поиск:   разделы   рассылка Владимир Можегов Диомидовский бунт: скрытые причины Русская Церковь служила как Сталину, так и Гитлеру Источник:  НГ – религии Точки своего перегрева скандал с бывшим епископом Диомидом достиг еще на летнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Кульминацией его стало анафематствование чукотским архиереем, по сути, всей Русской Церкви начиная с 1917 года, прозвучавшее в день 90-летия расстрела царской семьи. А 6 октября на очередном заседании Священного Синода епископ Диомид был разжалован в монахи. Но стало ли это решение финалом драмы? История крупнейшего кризиса в РПЦ последних лет на этом явно не кончается. По признанию дьякона Андрея Кураева, Церковь сегодня " балансирует на грани раскола, по масштабам сопоставимого с расколом XVII столетия " . И хотя церковные власти привычно объявляют явление Диомида маргинальным и ничего не значащим, это, конечно, не так. Диомид – не маргинал, а живой символ этого полномасштабного кризиса. И, конечно, не в кознях " враждебных сил " тут дело. Отцы Церкви видели начала всех нестроений в нераскаянных грехах и советовали внимательно прислушиваться к обвинениям. Воспользуемся добрым советом. 1 октября очередное воззвание диомидовцев напомнило Синоду деяния местоблюстителя Сергия (Страгородского), признавшего " благотворность большевицкой революции " и солидаризировавшегося " с совецкой властью в преследовании православных исповедников " . Обвинение серьезное и обнажающее, кажется, самый корень сегодняшнего конфликта. 1905 год – последний экзамен... 9 января 1905 года Святейший Синод оправдал расстрел царскими войсками демонстрации (по сути – крестного хода) рабочих к царю. А в феврале 1917 года тот же Синод так же невозмутимо отрекся от царя, уже на следующий день после ареста " гражданина Романова " благословив " путь новой государственной жизни " . Но христианскую совесть смущает даже не это ( " Царь сам отрекся от престола, что оставалось делать Церкви? " – оправдываются сегодня потомки революционных архиереев). Но, упраздняя " сакральную фигуру " царя, Синод отдавал в руки Временного правительства еще и просто человека, последнего, быть может, с которым еще сохранял какую-то глубинную связь. И это уже не политическая интрига, но чем-то похоже на экзамен... последний экзамен на человечность, не правда ли?

http://religare.ru/2_58953.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помните: пост — это небольшой экзамен» Протоиерей Евгений Соколов о том, как душеспасительно прожить дни Петрова поста 17.06.2020 1292 В день всех святых в домовом храме при Северном Арктическом федеральном университете им. М.В. Ломоносова глава Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов рассказал о духовной жизни во дни Петрова поста, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Архангельской епархии. Жития угодников Божиих — это не просто биографии, а словесные иконы подвижников, отметил священник в проповеди после Литургии. По словам миссионера, современным людям часто не хватает мужества и стойкости в вере. Этим добродетелям можно поучиться у мучеников первых веков христианства: «Святой в переводе с греческого — отделённый, непохожий. Это в любые времена очень трудно — быть непохожим на всех. Так было и от начала века. Церковь созидалась и возрастала на крови мучеников: первые святые, которые просияли в христианстве — мученики за веру. Римские императоры обожествляли себя, причисляли себя к лику святых и требовали поклонения себе или тем идолам, которым поклонялись сами. Это было невозможным для христианина. Любое отступление от веры есть поругание своего Спасителя, отречение от Него. А мы слышали в Евангелии: " Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным " (Мф. 10:32). Как страшно быть отреченным Самим Сыном Божиим, когда придешь в тот мир!». Также у святых можно поучиться полагать все таланты на прославление Бога. «Каждый из святых был одарён по-своему: проповедник, созидатель, исповедник, учитель, пророк и так далее. Сегодня очень часто приходится слышать слова молодых людей о том, что для них на первом месте — избранница или избранник, или о том, что увлечение профессией или какими-то иными хобби становятся важнее всего. Но пока любовь к Богу не поставлена на первое место, нам очень сложно идти по духовному пути, а тем более возрастать в вере. Чтобы мы могли удержаться от многочисленных соблазнов, на первое место надо поставить любовь к Богу», — сказал священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/17/po...

