Содержание От автора Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:9). Я мог бы отчаяться по причине бесчисленных моих грехов, пороков и преступлений, которые совершил и ежедневно не перестаю совершать сердцем, устами, делом, всеми способами, которыми может грешить человеческая немощь, если бы Слово Твое, Боже мой, не стало плотью и в нас не обитало. Но я не осмеливаюсь уже отчаиваться, так как Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной, понес на Себе рукописание грехов наших и, пригвоздив его ко кресту, распял грех и смерть. И я обрел безопасность в Нем, сидящем одесную Тебя и ходатайствующем о нас. Уповая на Него, я желаю прийти к Тебе, Которым мы уже воскресли, и ожили, и взошли на небо. Тебе хвала, Тебе слава, Тебе честь, Тебе благодарение. Блаженный Августин Эта книга посвящена вопросу о том, может ли христианин быть уверен в своем личном спасении. За исследование этого вопроса меня побудили взяться две причины. Первая связана с моей личной проблемой — я знаю, что я грешник и что умру, и мне важно выяснить, на что лично я могу надеяться. Вторая — с повелением, которое Господь дает всей Церкви и каждому христианину: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Для того чтобы исполнить это повеление, необходимо четко определить, хотя бы для самих себя, в чем конкретно состоит та Благая Весть, которую нам поручено проповедовать. Ибо когда Апостол требует: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3:15), он определенно имеет в виду, что " наше упование " — это что-то вполне выразимое в словах, что-то такое, что мы вполне можем (и должны) внятно объяснить любому нецерковному человеку. При этом, очевидно, имеется в виду не наша готовность сдать экзамен по догматике, литургике или истории Церкви, а готовность объяснить, какую надежду имеем мы как христиане и какую надежду мы хотим предложить нашим неверующим ближним. Как правило, когда в разговоре с неверующими — устном или на страницах печати — речь заходит о Церкви, люди обсуждают культурные, политические, экономические вопросы, каким-то образом связанные с христианством, но не христианскую надежду. Иногда в этом даже видят некую добродетель — наша надежда, мол, это что-то слишком трепетное, слишком глубокое, чтобы мы могли кричать о ней с крыш. Это можно понять — когда я делюсь с другим человеком самым дорогим, что у меня есть, я рискую столкнуться с непониманием и неуважением к тому, что для меня свято. Конечно, это весьма болезненно, и очень хочется от этого уйти. Но мне кажется, что было бы неправильно выдавать неумение " дать отчет " и страх перед возможной эмоциональной травмой за какое-то особенно глубокое благоговение. Господь обращается к нам с ясным повелением: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф. 10:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сторонники «теологии процветания», возникнув в неопятидесятничестве, появились и в Римо-католической Церкви, в протестантских и неопротестантских общинах. Есть отдельные проповедники «евангелия процветания» 103 и в России 104 , в том числе и среди «православных» 105 . Они настаивают на том, что служители Церкви должны быть богатыми, ездить на дорогих машинах и заниматься бизнесом, не связанным с чисто религиозной деятельностью. Пользуясь льготами, полученными от государства в России в начале 90-х, отдельные «коммерсанты от религии» за спиною паствы делали капитал, в том числе на криминальной основе, вкладывая деньги верующих в более чем сомнительные с нравственной точки зрения предприятия. В настоящее время некоторые пасторы имеют собственные бензоколонки, гостиницы, вклады в банках под проценты, акции и т.