Шпилевский Павел Михайлович, 1823–1861, писатель-этнограф, исследователь культуры и истории Беларуси, публицист, литературный критик. Важное место в его исследованиях занимает описание народных обрядов, верований и фольклора Северо-Западного края Российской империи. Его основные произведения: «Белорусские народные поверья», «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю», «Белорусские пословицы» и др. 158 Штаерман Елена Михайловна, 1914–1991, доктор исторических наук, исследователь Древнего Рима, лауреат Государственной премии СССР. Автор многих монографий и статей по различным проблемам римской истории, в том числе и по истории религий Рима. Объективно исследовала историю христианства в Римской империи, не использовала атеистических «штампов» 9–11, 34 Эдуард III, 1312–1377, английский король из рода Плантагенетов. Возведен на престол в результате переворота. Заточил в замке свою мать, правившую за него в годы малолетства. После смерти в 1328 г. короля Франции Карла IV предъявил права на французский престол, что привело к Столетней войне (1337–1453 гг.). Стремясь подчинить Церковь в Англии королевской власти, запретил апелляции английских подданных к папам Римским, запретил назначения папами иностранцев священнослужителями в Англии и раздачу им церковных бенфициев, отказался выплачивать в Рим ленные выплаты 138 Эдуард Исповедник, ок. 1003 – 1066, святой Католической Церкви, предпоследний англосаксонский король Англии с 1042 г., последний представитель Уэссексской династии на английском престоле. Период его правления характеризуется ослаблением королевской власти и одновременным усилением влияния магнатов. Большое значение уделял пропаганде христианских добродетелей и аскетизма, за что и был впоследствии канонизирован (1161 г.) 101 Эмилиан, проконсул Египта при императоре Деции, допрашивавший священномученика Дионисия Алекасндрийского и отправивший его в ссылку 57 Эрн Владимир Францевич, 1882–1917, русский философ, в молодые годы обратившийся к проблеме «социализм и христианство». Один из ярких представителей «неославянофильства», размышлявший о роли России в противостоянии Востока и Запада 161

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображение св. Эскила в одной из церквей Швеции Примерно таким же подвижником был отшельник Годрик Финчейлский (ок. 1065/1069 – 1170; неофициальный день памяти – 21 мая). Он родился в Норфолке, был торговцем, купцом, ездил за границу и в конце концов стал капитаном корабля. Годрик совершил паломничество в Рим и на Святую Землю. Возвратившись на родину в Англию, он, вдохновленный примером святого Кутберта (после посещения острова Линдисфарн), стал вести отшельническую жизнь на северо-востоке страны. Со временем Годрик окончательно поселился в Финчейле , недалеко от Дарема. Он вел подвижническую жизнь, непрестанно каясь в своих прошлых грехах. Пустынник носил густую бороду, любил и защищал животных (по преданию, он был покровителем оленей и даже разрешал змеям греться около своего костра), написал гимны в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая, которые сам переложил на музыку. Эти гимны сохранились до наших дней. Годрика глубоко почитали на северо-востоке Англии. Норманнские администраторы и законники Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003–1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков – нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени. Вульфстан Вустерский (витраж) Чтобы управлять страной, которую сами превратили почти что в руины, норманны нуждались в хороших администраторах. Некоторые из них впоследствии были провозглашены святыми. Из их числа в первую очередь стоит сказать о Вульфстане, епископе Вустерском (ок. 1008–1095; память в Католической Церкви 19 января) – единственном английском православном епископе, которому король Вильгельм позволил продолжать служение после норманнского завоевания. Следует отметить, что он был рукоположен в епископы еще до норманнского завоевания папскими легатами и с одобрения Эдуарда Исповедника. Будучи епископом, Вульфстан усердно распространял совершенно новую для Англии практику обязательного священнического целибата, сразу подчинился завоевателям страны и даже защищал их от английских патриотов. Он был канонизирован в 1203 году. Как и Эдуарда Исповедника, Вульфстана многие тоже считали изменником Англии.