Герхарда , еп. Тульского (2 мая - Jaff é . RPR. N 4219; MGH. SS. T. 4. P. 506-508). Епископы Бретани, которых на Реймсском Соборе обвиняли в симонии и неповиновении архиепископу Турскому как законному митрополиту (см. ст. Доль ), были отлучены от Церкви ( Jaff é . RPR. N 4225). Летом 1050 г. Л. отправился в Верчелли, где в сент. был созван Собор, участники к-рого вновь рассматривали вопрос об учении Беренгария. Источником этого учения признали трактат Эриугены (в действительности Ратрамна ) «О Евхаристии», который был осужден при участии Ланфранка (PL. 150. Col. 413). Впосл. посланный во Францию в качестве легата Хильдебранд добился отречения Беренгария на Соборе в Туре. Среди др. проблем, к-рые обсуждались на Соборе, был конфликт Л. и Хунфрида, архиеп. Равеннского (1046-1051), к-рого понтифик, по одной версии, низложил, по другой - отлучил от Церкви (MGH. SS. T. 5. P. 129; Vita Leonis IX. II 15). Возможно, тогда же Л. по просьбе кор. Эдуарда Исповедника разрешил перенести епископскую кафедру из Кредитона в Эксетер ( B ö hmer. Reg. Imp. N 512). Из Верчелли Л. направился в Бургундию; 3 окт. 1050 г. он освятил собор св. Стефана в Безансоне, после этого в Лангре рукоположил Ардуина, еп. Лангрского, и Фротмунда, еп. Труа. 20-22 окт. вместе с Халинардом Лионским, Гуго Безансонским и др. прелатами понтифик возглавил торжества в честь перенесения мощей св. Герхарда в Туле. По его поручению аббат Видрих составил Житие св. Герхарда (BHL, N 3431). В Туле Л. встретился с Георгием, архиеп. Калочи, посланником венг. кор. Андраша I, вступившего в конфликт с императором (MGH. SS. T. 4. P. 508-509). После праздника Рождества понтифик отправился в Германию и встретился с императором в Трире, откуда они вместе поехали в Аугсбург, где в нач. февр. 1051 г. собрались имп. прелаты и знать. Согласно Герману из Райхенау, они обсуждали спор Л. и Хунфрида Равеннского, склонив обоих к примирению (Ibid. T. 5. P. 129). В Тульском Житии говорится, что император заставил Хунфрида удовлетворить требования папы, и архиепископ, простершись перед Л., молил его о снятии отлучения.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Добившись желаемого, он поднялся «с издевательской усмешкой на устах». На стороне Хунфрида выступили нек-рые имп. прелаты, в т. ч. Фрайзингский еп. Низон (Ниткер), к-рый, согласно Житию, поклялся добиться низложения папы (Vita Leonis IX. II 15). После возвращения в Рим в апр. 1051 г. Л. созвал Собор, на к-ром обсуждался вопрос о действенности таинств, совершавшихся виновными в симонии клириками. Из-за противоречий между Петром Дамиани и кард. Гумбертом решение не было вынесено, и понтифик поручил присутствующим обдумать эту проблему (Die Briefe des Petrus Damiani. Münch., 1983. Tl. 1. S. 390-393). Петр Дамиани изложил свою позицию в «Безвозмездной книге» (Liber Gratissimus), а Гумберт - в трактате «Против симониаков» (MGH. Lib. T. 1. P. 95-253). Участники Собора отлучили от Церкви Григория, еп. Верчелли, за сожительство с вдовой и ложную клятву, но вскоре епископ прибыл в Рим и добился снятия отлучения (MGH. SS. T. 5. P. 129-130). Спор Иоанна, еп. Сабины, и монахов Фарфы о юрисдикции над мон-рем и о земельных владениях был решен в пользу обители (см.: Longo. 2012. P. 306-308). По просьбе кор. Эдуарда Исповедника Л. благословил строительство Вестминстерского аббатства ( Jaff é . RPR. N 4257). За время отсутствия Л. изменилось положение в Беневенто: жители города изгнали князей Пандульфа III и Ландульфа VI, враждовавших с понтификом, и попросили того принять город под свою власть. Л. направил в Беневенто кард. Гумберта и Доминика, патриарха Градо, которые в апр. 1051 г. приняли у горожан клятву верности и взяли заложников. После этого понтифик через Капую и Монте-Кассино прибыл в Беневенто, где 5 июля ему устроили торжественную встречу. Вскоре в город приехали кн. Гваймарий IV и его союзник, предводитель норманнов Дрогон из Отвиля, гр. Апулии. Посредником в переговорах Л. и Дрогона выступил архиеп. Халинард Лионский (MGH. SS. T. 7. P. 237). Гваймарий и Дрогон гарантировали неприкосновенность Беневенто, ставшего папским владением. Однако в ночь на 10 авг. 1051 г. Дрогон, только что покинувший город, был убит, и среди апулийских норманнов наступила анархия (Annales Beneventani//MGH.