Не к соблюдению материального равенства призывал Христос, а к деятельному милосердию - особенно от личных наших щедрот. Но как же проявится чья-то христианская щедрость - заведомо к человеку менее его обеспеченному, если у всех всего будет поровну? И, главное, за любым ведь «равенством» скрывается мертвечина и застой, а если это равенство сравнительно богатых, т. е. еще и довольно основательно проявлено в сугубо материальном смысле, то уж и Бог тут становится ни к чему... Зажирается и зачастую свинеет человек при таком-то обильном социализме. Пример - та же Швеция. Уж какая здесь соцзащита, и как, по сути, почти у всех всего поровну - да еще и помногу! А ведь в храмы-то мало кто ходит... Числится в христианах три четверти населения, а посещают «дом Божий» всего два их процента! И итоговой сутью - не только всякого псевдо-коммунистического устроения общества (на самом-то деле лишь, так сказать, «социалистического», ибо коммунизм - это уж полная утопия псевдо-нравственных идиотов), но и прокламируемого ныне «просто» социализма (да еще в якобы христианской оболочке), - всегда было и всегда будет общественное безбожие. Так, увы, уж устроено человечество. «Кому до брюха, тому - не до духа...». Но, зная это, Всеведец Господь и дал на все времена очень простой и ясный совет будущим «справедливщикам» - в отношении их призывов к «экономическому христианскому братанию»: не суетитесь, ребята, ибо «Душа больше пищи, и тело - одежды» (Лк 12, 23), и «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12, 29-31)... Но нет, всё суетятся, всё беспокоятся - хотя ищут не того и уж явно не там... И зачем мне приходится повторять все эти банальности? К тому же, повторять их тем, кто и к заповедям-то Божиим привыкали, похоже, более по «Моральному кодексу строителей коммунизма», чем по Священному Писанию и живому Преданию Церкви Христовой.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/07/...

Но Бога не обманешь. Вот о чем напоминает это Евангелие. Бог видит, кто истинен, а кто нет, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Он испытует сердца. Количество не производит на Него никакого впечатления. Качество и щедрость сердца — да! «Эта вдова больше всех положила», — говорит Христос. В книге, где Бог записывает имена жертвователей, они находятся во главе списка. Большой вопрос — будут ли там имена богатых, которые, по правде говоря, практически ничего не положили. Они ничего не дали на храм, кроме некоторых своих излишек. В то время как вдова отдала последнее. Господь уточняет это и подчеркивает: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Она все отдает. Отдавая, она рисковала своей жизнью, брала на себя риск остаться совсем без пищи — то, без чего человек не может жить. То же самое было со вдовой из Сарепты Сидонской, которую пророк Илия встретил при входе в город. У нее осталась только «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине». Почти ничего — для ее больного сына и для нее самой. И это почти ничего она дает пророку, доверяясь слову, которое он говорит ей: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет». Мы находимся в самом центре Евангелия. «Сберегший душу свою (то есть жизнь свою) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», — говорит Христос. Две вдовы — одна из Сарепты Сидонской, другая в Иерусалимском храме — и великое множество безвестных вдов, бедных и скорбящих готовы отдать не только то, что у них есть, но всецело отдать себя. Они рискуют своей жизнью. Но Бог принимает их и бдит над ними. И Пречистая Божия Матерь в чуде, явленном во время грозы, берет их под Свой покров. Самоотдача, к которой зовет Спаситель и Пречистая Его Матерь, не обязательно может осуществляться в грозных событиях, ей не нужно быть непременно в зрелищных жестах, в общественном месте. Прежде чем пришел час нашего главного испытания, эта самоотдача должна воплощаться в каждодневных и простых действиях, которые требуют много любви. Искренне заботиться о счастье и благополучии тех, кого Господь поставил на нашем пути, не отворачиваться ни от кого, кто тянет к нам руку, прося о помощи, давать не скупо, а щедро из того, что мы имеем, — с готовностью отдать и то, без чего мы сами не сможем обойтись, — это и есть наше участие в сегодняшнем празднике. Это и есть начало нашего приобщения Господу, Который отдает Себя нам без остатка, и тайне Пречистой Его Матери, Заступницы нашей, подвигу всех святых. Только отдавая себя, можем мы обрести то, ради чего любовью Божией мы вызваны из небытия, — жизнь вечную, благодать самоотдающей любви.

