следующего года был вынужден вернуться в СССР ввиду отказа правительства США продлить визу. В сер. 50-х гг. Б. являлся постоянным участником международных конференций в защиту мира. В апр. 1956 г. переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру с поручением временного управления Ворошиловградской (ныне Луганской) епархией и сохранением полномочий экзарха Сев. и Юж. Америки. С нояб. 1958 по февр. 1959 г. находился в Нью-Йорке (США), проводил работу по налаживанию жизни Экзархата. Активная церковная деятельность Б. вызвала недовольство в Гос. департаменте США, и архиепископу было отказано в продлении визы. 25 февр. 1959 г. Б. был возведен в сан митрополита. С марта по авг. 1960 г. находился в США в связи с завершением капитального ремонта Никольского храма в Нью-Йорке, переданного решением Верховного суда США вопреки притязаниям РПЦЗ Московской Патриархии. В окт. 1960 г. сопровождал Патриарха Алексия I в поездке в Грузию и Армению. В июле 1961 г. Б. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в к-рой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Б. как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Б. стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Б. «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике Б., составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям». 16 июня 1962 г. Свящ. Синод в соответствии с прошением Б. освободил его по состоянию здоровья от должности экзарха Сев. и Юж. Америки, 16 нояб. того же года архиерей был освобожден и от управления Ворошиловградской епархией. В 1963-1965 гг. Б. перенес неск. инфарктов. В нач. февр. 1965 г. он принял участие в торжествах по случаю 20-летия Патриаршего служения Патриарха Алексия I. 5 февр. Б. был предоставлен 3-месячный отпуск, к-рый он проводил в Сочи, где и скончался. Отпевание Б., состоявшееся 19 апр. в Одессе, возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоасаф (Лелюхин) . Б. похоронен на кладбище одесского Успенского мон-ря. Б. был награжден мн. церковными наградами, в т. ч. орденом св. кн. Владимира 1-й степени (1963), являлся почетным членом МДА. Соч.: Поучение в день Пятидесятницы//ЖМП. 1961. 6. С. 39. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 133 [личное дело Б.]; Оп. 1. Д. 738. Л. 172-192. Лит.: Наречение и хиротония архим. Бориса (Вика) во еп. Нежинского, вик. Черниговской епархии//ЖМП. 1944. 4. С. 11; Владимир (Сабодан), иером. Митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог//Там же. 1965. 6. С. 7-11. О. Н. Копылова Рубрики:

http://pravenc.ru/text/153151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство . Начальный период существования епархии Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря ( кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

http://pravenc.ru/text/158940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО [Эриванское] викариатство Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинского Экзархата РПЦ (13 дек. 1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван). Окормляло православные приходы на территории Эриванской губернии и Карсской обл. и, вероятно, части Борчалинского у. Тифлисской губ. Российской империи (ныне на территории Армении, Грузии, Турции). В 1801 г. в состав России был включен Лоре-Ташири (историческая Сев.-Зап. Армения), здесь были расквартированы казачьи войска. Казаки сооружали в населенных пунктах правосл. часовни и церкви, где принимали военную присягу. Основу правосл. населения Армении составили рус. военные поселенцы и отставники, администраторы, члены их семей, позже - крестьяне из внутренних областей империи. Собор Покрова Пресв. «Русская церковь») в Эривани. 1830 г. Фотография. 1902 г. Собор Покрова Пресв. «Русская церковь») в Эривани. 1830 г. Фотография. 1902 г. 21 июня 1811 г. с учреждением Грузинского Экзархата РПЦ территории Лоре-Ташири в церковном отношении вошли в юрисдикцию Мцхетско-Карталинской епархии Экзархата (с 28 дек. 1818 Карталинско-Кахетинская (Грузинская)). 1 окт. 1827 г., в день Покрова Пресв. Богородицы, рус. войсками была взята Эриванская крепость. Старая эриванская греч. церковь, в свое время превращенная персами в мечеть, была вновь освящена как православная в честь Покрова Пресв. Богородицы и почиталась как памятник взятия Эривани. В 1830 г. также в память о взятии Эриванской крепости в городе в псевдорусском архитектурном стиле был воздвигнут храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, который жители города назвали «Русская церковь». Указ имп. Николая I от 30 нояб. 1830 г. о ссылке в Закавказье наиболее активных представителей «особо вредных сект» (молокан, духоборов, субботников) и о свободном переселении по собственной инициативе сектантов, а также ряд указов 30-40-х гг. XIX в., предоставлявших переселенцам значительные экономические льготы и свободное отправление богослужений по своему обряду, обусловили массовую миграцию в историческую Армению сектантов, а с ними - единоверцев и православных. К правосл. постройкам этого времени относится ц. вмч. Георгия (1832) в сел. Джалал-Оглы (ныне Степанаван, Армения).

