И мы переходим к следующему мытарству. Мытарство 14-е « Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, называемое мытарством убийства . Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов ». Обычно думают, что первый запрет на убийство человека человеком появился на Синае. Но впервые запрет на убийство появился не в Декалоге, а в законах Ноаха (Ноя). Читаем: « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » ( Быт. 9, 6 ). Так как сыны Ноя, получившие вместе с отцом эту заповедь, были родоначальниками человеческих рас, то эта заповедь обязательна для всех сынов человеческих, произошедших от сыновей Ноя, Сима, Хама и Иафета. Здесь же содержится и норма наказания за убийство: « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека », и говорится о достоинстве человека, усугубляющем данное преступление: « ибо человек создан по образу Божию ». Если о возможном убитом говорится как о созданном « по образу Божию », то убийца уподобляется в Библии дьяволу, который называется в Писании: « человекоубийца от начала » ( Ин. 8, 44 ) – то есть первый убийца на Земле. Но в Книге Бытия первый убийца – Каин, убивший брата своего Авеля. Дьявол же называется « человекоубийца от начала », потому что, ввергнув в грехопадение наших прародителей, он повредил их духовную природу и сделал способными к совершению любого греха. Ибо Сын Божий учил, что « из сердца исходят злые помыслы, убийства » ( Мф. 15, 19 ), а это и есть результат грехопадения, спровоцированного отцом лжи дьяволом, через которого его дурные свойства перешли на человека, разрушив в человеке подобие и образ Бога. Почему Давид и восклицал: « Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя » ( Пс. 50, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем: « и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую » ( Мф. 25, 32–33 ). Епифаний Латинский, малоизвестный, но интересный автор V века, писал: « Как может быть Он “Сыном Человеческим”, если Он – Бог и придет судить все народы? Он потому является “Сыном Человеческим”, что явился на земле как человек и был преследуем иудеями как человек. И вот Он, о Ком они говорили, что Он – человек, Сам воскресит из мертвых все народы и каждого человека станет судить по (нераскаянным. – О.С.) делам его. Тогда каждый народ увидит Его: увидят и те, кто Его отрицал, и те, кто Его отвергал как человека (то есть отказывал Ему даже в человеческом достоинстве. – О.С.) . Они все тогда увидят Его, но не все одинаково: одни – в наказание, другие – “для жизни вечной” ( Дан. 12, 2 ). Все народы соберутся Ангелами от начала мира – от Адама и Евы до самого последнего человека на земле, любого, когда-либо рожденного. “И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов” . Господь наш, Кто знает наши мысли, Кто предвидит все дела человека, Кто знает праведный суд, разделит людей по заслугам каждого, как пастырь отделяет овец от козлов » 185 . Для Епифания Латинского определение Сына Божия как Сына Человеческого приближает божественное к человеческому и соединяет земное с Небесным. Словами « Он потому является “Сыном Человеческим”, что явился на земле как человек и был преследуем иудеями как человек » Епифаний исповедует кеносис (самоуничижение) Бога, что является особым свидетельством Его любви к роду человеческому. И тот факт, что человеков судит Сын Человеческий, свидетельствует об очень многом. Сказано: « Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь » ( Евр. 2, 18 ). И в этом смысле Бог в Новом Завете не просто – « сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю » ( Быт. 18, 21 ), но и более того: « Слово (то есть Бог Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И.Ц. Миронович Лекция 2. Беседы Иисуса Христа с Никодимом и Самарянкой Всех приветствую, присаживайтесь, и мы с вами рассматриваем программу, как программу-минимум, которую вы должны приготовить к экзаменам. Но все атрибуты экзаменов – билеты и прочее – не будет. Буду спрашивать так: ну, что вы приготовили? Что вы можете сказать? А вот нужны бы билеты! Потому что при билетах-то и вскрывается, знаете, какая удивительная картина – Промысл Божий: вот приготовил человек 30-ть билетов, а 31-й нет – выходит брать билет и берёт 31-й. Вот вам Промысл Божий: уж если готовить, так надо готовить всё, а не выборочно. Ну а здесь, у нас вот уже отношения такие, более благостные, потому что всё-таки вас надо пожалеть в известной мере. Вы трудитесь на производстве, приходите сюда, уходите после 9-ти, и после многие ещё 2 часа в пути находятся, и строжничать никак невозможно. Всё будете сдавать пред Господом Богом! Экзамен наш – пред Господом Богом. И посмотрите, чем бы нам надо с вами заниматься и чем был озабочен пастырь Церкви Вселенской Апостол Павел. Вот если сравнить то, чем он был озабочен, и наши прошения к Богу, знаете, я вам скажу: Богу с нами неинтересно. Неинтересно! Ну такой примитивизм! Такой, что прямо не знаю, как и сказать вам. Вот давайте сейчас Послание к Колосянам откроем. Господи, помилуй! Вот это бы и надо. Читаю вам Послание к Колосянам, 1-я глава, читаю с 3-го стиха: «Благодать вам и мир [это не пацифизм – мир, – а внутренний мир, такое умирение души в Боге, упокоение души в Боге, вот мир Мой даю вам, мир Мой, не так, как дает, Я даю вам (см. Ин 14:27 )], от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Что же он дальше пишет? – «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа [во-первых], всегда молясь о вас [вот пастырская озабоченность: молитва о своей пастве], услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым [имеются в виду члены общины, они назывались святыми по святой их жизни], в надежде