Далее, здесь мы всегда ограничиваемся минимумом: мы знаем заранее, сколько процентов можно «испросить» у прихожан и с уверенностью получить просимое. Тем самым, подобный подход приноравливается к ситуации вместо того, чтобы изменить ее: он ничем не помогает людям завтра стать лучше, чем они суть сегодня. Еще один вопрос в связи с бухгалтерским методом – побуждение к пожертвованию, в том виде как оно складывается в сознании людей. Это может быть ответственность за состояние прихода, желание помочь тому или иному делу, или даже личная приверженность, отклик на просьбу настоятеля. Подобные побуждения, хоть и законные сами по себе, скрывают от человека духовный аспект христианской щедрости, подлинный ее смысл в отношении православного христианина к Богу. В церковной жизни есть разные уровни личной приверженности. Первый – своей церковной общине и епархии, второй – Православной Церкви в целом. Но над ними есть и третий уровень – Самому Богу в лице Его Сына, личная верность Самому Христу! В нормальных условиях эти три уровня проявляются совместно, дополняя друг друга; но нередко равновесие между ними нарушается, и приверженность земным лицам и предметам скрывает от людей лицо Сына Божия, становясь почвой для характерных в наше время расколов и ересей. Ведь и в самом деле, насколько проще быть верным своему приходу чем своему Спасителю. Поэтому, занимаясь текущими делами у себя приходе, надо быть настороже, чтобы не потерять из виду Христа. И пускай мы говорим, что церковное домостроительство – это духовная задача; на практике в течение многих лет мы привыкли полагаться на земные побуждения. Полезно будет каждому из нас внимательно спросить свою совесть об этом перед тем, как идти на исповедь. Метод «Как вам не стыдно» Здесь вниманию верующих предлагают такие, например, факты: жители США ежегодно расходуют (в цифрах прошлых лет) на косметику 3 миллиарда долларов, на сигареты – еще 3 миллиарда, на зрелища – 10 миллиардов, на выпивку – 12 миллиардов, а в сумме на церкви и благотворительность – 1.5 миллиарда. Вслед за тем, в явном или неявном виде, задается вопрос: «И вам не стыдно??» Вопрос вполне правильный, но, как часто бывает, от этого еще далеко до дела. Ведь когда Господь ответил книжникам и фарисеям: «Воздайте кесарю кесарево, а Богу Богово», с Ним никто не спорил, однако никто и пальцем не пошевелил, чтобы исполнить сказанное.

http://azbyka.ru/o-shhedrosti-xristianin...

Отличительное свойство Бога – это любовь ( 1Ин. 4:8 ). Бог – это беспредельное, все наполняющее и животворящее море любви. От самого великого до самого малого, все существующее – видимое и невидимое, включая каждую молекулу нашего естества, – все есть дело Его непостижимой любви и премудрости. Поэтому, естественно ожидать, что самой нашей насущной потребностью должно быть непрестанно благодарить нашего Создателя – и не только за то, что Он вызвал нас из небытия и дал нам жизнь, но и за то, что Он постоянно с отеческой любовью заботится о нас. Не нуждаясь ни в ком, Бог по преизбытку Своей благости создал нас, чтобы приобщить к Своей вечной жизни и блаженству. Его отеческая любовь раскрывается с особой очевидностью в той заботе, которую Он проявил в устроении нашего человеческого естества и того жилища, в котором намеревался нас поселить. Казалось бы, что человеку так мало нужно для существования, и можно бы ограничиться самым насущным. Но Он по Своей щедрости создает эту необъятную вселенную с ее неисчислимыми галактиками и созвездиями, со всем тем обилием и грандиозной красотой, которые чаруют наш разум и радуют сердце. Кто способен достойным образом описать красоту творения Божия – голубизну неба и живительную теплоту солнца, необъятность морей и грандиозность горных хребтов, простор степей и белизну снегов, благоухание трав и цветов, пение птиц, журчанье ручьев…! Как ласковая мать, заботящаяся о своем детеныше, Творец обогатил наш мир бесчисленным разнообразием всевозможных яств, укрепляющих силы и доставляющих удовольствие, а различные растения и травы – для лечения и укрепления здоровья. Словом, все вокруг нас, до самой ничтожной былинки, свидетельствует о щедрости и отеческой заботе Творца! Вот почему вдумчивые ученые и философы, созерцая природу, черпали в ней свои самые светлые идеи, а духовно-чуткие поэты, композиторы и живописцы, вдохновляясь ее красотой, создавали свои гениальные произведения. Для примера вспомним хотя бы следующее стихотворение Лермонтова:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