http://pravenc.ru/text/190125.html

– еп. Кубанский. 13/IV-1932 г. возведён в сан архиепископа. С марта 1934 г. в сане архиеп. Тверской, управлял Сев. Кавказской митрополией. 5/ХII-1935 г. возведён в сан митрополита Сев. Кавказа и Ставропольского. В 1943 г. получил вторую панагию. Пребывал в обновленческом расколе до 1945 г. Принят через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Пострижен в монашество с именем Гермогена в 1945 году. 18/II-1946 г. рукоположен православными архиереями во еп. Казанского и Чистопольского, с назначением временным ректором Московской духовной академии и Московской духовной семинарии. Здесь он читал курс истории западных исповеданий. В 1948 г. на Пасху возведён в сан архиепископа. С 8–18 июля 1948 г. был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) О церковном календаре. По отзывам о нём в Каталоге обновленческих архиереев епископа Сергия Ларина, «был злейшим обновленцем». Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство. По совокупности трудов Преосвященного Гермогена, Совет Московской духовной академии присудил ему в 1949 г. учёную степень доктора богословия, затем перемещён на кафедру Краснодарскую и Кубанскую, на которой и пребывал до своей поездки в Америку. За этот период своего служения он выполнил целый ряд ответственных поручений Московской Патриархии. Так, в 1950 г. он в составе делегации Русской Православной Церкви ездил в Палестину. В следующем году мы видим его участником Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. А в 1953 г. он сопровождает делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу. Последним этапом церковного служения была его поездка в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной экзарха митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В сер. 1927 г. В. вновь удалился в мон-рь Петковица, где узнал об издании митр. Сергием (Страгородским) и Временным Синодом при нем «Декларации» 1927 г . В. вел по поводу этого документа переписку с насельниками Русского во имя вмч . Пантелеимона афонского мон-ря . 31 авг. архиерей подал в зарубежный Синод прошение об увольнении на покой, 29 нояб. через архиеп. Евлогия (Георгиевского) направил заявление о вхождении в клир Московской Патриархии с увольнением на покой и пребыванием в Сербии. 3 дек. митр. Сергий (Страгородский) дал на это заявление положительный ответ, после чего В. удалился в скит в честь св. Саввы Сербского близ мон-ря Студеница . В 1929 г. по просьбе Шабацкого еп. Михаила (Урошевича) (Сербский Патриархат) вернулся к настоятельству в мон-ре Петковица, но осенью вновь был вызван архиеп. Евлогием в Париж для возобновления преподавательской деятельности в Свято-Сергиевском ин-те. В 1930 г., после ухода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата, В. сохранил верность Московской Патриархии и покинул Свято-Сергиевский ин-т. По инициативе В. была организована небольшая группа прихожан, к-рая в 1931 г. основала в Париже приход РПЦ в честь Трех святителей, получивший статус Патриаршего подворья. 19 апр. 1932 г. В. был возведен в сан архиепископа. 27 марта 1933 г., после самочинного провозглашения митр. Платоном (Рождественским) автономии Митрополичьего округа в Сев. Америке, В. был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. Прибыв в мае 1933 г. в Нью-Йорк для чтения лекций о Православии, В. по поручению митр. Сергия (Страгородского) пытался провести переговоры с митр. Платоном по вопросу статуса амер. епархий. Однако митр. Платон от контактов с В. уклонился, и 22 нояб. В. был утвержден архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом МП в Америке, награжден правом ношения креста на клобуке. Несмотря на противодействие со стороны раскольнических церковных группировок, В. к сер. 40-х гг. сумел объединить в рамках экзархата Московской Патриархии в Сев . и Юж. Америке ок. 50 приходов. 14 июня 1938 г. он был возведен в сан митрополита «ввиду особого положения нашей маленькой епархии в Америке перед лицом воинствующих раскольников, а также в воздаяние самоотверженной готовности, с какой Преосвященный экзарх наш несет тяжкие лишения, труды и поношения» (Указ от 14.06.1938, 555).