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Елена, ж. хорватского кор. Дмитрия Звонимира, д. венгерского кор. Белы I (ум. после 1091 г.) V 320 Елена, ж. венгерского кор. Белы II Слепца, д. сербского жупана Уроша I V, 367 Елена, ж. польского кн. Казимира II Справедливого, д. зноемского кн. Конрада II (?) (ум. в 1202/6 г.) IV, VI, 31, 320 Елизавета, см. Эльжбета (Елизавета) Елизавета, ж. норвежского кор. Харальда Сурового, затем – шведского кор. Хакона, д. киевского кн. Ярослава Мудрого VII, IXa, 136, 140 Елизавета Тюрингенская, св., ж. тюрингенского лгр. Людвига IV, д. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1231 г.) V, 371, 371–372 Жеффрей Гаймар, нормандский историограф (перв. пол. XI в.) 133, 195–196 «Житие Аннона, архиеп. кёльнского» (1104/5 г.) 153 «Житие св. Константина-Кирилла» (870-е гг.) 103 «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 285–287 «Житие св. Меммия, еп. шалонского» (ок. 870 г.) 100 Жоффруа де Виллардуэн, историограф Четвертого крестового похода (ум. в 1212/8 г.) 160 «Законы Эдуарда Исповедника», кодекс английского средневекового права (не позднее 1134 г.) 133 Зализняк А. А. 39 Захария, п. римский (741–752) 354, 354 Збигнев, кн. польский (1102–1107/8, ум. после 1112 г.) IV, 175–179, 177–179, 255, 360 Звенислава, ж. силезского кн. Болеслава Высокого, д. киевского кн. Всеволода Ольговича IV, IXa Зbiздeцьkuй Б. А. 59 Здик, см. Генрих Здик Зефрид, монах Михельсбергского м-ря (сер. XII в.) 254 Зиберт Р, см. Siebert R. Зигварт, аб. Фульдского м-ря (ум. в 1043 г.) 118 Зигфрид, гр. штаденский, б. Генриха Доброго (ум. в 1037 г.) 341, 341 Зигфрид, гр. штаденский, с. Генриха Доброго (ум. в 994 г.) 341, 341 Зигфрид, пробст ц-ви св. Николая в Магдебурге, б. мгр. Саксонской северной марки Генриха I Высокого (ум. ок. 1102/6 г.) 342 фон Зимзон Б., см. von Simson В. Зинон, имп. римский (474–491, с перерывом) 221, 222–223, 223 Зопир, полководец персидского царя Дария I 306, 306 Зоя, д. византийского имп. Константина VIII (ум. в 1050 г.) VIII, 73 Зулта, венгерский вождь, с. Арпада (перв. пол. X в.) V, 354 Иаков, св., постол 285–287, 286

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но не только в чтении философских трудов он находил радость, пребывая в Бестминстере, – его занимали также романы и поэзия. Были и другие источники влияния на юного Тимоти в школе. Одним из них можно считать богослужения в самом Вестминстерском аббатстве. Мальчики были обязаны посещать утреннюю службу, и юный Тимоти восхищался торжественным величием Евхаристических песнопений, особенно тех, которые ежегодно совершались в честь св.Эдуарда Исповедника, основателя аббатства. Эти службы оставили в нём глубокий отпечаток; величественная традиция англиканской церковной музыки передавала ощущение того, что «Карловы богословы» XVII века называли «красотой святости». Более значительное влияние на него оказала внешкольная среда. Недалеко от Вестминстера была русская церковь св.Филиппа на Бэкингем-Палас Роуд. Именно там, прямо перед окончанием школы и поступлением в Оксфорд, Тимоти случайно (хотя в таких делах не бывает случайностей) оказался в церкви во второй половине дня в субботу, на всенощной. Епископ Каллист рассказывал об этом событии, когда он был вырван из шума и суеты Лондона в «мир более реальный, я бы даже сказал, более осязаемый, и оказался окружён темнотой, безмолвием, чувством ошеломляющей непосредственной близости, проблеском «красоты святости», не законсервированной, но открытой, которую можно почувствовать самому». 