Евреи должны были научиться самому главному: доверять свою жизнь Богу Конечно, мог! Но раз не совершил простейшим путем, то лишь потому, что с нравственной точки зрения это было бы неполезно. Евреи должны были увидеть, какой ценой они «куплены», увидеть величие Господа Саваофа и ничтожность египетских «божков». Они должны были научиться самому главному: доверять свою жизнь Богу, уповать на Него. Но, как видим, казни египетские мало чему научили их. Как евреи роптали уже в Египте, так их ропот на Бога и Моисея не прекращался всю дорогу. Для этого-то и выбран окружной путь - для урока смирения. Вот как Моисей сказал об этом народу израильскому перед своей смертью: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:2-3). Надо сказать, что израильский народ с завидным упорством проваливал каждый новый экзамен, оказываясь неблагодарным и маловерным. Эти ропотные хуления мы видим на протяжении всех сорока лет странствования израильтян. Этот ропот стал причиной того, что Господь пять раз хотел полностью истребить мятежный народ и произвести новый от Моисея, но пророк в молитве умилостивлял Бога простить евреев. Господь переменял свое решение, но, даже несмотря на это, в Пятикнижии описаны несколько случаев, когда в стане евреев начиналось поражение и только по молитве Боговидца останавливалось. Моисей снимает обувь перед Неопалимой Купиной. Византийская икона XIII в. Синай, монастырь св. вмц. Екатерины Кто же был этот великий ходатай за народ, могущий изменить решение Божие? На многих иконах мы видим перед собой убеленного сединами грозного и сурового старца. Таков ли был Моисей ? Ему было около 80 лет, когда Господь призвал его освободить народ Божий из египетского рабства. Бог воззвал к Моисею из горящего куста и повелел возвращаться в Египет. Но Моисей несколько раз отказывался, сначала оправдываясь, что никто не поверит, что Господь послал его. Когда же Бог тут же совершил несколько чудес в удостоверение своей силы, Моисей нерешительно указал на свое косноязычие: «О, Господи! человек я не речистый». Но Господь властно напомнил ему: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить». Тогда Моисей и вовсе уже робко попросил: «Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 4:10-13), - ибо великим и страшным было дело, на которое призывал его Бог. После этих слов, как говорит Библия, гнев Божий возгорелся на Моисея, и Господь назначил ему в помощники его брата Аарона.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Если взять ч исленность заключенных на 100 000 человек, то самая высокая плотность заключенных в «демократичных» США – 715 заключенных на 100 000 законопослушных граждан, второе место – в РФ (584)… На 2006 год Госкомстат РФ называет следующую цифру заключенных – мужчин, женщин, детей и стариков: 800–900 тысяч. Причем от лица находящихся в тюрьмах и лагерях в полной мере можно отнести сразу все пункты обвинения, кроме « был странником », так как по понятным причинам это не применимо для ограниченных в передвижении. Но со всей уверенностью к ним можно применить слова: « ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня » ( Мф. 25, 42–43 ). Ибо условия содержания во многих тюрьмах и лагерях – это и голод, и жажда, грязная и рваная одежда, болезни и ужасы ограниченной свободы. Все эти люди в одинаковой степени, как голодающие и жаждущие, малоимущие, бездомные и больные, – и есть Господь Христос Иисус, просящий у нас помощи. Именно эти цифры, которые мы с вами рассмотрели по шести пунктам, лягут в основу обвинения на Страшном Суде по отношению к нам, живущим в начале XXI века, всей совокупностью стоящих за ними страданий, болезнями и несчастьями, трагедиями и смертями. Почему? Потому что Христос ставит знак равенства между Собой и «одним из сих меньших». В этом и заключается универсальность христианства: служа любому человеку, «малому сему», независимо от того, кто или «что» он, мы служим Самому Христу. Ведь Сын Божий наставляет нас: « Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым » ( Лк. 6, 35 ). Сегодня, впрочем, как и всегда от момента Боговоплощения (когда Сын Божий облекся в человеческую плоть и соделался Сыном Человеческим – вочеловечился), Христос – это… …голодный бомж в грязной одежде, бредущий бесцельно по улице, …и чахоточный мальчишка-беспризорник, избиваемый милиционером в подземном переходе,

