха. М. жил в Киеве без права свободного перемещения по Украине, служил в Малом (Трапезном) Софийском соборе, с сент. 1928 г. проживал в киевском Златоверхом Михайловском монастыре. Последнее свое богослужение М. провел, будучи больным, 29 марта 1929 г., в пятницу 1-й недели Великого поста. На следующий день он скончался от последствий инсульта. Первую панихиду по М. совершил Уманский архиеп. Димитрий (Вербицкий). 31 марта во всех церквах Киева служились заупокойные обедни и панихиды, звучал погребальный перезвон (в том же году колокольный звон в Киеве будет запрещен, а колокола сняты). Множество народа заполняло Михайловскую и Софийскую площади, к Малому Софийскому собору выстроилась длинная очередь желавших проститься с почившим. Слово над гробом произнес Каневский архиеп. Василий (Богдашевский) . От Московской Патриархии на похоронах присутствовал Калужский и Боровский архиеп. Сильвестр (Братановский) . 1 апр. М. был похоронен в склепе у сев. стены Малого Софийского храма в Киеве. Могила не сохранилась. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677; ЦГАОО Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 45504. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 385-388; Абраменко Л. М. Киев: жертвы репрессий. К., 1999. Т. 2. С. 110-111; Стародуб А. Митрополит Михаïл (1862-1929): дeяki аспекти останнього nepioдy дiяльhocmi та обставини cмepmi//Haykobi записки: Зб. праць молодих вчених Ihcmumymy украïнскоï apxeorpaфiï та джерелознавства iм.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010