д. Они забыли, или никогда не знали, что священнослужитель должен кормиться от благовествования. Сказано: « Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования » ( 1Кор. 9, 14 ). А кто стремится к обогащению, пусть знает, что для пастыря Церкви Христовой можно обогатиться только « Его нищетою ». Сказано: « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою » ( 2Кор. 8, 9 ); и еще: « А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу » ( 1Тим. 6, 9 ). Один хорошо мне знакомый священник, отец Д., рассказывал, что с группой курсантов военных училищ, которых он окормляет, он посетил форум в центре Москвы, где собралось огромное количество молодежи. Далее его словами: «Нас поразило то, что рядом с пастырями сидели в президиуме всякие так называемые “новые русские”, была одна спортсменка, которая известна своими фотосессиями в журналах “для мужчин” (кстати, она тоже выступала). Нас убеждали из президиума, что христиане должны активнее заниматься бизнесом и это не грех. Ставили в пример неких молодых людей, которые, начав со сбора, для продажи, макулатуры, теперь зарабатывают солидные для их возраста деньги. Никто не говорил о ценности труда, само это слово – “труд” почти не упоминалось. Звучали слова: “бизнес”, “маркетинг”, “менеджер”, “проценты”, “дивиденды”, и не было слова о рабочих на заводах, о крестьянах, ремесленниках – то есть тех, которые зарабатывают своими руками и создают реальные ценности общества. Мои ребята устали слушать обо всех этих перекупщиках, ростовщиках и спекулянтах и еле досидели до конца этого форума “по воспитанию христианской молодежи”. После курсанты окружили меня, мне стыдно было смотреть им в глаза, и один из них спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Существует и рукописание ( Кол. 2, 14 ), и книга ( Откр. 5, 1; 20, 12 ), в которую записываются все наши дела и деяния. Из описания мытарств мы видим свитки, составленные, скорее всего, в разное время и разными бесами, – некая дьявольская канцелярия. Не надо приписывать бесам и их князю дьяволу божественные свойства, им не присуще всезнание и всеведение, и, тем более, они не вездесущи. Скорее всего, у них действительно ведется некая «бухгалтерия» на наши дела и деяния. Я глубоко сомневаюсь, что многие из нас хотя бы один раз встречались с самим дьяволом . Чаще мы можем привлекать к себе внимание каких-нибудь мелких бесят, в зависимости от наших погрешностей. Для самого дьявола наши грехи и прегрешения – это как некая пища, которая подпитывает его и оправдывает существование рядовых бесов в глазах князя бесовского. Который в свою очередь предстает с отчетом перед Самим Богом. Сказано: « И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее » ( Иов 1, 6–7 ). То есть, являясь тварью, сатана имеет свое место во времени и в пространстве, и чтобы ему что-либо увидеть или познать, ему надо там оказаться. Между собой бесы постоянно дерутся и вредят друг другу, ибо злы весьма. В «Житии святого Нифонта Кипрского» (23 декабря), говорится следующее: «Блаженный сказал лукавому духу: – Перестань, дьявол , смущать рабов Божиих! Какая тебе польза от того, что эта душа пойдет в погибель? Бес отвечал: – Нам от этого нет пользы, но у нас есть приказ от царя нашего и князей, властвующих над нами, – бороться с людьми. Если же князья узнают, что мы не боремся с людьми, то жестоко бьют нас» 57 . Но вернемся к 1-му мытарству, здесь выставляются перед нами такие наши грехи, как: Празднословие. Кощунственные слова. Праздный смех. Бесстыдные песни. Праздные беседы. Обращает на себя внимание далее то, что Феодора сознаётся, что « нисколько не считала того за грех , а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так все приговоренные к смерти спаслись вместе со святой Анастасией. При виде такого Божия чуда 120 язычников немедленно уверовали во Христа и крестились. Созерцание Да созерцаю страдания Давида за соделанный грех, а именно: 1) как пришло горе в дом Давида; сын восстал на сына, а брат – на сестру; 2) как Авессалом повел войну против отца своего, Давида; 3) как за грех царя весь народ подвергся бедствию. Проповедь о терпеливом Иове Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно! Иов. 1:21 Пусть ничего не боится праведник, братья, ибо всё с ним будет хорошо. Всё Священное Писание свидетельствует нам о том, что Бог не оставляет праведника совершенно. Пример Иова показывает нам это предельно ясно (в серб, букв.: ясно, как солнце. – Пер.). Было у Иова семь сыновей и три дочери, обладал он богатством и пользовался уважением среди людей, были у него и друзья. И всё это утратил он в один день. Однако не возроптал на Бога, но пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвратись ( Иов. 1:20–21 ). Тогда потерял Иов и здоровье – последнее, что имел, и