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Труд Бриллиантова — свидетельство высот, которых достигала русская богословская наука на рубеже XIX–XX вв. Редкая научная работа может остаться полезной через сто лет после своего создания. Особенно это относится к эриугеновским исследованиям, которые интенсивно развиваются последние полвека (с 1930 на Западе об Иоанне Скотте опубликовано почти 900 работ). Тем более знаменательно, что в главном — анализе богословской  системы  Эриугены — книга Бриллиантова ничуть не устарела. Помимо того, что этот труд выполнен выдающимся ученым, долголетие исследования обеспечено еще рядом факторов. В первую очередь это доскональное знание автором рассматриваемых источников в оригинале — работ Иоанна Скотта, сочинений блаженного Августина, Ареопагитик, трудов преподобного Максима Исповедника и святителя Григория Нисского; во-вторых, исследование Бриллиантова обобщает и развивает результаты как минимум столетней работы предшественников: автор прекрасно осведомлен в современной ему научной литературе (тогда она была преимущественно немецкой); и в-третьих, сказались высокие требования той русской научной школы, к которой принадлежал ученый 20 . Во второй половине XIX — первой половине XX вв. основополагающие монографии по Эриугене написали: у немцев Иоганн Губер (J. Huber, 1861), у нас — А. И. Бриллиантов (1898), у французов — дом Майоль Каппюенс (M. Cappuyns, 1933). Доныне среди международного сообщества ученых, занимающихся Эриугеной, авторитет Бриллиантова очень высок 21 . Так, в предисловии к изданию сделанного Эриугеной перевода Ambigua ad Iohannem преподобного Максима Исповедника Эдуард Жено 22 говорит о вкладе Бриллиантова в восстановление полного текста лучшего манускрипта этого перевода 23 . Разумеется, за период, прошедший со времени публикации первого издания “Влияния восточного богословия…” эриугеновские исследования существенно продвинулись. Кое-что в книге нуждается в корректировке, и конечно, многое можно добавить. В первую очередь улучшилось наше знание исторической, культурной, интеллектуальной среды, в которой жил и работал Иоанн Скотт. Здесь лучше обратиться к современной литературе. Напротив, в полной силе остаются анализ богословской системы Эриугены, а также разбор взглядов его латинских и греческих учителей.

http://pravmir.ru/eriugena-o-filioque/

495-499 499-500 500-501 502-503 503-506 ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской 506-508 509-510 ВИНКЕЛЬМАН Иоанн Иоахим (1717 - 1768), нем. просветитель, теоретик и историк искусства, основоположник научного искусствознания 511-512 ВИНКЛЕР Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока 512-513 513-515 515-516 ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии 516-521 ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов 521-522 522-523 ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель 523-524 ВИНОГРАДСКИЙ [Виноградов] Василий, рус. композитор 1-й пол. XVIII в., автор партесных духовных концертов 524-525 ВИНТЕР Эдуард (1896 - 1982, нем. историк, академик АН ГДР, специалист по «восточной политике» Ватикана 525-526 526-527 ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении 527-528 ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль (1814 - 1879), франц. архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневек. зданий 528-529 529-530 ВИРАКОЧА одно из верховных божеств в мифологии индейского племени кечуа, бог-демиург, первопредок всех людей 531-532 533-534 535-536 ВИСКОВАТЫЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 1570), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи 536-539 ВИССАРИОН (2-я пол. IV в.?), прп., чудотворец егип. (пам. копт. 25 месора (18 авг.), пам. рус. 6 июня) 539-540 ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Благодаря им, а также миссионерам, посланным из Рима святым Григорием Двоесловом и его преемниками, в VII–IX веках христианство было принято в Германии, а в X–XI веках оно проникло в Польшу, Скандинавию и даже в Исландию и Северную Америку. К началу второго тысячелетия в Европе не знали Христа только жители Восточной Балтии (Финляндия, Литва, полабские славяне) и Русского Севера. Господь даровал новообращенным христианам принести множество плодов святости. Это и благочестивые монахи (например, святой Колумбан Британский), и праведные святители (святой Августин Кентерберийский, святой Ансгарий, святой Бонифаций), и благочестивые короли (святой Эдуард Исповедник, святой Олаф Норвежский). Тогда Европа сияла светом благочестия, хотя в ней и зарождалась