Из записок московского протоиерея Н. И. Надеждина (1832–1833 гг.) Протоиерей Николай Иванович Надеждин, из воспитанников Рязанской духовной семинарии, поступил в Московскую Академию в 1832 году и окончил в ней курс в 1836 году магистром. Был профессором сначала Рязанской семинарии, потом Вифанской и, наконец, Московской, из которой вышел в 1843 году во священники. Был священником в приходе священномученика Антипы, потом Гавриило-Архангельской церкви, при почтамте, наконец, настоятелем Покровского, Василия Блаженного, собора (1873–1890 гг.). Оставил автобиографические записки до времени учения в Академии и «Дневник» с 1841 года по 1863, и далее с 1866 г. по 1890 г. Здесь предлагаются выдержки из «Записок», касающиеся, главным образом, Московской Духовной Академии, отчасти же лиц и обстоятельств, имеющих к ней какое-либо отношение. Выдержки доставлены сыном покойного о. протоиерея, ст. сов. А. Н. Надеждиным. А. Н. По окончании 135 частных экзаменов во всех классах 136 семинарии составлены были списки учеников и назначен день для публичного экзамена. Публичный экзамен на этот раз был у нас довольно скромный: публики посторонней было мало и экзамен больше похож был на частный, потому что на нем присутствовал преосвященный Евгений 137 , который по Богословию немало предлагал экзаменующимся серьезных вопросов. В следующий день, по обычаю, было совершено в семинарской церкви молебствие, затем все ученики собрались в залу, куда вскоре пришли ректор 138 инспектор 139 и профессора 140 , Началось чтение списков учеников богословии, философии и риторики, или иначе высшего, среднего и низшего отделений. Читал секретарь семинарского правления. О богословах он провозгласил: ученики, окончившие курс в семинарии, первого разряда: Дмитрий Гусев , Василий Аманский, Николай Надеждин, Семен Орлов и т. д. Перечислив всех перворазрядных, он присовокупил: «все сии ученики, на основании такого-то параграфа такого-то устава, возводятся на степень студента и получают право на чин XIV класса при поступлении на гражданскую службу»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никанор (Ружичич), еп. Нишский. Фотография. До 1916 г. (Ружичич Никола; 15.04.1843, с. Свилеува (ныне в общине Коцелева Мачванского окр.), Сербия - 16.10.1916, Белград), еп. Нишский. Окончил начальную школу в родном селе, 4 класса гимназии в г. Шабац и Белградскую ДС (богословию) (1863). Женившись и приняв священный сан, служил в с. Свилеува. В 1869 г. овдовел; вскоре лишился единственной дочери. В 1871 г. попросил митр. Сербского Михаила (Йовановича) направить его на обучение в КДА, пообещав по окончании учебы принять монашество. В окт. 1871 г. прибыл в Киев. По причине плохого владения рус. языком просил Совет КДА зачислить его на церковно-историческое отд-ние без вступительных экзаменов. Но, сдав по решению Совета устный экзамен по лат. языку и написав сочинение на серб. языке, 15 окт. 1871 г. был зачислен на 1-й курс церковно-исторического отд-ния КДА. В студенческие годы проявил «отличные и очень хорошие успехи» в обучении. В конце 3-го курса, весной 1874 г., представил в Совет КДА канд. дис. «Об отношении Сербской Церкви к Константинопольскому Патриархату от появления между сербами христианства до наших времен» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 596), к-рую в том же году опубликовал на серб. языке в белградском ж. «Сион», а позже издал отдельной книгой (Кратки ucmopujcku преглед yзajaмhux oдhoшaja српске и грчко-цариградске цркве и Од првог времена па до данас. Београд, 1875). 1 окт. 1874 г. назначен преподавателем Свящ. Писания и рус. языка в Белградской богословии, поэтому не вернулся в КДА для обучения на 4-м курсе. Тем не менее по ходатайству митр. Михаила (Йовановича) был удостоен степени кандидата богословия (постановление Совета КДА от 30 мая 1875 утверждено Свящ. Синодом 18 нояб. 1875). Вскоре принял монашество в мон-ре Буково и был возведен в сан синкелла. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. служил в действующей армии военным священником. В 1881 г. сдал профессорский экзамен и был возведен в сан протосинкелла.