на уготованное вам на небесах [вот мы питаемся этой надеждой], о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования [свою проповедь он называет истинным словом евангельским, истинной благой вестью], которое пребывает у вас, как и во всем плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иконой, образом и примером для мужа и жены в их взаимоотношениях являются взаимоотношения Христа и Его Церкви, о чем мы выше и читали: « Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену ». Посему разрушающий или разрушающая семью как бы разрушают ИКОНУ взаимоотношений Христа-Жениха и Церкви-Невесты. Сказано: « Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает » ( Мф. 19, 6 ). Разрушит – застрянет на 17-м мытарстве и будет низвергнут в глубины преисподней « и ввергнут…в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов » ( Мф. 13, 42 ). «Старец, украшенный сединой, поведал, что один пресвитер из наших стран, муж чудный и много времени проведший в подвиге и со многим старанием прилежавший к чтению Священных Писаний, рассказывал следующее: “Была у меня, – говорил он, – сестра – девица молодая летами, но приобретшая старческий разум. Она проводила все время в посте и воздержании. Сидела она однажды около меня и вдруг, отклонившись на спину, пробыла безгласна и бездыханна целый день и ночь. На следующий день в тот же час, как бы восстав от сна, была она в страхе и ужасе. Когда же я спрашивал, что случилось с ней, она просила оставить ее в покое, пока пройдет немного душевный страх и обретет она возможность рассказать о том, что ей было показано. «Ибо, – говорила она, – превышает и зрение, и слух то, что видено было мной хорошего и худого». В слезах провела она много дней, не хотела слышать и слова от кого-нибудь, и сама не говорила даже с близкими. Имена некоторых часто вспоминала со слезами и, стеная, оплакивала их. Я имел большое желание узнать о виденном ею, она едва уступила моей просьбе и начала говорить: «В тот час, когда я сидела около тебя, два неких мужа, с седыми волосами, сановитые на вид, одетые в белую одежду, придя и взяв меня за правую руку, приказали следовать за ними. Один из них, державший в руке жезл, простер его к небу и отверз его, приготовляя нам доступ туда. Потом они привели меня на некое место, где перед храмом стояло великое множество Ангелов; двери же храма нельзя описать словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Испытание означает искушение, которое показало нам наше действительное состояние. Если хотите, это некий духовный экзамен. И потому здесь уместно вспомнить слова апостола Павла: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). И в этом смысле искушение и терпение суть процессы внутренние, происходящие в душе человека. Следовательно, совсем необязательно, что противоречия, возникшие в результате искушения в нашей душе, закончатся, скажем, падением нашего тела. Христианин должен пресекать грех в его младенческом состоянии, когда он находится еще на уровне помысла, о чем и говорится в Писании: Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! (Пс. 136, 9). Посему наличие пусть даже и самых ужасных помыслов в нашем сердце еще не повод для уныния. Это сигнал, что нам надо серьезнее относиться к делу своего спасения, что проблемы действительно существуют. И вместе с тем здесь же, в обнаружении помыслов, а главное, в их преодолении и заключается начало нашей духовной победы: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). В моей жизни был случай, когда я смог испытать свою душу и увидеть ее действительное состояние. Тогда я получил послушание ездить в Приднестровье — это был самый разгар военного конфликта между Молдовой и Приднестровьем. Я возил туда гуманитарную помощь и окормлял ЧКВ (Черноморское Казачье Войско). Когда я посетил Дубоссары, появилась опасная мысль попробовать перейти известную там плотину, которая обстреливалась с двух сторон. Казаки всячески отговаривали меня, но я настоял на своем. Когда под раскаты выстрелов с крестом и Евангелием в руках я шел на другой берег к молдаванам, которых хотел устыдить за их жестокость, в моей голове были самые разные мысли. Все обошлось. Я побывал у молдаван и вернулся назад. Уже вечером того же дня, когда я собирался помолиться, я задал себе вопрос: " А если бы кто-нибудь выстрелил в меня, с какими мыслями я покинул бы этот мир? " И, о ужас, я вспомнил, что тогда в голове у меня была одна мысль: " Если меня пристрелят, большой скандал начнется в прессе " . Бедный я священник! В тот момент я забыл о молитве, о долге пастыря, я думал о политических преимуществах своей возможной смерти. Я вел себя, как мальчишка. Господь видел, что я совершенно не готов... И я остался жив. Поистине: Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению. Он щедр, ибо готов давать по надобности (3 Езд. 7, 64–65).