Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежные приходы РПЦ БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже БЕРКИ Фериз (род. в 1917), протопр., настоятель храма в Будапеште, благочинный венгерск. правосл. приходов, ХХ в. ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ДИОНИСИЙ (мирское имя Люсьен Шамбо; 1899 - 1965), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда ЕДИНЕЦКАЯ И БРИЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждена решением Свящ. Синода РПЦ 6 окт. 1998 г. на территории сев. районов Молдавии ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/298199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епархии. История экзархатов, митрополий, епархий (см. также по периодам) ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ И ПАВЛОГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ (УПЦ), учреждена на территориях, присоединенных к России в результате русско-тур. войн, указом имп. Екатерины II 9 сент. 1775 г. ЕДИНЕЦКАЯ И БРИЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждена решением Свящ. Синода РПЦ 6 окт. 1998 г. на территории сев. районов Молдавии ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси)

http://pravenc.ru/rubrics/121668_5.html

В К-поле при известии о поражениях началась паника, население бежало в Азию, но наступление варваров вскоре остановилось из-за эпидемии чумы в их лагере. М. направил посольство к аварам и заключил с ними мир при условии ухода авар с имперских земель и выплаты им визант. правительством 120 тыс. номисм. При этом М. отказался выкупать пленников и авары убили их ( Theophyl. Sym. Hist. VII 14-15; Theoph. Chron. P. 279-280). Позднее М. рассылал дары во все вост. патриархаты для поминовения погибших пленных ромеев ( Theoph. Chron. P. 284-286). Но вскоре М. объявил о разрыве с аварами и отправил главные силы визант. армии во главе с Приском на Дунай. Летом 600 г. византийцы перешли на сев. берег у Виминакия, разгромили авар, славян и гепидов и оттеснили варваров за р. Тиса, навязав им мирный договор на более выгодных условиях. С кон. 601 г. армию вновь возглавил Петр, к-рый успешно отразил очередное нападение авар на Балканы. Осенью 602 г. армией был получен приказ М. об устройстве зимних лагерей на сев. берегу Дуная, что вызвало всеобщий мятеж и привело к свержению М. На Западе с правлением М. связано формирование визант. экзархатов: Равеннского в Италии и Карфагенского в Сев. Африке, особых полуавтономных областей, в к-рых вся власть передавалась экзархам, одновременно исполнявшим должности гражданских администраторов и военных командующих. Об экзархе Италии впервые упомянуто в письме папы Пелагия II в 582 г. ( Pelagius papa II. Ep. 1//PL. 72. Col. 704). В целом положение этих владений империи было стабильным, несмотря на присутствие лангобардов в ряде областей Италии. Против них М. заключил союз с франками, к-рые в кон. 80-х гг. VI в. предприняли 3 неудачных похода в Сев. Италию. Ок. 595 г. в африкан. владения империи вторглись мавры. Они угрожали осадой Карфагену, но экзарх Геннадий совершил неожиданную для них удачную вылазку из города и разгромил варваров. В отличие от большинства своих предшественников на визант. престоле М. имел большую семью и стремился выдвигать детей и родственников на различные гос.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

к экономическому кризису, так что становилось необходимым вмешательство экзархов Патриархии. Так, в 1799 г. по просьбе монахов Патриархия создала комиссию из 5 святогорских отцов для переписи доходов и расходов за время служения скевофилакса Кирилла Хиосского с целью передачи этой должности др. лицу. Однако произведенные перемены не принесли желаемого результата, и в 1810 г. для исправления ситуации были назначены 3 патриарших экзарха-святогорца. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. В годы национально-освободительной революции 1821-1829 гг. монахи Д. приняли участие в вооруженном сопротивлении, войдя в состав тысячного святогорского отряда. После поражения восстания в Сев. Греции для получения амнистии Д. был вынужден отправить в К-поль в качестве заложника мон. Гавриила, уплатить двойные налоги за время восстания и на свои средства содержать разместившийся в обители тур. гарнизон. Поскольку Д. был не в состоянии платить жалованье начальнику гарнизона (2,5 тыс. грошей), тот отправился на подворье в Эрмилии и побоями и истязаниями заставил его эконома мон. Мефодия продать подворье в 1832 г. (позднее оно было возвращено Д. через суд). Начальствующая братия с казной и святынями временно покинула мон-рь. Из 150 монахов, проживавших в обители до восстания, осталось 38. За время тур. оккупации Афона Д. лишился всех невывезенных ценностей, в т. ч. серебряных рак и мощевиков, подворья были разграблены, а скот отобран. Для укрепления дисциплины в обители было решено письменно просить Патриархию о замене идиоритмического устава киновиальным. Прошение это, подкрепленное личным присутствием в столице игум. Феоны, было удовлетворено на Синоде в 1834 г. Патриарх Константин I, зная трудности подобного перехода, прислал монахам письмо, в к-ром оговаривал правила и назначал на год временного игумена - Стефана из Дионисиата. Однако это начинание не увенчалось успехом из-за сопротивления ряда должностных лиц мон-ря.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи - Рим и К-поль (Новый Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном ); Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе ), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικριος). Затем викариями (греч. ξαρχος - экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).

