Мравинский Евгений Александрович (19031988) – дирижер Мусин Илья Александрович (ум. 2000?) – дирижер, ученик A.B. Гаука Мусоргский Модест Петрович (18391881) – композитор Мюнш Шарль (18911968) – французский дирижер Мясковский Николай Яковлевич (18811950) – композитор H Надежда Петровна (см. Гиацинтова Н.П.) Надеждина (урожд. Борисоглебская) Елена Сергеевна (18931974) – супруга о. Василия (Надеждина), пианистка, музыкальный педагог Направник Эдуард Францевич (18391916) – дирижер, композитор Наталия – монахиня Петропавловского монастыря в Юрьеве Польском (1920-е) Нафанаил (Бочкало Никита Яковлевич, ум. 1930-е) – иеромонах, регент Троице-Сергиевой Лавры Нейгауз Генрих Густавович (18881964) – пианист, педагог Немцев Иосиф Васильевич (18851939) – хоровой дирижер Нестеров Михаил Васильевич (18621942) – живописец Никита (см. Делекторский Ф.П.) Никита (см. Фаворский Н.В.) Никитина (урожд. Трубачева) Ольга Сергеевна (род. 1947) – дочь С.3. и О.П. Трубачевых, музыкант Никифор (Ртищев Владимир Николаевич, 19231992) – игумен Троице-Сергиевой Лавры Никиш Артур (18551922) – венгерский дирижер Николай (Поспехов Николай Алексеевич, 1869?) – протоиерей ивановского Введенского храма (1920-е) Николай II (18681918) – император, святой страстотерпец Николай (Калистов) – священник ивановского Введенского храма (1920-е) Николай Мирликийский (IV в.) – святитель Николай ( Попов Николай Николаевич, конец XIXkoheц 1930-х) – священник в с. Евда, сын Николая (Попова) Николай ( Попов Николай Петрович, 18511926/1929) – протоиерей в Красноборске, дядя Зосимы (Трубачева) Николай Студийский (ум. 868) – преподобный, исповедник Николай (Сушко Николай Сергеевич, 18981989) – протоиерей Никольский Александр Васильевич (18741943) – композитор, хоровой дирижер Никон (ум. 1426) – игумен Радонежский, преподобный Никон (Никита Минов, 16051681) – Патриарх Московский и Всея Руси Никон (Рождественский Николай Иванович , 18511918/1919) – епископ Вологодский, архиепископ, духовный писатель Нифонт (Сушко Николай Корнильевич, середина XIX в.1900) – иеродиакон Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (конец XIX в.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Культ святых – посмертное почитание лиц, наделенных сверхъестественными свойствами. Согласно учению Церкви, святыми считаются люди, которые вели благочестивую жизнь, совершали подвиги во славу Божью и после смерти были наделены даром творить чудеса. Христиане верят, что святые это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и поэтому обращаются к ним с просьбой о заступничестве. Причисление к лику святых осуществляется на основе акта канонизации. Чаще всего поклонение святому сопровождается мистическим почитанием его останков – мощей, которые воспринимаются как непосредственный и видимый источник святости и чудотворения. См.: Отцы Церкви, равноапостольный святой, протомартирий, мученик, бессребреник, святитель, преподобный, исповедник, праведник, столпник, агиография. Куник Эрнест-Эдуард (1814–1899 гг.) – выпускник Берлинского университета, прусский ученый из Бреславского университета, приехавший в царскую Россию и проводивший специальные исследования по истории Византии. С 1839 г. жил и работал в Москве, с 1842 г. – в Санкт-Петербурге. Особенно глубоко занимался историей варягов и византийской литературой в свете истории Древней Руси. Купель – небольшой бассейн или водоем (лат. piscina), предназначенный для крещения, полностью или частично заглубленный в пол или пристроенный к стене баптистерия. Форма разнообразна: прямоугольная, квадратная, круглая, полигональная, крестовидная, Т-образная. В некоторых регионах (Малая Азия, Крым, Закавказье) применялись портативные, переносные К. из мрамора или камня, ставшие особенно распространенными с IX-X вв. Куратор – попечитель, комендант-управитель, византийский чиновник, управляющий владениями, дворцами, поместьями, сиротскими домами и т. д.; см.: ойкист. Куратория – домен, частное имущество римско-византийского императора. См.: ойкист. Курбатов Георгий Львович (1929–2003 гг.) – известный советский и российский византинист второй половины ХХ в., ученик М. В. Левченко, профессор, заведующий кафедрой истории Средних веков Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета (с 1970 по 1989 гг), особенно активно занимался проблемами ранневизантийского государства, города, ремесла, торговли