Само слово плутократия означает форму государственного управления, при которой власть принадлежит богатому меньшинству. Такая форма власти (плутократия) означает, что по отношению к государству богатый класс, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом страны, фактически пользуется преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни с помощью механизма коррупции, с помощью полицейских мер – для устранения недовольных. Эти люди, живущие в лености, кормясь от чужого труда, хотя и представляют свою деятельность полезной для общества, но берут плату явно за невыполненную работу. К ним применимы слова из Писания – Послание Иакова 5 -я глава, с 4-го по 5-й стих: « Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания ». И еще: « Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей » ( Ис. 5, 8–9 ). Несправедливо нажитый капитал принесет проклятие от Бога эксплуататорам и породит гнев народа, «справедливо на них движимый». Богатство в современном мире господства олигархов есть « плата, удержанная… у работников », то есть несправедливо оплаченный труд, «прибавочная стоимость». Такая форма обогащения – преступление и против отдельных людей, и целых народов, подвергшихся подобной дикой форме эксплуатации. Особенно преступной формой обогащения является приватизация отдельно взятыми личностями (семьями и кланами) ресурсов той или иной страны, которые по факту рождения в равной степени принадлежат людям, проживающим на данной территории. И все эти личности, ленивые и охочие до чужого, рискуют застрять на данном мытарстве. Причем об удержании платы говорится как о грехе, вопиющем к Богу: « плата, удержанная вами у работников … вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа » ( Ис. 5, 8 ). В Библии, кроме указанного случая, только три греха вопиют к Богу. Это умышленное убийство: « И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли » ( Быт. 4, 10 ); содомский грех: « И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма » ( Быт. 18, 20 ); угнетение бедных, вдов и сирот: « Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их » ( Исх. 22, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Светлана Николаева 12 ноября 2019, 14:18 Современное катехизаторство ДО Крещения похоже на то, как если бы мы имели возможность вернуть зрение слепорожденному. Но прежде чем вернуть, стали бы объяснять ему как выглядит мир: небо, солнце, море, растения, животные, люди. И мало того - потребовали бы от него заучить все рассказанное и сдать экзамен, подтвердить, что выучил. И только после этого мы откроем ему глаза на мир. А как же иначе? Всё для его же блага - не может ведь слепорожденный прозреть и сразу начать жить зрячим. Он должен заранее понимать, что его ждет. И даже заранее решить - прозревать ему или нет. Похоже на то, как сейчас готовят к Крещению? Духовно незрячему объясняют то, чего он сейчас увидеть не может. Олег Мариуполь 12 ноября 2019, 00:12 А как же Благодать неофита?Первое время Сам Христос находится за рулем.Разве бывает как-то иначе? Светлана Николаева 11 ноября 2019, 17:09 Вы сравниваете несопоставимые вещи - материальное и духовное. Никто не спорит, что " материальному " надо учиться, как правилам вождения, так и догматам Православия. Но кто сказал, что прежде материальное, а потом духовное? Может, наоброт? Прежде чем сесть за руль или начать обучение - перекреститься и помолиться. А прежде чем учить догматам Церкви - покрестить и призвать в помощь Духа Святого? Вы " запрягаете телегу впереди лошади " , то есть ставите материальное выше духовного, а потом удивляетесь, почему так мало воцерковленных православных? А может потому и мало, что люди идут в Церковь за духовным, а их учат " правилам вождения " , то есть внешнему, а не внутреннему житию. Светлана Николаева 11 ноября 2019, 17:03 " И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. " (Мк.4:26-29) " Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией. " Арх.Аверкий (Таушев)

http://pravoslavie.ru/125369.html