http://moral.ru/groshiki/

Отчего люди стали так испорченны? Оттого, что редко и недостойно причащаются пречистых Таин, а только Тайны обновляют растлевшее грехом естество наше. Нет противодействия, значит, человеческому растлению. Еще – не молятся. Из одной и той же крови [...] и мускулы, и кости, и соки, и кровь, и мозг, и все. Любовь, кротость и смирение, щедрость. Чтобы любить Бога, необходимо иметь живую веру в Него, нужно видеть Его сердечными очами, видеть Его бесчисленные и несказанно великие благодеяния Его к нам. 98 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты ( Мф. 23, 25, 27 ). 99 Жалеть какую-то вещь ради отца, который дал тебе сестру свою для замужества, означает наносить величайшее оскорбление Богу делом, Его благости (лат.). 106 Объяснение этих слов далее в тексте: «Как воздух в стклянице, так душа в теле» (см. стр. 280). 107 Типы – слово употребляется в значении «буквы» (ср. в слове «типография»), от греч. «типос» – знак, след, отпечаток. 110 Куторга Степан Семенович (1805 – 1861) – ученый, профессор естествознания Петербургского университета; уже с 30-х годов XIX века становится проводником в русское общество естественно-исторических знаний как посредством своих научных трудов, так и общественной деятельности: чтением публичных лекций, публикацией многочисленных научно-популярных статей по разным вопросам естествознания, в том числе и по физиологии человека. 118 Гора Сион – священная гора, на которой построен Иерусалим. У пророков Сион представляется средоточием народа Божия и Церкви Божией, часто означает Царство Божие во всей его полноте. Слово «Сион», по толкованию святых отцов, имеет также значение общины святых, которые, находясь в мире с Господом и стоя на вершине добродетелей, справедливо называются Сионом, о котором говорится: основания его на горах святых; любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих ( Пс. 86, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помни, что ты питаешь Церковь Христову, уды Христовы; утешь всякого ласкою, и радушием, и щедростию. Помни, что и Сам Господь угощал вином на браке в Кане, хлебцами и рыбами в пустом месте и прежде – сладкою манною в пустыне. А сколько сладостей-то Он дал в снедь и питие человеку, во славу Свою! И как щедро! Ничего не щадит для Своего любимого образа. Когда будут у тебя гости в доме, вспомни тогда, что ты сам гость на земле, и как щедро угощает тебя здесь Отец Небесный, так ты щедро угощай других, чтобы сподобиться тебе в Небесном Отечестве неизреченных, бесконечных щедрот Его во Христе, Господе нашем. Пред светлыми, великими праздниками, светлыми торжествами и великолепными, богатыми процессиями погребальными и крестными ходами, равно пред днями общего очищения покаянием враг усиливается особенно стеснить и затмить мою душу, чтобы заявить надо мною великую злобу свою. Тут он искру греха моего превращает для меня в огромное, пожирающее меня пламя. А пред получением мною, равно как и при получении вещественной прибыли он по зависти приводит ко мне целый дом гостей. Здесь козни его я должен обратить в пользу души своей, к оказанию христианской любви и гостеприимства и к побеждению страсти скупости и нелюбообщительности. Если же ходим во свете... имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин. 1, 7 ). Не укради [ Исх. 20, 15 ]. Эта заповедь, между прочим, значит: не украдь славы Божией в храме или в домах христианских при совершении богослужений и Таинств своим вялым, несердечным служением, скрадыванием слов, а вне богослужения – своими страстными помыслами, гнилыми словами и греховными делами. Не украдь также славы Божией при преподавании Закона Божия воспит[анникам]. Первый тать славы Божией есть диавол, который захотел сравняться с Богом и ныне царствует в мире богопротивными делами в сынах века сего; потом – мир прелюбодейный и грешный, крадущий славу у Бога славы во всей своей богопротивной жизни и проявлениях ее: в науках, в искусстве, в торговле, в промышленности, в пище и питии, в взаимном общении между собою, в делах домашних и общественных, в разговорах, в своих мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Последовавшее затем празднество продолжалось две недели (вдвое против обычного праздника Кущей), и за это время было принесено в жертву 22,000 волов и 120,000 овец, причем как царь, так и весь народ соперничали щедростью приношений. Нам трудно представить возможность столь громадных жертв, но в истории нет недостатка в подобных же примерах. Так, жертвоприношения Юлиана были столь многочисленны, что окружающие его насмешливо говорили, что он скоро истребит всех чистых животных. И. Флавий рассказывает о том, что в Иерусалиме в один год было заклано 256,500 пасхальных агнцев. И в новейшее время известен случай, как в Мекке калиф Моктавер принес в жертву 40,000 верблюдов и 50,000 овец. При этом нужно помнить, что, исключая так называемых всесожжений, большая часть приносимых в жертву животных съедались приносящими, причем на жертвеннике сжигался только один тук, т.