http://pravenc.ru/text/2565318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Вотяков с супругой. Фотография. Нач. ХХ в. Тимофеевич Вотяков (5.11.1881, дер. Вотяково Чистопольского у. Казанской губ.- 18.06.1931, Чистопольский р-н, Татарская АССР), сщмч. (пам. 5 июня, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. В 1899 г. окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о праве преподавания хорового пения. В 1899-1901 гг. посещал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 г. выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном уч-ще. В 1903 г. вновь слушал лекции на учительских педагогических курсах в Казани и сдал экзамен на звание псаломщика. В том же году назначен псаломщиком в храм свт. Николая в с. Жукотине Чистопольского у. 14 сент. 1906 г. рукоположен во диакона и назначен к Входо-Иерусалимской ц. царёвококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря . Совмещал диаконское служение с преподавательской деятельностью. С 1 окт. 1907 по 1 сент. 1910 г. М. служил законоучителем в Медведевском земском уч-ще и одновременно с 1 окт. 1907 по 1 дек. 1910 г. был законоучителем и учителем пения (с 10 февр. 1909) в Берёзовском земском уч-ще. С 1 сент. по 1 дек. 1910 г. он был законоучителем Медведевского уч-ща Мин-ва народного просвещения. В 1911 г. М. выдержал испытание на получение сана священника. В 1914 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Покровского храма в с. Кумья Козьмодемьянского у. В 1919 г. был переведен в храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены в с. Кулакове Козьмодемьянского у. Приход был бедным, а во время гражданской войны совсем обнищал. М. со своей большой семьей терпел тяжелые лишения. В 1923 г. храм в с. Кулакове закрыли и М. назначили в Покровский храм в с. Сарсасы. Здесь он был возведен в сан протоиерея. В 1929 г. М. арестовали по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через неск.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

Не затворяйте от людей Бога Нужно ли священнику говорить с теми, кто пришел только за водой 19 января, 2017 Нужно ли священнику говорить с теми, кто пришел только за водой Праздник Богоявления – один из самых сложных для священников и прихожан: толпы людей приходят в этот день в храм ради одной цели – набрать побольше освященной воды. Что делать, чтобы вместо потасовок в очереди за водой люди услышали, в чем истинный смысл праздника – об этом рассказывает священник Дионисий Костомаров, настоятель строящегося храма во имя святителя Николая Чудотворца (г. Орел). Диалог с «водоносами» или экзамен на терпение? – Не устали ли вы от людей, которые приходят в праздник Крещения Господня только за водой и которым ничего другого не надо? – Нет, я не устаю от людей ни в этот день, ни на Пасху, когда освящают куличи. Задача священника – привести общину к осмысленной духовной жизни. Здесь центральный вопрос: происходит ли воцерковление тех людей, которые приходят за водой? На мой взгляд, постепенно происходит. Надо начинать с малого, видеть в человеке – человека, пытаться подарить то, что у тебя есть, а для этого нужно самому обладать чем-то. Это не вопрос «устали мы или не устали», а вопрос, готовы ли мы – священник, община – вести кропотливую работу. А если не готовы, то от нашего брюзжания «этот народ не знает закона – проклят он» лучше точно не станет. Это экзамен, готовы ли мы увидеть в каждом того, за кого Господь пошел на Крест. – Одна моя знакомая пришла впервые в храм на праздник Крещения, и после этого лет пять в храм не ходила в этот день, потому что стала свидетелем безобразной потасовки во время раздачи святой воды. Уместен ли этот день для диалога с людьми, не готовыми слушать проповедь, а желающими лишь воды? – Могут быть разные формы диалога. Например, раздача листков с евангельским текстом о Крещении и с Нагорной проповедью. Может, один из десяти придет домой и первый раз в жизни прочитает Нагорную проповедь. Или раздача листовок о крещении. Пытаться искать формы диалога стоит – это вопрос желания и организации. Желательно присутствие священника – не просто освятил воду и уехал: несколько дней в году можно задержаться и пообщаться с людьми непосредственно – в эти дни к нам приходит больше людей, чем на воскресную литургию. Сногсшибательных результатов ждать не стоит, но говорить с людьми все равно нужно.

http://pravmir.ru/ne-zatvoryayte-ot-lyud...