коварная духоборческая ересь, погубившая ее в 1054 году. Максим Исповедник и VI Вселенский Собор В 614 году на Восточную Римскую империю обрушился страшный удар. Шах Ирана Хозрой захватил Иерусалим, разрушил святыни и вывез Святой Крест. Только спустя 14 лет святыня была возвращена в Иерусалим. Император Ираклий сам внес Животворящее Древо в храм Воскресения, но невидимая сила возбранила ему подняться на Голгофу, пока он не снял с себя царских регалий. Только тогда, босиком, в бедной одежде, поднялся он на гору нашего спасения. В 626 году шах едва не взял Константинополь, и лишь вмешательство Богородицы спасло столицу. Тогда в 628 году Ираклий совершил блистательный поход на Иран, разгромил персов и решил присоединить к Церкви еретиков-монофизитов. Для этого, по наущению Патриарха Константинопольского Сергия, он предложил им компромисс. Он стал учить, что Христос, хотя и существует в двух природах, но имеет только одну, Божественную, волю. Это лжеучение называется монофелитство («единовольничество»). Папа Римский Гонорий поддержал эту ересь. Лишь святитель Софроний Иерусалимский выступил против нового учения. Когда орды мусульман обрушились на восток империи и в 637 году, а Иерусалим был взят, то истинное учение в Восточной Церкви отстаивал лишь ученик Софрония – преподобный Максим . Он был секретарем императора, но потом удалился в монастырь и всю свою энергию отдал защите святоотеческого учения о Христе, совершенном как в Божестве, так и в Человечестве. В Карфагене Максим победил в диспуте бывшего Патриарха Константинополя Пирра, и тот на время принял Православие. Затем в Риме он помогал Папе Мартину, и при его участии в 649 году состоялся Латеранский Собор из ста пяти епископов. Отцы Собора осудили новую ересь и анафематствовали основателей лжеучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Дальнейшее почитание святого Рагенера Далее последовали другие чудесные исцеления, которые сподвигли очень набожного короля Эдуарда Исповедника (годы правления: 1042–1066) щедро одарить Нортгемптон и его церковь Святого Петра. В церкви была установлена великолепная рака для мощей святого Рагенера, которая стала объектом всеобщего почитания, привлекая многочисленных паломников со всей страны. Что касается Альфгивы, получившей исцеление по молитвам святого Рагенера, она стала монахиней в Нортгемптоне. В XII веке (а возможно, и ранее) в церкви Святого Петра существовал придел, посвященный Святому Рагенеру. Сохранились тексты древних завещаний, свидетельствующие о том, что верующие приносили в храм Святого Петра денежные пожертвования и облачения в дар для престола в честь святого Рагенера, чтобы заплатить за свечи, которые зажигали у раки воина-мученика. Предполагаемая крышка гроба св. Рагенера в церкви Св. Петра в Нортгемптоне (предоставила - Jean Hawkins) Единственные свидетельства о литургическом почитании святого Рагенера можно найти в дополнении к знаменитой богослужебной книге «Сарумский миссал» XV века (ранее оно принадлежало церкви Святого Петра в Нортгемптоне, ныне хранится в Бодлианской библиотеке Оксфорда) и в описании XIII века в рукописи дублинского Тринити-колледжа. В своем труде, посвященном святому Рагенеру, Базил Марш (1921–1997), англиканский архидиакон Нортгемптона, предположил, что память о Рагенере, который, безусловно, был исторической фигурой, была утрачена из-за вторжения в Англию викингов: после того, как в 917-м году (к тому времени Нортгемптон стал приграничным городом в составе Данелага – «области датского права») скандинав Терферт сдал Нортгемптон англичанам, король Эдуард Старший (годы правления: 899–924), возможно, перенес его мощи в самую раннюю деревянную церковь города, но она (за исключением раки) позже сгорела (пока не появилась новая каменная церковь), так что мученик на какое-то время стал полузабытым святым. Увы, мы можем руководствоваться только косвенными свидетельствами относительно раннего почитания Рагенера. Известно, что со времени правления Эдуарда Исповедника и вплоть до Реформации к мощам святого приезжали паломники, привозили к раке Рагенера подарки и денежные пожертвования. При Генрихе VIII мощи святого Рагенера были, скорее всего, уничтожены, а рака разбита вдребезги, хотя великолепная плита, которая, предположительно, является частью бывшей раки, сохранилась до наших дней. Эта богато украшенная предполагаемая крышка каменного гроба святого Рагенера теперь выставлена на обозрение в конце южного придела храма.

