В контексте раннехристианского богословия термин «благодать» прочно ассоциируется с Иисусом Христом: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). В противопоставлении закону термин χρις может указывать также на христианство в целом; на спасение, которое Бог дарует через Иисуса; на опыт жизни во Христе и в Духе Святом; на человеколюбие и щедрость Бога, выразившиеся в том, что Он даровал людям Своего Сына. Этот дар – бесценный, неожиданный и незаслуженный – делит историю человечества на «до» и «после»: на эру закона и эру благодати. Эра благодати воцарилась после пришествия в мир Иисуса Христа, и причастниками этой благодати становятся уверовавшие в Него. Термин «любовь» ассоциируется с Богом Отцом. В проповеди Иисуса Христа Бог представлен как источник любви, передающейся людям через Его Сына: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» ( Ин.15:9 ). Наивысшее выражение любовь Бога к людям нашла в том, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). По словам апостола Иоанна Богослова, «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин.4:8–9 ). Наконец, термин κοινωνα, переводимый как «общение» или «причастие», обладает богатым спектром значений. В литургическом контексте он указывает на причащение Святых Христовых Тайн. В контексте учения о Церкви он указывает на общение, которое христиане имеют между собой благодаря единству веры и Евхаристии. Он также указывает на общение верующих с Богом через молитву и Таинства Церкви. Применительно к Святому Духу этот термин подчеркивает Его роль в качестве Ходатая за людей. Когда мы молимся, «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными», говорит апостол Павел ( Рим.8:26 ). Молитва анафоры обращена к Богу Отцу, но, поскольку Сын и Дух неотделимы от Отца, то и молитва эта носит тринитарный характер. Для того чтобы ее достойно совершить, верующим нужны благодать Христова, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В самом деле, скажи мне, какое тут равенство – дать немного денег, и получить оставление грехов? Напитать алчущего – и удостоиться дерзновения в тот страшный день (суда) и услышать слова, стоящие царства: “ Алкал Я, и вы дали Мне есть ” (Мф.25:35)? Разве Тот, Кто явил тебе такую щедрость, не мог сам удовлетворить требованию и этого алчущего? Но Он оставляет его бедствовать в нищете для того, чтобы и он стяжал великую награду за терпение и ты милостынею приобрел себе дерзновение. Итак, будем подавать щедрую милостыню, взирая не на принимающего только, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что ни делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние: к Нему-то возводя ум, постараемся давать (милостыню) со всем усердием, и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву: “ Кто сеет , – сказано, – скупо, тот скупо и пожнет ” (2Кор.9:6). Итак, не скупою рукою будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время пожать нам в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь пожать нам плоды и удостоиться человеколюбия Божия. Никакая другая добродетель не может так угасить греховный наш пламень, как щедрая милостыня. Она и грехи наши уничтожает, и доставляет нам дерзновение (пред Богом), и предуготовляет наслаждение неизреченными благами. Но довольно уже сказано к вашему назиданию и в объяснение того, что, давая немногое, мы удостаиваемся от Господа большего. Уклонилось же слово наше к увещанию о милостыне по случаю того, как мы сказали, что патриарх, уступив Лоту часть земли и даже предоставив ему самую лучшую землю, а себе взяв худшую, за это удостоился от Бога такой щедрой награды, что ему дано Богом обетование, превышающее всякий ум и понятие. “ Возведи , – сказано , – очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки ”. Ты, говорит, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю; мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том до века, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В самом деле, скажи мне, какое тут равенство — дать немного денег, и получить оставление грехов? Напитать алчущего — и удостоиться дерзновения в тот страшный день (суда) и услышать слова, стоящие царства: « Алкал Я, и вы дали Мне есть » (Мф. 25:35)? Разве Тот, Кто явил тебе такую щедрость, не мог сам удовлетворить требованию и этого алчущего? Но Он оставляет его бедствовать в нищете для того, чтобы и он стяжал великую награду за терпение и ты милостынею приобрел себе дерзновение. Итак, будем подавать щедрую милостыню, взирая не на принимающего только, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что ни делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние: к Нему–то возводя ум, постараемся давать (милостыню) со всем усердием, и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву: « Кто сеет , — сказано, — скупо, тот скупо и пожнет » (2 Кор. 9:6). Итак, не скупою рукою будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время пожать нам в изобилии. Теперь — время сеяния: не упустим же его, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь пожать нам плоды и удостоиться человеколюбия