и культуры. Был постоянным ответственным редактором выпускаемого кафедрой научного сборника «Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества». Его «История Византии: Историография» (Л., 1975) занимает место обязательного историографического справочника в любой византиноведческой библиотеке европейского уровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1923 году обитель была упразднена, а в 1926 году постройки начали распределять для нужд жителей города. В 1928 году храм и колокольня взорваны, разобраны храмовые постройки и каменная ограда с башенками, разорены фамильные склепы, вскрыты могилы кладбища. В зданиях монастыря располагались в разное время детские дома, медицинский техникум и советские партийные школы. С ноября 1926 года трапезный и монашеские корпуса переданы под частное жилье военному ведомству для размещения в них семей летчиков военной школы воздушного боя и бомбометания. Многие постройки были разобраны или переделаны. В 1930-х годах здание Свято-Успенской женской обители было полностью разрушено. В послевоенный советский период территория монастыря находилась в ведении Министерства обороны. После долгих обращений в Министерство обороны началось возвращение монастырских помещений Русской Православной Церкви. В 2000 году передана полуразрушенная водосвятная часовня. Через год, 24 мая 2001 года, зарегистрирован приход Успения Пресвятой Богородицы. Часовню переделали в храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». И с 2004 года здесь начались молебны. К осени 2012 года возрождаемому монастырю, с полуразрушенными постройками советского периода, переданы здания, сооружения и земля, находившиеся на балансе у Министерства обороны РФ. Возрожден 25 декабря 2013 год (Журнал заседания Священного Синода 164 от 25-26 декабря 2013 года). В здании, где раньше располагалась трапезная, на верхнем этаже создан храм Успения Пресвятой Богородицы. С 2011 года ежедневно стала совершаться Божественная Литургия. В нижнем храме Новомученников и Исповедников Российских, устроенном в 2015 году, ежедневно читается Неусыпаемая Псалтирь.  «Сердцем женского иноческого движения в Оренбургском крае был Оренбургский Успенский женский общежительный монастырь, который получил основание в виде женской Николаевской общины в 1866 г., преобразованной в Успенский монастырь в 1872 г., благодаря трудам казачьей вдовы Татьяны Алексеевны Кононовой, ставшей впоследствии игуменьей Таисией. Центром духовной жизни монахинь был величественный Успенский собор, который являлся гордостью не только Успенского женского монастыря, но и всего города Оренбурга. В 1867 года из Губернского правления старшей сестре Оренбургской Николаевской женской общины Таисии был выдан план на постройку большой двухэтажной церкви. Проект монастырского храма был подготовлен архитектором Константином Тоном. План храма создан по подобию храма Елецкого женского монастыря. Возводить собор в городе Оренбурге взялся младший архитектор Губернского правления Эдуард Иванович Моннерот-дю-Мен (1824–1878).

http://sobory.ru/article/?object=36047

Аскетизм и миссия. И никакой теплохладности. Наверное, ни одна другая Поместная Церковь не дала столько пламенных монахов-миссионеров, сколько их дала Церковь на Британских островах. Духовная связь с британскими святыми нужна нам как никогда, ведь именно этих качеств нам сегодня так не хватает: самоотверженного следования за Христом и горячего желания свидетельствовать о Нём и словом, и делом. Все святые, в земле Британской просиявшие, молите Бога о нас! Святой Патрик, апостол Ирландии Святой Патрик, апостол Ирландии Святая Бригитта Ирландская Преподобный Колумба Ионский Преподобный Колумба Ионский Святой Албан Веруланский Преподобный Кутберт Линдисфарнский Святой Ниниан Шотландский Святой Айдан Линдисфарнский Святой Давид, архиепископ Уэльский Святитель Самсон Дольский Святой Августин Кентерберийский Святой благоверный Эдуард, король Англии, страстотерпец Святой Чед, епископ Личфилдский Святой Колумбан Святой Феликс, апостол Восточной Англии Святой Нектан, отшельник в Девоне Святой Ботольф, епископ и исповедник Бостонский Святой Брендан Мореплаватель Преподобная Бега Преподобный Гутлак Кроулэндский У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 25 января, 2022 20 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatye-britanskoj-zem...

