(Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VI). От составленного также на латыни жизнеописания Стефана Лангтона , архиеп. Кентерберийского (1207-1228), сохранились лишь фрагменты (см.: Bolton. 2004). На англо-нормандском диалекте старофранцузского языка М. П. написал стихотворные Жития кор. Эдуарда Исповедника (основано на лат. Житии авторства Элреда из Риво (BHL, 2423); посвящено кор. Элеоноре Прованской; сохр. в иллюстрированной рукописи сер. XIII в. Cantabr. Univ. Lib. Ee III 59, написанной не в Сент-Олбансе, а в Вестминстерском аббатстве; авторство М. П. признают не все исследователи), св. Альбана (сохр. в богато иллюстрированной рукописи-автографе М. П.- Dublin. Trinity College Library. 177) и католич. св. Фомы Бекета (сохр. неск. фрагментов: Fragments d " une vie de St. Thomas de Cantorbéry. 1885; см. также: Morgan. 1988). Кроме того, возможно, сам М. П. в конце жизни сделал стихотворный перевод на старофранц. язык написанного им Жития св. Эдмунда (Vie de St. Edmond. 1929). О широком круге интересов М. П. свидетельствует составленный им иллюстрированный сборник сочинений, посвященных предсказанию судьбы («Liber Experimentarius» Бернарда Шартрского и др.; рукопись Bodl. Ashmole. 304; среди иллюстраций особый интерес представляют портреты древнегреч. авторов: Сократа, Платона, Евклида, Пифагора). М. П. приписывают некоторые рисунки в сборнике исторических и географических трактатов, составленном его другом, монахом Сент-Олбанса Иоанном Уоллингфордским (Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VII). М. П. сочинял стихи на латыни; он составил и частично переписал сборник произведений латиноязычного поэта Генриха Авраншского († не ранее 1260; см.: Vaughan. 1958. P. 258-260; Townsend, Rigg. 1987). Для взглядов М. П. как историка были характерны пессимистическая оценка современного ему общества, эсхатологические ожидания (особенно в ранний период, когда он, по-видимому, ожидал конца света в 1250), критическое отношение к королевской власти, папству, новым нищенствующим орденам, в которых он видел угрозу традиционному бенедиктинскому монашеству, английский патриотизм и уничижительные оценки других народов, особенно французов.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Эдмунд был похоронен в часовне деревни Хоксен, и вскоре после его смерти последовали чудеса. Самым необычным из этих чудес было то, что не минуло и одного поколения, как потомки тех самых датчан, которые умучили его, стали православными христианами и сами начали почитать убиенного ими короля как святого. В начале X века тело св. Эдмунда было перенесено в монастырский город Бедриксворт, впоследствии ставший известным под названием Бери Сэйнт Эдмундс (Bury St Edmunds – «Город св. Эдмунда»). В течение последующих столетий место упокоения святого сделалось великой святыней и превратилось в один из лучших и крупнейших монастырей Англии. Пять столетий подряд воитель Эдмунд считался святым заступником не только Земли Восточных Англов, но и всей Англии. Поистине, святой Эдмунд был национальным героем, светом с Востока, «блаженным покровителем» Земли Восточных Англов и всей Англии.   Послесловие Нахождение головы св. мученика Эдуарда. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская Библиотека. Мы рассказали здесь о четырех святых с очень разными судьбами. Первый из них был епископом и исповедником; вторая – его духовная дочь – королевой и игуменией, третий – игуменом и благовестником, и, наконец, последний – королем-мучеником. Двое из них, св. Этелдреда и св. Эдмунд, связаны с местами, расположенными в глубине страны – с Экснингом и Эли, а также с Хоксеном и Бери Сэйнт Эдмундс; двое других, св. Феликс и св. Ботольф, – с местами, находящимися на морском побережье, в Феликсстове и Дунвиче, а также в Икене и Бостоне. Таким образом, в лице этих святых соединились море и суша. Первые трое, св. Феликс, св. Этелдреда и св. Ботольф, принадлежат к «золотому веку» английской церковности, длившемуся с начала VII до конца VIII века. Последний, св. Эдмунд, своей жертвой помог в X веке заложить основы «серебряного века» английского благочестия. Мы с полным правом можем спросить себя: а не могли бы все эти святые и сегодня вдохновить нас своим примером и, тем самым, стать для нас залогом нового, «бронзового», века английской церковности в нашем собственном, третьем, тысячелетии?