http://pravoslavie.ru/154885.html

Вторая претензия — сам проект. Кому-то он нравится, кому-то нет, это тоже обычное дело. Например, композитор Эдуард Артемьев и актриса Анастасия Вертинская очень высоко его оценили и опубликовали свои впечатления. Есть и критические высказывания, к которым мы тоже внимательно прислушиваемся. Надо лишь заметить, что проект, конечно же, дорабатывается и мы учитываем критику. Постройки, определенные под снос, не являются памятниками архитектуры.      — Почему необходимо такое большое здание? Доводилось читать, что из общей площади застройки, десяти тысяч квадратных метров, только пять процентов будет задействовано собственно под храм. — Это неправда. Пятьдесят процентов строящихся площадей будет задействовано под верхний и нижний храмы и их службы, ризницы, а также необходимые лестницы, эвакуационные пути, коридоры. В подклети храма предполагается музей новомучеников, лекторий, воскресная школа, издательство и необходимые технические помещения. Вроде бы всё, казалось бы, на все вопросы мы ответили. Но нам снова и снова, и упорно, возражают. Последний аргумент: постройте храм где-нибудь еще, только не здесь. Теперь почему? Храм слишком высок, отвечают нам, он выше Успенского собора в Кремле! Ну и что из этого? В Москве множество церквей более высоких, чем Успенский собор, например храм Василия Блаженного на двадцать метров выше, и никакого сакрального значения это не имеет. Снесенная после революции колокольня Сретенского монастыря была около пятидесяти метров. Такой же примерно высоты будет и новый храм, так что его строительство восстановит историческую высотную доминанту. Но тем, кто действительно хочет услышать наши аргументы, наверное, нет нужды объяснять, почему храм Новомучеников и Исповедников Российских мы хотим построить именно на трагически известной в двадцатом столетии Лубянке. И почему надеемся освятить его в феврале 2017 года. Храм должен нести в себе идею Небесного торжества Новомучеников, радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, вечной жизни — над смертью.

http://pravoslavie.ru/66087.html

  Эдуард Бояков , режиссер, продюсер, театральный педагог. Сила слова . – С.9;   Николай Валуев , депутат Государственной Думы, двукратный чемпион мира по боксу. Отеческая забота . – С.10; Алексей Варламов , писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького. « Меня впечатлила его рассудительность и хозяйский взгляд на вещи ». – С.10;   Ирина Дмитриева , поэт, главный редактор православного журнала «Логос» в Якутске. Самый дорогой подарок. – С.11;   Константин Долгов , уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права. Всегда на стороне народа. – С.12; Константин Малофеев , генеральный продюсер телеканала «Царьград», учредитель Фонда святителя Василия Великого. Выбор пути . – С.13;   Игорь Мещан , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. « Навсегда запомню его горячие руки ». – С.14;   Елена Яковлева , журналист, редактор отдела «Общество» «Российской газеты». « Из патриарших поездок я возвращаюсь как из отпуска ». – С.15.   Патриарх о ближних. Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года. Фото Андрея Шинкарчука//Фома. - Спецвыпуск. 2016/Патриарх всея Руси. – С.16-17.   Патриарх Кирилл. Поездки:   Алтай – Сахалин – Чукотка – Якутия – Ямал. 31 августа – 9 сентября 2016 года. Вокруг России за 10 дней . Фото: Канчалан, стан оленеводов; Прибытие на научно-исследовательскую станцию «Самойловская», Якутия; Перелет из поселка Эгвекинот в село Лаврентия; Чукотский автономный округ. С высоты видны оленеводческие яранги. Оленеводческая бригада которую посетил Патриарх, расположена в тундре в 108 км от села Канчалан; Молитва о мире у поклонного креста, возвышающегося над самой восточной островной точкой России и Евразии, остров Ратманова; Чин великого освящения кафедрального собора Рождества Христова в Южно-Сахалинске; Вид сверху на поселок Эгвекинот и новоосвященный храм Воздвижения Креста Господня, Чукотка; Патриарх Кирилл общается с жителями Певека после освящения закладного камня в основание храма Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской; На строящемся заводе по сжижению газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта, Ямал//Фома. – Спецвыпуск. 