860 Его классическое образование было завершено в Магдален-колледже Оксфорда, где он в 1952–1956 годах изучал классическую литературу и Literae Humaniores (то есть древнюю историю, а также классическую и современную философию), получив диплом с отличием. В 1954 году Тимоти выразил желание принять сан в Англиканской церкви. Во время обучения в Магдален он, в особенности посредством брата Петра из англиканского общества св.Франциска, вобрал в себя то лучшее, что есть в англиканской традиции, которая совмещает глубокое благочестие, как личное, так и литургическое, необходимость миссии и деятельное переживание нужд бедных и обделённых. Однако к окончанию последних экзаменов на степень бакалавра в нем стали нарастать сомнения в англиканстве, и он остаётся в колледже Магдален, чтобы обучаться в Почетной школе богословия, вместо того чтобы идти в Англиканский богословский колледж. Во время пребывания в Оксфорде его интерес к Православию возрос и углубился. Будущему архипастырю было нелегко на своем пути, наоборот, ему всячески препятствовали как его английские друзья (которые его предупреждали о «пожизненном чудачестве»), так и православный епископ, к которому он обратился (епископ Апамейский Иаков (Вирвос) греческого собора Святой Софии в Лондоне). Тем не менее, англиканство, в той форме, которая была ему доступна, он больше исповедовать не мог. Его беспокоила разнородность этой веры. Им овладевала растерянность: то, что он считал незыблемыми традициями англиканства, на деле оказывалось личными предпочтениями верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

" Поэтому первым преемником Рюриковичей стал шурин (названный брат) последнего Царя этой Династии Феодора Иоанновича Борис Годунов. Когда Династия Годуновых пала, после Смуты на Земском соборе 1613 года восторжествовал тот же принцип. Первым шурином предпоследнего Царя из Дома Рюриковичей Иоанна IV Грозного был Никита Романов. Он скончался в начале царствования Феодора Иоанновича, а его сын Феодор при Борисе Годунове был насильственно пострижен в монашество с именем Филарет. Поэтому законным наследником Рюриковичей оказался внук Никиты Романовича, сын Филарета Михаил Феодорович. " Престолонаследие по свойству за неимением близких кровных родственников в условиях отсутствия писанного закона было присуще не только России, но и некоторым другим христианским государствам. Например, на тех же правовых основаниях еще в 1066 г. унаследовал престол последний англо-саксонский Король Англии Гаральд, шурин св. Короля Эдуарда III Исповедника (и, между прочим, тесть Киевского Великого Князя Владимира II Мономаха). ) . СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 8. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Дорогой Александр Николаевич! Вы относите основание Государства Русского к 1613 г.? Как оголтелые троцкисты - к 1917-му? Эльцинисты - к 1991-1993-му? " Уже в самом начале российской государственной истории наши предки сформулировали необходимость призвать Князя, который бы «владел и судил по праву». Монархия, и в период господства догосударственных родоплеменных отношений, и после торжества государственного начала, оставалась строго династической и наследственной. Пока существовала удельная система, немыслимо было, чтобы хоть в самом маленьком княжестве был правитель, не происходящий от Рюрика. В XV веке Великому Князю Василию II только благодаря поддержке народа удалось заменить устаревшую лествичную систему наследования власти (73. Лествичная система, как наследие родового строя, предполагала замещение Великокняжеского и удельных престолов по принципу личного старшинства в роде, а не старшинства линии, что чрезвычайно усложняло соблюдение преемственности.) более совершенным и современным престолонаследием по нисходящей мужской линии (74. Противники нового принципа – Князь Юрий Звенигородский и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка - развязали Гражданскую войну, но потерпели в ней поражение, ибо народ и Православная Церковь встали на защиту законного Великого Князя и его прогрессивной династической политики) .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/18/hr...