104 (108). К попечителю наследников Иулитты (Убеждает сего притеснителя Иулитты вспомнить данное им обещание. (Писано в 372 г.)) С удивлением услышал я, что ты, забыв добрые и приличные щедроте твоей обещания свои, приступаешь теперь к этой сестре с самым сильным и неотступным требованием. Не знаю, что и заключить из рассказываемого о тебе. Известна мне великая твоя щедрость, по свидетельству изведавших тебя; помню также и обещания твои, какие дал ты при мне и при этом человеке, уверяя, что, хотя пишешь короткий срок, однако же даешь больше времени, потому что намерен соображаться с необходимостию дела и иметь снисхождение к вдове, которая принуждена вдруг выпустить из дому такое количество денег. Посему не могу понять, что за причина, по которой произошла такая перемена. Но какова бы она ни была, прошу тебя, помня твою щедрость и имея пред очами Господа, вознаграждающего благие изволения, дать время, какое обещал потерпеть вначале, чтобы, продав свои вещи, могла она заплатить долг. Ясно же помню и то, что обещал ты, как скоро получишь по условию золото, передать упомянутой выше вдове все договорные бумаги — как составленные при градоначальниках, так писанные частным образом. Поэтому прошу тебя: и меня уважь, и себе приобрети от Господа великое благословение, вспомнив свои обещания, зная, что и ты человек, сам должен ожидать времени, когда нужна тебе будет Божия помощь, которую заградишь для себя настоящею своею жестокостию. Напротив того, обрати на себя щедроты Божий, показав доброту и все снисхождение к бедствующим. 105 (109). К Елладию, сотоварищу ипарха (По делу той же вдовы Иулитты с попечителем ее наследников. (Писано в 372 г.)) Очень не хотелось мне беспокоить твою доброту, часто при бегая к величию вашей власти, чтобы не подать мысли, будто бы без меры упоеваюсь твоею дружбою; однако же необходимость не позволяет мне молчать. По крайней мере, сжалившись и душевно страдая об этой сестре, которая со мною в родстве, обременена вдовством, озабочена делом сироты сына, когда увидел уже я, что сверх силы она стеснена несносными нуждами, поспешил попросить тебя, чтобы соблаговолил ты, сколько можешь, содействовать посланному ею человеку к освобождению ее от дальнейшего притеснения, как уже уплатившую то, что сама лично при мне обещала заплатить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В этом слове есть определенный оттенок щедрости, растопительности: оно не значит «подготовить и снарядить скупо и скудно»; нет, это слово значит «щедро предоставить все необходимое для великолепного представления». Слово «епихореген» получило более широкое употребление и стало значить не только подготовку и снаряжение хора, но и ответственность за любого рода снаряжения: оно может иметь значение снабдить армию, обеспечить ее всем необходимым, или снабдить душу, украсить ее всеми необходимыми для жизни добродетелями. Но всегда в этом слове присутствует оттенок щедрости и роскоши в снаряжении. Таким образом, Петр настойчиво призывает своих читателей украсить свою жизнь всеми добродетелями; и притом не просто необходимым минимумом, а щедро и в изобилии. Уже само это слово требует от нас, чтобы мы стремились обязательно к самому прекрасному и самому добродетельному образу жизни. Но за этим скрывается еще нечто большее. В ст. 5 и 6 Петр говорит, далее, что мы должны прибавлять к добродетели добродетель, пока они не достигнут высшей точки в христианской любви. А за этим мы можем увидеть еще одну идею фундаментальной важности. Петр просит своих читателей для этого приложить все усилия. Другими словами, в христианской жизни высшие усилия человека действуют в том же направлении, что и благодать Божия. Как это выразил Павел. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:12, 13 ). Ступени добродетели Давайте взглянем теперь на перечень добродетелей, перерастающих одна в другую. Надо отметить, что такие перечни в древности не были редкостью. В то время книги вовсе не были так дешевы и легкодоступны, как нынче: все наставления ученики должны были хранить в своей памяти, и потому все предназначенные для запоминания наставления формулировались в виде таких легко запоминающихся перечней. Один из искусных способов обучения ребенка наименованиям добродетелей сводился к игре в фишки, каждая из которых носила название определенной добродетели и которую можно было получить или потерять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уж если Бог хочет наказать человека и смирить, а тот ропщет, то все творение поднимается против человека и все содействует этому наказанию. Поэтому лучше сразу смиряться перед Богом и терпеть необходимое и полезное для души наказание, чем противиться воле Божией. 