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Их жертвенный дух уподобляет их Христу и делает некоторой противоположностью миру, погрязшему в зависти и эгоизме. Лаодикийский хлад подводит нас к 11-му мытарству, и мы вместе с блаженной Феодорой созерцаем его. Но прежде всего обратим внимание на то, что о зависти говорят святые Отцы: Святитель Василий Великий учил: « Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу » 116 . Здесь немного непонятно, почему зависть к другому человеку (едва ли кто-то может испытать зависть к Богу) называется: « порча жизни », « поругание природы » и « противление Богу »? Прежде всего надо вспомнить о природе первозданного человека, что « Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его » ( Быт. 5, 1 ); « И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему » ( Быт. 2, 18 ). Человек сотворен общественным существом, то есть для семейной соборности – как первой ячейки соборности Церковной. Апостол Павел называл семью домашней церковью, в его обычае было приветствовать некоторых семейных христиан словами: « сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви ». – Так он (Павел) направлял приветствие женщине « Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу » ( Флм. 1, 2 ), ее мужу. Мир и был создан Триединым Богом, чтобы ввести род человеческий в союз любви Лиц Святой Троицы. Христос призывает разобщенное человечество к божественному единству словами: « да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино » ( Ин. 17, 21 ). Единство любви Троицы – это единство Отца и Сына в Духе Святом, ибо сказано: « потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам » ( Рим. 5, 5 ). То есть в тот же союз любви в Духе Святом вошло в день святой Пятидесятницы и человечество, до грехопадения в лице наших прародителей естественно пребывавшее в нем, божественном единстве. Поэтому зависть и есть вызов и поругание человеческой природы, « вражда против того, что дано нам от Бога » и « противление Богу ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда человек предельно открыт перед Богом, Сам Бог начинает действовать в нем. Это не значит, что личность человека при этом размывается. Напротив: только в этом единении с Божественной Благодатью личность человека раскрывается во всей полноте и исключительности. Поэтому святые такие разные, но в одном они похожи: во всех действует один Святой Дух. Он совершает через них чудеса, Он умножает в них любовь, которую узнает всякий обратившийся к ним за помощью. По традиции Церкви, человек после Крещения получает имя в честь одного из святых, и в день памяти этого святого празднует свои именины. Именины еще называют днем Ангела, хотя речь здесь идет не о нашем Ангеле-хранителе, а о нашем святом покровителе, имя которого мы носим. Важным еженедельным праздником для каждого христианина является воскресный день – малая Пасха. С самого начала существования Церкви христиане в этот день собирались вместе, молились и совершали Евхаристию, сохраняя, таким образом, ветхозаветную заповедь о посвящении седьмого дня недели Господу (см. Исх. 23: 12). Таинства Исповеди и Причастия Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6: 53—56) Евхаристия есть лекарство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе. Священномученик Игнатий Богоносец В самом слове «Таинство» мы уже слышим невозможность человеку полностью объяснить то, что происходит во время его совершения. Таинство – это Божественный дар, способный соединить нас с Господом, и человек, приступающий к нему с верой, приобщается тем самым к Божественной Благодати, подающей помощь, сообщающей силы и очищающей от грехов. Грех является преградой на пути человека к Богу, которую необходимо преодолевать. Сделать это можно только здесь, в нашей земной временной жизни, которая есть своеобразное испытание и экзамен для вступления в Жизнь Вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

" Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. ...Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " . Пока час еще не пробил, время отпущено, произволение не связано, поле деятельности перед нами, помощь свыше готова - поспешим к поприщу покаяния и деланию добра. Нынешний день дарован нам. Будет ли завтрашний? Об этом знает только Бог. XXII. Кончина Читая книгу, мы с вами незаметно прожили целую жизнь. Сколько событий за плечами! И рождение на свет Божий, и первые шаги в учении; выбор призвания, женитьба (а для кого-то и монашество); труды по снисканию насущного хлеба, труды по воспитанию детей; радости и скорби, неустройство и благополучие, любимый храм, духовник, причащение Святых Христовых Тайн - пасха христианской души, и молитва, всегда и всюду нас сопровождающая; первая седина и наконец недуги преклонных лет, предвестники приблизившейся кончины! Писать ли мне, размышлять ли вам вместе со мной о смерти? Несомненно! Разве не нуждается в осмыслении то, чего никто не избежит? Или нам не должно знать того, что придет независимо от наших желаний? Представьте себе, дорогие мои читатели, молодого человека, которому предстоит сдавать самый главный экзамен, определяющий будущность выпускника. Зная и строгость экзаменаторов, и сложность изучаемого предмета, он все же не торопится начать подготовку и занимается посторонними делами. Время от времени заботливые родственники и друзья напоминают студенту о том, что необходимо-таки взяться за книги, но их увещевания вызывают лишь досаду и раздражение. И вот остается последняя неделя. Кажется, все еще можно поправить. Требуются только выдержка, умение отгородиться от всего, что рассеивает ум и расслабляет волю, великое прилежание и молитва с надеждой на помощь Божию. Милосердный Господь, как вы знаете, никого не отвергает: и пришедших трудиться в виноградник спозаранку, и в полдень, и во второй половине дня, знойной и душной, и под самый вечер. Но вместо того чтобы усиленно трудиться, бедный студент отбрасывает от себя книги, обхватывает руками голову и лежит в отчаянии и озлоблении, раздавленный мыслью о надвигающемся неизбежном провале. Разумно ли это и достойно ли такое поведение человека?! Дабы нам с вами не оказаться в столь незавидном положении, что для истинного христианина равнозначно дезертирству воина, давайте вникнем в существо того последнего и решающего экзамена, который сдавать должно каждому и имя которому - смерть, а лучше - исход, или кончина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2165...