Связь между чудом, сопровождавшим призвание первых учеников, и рассматриваемой притчей иллюстрирует общее наблюдение, которое делают исследователи относительно взаимосвязи между чудесами Иисуса и Его притчами: притчи играют в Евангелиях ту же функциональную роль, что и чудеса 136 . Это никоим образом не снижает ценность чудес как реальных историй, происходивших в реальной жизни. Это лишь свидетельствует о тесной взаимосвязи между тем, что Иисус говорил, и тем, что Он делал. Посредством чудес и притч Он выражал одну и ту же истину, которую заявил в самом начале Своей проповеди, истину о том, что приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Основное содержание притчи о неводе касается Страшного суда. В этом она близка притче о плевелах на поле. Поучение в доме начинается с вопроса учеников о значении притчи о плевелах. Иисус терпеливо разъясняет им все образы, использованные в притче, главной мыслью которой является отделение праведников от прочих на последнем суде. Свое толкование Он завершает словами: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 13:41–42 ). В притче о неводе мы слышим похожие слова: Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 13:50 ). Эти два толкования образуют тематическую арку, скрепляющую начало и конец поучения в доме. Две притчи различаются образным рядом. В первом случае, обращаясь к народу, Иисус использует образы, знакомые людям, занимающимся сельским хозяйством. Во втором случае, обращаясь к ученикам, Он использует образы, знакомые им по ловле рыбы. Но смысл обеих притч один и тот же. Обе говорят о той последней реальности, которой завершится человеческая жизнь: о Страшном суде. Связь прослеживается также между просьбой учеников, с которой началось поучение в доме (изъясни нам притчу о плевелах на поле), и вопросом Иисуса, которым это поучение завершается (поняли ли вы все это?). Как опытный учитель, Иисус сначала разъясняет то, что сказал народу и что ученики не поняли, потом приводит им в пример то, что относится к их собственному опыту, и наконец спрашивает, поняли ли они то, что Он им сказал. Подобно тому как в учебных пособиях изложение той или иной темы нередко завершается серией контрольных вопросов, на которые ученики должны ответить, Иисус задает Свой контрольный вопрос. Этот вопрос – еще не экзамен, предполагающий тотальную проверку усвоенного: экзаменом станет вся их последующая жизнь. Пока они еще в самом начале пути, и Учитель должен лишь удостовериться в том, что они понимают Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Григорий Нисский писал: « Волшебство недействительно против живущих добродетельно, напротив того, подкрепляемые Божией помощью превозмогают всякую кознь » 151 . Сказано: « Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » ( Рим. 8, 35, 38–39 ). И мы переходим к следующему мытарству. Мытарство 16-е « Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным , где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее ». В Священном Писании сказано: « Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела » ( 1Кор. 6, 18 ). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его. И если о муже и жене сказано: « и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть » ( Быт. 2, 24 ), то о соединенном блудом с прелюбодейкой сказано: « Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? » ( 1Кор. 6, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святой Ипполит, папа Римский, учил, что « там праведники будут в состоянии перешагнуть самое море, если только оно будет течь. Там не будет более недоступно для людей небо, а также путь, ведущий к нему, не останется непроходимым. Там земля не будет невозделанной и исполненной для людей трудов, но украсится плодами. Там не будут рождаться звери, а также не будет увеличиваться число людей, но всегда останется одно » 182 . Поистине Царство Божие будет «яко на небеси, и на земли» – « и на земле, как на небе » ( Мф. 6, 10 ). Перемены произойдут не только на уровне религиозно-этическом, но и на космическо-физическом уровне. По представлениям святого Феофила Антиохийского , блаженная будущность, ожидающая праведных, не есть повторяющееся однообразие, напротив – великое многообразие 183 . Но, прежде чем мы войдем в этот удивительный мир, мы должны будем вкусить и последнюю «епитимию» – смерть. Сказано: « Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем » ( Рим. 6, 23 ). О Последнем Суде На Страшном Суде, страшном не только для грешников, но и для праведников и даже для Ангелов, каждый содрогнется и испытает тревогу. Сказано: «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов 4, 18 ). Мы постараемся исследовать тему Страшного Суда вместе с апостолом и евангелистом Матфеем в 25-й главе Евангелия от Матфея: « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей » ( Мф. 25, 31 ). Блаженный Иероним Стридонский пишет: « Имея в виду два дня спустя совершить Пасху и быть преданным на крестную смерть: на поругание от людей, на питье желчи и уксуса, Он прямо провозглашает о будущей славе победителя, чтобы могущий возникнуть соблазн устранить обещанием награды » 184 . – То есть самая торжественная речь о судах Божиих предваряет «позор» крестной смерти, ибо к такой казни приговаривали беглых рабов либо разбойников. Сказано: « смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной » ( Флп. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Седьмой — Архангел Варахиил, что означает «Благословение Божие за подвиги и труды», даруемые людям за дела милосердия и любви, понесенные в краткой земной жизни. Его Церковь изображает с многочисленными цветами, символизирующими благодатные Дары Божии. Что касается Ангелов-хранителей, сопутствующих нам в течение всей жизни, то к ним в минуту нашей кончины присоединяется и светлый Ангел смерти. Эти два Ангела сопровождают душу, покинувшую тело, по пути в Небесные Обители. Известно, что каждому из нас предстоит после смерти тела пройти тяжелый духовный экзамен. Мы должны отвечать за каждый час, прожитый на земле. Только отлично выдержавшие его наследуют Царствие Небесное, о котором Апостол Павел, еще живя во плоти на земле, но уже побывав на небе, говорит, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило…на сердце человеку» те безмерная слава, торжество, вечная радость, свет неизреченный, «…что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И во время этого экзамена, который Церковь называет прохождением мытарств, наш Ангел-хранитель и светлый Ангел смерти будут сопровождать нас и помогать. Ангелы — это слуги Божии, посылаемые от Господа служить делу нашего спасения. Поэтому Церковь благословляет нам ежедневно молитвенно призывать их на помощь в наших добрых делах. Да благословит нас на это Господь. Аминь. Рождественский пост Сегодня мы вступаем в сорокадневный Рождественский пост. Заповедь о посте — самая древняя. Еще в раю Господь запретил людям вкушать определенную пищу: плоды дерева познания добра и зла. Впоследствии постились все святые, пророки, подвижники, Даниил, Моисей и другие. Когда согрешил царь Давид, то, обличенный пророком Нафаном, он наложил на себя строжайший пост: босой, в нищенской одежде, с головой, посыпанной пеплом, усердно и долго молился великий царь. За пост и молитвы Господь вернул сми¬ренному Давиду дар пророчества. В 10й главе библейской книги Даниила описывается, как этот пророк наложил на себя трехнедельный пост. Он пишет: «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои…» (Дан. 10:3). Этим он так умилостивил Господа, что на берегу реки Тигр Вседержитель во славе явился ему (Дан.10:4–21).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Сказано: « Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится » ( 1Кор. 13, 2–4 ). Но сама по себе любовь вмещает в себя все добродетели. Сказано: « Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства » ( Кол. 3, 14 ). Преподобный Иоанн Лествичник указывает на причины, порождающие немилосердие: « Жестокосердие рождается иногда от пресыщения, иногда от бесчувствия, иногда от пристрастия » 177 . О частном суде Частный суд – это есть то решение, которое выносится Богом относительно души после прохождения ею мытарств. Согласно православному догматическому богословию, частный суд происходит с человеком после его смерти. Прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости и милосердия. Сказано: « Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную » ( Мф. 13, 49–50 ). Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (Благой вести), душа предстает на частный суд. О состоянии души после частного суда Вселенская Православная Церковь учит так: « Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно » 178 . Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда: одно для праведников в преддверии Рая, другое для грешников – в преддверии ада .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сказано: « иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле » ( Втор. 23, 20 ). Похоже, что у нас в банковской системе все – иноземцы и инородцы, что они так бессовестно обкладывают нас дикими процентами. Вся банковская система в Европе и создавалась не европейцами, а иудеями, которым Закон Божий не запрещает давать деньги чужим под проценты. Но эти законы распространяются и на нас, мы можем дать «чужому» под проценты деньги, но не своему брату по вере. Так работает вся огромная система мусульманских и иудейских банков, деньги даются своим без процентов, а банк, давший деньги, имеет долевое участие в вашем вложении, куда вы вложите полученные деньги. Следовательно, такой банк всегда заинтересован в вашем успехе. И напротив, банк, давший под проценты, прямо заинтересован в вашем разорении или просрочке выплат. В действительности современная банковская система, не основанная на религиозных принципах, – это узаконенное мошенничество. Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые, неурожайные времена, когда обычно и повышают цены на продукты питания. Сказано: « …не отдавай ему (то есть брату по вере. – О.С.) в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли » ( Лев. 25, 37 ). «Хлеб» в Писании – это обобщающее слово, предполагающее все виды пищи первой необходимости. Климент Александрийский , христианский богослов II–III века, писал: « Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова. Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрой рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является Творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу » 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слова: « они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел » – не означают, что добрых дел достаточно, чтобы избавиться от злых. Так учили еретики пелагиане. Скорее всего, речь идет о том, что, исповедовавшись в грехах пустословия, Феодора еще и сотворила плод покаяния (то есть понесла назначенную духовником епитимию). Слова: « добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия » – отнюдь не проповедуют латинское заблуждение «о сверхдолжных заслугах святых», а указывают на добродетельные молитвы преподобного Василия за блаженную Феодору. Слова: « и искупили меня из первого мытарства » – не могут быть отнесены к Ангелам, скорее всего, они напомнили бесам, что данные грехи уже искуплены Кровью Сына Божия. Мытарство 2-е « Мы приблизились к другому мытарству, называемому мытарством лжи . Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи ». Итак, грехи 2-го мытарства: Лживые слова. Клятвопреступление. Произнесение имени Господа всуе. Лжесвидетельства. Неисполнение данных Богу обетов. Утаивание грехов на исповеди. О лживых словах в Псалтири сказано: « Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь » ( Пс. 7, 15 ). – Здесь мы видим, что ложь рождается от неприязни к ближнему, когда человек « чреват злобою » – то есть затаил неприязнь, но не решается на открытое выступление против неприятного ему человека. О братьях Иосифа Прекрасного сказано: « И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно » ( Быт. 37, 4 ). Вот эти слова: « и не могли говорить с ним дружелюбно » сказаны в похвалу братьям, хотя ненавидеть брата – грех , но при этом они не лицемерили, и то, что было у них на сердце, то же было и на устах. Другой пример – когда была изнасилована Дина, дочь Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Совершенное учение об отвержении себя мы находим в словах: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6–8). Таким образом, совершенное отвержение себя – то же, что смирение. А им определяется совершенство; когда некто спросил святого Исаака Сирина : «Что такое совершенство?» – святой ответил: «Бездна смирения!» . Следовательно, по пути внутреннего совершенствования ты не можешь продвигаться вперед иначе, как, с радостью осознания этого смысла, принимая все противодействия и абсурды, случающиеся с нами каждый день. Это и есть смысл, ради которого Промысл хранит одновременно и в неизбывном напряжении пшеницу и плевелы, совершенствующие друг друга, до жатвы. Возьмем простые примеры. Однажды в субботу в синагоге книжники и фарисеи наблюдали за Христом, чтобы посмотреть, не сделает ли Он добра в субботу. Был там один человек сухорукий. И увидев, что Он совершает добро, они «пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» (Лк. 6: 11). Вот крест сухого формализма. В другую субботу Христос шел пшеничными полями. Ученики сорвали несколько колосьев, растерли их ладонями и ели зерна. Какой-то фарисей, формализовавшись в поборника субботы, отчитывает их, что они, мол, «попирают субботу» (см.: Лк. 6: 2). Иеромонах Арсений (Бока) Когда Христос прощает грехи расслабленному (непременное условие органического исцеления), которого вера помощников пронесла через крышу и поставила перед Христом, некоторые ворчали в сердцах своих, что «Сей хулит» (ср.: Мк. 2: 7), а это были книжники: «Только Бог может прощать грехи», – говорили они. Они не понимали, что Иисус – Бог. Они окаменели в своих предрассудках касательно Иисуса, и от одной только мысли, что Он – Бог, голова их треснула бы. По случаю оправдания Закхея, начальника мытарей, они тоже «роптали» как против Закхея, так и против Христа. Дух, мучивший их, всё время подстрекал их давать поучения Иисусу.

http://pravoslavie.ru/75479.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010