прот. Владимир Сорокин Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения После своего освобождения отец Николай вновь развернул богословско-просветительскую деятельность. Уже 2 апреля 1924 года Правлением Богословских курсов центрального района он был избран заведующим. В 1924 и 1925 годы эти курсы действовали уже в несколько более расширенном объеме, охватывая не только 2-е городское благочиние, но и весь центрально-городской район. При этом, все поступающие на курсы должны были обязательно сдать в особой Комиссии Народного Комиссариата Просвещения экзамен по политграмоте (такой же экзамен требовался в эти годы и от поступающих в Богословско-Пастырское училище). В отчете за 1924/25 учебный год отмечалось, что на курсах Центрального городского района было сорок восемь человек слушателей (двенадцать мужчин и тридцать шесть женщин); на первом годе – двадцать шесть человек и на втором – двадцать два человека, в возрасте от 24 до 54 лет, в основном со среднем образованием. Учебных дней в году – 184, и за этот период было прочитано 363 лекции. Заведование курсами с 1922 года после протоиерея В. А. Акимова перешло к протоиерею К. К. Эльбу, а со 2 апреля/20 марта 1924 года – к протоиерею Н. К. Чукову. На курсах преподавали известные протоиереи: профессор А. В. Петровский читал Священное Писание Ветхого Завета; А. В. Пакляр – Священное Писание Нового Завета; М. В. Митроцкий – догматическое богословие; П. П. Аникиев – пастырское богословие с аскетикой; Н. К. Чуков – патристику; А. А. Казанский – историю русской церкви и, в частности, историю раскола, свящ. В. И. Колчев – церковное пение; Н. В. Чепурин, а также И. Д. Холопов – апологетику, профессор А. А. Дмитриевский – литургику и церковную археологию, профессор И. И. Соколов – общую церковную историю. К этому времени в стране более или менее установился новый социальный порядок, что на практике означало пересмотр всех аспектов общественного устройства, в том числе и его духовных запросов. Жизнь предъявляла свои требования к каждому явлению. Все подвергалось переоценке в свете новых требований. Каждое явление должно было доказать свою жизнеспособность в указанной и намеченной борьбе. Не обошла стороной эта проблема и духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) июня Священномученик Михаил Вотяков Священномученик Михаил родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 году Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899 – 1901-м и в 1903 годах Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году – выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году – экзамен на псаломщика и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда. 10 декабря 1906 года Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах и в школе Министерства народного просвещения . В 1911 году диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда. В этом храме в 1917 году у отца Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Они писали: «На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей... С целью примирения прихожан со священником отец благочинный собрал 23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все, а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда они подписались. Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор подписали только десять домохозяев. Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать недействительным и самое дознание неполным и односторонним...»

http://fond.ru/kalendar/464/mihail/

6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878–1976) – дочерью анапского 2-й гильдии купца 9 . Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения 10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой... теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России – с общей оценкой по всем предметам – «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913–1914 годы 11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? – С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой» 12 , который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П(едагогическом?)/отд(еле?) МОНО» 13 . Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения 14 (возможно, других у него в то время еще не было):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

XXII. Прощальные именины Экзамены 14 числа были совершенно окончены в семинарии. 16 числа назначен был в семинарии публичный экзамен и отпуск, а 15 дано было ученикам на отдых и приготовление к публичному экзамену, между прочим ученикам в этот день велено было явиться с семинарию к литургии, с вечера накануне, разумеется, ко всенощной, почему было сделано такое распоряжение, неизвестно, говорили будто ревизор прежде пострижение в монашество носил имя Св. Владимира, которому церковь совершает празднование в этот день, и хотел этот день почтить празднеством ради прежнего дня своего ангела, а там, Бог его знает, может быть, и по другому чему-либо он хотел почтить этот день. Для нас здесь важно только то, что Владиславлев в этот день был именинник, у него в последний раз собирался кружок его близких друзей и товарищей разделить свободное время в дружеской беседе, и сам Владиславлев в этот день прощался со своими квартирантами... Было около двенадцати часов. Квартиранты Владиславлева только что пришли из семинарии от обедни, а самого его еще не было дома. В комнатах сверх обыкновенного все было чисто прибрано и наблюдалась большая тишина. Переодеваться, как это обыкновенно всегда водилось в простые воскресные и праздничные дни, никто и не думал. К окну поминутно подходили то тот, то другой из учеников и смотрели на улицу. «Не идет ли? Не видно ли?» Эти вопросы то и дело повторялись. – Идут! – проговорил наконец Сахаров, и все стали чинно в ряд. В комнаты вошли Владиславлев, Матвеев. Голиков, Лавров, Богословский, Лебедев, Воскресенский, Златоустовский и Тихомиров. Из среды квартирантов Владиславлева ловко выдвинулся вперед Майорский. – Добрый и незабвенный наш Василий Петрович! – начал Майорский, встречая Владиславлева, – Сегодня день твоего ангела. С новым годом твоей жизни и с новым счастьем тебя все ныне поздравляют и каждый из твоих знакомых и друзей спешит тебе выразить свое сочувствие. Я сам сегодня был свидетелем того, как с час тому назад, когда в нашей семинарской церкви кончилась обедня, почти все твои товарищи, наперерыв один перед другим, спешили подойти к тебе с поздравлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010