А. герц. Берри, который до этого безуспешно пытался получить частицу мощей святого у монахов Сен-Дени. По распоряжению короля монахи Сен-Дени устроили процессии с подлинной главой Д. А. по всему Парижскому еп-ству, чтобы показать всем, что подлинная святыня хранится в Сен-Дени. Парижский парламент начал разбирать тяжбу между монахами Сен-Дени и канониками собора Парижской Богоматери. 19 апр. 1410 г. было вынесено окончательное решение о том, что глава Д. А., еп. Афинского, находится в Сен-Дени, а в соборе Парижской Богоматери хранится глава сщмч. Дионисия, еп. Коринфского. Это решение не имело ничего общего с действительностью, однако еще в XVIII в. оно зачитывалось во всех церквах Парижского еп-ства в октаву после дня памяти Д. А. По свидетельству иезуита Аллуа, в XVII в. часть главы Д. А. хранилась также в сел. Эгель в герц-стве Люксембург. Происхождение реликвии неизвестно. Местные жители освящали у части главы Д. А. воду и вино, к-рые считались целебными, избавляя от головной боли. На макушке главы был изображен белый крест, по преданию начертанный ап. Павлом при рукоположении Д. А. во епископа. Часть мощей Д. А. якобы имелась также в сел. Ридрефельд (совр. Ротерфилд, графство Вост. Суссекс, Великобритания). Однако сведения о ней основаны на подложном дипломе герц. Оффы Бертуальда (подделка, возможно, XIII в.). В нем рассказывается о том, как Бертуальд долго не мог излечиться от тяжелой болезни и, узнав, что в Паризиях есть целительные мощи Д. А., отправился туда на поклонение. Получив исцеление, Бертуальд выпросил у настоятеля Фульрада частицы мощей, к-рые поместил в ц. св. Дионисия, построенную им в имении Ридрефельд. С именем Бертуальда действительно связано начало почитания Д. А. в Англии. Основой подложной грамоты Бертуальда стал подлинный диплом кор. Мерсии Оффы (790), в к-ром также сообщается о болезни и исцелении Бертуальда, однако сведения о храме и мощах Д. А. в Ридрефельде отсутствуют (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 939, 945-946). В 1059 г. англ. кор. Эдуард Исповедник упоминал о «славной у нас» (т.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Сознавая всё важное и гибельное значение Дунстанова дела и глубокую безнравственность средств, употреблённых им и его сподвижниками, и сравнительную чистоту свободного направления кельтской церкви, нельзя в то же время не признать необходимости успеха в этой борьбе могучей и логической стихии, представляемой западной Европой над неполным и неразвитым началом свободы духовной, представляемым малой группой британских островов, отделённых морем и всей шириной Европы от Востока, где был его корень и откуда он мог черпать силу просвещения и мысли. Доказательством этой необходимости служит то обстоятельство, что самая кельтская церковь , которая Саксам давала духовную свободу, сама подпала владычеству римского направления полнее и невозвратнее, чем Саксы. Особенность, отличающая в этом случае Кельтов Эрина от Саксов Англии, происходит от двух причин: во-первых, от того, что начало римское входило в кельтскую землю медленно, соблазном мысли без примеси насилия вещественного и следовательно, без ожесточённой борьбы; во-вторых, от того, что самый характер Кельта, случайно сохранявшего формы церкви первых веков, вследствие своего удаления от исторического движения европейской мысли, был более сроден, чем характер саксонский, предаться обаянию вещественной и пышно-обрядовой веры, которую приносили римские проповедники. Трудно определить участие, какое принимали города в защите Англии против Франко-норманнов. Города уже тогда имели важное значение в государстве, ибо около ста лет после Гарольда в одном Лондоне считалось до 300 тыс. жителей (число едва вероятное при населении всей Англии, которое считается в 2 миллиона во время завоевания). Правда, что в Лондоне набрал Гарольд часть своего войска, но такой набор ещё не доказывает особенного сочувствия горожан к делу саксонского короля. Лондон и некоторые другие большие города сохраняли свою независимость и муниципальное устройство, завещанное Римом, до конца саксонской эпохи; другие – утратили свои права ранее, но не вдруг и не без борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Однако Эдита и Вилфрида были не единственными святыми, чьи мощи почивали в монастыре Уилтон. Здесь пребывают мощи преподобной Альбурги (память 