всё его тело, от темени до пят, покрылось гнойными язвами. И сидел Иов на пепле и возносил хвалу Богу. Жена же подговаривала его, чтобы отрекся он от Бога своего. Но праведный Иов ей ответил: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать ? ( Иов. 2:10 ). Друзья упрекали его в том, что он грешен, надмеваясь пред ним своим умом и праведностью, тогда как Иов смиренно молился Богу, терпеливо перенося свои язвы и свое несчастье. И сегодня бывает, как и в ту пору, что, когда нагрянет на нас некая беда, наши соседи делают вид, что они умнее и честнее нас. Впрочем, Всепремудрый Бог попустил все эти скорби на Иова, чтобы искушать не только Иова, Своего раба, но и его сродников и друзей. И когда каждый из них показал себя, каков он есть на самом деле, и сдал экзамен пред Богом, тогда Бог Своей всесильной десницей возвратил Иову и здоровье, и богатство вдвое большее, нежели взял у него, и опять даровал ему семерых сыновей и троих дочерей. Имеющий крепкую веру, братья, обладает ясным духовным зрением – так что может видеть перст Божий и в своем благоденствии, и в своих страданиях. Имеющий крепкую веру и в скорбях проявляет большое терпение. Когда Бог дает ему, он благодарит; когда Бог берет у него, он благословляет: да будет имя Господне благословенно !

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так, думал я, многие могут отнестись и к моему описанию и пониманию церковной жизни в России. Когда стоишь на неправильном пути, имеешь неправильное на что либо воззрение, то оставить его, воспринять истину – нужен подвиг души, выпрямление ее. Да и вообще – то истина воспринимается усилием духа. Не даром св. ап. Павел писал Коринфянам: «Если бы кто, пришел, начал проповедывать другого Иисуса, Которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому» ( 2Кор.11:4 ). Но все же истину нужно свидетельствовать... Поезд катит; в окнах мелькают железнодорожные фонари; – проезжаем большие и малые станции; мысль бежит вперед и останавливается на ст. Бигасово, где будет последний экзамен, осмотр вещей и документов, может быть на этот раз тщательней и строже. 1-го декабря около 3 часов дня мы подъехали к контрольной станции. Та же процедура. Взяли паспорта и отнесли вещи в залу вокзала. Пассажиров с нами было меньше, чем когда ехали туда. На этот раз нам пришлось ждать осмотра несколько дольше, чем в первый раз. Мой спутник подошел к разменной кассе, обменять советские деньги на доллары. – «Что-же вы так мало погостили у нас? – обратился кассир к нему. – «Дольше не дозволили», – ответил тот. Деньги обменяли по номинальной их стоимости. Раскрыли чемоданы, корзину, почти наполненную купленными в Москве различными съестными продуктами. Контролеры даже и не поинтересовались ею. Чемоданы тоже почти не осматривали. Несколько заинтересовались моим портфелем, в котором были копии с некоторых синодских дел, акафист в честь Божией Матери «Умиление», в стихах, написанный м. Сергием, фотографические карточки и проч. Особенно остановились на копиях: контролер старался просмотреть все, хотя поверхностно читал, перелистывал их, посмотрел фотографии и, храня полное молчание, все возвратил мне. – «Сколько и каких денег?» – спросил другой. – «Только-то...» и я хотел было вынуть денежный бумажник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Так мы не можем быть христианами, ведь мы люди служивые? А тут говорили, что если не можешь делать деньги, то ты плохой христианин. Я не знал, что им ответить. И мне стало стыдно: зачем я их сюда притащил». В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел пишет: « Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались » ( 1Фес. 4, 10–12 ). Священное Писание видит в сребролюбии начало многих других пороков: « ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям » ( 1Тим. 6, 10 ). Так как любой грех суицидален, то от одного преступления против Божией заповеди рождаются и другие, они как метастазы расходятся по душе. А так как вирусы греха обладают возможностью мутировать, то за одной греховной болезнью приходит и другая: « Блуд, вино и напитки… » ( Ос. 4, 11 ); « …он обобрал… и произвел грабеж… » ( Иез. 29, 19 ). Богатство, как терние, без остатка пожирает пшеницу (христианское начало