С IX в. расположенный недалеко от морского побережья К. страдал от набегов викингов (850/1, 893). Нападения возобновились с 991 г. В 1011 г. после 20-дневной осады город сдался скандинавам. В плен попали архиеп. Эльфхеах (1006-1012), королевский рив (наместник города) и др. жители. По приказу предводителя викингов Торкеля Длинного большая часть города с кафедральным собором была сожжена. Архиепископ, отказавшийся просить о выкупе, был убит в плену (1012); впосл. он стал почитаться как святой (почитание подтверждено архиеп. Ланфранком в 1078). По указанию кор. Кнуда I Великого (правил в Англии в 1016-1035) кафедральный собор был восстановлен. Занявший при поддержке Кнуда Великого кафедру К. архиеп. Этельнот (1020-1038) возглавлял в 1023 г. церемонию перенесения в собор мощей архиеп. Эльфхеаха. Незадолго до этого он рукоположил Гербранда во епископа г. Роскилле (Дания), что привело к конфликту с архиепископом Гамбурга и Бремена, в юрисдикции которого находилась Скандинавия. Преемником Этельнота стал св. Эдсиг (1038-1050). 3 апр. 1043 г. он вместе с Эльфриком, архиеп. Йорка (1023-1051), короновал в Уинчестере св. Эдуарда Исповедника (1042-1066). После смерти архиеп. Эдсига члены кафедрального капитула избрали на архиепископскую кафедру К. клирика Этельрика, родственника могущественного магната Годвина, эрла Уэссекса. Король, с кон. 40-х гг. XI в. искавший повод для конфликта с Годвином, фактически узурпировавшим часть королевских прерогатив, воспротивился этому избранию и в марте 1051 г. назначил архиепископом К. одного из своих приближенных, нормандца Роберта из Жюмьежа (бывш. аббат монастыря Жюмьеж в Нормандии, с 1044 епископ Лондона). Несмотря на протест монахов соборного капитула, назначение было утверждено папой Римским Львом IX (1049-1054). Роберт из Жюмьежа отправился в Рим за паллием, а по возвращении в К. был посвящен во архиепископа (29 июня 1051). Сторонник клюнийской реформы , новый архиепископ отказался рукоположить во епископа Лондона кандидата, предложенного королем,- Спеархавока, настоятеля монастыря Абингдон и королевского ювелира, объяснив отказ папским запретом и подозрением в симонии .

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Святитель Эдсиг (также Эдсин) – 33-й архиепископ Кентерберийский (1038 – ок. 1050). Последний перед норманнским вторжением и великой схизмой 1054 года православный архиепископ Кентерберийский, святой Эдсиг короновал на трон Эдуарда Исповедника, тем самым восстановив английскую королевскую династию. Святитель был большим патриотом. Как предполагают, он добровольно ушел на покой незадолго до своей кончины. Память его празднуется 28 октября. Пусть этот список святых предстоятелей вдохновляет всех нас. Обратим внимание, что многие из них были отшельниками, истинными монахами и даже национальными лидерами, хотя далеко не все они были коренными англичанами. И неплохо было бы нам, англичанам, добавлять к своему ежедневному молитвенному правилу следующую молитву: «Святые предстоятели Августин, Лаврентий, Меллит, Иуст, Онорий, Деусдедит, Феодор, Бритвальд, Татвин, Нотхельм, Кутберт, Брегвин, Янберт, Этельхард, Плегмунд, Ательм, Ода, Дунстан, Эльфрик, Альфедж, Этельнот и Эдсиг – молите Бога о спасении английской земли и английского народа!» Рейтинг: 7.4 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Евангелие святителя Августина хранится в библиотеке колледжа Корпус Кристи в Кембридже. – Здесь и далее примеч. пер. Лулл Майнцский, святитель († 787; память 16 октября). Сначала был монахом в английском монастыре Мальмсбери. Родственник святого Бонифация, апостола Германии, святой Лулл со временем перебрался в Германию, где стал проповедовать. В 751 году святой Бонифаций посвятил его во епископа. После мученической кончины святого Бонифация в 754 году Лулл стал его преемником. Святитель также основал в Германии несколько монастырей. скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 29 октября 2014, 23:58 Здравствуйте, Александр! Я бы посоветовал молиться святителю Феодору Кентерберийскому. Ему самому пришлось учить английский язык в преклонном возрасте, когда он стал предстоятелем Английской Церкви. Он же занимался врачеванием, хотя и в переносном смысле – объединил и Церковь, и государство, и примирил кельтов с англичанами.