115. Бог сдерживает свою щедрость Благодарность за дарования Божии побуждает Бога их умножать. Но дело не в том, чтобы просто сказать " Благодарю тебя , Господи " . Сказать это очень легко, беда в том, что в глубине души мы считаем себя заслуживающими Божиих дарований: и тех, что получили, и еще больших; таким образом, Бог даже оказывается нашим должником, а благодарность наша становится смесью неблагодарности и лицемерия. Бог по своей милости, чтобы не умножались наши грехи, удерживает свою щедрость, ожидая нашего исправления. Так ведь и любящий отец, если имеет большое богатство, с радостью отдал бы его своему сыну, но, видя неразумие сына, сдерживает себя, чтобы не повредить ему. Бывает иногда, что Бог попускает немощному, грешному человеку получить какое-то великое дарование. Человек этим превозносится и, как следствие, впадает в еще большие грехи. Но это ведь, как ни странно покажется, милость Божия! Надо только не роптать на Бога, смиряться и благодарить Его за вразумление. Ропот умножает искушения. Наш ропот на Бога вреден во всех отношениях: он и сам по себе грех и умножает наши скорби. 116. Забываем поблагодарить Господа Представьте. Какой-то ваш знакомый оказался в крайней нужде, вы решились помочь ему и для этого сами пошли на большие жертвы, но принесли ему необходимую сумму денег. Вот вы стоите на пороге его квартиры, он открывает дверь, берет у вас из рук деньги и со словами " Откуда-то счастье привалило! " закрывает перед вами дверь. Поступок скверный, вопиющая неблагодарность. А не так же мы ведем себя по отношению к Богу, даровавшему нам и временную жизнь, и - ценой Голгофской жертвы - вечное блаженство? Не надейся на себя Представьте. Какой-то ваш знакомый оказался в крайней нужде, вы решились помочь ему и для этого сами пошли на большие жертвы, но принесли ему необходимую сумму денег. Вот вы стоите на пороге его квартиры, он открывает дверь, берет у вас из рук деньги и со словами " Откуда-то счастье привалило! " закрывает перед вами дверь. Поступок скверный, вопиющая неблагодарность. А не так же мы ведем себя по отношению к Богу, даровавшему нам и временную жизнь, и - ценой Голгофской жертвы - вечное блаженство?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Как открывается из сказанного, долг милостыни в Ветхом Завете утверждался, прежде всего, на религиозном основании. Творить ми­лостыню считалось потому долгом, что это — заповедь Божия, и Сам Господь, являясь защитником всех нуждающихся, требовал служения им, как Самому Себе. Иными словами, милостыня потому составляет нравственный долг для верующего, что она богоугодна. Сознание того, что милостыня и может явиться залогом земного благополучия мило- сердного, и имеет силу очищать грехи, всецело покоилось на этой религиозной основе. Другие побуждения к милостыне, сравнительно с религиозными, стояли на втором плане. Истинно гуманные основы милостыни выступают со всей ясностью не в качестве обоснования долга благотворить нуждающемуся, но в указаниях на свойства истин­ной милостыни, какие свойства определяются как тем, что милосты­ня совершается ради Господа, так и тем, что она имеет дело с чутким человеческим сердцем. И эти свойства истинной милостыни указаны с большой выразительностью и полнотой. Это щедрость, свобода и лю­бящая настроенность.    Первое свойство истинно богоугодной милостыни — щедрость. Нуж­но давать всегда нуждающемуся, когда только есть возможность, давать и из многого, и из малого так, чтобы не жалел глаз творящего милостыню; сыпать щедро, а не быть сверх меры бережливым. Свобода творящего ми­лостыню должна выражаться в том, чтобы милостыня была радостью для души благотворящего. Не должно скорбеть сердце человека, когда он дает бедному, потому что только добровольно дающего любит Бог. Наконец, любящая настроенность при совершении милостыни сама собой выте­кает из того чувства братского единства, какое требует не делать другим того, чего каждый не желал бы и для себя. Прекрасные наставления по этому поводу мы находим в книге Иисуса, сына Сирахова. Здесь требуется от благотворящего такая высота благожелательного настроения, что сове­ты этой книги по данному предмету могут быть признаны имеющими веч­ное значение. «Сын мой! — учит мудрец. — Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости, не смущай сердца, уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