http://pravenc.ru/text/150325.html

Европе. 7 июля того же года назначен временно управляющим Венской епархией. Возведен в сан архиепископа. 7 окт. 1967 г. назначен архиепископом Нью-Йоркским и Алеутским, Патриаршим экзархом в Сев. и Юж. Америке. В 1968 г. был членом делегации РПЦ на IV ассамблее Всемирного Совета Церквей. 20 марта 1969 г. включен в состав Комиссии Свящ. Синода РПЦ по вопросам христ. единства. 10 апр. 1970 г. в связи с упразднением Экзархата Сев. и Юж. Америки вместе с входящими в него епархиями в США и Канаде освобожден от должности экзарха и от управления епархией с предоставлением ему 2-месячного отпуска. 8 июня того же года назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. И. много служил в городах и районах епархии, в праздничные и воскресные дни в тамбовском Покровском кафедральном соборе служил 4 литургии и совершал акафистные чтения 3 раза в неделю. За время управления епархией приобрел любовь и уважение тамбовского духовенства и мирян. Участник Поместного Собора РПЦ 1971 г. 11 окт. 1972 г. назначен архиепископом Кишинёвским и Молдавским. С 12 по 31 окт. того же года сопровождал Патриарха Московского и всея Руси Пимена во время посещения Сербской, Румынской и Элладской Поместных Православных Церквей. 22-29 нояб. 1974 г. во главе делегации был с визитом в Венгрии в связи с 25-летием образования Благочиния венг. правосл. приходов Московской Патриархии. Под рук. И. в Кишинёвской и Молдавской епархии были проведены ремонтные работы в большинстве храмов. И. много ездил по храмам епархии, руководил их жизнью, вникал в текущие проблемы, особенно часто посещал Жабский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (28 мая 1982), св. кн. Владимира 2-й степени (17 нояб. 1983). 12 мая 1987 г. уволен на покой. Погребен на Чернечьей горе в Мукачеве. Соч.: Православное благочиние в Венгрии//ЖМП. 1954. 4. С. 13-15; [Речь при наречении во еп. Тегельского]//Там же. 1966. 1. С. 6; Архиепископ Пантелеимон [Рудык]: [Некр.]//Там же. 1968. 12. С.