в человеке), мешает духовному росту. Сказано: « а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода » ( Лк. 8, 14 ). Поистине, как сказал Сын Божий: « как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! » ( Лк. 18, 24 ). То есть словами: « трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие » Христос сказал о возможности для богатого спастись. Но как? Богатый с трудом, но может войти в Царствие Божие, если не проявит скупость и спасется обнищанием. Вот почему на этом мытарстве сребролюбие и скупость поставлены рядом. Святитель Иоанн Златоуст учил: « Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из законного золота » 106 . Богатые считают себя свободными и независимыми людьми, но они ошибаются: скупой сребролюбец « есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин ». Сказано: « Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? » ( Рим. 6, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Цена, которую прошедший мимо раненого священник должен был заплатить за проявление милосердия, показалась ему чрезмерно высокой, поэтому вместо помощи нуждающемуся он предпочел соблюдение буквы закона. Левит (так называли помощников священников, потомков Левия, сына ветхозаветного патриарха Иакова), так же не решившийся помочь путнику, вероятно, испугался, что он может оказаться не раненным и нуждающимся в помощи человеком, а разбойником, подстроившим западню. Тем более было известно, что на этой дороге бандиты нередко разыгрывали подобные сцены: один из них притворялся раненым и, когда желающий помочь человек наклонялся над ним, другие разбойники набрасывались на доверчивого помощника. Левит и священник поставили собственные интересы выше, чем интересы другого, и только нечистый, скверный, с точки зрения правоверного иудея, самарянин помог раненому и ограбленному человеку: Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк 10:33–35). В итоге, когда Господь спрашивает: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам ? (Лк 10:36) — законник признает: оказавший ему милость (Лк 20:37). Экзаменуя Христа на знание и следование закону Моисееву, книжник не сдал гораздо более важный экзамен — на милосердие и любовь. Ведь тот, кто задается вопросом, кто ему ближний, не понимает на самом деле, что такое подлинная любовь. Читайте также: Притча о добром самарянине в пересказе для детей Кто такой ближний по Библии? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/pritcha-o-dobrom-samarjan...

Чтобы с нами был Бог (Часть 2) Мы любим людей такими, каковы они есть, или какими они «должны быть»? Если мы любим созданный нами образ, а не самого человека при всех его слабостях, то мы любим не его, а себя. Умеем ли мы слушать: мужа, жену, детей, родителей, друзей, недругов, — стараемся ли их понять? 20 декабря, 2005 Мы любим людей такими, каковы они есть, или какими они «должны быть»? Если мы любим созданный нами образ, а не самого человека при всех его слабостях, то мы любим не его, а себя. Умеем ли мы слушать: мужа, жену, детей, родителей, друзей, недругов, — стараемся ли их понять? Наши близкие Дома, среди самых близких людей, мы сдаем свой первый экзамен в духовной жизни. В Новом Завете заповедь о любви к ближнему — возлюби… ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27), — сочетается с предупреждением о том, что враги человеку домашние его (Мф. 10, 36). Если кто, — говорит Христос,— приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом — кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала — к Богу, а потом — к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,— значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Домашние становятся нам врагами, то есть людьми, которые вольно или невольно желают нам зла, только в том случае, когда пытаются отвратить нас от веры или от жизни по вере. Но и здесь и даже в самых тяжелых случаях остаются в силе слова: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. Q, 44). Отсюда заповедь о том, чтобы возненавидеть своих близких, — это не призыв к ненависти в привычном смысле этого слова. Мы призваны лишь отвергнуть пристрастие к своим близким, — ту слепую любовь, которая греется и питается любовью к себе в ущерб любви к Богу.