И подавший чашу холодной воды ( Мф.10:42 ), и положившая две лепты одобрены, дабы мы знали, что Господь всяческих во всяком случае требует только чистого намерения. Часто бывает, что и небогатый показывает великую щедрость в милостыне, когда бывает полное усердие; и наоборот, много стяжавший оказывается хуже имеющих немногое, по скудости своего расположения. Итак, убеждаю вас, с душевной щедростью отдадим нуждающимся то, что есть, что даровал нам Господь, то самое, что Он нам дал, отдадим Ему обратно, чтобы таким образом снова получить свое с большим приращением. Он так щедродателен, что, принимая от нас Свои же дары, не считает, что получает Свою собственность, но обещает возвратить нам их еще с большей щедростью, если только мы захотим проявить свою готовность и будем так раздавать свое добро бедным, как бы передавали его Самому Богу 553 , зная, что десница Божия возвратит нам не только полученное от нас, но дарует еще в большей мере, – так как она всегда и во всем являет свою щедрость. И что я говорю: воздаст снова еще в большей мере! Рука та воздает не только это, но вместе с этим дарует и Царство Небесное, прославляет, увенчивает, дает бесчисленные блага, если мы пожертвуем хоть нечто немногое из того, что дано нам ею. Да и тяжкого ли или обременительного чего-нибудь требует от нас Господь? Он хочет, чтобы мы избыток сверх необходимого сделали для себя пригодным, чтобы мы сами хорошо распределили то, что понапрасну и без нужды лежит в наших кладовых, дабы это послужило поводом для Него к дарованию нам светлого венца. Он поспешает Сам и понуждает нас, и все делает и направляет к тому, чтобы удостоить нас обещанных Им самим благ. 5. Итак, не лишим себя, умоляю, столь великих благ. Если трудящиеся над возделыванием земли истощают свои запасы, бросая семена в землю и прежде собранное рассевая, и делают это с удовольствием, утешая себя надеждой получить большее и при том зная, как часто обманывают ожидания их и перемена погоды, и бесплодие почвы, и разные другие обстоятельства, или множество саранчи, или нападение зловредной росы, и однако, питаясь добрыми надеждами, вверяют земле то, что было собрано в житницы, то тем более нам следует рассеивать на пропитание нищих то, что просто лежит у нас; здесь никогда нельзя обмануться в (добром) конце и нельзя опасаться неудачи, бывающей при (возделывании) земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   вв) Последний предел нравственного совершенства (Кол. 3:14, 15)    Предел сей есть любовь и мир. Чрез отвержение себя поразив самость, идут после того, с одной стороны, путем благоутробия и благостыни, с другой — путем кротости и долготерпения. Тем путем доходят до любви, этим — до мира Божия. Сопоставляя их со страстями, видим, что любовь водворяется вместо всех страстей похотения, а мир — вместо всех страстей раздражения. Помнится, что таким образом где-то распределяет бывающее внутрь нас святой Максим Исповедник. Кол. 3:14. Над всеми же сими [стяжите] любовь, яже есть соуз совершенства.     «Стяжите» — нет в греческом; а стоит только: «над всеми же сими в любовь»; подразумевается: «облецытеся». То были одеяния исподние, а это — самая верхняя, всю красу составляющая. Поверх всего, говорит, наденьте любовь. Это — форменная одежда христиан, по которой их отличать должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас, — не имей кто любви, никто, умеющий различать, не признает его христианином: ни Бог, ни Ангелы, ни святые. Люди хотя и будут звать его так, но в этом не будет истины. «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35), — сказал Господь.    Но как, говорит, «над всеми — любовь»? Прежде помянул уже утробы щедрот и благость. Не любовь ли это? И что лишнего против этого имеет любовь? Любовь есть некое Божественное свойство; а щедрость и благостыня суть человеческие расположения, в естество наше вложенные, только самостию подавляемые. Посему их являть — значит показывать себя человеком; а любовию дышать — значит Бога в себе являть. Ибо Бог — «любы есть» (1Ин. 4:16). Щедрость и благостыня хотя и доброту сердца обнаруживают, но все же более в деятельной стороне силу имеют, а любовь самую глубь сердца обнимает, откуда исходища живота, и самые те добрые расположения оживляет, равно как и все доброе, бывающее в нас. Любовь настоящая есть дар Божий. «Любы от Бога есть, и всяк любяй от Бога рожден есть» (1Ин. 4:7). Понимает ее только тот, кто се возымел; но изъяснить словом едва ли и он может. Посему она есть достойный искания предмет для всех и паче всего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