http://pravoslavie.ru/46671.html

Собор, состоявшийся в 1047 году в Эльне, епископском городе на испанском тракте, сократил его до промежутка между девятым часом в субботу и рассветом понедельника, и в этом именно смысле по-видимому он ограничен и законами Эдуарда Исповедника 3655 . Тем не менее, в позднейшее время мы опять находим, что соборами установлялось более продолжительное перемирие в течение четырех дней недели, и в этой именно форме перемирие получило в первый раз папское утверждение от Урбана II в Клермоне, и было также утверждено на 2-м и 3-м соборах Латеранских 3656 . Частые повторения постановлений о перемирии, помимо всяких других доказательств сами по себе с достаточностью показывают, что оно не соблюдалось особенно строго. Тем не менее, как ни недостаточно было влияние этой меры, ее действия были весьма благодетельны, в смысле пресечения беззакония и беспорядка в те времена, под влиянием христианской гуманности и милосердия. «Мы должны» – говорит один историк, отнюдь не благосклонный к церкви средних веков, «считать это наиболее славным из мероприятий духовенства, как такое, которое более всего содействовало смягчению нравов, развитию чувства сострадания между людьми без ущерба для духа храбрости, давало достаточную основу для чувства чести, предоставляло народу пользоваться миром и благоденствием, насколько это было возможно для того состояния общества, и наконец содействовало размножению населения до такой степени, что оно способно было впоследствии поставлять огромные массы переселенцев во время крестовых походов 3657 . Рыцарство В это именно время возникло и учреждение рыцарства, имевшего столь могущественное влияние в средние века, и в конце периода, рассматриваемого в этой книге, система эта достигла почти полного завершения. Мы видели, что во время смут во Франции по стране размножались замки, и каждый замок делался орудием наступления и защиты, центром грабительства. При таком состоянии общества совершались всеобщие взаимные насилия, владелец замка жил в его стенах, разобщенный со своими соседями, и выходил оттуда только для войны, для частных столкновений или для грабежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремление Роберта из Жюмьежа восстановить доходы архиепископской кафедры (часть этих доходов при архиеп. Эдсиге была передана эрлу Годвину в обмен на военную помощь) и связанное с этим обвинение Годвина в подготовке антикоролевского заговора привели к изгнанию эрла. После того как в 1052 г. Годвин вернулся в Англию во главе сильного войска, королю пришлось пойти на примирение с ним; архиеп. Роберт бежал в Нормандию. На кафедру К. был возведен королевский советник Стиганд (с 1047 епископ Уинчестера). Поскольку Папский престол отказался признать законным низложение Роберта из Жюмьежа и назначение Стиганда, новый архиепископ после жалобы прибывшего в Рим Роберта был отлучен от Церкви папой Львом IX (отлучение подтверждалось папами Виктором II (1055-1057) и Стефаном IX (X) (1057-1058)). Тем не менее папские легаты, прибывшие в 1062 г. по поручению папы Римского Александра II в Англию, не подвергли сомнению архиепископские полномочия Стиганда ( Brooks N. P. 1984. Р. 307). При нем положение архиеп-ства К. заметно ухудшилось: архиепископ Йорка подчинил диоцезы Дорчестер и Личфилд, а епископы Уэльса и Херефорда, рукоположение к-рых традиционно совершал предстоятель К., в 1061 г. отправились для этого в Рим. Однако епископы Сивард Рочестерский и Этельрик Селсийский были рукоположены архиеп. Стигандом (1058). В янв. 1066 г. он присутствовал на коронации последнего англосакс. монарха Гарольда II, но его роль в церемонии неясна: на гобелене из Байё (кон. XI в., Музей Байё, Франция) не он коронует Гарольда. 