http://pravenc.ru/text/76484.html

В 535 г., после восстановления рим. (визант.) правления, возник конфликт между еп. К. Репаратом и примасом Бизацены Либератом, вызванный стремлением имп. Юстиниана и папы Агапита укрепить авторитет кафедры К. Папа Агапит признал с этого времени архиепископа К. митрополитом всей Африки, но столкнулся с сопротивлением провинциального епископата, позднее так и не преодоленным. В кон. VI в. представитель папы Григория I Иларий посещал разные епархии по всей Африке, сопровождаемый представителем архиепископа К. Доминика, к-рый т. о. демонстрировал юрисдикцию над Африкой. Тем самым была заложена основа для превращения К. в некий автономный Экзархат, в подчинении к-рого находились бы провинциальные митрополиты. Но дальнейшего развития эта тенденция не получила. В VII в. кафедра К. была подчинена Александрийскому Патриархату, хотя и сохраняла формальные права на юрисдикцию над рим. Африкой. В XI в., несмотря на сильную деградацию церковных структур К. в средние века, известен конфликт между архиеп. К. Фомой и епископом г. Гумми в бывш. Бизацене из-за юрисдикции К. над этой кафедрой. Рим в этом вопросе следовал принципам визант. периода, согласно к-рым архиепископ К. являлся главой Североафриканской Церкви, «великим митрополитом» (maximus metropolitanus; Leo IX, papa. Ep. 83//PL. 163. Col. 730). Д. В. Зайцев Археология История исследований Изучение К. началось в 1-й пол. XIX в., в обстановке соперничества Великобритании и Франции за колонизацию арабо-турецкого Магриба и вывоз его древностей. Первоначально исследованиями занимались чиновники колониальной администрации, дипломаты, миссионеры, с 1833 г.- офицеры высадившихся в Сев. Африке франц. войск (в т. ч. археолог-любитель Л. А. Бербрюггер). В 1837 г. было образовано франц. Об-во исследований и раскопок древнего К., а в 50-х гг. XIX в. Ш. Э. Бёле, археолог классической античности из парижской Имперской б-ки, получил от бея Мухаммада разрешение вести в К. раскопки. В 1856-1859 гг. на средства МИД Великобритании в К. работал миссионер Н.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

И. принимал активное участие в этом процессе, контактируя со всеми сторонами. В дек. 1866 г. ему удалось добиться ухода несговорчивого патриарха Софрония III, но сменивший его Григорий VI также не был склонен идти на уступки болгарам. В сент. 1866 г. И. представил Горчакову проект создания единого Патриаршего Синода из представителей всех национальных правосл. Церквей, находящихся на территории Османской империи, включая Болгарскую Православную Церковь (БПЦ), но российский Святейший Синод отверг это предложение. В янв. 1867 г. И. представил в МИД новый проект, включавший создание Болгарского Экзархата, подчиненного К-полю, на территории, где жили болгары (в т. ч. со смешанным населением), с центром в Тырнове. После долгих уговоров патриарх Григорий VI согласился на этот проект, однако ограничил границы Экзархата 12 епархиями в Сев. Болгарии. Проект не понравился Порте, к-рая видела в создании Экзархата признание болгар самостоятельной нацией. Но активная позиция И., предупреждавшего о возможности восстания в Болгарии в случае отказа Порты учесть требования болгар, подтолкнула турок принять идею. В февр. 1870 г. был издан фирман султана, к-рый узаконивал создание Болгарского Экзархата. В него вошло 30 епархий с болг. населением, в остальных 15 епархиях со смешанным населением предполагалось провести плебисцит: при согласии 2/3 жителей они могли присоединиться к Экзархату. Однако примирить болгар и греков И. не удалось. Радикальные представители болг. общины сочли уступки недостаточными и потребовали включения в состав Экзархата епархий во Фракии и в Македонии, что вызвало протест греков. Болг. представители прекратили переговоры, а 11 мая 1872 г. болг. экзарх Анфим I (Чалыков) провозгласил автокефалию БПЦ. К-польский патриарх Анфим VI созвал Собор глав правосл. Церквей, на к-ром 16 сент. 1872 г. представители БПЦ и вся Церковь в целом были объявлены схизматиками. Др. важным для посольства вопросом было присутствие Русской Церкви в Палестине. Большой заслугой И. было предотвращение разрыва Русской и Иерусалимской Церквей.