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать в вечности. Раз мы начали со смысла человеческой жизни, то будем говорить языком евангельским, языком богословским. Господь Иисус Христос сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Немного иначе выражает ту же мысль преп. Серафим Саровский . Он говорит о том, что цель человеческой жизни — стяжание благодати Святого Духа. На самом деле Царство Божие это и есть Царство благодати Святого Духа, пребывание в благодати Святого Духа. Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21), – говорит Господь. Когда в нас пребывает благодать Божия, то мы еще в этой земной жизни соприкасаемся с Царством Божиим. У святых отцов есть слово «обжение», то есть соединение с Богом, когда человек в Боге и Бог в человеке, когда человек и Бог становятся единым целым. Это и есть высшая цель, к которой должен стремиться человек. Термин «обожение» использован здесь как церковный и богословский, однако, иногда можно сказать проще, по-мирскому, может быть, не совсем точно, но более понятно. Спасти душу свою — это значит научиться любить . Все, о чем я сказал выше — Царство Божие и стяжание благодати Святого Духа, является тем же самым. Ведь что такое соединение с Богом, обожение? Мы с вами знаем слова апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4, 7). То есть обожение — это такое состояние, когда любовь становится господствующей в человеке. В той мере, в какой человек научиться любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать в вечности. Не потому что его туда не пустят, а потому что ему там самому нечего будет делать. Например, если человеку с расстроенным зрением приходится носить черные очки, потому что ему нельзя смотреть на солнечный свет, то каково ему будет при ярком свете? Так же, наверное, человеку, не способному любить по-настоящему, будет совершенно невозможно и больно находиться в области того света, Который есть Бог, Который есть Любовь . А раз главная задача человека в этой земной жизни — научиться любить, значит и ценность в этой жизни приобретает все то, что способно этой любви научить. В самом деле, каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча – это есть, с одной стороны, урок для человека, а, с другой стороны, в тоже время и экзамен. Потому что мы проверяем, насколько мы по-настоящему научились любить. Я думаю, что для человека, который это понял, есть определенная опасность. Ему может начать казаться, что он уже научился любить, а на самом деле не научился.

http://pravmir.ru/semya-v-ko/

Есть ещё одно место в послании к Евреям, которое тоже относятся к нашей теме. Апостол сообщает в 10 главе, что, если христианин после крещения повторяет смертные грехи, то он в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более Жертвы за грехи. Святые отцы, как правило, понимают эти стихи как запрет второго крещения. Если человек после крещения совершил вопиющий смертный грех и думает, что крестится ещё раз, чтобы снять этот грех с себя, то отцы говорят, что это невозможно. Не остаётся более Жертвы за грехи – единственной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Христос не будет ещё раз восходить на крест ради того или иного грешника. Ты в эту Жертву уже уверовал, благодаря ей омыл свои прегрешения. Если ты наступаешь на те же грабли, то нет более Жертвы за грехи. Есть некое страшное ожидание Суда, ярости огня, готового пожрать противников. Златоуст пишет, что, если твои грехи омылись в таинстве крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись ещё раз. Но тут не сказано про Таинство крещения. Некоторые другие церковные авторы предлагают и другое толкование. Они указывают на невозможность покаяния для человека, который постоянно попирает обеты крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла крестились в основном взрослыми, это увеличивало ответственность человека. Ты по-настоящему решил сделаться христианином, засвидетельствовал свою веру перед общиной, епископ принял у тебя экзамен. Если ты снова возвращаешься к прошлому образу жизни, то попираешь Жертву Христову. Смертно согрешая, ты снова заставляешь Христа распинаться за твои преступления, но Он не будет делать это во второй раз. Есть ещё параллельное место к этому стиху – фрагмент из 6 главы того же послания: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Невозможно обновляться покаянием. Дореволюционный профессор Иванов, автор большого учебника «Руководство Нового Завета», пишет, что люди именно распинают в себе Сына Божьего во второй раз, ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием. Да и нельзя допустить, чтобы павший так сохранил какую-нибудь возможность к покаянию. Для таких людей оно невозможно психически. А потому и обновление их невозможно.

http://radonezh.ru/2022/02/14/pokayanie-...

Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»). Но милосердие понимается в словах Христа не как гуманитарная помощь нуждающимся, но как подлинная справедливость, то есть деятельное и даже наступательное милосердие, ниспровергающее ханжество и лицемерие лжегуманизма. Сказано: « …суд без милости не оказавшему милости » ( Иак. 2, 13 ); и еще: « Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут » ( Мф. 5, 7 ). Итак, Сын Божий выделяет следующие болевые точки в судьбе гибнущего мира: Голод. Нехватка чистой питьевой воды. Отсутствие жилья. Отсутствие одежды. Рост хронических и эпидемиологических заболеваний. Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы. « Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть » ( Мф. 25, 42 ). Голод – не прекращаясь, увеличивается на нашей планете. Особенно в результате искусственно созданного экономического кризиса 189 . Нельзя обвинять природу или Бога в том, что пищи и ресурсов на этой планете не хватает многим и многим миллионам людей. Господь Бог создал эту планету такой, что она может позаботиться обо всех живых существах, населяющих ее. Создав мир, Бог воскликнул: « хорошо весьма » ( Быт. 1, 31 ). И только богачи со своим неправильным распределением труда, ресурсов и продовольствия, используя спекулятивно нажитый капитал, обрекают на нищету и голод целые народы и страны 190 . В Библии сказано: « Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? » ( Иак. 2, 15–16 ); и еще: « Если голоден враг твой, накорми его хлебом » ( Притч. 25, 21 ). Пророк Исаия призывает: « раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » ( Ис. 58, 7 ). Богатые не обращают внимание на проблемы малоимущих, они живут так, « как будто… одни поселены на земле » ( Ис. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Здесь мы находим ответ, почему человек христианин может застрять на каком-либо из мытарств – так как он не прибегал к спасительным Таинствам Церкви, и сам в момент смерти поставил себя в некоторое затруднительное положение. Далее мы увидим, что Таинства Церкви изглаживают весь бесовский компромат, накопленный на нас бесами. Феодора высказывает недоумение: « я удивлялась , – рассказывает она, – как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет и я сама давно забыла об этом ». Сказано: « Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься » ( Мф. 12, 36–37 ). Мытарства – это предварительное расследование перед частным судом по окончании которого, на 40-й день после смерти, и выносится предварительный приговор. Окончательный приговор будет вынесен только тогда, когда душа вернется в тело – на Страшном Суде. Когда человек попадает на 1-е мытарство, у него, наверное, бывает ощущение того, что он попал на какую-то дикую дискотеку, потому что там все звучит, кричит и вопит: лезут в голову дурные мысли, слова, мат, бесстыдные песни навязчиво звучат в голове. Все это сразу оживает, как-то материализуется. В 33-м псалме сказано: « Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов » ( Пс. 33, 14 ). Особенно страшно и тяжело будет кощунникам, для них наказания начинаются еще и в этой жизни. «Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к его мощам. На пути с ним встретился один из его знакомых и спросил: “Куда, друг, свечи и масло несешь?” “Иду помолиться святому Артемию”, – был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: “Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь”. Шедший к великомученику не ответил на насмешку и, совершив при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно застигла жестокая болезнь: он почувствовал нестерпимую боль в теле, оно местами стало отекать, и он не в состоянии был дойти до дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Здесь Феофилакт подтверждает мысль, что истина спасения открывается смиренным сердцам, то же самое говорит и Иероним (некоторые «богословы» думают, что у входа в райские врата каждому придется, как минимум, сдавать экзамен по сравнительному богословию), но, с другой стороны, Блаженный Феофилакт видит и опасность в чрезмерных духовных знаниях для могущих возгордиться. Поэтому в Православии богословие – плод молитвенной жизни, но никак не наоборот. Апостол Павел писал: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор.1:26–29 ). Итак, если мы и достигли чего в познании тайн Бога, то только благодаря Ему Самому. Посему подлинное богословие в Православии – плод молитвенной и сокрушенной о грехах жизни; а надменная клерикальная самоуверенность – начало отступничества и ереси. Природа человека такова, что сам по себе он не может объяснить и природу муравья. Святитель Григорий Нисский писал: «...Хвастающий, что достиг познания о существующем, пусть объяснит нам пока природу муравья, а затем уже рассуждает о природе силы, превосходящей всякий ум» . Мы можем постигнуть Бога постольку, поскольку Он Сам открывает Себя нам, и делает Он сие «многократно и многообразно» ( Евр.1:1 ). Бог, действующий в природе: Великая Книга, рассказывающая о Боге, это книга Природы. Бог сотворил удивительный мир! Он создал луну и звезды, Солнце и Землю, океаны и моря, реки, озера и водопады. На небе бесчисленное количество звезд и планет. Есть звезды, которые настолько удалены от нас, что свет от этих звезд и созвездий движется миллионы и миллионы лет, прежде чем достигнет нашей планеты. И тем не менее, у Господа есть намерение для каждой песчинки во вселенной. Сказано: «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ). Дать имя в библейском смысле означает – подчинить власти и усмотреть для нареченного новое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И Ангелы отвечают ей (для нас важна именно вторая часть ответа): « Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати ». – Эти слова и решают вопрос о церковном учении о мытарствах и учении Церкви об оправдывающей благодати. И надо прямо сказать, что именно учение о благодатном оправдании и составляет отличительную часть нашего исповедования от любого другого религиозного представления о спасении, каковые мы можем обнаружить в других религиях. И в этом смысле есть только две религии: религия Закона, на которой основываются все остальные религии и верования, и Христианская религия – БЛАГОДАТИ. Сказано, что Христос, « истребив учением (учением об Искуплении. – О.