http://pravmir.ru/chtoby-s-nami-byl-bog-...

Эти права человека сводятся к двум главным: свободе и равенству, которые должны примиряться в братстве. Великая революция (то есть буржуазная революция. – О.С.) провозгласила свободу, равенство и братство. Провозгласила, но не осуществила: эти три слова так и остались пустыми словами. Социализм является попыткой осуществить действительно эти три принципа. Революция установила гражданскую свободу. Но при существовании данного общественного неравенства освобождение от одного господствующего класса есть подчинение другому. Власть монархии и феодалов (в нашем случае – партийное рабство коммунистов. – О.С.) только заменяется властью капитала и буржуазии (в нашем случае – властью бывших партийных лидеров, с «золотом партии» их капитала, и криминально-воровская буржуазия «цеховиков» и «воров в законе». – О.С.). Одна свобода еще ничего не дает народному большинству, если нет равенства. Революция провозгласила и это последнее. Но в нашем мире, основанном на борьбе, на неограниченном соревновании личности, равенство прав ничего не значит без равенства сил. Принцип равенства, равноправность оказалась действительною только для тех, кто имел в данный исторический момент силу» (Соловьев В.С. Собрание сочинений. Том III. С. 3–4.). Сказано: « К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу » ( Гал. 5, 13 ). Таким образом, мы выясняем, что свобода не исключает любви, то есть деятельного участия в жизни других людей. Так что и подчинение светским властям проистекает не « из страха наказания, но и по совести » ( Рим. 13, 5 ), по любящей христианской совести. Так что и « закон царский » мы исполняем « по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого » ( Иак. 2, 8 ). Другая мотивация послушания светской власти не есть дело хорошее, но и, напротив, дурное, так как происходит из чувства лицеприятия и угодливости. Следовательно, тем более и подчинение церковным властям должно проистекать из чувства любви. Даже если сами носители духовной власти и не были бы « чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы» они «казались и не тем, чем должны быть » ( 2Кор. 13, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эти слова выкрикивали монголы, когда брали штурмом наши крепости. Вскоре эти слова превратились в устах русских людей в ругательства. Но в действительности монголы выкрикивали имена своих богов, имена своих идолов, истуканов, кумиров, надеясь с их помощью одержать победу. Как, например, мусульмане во время сражения выкрикивают: «Аллах акбар»! В Законе Божием, в Пятикнижии Моисеевом сказано: « И мени других богов не упоминайте » ( Исх. 23, 13 ). Конечно, сейчас многие ругательства приобрели в нашей жизни совершенно конкретный смысл, и мы не придаем им первоначального языческого значения. Но в действительности это слова-мантры, в которых призываются языческие боги. Апостол Павел пишет, что языческие боги – это бесы. Сказано: «… язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами » ( 1Кор. 10, 20 ). За каждым культом почитания того или иного истукана скрывались бесы и демоны. Апостол Петр в Первом Послании вдохновляет нас: « Говорит ли кто, [говори] как слова Божии » ( 1Пет. 4, 11 ). То есть, следя за своей речью, мы обеспечиваем себе безопасное прохождение первого мытарства. Поскольку, действительно, за всякое праздное слово мы дадим отчет, « ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься » ( Мф. 12, 37 ). Меня удивляют некоторые православные проповедники, говорящие о чем угодно и не приводящие ни одного текста из Священного Писания . Мы, священнослужители, не должны демонстрировать свою эрудицию и остроумие, а проповедовать слово Божие в том формате, в каком оно дано нам. Народ истосковался по слову Божьему. Сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2, 7 ). В древнем 62 трактате: «Пиркей Авот» сказано: « Если за трапезой не вспоминаются слова из Писания, то это трапеза мертвецов ». Насмешники, празднословы и пустословы легко могут застрять на первом мытарстве. Оканчивая рассказ о 1-м мытарстве, блаженная Феодора свидетельствует: « Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010