http://pravoslavie.ru/2338.html

Изображение св. Эскила в одной из церквей Швеции Примерно таким же подвижником был отшельник Годрик Финчейлский (ок. 1065/1069 – 1170; неофициальный день памяти – 21 мая). Он родился в Норфолке, был торговцем, купцом, ездил за границу и в конце концов стал капитаном корабля. Годрик совершил паломничество в Рим и на Святую Землю. Возвратившись на родину в Англию, он, вдохновленный примером святого Кутберта (после посещения острова Линдисфарн), стал вести отшельническую жизнь на северо-востоке страны. Со временем Годрик окончательно поселился в Финчейле , недалеко от Дарема. Он вел подвижническую жизнь, непрестанно каясь в своих прошлых грехах. Пустынник носил густую бороду, любил и защищал животных (по преданию, он был покровителем оленей и даже разрешал змеям греться около своего костра), написал гимны в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая, которые сам переложил на музыку. Эти гимны сохранились до наших дней. Годрика глубоко почитали на северо-востоке Англии. Норманнские администраторы и законники Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003–1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков – нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени. Вульфстан Вустерский (витраж) Чтобы управлять страной, которую сами превратили почти что в руины, норманны нуждались в хороших администраторах. Некоторые из них впоследствии были провозглашены святыми. Из их числа в первую очередь стоит сказать о Вульфстане, епископе Вустерском (ок. 1008–1095; память в Католической Церкви 19 января) – единственном английском православном епископе, которому король Вильгельм позволил продолжать служение после норманнского завоевания. Следует отметить, что он был рукоположен в епископы еще до норманнского завоевания папскими легатами и с одобрения Эдуарда Исповедника. Будучи епископом, Вульфстан усердно распространял совершенно новую для Англии практику обязательного священнического целибата, сразу подчинился завоевателям страны и даже защищал их от английских патриотов. Он был канонизирован в 1203 году. Как и Эдуарда Исповедника, Вульфстана многие тоже считали изменником Англии.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Сквайр (сокращенно от «эсквайр») — английский титул, первоначально обозначавший оруженосца, а потом всякого землевладельца, не имеющего дворянского звания. …французские наемники вероломного короля Иоанна. Король Джон или Иоанн Безземельный назван вероломным потому, что отказался выполнить условия Великой Хартии Вольностей. Подобно другим английским королям, в борьбе с феодальными баронами он прибегал к помощи французских наемных солдат. Окажись на месте Джона Ричард. Старший брат Джона (Иоанна Безземельного), Ричард I Львиное Сердце, английский король (1189—1199), проводил крутые меры против непокорных баронов, отказывавшихся подчиняться королю. Отправившись в крестовый поход, Ричард оставил Джона своим наместником, чем и воспользовались феодалы, поднявшие очередное восстание против королевской власти. …берег Раннимеда. В других источниках указывается, что Великая Хартия Вольностей была подписана не на острове (см. примеч. к стр. 119), а на берегу Темзы, возле городка Стейнз. Анна Болейн — вторая из шести жен Генриха VIII, мать королевы Елизаветы. В 1636 году была обвинена в супружеской измене и по приказанию короля обезглавлена. Ирландский вопрос. В течение нескольких столетий ирландский народ вел борьбу за свое освобождение от английского владычества. На протяжении bcero XIX века ирландские патриоты неоднократно поднимали восстания. Поэтому так называемый «ирландский вопрос» был злободневным политическим вопросом, который привлекал внимание общественного мнения всего мира. В частности, в восьмидесятых годах ХХ века в английском парламенте дебатировался вопрос о предоставлении Ирландии самоуправления в рамках Британской империи. Виндзор — город в тридцати километрах к западу от Лондона, на берегу Темзы. Славится старинным замком с богатейшим собранием произведений искусства. Виндзорский замок — летняя резиденция английских королей. Эдуард Исповедник — последний английский король из англо-саксонской династии. Находился у власти в 1042—1066 годах, в период ожесточенной борьбы англо-саксов с датчанами. Интересы англо-саксонской знати при Эдуарде Исповеднике представлял всесильный вельможа, граф Годвин Уэссекский, а сам король, много лет проведший в Нормандии, предоставлял всевозможные привилегии нормандскому духовенству, за что и был назван Исповедником. Упомянутый Джеромом эпизод из жизни Годвина связан с историей его длительной борьбы за власть с англо-саксонским королевским домом. Еще до воцарения Эдуарда Исповедника граф Годвин был повинен в убийстве принца Альфреда, брата будущего короля. Как только Эдуарда возвели на престол, он привлек Годвина к суду, но тот сумел оправдаться, подарив королю вызолоченный корабль с полным снаряжением и хорошо обученными матросами. После этого могущество Годвина еще больше возросло, и он выдал замуж свою дочь Эдит за Эдуарда Исповедника.

http://azbyka.ru/fiction/troe-v-lodke-ne...