С.) бывшее о нас рукописание (то есть Закон Божий. – О.С.) , которое было против нас (ибо Закон Божий всегда обвиняет грешника. – О.С . ) , и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть духов злобы поднебесной. – О.С.) , властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою » ( Кол. 2, 14–15 ). И сие Божественное оправдание кающихся грешников обеспечивает всецелое очищение от власти прежде содеянных греховных деяний, так что « воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного ». Как мы и говорили в начале этих наших бесед: все решается в этой земной жизни, здесь и время покаянию, и время исправлению… Но вернемся к 15-му мытарству, где исследуются души, заподозренные в чародействе, колдовстве, обаянии, нашептывании и призывании бесов. Слово Божие категорично осуждает подобные преступления. Сказано: « не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (то есть народы Ханаана. – О.С.) от лица твоего » ( Втор. 18, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: « Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную » ( Мф. 25, 45–46 ). Непонятно, на что рассчитывали все эти люди, препираясь с Господом своими « когда » и « когда мы видели »? Им была предоставлена возможность в человеке, созданном по образу и подобию Бога, служить Самому Богу. Разве не знали они слов Триединого: « сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » ( Быт. 1, 26 ). Утратив образ и не восстановив подобие Божие в себе, они не видели, что ближний – это, может быть, нуждающаяся в реставрации, попорченная и покрытая копотью, но – икона Бога. Впрочем, Христос никогда и не призывал к Себе подобных людей, слишком счастливых в сытой жизни и в неге роскоши и распутства, в бездеятельности, а проще говоря – в тунеядстве. Сказано: « Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » ( Мф. 11, 28 ). Выше обозначенные спорщики с Сыном Человеческим не были ни труждающимися, ни обремененными, напротив, они были расслабленными и раскрепощенными. Они даже свергли с себя ярмо Закона Божия, высвободились из-под нравственных принципов Синайского Декалога. Но и свои собственные законы, которые писали под себя, они не соблюдали в полном объеме. Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный отрывок: « Но справедливость Своего приговора над осуждаемыми Он объясняет не только тем, что подобные им рабы, при тех же обстоятельствах, исполнили свои обязанности; но и тем, что осуждаемые оказались непослушными даже и в том, в чем бедность нисколько не служила препятствием, как, например, когда нужно им было напоить жаждущего, придти к находящемуся в темнице, посетить больного » 197 . Златоуст чувствует социальную направленность допроса и обращает внимание на то, что исполнению Заповедей Евангелия не может препятствовать бедность. Положение богатых даже не рассматривается на Страшном Суде, ведь Христос не спрашивает: почему не раздали имения? Почему не вернули награбленное? Почему не оплачивали по достоинству работу трудящихся? Похоже, что это связано с тем, что их участь предрешена. « Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие » ( Мк. 10, 25 ) – это диагноз, и это же – приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И еще о том, что в Священном Писании любовь ставится превыше всего. Все заповеди Христа говорят об одном – любите! И о любви не сказано ничего, более красивого и мудрого, чем слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… пребывать будут вера, надежда и любовь; но любовь из них – больше!» (1 Кор. 13: 4–8, 13). Рейтинг: 7.4 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Светлана 2 мая 2009, 21:33 Ваша статья стала подтверждением правильности моих исканий! Я педагог-музыковед, и тоже считаю, что без любви нельзя привить интерес к классической музыке. " Искусство- проповедь перед входом в церковь " . ИРИНА 1 апреля 2009, 10:53 Как Господь управляет необыкновенно!!! Думала о том, как заставить студентов хотеть больше знать и уметь. Как отучить от лени и косности? Как заставить ценить не только материальное... Придумала целую систему рычагов давления, вплоть до преподавательского шатнажа типа: " Подождите, еще экзамен впереди... " И тут ответ. Прямо в точку... А где же любовь? А терпение где? Сама к ПРАВОСЛАВИю пришла только к сорока годам, а туда же - поучать!!! Любовь и только любовь - ключ к спасению. к свободе во Христе. Спасибо. что рассказали о том, что у нас рядом - в Днепропетровске (я из Кривого Рога)есть реальная возможность увидеть и услышать небанальные вещи ... Господь показал путь...наш вабор - идти по нему или нет. СПАСИ ГОСПОДИ ! Марина Каранда 25 марта 2009, 18:32 Прекрасная статья. Обязательно порекомендую своим студентам, осваивающим профессию " учитель христианской этики " . В этой связи очень актуальны материалы о душевных мостах к духовному посредством разных видов искусства, желательно современного.

http://pravoslavie.ru/29365.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010