Божия. Никакая другая добродетель не может так угасить греховный наш пламень, как щедрая милостыня. Она и грехи наши уничтожает, и доставляет нам дерзновение (пред Богом), и предуготовляет наслаждение неизреченными благами. Но довольно уже сказано к вашему назиданию и в объяснение того, что, давая немногое, мы удостаиваемся от Господа большего. Уклонилось же слово наше к увещанию о милостыне по случаю того, как мы сказали, что патриарх, уступив Лоту часть земли и даже предоставив ему самую лучшую землю, а себе взяв худшую, за это удостоился от Бога такой щедрой награды, что ему дано Богом обетование, превышающее всякий ум и понятие. « Возведи , — сказано , — очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки ». Ты, говорит, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю; мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том до века, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В этом заверяют нас истинные уста Господа, когда Он давал заповеди и сказал, что в Царство Божие входят не христиане, которые только и делают, что вопиют и взывают «Господи, Господи!», но только те, кто исполняют заповеди и волю Его: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Это же хотел явить Господь и словом, сказанным известному юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). Поэтому и Царство Небесное называется в Священном Писании воздаянием, платой и вознаграждением, которое дается за труд и исполнение заповедей: «Я приклонил сердце мое к исполнению оправданий Твоих навек, ради воздаяния» ( Пс. 118 ). И также: «Позови работников и отдай им плату» ( Мф.20:8 ). Итак, если хочешь, брат, исполнить с любовью и усердием заповеди Господни и победить все трудности, помни о том, что сделал ты и будь уверен, что непременно получишь награду за труды свои. Так же и Василий Великий побуждает стремящихся воспламенить свое сердце к исполнению божественных повелений, когда на вопрос: «Как может человек с внутренним расположением и с вожделением исполнять Господни заповеди?» – отвечает: «Если несомненно уверится, что заповедь (Божия) есть жизнь вечная» ( Ин. 12, 50 ) и все обетования соблюдающим ее истинны; то в нем образуется расположение сказавшего: «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» ( Пс.18:10–12 )» (Правила, кратко изложенные. 174). Господь дает Царство Небесное не как плату, должную за выполнение заповедей, но по щедрости Своей. Заблуждаются те, кто думают, что достаточно правильно верить, а заповеди можно и не исполнять Кроме того, знай, брат, что Господь со Своей стороны дает Царство Небесное как плату и вознаграждение за исполнение заповедей лишь по снисхождению к нашей слабости, чтобы побудить нас, рабов Своих, еще усерднее исполнять повеления Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вторая заповедь, имеющая позитивную формулировку, дана в Новом Завете Самим Христом: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Мф. 7, 12 ; Лк. 6:31 ). Это подразумевает в особенности чувство сопричастности всем людям, помощь им, согласно наставлению апостола: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ), и служение им 5037 . Эта помощь должна быть ответом на все потребности ближнего: милостыня – в ответ на материальные нужды 5038 , а в ответ на духовные потребности – стремление привести его к Богу 5039 ; если он далек от Него, помощь во врачевании его духовных немощей 5040 , забота о его духовном возрастании и спасении 5041 , помощь словом 5042 , делом 5043 и в первую очередь молитвой 5044 . Любовь подразумевает и сопереживание, то есть радость вместе с ближним из-за всего хорошего, что с ним происходит, и сокрушение вместе с ним из-за всех постигающих его несчастий 5045 , подразумевает щедрость на утешение и поддержку 5046 . Отметим, наконец, что любовь к ближнему, как к самому себе, означает такую же прочную связь с ним, как с самим собой. Можно сказать вместе с Ева- грием, что исполненный любви – это «тот, кто считает себя единым со всеми, имея привычку видеть в каждом себя самого» 5047 . Первое основание любви к ближнему – подражание Богу, насколько это в силах человека: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он ( 1Ин. 4:17 ). Для человека это [означает] в первую очередь построение своего отношения к тем, которые имеют одну с ним природу, по примеру отношения каждого Лица Пресвятой Троицы к двум другим. Сам Христос дает нам пример этого: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас ( Ин. 15:9 ). [Во вторую очередь это означает отношение к ближнему] по примеру любви Бога к людям: – Любви Отца, Который отдал за них Своего Сына: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3:16 ); Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ( 1Ин. 4:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Господь Иисус Христос как Сам творил чудеса для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а божественное, принесенное с неба, и чтобы лучше веровали в Него, как Спасителя; так Он дал силу творить чудеса и апостолам, чтобы лучше верили их учению и тому, что они посланники Божии. И мазаху (мазали) маслом многи недужныя (многих больных), и исцелеваху (исцеляли). Мазание маслом вообще имеет свойство утолять боль, особенно от ран. Но здесь разумеется помазание, посредством которого сообщалась сила или благодать Божия, отпускавшая грехи и тем исцелявшая от болезней телесных, подобно тому, как это же сообщалось чрез возложение Господом рук на больных или чрез прикосновение или помазание глаз брением ( Мф.8:3 ; Мк.8:23 ). Впоследствии помазание священным елеем от рук священников сделалось таинством, врачующим немощи и душевные, т. е. грехи, как пишет ап.Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). У еванг. Матфея тут прибавлено: даром получили, даром давайте ( Мф.10:8 ). Это значит, что апостолы должны были проповедовать и творить чудеса не за плату, не из корысти. „Этим Господь смиряет их высокоумие, пишут св. Златоуст и блажен. Феофилакт, чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей, также предостерегает и от сребролюбия: так как к страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце“. Этими же словами Господь еще учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества: ибо трудящийся, сказал он, достоин награды за труды свои ( Лк.10:7 ; 1Кор.9:8–14 ). Зач. 24. Смерть Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Господь прощает нам наши долги, но и мы должны прощать своим должникам. В молитве «Отче наш» мы ежедневно повторяем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но чтобы иметь право обращаться с этой просьбой к Богу, мы должны забывать о долгах других людей перед нами и помнить только о своем долге перед другими. Господь простит нам все наши долги, у Него хватит щедрости, милости и любви, чтобы простить любой наш грех, но при одном условии, что и мы тоже будем прощать людям. В жизни все взаимосвязано, и потому если мы от Бога ждем прощения и милости, то должны уметь и сами оказывать милость, которую мы окажем нашим ближним и дальним. Поставим себя перед судом этой притчи. И если есть кто-то, кого мы не могли простить, то простим его. Если кто-то нам должен, простим ему долг, чтобы милость и благодать Божия всегда были с нами. Аминь. 3 сентября 2000 года Христос и богатый юноша. Неделя 12–я по Пятидесятнице Думая о том, что произошло с богатым юношей, мы часто обращаем внимание прежде всего на то, что он не последовал за Христом, не решился отказаться от своего богатства, а также на слова, которые Господь сказал ему и ученикам Своим: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Часто мы упускаем из вида начало этой истории о том, что богатый юноша пришел к Иисусу с вопросом: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь ответил ему: «Соблюди заповеди». Юноша спросил: «Какие?» — Иисус ответил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и матерь; и: люби ближнего твоего, как самого себя». И юноша сказал: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19:16–26). Спроецируем эту историю на нашу жизнь и зададим себе вопрос: можем ли мы ответить Господу с чистою совестью так, как ответил Ему богатый юноша: «Все это сохранил я от юности моей»? Соблюдаем ли мы те десять ветхозаветных заповедей, которые были даны человечеству как основа для его нравственного выживания? Можем ли мы поставить себя на один уровень с этим богатым юношей? Мы видим, что сегодня творится вокруг нас, в нашем обществе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

е. день суда Божия) ( 2Тим.1:12 ). Вооруженный таким упованием, св. Павел не уклонялся ни от одного труда, ни от одного бедствия ни правыми, ни левыми путями, он мужественно шел чрез острие меча, побиение камнями, чрез различные смертные опасности, стрелы и огонь, укрепляемый упованием на Бога, силою Которого часто проходил сквозь железные затворы. (Сост. по кн. « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею», И. Максимовича, митр. Тобольск. Киев, 1890 г., стр. 826–382). 3. Церковно-исторические рассказы о крепкой надежде на Бога 1. «Некогда, повествует о себе один отец, по своим нуждам ходил я в Константинополь. В то время, как я сидел в церкви, входит некто из мирян, знаменитый и весьма набожный человек; он, увидев меня, сел подле и начал беседовать со мною о спасении души. Во время беседы я сказал ему, что хорошо живущим в мире за земное им воздается небом. Он отвечал: «правду сказал ты, отче: блажен тот, кто надеется на Бога и всего себя предает Богу. Я сам сын славного отца, который был очень щедр и много раздавал бедным; он однажды подозвал меня к себе и сказал: сын мой, что тебе более угодно, то ли, чтобы я оставил тебе деньги, или чтобы поручил тебя покровительству Христову? Я, подумав несколько, отвечал: «лучше желаю предаться Христу, потому что все земное с каждым днем исчезает». Отец мой, выслушав меня, увеличил щедрость свою до того, что по смерти его мне почти ничего не осталось. Итак, я остался бедным и незнатным, с крепкою надеждою на Бога, покровительству Коего вверил меня отец мой. В том же городе жил один знатный и богатый человек, имевший набожную и богобоязненную жену. Они имели одну только