Иному, подающему милостыню нищему, надо гневно сказать: что ты продаешь душу нищего? Что ты так низко ее ценишь, лицемер копеечный? Ибо многие, подавая милостыню, ругаются над достоинством человека, над бессмертным образом Царя Небесного, над Самим Христом Господом. О! Как дешево, дешево продают Его, Жизнодавца! За копеечки да за грошеки! А в сердце-то что? – Иудино лицемерие и лобзание. О! Как мы бесконечно виновны и неблагодарны пред Тобою, Отче Святый! Ты всех нас хочешь соединить в Себе и для этого отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [ Ин. 3, 16 ], а мы не хотим соединиться воедино между собою при помощи Твоей же благодати. И что же нас разделяет? Преходящий тлен, называемый деньгами, пищею и питием, одеждою и жилищем. Мы не хотим в ничто вменять его, тянем к себе и жалеем для брата, привязываясь к нему, а не к брату и к Тебе, не надеемся на Тебя. Господи! Мы неоплатные должники пред Тобою! Просвети, вразуми, укрепи нас Духом Твоим Святым в любви Твоей! Кто кого любит искренно, горячо, тот с щедростию подает ему всякие блага, какие может и которые могут усладить жизнь его, не щадит для него и себя самого; так мать любит своих детей: она не щадит для него своего здоровья и спокойствия, не спит ночи, не щадит груди своей, не чуждается его нечистот, терпит его беспокойный и неугомонный крик. Так в бесконечной мере любит нас Сын Божий, Который даровал нам жизнь, дыхание и всё для обновления растлевшего грехом естества нашего и для вечного облаженствования нашего, для общения с Ним; не пощадил Себя Самого, но за нас предал Себя на страдания и смерть и с ужасающею ум щедростию отдал Себя нам в пищу и питие. Каковы же мы, чего мы достойны, когда, питаясь сами Плотию и Кровию Сына Божия, для братии своей жалеем не плоти и крови своей, а пищи и пития, денег, одежды, жилища? Чего мы достойны, когда за братию мы не только не страдаем, не умираем, но не хотим от них перенесть незначительной обиды, лукавого взгляда, двусмысленного слова или грубого обращения? Какой мы ответ дадим за свою скупость и свое нетерпение, за свою раздражительность? за недостаток кротости?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1) Во-первых, кто не знает, что кротость есть Боголюбезная добродетель, по оному: на кого воззрю, токмо на кроткаго ( Ис.66:2 ). Но, неужели, ты, христианине, скажешь, что умеренность в сей добродетели не нужна? не паче ли должно к ней прибавить и суровости столько, чтоб учинить между ними равновесие? Что будет, ежели дети твои сделаются столь распутны, что беззаконничать станут без всякого стыда, без всякой совести, не чувствуя в себе страха Божия? и ты так будешь кроток, что не восхочешь посетить жезлом, неправды их; что, говорю, тогда будет? можно ли тебя почесть кротким для детей твоих? Не паче ли – тираном их и убийцею? Таков был первосвященник Илий; но и себе и сыновьям своим, совершенную причинил погибель кротостью своею ( 1Цар.3:13 ). Нет! Соломон говорит: иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно ( Притч.13:25 ). Когда приведут убийцу пред тебя на суд, и ты, по кротости своей, видя его бедность, восхочешь отпустить его без наказания? не будешь ли ты преступник законов государственных, естественных, и самых Божественных? Бог говорит: человек, иже аще поразит всяку душу человечу, и умрет, смертию да умрет ( Лев.24:17 ). Божественный закон есть – закон естественный, государственный. Воистину и в кротости потребна умеренность. 2) Щедрость, не добродетель ли? Но, неужели, столько должно быть щедру, чтоб чрез щедрость и самому лишиться одеяния. Не Божие ли слово говорит: никтоже бо когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю ( Еф.5:29 ). 3) Важность есть такое свойство в человеке, которое делает его пред всеми почтительным. Но, неужели, должно быть столько важну, чтоб сделаться гордым? 4) Печаль есть скука или о нашем, или о ближнего благополучии. Но ты с печали и умрёшь, и чрез сие будешь самоубийцею? Не лучше ли умерить печаль так, чтоб чрез чёрное облако сие, блистал свет надежды и утешения? 5) Стыдливость, когда касается жития морального, есть добродетель; когда касается политики – почитается учтивостью: но сии требуют умеренности. Чрезмерно стыдливый, почитается иногда невежей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010