25 декабря). Она была сестрой короля Эгберта Уэссексского. Овдовев в 802 году, Альбурга приняла монашество и основала монастырь в Уилтоне; община его состояла тогда из 12 монахинь. Возможно, Альбурга стала первой его игуменией. Она предала свою душу Богу на праздник Рождества Христова 810 года. Также тут покоятся мощи святого Иви (память 8 октября). Он был учеником святителя Кутберта на острове Линдисфарн, где служил иеродиаконом. Позднее переехал в Бретань, где оставшуюся часть своей жизни был странствующим проповедником и пустынником. Он совершил много чудес и преставился около 690 года. В X веке бретонские монахи взяли с собой его мощи в Англию с целью собрать средства для своего монастыря. Когда во время посещения монастыря в Уилтоне мощи святого Иви были положены на престол церкви, вдруг оказалось, что их нельзя сдвинуть с места! Все сочли это знаком свыше и решили оставить мощи святого пустынника в Уилтоне навсегда. Так Иви стал вторым по значимости святым-покровителем Уилтона после святой Эдиты. Витражи в церкви во имя Богородицы и свт. Николая в Уилтоне, Уилтшир (фото любезно предоставлено настоятелем прихода в Уилтоне) С Уилтонским монастырем также связана уникальная святыня средневековой Англии, дошедшая до наших дней. Это «Уилтонский диптих» второй половины XIV века, в настоящее время хранящийся в Национальной галерее в Лондоне. Этот переносной диптих в готическом стиле имеет две панели; на нем изображены король Ричард II (правил с 1377 по 1399 год), которого святой Иоанн Предтеча (небесный покровитель монарха) подводит ко Христу и Богородице, а также святые Эдмунд и Эдуард-Исповедник. Диптих, по всей видимости, был создан специально для Ричарда II. Монашеская жизнь в Уилтоне процветала до Реформации, но в 1539 году она прервалась навсегда. Ничего не сохранилось от некогда огромного монастыря, хотя некоторые предполагают, что мощи святой Эдиты могут лежать в земле на территории местных садов. Точное местоположение бывшей обители определяют как находящееся под Уилтон-Хаусом – великолепным особняком XVI века к юго-востоку от города.

http://pravoslavie.ru/116023.html

В 1996 г. аббат Эдуард Жено начал принципиально новое “критико-генетическое” издание 3 трактата. В нем восстановлен авторский титул, Перифюсеон , и впервые представлен аутентичный текст, очищенный от неавторизованной издательской правки. Оказалось, что ряд “хрестоматийных” мест Перифюсеона является вставками, вписанными в исходный текст рукой помощника Иоанна Скотта, и не во всех случаях мы можем быть уверены, что эти изменения были санкционированы автором. Э. Жено исключает все подобные добавления из основного “дипломатического” текста и переносит в приложения 4 .   В Перифюсеоне обсуждается великое множество самых разных тем. Проблема Filioque специально рассматривается во второй книге трактата. Отрывок этот написан в характерной для Иоанна Скотта многословной манере, когда он проговаривает все могущие возникнуть варианты, так что и толковать его рассуждения на деликатные доктринальные темы можно по-разному. В новом издании хорошо видно, что помощник Эриугены старается сделать позицию философа более примирительной, трижды вставляя в текст И ОТ СЫНА (впрочем, это не влияет на общий смысл рассуждения). А мнение Эриугены неординарно: латинское Filioque его явно не удовлетворяет. Хотя философ и пользуется латинской формулой, в целом он тяготеет к заимствованному у Максима Исповедника ОТ ОТЦА ЧЕРЕЗ СЫНА. Позиция Эриугены по вопросу Filioque традиционно вызывает интерес у православных богословов 5 и заслуживает анализа. Рассмотрим ход его рассуждений. Проблема ставится в философском плане. Воспитанник спрашивает 6 : “Мне не ясно, только ли Отец есть причина Святого Духа или Отец и Сын, так что, как католическая вера исповедует, что Дух исходит ОТ ОТЦА И СЫНА, так и нам следует верить, что у него есть две причины исхождения” 7 . Наставник отвечает что это сложнейшая проблема, и еще труднее она от того, что единого мнения по этому поводу у христиан нет: “символ кафолической веры согласно грекам, идущий от Никейского собора, исповедует, что Святой Дух исходит ТОЛЬКО ОТ ОТЦА (по свидетельству Епифания, епископа Кипра в его книге “О вере”) 8 ; но согласно латинянам — ОТ ОТЦА И СЫНА, хотя в некоторых греческих комментариях мы находим, что тот же Дух исходит ОТ ОТЦА ЧЕРЕЗ СЫНА” 9 .