е. жировые части. Так как медный жертвенник, не смотря на свои величественные размеры, был совершенно недостаточен для таких беспримерно многочисленных жертвоприношений, то по этому случаю Соломон посвятил на это дело весь храмовой двор. Когда все торжество освящения было кончено, – торжество, о котором некогда мечтал Давид и воспевал его (см. Пс. 131 ), – царь отпустил народ, и все, «благословляя царя, пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу своему Давиду и народу Своему Израилю». Во всей истории Израиля не было более величественного торжества, чем это, и память о нем продолжалась во все последующее века. При этом обращает на себя внимание тот замечательный факт, что как во время самого торжества, так и впоследствии Соломон выступал во всей полноте принадлежавших ему, как царю и помазаннику Божию, священных прав, и не только лично по три раза в год приносил жертвы на медном жертвеннике, но ему позволялось даже входить в святилище и приносить курения на золотом жертвеннике. Это обстоятельство было совершенно исключительным, так как подобное преимущество принадлежало только священникам, и когда в позднейшее время царь Озия позволил себе присвоить подобные священнические обязанности, в наказание за это он поражен был проказой. Знамением особенного благоволения Божия к Соломону было не только облако славы и исшедший с неба огонь, но и новое сновидение, бывшее Соломону. Бог явился ему в сновидении и сказал, что Он принял его молитву, и, под условием верности его завету Божию, Он утверждает царство в его доме и не перестанет изливать благословение на народ его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Проявления этого порока у детей. Приучайте детей к труду и бережливости и насаждайте в них щедрость. Примеры тяжких наказаний Божиих за скупость и воровство. Едва ли есть такой порок, который был бы столь же распространен в наши дни и греховность которого так же мало сознавалась, как любостяжание или корыстолюбие и скупость; а между тем, с этим пороком особенно нужно бороться при воспитании детей. Страсть корыстолюбия (любостяжания) есть алчность ко всякого рода стяжательству, ненасытное желание приобретения богатства, имущества, денег и всякого рода «земного имения». Эта страсть происходит обычно от себялюбия и плотоугодия, от неверия в благой Промысел Божий и отсутствия любви к Богу и людям. У детей этот порок чаще всего проявляется в скупости, скряжничестве, жадности, в любви к деньгам, в «потребительской психологии», в других видах эгоизма и в своекорыстии. От порока корыстолюбия обычно происходят лживость, воровство, гневливость, зависть, убийства, вражда, жестокосердие, неблагодарность, праздность, лень, роскошь, разгул, распутство и многое другое. Премудрый Сирах о чрезмерной любви к деньгам говорит: любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им ( Сир.31:5 ). По словам святителя Тихона Задонского , сребролюбец – «враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе» 545 . Святой апостол Павел говорит, что сребролюбие есть корень всех зол ( 1Тим.6:10 ), и о тех, которые хотят быть богатыми, – что впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). Многие, предавшись этому пороку, уклонились от веры ( 1Тим.6:10 ). Апостол причисляет любостяжание (лихоимство) к грехам, которые лишают человека Царства Небесного: блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас (христиан), как прилично святым... Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления ( Еф.5:3–6 ). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Сопоставляя этот текст с соответствующими: Мрк. XIV, 22; Лyk. XXII, 19 ; 1Kop. XI, 24 – определяется, что Господь, воздав благодарение, благословил и тем освятил хлеб, затем его преломил и подал ученикам; то-же сотворил над чашею вина и предложил всем из нея пить . 