1780 Итак, факт, что статутом Елизаветы «чин посвящения» не был восстановлен, признается, по-видимому, не подлежащим сомнению; но внимательное рассмотрение указанного статута дает нам некоторое право не согласиться с таким воззрением. В подлинном тексте рассматриваемого документа говорится, что при смерти покойного государя короля Эдуарда VI-ro в церкви Англии существовал один единообразный порядок общественного богослужения и молитвы и совершения таинств, обрядов и церемоний, который был изложен (объявлен, установлен – was setfurthe) в одной книге, озаглавленной «Книга общих молитв и совершения таинств и других обрядов и церемоний в церкви Англии» и утвержденной актом парламента 5-го и 6-го годов покойного государя короля Эдуарда VI-ro под названием: «Акт относительно единообразия общественной молитвы и совершения таинств». Этот порядок был отменен и уничтожен актом парламента первого года царствования покойной государыни королевы Марии к великому ослаблению должного богопочтения и огорчению исповедников истины религии Христовой. А посему настоящий парламент определяет, что упомянутый статут отменен и все, что в нём содержится относительно названной книги и служб, совершения таинств, обрядов и церемоний, изложенных или предписанных в этой книге, —293— должно считаться недействительным и не имеющим никакой силы со времени предстоящего праздника рождества св. Иоанна Крестителя; а упомянутая книга с порядком богослужения и совершения таинств, обрядов и церемоний, с прибавлениями и изменениями, вводимыми и назначаемыми в ней настоящим статутом, должна с указанного праздника рождества св. Иоанна Крестителя иметь полную силу и действие 1781 … – Из приведенных слов, нам думается, никак нельзя заключать, что «чин посвящения» статутом не был восстановлен; напротив, мы находим в них достаточные основания, чтобы утверждать противное. Прямого упоминания о чине посвящения в статуте нет, но следует думать, что, восстановляя книгу общих молитв, парламент разумел вместе с нею и чин посвящения, как её необходимую составную часть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

142. Col. 1422-1423). Однако понтифик отказался следовать этому совету и 29 сент. 1049 г. прибыл в Реймс. Его сопровождали архиепископы Безансона, Лиона и Трира, а также кардинал-епископ Порто, епископы Меца и Вердена. В городе находились 11 франц. епископов, представлявших диоцезы Авранш, Анже, Байё, Кутанс, Лангр, Нант, Невер, Санлис, Се, Суасон и Теруан, а также 17 аббатов, в т. ч. клюнийский аббат Гуго I. Из Англии по указанию кор. Эдуарда Исповедника прибыли Дудук, еп. Уэлса, настоятели мон-рей св. Августина в Кентербери и Рамси. Церковные торжества и присутствие папы Римского привлекли в Реймс множество паломников. Мон. Ансельм писал о проблемах, возникших из-за огромного стечения народа. Согласно Тульскому Житию, в Реймсе собрались не только жители окрестных регионов, но и англичане, бретонцы, ирландцы и испанцы (Vita Leonis IX. II 11). В день памяти св. Ремигия (1 окт.) понтифик возглавил перенесение мощей святого, на следующий день - освящение храма (подробное описание торжеств содержится в соч. Ансельма - PL. 142. Col. 1424-1430). На открытии заседаний Собора, состоявшемся 3 окт. в новой монастырской церкви, присутствовали 20 епископов, ок. 50 аббатов и множество клириков. Архиепископы Реймса и Трира поссорились из-за почетного места рядом с понтификом, поэтому Л. велел присутствующим разместиться вокруг себя, чтобы избежать подобных споров. После положенных молитв папский библиотекарь диак. Петр огласил темы для обсуждения: «ересь симонии», неумеренные притязания светских патронов церквей, нарушения канонов о христ. браке («кровосмесительный» брак в недозволенной степени родства, развод и второбрачие), эксплуатация бедных и др. Петр призвал епископов и аббатов очиститься от обвинений в симонии. Большинство прелатов поклялись в невиновности. На др. день обсуждался вопрос о прелатах, к-рые отказались дать клятву, в т. ч. об архиепископе Реймсском; им было велено прибыть в Рим, чтобы дать ответ перед Собором. Епископ Невера заявил, что родители купили для него кафедру без его ведома, и положил епископский посох к ногам Л.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