http://pravenc.ru/text/293513.html

Из этого явного «богатства» почти ничего не досталось тем православным русским в Сев. Америке, которые, после учиненного в 1926 г. митр. Платоном раскола, остались в подчинении Архиерейскому Синоду Зарубежной Русской Церкви. Ими признан был законный глава Северо-Американской епархии, архиепископ Аполлинарий, канонический правопреемник иерархов, возглавляющих ее с 1840 г. Но эти русские люди обладали другим богатством – «идейным». Они оставались верными Русской Церкви, приняв к руководству мудрый указ Высшего ее Управления от 20 ноября 1920 года, которым предписывалось ОБЪЕДИНЕННОЕ существование частей Русской Церкви, вынужденных временно жить самостоятельно. Трудясь в неимоверно трудных условиях, эти стойкие чада Церкви, водимые своими самоотверженными архипастырями, сумели в течение 9–10 лет до возвращения в 1935–6 г. отколовшихся в Зарубежную Церковь – образовать приходы, создать храмы и укрепить положение КАНОНИЧЕСКОЙ епархии. Это же идейное богатство несли с собою в Сев. Америку, прибывавшие туда в течение последних 7–8 лет т. н. ДП [перемещённые лица]. Последние частично состояли из старых эмигрантов, долго живших до второй мировой войны в Германии, Австрии, Югославии, Болгарии. За малыми исключениями (разумеем группы в Германии и Вене, которые окормлялись архим. Иоанном (Шаховским), а равно и некоторыми другими священниками, состоявшими в т. н. «зап. европейском экзархате» константинопольского патриарха), – они, с самого своего обоснования в этих государствах, пребывали в лоне Зарубежной Церкви. Приучены они были к глубоко и радостному ими усвоенному, строго церковному порядку, соблюдавшемуся в ее храмах. Чуждыми поэтому казались им потом храмы, где они встречали отступления. Естественно, эта часть ДП, за ничтожными исключениями, вошла в Сев. Америке в состав епархий Зарубежной Церкви. Усилился в последние годы поток эмиграции в Сев. Америку и с другой стороны: с Дальнего Востока. Там Зарубежная Церковь обнимала весь состав русских людей, крепко-церковных в своем быту, частично сохранившемся еще от дореволюционных времен. Для них особенно чужд был всякий «модернизм» в Церкви, и они, понятно, вливались в Зарубежную Церковь . Редки были исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Особое внимание ОВПХК уделяло просвещению в Самурзакани (Сухумский окр.), Сванети (Лечхумский у.), Самачабло (Горийский у.), Туш-Пшав-Хевсурети (Тионетский у.). Стратегия Г. Э. основывалась на возможности распространения христианства в нехрист. зоны Сев. Кавказа из соседних, новообращенных регионов: из Самурзакани в Абхазию (Сухумский окр.), из Сванети в Балкарию и Карачай (Кубанская обл.), из Самачабло на Сев. Кавказ (Терская обл., совр. Сев. Осетия), из Тушети в Чечню (Дагестанская обл.) и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 493. Ед. хр. 2. Л. 2-3). К 10-м гг. XX в. усилиями ОВПХК было основано 137 рус. приходов, среди них 20 - в Сухумском окр., 17 - в Зугдидском у., 14 - в Лечхумском у., 54 - в Горийском у. и Терской обл., 19 - в Тионетском у., 4 - в Закатальском окр., 5 - в Ахалцихском у., 4 - в Эриванской губ. В тот же период общее число построенных церквей и мон-рей составило 32, восстановленных - 24 (АКавАК. Т. 8. С. 172, 200). Усилению национального движения на Кавказе Мон-рь Ишхани. VII–IX вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Мон-рь Ишхани. VII–IX вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. способствовали церковные и политические события, происходившие на рубеже XIX и XX вв. в центральных районах Российской империи. Принципиальное значение для Церкви имел Манифест о веротерпимости от 26 февр. 1903 г., где была провозглашена воля императора укрепить принципы веротерпимости и, улучшая имущественное положение первенствующей и господствующей правосл. Церкви, а также расширяя участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы, позволить всем подданным инославных и иноверных исповеданий свободно отправлять богослужения по их обрядам. Бюджет Святейшего Синода постоянно увеличивался, была смягчена цензура и расширена компетенция духовного суда (1905), в целях противодействия миссионерским усилиям иных христ. конфессий в правосл. приходах усилили проповедническую деятельность среди прихожан. 