http://pravenc.ru/text/578360.html

Востоку, посетил рус. приходы и провел переговоры с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами; в мае-июне 1947 г. сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну) . С июля по окт. того же года в качестве полномочного представителя Патриарха находился в командировке в США, целью к-рой были переговоры с Сан-Францисским митр. Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с РПЦ возглавлявшегося им Митрополичьего округа в Сев. Америке и нормализация дел Экзархата Московской Патриархии в Сев. и Юж. Америке . В июле 1948 г. участвовал в торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ и в работах Совещания представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8-18 июля 1948 г., руководил комиссией «Экуменическое движение и православная Церковь». Летом 1950 г. вторично посетил Антиохийский Патриархат, в 1953 г.- Болгарию, где представлял РПЦ на торжествах в честь восстановления Патриаршества и интронизации Болгарского Патриарха. В мае 1952 г. принимал участие в работе конференции всех Церквей и религ. объединений СССР, посвященной вопросам защиты мира. 7 янв. 1948 г. указом Патриарха Алексия награжден правом предношения креста за богослужением; в 1950 г., к 80-летию,- правом ношения 2 панагий. Во время зарубежных визитов Г. был удостоен наград Поместных Православных Церквей: ордена св. апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийский Патриархат), ордена св. ап. Марка 1-й степени (Александрийский Патриархат), юбилейных медалей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и ордена Ливанского кедра 1-й степени. В 1946 г. награжден болг. правительством орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени. С выходом постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля 1954) и усилением антирелиг. выступлений в печати Г. подготовил Патриарху Алексию докладную записку для передачи в Совет по делам РПЦ , в к-рой изложил факты нарушений законодательства при закрытии храмов, увеличения числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, вандализма и поджогов церквей и молитвенных домов и др., указав в целом на нежелательные результаты антирелиг.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в. Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в. 23 авг. 1872 г. Синодальная контора Грузинского Экзархата РПЦ упразднила штат священнослужителей Б. х. ввиду невозможности проведения служб в разрушенном соборе, но богослужения в храме никогда не прекращались. Дважды появлялись предложения по восстановлению Б. х. (в 1895 и 1904 по инициативе Имеретинского еп. Леонида (Окропиридзе) ), но из-за недостатка средств они не были реализованы, в 1912-1913 гг. силами прихожан была отреставрирована только ограда храма. В 1930 г. Комитет по защите памятников искусства и старины выделил небольшую сумму денег на консервацию здания собора. В ходе археологических работ, начатых в 1936 г., были найдены новые материалы по истории Кутаисской крепости и Б. х. В 1952 г. под рук. В. Цинцадзе начались консервация и реставрация собора. В наст. время восстановлены зап. портик и часть стен (реставрация продолжается). 15 янв. 1994 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Шиолашвили) был основан Фонд восстановления Б. х., в задачи к-рого вошла реконструкция Б. х. и всего прилегающего архитектурного комплекса. 15 февр. 1993 г. в храме возобновлено богослужение. 7 мая 1994 г. Патриарх К-польский Варфоломей посетил Б. х.; 30 апр. 1996 г. совместную молитву в соборе вознесли Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Католикос-Патриарх Илия II. В 2003 г. планируется торжественное празднование 1000-летнего юбилея храма. Дж. Самушия План храма Архитектура. Б. х.- один из наиболее крупных соборов в Грузии (35×43 м без пристроек). Триконховый план храма, система декоративного украшения фасадов и ряд орнаментальных мотивов восходят к церкви в мон-ре Ошки (963-973) в Тао. В архитектурном решении крестово-купольной постройки просматривается влияние южногруз. зодчества 2-й пол. Х в. Купол опирается на 4 мощных, свободно стоящих устоя, к подкупольному квадрату с востока, юга и севера примыкают апсиды, с запада - удлиненный прямоугольный рукав. По сторонам алтарной апсиды располагаются дополнительные двухэтажные помещения. Юж. и сев. апсиды образуют рукава, выступающие из общего объема здания и имеющие снаружи прямоугольные очертания. На уровне 2-го этажа зап. трехнефного рукава устроена обширная трехсторонняя галерея, где, по свидетельству Н. Толочанова и А. Иевлева, молились женщины из царской семьи. В сев.-зап. углу Б. х. находится трехэтажная башня с жилыми помещениями. Фасады оформлены декоративной аркатурой. На капителях нек-рых колонн, как в самом храме, так и в юж. портике, высечены рельефные изображения животных. Интерьер собора был украшен мозаикой (утрачена).