дочь. Жена говорит мужу своему: «детей у нас только и есть, что одна дочь, – а Бог наградил нас таким богатством». – Чего же не достает ей? Спросил муж. «Если мы будем стараться, отвечала жена, выдать ее за человека равного нам по богатству, но с дурным сердцем, то он будет огорчать ее, так не лучше ли нам поискать для нее бедного, но богобоязненного человека, который бы любил ее и покоил?» – Хорошо ты придумала, отвечал муж, ступай же в церковь , молись прилежно и сядь там; кто первый придет в церковь, тот пусть и будет избранный жених для нашей дочери. Они так и сделали, и когда она, помолившись, села, я первый вошел в церковь . Она тотчас послала слугу за мною, и лишь только я подошел к ней, начала спрашивать меня: «откуда ты?» Я сказал ей: – из такого города и такого-то отца сын. «Это того милостивого? – прервала она, и потом спросила: женат ли я?» – Нет, отвечал я. Она же, прославив Господа, сказала: «Благий Промыслитель послал тебе жену и богатство, чтобы ты тою и другим обладал в страхе Божием» (Лимонарь).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если брат намеренно похищает твое достояние и даже смеется над твоим смущением и жалением, то это он делает по внушению диавола, а не сам собою и во всяком случае делает тебе этим добро, потому что твое имение вредно для тебя, поколику ты привязываешься к нему сердцем и болишь о нем. Ну, сахару ли тебе жаль? Не он ли меньше всего полезен для нашего тела и больше всего вреден для души? Нимало от него жизнь наша не зависит, ибо о хлебе живет человек, а не сахаром. Слишком раздражительное жаление сахара означает, что он жизнь нашего плотского, ветхого, страстного человека, что он питает его страсти. Не будем же жалеть сахару, а будем помнить слова Спасителя: хлеб наш насущный даждь нам днесь [ Мф. 6, 11 ]. Давая тем, кои не могут возвратить тебе, или питая тех, которые взаимно тебе не отплатят тем же, верь несомненно, что ты отдаешь свое имение только в рост Владыке, Который воздаст сторицею в будущем веке, а часто и здесь. Блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [ Лк. 14, 14 ]. Сделали Мне... наследуйте Царство [ Мф. 25, 40, 34 ]. Стоя на молитве, помни, что Небесный Царь, Богородица, Силы Небесные и все святые смотрят на тебя. Как же надо стоять! Какую надо иметь душу! Какую трезвенность! Какое смирение! Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий (человек), чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? [ Чис. 23, 19 ]. Помни эти слова при совершении всех Таинств. Любовь считай за истину, вражду – за мечту. Щедрость любезна – скупость есть глупость. Для человека плотоугодливого составляет усладу не Господь, не Его бесконечные совершенства, не Божия Матерь, не Ее пречудная жизнь, не Ее неизреченные благодеяния к роду христианскому, не Ангелы, не их стройные чины и предстояние Создателю, не красоты видимого мира, а составляют усладу его, как животного, пища и питие, одежда, земное жилище, со вкусом убранное, все земные вещи- и ничто небесное. Кто попрал чрево, тот попрал ветхого человека с его страстьми и похотьми плотскими, тот уничтожил средостение вражды между собою и братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если, говорит он, это будет у меня на чужбине, и потом “ я в мире возвращусь в дом отца моего ”, как обещал, “ и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть ” (ст. 20,21-22). Заметь признательность праведника! Когда он выражал свое прошение, то ничего дорогого не хотел просить, а только хлеба и одежды; когда же полагает от себя обет Господу, то, зная щедрость Его в дарах, зная, что воздаяния Его превосходят всякое помышление наше, говорит: “ Камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим ”, - и от всего, дарованного мне Тобою, “ дам Тебе десятую часть ”. Видишь ли боголюбивое намерение? Еще ничего он не получил, но уже обещает приносить Богу десятину от всего, что будет ему дано. Не оставим без внимания, возлюбленные, сказанного, но поревнуем все этому праведнику, поревнуем мы, живущие во (время) благодати, жившему прежде закона, и не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а хотя бы мы и не просили, сам дарует нам потребное. “ Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ” (Мф.5:45). Послушаем Его, когда Он, убеждая нас, говорит: “ Ищите же прежде Царства Божия … и это все приложится вам ” (Мф.6:33). Видишь ли, что Он сам готов даровать вам то, и обещает, в виде прибавления, даровать это? Итак, не проси, как главного, того, что должен получить в виде прибавления. Не будем извращать порядка, но станем искать прежде то, как Он заповедал, чтобы получить и другое. Поэтому Господь и в словах молитвы, полагая для нас правила и пределы, до которых должны простираться прошения наши о житейских предметах, повелел нам говорить следующие слова, исполненные всякой мудрости: “ хлеб наш насущный дай нам на сей день ”, - т. е., дневную пищу. Об этом самом и тот праведник, хотя и не слышал еще этих слов, молился, говоря: “ и даст мне хлеб есть и одежду одеться ”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010