Любое общественное, политическое или даже религиозное движение, где существует и культивируется культ личности лидера, рискует оказаться в центре всплеска гомосексуальности. Ибо любое смещение в деле богопочитания от божественного в сторону человеческого чревато именно подобными падениями ( Рим. 1, 28 ). Особенно жестко структурированные организации, отошедшие от принципов истинной теократии и подменившие ее культом фюрера, иерарха, гуру и просто непререкаемого лидера, сильно рискуют быть поглощены содомским веяньем. Тому примером могут служить многие авторитарные секты, РКЦ, психокульты и отдельные строго структурированные партии. Православные могут быть ввергнутыми, и ввергаются, в подобный водоворот, если отходят от принципов соборности и принимают модель управления либо в форме римо-католического клерикализма, либо неопротестантского рационализма. Говоря о гомосексуализме, святитель Иоанн Златоуст предупреждает: « Чтобы тебе понять, насколько велик этот грех, (представь следующее): если бы кто-нибудь, пришедши к тебе, объявил, что он сделает тебя из человека собакою, то ты не убежал ли бы от него, как от человека самого вредного? Но вот ты сделал самого себя из человека не собакою, а животным более презренным, чем собака: она еще годна к чему-нибудь. А предавшийся распутству ни к чему не годен » 162 . Книга Второзаконие запрещает принимать от извращенцев пожертвова­ния на дом Господень, называя гомосексуалистов «псами»: « Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » ( Втор. 23, 18 ). Но при этом надо помнить, что, если подобный грех осквернил, а правильнее сказать, погубил твою душу, Христос силен изменить твой мужестрастный образ жизни при условии, что ты возненавидишь этот порок и будешь решительно противостоять ему. В Послании к Коринфянам, в той его части, где говорится о мужеложстве и малакии (подростковой проституции) наряду с другими грехами, далее мы находим: « И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего » ( 1Кор. 6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Миллионы и миллионы людей, особенно в странах «третьего мира», по-прежнему нуждаются в необходимой одежде. « Был… болен… и не посетили Меня » ( Мф. 25, 43 ). Но вернемся к следующим проблемам современного нам мира, в чем Христос может обвинить нас в день Страшного Суда. Рост хронических и эпидемиологических заболеваний – во всем мире и в нашей стране – увеличивается 193 . В 2007 году, по данным Минздравсоцразвития РФ, было выявлено 118 367 больных туберкулезом (83,2 на 100 тысяч населения). Огромное количество больных туберкулезом выходит на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Христос с особой заботой всегда относился к больным. Сказано: « Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных » ( Мф. 8, 16 ). Перед вознесением на Небеса он наставлял Своих учеников словами: « больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте » ( Мф. 10, 8 ). В Церкви существует и Таинство Соборования, о котором говорится в Послании Иакова: « Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » ( Иак. 5, 14–16 ). Но многие больные в мире по-прежнему остаются и без лечения, и без необходимого присмотра. « Был… в темнице, и не посетили Меня » ( Мф. 25, 43 ). Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы – еще одна проблема. Суд – это дело Божие, и те библейские принципы проведения судебного разбирательства, которые установлены в Священном Писании, не соблюдаются мирскими судами. Впрочем, христианин только в исключительных случаях может обращаться в светский суд (см. Деян. 26, 32 ), для верующих существует суд церковный (см. 1Кор. 6, 1–7 ). Не пытаясь давать нравственную оценку светским судам, мы обратим внимание на следующие цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010