В 1226 г. в поход отправились французские и германские дети (поход детей), которые считали, что именно им Бог отдаст Иерусалим – они не столь грешны, как взрослые. Поход закончился трагедией – в Италии пираты обещали детям перевезти их в Палестину, но вместо этого продали их в рабство. В 1244 г. Иерусалимом на короткое время овладел Фридрих II Сицилийский. VII и VIII Крестовые походы были организовал благочестивый французский король Людовик IX  Святой. Оба похода окончились неудачей, и в 1270 г. король умер в Тунисе от оспы. В 1291 г. пала последняя христианская крепость в Палестине – Акра, и христиане окончательно потеряли святую Землю. 4) Результат Крестовых походов: В результате Крестовых походов крестоносцы та и не смогли удержать Иерусалим и бежали из Палестины. Провал походов привел к падению авторитета Католической Церкви – получалась, что христиане оказались недостойны владеть Иерусалимом. И короли, и горожане стали критиковать Церковь за ее слишком уж большие богатства и власть. Крестовые походы изменили культуру Европы – появилось много заимствований с Востока, возрос интерес к образованию.   6. (Брандт, § 27) Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Норманнское завоевание Англии 2) Реформы Вильгельма Завоевателя. «Книга Страшного Суда». Вассал моего вассала – мой вассал. 3) Генрих II Плантагенет (1054-1189). – Женитьба на Альеноре Аквитанской. Завоевания во Франции. – Укрепление королевской власти. Щитовые деньги. Суд присяжных. – Борьба с Церковью. Томас Бекет. 4) Ричард Львиное Сердце и Иоанн Безземельный. – потеря Нормандии и Анжу. – 1215 – Великая Хартия Вольностей. 5) Возникновение Парламента (1265). Состав и полномочия Парламента (налоги, новые законы) ДАТЫ: 1066 – Норманнское завоевание Англии 1054–89 – Правление Генриха II  Плантагенета 1215 – Великая Хартия Вольностей ОТВЕТ: 1) Норманнское завоевание Англии Новый период в истории Англии начинается с 1066 г., когда после смерти бездетного короля Эдуарда Исповедника началась борьба за престол, в которой победил герцог Нормандский Вильгельм I Завоеватель .В 1066 г. он разбил английский войска в битве при Гастингсе и стал королем Англии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

В XIV-XV вв., если еще нельзя говорить о складывании капитализма, то можно вполне определенно говорить о кризисе вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют перемены, происходившие не только в городе, но и в сфере сельского хозяйства – втягивание феодального и крестьянского хозяйства в торгово-денежные отношения. Средневековые города, как один из главных жизненных нервов феодализационных процессов Западной Европы, на протяжении IX-XV вв. становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Город прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал. 6. Норманнское завоевание Англии В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел на Русь, назывались варягами, в Западную Европу – норманнами, в Англию – викингов. Норманны дошли до Сицилии, где образовали Сицилийское норманнское государство, сильное, враждебное по отношению к Византии. На северо-западе Франции норманны создали могущественное герцогство Нормандское. Герцог Вильгельм, захвативший Англию в XI в., был одним из незаконных сыновей Нормандского герцога. Его называли Великим Бастардом, а также Вилли Рыжим. Завоевание Англии нормандско-франкскими войсками во главе с Вильгельмом Рыжим стало переломным моментом в истории Англии. Вторжение в Англию войск герцога Вильгельма произошло в 1066 г . Поводом к нему послужило «Завещание Эдуарда Исповедника», англо-саксонского короля, который, находясь в династических связях с нормандскими герцогами, якобы завещал им английский престол. Этому завоеванию оказывал большую поддержку папа Римский, благословивший герцога Вильгельма на этот поход. Он надеялся, что завоевание Англии Вильгельмом поможет ему подчинить английскую церковь папской курии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время, в Америке в день своего 85-летия протоиерей Дмитрий Григорьев, настоятель Вашингтонского Свято-Николаевского кафедрального собора Православной Церкви, сказал , «что нельзя не приветствовать начало переговоров и появившуюся возможность установления нормальных отношений Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью-Матерью. Церковный раскол всегда трагичен, всегда ранит сердца верующих людей».  21 мая делегация Русской Православной Церкви Заграницей выехала в Екатеринбургскую епархию. Программу пребывания делегации РПЦЗ на Урале можно прочитать на сайте «Православной газеты»  . В аэропорту Екатеринбурга делегацию встречали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и духовенство епархии. «В соборном доме при кафедральном храме святого Иоанна Крестителя состоялась братская трапеза. Обращаясь к гостям, архиепископ Викентий подчеркнул важность визита в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви именно в то время, когда сложились условия для объединения усилий в деле возрождения и укрепления православия в России», - сообщает «Благовест-Инфо» . «В ответном слове Митрополит Лавр отметил, что визит официальной делегации и паломников Зарубежной Церкви в Россию свидетельствует об особом промысле Божием. «Мы почитаем за милость Господа возможность пребывать на месте, освященном кровью тысяч мучеников и исповедников и, в частности, святых царственных мучеников», – сказал он». Вечером в тот же день члены делегации Русской Зарубежной Церкви молились в Храме-на-Крови. «По окончании богослужения состоялась встреча губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с Митрополитом Лавром и сопровождающими его лицами», - пишет корреспондент «Страны. Ru » . Накануне Праздника Вознесения Господня «Глава Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр впервые в истории обратился с проповедью к прихожанам Московского Патриархата.  Произошло это в храме Сретенского монастыря Москвы по окончании всенощного бдения», - сообщает сайт «Единое Отечество» . В четверг прошлой недели Русская Православная Церковь отмечала один из особо почитаемых праздников – Вознесение Господне . «Согласно Евангелию, по своем Воскресении Христос не раз являлся апостолам. В сороковой день во время своего последнего явления им Господь дал ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа, «и вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк 24: 50-52). «Церковь учит, что Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. «Искупив человечество» , Он в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и «предуготовил естество человека к принятию Святого Духа».