http://pravmir.ru/eriugena-o-filioque/

Грамота папы Римского Льва IX аббатству Фульда от 13 июня 1049 г. (Государственный архив земли Гессен, Марбург. 1447) Считается, что деятельность реформаторов из окружения Л. оказала существенное влияние на формирование структур Римской курии и коллегии кардиналов . Бонизон отмечал, что Л. заменил кардиналов и др. клириков, виновных в симонии, ставленниками, к-рых он призвал «из разных стран» ( Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 588). Сообщество кардиналов, в к-рое ранее входили рим. клирики и епископы пригородных (субурбикарных) кафедр, приобрело международный характер. Особое внимание Л. уделял назначению сторонников реформы на субурбикарные кафедры; это способствовало повышению значимости кардиналов-епископов как советников, а затем и основных выборщиков Римского папы (см. ст. Кардинал ) ( Munier. 2002. P. 163-173). Ключевой фигурой в Римской курии стал папский библиотекарь-канцлер. Формально папским архиканцлером был Кёльнский архиеп. Герман II (1036-1056), фактически канцелярией руководили рим. диак. Петр (в 1049-1050), тульский каноник Удон (в 1050-1051) и Фридрих Лотарингский (в 1051-1054). Известно ок. 180 посланий и грамот Л., из к-рых ок. 150 считаются подлинными ( Jaff é . RPR. N 4153-4335). Среди адресатов папских посланий были кор. Англии Эдуард Исповедник (1042-1066), кор. Франции Генрих I, графы Анжу, Бретани и Невера. О переписке Л. с имп. Генрихом III, с которым он общался наиболее тесно, сведений нет. Папские буллы в основном издавались для подтверждения прав и привилегий мон-рей и епископских кафедр; более 50 булл были направлены в Бургундию и Лотарингию, ок. 40 - в Италию. Влияние имп. канцелярии проявилось в оформлении папских грамот: 1-ю строку и имя понтифика писали маюскулом, проч. текст - украшенным канцелярским минускулом; часто использовали устойчивые формулы. Под текстом помещали роту (круг со вписанным крестом, именем папы и его девизом - «Милосердия Господня полна земля» (Misericordia Domini plena est terra)). Внизу указывались дата (иногда также место) составления грамоты и имя диакона-библиотекаря ( Munier. 2002. P. 152-159).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Архиепископ Афанасий (Евтич)   тексты (1)       Архив. Материалы   15 ноября 2005 Архиепископ Афанасий (Евтич) Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 24.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 3/Тоталитарность " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 17.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 2/История термина " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , / все новости / РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА МОНИТОРИНГ СМИ 30.04.2023 Зачатьевский монастырь: Александр Щипков 15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины 04.08.2022 Официальный сайт Московского Патриархата: Алексей Заров Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам 25.12.2021 Красная звезда: Андрей Гавриленко Объединив потенциал лучших экспертов В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе 04.12.2021 Православие.ru: Ирина Медведева " А вы дустом не пробовали? " 24.11.2021 ForPost Новости Севастополя: Эдуард Биров Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния / весь мониторинг / УНИВЕРСИТЕТ РЕКЛАМА Цитирование и перепечатка приветствуются при гиперссылке на интернет-журнал " РЕЛИГИЯ и СМИ " ( www.religare.ru ). Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

http://religare.ru/11_6_25_293.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010