279. Какое повеление произнес Спаситель, подавая Причащение апостолам? " Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет« ( I Kop. XI, 25, 26 ). До второго Пришествия Сына Божия сие Таинство должно всюду совершаться . 280. Что дает христианину Св. Причащение и чего лишается не приходящих к сему Таинству? Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, то не имел бы главного блага истинной жизни; «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Uoah. VI, 53 ). »Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ст. 54). «Причастие не избыток Господней щедрости, а существенная необходимость» (Еп. Феофан Затв., Путь ко спасению). 281. Возможно ли приходить к сему Таинству, не очистив себя покаянием и без должного приготовления? " Да испытает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем«. ( 1Kop. XI, 28, 29 ). В вере или в неверии мы освящаемся или осуждаемся Причащением. 282. Было ли в самом начале видно, что часть людей отвергнет Причащение? Во время самой проповеди о Причащении некоторые не приняли ея. Другие покинули Христа. То же происходит теперь. »С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним« ( Uoah. VI, 66 ). 283. Какое блого непосредственное дает христианину Причащение? Человек становится едино со Христом. Не без тела воскреснем, посему презирающий тело, грешит гордостью духа. Не духом одним угодно было соединиться Господу, но дабы единение было полное, духовное и телесное. Тело человека, принявшого Причастие, становится обоженым благодатью, ибо человек соделался »причастником Божеского естества« ( 2Nempa I, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст.9,10: «Разве даром Иов боится Бога? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все имущество? Дело рук его Ты благословил, и владения его распространяются по земле». 67. Он как бы говорит: «Почему Ты хвалишь того, кого Сам укрепил защитой? Будет ли человек, презрев меня, достойным Твоих похвал, если противостанет мне своими силами?» Столь скоро и лукаво требует, что Сам  Защитник человека милостиво уступает. ГЛАВА 43 Ст.11: «Но вытяни немногоруку Твою и коснись всего, чем он владеет, – благословит ли он Тебя?» 68. По большей части бывает так, что пока мы приносим в обилии плод добродетели, пока укрепляемся в постоянном благополучии, то ум постепенно надмевается и начинает думать, что те блага, которые он имеет у себя, происходят от его собственных усилий. Поэтому древний враг естественно домогается того, чтобы прикоснуться к этим благам; но прикоснуться не иначе, как если это милостиво позволит Бог, так, чтобы ум, ударяемый искушением, был потрясен среди тех благ, о которых он радовался, и, признав слабость своей беспомощности, еще более утвердился в надежде божественной помощи. Это бывает по удивительной Божественной щедрости, чтобы, где злой враг прикасается к сердцу, дабы уничтожить его, там же милосердый Создатель просвещает его, чтобы оно жило. Потому Бог и говорит: ГЛАВА 44 Ст.12: «Вот, все, что он имеет, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». 69. И Он как бы говорит: «Вот, Я даю тебе прикоснуться к каким угодно внешним благам избранного, чтобы и сам ты познал, что Я сохраняю того, кто прилепился ко Мне всей душой». Отчего и хорошо говорится: ГЛАВА 45 Ст.12: «И отошел сатана от лица Господня». 70. Он блуждает вовне, не допущенный к внутреннему, так как ему не позволено господствовать вплоть до повреждения сердца. Даже если сатана и смущает добродетели души, то он потому остается вовне, что из-за противодействия Божия не поражает сердца благих людей до глубины. Ему настолько дозволено бушевать против них, насколько это необходимо, чтобы они укрепились, возросши в искушениях, чтобы не приписывали своим силам те добрые дела, которые они совершают; чтобы они не потерялись в бездействии от излишней безопасности, и не ослабевали бы при нападении страха. И для своего преуспеяния настолько более бдительно несли стражу, насколько чаще видели бы себя стоящими против врага в борьбе с искушениями. ГЛАВА 46

http://bogoslov.ru/article/4880676