http://pravoslavie.ru/4897.html

Вскоре после перенесения мощей святого Эгвина произошла следующая история. Знатная леди по имени Алгита, часто посещавшая монастырь Ившем, впала в искушение и захотела нечестным путем завладеть частью мощей святого Эгвина. Она, подкупив нескольких обучавшихся в Ившемском монастыре мальчиков, подговорила их украсть для нее часть мощей святителя, пообещав им в случае успеха этого дела новые подарки. Отроки ночью пробрались в храм, открыли раку святого Эгвина и выкрали зуб и часть руки святителя. Алгита, получив святыню, весьма обрадовалась. Но святой явился ей во сне и просил немедленно вернуть его украденные мощи в монастырь. Однако женщина не послушалась Эгвина. Святой являлся ей в сонном видении во второй и третий раз – но леди все не внимала ему. В день, следующий после третьего явления святого, Алгита внезапно ослепла. Так и осталась она слепой до конца жизни. Но даже эта кара не образумила женщину: мощи по-прежнему оставались у нее. Со временем Алгиту стала мучить совесть, и она просила у игумена Ившемского монастыря Маврикия разрешения хранить эти две частицы мощей в сделанном ею маленьком реликварии. В старости она завещала после своей смерти возвратить украденные мощи вместе с реликварием Ившемской обители и пожаловать ей часть своих земель (она была очень богата). Однако сын Алгиты отказался исполнить завещание своей матери. Со временем, однако, последняя воля Алгиты была исполнена, монастырь получил часть ее земель, а реликварий с зубом и рукой святого Эгвина сначала попал в Вустерский собор , а затем был передан в Ившем. Кстати, предание говорит и о том, что мальчиков, исполнивших нечестивое повеление Алгиты, впоследствии настигла Божия кара: один из них утонул, а еще один до конца жизни был мучим тяжелой болезнью. Однажды королева Эдита (1029–1075), супруга короля Эдуарда Исповедника, решила праздновать Рождество Христово в городе Глостер и повелела (это, надо сказать, было весьма странным повелением) доставить к ее прибытию из разных монастырей страны мощи святых, чтобы она могла для себя выбрать мощи какого-нибудь святого. Среди монастырей, указанных в повелении, был назван и монастырь в Ившеме. Братия не хотели расставаться с мощами своего любимого покровителя святого Эгвина и отправили королеве реликварий с мощами другого святого – Одульфа; но и это сделали они весьма неохотно и только потому, что не желали вызвать немилость королевы. И вот королева Эдита, прибыв на праздник, принялась по очереди осматривать привезенные для нее мощи святых. Когда же был открыт реликварий с мощами святого Одульфа, произошло невероятное: королева внезапно ослепла! Осознав свой проступок, Эдита тотчас покаялась и со слезами просила Господа и Его святых простить ее. По молитвам святых зрение ей вернулось в тот же день, и Эдита повелела отвезти мощи святых обратно, а для раки святого Одульфа она оставила специальное королевское пожертвование.

http://pravoslavie.ru/50899.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010