http://pravenc.ru/text/77326.html

После перехода в Патриаршую юрисдикцию Д. был назначен 1 марта 1948 г. настоятелем Николаевского собора в Нью-Йорке и управляющим делами Патриаршего Экзархата в Сев. Америке. Принимал участие в созыве и работе всех 4 съездов духовенства и мирян Экзархата. В 1948 г. Д. стал также благочинным приходов в вост. штатах США, оставаясь в этой должности до кончины. Летом того же года Д. вместе с Патриаршим экзархом архиеп. Алеутским и Североамериканским Макарием (Ильинским) участвовал в Совещании Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. Вернувшись в США, он посетил мн. города и ун-ты, в к-рых читал лекции, устраивал фотовыставки и показывал фильм о юбилейных торжествах. В 1952 г. Д. за понесенные труды был награжден Патриархом Московским Алексием I митрой. В 1955 г. Д. снова был гостем МП в составе делегации амер. духовенства РПЦ. Весной 1958 г. Д. был временно командирован в Брюссель для служения в Никольском храме, вскоре из-за болезни был вынужден вернуться в Нью-Йорк, где был прооперирован. Только по истечении года Д. смог приступить к пастырской деятельности. 9 сент. 1960 г. за ревностную церковную службу в Американском Экзархате МП и во внимание к церковным заслугам перед Матерью-Церковью Д. был удостоен награждения Патриаршим крестом и орденом РПЦ св. кн. Владимира 1-й степени. В 1960 г. Д. был направлен в г. Элизабет (шт. Нью-Джерси) исполняющим обязанности настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла. По настойчивой просьбе прихода он был назначен его настоятелем. Заботясь о благолепии и процветании прихода, пастырь при участии митр. Иоанна (Вендланда) , Патриаршего экзарха в Сев. и Юж. Америке, заложил в июне 1965 г. фундамент нового храма. В 1961 г. был делегатом от РПЦ на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия). В 1963 г. посетил юбилейные торжества РПЦ в Москве по случаю 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия I. Д. перевел с церковнославянского на англ. язык Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста и Молитвослов, изданные в США большим тиражом.

http://pravenc.ru/text/171895.html

Обрадовался я Вашему приветствию, ибо оно давало твердую надежду на утверждение мира и возобновление молитвенного общения между нами и нашими сослужителями и паствами. Испытания, идущие на нашу Церковь в Америке, велики и разновидны, но не лишают нас еще той силы упования, которая сохраняется нашей Православною Верою и Св. Церковью от первых Её Святителей и учителей здесь, даже и до сего дня. Слезно молю Вас, не отнимайте от Американской Паствы своей Архипастырской любви и Святительских молитв о ней. С чувством глубокой преданности и братского уважения, остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорнейшим послушником Митрополит Феофил. Во второй половине 1947 г. возобновилось судебное дело по поводу владения св. Николаевским собором на 97 улице в Нью Йорке. Судилась митрополия с экзархатом «московской патриархии». Из протокола Епархиального Совета Сев. Американской и Канадской епархии – входящей в состав Заграничной Церкви – от 7 ноября 1947 г., видно, что во время суда, по просьбе юрисконсульта митрополии г. Аркуша, был послан соборной епархией фотостат указа патриарха Тихона 1920 г. в доказательство временной независимости Заграничной Церкви. «В беседе с нашим юрисконсультом Фассетом», говорится в протоколе, «г. Аркуш сильно осуждал митр. Феофила и одобрял митр. Григория, говоря: «Митр. Феофил саботирует его, Григория, правильную линию. Епископалы в честь его устроили большой обед». Дело митрополией было проиграно. Приговор вынесен был 19 февраля 1948 г. членом штатного Верховного Суда Ботеином. Постановление Кливлендского «собора» о подчинении «патриархии» естественно ставило митрополию в безнадежное положение. Св. Николаевский собор был передан экзархату. В то время, когда иерархия митрополии проводила в жизнь постановления Кливлендского «собора», ожидала ответа из Москвы, торжественно принимала «Патриаршего Посла», потом его поносила, продолжая, все же, вести с ним переговоры, – канонический глава Сев.-Американской и Канадской епархии, архиепископ Виталий, с присущей ему настойчивостью и энергией, устроял ее, с помощью остальных верных Соборной Церкви иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010