17 апр. 1905 г. вышел Манифест об укреплении основ веротерпимости, к-рый обсуждался на Особой конференции Комитета министров. Председатель Комитета министров и Особой конференции С. Ю. Витте распорядился, чтобы группой специалистов был подготовлен доклад «О современном положении православной Церкви», к-рый и был представлен Комитету министров и затем в Синод. Жесткой критике был подвергнут бюрократизм синодального управления под рук. обер-прокурора К. П. Победоносцева , а также обсуждалась необходимость восстановления соборного начала в РПЦ и избрания Патриарха. Святейший Синод без участия обер-прокурора и при председательстве С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) после 3 заседаний (15, 18 и 22 марта) представил имп. Николаю II доклад о необходимости проведения церковной реформы, созыва Поместного Собора и избрания Патриарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Экзархат Нидерландов и Люксембурга Константинопольской Православной Церкви имеет на территории Н. 8 приходов: свт. Николая Чудотворца в Роттердаме, св. Екатерины Александрийской в Зандаме, Благовещения Пресв. Богородицы в Утрехте, св. Нектария Эгинского в Эйндховене, св. Порфирия Кавсокаливита в Тилбурге, св. Максима Исповедника в Горинхеме, св. Феофано в Неймегене, Богоматери Фанеромени в Венло, а также женский монастырь Рождества Пресв. Богородицы близ Астена (пров. Сев. Брабант). Правящим архиереем является митрополит Бельгийский (кафедра в Брюсселе). Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата имеет на территории Н. 5 приходов: св. Жен-мироносиц в Бреде, св. первоверховных апостолов Петра и Павла в Девентере, вмч. Пантелеимона в Коллюмерпомпе (Фрисландия), св. Иоанна Златоуста и св. Серватия в Маастрихте, св. Бонифация и блж. Ксении Петербургской в Гааге (в процессе создания, своего храма нет), а также монастырь прор. Илии в Синт-Хуберте (Сев. Брабант). По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 17 тыс. православных верующих К-польского Патриархата (включая верующих Кипрской Православной Церкви ). Греческая правосл. ц. свт. Николая Чудотворца в Роттердаме. 1957 г. Архитекторы Т. Никс, Дж. Антониадис Греческая правосл. ц. свт. Николая Чудотворца в Роттердаме. 1957 г. Архитекторы Т. Никс, Дж. Антониадис С 2015 г. в Амерсфорте действует приход Пресв. Богородицы в юрисдикции митрополии Германии и Центральной Европы Антиохийской Православной Церкви. Для окормления верующих (гл. обр. беженцы из Сирии) был создан приход и направлен священник из Дамаска. Правящим архиереем является митрополит Германский и Центральноевропейский (кафедра в Берлине). Часовня в Неймегене (ныне используется приходами Сербской Православной Церкви и РПЦ). 1952 г. Архит. К. Паудеройен. Часовня в Неймегене (ныне используется приходами Сербской Православной Церкви и РПЦ). 1952 г. Архит. К. Паудеройен. Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 6 приходов в юрисдикции Западноевропейской епархии : св. Нектария Эгинского в Бреде, Рождества Пресв. Богородицы в Эммер-Компаскюме (пров. Дренте; службы проводят священники из приходов в Роттердаме и Утрехте), свт. Саввы Сербского в Неймегене, Св. Троицы в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Зандаме, прп. Симеона Мироточивого в Утрехте. По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 38 тыс. верующих Сербской Православной Церкви. Правящим архиереем является епископ Западноевропейский (кафедра в Париже). Большая часть серб. мигрантов переехала в Н. в 60-х гг. XX в. В 90-х гг. в Н. прибыли беженцы из бывш. Югославии. В 1969 г. для окормления общины из Сербии прислан прот. Иоанн Станич. В 1994 г. он стал 1-м настоятелем Свято-Никольского прихода в Амстердаме, созданного сербами, русскими и голландцами.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010