2-я пол. XI - кон. XV в. Жители К. не оказали сопротивления нормандскому завоеванию. После неудачной попытки возвести на англ. престол Эдгара Этелинга, племянника Эдуарда Исповедника, архиеп. Стиганд в нач. дек. 1066 г. сдался Вильгельму I Завоевателю. Из-за папского отлучения он не мог провести церемонию коронации; 25 дек. 1066 г. Вильгельм был коронован в Вестминстерском аббатстве Йоркским архиеп. Эалдредом. Король, опасавшийся недовольства англосакс. знати, сначала пытался приблизить архиепископов К.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Известие о пребывании сыновей Эдмунда Железнобокого на Руси находит себе подтверждение и в других источниках; кроме 35, см. также нарративное включение (не позднее 1134 г.) в так называемые «Законы Эдуарда Исповедника», дошедшие в составе юридического приложения к «Хронике» Роджера из Ховдена: «У Эдмунда был сын по имени Эдуард, который после смерти отца, опасаясь короля Кнута, бежал в землю ругов (Rugi), которую мы называем Русью (Russeia). Король той земли по имени Малесклод (Malesclodus, т. е. Ярослав. – Сост.), услыхав и узнав, кто он такой и откуда, принял его милостиво» (Liebermann 1903. S. 664; Rog. Houed. 2. Р. 23). В то же время есть бесспорные данные, что местом изгнания юных принцев была Венгрия. Так представляют дело, например, «Англо-саксонская хроника» (Anglo-Sax. chr., а. 1057. S. 187–188) и писавший в начале XII в. английский хронист Флоренций Вустерский (Flor. Wigom. 1, а. 1017. Р. 181). Поэтому в науке не раз высказывались суждения, что упоминание о Руси возникло вследствие недоразумения (Labuda 1964. S. 178–180; и др.). Такой вывод делался, понятно, за неимением лучшего, и признать его удовлетворительным никак нельзя. Отвержению согласных данных трех заведомо не зависимых друг от друга источников («Законов Эдуарда Исповедника», Адама Бременского и Жеффрея Гаймара) обязана воспротивиться всякая текстологическая добросовестность. Между тем источники вовсе не ставят нас перед дилеммой: либо Венгрия, либо Русь; выход подсказывает рассказ Жеффрея Гаймара, который, несмотря на свои эпические преувеличения и условности (трое сыновей, три корабля, пять дней пути через Русь), вполне может отражать реальный маршрут изгнанников через Русь в Венгрию. Если к тому же вспомнить о важном уточнении Флоренция Вустерского, что Кнут выслал опасных для него принцев к Олафу Шведскому и только последний отправил их дальше, то в замысловатом пути изгнанников не будет ничего неестественного. Олаф Шётконунг не казнил доставленных в 1017 г. в Швецию малолетних английских королевичей, как о том просил его Кнут, но, будучи союзником Кнута, не счел также удобным держать их при себе и препроводил на Русь. Они могли попасть туда и в свите Ингигерд в 1019 г. (см. примеч. 608), и ранее. Если гипотеза о датско-шведско-русском союзе, заключенном в 1019 г. (примеч. 626), верна, то понятно, что и Ярославу не хотелось раздражать своего нового и столь необходимого союзника, покровительствуя его потенциальным соперникам. Таким образом, очевидно, не слишком задержавшись и на Руси, Эдмунд и Эдуард попали в Венгрию Иштвана (Стефана) I (Назаренко 2001а. С. 500–503; ДР. С. 338–342 [IV, 4.1.2]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010