2016/Патриарх всея Руси. – С.18-23. – (рубрика « Патриарх Кирилл. Поездки »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Паисий (Эзнепидис; 1924–1994), схимонах — известный афонский старец, в России известен как Паисий Святогорец. Арсений (Чаховцов; 1866–1945), архиепископ Детройтский и Кливлендский — подвижник благочестия Православной Церкви в Америке. Еще в сане иеромонаха был направлен в Канаду, где в 1905 году основал монастырь и был возведен в сан архимандрита. За дар слова получил прозвище «канадский Златоуст». В 1926 году хиротонисан во епископа Виннипегского. Скончался на покое в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаане, Пенсильвания (США). Почитается канадскими православными как святой покровитель страны. Серафим (Юджин Денис Роуз; 1934–1982), иеромонах — священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей. Автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке, вызвавших большой интерес в России и активно переиздающихся и сейчас. Иосиф Муньос-Кортес (1950–1997) — хранитель Монреальской иконы Божией Матери. В 1982 году на Святой Горе Афон Иосифу был передан список образа иконы Иверской Божией Матери, который впоследствии стал обильно мироточить. В 1997 году Иосиф был убит в гостиничном номере, предположительно одним из адептов сатанинских сект. Евгений Александрович Родионов (1977–1996) — рядовой Российской армии, убитый в плену в Чечне. Согласно сведениям его матери, Любови Васильевны, в плену ему было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа отречься от христианства Евгения Родионова убили. Сампсон (Эдуард Ясперович Сиверс, в мантии Симеон), иеросхимонах (1900–1979) — многими почитается как великий подвижник православной веры XX века. Биография о. Сампсона, составленная в основном со слов его последователей, является апокрифом и во многом не соответствует действительности, т.к. найденные архивные материалы противоречат тому, что сам о себе говорил старец и распространяют его почитатели. Полный текст тропаря: «О Всепетая Мати! Аще и разорися от злых великая церковь Твоя Печерская, в нейже священномученик Владимир приблизившуся дни убиения его, со многим умилением акафист чтый, Тебе моляшеся, но не оскудеет во век к людем кающимся милость Твоя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» (Служба святым Новомучеником и Исповедником Российским. Джорданвилль, 1983. С. 32).

http://e-vestnik.ru/analytics/hvalebnye_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОТУЛЬФ Ботýльф [Ботольф; англ. Botulf] († после 653), прп. (пам. зап. 17 июня). Житие Б. было написано в XI в. настоятелем мон-ря Торни Фолкаром в связи с перенесением туда мощей святого. Согласно житию, Б., как и его брат Адольф (Адульф), род. в Англии в знатной семье. Оба покинули родину для получения образования, позднее приняли монашеский постриг. Вернувшись в Англию, Б. основал в мон-рь Иканго (Айкенхо, локализация спорна) по уставу св. Венедикта Нурсийского . Здесь Б. был погребен в одном из храмов. Мон-рь Иканго был разрушен во время вторжений норманнов в IX - нач. X в. Во 2-й пол. X в. св. Этельмунд, еп. Винчестерский, обрел мощи Б. и Адульфа. Частицы мощей разделили между мон-рями Торни, Или и часовней англ. короля. Кор. Эдуард Исповедник в сер. XI в. перенес частицу мощей из часовни в храм ап. Петра в Вестминстере. В Англии насчитывается более 50 церквей во имя Б. В слав. книжной традиции Б. упоминается (в звательной форме - Бутулве) наряду с др. зап. святыми в Молитве Св. Троице, широко распространенной в рус. списках кон. XIV-XVI в. (старшие - БАН. Археографическая комиссия, 162; Синай, б-ка мон-ря св. Екатерины. Slav. 13/0), создание к-рой одни исследователи (А. И. Соболевский , совр. чеш. филологи) датируют XI в. и связывают с Сазавским мон-рем , др. же (Н. Ингем, Дж. Линд) - XII в., предполагая ее рус. (в частности, новгородское) происхождение ( Konzal V. Otazniky kolem cirkevnoslovanske Modlitby k sv. Trojici a eskych vliv na literaturu Kyjevske Rusi//Slavia. Praha, 1991. N 3: Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze. S. 8-23). Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 327-330; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 283-284. Лит.: O " Briain F. Bodo//DHGE. T. 9. Col. 1433-1434. К. Жуньеви, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/153271.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010