Так как выше он сказал: “ Я подумал, что нет на месте сем страха Божия ”, – и ему казалось, что этими словами он слишком уже поразил их, – то, желая смягчить силу этого упрека, он теперь говорит: не подумайте, будто мы решились поступить так только с вами. Нет, еще тогда, “ когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место ”. Я сделал ей, говорит он, такое предостережение относительно всех, живущих на этой земле; и при всем том это намерение не заключает в себе лжи, а прибегнуть к нему принудил нас страх смерти. Сказав это, праведник и гнев их укротил, и собственную добродетель открыл, и преподал им достаточное наставление в богопочтении. После того царь, уважая такую великую кротость праведника, вознаграждает праотца с свойственною царю щедростью. “ И взял , – говорит Писание, – Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его ” (ст. 14). Видишь ли, возлюбленный, благопромыслительную премудрость Божию? Тот, кто боялся смерти и употреблял все средства, чтобы избегнуть ее, не только избег смерти, но и получил еще великое одобрение и сверх ожидания своего прославился.   5. Таковы дела Божии! Бог не только избавляет от скорбей тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самых скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно забываем их и получаем великое множество благ. Посмотри же далее, какие услуги царь оказывает праведнику. Он не только почтил праведника богатыми дарами, но и дает ему позволение жить на своей земле: “ Вот , – говорит, – земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно ” (ст. 15). Когда царь убедился, что ему дарована жизнь ради праведника и по его молитвам, то чужеземцу, страннику и дотоле совершенно неизвестному человеку начинает услуживать, как своему благодетелю и покровителю. “ И Сарре (говорит Писание) сказал: вот, я дал брату твоему тысячу [сиклей] серебра ” (ст. 16). Посмотри, как он, получив вразумление от праведника и поверив словам его, и сам называет его братом ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

То, что произошло с пророками и с Самим Господом, произойдет с теми, кто будет подлинными Его учениками. Об этом непрестанно предупреждает Евангелие. Мы знаем, что Христос пришел на землю, чтобы принести мир. В Его Рождество ангелы воспели: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». По Своем Воскресении Господь неоднократно возвещал ученикам мир. Поистине это так. Но, обещая верующим в Него внутренний мир, мир сердца, Господь также говорил, что их жизнь будет источником разделения. «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех» (Лк. 12, 51—52). Там, где Христос принят, Его благовестие приносит мир. Но там, где Он отвергнут, является разделение. Нечестивые не любят присутствия среди них праведников. Лжецы не любят слова правды. Эксплуататоры не терпят обличающих их. Люди с жестоким сердцем держатся подальше от тех, кто зовет к прощению. Мечтающие о легкой жизни и гоняющиеся за богатством, не любят тех, кто во имя Божие зовут к щедрости, к забвению себя и отдаче себя. Потому вера во Христа — источник разделения. Те, кто верит в Него до готовности следовать за Ним, не должны удивляться, если однажды к ним будут относиться как к пророкам, как к Самому Христу. Ибо «ученик не выше учителя». Наша Церковь, «яко багряницею и виссом», украшена кровью новых мучеников и исповедников. Но и сегодня есть в ней мученики. Сегодня, как и вчера, те, кто проповедует Евангелие в самом чистом и бескомпромиссном его виде, должны быть готовы к отвержению и ненависти, которую они могут вызвать у многих. Невозможно быть христианином в нашем мире, не противостоя определенному образу жизни и мыслей, ставших сегодня привычными. Невозможно сегодня проповедовать Евангелие, без того чтобы не вызвать неудовольствие людей и властей, более всего ценящих свое положение. Между Евангелием и миром — пока еще не существует мира. Мир Христов дается только кающимся. Крест Христов показывает нам, что христианская жизнь — сражение. Если она не является таковой, законно усомниться в ее подлинности. Все святые знали это, и они знали, что может однажды потребовать верность Евангелию и Кресту Христову. Вот почему они призывают нас к мужеству и стойкости. «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще», — говорит апостол. И добавляет: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12, 2). А затем следуют неожиданные слова: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12, 4). Это значит: «Вы еще не до крови сражались в вашем следовании за Христом, чтобы приблизить Его Царство любви, правды и милосердия». До какой меры сражаемся мы, чтобы быть учениками Христовыми?

http://moral.ru/dom_1011.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010